Кристина Старк "Гончие Лилит"
Лариса Петровичева «Музыка мертвых»
Сьюзен Мэллери "Сезон прогулок босиком"
Максим Сонин "Ступает слон"
Юрий Поляков «Весёлая жизнь, или Секс в СССР»
Гузель Яхина "Дети мои"
2021-03-10



Мы - творцы собственной жизни и не позволим никому оказать на нас давление, манипулировать нами или проявлять агрессию
 (Т. Коэн "Надломленные души")
 
Тьерри Коэн - один из самых известных и читаемых французских писателей современности. Его книги пользуются огромной популярностью. Герои его произведений сталкиваются с серьезными испытаниями в жизни, вступают в поединок с судьбой, закаляют характер и просто так не сдаются.
Вот и в новом романе "Надломленные души" подростки из неблагополучных семей переосмысливают свою жизнь, учатся быть сильными, стойкими под ударами судьбы, учатся радоваться жизни, ценить каждое мгновение и развивать свои таланты. И помогает им в этом Институт Воли, созданный как раз для таких подростков, которые стали изгоями общества и потеряли веру в себя.
У каждого из них свои проблемы: Лана - девушка-гот, терпевшая насмешки и издевки одноклассников из-за своей манеры одеваться, стрижки и пирсинга, девушка, доведенная до отчаяния и пытавшаяся покончить с жизнью; Дилан - добрый и чуткий мальчик, подвергавшийся постоянному жестокому избиению своим "отцом", он никак не мог понять, в чем так сильно провинился; Софиан - подросток, по своему недомыслию вступивший в группу исламистов и подвергавший теперь свою жизнь опасности.
Институт Воли, в котором оказались эти и другие подростки, помог им преодолеть свои страхи, помог "расправить крылья" и поверить в себя. Отныне они уже не те запуганные и неуверенные в себе подростки, какими были раньше, они - личности с Большой Буквы, умеющие постоять за себя и за своих друзей. Отныне они сами творцы собственной судьбы и никакие трудности не помешают им идти по намеченному пути.
В целом книга очень понравилась, необычный сюжет, загадочные наставники и самобытные герои. Книга затрагивает проблемы подростков, она очень сейчас актуальна. Особенно мне понравилось присутствие в романе некоего обучающего материала по саморазвитию и самообороне. Ну и романтика, куда же без неё. 
Возможно, на этот роман будут куплены права на экранизацию, так как он того стоит. Ведь по двум первым романам Тьерри Коэна "Я выбираю жизнь" и "Я сделаю это для тебя" уже снимаются фильмы.
 
Ольга Староверова

Ярлыки: зарубежная литература, подростки, роман


2021-03-05 10:00



От любви к женщине родилось все прекрасное на земле.  
М.Горький
               
Начинается повествование на самой позитивной и светлой ноте жизни героев. Но мы-то уже из аннотации знаем, что герой будет в отчаянии ждать, когда его жена выйдет из комы после тяжких родов. В той самой аннотации очень обтекаемо сказано, что Дилану придется спуститься на самое дно, подобно Орфею, и вернуться обратно ради Мэгги. Звучит мистически.
Но ничего мистического в тексте нет. Есть обычная жизнь обычных людей. Единственно, повествование ведется от первого лица и присутствует огромное количество флэшбеков. Вот Мэгги шаловливо будит Дилана и тащит его на ночное купание. Романтично. Вот герои закупают вещички, делают ремонт в будущей детской. Они искренни в своей любви и ожидании.
А вот и катастрофа. Роды, которые пошли не так. Кстати, можно много интересного узнать и в бытовом плане. Больницы, люди, врачи… Довольно сильно отличается от нашего уклада всё. Повествование то убыстряется, то замедляется, вплывают друзья, близкие и дальние знакомые, их истории, их долгие или не очень отношения с главными героями. 
Ткется пестрое полотно жизни со взлетами и паденьями, успехами и смертями, долгами и воздаяниями. Все камерно. Маленький городок, окрестные фермы, узкий круг посвященных в семейную трагедию. И море тоски напополам с отчаянием.
Да, бутылка, но недолго. Другая работа, другой круг общения, постоянные визиты в больницу.
Тут не имеет смысла пересказывать события. Тут на уровне чувств. В том числе и извилистая дорога героя к идее Бога. Которая началась, разумеется, с проклятий в его адрес.
Кстати, в книге самый настоящий хеппи-энд. Она очнулась. Все хорошо. Если не считать маленькой могилы сына.
Кстати, название книги переведено странно-неправильно. The dead don`t dance дословно «мертвые не танцуют» или «мертвые не могут танцевать». 
Так и задумываешься иногда, много ли мы теряем, читая перевод. Но книга получилась жизненно-раздумчивая. О вечных ценностях, о маленьких мелочах, которые и делают нашу жизнь уникальной и нужной нам самим и нашим родным.
 
Светлана Маркевич

Ярлыки: зарубежная литература, любовь, современная проза


2021-03-03 15:00



«Ошибаемся, ошибаемся…
Об ошибки свои ушибаемся,
Синяками и шишками мечены, 
От ошибок своих не излечены.
На своих, пережитых, учимся.
Изучая чужие – мучаемся».
 Т. Жмайло
 
Эта книга, несомненно, привлечёт внимание читателей. Сразу, в заголовке, уже сказано: книга о любви. Да и автор, хоть и молодой, но уже известный и популярный. Пишет легко, просто – и всё про нашу жизнь. Вот только жанр рассказа не все любят. Только вчитаешься, проникнешься проблемами героев – и конец. А вот что там будет дальше? Иногда ясно, иногда нет. 
Маша Трауб  рассказывает нам истории своих героев, как бы предлагая взглянуть на события со стороны. И – вольно или невольно – задаёшь себе вопрос: а как бы ты поступил в этой ситуации? Истории похожие и непохожие. И выходы, и выводы у всех разные. Как говорил главный герой фильма «Мужики!»: «Почему мы одних любим, а других замуж берём?» И почему после развода люди порой расстаться никак не могут, а то и снова сходятся. И почему с бывшей свекровью отношения бывают лучше, чем с подружкой. И каких жён ищут мужчины, перебирая одну, другую, третью. Каким смешным и нелепым мыльным пузырём может оказаться идеал мужа, придуманный им в молодости. И как же со всем этим, в конце концов, жить?  
В сборнике Маши Трауб восемь рассказов. И все о странностях любви. В названии книги это самое «без» можно было бы и не писать. У всех по-своему, у всех по-разному. Отношения волнующие, мучительные, болезненные, радующие и изматывающие. Всякие. Поступки тоже соответствующие. Вы будете удивляться и сокрушаться: «Ну как так можно!» Ругать персонажи и поучать: «Брось! Уйди! Не то, не так!» Будут и смешные сценки, и те, что напомнят вам о собственном горьком опыте или о самых счастливых страницах жизни. Потому что всё это о любви. А она вот такая. Со странностями.  И никаких «без». Как говорит сама Маша Трауб: «Любовь - это всегда пелена на глазах. Совсем тонкая, как шёлк. Но мне казалось, что мешковина или брезент лучше защищают чувства. Чтобы не видеть и не слышать ничего вокруг, кроме себя и того состояния, которое принято называть любовью».
 
Валерия Базлова

Ярлыки: женская проза, любовь, рассказы, российская проза, сборник, современная проза


2021-03-03 12:00



Кто тут главный по тарелочкам?
 
Когда речь идет о книгах спорных и вызывающих противоположные отклики и суждения, будет уместным подчеркнуть, что говорить о таких книгах не значит разделять мнения их авторов, а выставлять сообщение в блоге о таких книгах не значит призывать их читать всех и каждого. 
Однако спорные книги могут быть занимательными и интересными. Более того, спорные книги могут оказывать серьезное влияние на многих и многих. Идеи их авторов могут со временем оказаться вложенными в уста уже других людей: писателей, исследователей, телеведущих и т.д. Так, идеи Эриха фон Дэникена имеют немало последователей. А шумная сенсационность его бестселлеров стала только началом завоевания всемирной славы швейцарского археолога-энтузиаста.
Для непосвященных сделаю несколько пояснений. Эрих фон Дэникен является убежденным сторонником гипотезы посещения Земли инопланетянами. На теории палеоконтакта и построены его рассуждения вокруг культурных артефактов, так или иначе (с его точки зрения) указывающих на посещение Земли в далеком прошлом представителями иных цивилизаций. Дэникен – организатор многих экспедиций в самые отдаленные уголки планеты с целью найти новые неопровержимые доказательства верности его теории.
В представленной книге – находки со всех концов света. Зимбабве и Колумбия, города, затерянные в джунглях и гиганты острова Пасхи... Пиктограммы и петроглифы, монстры в камне и ящики с игрушками... Удивительные народы – догоны, индейцы хопи... Всё рассмотрено как космический код древности, всё подвергнуто интерпретации, основанной на желании выяснить, может ли быть мнение о внеземных цивилизациях и таинственных пришельцах, посещавших Землю за тысячелетия до нас, лишь пустой выдумкой и фантазией.
Книга Эриха фон Дэникена «Небесные учителя» прекрасно иллюстрирована, благодаря чему все археологические находки оказываются у читателя перед глазами. Таким образом, рассуждения автора подкреплены зрительно. Многочисленные фотографии и рисунки как бы являются дополнительным аргументом в пользу теории автора. Правда, все ли захотят увидеть то, что увидел Эрих фон Дэникен? Увидеть роликовые коньки на изображении у не знавших колеса майя, детали лампы накаливания на таинственных барельефах в Дендере (Египет), транспортное средство типа мотоцикла в загадочной скульптуре, стоящей в Копане (Гондурас)... Так ли это? Но в то же время как быть, например, с африканским племенем догона, живущим в Мали? Откуда у него поразительно точные астрономические сведения, которые можно получить только благодаря таким мощным техническим средствам, каких у племени никогда не бывало? 
Мир полон загадок. А задуматься над этими загадками и даст возможность книга Эриха фон Дэникена «Небесные учителя».
 
Дмитрий Кочетков

Ярлыки: историческая литература, отраслевая литература


2021-03-02 13:00



Любовь – самое утреннее из наших чувств. 
Фонтенель
 
Я рада, что открыла интересного и нового для себя автора. Это ничего, что на Фейсбуке у него несколько тысяч читателей, а один рассказ – «Мост для Поли» – прочли пару миллионов раз. Разве снился такой успех бумажным книгам? Вот и автор утверждает в одном из интервью, что и не собирался отдавать в печать свои рассказы, полностью довольный интернетом. Друзья старые сподвигли, те, с которыми он вел когда-то вполне светский образ жизни, снимал кино, работал в театре, вращался в богемных кругах.
Борис Мирза преподает режиссерское и писательское мастерство онлайн, живет уединенно, общается только со своей семьей. Внезапная смерть дочери заставила пересмотреть все жизненные ценности.
Об этом все его рассказы. Во многих повествование идет от первого лица, а потому, не зная ничего об авторе, бывает затруднительно определить, есть ли биографические мотивы или все истории взяты из головы.
Язык обманчиво простой, местами разговорный, ведь персонажи совершенно обычные люди. И ничего фантастического не происходит – просто жизнь, маленькие эпизоды, комедии и трагедии, красота в мелочах, и в ней же страх и боль. И успокоение.
Рассказы вызывают шквал эмоций. И нет никаких комедий положений, с которых пробивает на неудержимый хохот. Тут такое: печаль, нежность, любовь и прощение.
Еще важный момент. Автор – человек воцерковленный. И это чувствуется, как некий тонкий флер, налет философской отстраненности и знание о том, что мир шире, больше и сложнее, чем нам кажется.
Никакого навязывания, боже сохрани, никакой агрессии в словах и мыслях. Это, безусловно, приятно, читать такое. Особенно это касается темы смерти и посмертия, потери, переживания этого непростого и неизбежного.
Очень рекомендую всем. На обложке значится 18+, но это, скорее всего, именно из-за тем, что поднимает автор. Нецензурной лексики не заметила, процент ее либо исчезающее мал, либо вообще отсутствует. Хотя есть множество историй о стариках и старухах, нищих, дурачках, позабытых и одиноких людях.
 
Светлана Маркевич

Ярлыки: рассказы, российская проза, сборник


2021-02-26 12:00



Все мы родом из детства
 
Мне очень нравятся эти писатели из Белоруссии. Они пишут книги с глубоким смыслом. Авторы всегда поднимают очень актуальные темы, важные не только для подростков, но и для их родителей.
В этой книге описана история, отражающая современную действительность и вечную проблему отцов и детей.  Мне также нравится, что писатели проблему показывают, но советов не дают и ничего не навязывают. Выводы читатель делает сам.
Очень часто в подростковом возрасте (его еще называют трудным возрастом или переходным) возникают серьезные конфликты между родителями и детьми. На примере главных героев книги Арины и Тихона и их родителей авторы наглядно показывают, как не нужно вести себя старшему поколению, когда их дети подросли, поумнели и проявляют самостоятельность. Дети не собственность родителей, а отдельные личности. Родителям надо бы уже потихоньку начинать их отпускать, ослабить контроль, проявлять больше доверия. Но чаще всего взрослыми движет страх за детей. А страх, как известно, плохой советчик. Именно страх и недоверие родителей к своим детям привели к таким казусам, которые описаны в книге. Виктор, отец Тихона, заподозрил сына в нетрадиционной ориентации и повел к психологу. Жанна – мать Арины – записала девочку на прием к гинекологу, потому что сама в молодости совершила ошибку и не доверяет мужчинам. На фоне абсолютно нормальных, творческих и ответственных подростков, родители выглядят идиотами. Но именно такими их делает страх за детей и нежелание отпускать. А дети молодцы! Они уже в старших классах знают чего хотят, чем будут заниматься в жизни. Им поддержка нужна бы со стороны старшего поколения, одобрение, а главное - любовь и принятие. Но  родители категорически недовольны выбором  своих детей и пытаются всеми способами уберечь их от ошибок. Такое часто бывает. Результат – сломанные судьбы. Надо отдать должное Арине и Тихону. Они не сдаются, отстаивают свое право на свободу выбора, бунтуют и даже совершают побег. Дети влюблены друг в друга. И эта первая любовь – такая чистая, целомудренная, больше похожая на дружбу. Очень положительный пример для читателей-подростков. А самое главное, что хотят донести до нас Жвалевский и Пастернак: очень важно жить своей жизнью, а не желаниями и планами родителей. Тогда и вырастает счастливый человек, несмотря на все косяки родителей.
Книга будет очень полезна для взрослых, которые считают, что они лучше знают, что нужно их детям. Самая суть книги отражена в названии.
 
Светлана Морозова

Ярлыки: подростки, современная проза


2021-02-25 15:00



Нет, ребята, все не так! Все не так, ребята!
(В. Высоцкий)
 
Однажды в СССР, в Москве, в начале 80-х прошлого столетия, в знойном августе, по улицам шел абсолютно счастливый семнадцатилетний Роман Александрович Романов. А почему бы ему не чувствовать себя счастливым? Приехал из Пензы, поступил в МГУ. Правда, на вечернее отделение, но …  Какая разница?
Разница оказалась весомой: чтобы учиться на вечернем, нужно работать и иметь лимитную прописку. Вот с этого и началась история, описанная в книге.
Очень непросто было провинциалу в Москве найти работу с лимитной пропиской и предоставлением общежития. Но все-таки наш герой преодолел все препятствия и поселился в общежитии. Женском. Дело в том, что устроиться на работу ему удалось только учеником продавца. А продавец в то время преимущественно была профессией женской.
И началась у Романа самостоятельная жизнь. Женским вниманием не обделенный, он видит действительность не такой, какой она ему представлялась раньше, когда все было ясно и понятно: жить нужно честно; спекуляция – это позор, а СССР – самая миролюбивая на свете держава. Но оказалось «все не так, ребята!».
 «Есть! Существуют правила игры, о наличии которых он ранее не подозревал. На самом деле он слышал об этом прежде и прямо, и намеком, но не понимал, о чем идет речь. А вот теперь понял», - пишет автор.
Понял, что красивые слова – это одно, а реальные дела – другое, что часто красивые фразы прикрывают очень некрасивые поступки, что нет «никакой сокровенной истины…, зато гнили – с лихвой…», что девиз уголовников «Не верь, не бойся, не проси» - это правила официальной жизни.
А еще понял Роман Романов, что нужно стать сильным, и не столько физически, сколько в другом отношении. Быть сильным значит быть хозяином жизни, чтобы не ты в глаза кому-то заглядывал, власть имущим, например, а тебе заглядывали, чтобы все двери перед тобою открывались, чтобы любой дефицит был доступен… Лучшее средство для этого – большие, огромные материальные возможности. И наш герой начинает делать деньги в условиях СССР, он становится фарцовщиком. Так называли тогда людей, которые могли что-то дефицитное достать (глагол советских времен в значении «купить», «добыть» и т.п.), чтобы дороже перепродать.
Романов преуспел на этой ниве, он поставил свое дело, где все детали (образно говоря) работали в унисон.
И все-таки через некоторые свои принципы Роман Александрович переступить не смог. «Не настучи» - кредо его. А за это приходится платить…
Правда, один момент в финале книги показался мне несколько странным, неестественным, изрядно напоминающий кое в чем типичный индийский фильм.
А главный персонаж, совершавший, вроде бы, противоправные поступки, все-таки симпатичен. Впрочем, у кого-то, может быть, будет иное мнение. Главный же вывод по прочтении книги таков: в СССР существовали и секс, и бизнес, и преступность, и коррупция.
 
Светлана Титова

Ярлыки: российская проза, современная проза


2021-02-17 17:00



Народная мудрость гласит, что горбатого могила исправит. 
В случае Надежды Лебедевой народ прав как никогда. Уж сколько раз наша героиня зарекалась встревать в разные неприятные ситуации, в которые она регулярно вляпывается независимо от своего желания! Другой человек просто бы мимо прошел и внимания не обратил на разные мелочи, но не таков наш удачливый сыщик-любитель Надежда Лебедева, которой ее невероятное любопытство не дает спокойно спать. Недаром ее муж является ярым противником любых расследований, да и кот Бейсик их не одобряет.
Виданное ли дело: приличная домохозяйка вместо того, чтобы кормить его вкусностями весь день напролет да гладить, все по каким-то подозрительным местам бродит, от убийц прячется!  
Вот и в этот раз ничего не предвещало начало детективного расследования. Надежда Лебедева просто решила поменять плотные и тяжелые зимние занавески на более легкие и красочные весенние. В город пришла весна и потеплело не только на улице, но и настроение повысилось. Надежда заказала занавески в специальной разрекламированной фирме и отправилась их получать, но на улице стояла хорошая погода и она присела на лавочку в парке подышать свежим воздухом. Только просто так сидеть Надежда же не может, вот она и стала рассматривать прохожих и составлять их психологические портреты. Практически сразу же ее внимание привлекла странная парочка: двое совершенно разных мужчин что-то так увлеченно обсуждали, что не видели ничего и никого вокруг себя. А между тем за ними следил крайне подозрительный тип неприметной наружности, и даже фотографировал чертежи, которые они чертили на земле. Надежда тоже их сфотографировала после того, как все ушли. Она хотела проследить за неприметным типчиком, но он скрылся за деревьями.
И, как всегда с Надеждой и случается, она встретила одного из увлеченно беседовавших мужчин в холле того здания, где находилось ателье по пошиву занавесок. Оказывается, он работал в архитектурном бюро по соседству. Только она его узнала, как он умер на ее глазах, а мимо нее прошла подозрительная женщина, сообщившая кому-то по телефону, что дело сделано. Разве могла наша героиня пройти мимо!
В этот раз расследование завело Надежду Лебедеву на Васильевский остров, в старинный Квартал немецких аптекарей, в загадочную кирпичную башню, по легенде охраняемую грифонами. Раньше там находилась фармацевтическая лаборатория Вильгельма Пеля, изобретшего формулу эликсира вечной жизни и исполнения желаний…
Остальное узнаете, если прочитаете книгу Натальи Александровой "Башня грифонов".
 
Диана Байкова

Ярлыки: детектив, мистика, российская проза


2021-02-15 11:00



"Господа рядовые, обращаюсь я к вам.
Почему-то всегда мы поем офицерам,
А на деле ведь вы, рядовые мои,
Умирали в шинелях, пропаленных серой".
(Жанна Бичевская. «Господа рядовые»)
 
Обратимся к массовой литературе, ярким представителем которой является Александр Тамоников, автор многочисленных романов, отражающих различные периоды истории России и часто даже основанных на реальных событиях.
Книга «Шестнадцать против трехсот» посвящена событиям в Сирии. Центральное событие романа – это бой, разгоревшийся за стратегически важную высоту. Российскому спецназу противостоит мощная группировка боевиков, которые стремятся прорваться к Алеппо.
Автор поясняет: «...так как информации по боям шестнадцати российских спецназовцев против трехсот боевиков Аль-Нусры немного, в основном короткие, лаконичные рассказы самих офицеров группы спецназа, сдержанные комментарии, я попытался, прибегая к воображению, создать картину боя, с моей точки зрения приближенную к той, что могла иметь место у Алеппо. В книге применено название группы – «Альфа». И это тоже оттого, что данные по российской группе не разглашаются. Это понятно и объяснимо. Подобные подразделения строго засекречены. В тексте сохранены только имена и звания, которые публиковались в прессе».
Таким образом, перед нами литературный боевик. Да, обычно любят обсуждать книги, оказавшие существенное влияние на литературный процесс или сами оказавшиеся в чем-то пророческими. Еще любят говорить о литературе элитарной. Но боевик! Здесь я сталкивался с мнением категоричным: «Ну, это для "диванных патриотов!"» Не могу согласиться с таким мнением! Всегда была литература разных планов. И если даже элитарной прозе присвоить звание генерала, то что значит этот генерал без литературных солдат? «Господа рядовые» (надеюсь, сравнение никого не обижает) во многом и определяют общественные вкусы. А повествовать они могут о подлинной элите общества, знающей и понимающей, что такое Долг, совершающей Подвиг. О таких людях Александр Тамоников и пишет, отмечая в романе «Шестнадцать против трехсот» про них следующее: «Конечно, обидно, что никто не назовет их фамилий, не покажет в лицо. Не расскажет о боли раненых, о горе семей погибших. Да и живого в подъезде соседи встретят, даже не подумают, что офицер, возвращающийся со службы, - Герой. Но им это и не надо. Главное, выполнили задание, спасли сотни жизней. А остальное... остальное неважно».
 
Дмитрий Кочетков

Ярлыки: военная тема, российская проза, современная проза


2021-02-15 10:00



Что произойдет, если в одном тихом провинциальном городке, где проживают исключительно светлые, столкнутся «настоящая черная ведьма» (по совместительству штатный маг Хеллвиля) и светлый маг Меч Властелина (бывший защитник Императора), каждый из которых хочет застолбить этот городок исключительно за собой? Все перипетии этой интересной истории вы узнаете, прочитав книгу Надежды Мамаевой «Ты же ведьма!». Казалось бы, что все преимущества на стороне ведьмы, Магды Фокс, которая приехала туда раньше и даже сумела найти общий язык с местными жителями, даром что светлыми. Да что жители, она даже с храмовником договорилась, что каждую неделю он будет ее сжигать, а за каждое сожжение выплатит ей один золотой. На что только не пойдешь, чтобы выполнить план по ведьмам! И вот в процессе третьего сожжения, когда Магда уже слышала звон золотого у себя в кармане, а жители дружно скандировали: «Сжечь ведьму!», совершенно не кстати заявился маг, испортил жителям такое замечательное развлечение и лишил Магду ее законного дохода. Конечно, она разозлилась, а кто бы не разозлился? Ведь ковен экономит на оплате начинающим ведьмам, а жители данного городка в основном страдали душевной хворью, которую лечили в основном молитвой. А если она не помогала – то настойкой на перваче, и чем ее больше примешь, тем целебнее эффект! Как тут заработаешь? Да он ее еще и ледяной водой окатил, когда костер тушил. Это в последние-то дни осени! 
Да, здесь простенькой местью не обойтись. Взяв в союзники Эйту, белку забирающую разум, Магда заключила с ней сделку, в результате которой собиралась не только отомстить противному магу, но и победить его в противостоянии. Но таковы ли герои на самом деле, какими они кажутся? Какие секреты они скрывают? Да и сама белка так ли грозна и ужасна? Книга написана в юмористическом жанре, легко читается и содержит много смешных моментов, забавных диалогов и курьезных ситуаций. Также присутствует здесь и романтическая линия. Если вы хотите узнать, чем закончилась негласная война между «черной ведьмой» и светлым магом, читайте книгу Н. Мамаевой «Ты же ведьма!»
 
Диана Байкова

Ярлыки: магия, фэнтези, юмор


2021-02-15 09:00



Не право рождает долг, но долг – право. 
Ф. Шатобриан
 
 
Книга не новая, на русском языке выходят и выходят продолжения в этой серии. В позапрошлом году перевели уже десятую книгу о приключениях Флавии де Люс!
Просто у нас появился сдвоенный том первых романов, я ностальгически заглянула и не заметила, как снова увлеклась. Это поразительно, насколько высокий интеллект, тонкий юмор в сочетании с несколько детским взглядом на мир может затянуть в свои сети. 
Здесь мы имеем не сказать чтобы уникальное сочетание, но необычное так точно. Автор взрослый мужчина. А главная героиня – девочка одиннадцати лет. И книги получились скорее для взрослых.
Не то чтобы у меня лично вызывает недоверие умная, начитанная, увлеченная химией одиннадцатилетка, и то, что она может провести любительское расследование преступления…
Единственное но. Мне все же кажется, что литературная Флавия – это скорее немного идеализированный персонаж. И авторское представление о собственном детстве.
Расклад сил такой. Англия, пятидесятые годы двадцатого века. Фамильный особняк Букшоу. Семья де Люс состоит из папы, полковника, который вечно перебирает свои марки и не замечает приходящее в упадок хозяйство, и трех его дочерей. 
Мама, которую все называют по имени – Харриет, погибла во время войны. И была она овеянной легендами летчицей.
Флавия – самая младшая. Маму она не помнит, чем пользуются старшие сестры, стараясь побольнее уколоть. Например, заявить, что она вовсе даже приемная дочь, а потому не похожа на старших. Флавия мстит тем, что добавляет слабительное в чай, или раздражающий настой в крем для лица.
Высокие отношении, да-да. И очень странная семейка. И еще. У младшей де Люс есть лаборатория, которую еще дядюшка основал. И интерес ее к химии совершенно прикладной – яды и противоядия. 
Ну и пытливый ум любознательной девчонки с кучей свободного времени, плюс доброе сердце втягивают ее снова и снова в разнообразные истории.
Повествование от лица ребенка, пусть даже ее ай-кью зашкаливает, дает интересный эффект. Во-первых, несколько наивный язык. Хотя лексикон Флавии достоин всяческих похвал.
Во-вторых, отсутствие опыта. Она не понимает многого во взаимоотношениях людей в силу своего возраста. Традиционное воспитание тут подвело. Матери нет, отец витает в облаках, разве что школа и книги… Юная сыщица иногда бывает даже жестокой. (Напоминаю тем, кто позабыл: дети в принципе жестоки, они еще не умеют примирять на себя все гадости мира.) Она может высказать то, о чем взрослые даже думать боятся. Зато она бойка на язык, энергична и не рыдает в платочек, когда старшие сестры предаются столь подобающему для леди занятию.
Еще бы! Их отец арестован, его обвиняют в убийстве незнакомца, труп которого обнаружен в огороде между грядок с огурцами. Но Флавия убеждена в невиновности родителя. Верный скрипучий велосипед понесет любознательную девчонку по свидетелям и очевидцам к невероятным открытиям.
А во второй книге мистика и жуть заполняют сердца. Правда, местами все оборачивается шуткой. Но как могло случиться, что у заезжей труппы кукольного театра имеется кукла с лицом, поразительно напоминающим трагически погибшего мальчика? И совпадение ли, что один из артистов найден убитым?
Без «роялей в кустах» не обошлось. Но будем снисходительны. Если бы Флавия не подслушала один интересненький разговор на кладбище, все могло бы быть иначе.
Рекомендую любителям неспешного английского детектива, саркастического юмора и особой атмосферы.
 
Светлана Маркевич

Ярлыки: детектив, зарубежная литература, серия


2021-02-11 18:08



Пожалуй, ни одна книга Марии Метлицкой не получила от читателей столько негативных отзывов. Книгу называли скучной, героиню эгоистичной и неприятной, отказываясь ей сочувствовать, а автора (естественно!) исписавшимся. Скажу сразу, и я, начав читать «Другую Веру», не собиралась писать на неё рецензию. Не потому, что книга не нравилась. Просто посчитала, что она, как говорят, «проходная». То есть прочитал, закрыл и забыл, что читал. У Марии Метлицкой есть более глубокие и значимые произведения. Но, дочитав её до конца, я вдруг поняла, что книга меня не отпускает и заставляет вспоминать сюжет, размышлять о судьбе главной героини, о правильности её поступков, о совершённых ошибках и т.д.  И захотелось об этой книге рассказать.
Начну с того, что книга достаточно странно построена. Она начинается с описания жизни успешной во всех отношениях женщины зрелого возраста, любимой и любящей, состоящей в удачном браке. Той «другой Веры», которой она стала во второй половине своей жизни. А дальше повествование неожиданно обрывается, и начинается рассказ как будто бы совсем о другом человеке. О Вере и её семье, включая и родителей, и бабушку с дедом.  И о тех «хождениях по мукам», которые привели женщину к моменту, когда исчезла та, прежняя Вера и появилась «Вера другая», прожившая новую, счастливую жизнь. К ней, к этой жизни героини, автор и вернётся в финале книги, совершив вот такую «закольцованность» сюжета.
У читателей, уже познакомившихся с книгой, как ни странно, много претензий к образу главной героини, которая много плачет, совершает ошибки и которой, по их словам, не хочется сочувствовать.  А на мой взгляд, Мария Метлицкая очень талантливо изобразила в своём романе не макет положительного или отрицательного героя, у которого вся жизнь расчерчена на чёрные или белые страницы, а создала образ живой, реальной женщины с гаммой чувств всех оттенков радуги. Размышляя об образе главной героини Вере, я почему-то вспомнила Скарлетт из известного романа М.Митчелл «Унесённые ветром». Героиню, которую тоже трудно назвать однозначно положительным персонажем. Но от этого образ, созданный автором, не становится менее интересным, скорее наоборот. Борьба за выживание, борьба с невзгодами, поиски своего места в жизни, страдание и любовь – вот те проблемы, которые заставляет решать жизнь. А на пути решения могут быть и ошибки. Возвращаясь к образу нашей героини, скажу, что ничто человеческое ей не чуждо, но многое из совершённого могут оправдать истинные человеческие чувства: любовь, сострадание, терпение и даже жалость. Я бы сказала, типичные черты характера русской женщины. 
Поэтому, подытожив всё выше сказанное, могу подтвердить: рекомендую книгу прочитать. Но с некоторыми ограничениями. Мужчинам книга однозначно не понравится. Можно даже в руки не брать. Почему? Потому что уж очень саркастично и (я бы сказала) реалистично прописан образ первого мужа нашей героини Роберта Красовского – человека никчемного, ленивого и подленького. Очень узнаваемо и поэтому очень печально. А другой мужчина романа – второй муж Веры - уж слишком идеален и, опять же, слишком слащаво влюблён в супругу. Типичный «Принц на белом коне», о котором мечтают все женщины.  Но вот бывают ли такие в жизни? 
Будем считать, что счастливый и сентиментальный финал романа – это тот «бантик», как говорят журналисты, который автор книги кинула нам для того, чтобы подслатить все горести, описанные в книге.
 
Валерия Базлова

Ярлыки: российская проза, роман, современная проза


2021-02-08 11:12



"Жизнь, господа присяжные заседатели, это сложная штука..."
(Илья Ильф, Евгений Петров)
 
Если тема коронавируса еще не вызывает у вас физиологической реакции неприятия, то, наверное, стоит обратиться к книгам, этой теме посвященной. По всей видимости, уже настало время подводить некоторые итоги, собирать и систематизировать информацию о явлениях, сопровождающих пандемию.
Представленную книгу написали Виталий Шкляров и Анджей Беловранин. Виталий Шкляров – политтехнолог, Анджей Беловранин – журналист. Таким образом, перед нами не взгляд врача, делающего упор на сугубо медицинских вещах, и не умственные построения политолога-конспиролога. Перед нами заметки людей, внимательно следящих за событиями и рефлексирующих новую реальность. Это рационализация неосознанных страхов, вычленение социальных и психологических элементов, явленных ситуацией вокруг опасного вируса (COVID-19). Авторы рассмотрели нашу новую повседневность с неизвестным будущим, “жизнью наизнанку”, концом гедонизма, скукой во время самоизоляции и остатками веры в науку. Отдали должное медицине, которой волей-неволей пришлось быть на передовой. Поставили вопросы о готовности к пандемии, откуда вирус мог взяться и сколько смертей от него, увы, можно ожидать. Коснулись экономических и политических тем. Возможный экономический крах, глобализация, сокращение потребления, доставка товаров на дом, гибель бизнеса и потеря работы – всё это тоже лики коронавируса. А использование коронавируса в политических целях? Это явление тоже нельзя обойти стороной. Запреты привычных демократических свобод – они избирательны или объективны? А мнения о том, что всех нас ждет цифровой концлагерь, вызванный из преисподней новым мировым порядком, убивающим личную свободу, вообще свободу и личность как таковые? Авторы также рассуждают на подобные темы, и появляются такие главки книги, как «Цифровое заточение», «Карантинные жестокости», «Закручивание гаек и сворачивание демократии».
Последний раздел книги называется «В поиске новых ценностей». В нем авторы спрашивают читателей (да и самих себя), готовы ли мы жертвовать и сможем ли сделать добро из зла. Принципиальные вопросы. Как и вывод, сделанный авторами: «Выживает не сильнейший. Выживают те сообщества, где сильнейшие помогают выжить слабейшим. Се – человек».
Книгу «Мир, поставленный на паузу» рекомендуют прочитать Владислав Иноземцев, Ирина Прохорова, Николай Сванидзе. Если названные имена для вас что-то значат, их упоминание станет еще одним стимулом к прочтению. Впрочем, без чьей-либо рекомендации эта легко читаемая книга о важных вещах нашего “пандемического существования” – апелляция к здравому смыслу человека разумного и надежда на преодоление новой коронавирусной напасти.
 
Дмитрий Кочетков

Ярлыки: медицина, отраслевая литература, психология


2021-02-05 09:20



«Один мой хороший знакомый, посол России, как-то на своём юбилее сказал: "У меня каждое следующее десятилетие лучше предыдущего!" Давайте учиться тому, как этого достигнуть».
А.Л. Мясников
 
Помните, одна из героинь известного фильма оптимистично утверждала: «В 40 лет жизнь только начинается!» А в 50? В 60 лет? Автор предлагаемой мною книги  Александр Мясников  готов дать советы, как жить так, чтобы жизнь и в этом возрасте  приносила радость и удовольствие.
Но перед тем, как перейти к содержанию книги, нельзя не сказать несколько слов об авторе.  Александр Леонидович Мясников – личность удивительная и уникальная. О нём можно было бы писать и рассказывать отдельно – и довольно долго. Родился он в семье потомственных врачей. Его корни по материнской линии уходят в далёкое прошлое и ведут к крымскому роду Хан-Гиреев (да-да, тех самых, один из героев которого описан Пушкиным в «Бахчисарайском фонтане»). А дед А.Л. Мясникова – его полный тёска – академик Мясников был личным врачом Сталина.  Сам же Александр Мясников младший – врач-кардиолог, врач общей практики, учёный, руководитель крупной медицинской клиники, автор множества книг (одну из которых я сегодня рекомендую) и известный телеведущий.  Уже   несколько  лет по выходным доктор Мясников рассказывает нам, как вести здоровый образ жизни, даёт полезные советы и отвечает на вопросы телезрителей. У Александра Леонидовича огромная аудитория зрителей и читателей, которых подкупают не только советы опытного, практикующего врача, но и естественная манера ведения диалога, живые примеры, основанные на богатом жизненном и врачебном опыте.
Всё это относится  и к книге «Есть ли жизнь после 50». Небольшая по объёму книга, конечно, не может претендовать на энциклопедию, в которой можно найти ответы на все волнующие вопросы. Но построена она так, что доктор поговорит со своими читателями о самом важном и самом главном – о том, как в возрасте 50-60-70 лет и старше быть здоровым и радоваться жизни. Речь пойдёт и о питании, и о двигательной активности, и о привычках, от которых надо избавляться, о кризисе среднего возраста и даже о сексе и пластической хирургии. Многие из советов доктора вы уже слышали в его телевизионных выступлениях, но вспомнить нужное и полезное никогда не бывает лишним. Вся книга Александра Леонидовича пронизана бодрым, оптимистичным настроением. Доктор приводит примеры из собственной жизни и случаи из медицинской практики. Над некоторыми из них можно посмеяться, а о других задуматься. И самое главное достоинство этой книги, я думаю, в том, что она написана как откровенный диалог автора с читателем. Автора, которому веришь. Не могу не напомнить, что самому Александру Леонидовичу Мясникову 67 лет (во что трудно поверить), и многие советы и решения проблем, о которых он говорит, проверены на собственном опыте.
И в завершении несколько советов и рекомендаций от Александра Мясникова: «Не любить себя: ленивого, толстого с заплывшими глазками и негнущимися суставами! Испытывать к себе злость за слабую волю, неумение организоваться, за поиск постоянных оправданий своей лени! Поставить Дух выше тела, тело всегда будет отлынивать и скулить! Гнать его с дивана поганой метлой! Искать физические нагрузки во всём, превратить рутину ежедневной жизни в череду физических упражнений. Не жалеть себя. Никогда! Всегда что-то болит и кружится… Ну и что? Это теперь наш быт! Помните знаменитое: «Если тебе за 40, и у тебя ничего не болит, значит, ты уже умер!». Поэтому болит – не болит, закусил губу, но пошёл! И будьте бдительны, но не мнительны! Всё делать с хорошим настроением. И помнить: сознание, сила духа и воли определяет наше поведение, быт и в итоге судьбу!»
 
Валерия Базлова

Ярлыки: TV, медицина, отраслевая литература, телевидение


2021-02-04 10:00



Мы работали «живьем», «по правде»...
 
Найдется ли такой человек, который совершенно не представляет, кто такой Алексей Баталов? Хотя автор книги и предполагает такого человека, начиная биографию с элементарных пояснений, я думаю, всё-таки те, кто о Баталове ничего не слышал, скорее исключение, нежели правило. Фильмы «Летят журавли» и «Москва слезам не верит», наверное, смотрели практически все. И есть еще роли Алексея Владимировича, которые знакомы многим: Саша Румянцев («Дело Румянцева»), Алексей Журбин («Большая семья»), Дмитрий Гуров («Дама с собачкой»), Тибул («Три толстяка»), доктор Ботвинк («Чисто английское убийство»), князь Сергей Трубецкой («Звезда пленительного счастья») и другие. Конечно, даже после простого перечисления фильмов, ставших классикой отечественной кинематографии, никому не покажутся обыкновенным комплиментом слова Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, сказанные во время поздравления Алексея Баталова с 80-летием: «Ваши труды заметно обогатили достояние российской культуры». Но Алексий II связал имя этого актера не только с культурным достоянием, но и с такими понятиями, как милосердие, попечение и благотворительность. И это совсем не случайно. Как отмечает автор книги: «Редко кто из бывших советских актеров мог бы сравниться в меценатстве с Алексеем Владимировичем». А еще не каждый может похвастаться такими родственниками, какие были у Алексея Баталова, и вообще той «трудно вообразимой по насыщенности великими деятелями российской культуры» средой, в которой рос Алексей Владимирович. Достаточно сказать, что Анну Ахматову маленький Леша Баталов считал родной бабушкой, потому что та, приезжая в Москву, останавливалась в его комнате, которую освобождали специально для нее. В общем, нет смысла убеждать, что биография такого человека не может быть неинтересной.
Книга Михаила Захарчука состоит из трех частей. Первая часть рассказывает о том, как жил Алексей Владимирович, о его детстве, «штурме» Школы-студии МХАТ, женитьбе и т.д. Вторая часть посвящена его киноролям. А третья раскрывает трагедию жизни великого актера, повествуя о болезни его дочери и о конфликте вокруг дачного участка.
В книге Михаила Захарчука использованы цитаты из трудов самого А. Баталова (это «Судьба и ремесло», «Сундук артиста», «Диалоги в антракте», «В своей жизни я бы поправил все...», «Комплекс независимости», «Это горюшко не горе»). Более того, автор лично был знаком с Алексеем Баталовым. (Как он с ним познакомился, будучи тогда работником газеты «Красная Звезда», вы узнаете из представленной книги.) 
И если Алексей Баталов, без сомнения, не только требовательный к себе актер, но и глубоко воспитанный интеллигентный человек, то Михаил Захарчук – очень деликатный автор. Так, автор книги решил подробнее остановиться на одном высказывании Алексея Владимировича, а именно на фразе: «Но вскоре, несмотря на высшее образование и занятия военным делом в студии, по прямому распоряжению Сталина всю молодежь призывного возраста забрали в армию». Михаил Захарчук написал: «Так вот, в СССР существовал принцип всеобщей воинской обязанности. <...> Сталин здесь вовсе ни при чем, и Баталов упомянул его всуе по традиционной инерции “лихих девяностых”, когда считалось демократической доблестью вешать на “усатого” всех исторических собак». И тут же пояснил, что это замечание «вовсе не в упрек Алексею Владимировичу, а просто истины ради».
Факт такой деликатности мне весьма приятен.
В целом, книга Михаила Захарчука – хорошая биография великого актера.
 
Дмитрий Кочетков

Ярлыки: биография, искусство, ХХ век


2021-02-02 12:00



Где мало слов, там вес они имеют
Шекспир
 
 
А вот и новый путеводитель по книжному морю от известной критикессы. Те, кто ориентируется в интернетовских морях, читали многие из помещенных в данную книгу рецензий на портале «Медуза» (Meduza). Я на глазок прикинула, что здесь обзоры примерно на двести книг. И две трети из них имеются в нашей библиотеке. Потому что они примерно годичной и двухлетней давности выпуска.
Галина Юзефович – тот критик, с мнением которого считаются, на него же ориентируются. Ее рецензии точны, глубоки, хоть и невелики по объему. Это вам не монументальные, суховатые труды, которыми пугают в школьные годы.
Безусловно, мнение ее субъективно, хотя она и пытается быть максимально беспристрастной. Но при той увлеченности, почти страстности, с которой она пишет о прочитанной литературе, сложно сохранять отстраненность. Вот если вам повезет совпасть во мнении с госпожой Юзефович, то вы будете счастливейшим из читателей! А все потому, что приобретете в ее лице отличного лоцмана, который проведет вас сложными путями по литературному океану.
«Таинственная карта» - прекрасный справочник, краеугольный камень, который поможет читателю составить свой собственный список «самых-самых» новых и свежих книг «на почитать».
В предыдущей книге Юзефович как раз и сетовала на эти пресловутые списки, заполонившие интернет. А пред-предыдущая была как бы первым томом. «Удивительные приключения рыбы-лоцмана». Помните?
А тут вам умный и в то же время понятный разбор последней книги Пелевина, к примеру. Если вы сами не читали, можете запомнить пару фраз и блеснуть остроумием и широтой кругозора в подходящей компании.
Предположим, мне такой справочник необходим для работы! Я просто не успеваю читать все. Да и некоторых книг нет в открытом доступе. Хоть общее представление иметь о новинках.
Широта охвата у критикессы велика! Тут и детектив, и фантастика, и современная проза, российская и зарубежная, и научно-популярные издания на разнообразные темы. По-прежнему отсутствуют рецензии на совсем уж простенькую развлекательную литературу, по понятным причинам.
Многие могут спросить, а зачем тратиться на книгу, если можно пробежаться в поисках рецензий той же Юзефович в интернете и все узнать? 
Отвечаю. Потому что в ее книге есть определенная структура. Книги, то есть рецензии на них разбиты по жанрам и направлениям. Ведь человек, желая почитать «что-нибудь этакое», часто и сам не знает, что ему хочется. А тут заглянул в навигацию – а пожалуй, хочу премиальную книгу! Кто там у нас есть? Моррисон? Сальников? Янагихара? Прочтешь и, быть может, передумаешь тратить время и деньги на то, что заставит тебя болеть неделю. Или наоборот, поймешь, что подаренная год назад (и не прочитанная) книга, оказывается, то что доктор прописал!
 
Светлана Маркевич

Ярлыки: книги, литературоведение, чтение


2021-01-30 10:00



"Быть зрелым - это ещё не значит иметь за плечами много прожитых лет. Зрелым становится тот человек, который начинает задумываться над смыслом жизни, пытается понять, что движет миром, в котором он живёт, и что он сам значит в этом огромном мире"
(Отрывок из книги В.Ф. Козлова "Президент каменного острова. Президент не уходит в отставку")
 
Вильям Козлов - русский советский писатель, автор  около пятидесяти книг, как для детей, так и для взрослых. Его лучшие произведения - это "Президент каменного острова", "Президент не уходит в отставку" (о которой я хочу вам поведать),"Витька с Чапаевской улицы","Волосы Вероники", "Маленький стрелок из лука" и др.
"Президент не уходит в отставку" - любимая книга моей юности. Перечитывала её несколько раз, там очень много мудрых высказываний про жизнь, дружбу, любовь, которые я брала себе на заметку. А в целом - это книга про взросление, формирование личности, вступление во взрослую жизнь со всеми вытекающими последствиями. 
Главный герой Тимофей, по прозвищу Сорока, вырос в детдоме. Воспитатель детдома привила ему любовь к книгам, музыке, поддерживала его страсть к спорту, научила быть сдержанным, справедливым, честным, всю его энергию и волю направляла на добрые и полезные дела. Она дала ему то, что лишь умная мать может дать своему ребёнку, за что Сорока был ей безмерно благодарен. Сорока немногословен, обладает жёстким, непреклонным характером, именно он смог создать на Каменном острове мальчишескую республику ("Президент каменного острова"), где он обладал авторитетом и заслужил всеобщее уважение.
Сорока - правдолюб, он борется за правду и справедливость и иногда слишком прямолинеен. Вступая во взрослую жизнь, он сталкивается со многими неприемлемыми для него ситуациями: жульничество на работе, нелепая гибель товарища по вине других людей, браконьерство, нажива, обман.
Сорока честен перед самим собой и слишком нетерпим к недостаткам других людей, впрочем, как и к своим. Слишком положительный герой, но у него есть чему поучиться сегодняшнему поколению. Это книга учит доброму, помогает заглянуть внутрь себя, понять, что ценно в этом мире, правильно расставить приоритеты. Сорока вызывает восхищение и уважение. Прочитав эту книгу, понимаешь, что значит настоящая дружба, любовь и мужские благородные поступки.
Повесть Козлова весьма поучительна, именно её я бы рекомендовала читать подрастающему поколению в воспитательных целях. Даже на сегодняшний день это книга была и остаётся одной из любимейших. Жаль, что не сняли фильм по мотивам такой замечательной повести, как-то упустили, а зря. Ведь именно доброта, честность, искренность, сострадание и любовь являются богатством во все времена и во всём мире.
 
Ольга Староверова

Ярлыки: дети, сборник


2021-01-28 12:01



Есть такие места, упоминания о которых сразу переносят нас к сюжетам литературных произведений и к историям, которые с героями в этих самых местах происходили.  Вспоминаешь о набережной Ялты – и всплывает история о чеховской даме с собачкой.  Бываешь  в Михайловском и Тригорском – и где-то рядом представляешь Онегина с Ленским и барышень Ольгу с Татьяной.  В старом Петербурге как будто всё ещё живут герои Достоевского. Таких примеров можно привести много. Ну а если уж упоминаются московские Патриаршие пруды, так тут и напрягать память не надо:  литературный мир давно уже отдал это мистическое место мессиру Воланду со свитой. И до сих пор, говорят, туристы в Москве всё пытаются найти ту скамейку, где происходил его разговор с Берлиозом и Бездомным,  да  найти место, где пролегали трамвайные пути и находился турникет с разлитым маслом.  Место необычное, загадочное. И именно сюда и поселила своих героев Татьяна Степанова, автор романа «Грехи и мифы Патриарших прудов».
Главная героиня романа  - сотрудник пресс-центра ГУВД Екатерина Петровская, известная читателям по предыдущим книгам Т.Степановой.  По долгу службы она сталкивалась с расследованиями многих преступлений, иногда жестоких и кровавых. Но то, с чем они столкнулись на этот раз, потрясло её до глубины души. В подмосковном лесу обнаружен обезображенный труп мужчины - с отрубленной головой и кистями рук, со следами пыток. Это преступление потянуло за собой цепочку других загадочных и не менее жестоких убийств, и все вместе они привели к знаменитым еще со времен Булгакова Патриаршим прудам. Там, в фешенебельных домах и роскошных квартирах, обитают люди, какой-то непонятной нитью связанные с происходящим. По законам жанра, автор будет раскрывать образы своих героев таким образом, что мы будем подозревать каждого из них. Кого-то в притворстве потери памяти. Кого-то в сокрытии улик. Кого-то в завуалированной мстительности. А кого-то и в совершении преступления. Да и не одного! Потому что одно убийство – до конца не раскрытое – будет цепляться за другое, и целая их цепочка совсем запутает читателя, который будет пытаться разгадать загадки, предложенные автором, но ответ найдёт только в финале.
Роман «Грехи и мифы Патриарших прудов» несколько отличается от предыдущих книг Татьяны Степановой. Некоторые читатели сетуют на то, что у автора много описательных моментов, рассказывающих об этом районе Москвы – Патриаршие пруды; о тех людях, которые жили и живут на Патриарших; о том, как менялся район. Но ничего случайного у таких авторов, как Степанова, не бывает. И рассказ о Патриарших только добавляет сюжету мистическое начало, а «булгаковские тени» незримо будут присутствовать в мрачноватом описании.
Хочу добавить, что в детективах Татьяны Степановой обычно бывает довольно много крови и подробных описаний найденных трупов. А так как в данной истории будет расследоваться тройное преступление, крови тоже будет больше обычного. Поэтому людям впечатлительным лучше пропускать жестокие картинки. Что поделаешь: так пишет детективы данный автор! Тем не менее, у Татьяны Степановой много читателей, которые умеют ценить занимательный сюжет и загадки, которые автор позволит им разгадать только к концу книги.
 
Валерия Базлова
 

Ярлыки: детектив, российская проза


2021-01-22 09:15



"Человек, который так и не повзрослел, самый опасный человек. Он думает, что ему все дозволено..."
Агата Кристи
 
Библиография Агаты Кристи насчитывает порядка семидесяти романов, около двух десятков пьес и более сотни рассказов. Каждое произведение этой скромной английской леди - искусно составленный коллаж из точных ходов, тщательно подобранных мелочей и блестящих логических умозаключений. Простой слог, оригинальный сюжет, колоритные персонажи, эффектный финал. Некоторые работы Агаты Кристи считаются эталонами мастерства. Мрачные, наполненные тоской и безысходностью "10 негритят" стали универсальной основой для многих современных триллеров. Объясняющее и оправдывающее коллективный самосуд "Убийство в Восточном экспрессе" считается образцом идеального преступления. А развязка "Убийства Роджера Экройда" поразит даже самого внимательного читателя.  
"Мышеловку" "Королева детектива" написала находясь в зените славы. Пьеса, основанная на небольшом рассказе "Три слепых мышонка", изначально транслировалась по радио. Но, когда спустя несколько лет ее решили инсценировать, на долгосрочный успех постановки никто особо не рассчитывал. Агата Кристи тоже была настроена скептически, отводя своему детищу от силы месяцев восемь. Но с момента премьеры прошло без малого шестьдесят восемь лет, а "Мышеловка" так и не сходит с театральных подмостков. Так о чем же этот интересный спектакль? Ну, конечно, об убийстве! Полиция разыскивает мужчину среднего роста в тёмном пальто, светлом шарфе и фетровой шляпе. В это же время в только что открывшийся загородный пансион, принадлежащей молодой супружеской паре, прибывают званые и незваные гости: сумасбродка экс-судья, стильный архитектор, добродушный майор, смелая путешественница, сбившийся с пути иностранец и энергичный сержант. А на улице буран, дороги занесены снегом, телефонные провода оборваны. Старый дом на несколько суток оказывается отрезанным от цивилизации. Но виновата в этом не только непогода. Очень скоро расстроенные постояльцы обнаруживают, что их ловко загнали в ловушку, как наивных мышат в мышеловку...
Как всегда подозреваются все. Как всегда опасность витает совсем рядом. Как всегда вопросов больше, чем ответов. Но настанет тот час, когда все карты будут раскрыты, а злоумышленник найден. Рекомендую любителям качественного детектива. 
 
Александра Разина

Ярлыки: детектив, зарубежная литература


2021-01-19 16:00



Идеи могут быть обезврежены только идеями
Бальзак
 
Поразительно, насколько актуально зазвучала книга, написанная в 1964 году! Вопрос о вещах, которые захватывают человеческую жизнь, писатели поставили задолго до того, как психоз вещизма прошелся по планете. На Западе, конечно, уже царило изобилие. Но советским людям все это казалось экзотикой.
Они еще не вкусили плодов слегка подгнивающего капитализма.
По сюжету (совершенно шпионскому, кстати) Иван Жилин, космодесантник, герой нескольких повестей Стругацких, прибывает в Страну Дураков, как он про себя невежливо называет курортное приморское государство. Он ищет встречи со старым знакомым, который помог бы найти источник производства новейшего наркотика. Странный нейролептик убивает людей по миру, а все ниточки ведут к этому зажравшемуся мирку.
С интересом исследователя Иван смотрит на людей, для которых девизом стало: «Будет весело и ни о чем не надо думать». Он уже достаточно зрелый человек, давно не пылающий негодованием коммунар. Он исследует город, все его злачные места. Беседует с самыми разнообразными людьми. Работа здесь длится максимум четыре часа, а потом все страстно убивают время. И себя попутно, фигурально выражаясь.
Срез общества потребления, достигшего своего расцвета, предстает перед нами во всей своей неприглядной красе. 
Но вы не подумайте, что это советский фельетон с примитивными агитками в светлое коммунистическое завтра! Сюжет захватывает, напряжение растет, в самые острые моменты срываясь в трагикомические ситуации.
С чувством юмора у братьев Стругацких все в порядке, а потому многие ситуации, обрисованные ими, бьют наотмашь.
Например, сцена, где Иван в ресторане беседует с доктором философии, который самозабвенно излагает тому свою теорию неооптимизма. Наука дала синтетическую, а значит, что и доступную еду, да еще и удовольствие. Тоже синтетическое. Он считает, что став, подобно детям, беззаботными и удовлетворенными желудочно, люди будут истинно свободными.
Я не буду цитировать или излагать тезисы. Прочтите сами – получите настоящее интеллектуальное наслаждение, куда там доктору Опиру с его представлениями о счастье.
В произведениях Стругацких, кстати, всегда есть такой центральный, я бы сказала, программный диалог. В котором авторы показывают нам именно свою точку зрения. И предлагают веер возможностей и вариантов ответов на ключевые вопросы.
А любимые темы их неизменны: пределы личной свободы, вмешательство и невмешательство в жизнь, судьбу человека, страны, мира... Ну и будущее. Есть ли оно вообще?
При всем при том, повторюсь, лёгкий язык, невероятные кульбиты сюжета, тайны внутри тайн и планы внутри планов. Книга, которая прочитывается влёт, но заставляет думать и спорить годами.
 
Светлана Маркевич

Ярлыки: ХХ век, фантастика


2021-01-16 14:00



Владимир Рекшан – писатель, спортсмен и рок-музыкант. Живя в Ленинграде, он основал музыкальную группу «Санкт-Петербург» (напророчил?).
В своей книге автор возвращается в годы молодости – в 60-е-90-е прошлого столетия – и рассказывает читателю о городе, который тогда назывался Ленинград.
Быт коммуналок, демонстрации, полет Гагарина в космос…
Спорт в жизни автора книги – особая тема. Некоторое время Рекшан считался молодой звездой мирового класса. Но самое главное – он был учеником Школы Алексеева, уникального тренера-легкоатлета. Воспитанники его установили несколько десятков мировых рекордов и с Олимпийских игр постоянно привозили медали.
Владимир Рекшан дает высокую оценку организации спорта в нашей стране советского периода.
Современному молодому читателю, возможно, будет трудно представить некоторые реалии Ленинграда. Общепит, например. Но автор даст ему представление об этом, раскрывая тему основательно, но доступно.
Знаменитое кафе «Сайгон»… Что же это такое?
«Сайгон» - народное название кафетерия при ресторане «Москва». Это была не только (или – менее всего) точка, где можно перекусить, а – в первую очередь – центр общения. Рекшан определяет данный феномен как «бесцензурная территория в центре города». Он также говорит: «"Сайгон" поражал людьми, которые там толклись». О некоторых из них автор рассказывает: о Константине Кузьминском, Викторе Ширали, Бобе Кошелохове и многих других.
Но главная тема повествования – это, конечно же, рок-музыка.
Знаменитый рок-клуб в Доме народного творчества по адресу: улица Рубинштейна, 13. Рекшан называет его «музыкальный Смольный».  «В этот Смольный и поехали таланты со всей страны. Кинчев, Шевчук, Бутусов, Башлачев, десятки и десятки менее известных», - пишет он.
Однажды В. Рекшану довелось побывать в Череповце. Случайно, но удачно для его писательской судьбы…
Но вернемся в рок-клуб, говоря о котором, по мнению автора книги, нельзя не вспомнить о Викторе Цое. Он рассказывает о том, как впервые увидел группу «Кино» на сцене и какое – несколько странное – впечатление оставило это выступление ее. По мнению писателя, «Цой и умер талантливо, на волне, как предчувствие скорого распада государства и кризиса в самой музыке».
Автор считает, что у каждого из его современников свой, неповторимый, Ленинград. Как у него.
В целом же тон повествования в плане эмоциональной насыщенности очень спокойный, с налетом легкой грусти. И это понятно: с годами моложе не становимся, невозвратно теряем что-то, истинную ценность многого понимаем спустя время, которое неумолимо. Поэтому и интересна литература, написанная очевидцами, пусть несколько субъективная, но от этого лишь более убедительная.
 
Светлана Титова

Ярлыки: воспоминания, искусство


2021-01-14 16:00



"А я еще и крестиком вышивать умею... И на машинке тоже!"
(Кот Матроскин, озвученный Олегом Табаковым)
 
Эта книга повествует и о личной жизни Олега Табакова, и о его театральной деятельности, и о полюбившихся киноролях. Даже шире – о полюбившихся фильмах, среди которых «Достояние республики», «Д’Артаньян и три мушкетера», «Несколько дней из жизни И.И. Обломова», «Ах, водевиль, водевиль...» Книга очень информативна (что радует), но излагает материал не столько с искусствоведческой, сколько с общественно-политической точки зрения (что, наверное, обрадует не всегда и не всех). И здесь самое время сказать об этих особенностях книги. Тем более что герой книги, Олег Табаков, в моих комментариях не нуждается. Знают о нем все, даже дети (благодаря обаятельному и практичному проныре – мульткоту Матроскину).
Да, недаром некоторые критики именуют литературные биографии Федора Раззакова «анти-ЖЗЛ». Если отбросить в сторону тот факт, что и сама серия «Жизнь замечательных людей» порядком изменилась и трактует своих героев не только как замечательных (в положительном значении), но и как примечательных и неоднозначных, то все же это «анти-» будет вполне уместно относительно раззаковского жизнеописания Табакова.
Политическая ангажированность произведения проступает красной нитью практически от первой до последней страницы. Конечно, политические пристрастия – это теперь сродни полу, о котором не сказать не получается, но который можно (и то в крайнем случае) только поменять. Поэтому либералы на страницах или с экрана ругает всё, что не укладывается в их понятия. Ну а антилибералы (к которым относится и Федор Раззаков), понятное дело, ругают либералов.
Олег Табаков назван автором «шустродесятником» (переделанное «шестидесятник»). Иначе говоря, Табаков охарактеризован как представитель поколения советской интеллигенции либерального толка, которое «сформировалось после ХХ съезда (1956) на волне антисталинизма. А логический путь для любого классического антисталиниста – это путь в сторону от Сталина к Гитлеру». Вот такое авторское понимание! Свою позицию Федор Ибатович поясняет так: «...если Сталин укреплял СССР, то Гитлер (и его последователи) старались его разрушить». Стоит ли уточнять, что шестидесятники (в понимании автора книги) как раз и занимались разрушением СССР?
Несмотря на ангажированность биографии, некоторые критические выпады Федора Раззакова, на мой взгляд, уместны. Это, например, касается таких театральных постановок, как «Человек-подушка» М.Макдонаха и «Голая пионерка» (по роману Михаила Кононова). Что это за постановки? Ну, об этом вы узнаете из представленной книги. Скажу лишь, что эти постановки Кирилла Серебренникова явно не в моем вкусе. (Хотя о вкусах и не спорят.) Верно, опять же на мой взгляд, и замечание Раззакова о неправильности культивирования в современном искусстве человеческих пороков.
Если же говорить о книге в целом, то она, наверное, вызовет у читателей противоположные мнения. Но равнодушным не оставит. Так что читать ее или нет, решать только вам.
 
Дмитрий Кочетков

Ярлыки: искусство, отраслевая литература


2021-01-12 09:30



Прошлое всегда настигает нас.
Однажды брошенный бумеранг обязательно вернётся. 
Это закон жизни.
 
Агата Кристи устами своего героя Эркюля Пуаро говорила: «У старых грехов длинные тени». Ничто не проходит бесследно и может настигнуть и через тридцать лет, как героев романа Людмилы Мартовой «Когда исчезает эхо».
Главная героиня Юлия, поссорившись с мужем, решила сбежать из своей прошлой жизни и спрятаться в глуши. Очень далеко она не убежала, т.к. совсем рядом, в Подмосковье, подвернулся дом, срочно выставленный хозяином на продажу, да ещё и за бесценок. Почему так дёшево, Юля выяснить не смогла – хозяин объяснять не стал. Но у неё создалось впечатление, что и он тоже от кого-то или от чего-то сбегал.  Дом Юле понравился.  Место, где он находился, было чудное: сад с беседкой, огород, берег реки с песчаным пляжем. И жители деревни оказались людьми не вредными, готовыми прийти на помощь горожанке. И друзья в соседнем коттеджном посёлке появились. И быт потихоньку наладился. Но что-то было не так. И это «не так» связано было именно с самим домом. По ночам скрипели ступеньки лестницы, ведущей на чердак. Что-то на этом чердаке шуршало. Да и сам дом вызывал какой-то странный интерес у разных жителей деревни. За ним, да и за самой Юлей следили. Кто и зачем – именно это наша героиня и хотела узнать. Местные жители рассказали ей историю о том, что произошло в деревне Сазоново 30 лет назад, и Юля с удивлением узнала, что в один день в этой тихой деревушке погибли сразу три человека. Утонул мальчик Митя, от несчастной любви и предательства утопилась девушка Женя, а следом за ней повесился её возлюбленный Вадим. На чердаке своего дома Юля нашла дневник этой Жени. Ну, а дальше оказалось, что события, произошедшие в деревне тридцать лет назад, имеют своё продолжение…
Книгу «Когда исчезнет эхо» вы прочитаете легко и быстро. В ней нет описаний «кровавой расчленёнки» и политизированной нагрузки. Книга настроит вас на светлый лад и напомнит о лете, дачном отдыхе… и о любви. Пусть у неё немного сказочный финал, но, как говорится, хорошо то, что хорошо кончается.
Кстати, рекомендую данную книгу ещё и по той причине, что написала её наша землячка из Вологды – журналист и психолог Людмила Зарецкая, работающая под псевдонимом Людмила Мартова. «Пишу детективы. Они про жизнь. Они про женщин. И совсем немножко про мужчин», – сообщает статус автора в ее социальных сетях.
 
Валерия Базлова

Ярлыки: детектив, роман, российская проза


2020-12-29 10:00



"Пусть у тебя будет сердце, которое никогда не ожесточится, и характер, который никогда не испортится, и прикосновение, которое никогда не ранит".
Чарльз Диккенс
 
“Рождественская песнь в прозе” Чарльза Диккенса - одно из самых популярных художественных произведений о Рождестве. Поучительная история, которая произошла со скупым лондонским ростовщиком, легла в основу многих театральных постановок, а имя главного героя - Эбенизера Скруджа - стало нарицательным. Великий английский писатель горячо симпатизировал простым честным труженикам, так как сам не понаслышке знал, что такое безденежье. В свое время его отец, обремененный долгами мелкий чиновник, разорился и попал в тюрьму, оставив большое семейство без средств к существованию.  Будущему классику мировой литературы пришлось оставить школу и пойти работать. На фабрике по производству ваксы он с утра до вечера наклеивал ярлыки на банки с готовой продукцией. Впоследствии мастер пера всегда выступал против эксплуатации детского труда, широко распространенного в Англии в XIX веке. 
“Рождественская песнь в прозе” входит в сборник "Рождественские повести". События в ней разворачиваются в шумном и многоликом Лондоне, где роскошь и нищета соседствуют друг с другом, но практически никогда не соприкасаются. Сколько маленьких трагедий разыгрывается в грязных трущобах! А обитатели богатых кварталов продолжают делать вид, что их это не касается. Один из них - жадный, язвительный ростовщик Эбенизер Скрудж. Ему чужды доброта и милосердие, так как сердце его давно превратилось в камень. Но однажды, в сочельник, после привычных перепалок с посетителями, коллегой и племянником, вредный скряга возвращается домой, а там его поджидает призрак умершего компаньона. Привидение предсказывает ему скорую встречу с тремя духами - Прошлых, Настоящих и Будущих Святок. Перепуганный старик действительно видит зловещий сон-предостережение. В нем он переносится и в далекое беззаботное прошлое, и в неприглядное унылое настоящее, и в абсолютно безрадостное будущее. Вот тогда-то  Эбенизер Скрудж испытывает глубокое нравственное потрясение. Получив возможность посмотреть на свою жизнь со стороны, он решает в корне изменить свое поведение и отношение к окружающим.
Устройтесь поуютнее в любимом кресле с чашечкой ароматного чая или кофе и уделите немного внимания этой превосходной святочной истории. Возможно, прочитав ее, вы тоже поверите в магию Рождества. 
 
Александра Разина

Ярлыки: зарубежная литература, классика


Ярлыки:
lady fantasyS.T.A.L.K.E.R.TVXX векавантюрный романавторское словоазбука-novelазбука-классикаальтернативная историяАмфора-TRAVELLанабиозанглийский романбиографиябуктрейлервампирывикториныВинтажвоенная темаволшебствовоспоминаниядетективдетидетская литературадиетадневникдраматургияженская прозажестокие игрыЖЗЛзаметкизарубежная литератураиздательство ИНОСТРАНКАинтеллектуальная литератураискусствоисторическая литературакитайская литератураклассикакнига-бестселлеркнигиколдовские мирыконкурскошкикраеведениекрасоталауреат премийлитературоведениеЛитреслюбовьмагиямаркетингмедицинамемуарыменеджментмировая коллекциямистикамифымолодежьМона Лизамузыкамультфильммяу-эстафетанаучная литератураНобелевская премияновеллыновогоднее чтениео животныхо чем говорят женщиныоборотниодиночество простых чиселотраслевая литератураповесть в письмахподросткипоздравленияпокровские воротаполитикапосвяти этот вечер себеправовая литератураправославная литературапремияпривиденияприключенияприятное чтениепро искусствопсихологическая повестьпсихологический романпсихологияпублицистикапутешествияразмышление на темурассказырелигияроманроман в письмахромантическая комедияроссийская прозарусская литературарусский Букерсборниксемейные историисемейный романсемьясердечная наградасериясказкаскандинавская литературасовременная прозасоциологияспорттелевидениетриллерфантастикафильмфинансыфранцузский романфэнтезичтениеэкономикаэкранизацияэнциклопедияэтикетэтногенезэтнографияюморюридическая литератураяпонская литература