1

Кристина Старк "Гончие Лилит"
Лариса Петровичева «Музыка мертвых»
Сьюзен Мэллери "Сезон прогулок босиком"
Максим Сонин "Ступает слон"
Юрий Поляков «Весёлая жизнь, или Секс в СССР»
Гузель Яхина "Дети мои"

Поиск:

2023-03-16 15:00



Подзаголовок «юмористическая повесть» был справедлив, наверное, полтораста лет назад, когда и вышла сия книжица. Мне было совсем не смешно, более того, иногда неприятно и больно читать о нравах жития людского в девятнадцатом веке. Отстраненно я поняла, что многие сцены – это сатира. И опять не смешно.
Хотя в отзывах на просторах интернета люди восхищаются гоголевской манерой письма Генслера, его юмором и насмешкой.
Да, история рассказана от лица кота. Подробнейшее повествование о детстве под печкой, о вечной жаре, легионах тараканов, о жестокости людской… Ух, детям не читать ни в коем случае! Те, кто поймет – обревётся. Главного героя бьют и пинают, не кормят и гонят. Но он если и печалится, то философски-отстраненно. 
Думается, даже не дети, а молодежь лет двадцати уже не одолеет эту небольшую книгу. Уж больно язык архаичен.
Количество устаревших слов просто зашкаливает. Тем более что автор явно стремился употреблять тогдашние жаргонизмы, просторечные слова, тавтологии. Кот Василий с матушкой живут вовсе не во дворце. Кругом простой народ, самая чистая публика – чиновники, студиозусы и художники. Вот с кем встречался кот. Кстати, художники его по пьяной лавочке покрасили в разные цвета, а хвост просто отрезали. Добрые какие люди!
Но равнодушное упоминание сего факта окончательно меня убедило в том, что Генслер беспардонно использовал личность кота, чтобы изложить своё жизненное кредо, свое видение общества и разных его слоев. Получились этакие физиологические очерки в стиле Гоголя. Может даже иронические. Повторяю, мое чувство юмора не совпало с авторским.
Если бы Иван Семенович был нашим современником, он бы вел блог в ЖЖ или Инсте и морализаторствовал бы во всю. Показалось мне, что натура у него такая.
Да, взгляды автора на отношения мужчин и женщин мне категорически не нравятся. Да, я понимаю, что они были нормальны в середине девятнадцатого века, но…
А в целом получается неплохая картина нравов. Санкт-Петербург, люди разных сословий, их быт, работа, манера говорить, отношения. И коты. Тоже разных сословий.
Как и у людей, у кошек с котами жизнь в стародавние времена была нелегкой. И почитать эту книгу стоит как подлинный документ эпохи.
 
Маркевич Светлана

Ярлыки: дневник, историческая литература, кошки, российская проза


2017-03-15



Смех часто бывает великим посредником в деле отличения истины от лжи.
В. Белинский
 
Впервые дневники домового я прочитала лет так шесть назад, в распечатке от доброго человека. Короче, так давно, что интернета у меня еще не было под рукой. Было очень смешно и жизнерадостно. 
К сожалению, то, что включили в данный сборник, является последними придумками автора. Мне эти записки показались совершенно высосанными из пальца, натужными и не смешными. К счастью их совсем немного. Основной объем этой небольшой книги – «Рассказы из сундука». Домовой с товарищами нашли на чердаке сундук, извлекли старые тетради и стали читать вслух. Вот эти рассказы меня совершенно очаровали.
Во-первых, они добрые. Во-вторых, они мистические. Довольно редкое сочетание. По настроению рассказы все разные. Есть и веселые, и грустные, и язвительные, и добродушные. Словосочетание «мистическая литература» ассоциируется обычно с готикой, тёмными ритуалами, мрачными тайнами старых домов, вампирами, наконец. Да-да, и атмосфера должна быть тоскливой и безнадежной.
А тут читатель получит приятный сюрприз – жизнеутверждающую мистику! Вот например такой сюжет: с той стороны Реки Смерти ломится обратно мужик. Стражи его, естественно не пускают. Помер, так нечего тут уже выделываться. А тот уговаривает всячески, говорит, что надо очень. Стражи расчувствовались, предположили, что он к большой любви рвется. И пропустили, ага. А вслед за ним на бережок как раз его благоверная и выскочила. И из воплей её понятно всем становится, что и на том свете кое-кому так припекает, что в жизнь обратно готов…
Или вот печальный рассказ о призраках двух солдатиков, немецкого и русского. Семьдесят лет они провели рядом в ссорах и разговорах. Да, они убили друг друга. И уже выяснили, что по большому счету никто не виноват. А тут копатели пожаловали. Обрадовалось привидение Иван, что вот похоронят нас как положено и упокоимся наконец-то. Кости немецкого солдата собрали только, да пробурчали, мол, этот «совок» пусть и дальше валяется, никому он не нужен.
Задел меня еще один рассказ о призраках наших солдат в Берлине 1945-го года. Они явились все взглянуть на красный флаг на Рейхстаге, убедиться, что погибли не зря и уйти с миром. Удивительно и замечательно, что столь юного автора явно волнует отношение к павшим бойцам, к войне за правое дело. Увы, отношение это у многих молодых людей в лучшем случае равнодушное. 
Говорю открытым текстом: эти произведения необходимо рекомендовать к прочтению для развития нормального, здорового патриотизма. Обращаюсь к родителям подростков! Пусть сначала они похихикают над дневниками домового, а уж потом им легче будет подсунуть более наполненные смыслом вещи. Тем более что написаны они прекрасным, лёгким языком. И объем рассказа не сможет напугать даже самого злобного ненавистника книг. 
 
Автор отзыва на книгу - Светлана Маркевич

Ярлыки: дневник, мистика, сборник, фантастика, юмор


2016-07-05



Поэтом можешь ты не быть,

Но... любви все возрасты покорны!

 
«Любовь среди рыб» – это название поэтического сборника, который должен (нет, просто обязан!) написать знаменитый поэт Альфред Фирнайс. Точнее говоря, он должен создать очередной шедевр под любым названием, лишь бы его создать, чтобы спасти свою издательницу от банкротства. Беда только в том, что Альфред Фирнайс отнюдь не имеет  черт характера, свойственных представителю службы социальной помощи.
Но Рене Фройнд названием своего произведения отсылает нас не только к поэтическому сборнику Фирнайса. Любовь среди рыб в буквальном смысле также присутствует: период нереста, как-никак. И возникает любовь среди людей. Поэтому уточним списочный состав персонажей.
Как уже упоминалось, первый герой – это поэт Альфред Фирнайс. Живет “со странной паникой, с отчаянием из-за паники, с истерикой из-за отчаяния”. По крайней мере, дело обстоит именно так на стартовой позиции, то есть в начале романа.
Далее. Сюзанна Бекман, издательница. Готова на всё. Ничего личного. Только бизнес.
Мара. Иццледовательница из Цловакии. Лимнолог с очаровательным, но неопределенным акцентом. Ах, это произношение “С”! Клаццно!
Август. Тирольский лесник, имеющий любопытную родословную. Кто же скрывается под маской простака?
Элизабет Хальбиг. Актриса. Не слышали о ней? Еще бы! Ее отбраковали из каталога актерского агентства со словами «Вам-то что пользы с того, что ваша карточка лежит мертвым грузом?».
Собака Аиша.
Рыбки phoxinus phoxinus.
Теперь, исключив рыбок и собаку, попытаемся составить пары влюбленных.
Фред и Август. Пара в духе современных европейских устремлений. Издательница выражает Фирнайсу в письме уверенность, что “здесь, в Берлине, неплохой рынок сбыта для гомосексуальной любовной лирики. В этом смысле: давайте, не стесняйтесь!”. Правда, что взять с издательницы. Ей сборник стихов нужен! А я не увидел в совместном поедании грудинки ничего предосудительного. Ну, погорланили мужички тирольские трели. Поспасали друг другу жизнь. Один вспомнил бросивших его женщин и... снова влюбился в женщину! Другой – бабник, для которого секс – основа жизни. Гетеросексуальнее не бывает! Лидеры ЛГБТ могут опустить радужные знамёна. 
Остальные пары прямо сейчас мы складывать не будем. Рене Фройнд делает это за нас в своей книге. Отмечу лишь, что фактический состав персонажей оказался на одну героиню меньше, чем списочный.
Что же есть примечательного в произведении «Любовь среди рыб»?
Книга представляет собой дневник, который, замечу между прочим, ведет автор, а не кто-либо из героев. В ней есть забавные письма, эсэмэски, телефонные разговоры и диалоги. Есть фразы, которые хочется цитировать. Есть Альпы и Берлин. Есть идея излишней увлеченности компьютерной эрзац-жизнью и оторванности от природы.
Чего в книге нет?
Нет яркости, которая была бы способна поразить красками и оставить в памяти читателя след надолго. Поведение провинциального простака в мегаполисе, какое являет Август в Берлине, не слишком-то оригинально. Да и вся история незатейлива и проста.
Впрочем, если вы идете в кино на романтическую комедию, то отнюдь не ожидаете сногсшибательной неповторимости сюжета. Тем не менее, если вас туда не загнали пинками и подзатыльниками, вы вряд ли жалеете о таком приобщении к искусству. С этой книгой примерно такая же история.

Ярлыки: дневник, зарубежная литература, любовь, приятное чтение, романтическая комедия, современная проза, юмор


2016-04-24



Сегодня на уроке английского мы получили от миссис Бастер первое задание – написать письмо умершему человеку...
 
Эмоциональная реакция на боль – не физическую, нет, а духовную – может быть различной: кто-то замыкается в себе, кто-то, наоборот, ищет пути высказаться, чтобы излить её, освободиться от неё, чтобы казалось, что несёшь эту ношу уже не один.
Иногда, правда, невозможно высказаться. Тогда человеку остаётся лишь изливать «одиночество в Сети» или, по старинке вооружаясь ручкой и листком бумаги, писать и писать о своей боли, не надеясь или даже не считая нужным показать написанное кому-либо. Эффект неотправленного письма в целях психотерапии. Вот это и есть суть книги Авы Деллайры «Письмо на небеса».
У Авы Деллайры была сказочно красивая жизнь. Они с сестрой делали “волшебные зелья” и играли в сказочные игры. Вряд ли её терзали непомерная грусть и заботы. Впрочем, не буду увлекаться фантазиями. Но сказочная жизнь была. Была до тех пор, пока её мама преждевременно не скончалась. Это случилось после окончания колледжа, когда Аве было не так уж много лет. И это побудило Аву написать книгу.
Отсюда понятно, почему героиня романа по имени Лорел сталкивается с ситуацией, подобной той, которую пережила сама писательница. Лорел видела, как погибла её обожаемая сестра Мэй. И если отец, пытаясь справиться с болью, замыкается в себе, то его дочь Лорел избирает иной путь – путь писем тем, кого уже нет. Сначала это было школьное задание, а затем – исповедальный дневник и дорога к себе. Последнее письмо (после писем музыканту Курту Кобейну, певице Дженис Джоплин, актрисе Джуди Гарленд и т.п.) – своей умершей сестре. Психотерапия состоялась. Лорел осознала свою боль и взглянула беде прямо в глаза. Жизнь, соединяющая горести и радости, разочарования и восхищения, продолжается...
Книга «Письмо на небеса» вышла в серии «Виноваты звёзды», название которой отсылает нас к роману Джона Грина. Кому понравился роман «Виноваты звёзды» и кто с интересом смотрел экранизацию этого произведения, тому и книга Авы Деллайры станет хорошим другом, с которым не захочется расставаться.
Но предупреждаю, что «Письмо на небеса» – книга определённого настроения. Если вы не готовы прочувствовать ситуацию и эмоционально её воспринять, то вряд ли и книга в целом вам будет понятна и интересна.
 

Ярлыки: дневник, зарубежная литература, молодежь, подростки, роман в письмах, современная проза


2015-12-15



О, жизнь! Какая ты безотрадная, неприглядная, сколько мучений, страданий приходится переживать человечеству... 

(А. Михалева)

Но без надежды жить мне невозможно - /

Придет конец разлуке и войне!

(Неизвестный автор)

Юную Шуру Михалеву, окончившую 9 классов школы, – автора этой книги – угнали в Германию в 1942 году.
«В 6 часов тронулся поезд с Курского вокзала. В нем были русские молодые люди, отправляющиеся в Германию работать».
Вернуться домой – в Курск – ей посчастливилось через три года, в 1945 году. Три долгих года продолжалась фашистская неволя, и в течение всего этого времени Шура вела дневник, первые записи в котором сделала еще в 1939 году.
Каким же контрастом выглядят заметки мирного времени по сравнению с записанным в Германии!
Школьные будни, первые влюбленности, мысли о будущем… Все это было перечеркнуто одним днем – 22 июня 1941 года, – «когда Молотов объявил по радио о начинающейся войне».
15 июня 1942 Шура Михалева начала работать на немецком заводе.
«Чувствую себя разбитой. Не могу привыкнуть к трудной работе. Не высыпаюсь. Поднимают беспощадным криком прямо в самое крепкое, сладкое время сна, в 3 ночи. Тело, как пришибленное, ломит, руки болят, ноги болят, голова тяжелая, глаза слипаются, все кружится, шумит в ушах». Постоянное чувство голода и состояние зависимости…
Но человек может привыкнуть ко многому, каким-то образом адаптироваться. И угнанные в Германию девушки стремились всеми силами выжить, поэтому после основной работы им часто приходилось работать на полях, помогая бауэрам (крестьянам). За это платили продуктами.
А еще Шура Михалева поняла, что не все немцы презрительно относятся к иностранцам, не все одобряют политику Гитлера. И однажды в семье немецкого рабочего русские девушки услышали по радиоприемнику передачу на русском языке.
«Я сидела, заливаясь слезами… В этот вечер мы были самыми счастливыми людьми из всего нашего лагеря», – вспоминала Шура.
Человек, подаривший девушкам-остарбайтерам это счастье, конечно же, рисковал многим, возможно – жизнью.
1945 год. Рабочий лагерь освободили американцы.
Шура Михалева вернулась домой, не забыв взять с собой дневник – документ тех страшных лет, каждая строчка которого обличает безнравственную сущность войны.

 

 


Ярлыки: дневник, историчекая литература, публицистика, российская проза


2015-07-03



«Мне кажется, что позже ни мне самой, ни кому-нибудь другому 
не будут интересны признания тринадцатилетней школьницы…» 
(Из дневника Анны Франк)
 
Практически каждая девочка, будучи школьницей, вела дневник. Делилась с верным  молчаливым слушателем самым сокровенным.  Сколько заветных желаний и секретов хранят надежно укрытые от посторонних глаз пухлые тетради в  оригинальных  переплетах! Сколько невысказанных  мыслей, тщательно скрываемых чувств и эмоций таят пожелтевшие от времени страницы!  Несмотря на то, что дневник – вещь сугубо личная, «пролистать» чужую жизнь – сокровенная мечта каждого.  
Письменные свидетельства очевидцев Второй мировой войны часто становились достоянием общественности. Детские записи шокировали больше остальных. Вспомните трагическую историю нашей соотечественницы Тани Савичевой – заложницы блокадного Ленинграда. Её дневник, ужаснувший весь мир – констатация  сухих фактов.  Девять страниц в записной книжке старшей сестры. Девять страшных фраз, написанных неокрепшей детской рукой, дают точное определение войны: голод, разрушение, смерть. В каждой строчке обречение и безысходность.  «…Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня». 
А в Нидерландах еврейская девочка Анна Франк на протяжении двух лет скрывалась с семьей от нацистского террора в тщательно замаскированной квартире одного из домов в центре Амстердама. Всё это время Анна вела  дневник, сначала просто для себя, но впоследствии загорелась желанием издать книгу после войны. Из писем Анны к вымышленной подруге, мир узнает о повседневной жизни прячущихся. Маленькие радости, забавные случаи и неожиданные происшествия словно расширяют границы замкнутого пространства, скрашивая серые будни затворников. Взросление Анны – одна из главных тем дневника. Первая влюбленность и связанные с ней переживания, непонимание со стороны взрослых. Даже находясь в условиях  вынужденной изоляции, девочка не теряла оптимизма и веры в лучшее. Как и все дети той тяжелой поры, Анна научилась радоваться мелочам и не терять самообладания в любых, казалось бы, безвыходных ситуациях. 25 месяцев в неволе, казалось, еще немного и… Кто-то донёс о том, что в здании скрывается группа евреев.  Все были арестованы и отправлены в концентрационные лагеря. Анну с сестрой определили в «Берген-Бельзен», где в марте 1945 года они умерли от тифа. 15 апреля 1945 года лагерь был освобожден 11-й дивизией Британских вооруженных сил…
Отец Анны – Отто Франк, единственный выживший из всей семьи, после войны исполнил  волю покойной дочери, издав её мемуары в виде книги. С тех пор миллионы людей берут пример с этой храброй, непосредственной, искренней и доброй девочки.  С девочки, в сердце которой, несмотря на весь ужас происходящего, не нашлось места для ненависти. Анна Франк вела свой дневник всего два года, но его будут продолжать читать столетия.
 

Ярлыки: дневник, историческая литература


2015-07-01



Писать имеет смысл только как в первый день творения, с единственным намерением – чтобы было (то, чего раньше не было).

Автора такого я не знал. Да и книгу тоже. Теперь с книгой я познакомился, но автор так и остался для меня незнакомым. Другое дело, поклонники Фрая, зачитывающие до дыр книги о сэре Максе. Они, наверное, нашли бы больше положительных сторон у представленной книги. А так…
Положительная сторона № 1. Книга для гадания.
Ознакомившись с книгой, я долго колебался, стоит ли о ней писать в блоге. Механически открыл страницу 111. «Иногда хочется написать о любви». Да, должен признаться, я люблю странности. А книгу Макса Фрая иначе как странной не назовёшь. Да и состоит она из коротеньких заметок, расположенных по алфавиту. В общем, по книге Макса Фрая воистину можно гадать!
«Боже, Макс Фрай, что мне делать?» – «Пришло время метать бисер» (с. 41).
«Любит ли он (она) меня?» – «Кошка поймала птицу. Замучила, заиграла, искалечила, почти убила, прижала к сердцу мягкой, без когтей лапкой и вылизывает. Этот мир полон любви» (с. 132).
«Макс Фрай, о чём вы?» – «Меж тем, совершенно не имеет значения пресловутое “что хотел сказать автор?”» (с. 138).
Положительная сторона № 2. Разговоры о погоде.
Разговоры о погоде – своеобразная визитная карточка англичан и Макса Фрая. Эту карточку всегда можно и нужно доставать из кармана, когда не знаешь, что сказать, когда хочется поговорить, блеснуть вежливостью, пофилософствовать, настроить себя и окружающих на позитив, etc.
«Разговоры о погоде – это разговоры о том, любит ли сейчас Бог землю, на которой мы живем» (с. 222). Аминь.
Положительная сторона № 3. Пафосные банальности.
«Сейчас я буду говорить вещи, которые вполне могут выглядеть пафосными банальностями» (с. 208). И автор верен себе.
Но кто сказал, что говорить банальности – это плохо. Уметь надо!
«Даже удивительно, насколько всё сводится к совсем простым, базовым вещам, которые начали казаться докучливыми банальностями ещё в детстве» (с. 68).
Положительная сторона № 4. Магия текста.
По собственному признанию, автора не интересует литература как таковая. Зато его интересует магическая составляющая литературы. Наверное, поэтому он пытается заворожить читателя нелинейностью текста: открывай любую страницу – и вперёд!
Положительная сторона № 5. Любопытные мысли и наблюдения.
БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ. Найдёте в книге.
Положительная сторона № 6. ЖЖ-мифология.
В аннотации к книге сказано, что Макс Фрай записывал свои мысли на бумажных салфетках в кафе, на оборотах рекламных листовок и на прочих попадающих под руку артефактах материальной культуры, включая попоны слонов. Очень может быть. Но (так или иначе) всё это превращалось в ЖЖ-заметки. А ЖЖ знаменитостей становятся, конечно, источником современного мифотворчества. За это ЖЖ и любят.
Итак, получилось шесть сторон. Как шесть граней у куба. И к такому «кубику», являющемуся литературой и антилитературой одновременно, можно относиться так же, как к чёрному квадрату Малевича, который называют и искусством, и антиискусством.
В какую сторону из шести перечисленных вам пойти, читатель? Это выбирать вам.
Или не ходить никуда.
«Чтение – это просто разновидность дружбы. Которая или складывается, или нет» (с. 260).
А я приношу извинения за свою необразованность. Так и не разобрал я название на обложке. Как написал бы сам Макс Фрай по этому поводу: «Ну иZвинитинг, сэнсэе».

* Примечание:
Фрай, Макс. НяпиZдинг, сэнсэе. – Москва: АСТ, 2015. – 288 с. – (Миры Макса Фрая).
Книга опубликована в авторской редакции. [18+]


Ярлыки: дневник, заметки, современная проза


2014-10-22



Мы учимся, увы, для школы,
а не для жизни.
Сенека
 
Роман Ольги Камаевой  “Елка. Из школы с любовью, или Дневник учительницы” – лауреат премии “Рукопись года”. Эта книга очень реалистична, в ней затрагиваются актуальные проблемы образования. Язык повествования очень лёгкий, а сюжет – интересный и увлекательный. Плюс неожиданный финал.
Книга написана в форме дневниковых записей молодой учительницы истории, которая недавно окончила  институт и теперь преподаёт в школе. В повседневной жизни молодой начинающий  педагог Елена Константиновна, она же Ёлка, сталкивается  с жесткими и не самыми благовидными реалиями современной школы.  Для  Ёлки гораздо важнее качество знаний её учеников, чем оценки. Она честная, порядочная, неравнодушная, неподкупная. Но противостоять устоявшейся системе образования сегодняшнего дня она не может. Хочется, чтобы таких учителей, как Елена Константиновна, было как можно больше. Ведь именно такой учитель – с уважением относящийся к каждому из своих учеников, стремящийся воспитать из них достойных людей, переживающий за их неудачи, радующийся их победам, справедливый и принципиальный, любящий и знающий свой предмет не только в рамках учебника, способный даже скучную тему преподнести интересно – запомнится и полюбится ученикам.
 

Ярлыки: дневник, лауреат премий, роман, российская проза


2014-10-15



«Читатели, вот книга, перед которой вы
будете бессильны сопротивляться. Браво и бис!»
М. Дж. Роуз
«Колокола умолкают, когда звучит голос ангела.
Гениальность дарует славу, а любовь придает смысл всему»
(Из аннотации к книге)
 
«Меня растил человек, который, как мне видится, не мог быть моим отцом» - так начинается примечание для читателя к началу романа. Николаю, написавшему эту фразу, не была известна тайна его рождения, и только после смерти отца, среди оставленных вещей он находит кипу бумаг и находит в них то, что так давно хотел узнать.
Прием публикации чьих-либо дневников, используемый автором,  не нов, но все подобные книги, неизменно мне нравились, от этой, же я пришла в восторг! Книга покорила сразу же. В таких случаях всегда немного поражаюсь, как, не зная ни отзывов о книге, не зная ничего об авторе, чуть ли - не наугад взяв с библиотечной полки почитать и получить настоящее читательское наслаждение!
Перед нами история жизни Мозеса Фробена, рассказанная им самим. Родившись от глухонемой деревенской дурочки  и злого священника, не имевший имени, почти до четырех лет не умевший ни говорить,  ни читать, ни писать, по прихоти священника обреченный на смерть, но спасенный монахами, мальчик оказался властелином звуков и обладателем ангельского голоса. Еще ребенком он находил дорогу по бульканью воды, пению петухов, лаю собак и других звуков. Мог незаметно прокрасться в любой деревенский дом и стащить из кладовки еду для матери и себя.
А начиналось все с колокола, сделанного из гнутых лопат, граблей, старых котлов и всех ненужных в быту вещей. Его мать звонила в этот колокол, издававший самые жуткие и грозные звуки, он сам родился на колокольне. Вся жизнь его от рождения до триумфа  оперного певца оказалась окутана атмосферой колокольных звонов.
Спасенного из реки мальчика, монахи - сластолюбец, но необыкновенно добрый Николай и книжный червь Ремус - забирают с собой в монастырь. И именно там открываются его таланты: слух и голос. Но поет он не только в церковном хоре, но и за пределами стен монастыря. В одном из самых богатых домов он знакомится с Амалией, девочкой, ставшей любовью всей его жизни. История стара, как мир, богачка и бедняк не могут быть вместе. Ее обманывают, говоря, что Мозес умер, и выдают замуж за богатого; его, по прихоти  церковного регента, вероломно, чтобы сохранить поразительную красоту голоса, кастрируют.
В XVII и XVIII веках кастраты были столь неотъемлемой частью музыкальной жизни, что никто в них ничего не обычного не видел. Кто-то из певцов сам соглашался на подобную процедуру, так как музыка и карьера оказывались важнее любых моральных соображений. Но для Мозеса это стало личной трагедией. Только по одной внешности, довольно женственной, можно было легко различить кастрата, в музыкальной среде, да и не только, их называли по-итальянски « musico».
Несмотря на увечье, подлинные чувства к Амалии помогли ему бежать из монастыря, добраться до Вены, чтобы там разыскать ее.
Но роман не только о любви. Здесь есть и по-мушкетерски преданная дружба, и интересное историческое описание Вены XVII века. Строительство Штаудаховской церкви и потрясающая опера Глюка – бессмертные символы той эпохи. Есть и моменты, когда невозможно не улыбнуться. Без улыбки нельзя читать про описание деталей театральной механики и жизни под сценой театра еще одного друга Мозеса Тассо. Герою помогают не только друзья, а и реальное историческое лицо – композитор Кристоф Глюк с его оперой «Орфей и Эвридика».
У романа нет «хэппи энда», когда все действующие лица вместе и счастливы. На мой взгляд, финал романа - грустный, но отнюдь не мрачный. А его герой Мозес - в дальнейшем это прославленный Ло Свиццеро (Швейцарец), который выступает на величайших оперных сценах Европы, голос которого  может заставить рыдать публику, а дам падать в обморок, - все-таки обрел свое счастье.
А еще, книга настолько наполнена музыкой, что думаю, у прочитавшего ее появится желание узнать подробнее об оперных певцах  и музыкальной жизни той эпохи.
 

Ярлыки: воспоминания, дневник, зарубежная литература, музыка


2013-03-18



Издательство «Азбука» как всегда удивляет. Мне и раньше попадались книги, изданные там, и это всегда было открытие, или откровение.
На обложке этой книжки немного жутковатая сценка. Женщина обнимает девочку, а вокруг настоящая вакханалия: все горит, люди бегут, лица искажены от страха. «Ну, вот - подумалось мне – Очередная страшилка с мистикой и фантастикой». Но мои ожидания  оправдались лишь отчасти.
Это книга о человеческом мракобесии и неведении, о человеческой глупости и «темности».
Историю рассказывает уже взрослая женщина своей дочери. Рассказывает о том, что с ней произошло в детстве. А события, которые ей пришлось пережить, может пережить не каждый взрослый, а тут ребенок 10 лет.
Маленький городок, в котором все на виду, где любой косой взгляд или нестандартное поведение могут привести тебя к общественному порицанию, вплоть до тюремного заключения или  смерти.
Мать девочки была как раз из таких, кто не боится говорить правду, кто живет немного по-другому, чем все. Именно это настораживает горожан, они ее не любят и не принимают. Поначалу просто называют ведьмой, а потом сдают властям, которые начинают охоту на ведьм в городке.
В это время как раз происходят события, связанные с Салемскими ведьмами. Простых женщин обвинили в колдовстве и вместе с маленькими детьми посадили в тюрьму. Некоторых сожгли.
Героиня оказалась среди этих несчастных деток в мрачном, сыром и холодном помещении. Сколько же страданий приходится перенести бедным узникам.
Все события мы видим глазами ребенка, который не очень понимает, что происходит и за что с ними так жестоко обошлись.
Никакой мистики, никакой фантастики в книге нет, только случайные намеки на таинственные события.
Хороший язык, проникновенная история. Но слабонервных прошу не читать, целее будете.
 

Ярлыки: азбука-классика, воспоминания, дети, дневник, зарубежная литература, психологический роман, семья


2013-02-26



Пройди много дорог, вернись к своему дому,
и взгляни на все как будто в первый раз.
Томас Элиот
 
           Главная героиня романа Вилли Аптон – молодая девушка, приехавшая в свой родной город к матери с кучей накопившихся проблем, слегка, как ей кажется, беременной, хочет спрятаться от всех на время, чтобы разобраться в своей жизни и решить, что делать дальше.
          Сам городок очень маленький, окружен лесами, а главной его достопримечательностью является озеро Глиммерглас, в котором обитает древнее чудовище. Оно доброе, никого не обижает, и все очень огорчены, когда чудище умирает, а город наполняют репортеры и любопытные.
          Вилли, воспитанная одной матерью, пытается узнать, кто же все-таки ее отец. Но мать задает ей загадку. Не говоря напрямую, кто он, она упоминает, что предки у них общие. А предком Вилли является знаменитый основатель городка Мармадьюк Темпл. В городке все очень хорошо знают друг друга, и Вилли, которая училась на археолога, начинает свое расследование, изучает архивы местной библиотеки и уже по-другому смотрит на  окружающих. 
         Книга написана  своеобразно. Это одновременно и исторический роман, и семейная сага. Реальность переплетается с фантастическим вымыслом, причем вымысел почему-то тоже кажется реальностью. Главы в ней чередуются отрывками из прошлого, страницами из дневника, историей самой Вилли.
      Роман завораживает своей прелестью и оптимизмом, ведь не случайно книга сразу же попала в шорт-лист Премии Оранж для начинающих авторов. И многие поклонники Лорен Грофф теперь уже ждут ее нового романа «Аркадия».   
 

Ярлыки: дневник, женская проза, зарубежная литература, историческая литература, семья, современная проза


2013-02-09



"Что голландцу хорошо, русскому смерть..."
( немного измененная пословица)
 
Странные мы все-таки русские. Не живется нам спокойно у себя на родине. Все норовим убежать, уехать, съэмигрировать туда, где нас нет и где, по нашему мнению, лучше. Неважно куда, лишь бы с родины. А как же то, что сначала надо изучить место, куда собираешься, нравы и обычаи страны, города, народа. А вдруг там для тебя настолько узкие рамки и странные законы, что лучше не совать туда свой нос. "Город" поможет нам решить, стоит ли ехать в Амстердам или нет. Автор - переводчик, много времени жила в Нидерландах, не понаслышке знает обычаи и нравы жителей Амстердама. А самое главное, рассказывает об этом не с целью доказать,что там о-о-очень хорошо или о-о-о-очень плохо, а просто рассказывает как у них и вспоминает, а как же у нас. И очень забавная картина получается. При всех абсолютно кардинальных различиях, там вполне комфортно уживаются наши соотечественники. С чего бы начать? Наверное со сказок. Наши сказки для голландцев - это что-то запредельное, особенно "Колобок". Они искренне не понимают, что он такое и как так получается, что его съели. Еще настораживает то, что голландцы экономны. Для русского человека, способного прокутить зарплату за день, сие обстоятельство может стать роковым. Но в тоже время они искренни, любят цветы, которыми заполонен весь Амстердам, умеют любить и дружить. Доказательство тому, глубоко сокровенная и личная история автора, которую она описывает в книге. "Город" учит нас терпеливому и мудрому отношению к другим, такому, уже заезженному понятию, как толерантность. Ну и, как обычно, Вы ждете рекомендаций. Читайте, время не будет потрачено даром. И даже если Вас не совсем устроит художественная сторона, то информативная точно на высоте.

Ярлыки: дневник, женская проза, любовь, психологическая повесть, русская литература, современная проза


2013-02-08



Здесь почти что без утайки
Жизнь, уложенная в байки!
 
Открывая чью-нибудь очередную попытку описать свою жизнь, читатель может задаться вопросом: «Чего это их всех так тянет?» Борис Львович признаётся: «Со мной, во всяком случае, подобное происходило. Не мог я понять эту тягу – до поры, до времени. Теперь, кажется, понял». И нас, читателей, можно поздравить с этим обстоятельством. Мы, читатели, и писатель по фамилии Львович отныне нашли друг друга. Итак, кто же этот человек с нечастой фамилией?
Друзья, знакомые, вся прогрессивная общественность и весь Интернет не скупятся на представление этого человека: физик, актер, режиссер, бард, писатель, композитор, журналист, организатор концертов и капустников на кинофестивалях, один из авторов и постоянный участник телепрограммы «В нашу гавань заходили корабли». Создатель ансамбля актёрского капустника «Генофонд» и автор книги «Актерская курилка». Как актер-чтец выступает с историями, якобы рассказанными в актерской курилке. Поёт, танцует и иногда делает шпагат на сцене. Мощный талант. Почти что гений. А почему так? А потому что Ленина выгнали, а Львович доучился. Окончил Казанский университет. «Правда ли,  – спрашивают его, – что вы получили образование в университете, где учился Ленин?» – «Правда, – говорит, – только Ленина выгнали с первого курса, а мне диплом удалось получить». Впрочем, что это я на байки перешёл? Ведь рецензировать книгу – дело серьёзное. А иначе и читательскую аудиторию потерять можно.
О возможной потере читательской аудитории пишет и сам Борис Львович. Ведь тут, как сообщает автор, «вот какая штука: я еврей». Так о себе на первых же страницах: «До седьмого, представь себе, колена в чистом виде – ни одной примеси». А потом отмечает: «Ну, половину аудитории, слава Богу, потерял. Остальным ещё раз: «Здравствуйте!» – и пошли дальше». А что было дальше, узнаете из книги. В ней Борис Львович рассказывает о собственной жизни, о семье, друзьях, о ярких людях, с которыми его сводила судьба. Попутно он пытается убедить читателя, а заодно и самого себя, что в нашей действительности, как бы непроста она ни была, всегда много смешного и весёлого…
 

Ярлыки: воспоминания, дневник, искусство, мемуары, отдел отраслевой литературы, российская проза, современная проза


2013-01-28



«Рихтер, Пастернак, Булгаков, Нагибин и их жены.
Мемуары в письмах и воспоминаниях»
 
Я советую почитать вам мемуары удивительной женщины, которая создавала их на протяжении всей своей жизни.
«Святослав Рихтер жил не один. Камерная певица Нина Дорлиак стала для пианиста гражданской супругой…» Или… «Когда Булгаковы только стали жить вместе, Михаил Афанасьевич взял с жены слово, что умрет у нее на руках. Булгаков вообще довольно часто говорил о своей смерти…» 
«Белла Ахмадулина – это человек, в котором сходились и ад, и рай. При том, что она была потрясающим поэтом.»
«Был ли Пастернак веселым? Он был… Его часто сравнивают с арабским скакуном, в нем была его сила, скулы такие. Он был уверен в настоящем. Знал как земля произошла, что такое солнце…»
В этой книге много действующих лиц: Борис Пастернак и Михаил Булгаков, Константин Станиславский и Марина Цветаева, знаменитый профессор Московской консерватории Генрих Нейгауз и сталинский нарком Ежов, Юрий Нагибин и Белла Ахмадулина, художник Валентин Серов и Роберт Фальк, академик Андрей Сахаров и министр культуры Екатерина Фурцева.
И многие другие – великие и не очень – персонажи.
Но главных героев всего двое  - Вера Ивановна Прохорова, потрясающая женщина, чья судьба пропустила через себя     все коллизии и трагедии ушедшего столетия. И пианист Святослав Рихтер, чья жизнь оказалась неразрывно связана с Верой Ивановной.
Знаменитый пианист Генрих Нейгауз, учитель и друг Рихтера,
в одном из своих писем ему писал: «Мне бы следовало лет пятьдесят писать, «набивая руку», чтобы написать о тебе хорошо и верно».

Ярлыки: воспоминания, дневник, мемуары, русская литература


2013-01-14



Не собирайте себе сокровищ на земле...
но собирайте себе сокровища на небе,..
ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. 
 
Книга читается на одном дыхании: здесь и приключения, и любовь, и человеческие страсти, и сокровища. Но это все верхний слой. На самом деле под всем этим кроется очень глубокий смысл. Что движет человеком, решившим совершить подлость, как ему потом живется. Так ли важны внешние атрибуты наешй жизни: богатство, достаток, положение в обществе? Как низко может пасть человек в своем стремлении разбогатеть?.. А началось все так. Жила в большом городе девушка Вера. Ничего особенного: самая обыкновенная и среднестатистическая. С лишними килограммами, патологической любовью к сладкому, именно поэтому и с килограммами, и очень одинокая. Ну не совсем очень,если считать кота Фунтика и единственную подругу Лиду. Ну так вот, жила она себе спокойно до того самого дня, пока не приснилась ей старушка. Сон был очень странный, старушка показывала ей на церковь и говорила, что ей туда надо обязательно, что там она найдет и узнает много нового. А у церкви стоял мужчина и держал в руках икону. Проснувшись Вера долго была под впечатлением от  сна, пока не решила, что совсем свихнулась, когда увидела эту самую старушку, которая из сна, выходящей из ее подъезда. Вера как всегда опаздывала на работу, поэтому бежала бегом. Каким же было ее удивление, когда она увидела старушку около здания, где она работала. Мало этого старушке стало плохо и она попросила Веру отдать сверток человеку по адресу, написанному на бумажке. Предупредив, про черную одежду и какого-то отца. Так начинаются приключения Веры и ее подруги Лиды в поисках человека, которому они должны передать сверток. И так же начинаются приключения Кирилла, которому его друг поручил этот злополучный сверток забрать. В свертке девушка находит дневник старушки, которую звали Марлена. Оттуда она узнает историю жизни Марлены, которая связана с маленьким городком Мосальском и храмом Параскевы Пятницы. Ну, а дальше по закону жанра Вера с Лидой едут в Мосальск, где сразу начинаются странности, пропажи и приключения. Но книга, как уже говорилось немного не об этом, а об обретении веры, о том, что наше земное богатство ничего хорошего нам не приносит, что истинное покаяние спасает человека, и что "неисповедимы пути Господни"....

Ярлыки: авантюрный роман, дневник, православная литература, приключения, религия, русская литература


2013-01-04



"...ведь чего только не находят в поездах, одному Богу известно, да что бы они там не нашли, уж про меня-то они не догадаются..."
 
Эх, никогда не знаешь, что ждет тебя под обложкой той или иной книги. Именно эта была взята для чтения в новогодние каникулы, как легкий детективчик. В аннотации написано, что автор - лауреат Гонкуровской премии, и это тоже сыграло свою роль.
 
Книга написана в виде  трех интервью, которые записывались на магнитофонную ленту. Интервью первое дает хозяин кафе "Балто", который рассказывает свою версию произошедшего. ...А случилось следующее: в поездах были обнаружены куски человеческого тела, при чем в разных поездах. Не обнаружили только голову. Началось расследование, которое привело в небольшой городок Вьорн... Убийцу обнаружили быстро, и она призналась в преступлении именно в кафе "Балто". Ей оказалась немного странная женщина, которая любит часами сидеть в саду и больше всего на свете любит английскую мяту. Второе интервью дает муж убийцы. И перед нами предстает история жизни двух людей, которые не понимают друг друга, которые друг другу совсем не интересны. Их жизнь похожа на увядающий сад, который заброшен и забыт всеми. Самой последней на вопросы отвечает женщина, совершившая это убийство. Она убила свою кузину, которая помогала им по дому, и к тому же была глухонемая. И тут перед нами предстает совсем свое представление о мире, о людях.Клер (так зовут героиню) совершенно спокойна после сделанного, словно это и не она вовсе. И тут становится жутко от того, что порой мы совсем и не представляем, чем живет близкий человек, о чем он думает, что может сделать. До самого конца книги так и не понятен мотив. И я, если честно, дочитав до конца, так и осталась в недоумении. Зачем было устраивать такое? Здесь сыграло роль сумасшествие героини? Или ее нежелание мириться со своей жизнью? А может это был протест? Книга оставила двоякое ощущение: очень хорош замысел, прекрасный язык, хорошее построение самой книги. Но мне немного не хватило, как говорят, ясности мысли. Наверное, не всем дано понимать такую литературу. Вдруг Вам это дано? Почитайте.

Ярлыки: детектив, дневник, зарубежная литература, современная проза, французский роман


2012-11-28



«Правда в том, что только женщины и умеют хранить секреты. Одному Богу понятна та изумительная сила, с какой девяносто девять из ста замужних женщин ухитряются скрыть от всего прочего мира, что связали себя с существом, недостойным их чистой и полной самопожертвования любви к нему.     …..Она скрывает от света его жалкие пороки, она перетолковывает в обратную сторону его позорные проступки и – главное – она молчит…когда одного слова достаточно, чтобы пронзить его дутое величие и обратить его в смятую тряпку! А мужчина говорит, что женщина не умеет держать секретов! Пусть он будет благодарен, что она умеет их держать – иначе бы все воробьи на крышах чирикали про его ничтожество!»
О.Генри.  Уменье хранить секреты.
          
  О, мужчина никогда не знает, что на уме у его прекрасной половины! Полагаете, что дражайшая супружница вечерами вышивает Вам рубашку?  Она развеет  Ваши наивные заблуждения и с удовольствием преподнесет сюрприз.
    Давно ли Вы выводили свою благоверную в свет, возили на Багамы или дарили шубку из шиншиллы? В конце концов, давно ли Вы говорили, что любите её и для Вас она - свет в окошке? Ах, не помните?! Ну, тогда не удивляйтесь, увидев в книжном магазине её впечатления от жизни с Вами, изданные в красивой твердой обложке. За что боролись, на то и напоролись!
   Один год из жизни женщины: жены, матери, домохозяйки.  Всё требует её неустанного внимания: дом, дети, муж.  Магазины, покупки, счета, готовка, уборка, стирка. Сопливые носы, разбитые коленки, школьная форма, учебники, уроки, родительские собрания, вызовы к директору. Ожидание непутевого мужа, кормёжка, телевизор, супружеские шалости, совместный отпуск.  Магазины, покупки, счета…  Нескончаемая круговерть. И как она со всем управляется?!  Святая, святая женщина!
   Да, вот она, женская доля. Ещё и семейка Фраев такова, что Адамсы тихо плачут от зависти. Но Эдна -  умница, красавица, кулинарка - не ропщет.
   У неё чудесные дети! Правда, их количество не поддается точному определению, потому, что они все время бегают.  Окружающие считают их сплошь малолетними правонарушителями, но это неправда! Просто активные и резвые детки. Милые, несмотря на то, что у учителей от них нервный тик, а соседи срочно меняют место жительства.  Но она же мать, она лучше знает, что они хорошие.
   У неё прекрасный муж! Хотя, конечно, лоботряс и тунеядец. И врун, каких поискать. Нет, вы читали, что он пишет в этом своем Твиттере? Слушал оперу, открывал музей, снимал документальный фильм. Кто? Стивен?!  Этот неудавшийся мойщик окон и ещё более неудавшийся таксист? Тот, для которого вершина искусства - похабные картинки в мужских журналах?  Да она знает его как облупленного! Всю неприглядную правду: он  большой ребенок со скверным характером. Ведь  уже 16 лет их супружеской жизни. Как с куста!  Она может такого порассказать! Если захочет.
    А вот возьмет и захочет!
   Вам, сэр, предстоит с изумлением посмотреть на себя со стороны. Со стороны любящей супруги.
    Приходит домой заполночь в непотребном состоянии?  Все время пропадает в своем сарае? Проиграл на скачках бабкино наследство и перебил последнюю приличную посуду?!!  Отсутствуют любые рабочие навыки и, вообще, неприспособлен к жизни?!!! Боже, и все это – Я?!!!!!!!
   Да, Стивен, это Ваш непредвзятый портрет. Ну, не злитесь. Она Вас любит! Точно. Иначе писала бы о совсем другом мужчине, и его недостатки стали бы достоянием широкой общественности. Не Вас бы коснулась слава, пусть и несколько двусмысленная.  Оставьте, все пройдет! Вас будут ждать дома, и ложка к приходу будет плавать в супе.  Назавтра Вы наденете чистую рубашку и не узнаете, по каким счетам надо срочно заплатить. Вас всегда обогреют, приласкают и почистят ваш костюм, особенно карманы. Вы счастливый человек, сэр!
    Спасибо за «жену», мистер Фрай! Чудесная «женщина», дай ей Бог здоровья и многих лет! И многих «дневников», конечно!
 

Ярлыки: дневник, зарубежная литература, юмор


Ярлыки:
lady fantasyS.T.A.L.K.E.R.TVXX векавантюрный романавторское словоазбука-novelазбука-классикаальтернативная историяАмфора-TRAVELLанабиозанглийский романбиографиябуктрейлервампирывикториныВинтажвоенная темаволшебствовоспоминаниядетективдетидетская литературадиетадневникдраматургияженская прозажестокие игрыЖЗЛзаметкизарубежная литератураиздательство ИНОСТРАНКАинтеллектуальная литератураискусствоисторическая литературакитайская литератураклассикакнига-бестселлеркнигиколдовские мирыконкурскошкикраеведениекрасоталауреат премийлитературоведениеЛитреслюбовьмагиямаркетингмедицинамемуарыменеджментмировая коллекциямистикамифымолодежьМона Лизамузыкамультфильммяу-эстафетанаучная литератураНобелевская премияновеллыновогоднее чтениео животныхо чем говорят женщиныоборотниодиночество простых чиселотраслевая литератураповесть в письмахподросткипоздравленияпокровские воротаполитикапосвяти этот вечер себеправовая литератураправославная литературапремияпривиденияприключенияприятное чтениепро искусствопсихологическая повестьпсихологический романпсихологияпублицистикапутешествияразмышление на темурассказырелигияроманроман в письмахромантическая комедияроссийская прозарусская литературарусский Букерсборниксемейные историисемейный романсемьясердечная наградасериясказкаскандинавская литературасовременная прозасоциологияспорттелевидениетриллерфантастикафильмфинансыфранцузский романфэнтезичтениеэкономикаэкранизацияэнциклопедияэтикетэтногенезэтнографияюморюридическая литератураяпонская литература