«Классический балет есть замок красоты,
чьи нежные жильцы от прозы дней суровой
пиликающей ямой оркестровой
отделены. И задраны мосты».
(И. Бродский. Михаилу Барышникову)
Автор книги «Балерина из Санкт-Петербурга» - Анри Труайя (Лев Асланович Тарасов), известный французский писатель русского происхождения, член Французской академии, лауреат многочисленных литературных премий, автор исторических и художественных произведений, исследователь исторического наследия России.
Эта книга была написана в 2000 году и входит в серию «Русские биографии», которая представляет собой собрание произведений о самых ярких личностях русской политики, литературы и искусства.
В ней мы погружаемся в прекрасный мир русского балета, начиная с его выдающегося периода в эпоху правления Александра III. Это время, когда все были без ума от блистательных постановок Мариуса Ивановича Петипа. Танцовщик, балетмейстер и педагог с именем, по звучанию похожим на элемент классического танца, Мариус Петипа, француз по национальности, посвятил свою жизнь русскому балету. Главная героиня повествования – Людмила Ивановна Арбатова, благодаря счастливой встрече с этим патриархом классического танца, становится ученицей Императорской балетной школы Санкт-Петербурга. Знакомство юной Людмилы с этим выдающимся человеком определило всю ее дальнейшую жизнь, навсегда связало Людмилу с миром танца, дружбой с «великим марсельцем» и его семьей.
Надо сразу оговориться, что такой балерины на самом деле не существовало. Людмила Арбатова – персонаж вымышленный, некий собирательный образ балерин со схожими судьбами в непростое время: конец 19 - начало 20 века с его революционными изменениями как в стране, так и в искусстве балета. Заканчивается эра Петипа, появляются новые веяния в танце: это и новаторство Айседоры Дункан, и Сергей Дягилев со своими парижскими «Русскими сезонами» – все это приводит к глубоким переживаниям Людмилы, которая в силу своей влюбленности в балет и самого Петипа живет только миром танца, и, как ярый приверженец русского классического направления, она опасается, что все эти новшества могут привести к потере артистического вкуса у публики и отсутствию интереса к классическим постановкам. Но время все расставляет на свои места: интерес к классическому репертуару не слабеет, а наоборот, только возрастает, ибо классика – вечна.
Как и многие представители артистических профессий того времени, Людмила со своим возлюбленным, тоже артистом балета Борисом Хлебниковым (также вымышленный персонаж), уезжают во Францию, где Борис работает в труппе Дягилева, а Людмила открывает свою школу классического танца. Все складывается вроде бы неплохо, но вскоре Людмилу постигает несчастье: ее единственная любовь, Борис, записавшись добровольцем во французскую армию, погибает на фронте в 1915 году. Только работа, ее ученики помогают Людмиле справится с ее потерей. Она окончательно убеждается, что ее предназначение – передавать новым поколениям танцоров секреты искусства, полученные ею в Санкт-Петербурге у великого Мариуса Петипа.
Татьяна Смирнова