Для тех, кто сформировался, вырос даже в девяностые – наличие рождественских праздников, сопутствующих ритуалов и святочных рассказов, книг, фильмов, сериалов совсем не удивительно. Степень погруженности в тему, мне кажется, зависит и от семьи. У кого больше, вплоть до походов к заутрене и соблюдения постов, у кого лишь внешние атрибуты. От этого зависит, конечно же и степень веры в чудо, и степень приятия или неприязни к святочным историям в их классическом виде.
Как нынешним двадцатилетним сложно представить мир без интернета, так им же и людям до сорока пяти трудно поверить, как можно без вот этого всего.
А вот люди постарше выросли в другой парадигме:
1 Религии с мифами как таковые упоминались в школьных и вузовских курсах древней истории. Ну, было и было. Ах, да, христианство – религия рабов, это раз, и два – религия опиум для народа. А нам, сильным, самостоятельным и смелым такого не нать, и даром не нать, и за деньги не нать.
2 Чудес не бывает. Точка. Всяческие привидения, перемещения, огни Св.Эльма легко объясняются с точки зрения науки, смотри тов. Мезенцева «Энциклопедия чудес» издание миллионное, дополненное.
2.2 Апофеозом «Алые паруса». Приведу любимую цитату. За исключением подаренной певички, все прекрасно, ну, спишем на тогдашние нравы:
«я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками. Когда для человека главное – получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но, когда душа таит зерно пламенного растения – чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии. Новая душа будет у него и новая у тебя. Когда начальник тюрьмы сам выпустит заключенного, когда миллиардер подарит писцу виллу, опереточную певицу и сейф, а жокей хоть раз попридержит лошадь ради другого коня, которому не везет, – тогда все поймут, как это приятно, как невыразимо чудесно. Но есть не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение, и – вовремя сказанное, нужное слово. Владеть этим – значит владеть всем. Что до меня, то наше начало – мое и Ассоль – останется нам навсегда в алом отблеске парусов, созданных глубиной сердца, знающего, что такое любовь. Поняли вы меня?»
3 Поэтому никаких фэнтези не существовало, сказки – для малышей, фантастика, редкая, как алмаз на помойке – для подростков, а взрослым соцреализм во всей красе. Фильмов, подобных нынешним, сказочным, соответственно, тоже не было.
Первые предновогодние комедии с легкими намеками на счастливые совпадения (что равняется чуду) появились в семидесятые, «Чародеи» с капелькой почти научных чудес в 1982. Всенародная любовь к этому фильму явно показывала, насколько люди скучают по сказочным сюжетам. Ага, взрослые люди, те самые, что верили, мол, человек хозяин своей судьбы, а милости от природы мы ждать не станем, вырвем у нее силой, без вмешательства потустороннего, несуществующих богов и дедов морозов.
4 Когда в Перестройку внезапно случился фокус с исчезновением идеологии, которая таки заменяла многим религию (слепо верить, разве это не оно самое?), масса народу потонула в мутной реке информации об эзотерике, богах разных религий, теориях заговоров и прочих Кашпировских. Отсутствие базового образования в этой сфере сыграло дурную шутку. В головах у жаждущих нового объекта поклонения-верования воцарился полный бардак, комбинация православия с третьим глазом, пития мочи и гаданий на рунах, переселения душ и Великого поста.
Безобразие, короче.
При чем тут святочный рассказ, спросите вы. А при том, что никто понятия не имел, что это такое, зачем оно надо, отличается ли от рождественского рассказа, сойдет ли новогодний капустник за это самое, как его, святой, то есть, простите, святочный рассказ??? Ну писали классики что-то жалостливое и сиропное про сироток. Нам-то оно нафига сдалось, а? Тем более, что девочка со спичками померла… Проклятые буржуи считают ЭТО счастливым финалом??? Воссоединилась на небесах с любимой бабушкой??? Бред сивой кобылы, детям не читать ни в коем разе!!!
Как-то быстро атеистом стало быть не модно, а теперь и активно неодобряемо, посему всем следует вдохновляться рождественскими историями и делать вид, что идея счастья путем растворения в высшей сущности тебе понятна. А она все равно мне лично непонятна.
На самом деле в каждом собрании сочинений классиков были изданы все их святочные рассказы. Этот факт никак не освещался, потому что не вписывался в общую картину мира советского человека. Между прочим, школьники сейчас спрашивают заданный рассказ Достоевского «Мальчик у Христа на елке», а его весьма сложно отыскать в количестве потребном «чтоб у каждого на парте лежала книга!!!». Издавать в хрестоматийных сборничках стали совсем недавно, а полных собраний сочинений на всех в библиотеке просто не хватит.
Насчет разницы между святочными и рождественскими историями мнения разделяются. Кто-то пишет научные труды как раз об отличиях, кто-то полагает, что для нас теперь нет разницы, все о неких страданиях, рояле из кустов – ой, простите, чуде – и счастливом окончании.
Простые граждане, которым посчастливилось провести советское детство в деревнях, селах и малых городках, особо в южнее средней полосы, рассказывают про святочные калядки, переодевания, дуракаваляния и выпрашивание конфет с монетками. Было, было, хоть и порицаемо, но парткомы с месткомами сидели далеко, а может под масками тоже шлялись по улицам, навещали всех подряд и хлестали самогон в три горла.
Один такой гражданин вот сегодня поделился со мной воспоминаниями и четко ответил на вопрос о разнице между рождественскими и святочными историями: первые от христианства идут, вторые от мифологии, фольклора, язычества, то есть, первые – грустные и о высоком, вторые веселые, даже если о происках нечисти.
Итак, сделаем еще шажок назад, к Чарльзу нашему Диккенсу, певцу добрых сироток и злобных богачей. Исследователи его творчества утверждают, что если бы не Диккенс, то люди так бы и внимали проповедникам в Сочельник. А проповедники несли в массы истории поучительные, но про такую седую древность, что это мало кого по-настоящему трогало.
Диккенс удивительно очеловечил рождественские истории, он стал писать про реальных людей, полных недостатков, неприятных даже, которые исправляются под влиянием рождественского чуда. Ну и про сироток, конечно же, куда без них. Понятно, что на месте Диккенса мог бы быть любой, ибо ноосфера всегда вовремя выталкивает на свет самый необходимый талант. Но случилось, что случилось. Диккенс создал канон на многие десятилетия вперед.
В России его перевели очень быстро, и так же быстро авторские святочные истории сделались дико популярны, породив небольшую толпу подражателей. Но настоящий ураган рождественских рассказов долетел до грамотной России с некоторым опозданием. В семидесятые годы девятнадцатого века, с расцветом журналистики, возник и нужный контент. Правда, к Серебряному веку, то есть, к нулевым-десятым годам века двадцатого рождественский рассказ набил такую оскомину своей приторной слащавостью, что его принялись пародировать.
Ну а потом вы сами знаете: смена парадигмы и всё, даже Новый год запретили праздновать, не говоря уж об отстало-замшелом религиозном празднике Рождества Христова. НГ, правда, вскоре разрешили, в откорректированном виде, но хоть так. Невозможно все время впахивать и не отпускать вожжи.
Так рождественские и святочные истории оказались у нас задвинуты в пыльную кладовку истории.
Конечно же за долгие десятилетия и Новогодние празднества трансформировались, обросли собственной мифологией с суевериями, традициями и фольклором.
Поэтому возродившийся – по-моему, сначала в кино – жанр рождественско-святочного рассказа, обыгрывал чудесное спасение, обретение, встречу, любовь-до-гроба в антураже предновогодней суеты. А под бой курантов герои счастливо обнимаются.
На всех литературных платформах сейчас царят истории, где герой или героиня ужасненько страдают, а потом все у них налаживается, вплоть до полного счастья.
Фея нафеячила карету с нарядом, добрый миллиардер подарил домик, властный абъюзер за сутки перевоспитался вследствие удара по башке, и настало долгожданное счастье.
Но, друзья мои, если все вышеперечисленные события мы поместим в сеттинг «предпраздничная лихорадка», то можно ли назвать получившийся бульон святочным рассказом? Или нужно еще спасти котика или собачку?
Послушала вебинар от Кучерской, которая православный писатель и лектор БЭНД. Она как раз не делает различий между рождественскими и святочными историями. Они просто волшебные в самом широком смысле слова. Элемент фантастики может быть, а может и не быть. Счастливые совпадения приветствуются. И некоторое нравственное перерождение персонажей тоже.
Формула создания святочного рассказа «хаос – чудо – хеппи-энд» мне нравится.
Подробности? С моей точки зрения хаос это будут любые неблагоприятные условия для персонажа: бедность, разорение, расставание, потери, нашествие зомби с привидениями… Но тут является во всей красе пункт два – чудо господне в лице подобревшего начальства, завещания от американского дедушки, лишней канистры бензина в кузове, запасного тулупа для сиротки. И все, пункт три настал.
Общим местом стало, что новогодье – что-то вроде границы между мирами. Не слишком хорошим уходящим и безусловно прекрасным наступающим. Да, это наследие представлений о Рождестве, и других христианских праздниках. Но еще весомее, мне кажется, вклад более древних дат, изначальных межсезонных празднеств, языческих. Слишком долго и слишком глубоко люди связывали свои сознания с одушевленной природой, верили во взаимодействие живущих сейчас и живших ранее, предков, то есть. Любой переходный период сезона был вроде границы, в том числе и границы между людьми и загадочными силами, управляющими видимыми изменениями. Недаром же отсчет нового года начинался и весной, и осенью (логично для земледельцев). Новый год на первое января мы получили по указу целого императора, так и живем с этим.
Гибкое сознание человека достаточно легко подгоняет привычное под новые реалии, поэтому переносы дат туда-сюда-обратно проходят не без шероховатостей, но в целом неплохо. Извиняюсь за пафос.
Это я веду к тому, что Новогодний праздник у нас не просто так считается дозволено-волшебным. То есть, он, НГ, взвалил на свои широкие плечи (в красном тулупе с белой оторочкой) предписываемые Рождеству и Святкам особенные функции. И людям вроде как положено быть добрее, милосерднее в эти дни. Иначе никаких чудес не случится, даже сделанных своими руками.
Маркевич Светлана
Надо же, попаданцы стали явлением, удостоенным статьи в Википедии.
«Попаданчество», «попаданство» — распространённый приём фантастической литературы, связанный с внезапным переносом героя («попаданца») в прошлое, будущее, на другую планету, в параллельный мир или в мир художественного произведения, видеоигры. Не следует смешивать этот приём с родственной ему хронооперой, где описывается целенаправленное воздействие человека на прошлое с целью изменения настоящего.
Небольшое отступление в историю вопроса.
Термин появился в разговорном языке в начале нулевых годов. Но само явление гораздо старше. Одним из первых литературных попаданцев принято считать Хэнка Моргана, главного персонажа романа Марка Твена «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура». У нас в двадцатые года двадцатого века были написаны свои попаданцы в прошлое, авторами, о которых совсем позабыли. Любопытно, что у них, как и у Хэнка, не получилось изменить историю. Значит ли это, что влияние личности на исторический процесс так ничтожно? Значит ли это, что энтропия нивелирует точечные влияния? Даже если спасти одного конкретного человека, внедрить одно маленькое изобретение, они пропадут втуне? Не, мне больше по душе, когда у персонажей все получается, пусть и будет антинаучно.
В советское время книг об альтернативной истории и гражданах, запросто попадающих в волшебные страны у нас, считайте, не было. Книги Звягинцева были первыми. «Одиссей покидает Итаку» вышла в девяносто втором. Так что еще до Сварога я с удовольствием прочитала о двух попаданцах, один прям в товарища Сталина, другой в опального полководца на зоне. И заверте…. На самом деле, Звягинцев навертел огромную и путаную эпопею с разными космическими силами, что тягают землян туда-сюда-обратно, склоняя их к членству в разных коалициях.
Ну и незабвенный Бушков со своим СС, Станиславом Сварогом, попавшим в техномагический мир, вышел в печати в девяносто пятом, первые и лучшие, как водится, книги в серии.
А в начале нового тысячелетия случился просто таки попаданческий бум, который немного пригас за десять лет и снова возродился сейчас с невероятным размахом.
Попаданцы, как я вас люблю! А вот за что? За побег из реальности, во-первых. И, во-вторых, за второй шанс.
Многим знакомы сожаления о несбывшемся. Психологи утверждают – что это не есть хорошо, без конца перебирать профуканные шансы: ах, если бы я сказала «да»; черт побери, надо было соглашаться на смену работы, а я дурак; говорила мне мама, не водись с дурной компанией, кто ж знал, насколько она дурна. И далее по кругу, как раб, прикованный к вороту.
Читающий чаще всего представляет себя на месте героя. Так? Не совсем впрямую, но все же. Современному обывателю, не склонному к реальному риску, не хватает настоящих приключений. Захватывающих, опасных для тела, разума и сердца, но с гарантированных хеппи-эндом. Кроме видеоигр и фильмов этим могут обеспечить книги. Вы можете возразить, что приключения и фантастика любого вида замечательно справятся и без попаданцев. Безусловно! Не все же любят сей поджанр. Но!
Попаданец, за редким исключением, наш современник. Именно поэтому он ближе читателю-зрителю. Его реакции, его знания, его культурный багаж, конечно же авторские придумки, но и отражение его личности. Если они более или менее совпадают с вашими – это как самому попасть в притягательно-опасный фэнтезийный мир, полный галантных принцев-императоров, коварных соперников, великих волшебников, чудесных чудовищ и решающих сражений. Еще момент. Попаданец, как правило, совершенно «средний» человек, как и любой из нас. Уникальный в чем-то, но все равно обычный, средний человек.
Между прочим, это отдельный сорт удовольствия – наблюдение за чуждым миром из реального реала. С комментариями персонажа. Герой ужасается допотопному средневековью, радуется продвинутой сантехнике, приходит в отчаяние от кастового сообщества. Особенно, если попал он в тело незнатного персонажа. Хотя высокий статус подразумевает высокую же ответственность! И попаданец частенько познает это на своей шкуре.
Мне лично нравится момент обустройства героя в новом мире, вживания и выживания, знакомства и прогрессорства. Хорошо, если это не размазанная на тысячу страниц занавесочная история, и не в буквальном смысле «момент», а сочно прописанное, со знанием дела или хотя бы с покерфейсом знатока. Потому что, когда писатели приступают к подробному разъяснению, как действуют различные химические вещества в смеси или какие патроны кроме родных годятся к М-52, мой мозг лихо пропускает подробности.
Я бы сделала несколько классификаций внутри поджанра попаданчества.
Первое: на «в своем теле» и «не в своем теле».
Итак, номер раз: попадание в своем теле.
Если персонаж неведомым образом оказывается в другом времени или мире во плоти, то он, по сюжету, чаще всего возвращается обратно. Да и то сказать, никаких суперсил, молодости или мудрости, все свое ношу с собой. Хорошо, если в автор позволит взять с собой походный рюкзачок. Хотя в воле создателя наделить своего персонажа во время перехода чем угодно, хоть божественными возможностями. Мир же спасать надо? Иначе зачем вообще мутили все эти истории??? Внешность еще можно подправить, а то как соблазнять инорасиков???
Тут еще сделаю небольшое деление по возрасту и полу, потому что слишком велика разница в посылах, морали, целях и прочих важных вещах.
1) Детско-подростково-юношеское попаданство.
Потому что фильмы и книги для этой специфической аудитории должны нести (в идеале) воспитательный и просветительский элемент. Из самых известных – наш фильм «Мы из будущего», в котором не слишком благостные молодые люди, черные копатели, угодили в разгар боев Великой Отечественной. Что ж, ребята прошли изрядно испытаний, пересмотрели свои взгляды и ценности. И вернулись.
У Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак есть роман «Москвест». Так вот, там мальчик с девочкой проваливаются в прошлое России. И благополучно возвращаются, наприключавшись от души, обогащенные знаниями, первыми чувствами и неким стержнем внутри, который и есть основа личности. Книга пестрит историческими вставками, авторам плюс в карму. Еще один, самый жирный плюс – за то, что побуждают юных читателей срочно бежать хвататься за углубленное изучение предмета. Потому что интересно стало, а не заставили злые родаки.
Ясное дело, что ребенок должен вернуться в семью, к маме с папой, иначе, что это за сказка, пардон, детско-подростковая фантастика? Книг понаписано уже много, качество разное, читайте на здоровье.
2) Мужская фантастикафэнтези с попаданцами.
Взрослые дяденьки резвятся на всю катушку. В смысле, попадают своих попаданцев не только парами-компаниями, а чуть не целыми странами. Андрей Круз – один из топовых авторов в мужской (читай – брутальной) фантастике, в одной из книг забросил в неведомые дикие земли целый кусь местности с деревнями, поселениями и народом. Ни о каком возвращении речь не идет, выжить бы. Зачем это пишется? И почему?
ИМХО, мальчики обожают играть в приключения, чтоб в одной руке винчестер, на другой руке красотка, монстры штабелями укладываются, а ГГ и швец, и жнец, и на дуде игрец. Зачем возвращаться на захудалую Землю, в тухлый офис, если тут ты король и все бабы твои??? Ну, после достойных эпоса сражений, поединков и интриг, естественно. И как написать приключения такого масштаба в рамках реальности? Без фантастического допущения в виде неведомой местности с набором противников и отсутствием доблестной полиции? Никак. В исторический роман сложно, матчасть мозг выест. Просто в тайгу сибирскую персонажей забросить? Она большая, но таки изрядно меньше, чем в воображении, да и обоснуй где, я спрашиваю?
В.Зыков, А.Каменистый – это те авторы, которых я немного читала, они плодовиты и популярны. Сотни, а то и тысячи брутальных писателей тусят (и продаются) на Автортудей. Очень мужская литплатформа. Девочки там в меньшинстве.
3) Женская фантастика-фэнтези с попаданками.
В своем теле, собственной великолепной персоной дамы влетают в основном в МагАкадемии. Но это не точно. Разумеется, они все юные, подтянутые, в отличной спортивной форме и – никогда не было и вдруг снова – со скрытым до поры магическим потенциалом. Пенталогия «Высшая школа библиотекарей» Завойчинской очень показательна. Нравится она мне, пусть и к библиотечной работе не имеет ни малейшего отношения, зато там фэнтези главнее романтической линии. Героиня бойка, сообразительна, трудолюбива, дружелюбна, не хамит направо и налево. Но искренне не понимает кастовых различий. Это делает ее интересной для местных обитателей. Как так, почему у нее нет чинопочитания, впитанного с молоком матери? Что за странность равно весело и непринужденно болтать с грозным княжеским отпрыском и нищим полукровкой???
Мери Сью, конечно же, главные героини. Степень сьюшности варьируется. Авторесс попаданчества развелось едва ли не больше, чем авторов-мужчин. Литературных платформ, где они плодятся почкованием, тоже. И да, в большинстве своем персонажи романтического попадалова обратно домой не собираются. Потому что любо-о-о-овь! Зачем им в *читай выше* тухлый офис, опостылевшее одиночество и прочее по списку. Для удобства сюжета и себя любимой авторессы частенько делают свою героиню круглой сиротой. Меньше привязок к прошлому – легче прижиться на новом месте. А там и принц уже ждет с обручальным браслетом наперевес.
Тип номер два: попадание не в своем теле.
Это когда воля автора и высших сил заносит сознание нашего современника, обычно в момент его смерти, в тело жителя прошлого, параллельного-фэнтезийного мира или вымышленного, то есть написанного, игрового мира.
Тут можно поделить сначала опять на женское и мужское. Нет, я не шовинист. Но разница так велика, что по-другому невозможно.
Романтическое фэнтези (женское поле) сейчас на три четверти попанданческое. Знаете, когда тебе давно не шестнадцать лет, читать про свою ровесницу, которая – хоба! – и оказалась опять юна, свежа, желанна и дико этому рада, весьма вдохновляет. Ну и что, что впереди королевский отбор, грядущая свадьба с немилым властным властелином, битва за Хогвардс или еще дребедень какая-нибудь. Наша женщина и коня, и избу, и роту скелетов построит и отправит копать от забора до рассвета.
Кстати. Многие авторессы усердно педалируют именно эту склонность российских женщин взваливать на себя спасение утопающих миров и завоевание знатных красавчиков.
Впрочем, повторюсь, авторы разные, книги выходят разные, на любой вкус. И такие, где мир, в который угодила условная Маша с Уралмаша (пожилая учительница, студентка, глава корпорации, нужное подчеркнуть) прописан совсем слабенько, чисто для антуража любовного фэнтези. И такие, где прям кланяюсь кокошником в пол автору за продуманную фантазию, тщательно и достоверно созданный мир, залихватский и логичный сюжет.
Мужская фантастика с попаданцами «не в своем теле» набрала сотни даже не названий, а серий. Это если не считать сетевых авторов на множестве литплатформ. Натуральный ренессанс жанра начался в нулевые годы. Мальчики всегда такие мальчики! Играются в войнушку всю жизнь, в том числе в книгах. Мужская часть фантастов, ушибленная развалом СССР и падением престижа державности, страшно озабочена спасением оных, воспитанием патриотизма и стремлением переиграть всех противников.
Попаданцы в таком случае отправляются в тела жителей ключевых точек истории. Смута, начало правления Ивана Грозного или Петра Первого, Отечественная война 1812 года или Гражданская, и, на самое сладкое, канун Великой Отечественной. С каким же смаком попаданцы влияют на историю и исторических персонажей! И к товарищу Сталину пробираются (если не повезло вселиться в него самого сразу), чтобы стать его верными советниками да помочь всех одним махом убивахом и сразу в мировое господство. И Союз от развала удерживают, отправляя в кризис Соединенные Штаты.
ЭКСМО целую серию запустило – «Враг у ворот. Фантастика ближнего боя», построенную по принципу: агрессия Запада, страдания, ответный удар.
Один знатный журналист и политолог, исследователь темы, полагает, что расцвет попаданческой фантастики – не только крайняя форма эскапизма, побег от реальной антиутопии в вымышленную утопию и желание помахать кулаками после драки. Он является выражением своего рода мировоззренческого тупика. Авторы, по его мнению, заставляют своих героев следовать по пути уже опробованных не у нас, так за границей, решений. На выходе выясняется, что попаданцы никогда не выдумывают ничего принципиально нового в смысле социальных и прочих технологий; трансформированный в результате их деятельности мир остается тем же самым, меняются только победители и проигравшие.
Читателям, похоже, до этого дела нет никакого. Ибо спрос рождает предложение и книги множатся в геометрической прогрессии. Ну и количество людей, плохо знающих историю растет. Увы. Оттого и популярны самые нелепые альтернативки. Хотя, как и в любом жанре, в альтернативной истории есть достойные образцы.
Чуть не забыла про редкостный номер три. Когда в наш мир попадает разумный из другого или параллельного, фэнтезийного мира, либо человек из прошлого. Бывает забавно, как в фильме «Пришельцы», помните Жака Рено в роли средневекового рыцаря в конце двадцатого века? Подобные истории могут быть одновременно и веселыми, и поучительными, давая непривычный взгляд на привычные нам вещи. Книг таких мало, но есть.
Я как читатель прекрасно понимаю явление попаданства. Иногда с удовольствием перечитываю «избранные места» из любимых книг. Говорю же, мне больше всего по душе элементы где-то даже уютного, бытового обустройства попаданца-попаданки в новом мире, в новой жизни. Не как сложилось само собой в прошлой, земной жизни, а так, как хочется и видится герою с высоты прожитых лет и со всем грузом ошибок, опыта. Второй шанс? Комплекс бога? Наконец-то слившееся вместе «хочу» и «могу»? Надо спросить у психолога, как называется это явление.
Слава интернету, теперь выбор чтива огромен. И даже попаданца каждый может выбрать под себя. И попасть, так попасть! Со вкусом, толком, расстановкой.
Светлана Маркевич
Поговорим о жанрах? Вспомнилось давнее эссе известного фантаста Евгения Лукина, где он рассматривал людей как два вида: тех, кто любит и читает фантастику, и тех, кто «терпеть не могу фантастику». Ехидничал по поводу этой самой фразы.
Но вот сейчас я хотела поразмышлять о любовном (сентиментальном, женском, дамском) романе, который еще с девяностых годов читатели стали стыдливо называть просто «романами». Тогда, давно-давно, я иногда не выдерживала и на вопрос: «какой тут самый интересный роман?» невинно отвечала: «Война и мир», хотите? не оторваться».
Мне кажется, что именно стеснение и стыдливость двигали читателями. Ибо romance (с англ. романтика) повсеместно считается низким жанром, развлекательным. Кстати, а с чего бы??? Не с замшелых ли патриархальных времен тянется убеждение, что баба должна крутиться по дому, заниматься семьей, а не отвлекаться на глупые сказочки, да и вообще читать и думать вредно для слабого женского ума.
Ну и простые истории женского счастья тут же причислили к самым примитивным развлечениям.
А между тем жанр любовного романа опережает по популярности детектив. Тем более, что давно развит поджанр криминальной мелодрамы: два в одном, так сказать. Это когда любовная история разворачивается на фоне расследования преступления. Персонажи-женщины в них, то жертвы маньяка, то на подхвате у ГлавГероя в расследовании, а то и равноправные партнеры-полицейские. Но хэппи-энд все равно будет, преступников отловят, всех спасут, выяснят, что любовь – главное. И поженятся.
Есть еще огромный корпус романтического фэнтези, где ГлавГероини магичат, приключаются, влюбляются, завоевывают сердца властных ректоров Магических Академий, попадают в фантастические миры, рулят звездолетами.
Вообще, любовный роман, по определению специалистов, это произведение, в котором основной сюжетной линией является развитие романтических отношений между персонажами. Остальное – фон, антураж.
И почему же, скажите на милость, люди (не только женщины, и мужчины) должны стесняться того, что им нравится читать позитивные, эмоциональные истории, которые непременно хорошо заканчиваются? Да, отдыхательная, комфортная литература. Как и детектив, который поглаживает наше чувство справедливости, как и приключения с развлекательной фантастикой, которые компенсируют обыденность жизни.
Частенько дело бывает вот в чем. Плохо написанные книги встречаются чаще, чем шедевры, достойные литпремий. Закон Старджона! Если взять первую попавшуюся книжку, бумажную или электронную, велик шанс напороться на очень примитивное чтиво и составить нелестное мнение о жанре в целом. И это относится ко ВСЕМ жанрам, не только к сентиментальному роману.
Второе: сюжеты любовных романов развиваются по проверенной схеме: встреча, некоторые перипетии вроде козней злопыхателей, недопониманий, расставаний, горстка детективных или фантастических приключений и счастливое выяснение отношений. Всё! Попробуйте написать по-другому и увидите, насколько непросто сочинить что-то новое в проверенном жанре.
Изюминкой могут быть или грамотный авторский слог – с юмором, со страстью, с красивыми метафорами – или запоминающиеся персонажи, которым хочется сопереживать. Тут все в руках авторов, талантливых и не слишком. Впрочем, читатели находятся на совершенно разные книги. То, что один посчитает слишком заумным, другой прочтёт и назовет простенькой историей. То, что для одного читателя «сто раз уже было» чтение, для другого открытие нового сверкающего мира невозможно счастливой жизни.
Не бойтесь, не откладывайте в долгий ящик знакомство с романтикой, если вы еще не. И смело заявляйте, если вы в тренде, да, я на досуге почитываю сентиментальную литературу, чего и вам желаю.
Маркевич Светлана
Аптека для души...
Как давно возникло столь поэтичное название? Это даже школьники знают – примерно 3200 лет назад так называлось книгохранилище фараона Рамзеса II. Еще тогда люди поняли, что без текста, без записанного наследия нет цивилизации.
Что хранилось в библиотеке фараона? Примерно то же, что и сейчас – пособия по медицине и строительству, поучения по управлению государством, сказки и притчи, стихи и романы, около двадцати тысяч свитков на всевозможные темы. Историки считают, что даже в древности «аптеки для души» не всегда были закрытым сундуком с сокровищами, на котором, как жадные куркули восседали жрецы и фараоны. Были они и центрами просвещения. Разумеется, для небедных и грамотных граждан.
Что ж, интернет тоже стал подобием библиотеки, хоть его и честят помойкой. Огромный поток информации может показаться хаотичной свалкой только тем, кто боится и не умеет искать нужное, цепляясь за случайное и постоянно отвлекаясь. Если вы читаете этот текст, значит пользуетесь всемирной сетью. Наверняка и книги самой разной направленности находите в интернете, читаете онлайн или скачиваете.
Нужны ли еще материальные библиотеки, вот вопрос. Нужны, ответят кинестетики, для которых важно держать бумажную книгу и шелестеть страницами. Да, нужны, закричат они же, подсчитывая, cколько стоят книги, и как много места займут в доме развлекательные книжонки на раз. А ведь всего и нужно, записаться в библиотеку и брать на время почитать детективы, сентиментальные романы, приключения с фантастикой. И возвращать!
А кто сказал, что «серьезная» литература – классика, современная, осененная премиями – каждому понравится настолько, чтоб захотелось приобрести томик и любовно его перечитывать?
Мой опыт библиотекаря говорит вот что: из пяти взятых читателем книг три-четыре ему не заходят совсем. Это в среднем, заметьте! Бывает, что ни одна не зацепила, бывает все пошли на ура. То же самое и с нехудожественными книгами. Одно пособие по кладке печей (сварке, освоению компьютера с нуля, чайной церемонии, нужное подчеркнуть) может оказаться слишком запутанным и непонятным, другое примитивным, а то и лживым. Из сотни авторов-психологов лично вам понравится один, хорошо, если двое, а новейшее исследование шаманизма, взятое из чистого любопытства, вы просмотрите по диагонали, потому что оно окажется серьезной монографией, непосильной для человека без кандидатской степени по этнографии. Эта книга «не ваша», но она дождется своего читателя. Все знания так или иначе востребованы.
К чему я завела такие крамольные речи? К тому, что библиотеки, представьте себе, существуют, работают не только площадками для праздников. Здесь есть еще люди, готовые с радостью насоветовать вам индивидуальную припарку от только вашей личной больки, чем бы она ни была. И даже составить пресловутый список «книг, которые вы просто обязаны прочесть», если он вам нужен, конечно.
Мы все еще АПТЕКА ДЛЯ ДУШИ.
Маркевич Светлана
Последние полгода мы проверяем наши сообщения на плагиат. Надеемся, все знают, что такое плагиат? Это когда с других копируют, не ссылаясь на источник и даже подписываясь своим именем.
Объясним нашу позицию по вопросу плагиата подробнее.
С началом весны все оживает. И небо становится чуть светлее, кое-где появляется синева. Вдруг с утра заглядывает в окошко солнце. И на душе становится радостно оттого, что скоро побегут ручейки, зазеленеет травка, вылупятся первые желтые цветочки. И хочется меняться, задвинуть куда-нибудь на антресоли зимнюю одежду, вытащить легкую яркую куртку или плащик, и, прихватив с собой цветной зонтик (так, на всякий мокрый случай), гулять по улицам, паркам и скверам. Пусть и в город вместе с твоим настроением придет весна! А еще, пробуждается интерес к книгам - разным, но по-весеннему живым и интересным: о людях, о городах и странах, о разных чудесах и приключениях. И здесь "12 месяцев для чтения" как раз кстати.
На этот вопрос ответить сложно. Скептики скажут, что они не читают совсем, некоторые в силу своей занятости, некоторые в силу своей ленивости. Но мужчины читают, только делают это незаметно, словно стесняются своего увлечения. Чаще конечно наблюдаешь молодых людей в проглядывании журналов, или учебников по специальности. Но иногда видишь, и сердце радуется,мужчину в автобусе с планшетом или телефоном, заглядываешь через плечо и вместе с ним успеваешь прочесть несколько страниц из Лукьяненко или Перумова. В нашем городе это редкость, а вот в Москве или Питере такие встречаются все чаще. Так вот для тех мужчин, кто не считает чтение пустой тратой своего драгоценного времени мы предлагаем небольшой список написанных нами рецензий, которые могли бы быть интересны.
Почитаем???
Зима пришла. Мы долго ее ждали: запасались теплыми вещами, делали заготовки, утепляли свои дома. Но пришла она, как всегда совсем неожиданно и быстро. И вот уже снегом засыпало крыши домов, дворы и машины в них. И мы снова ждем прихода Нового года, до которого осталось уже около 3 недель. И снова готовим подарки для своих близких. Всегда хочется подарить что-то хорошее, а самое главное неожиданное. Ну так вот вам хороший совет: подарите книгу! Во-первых, если человек читал и раньше, то это будет кстати. Ну и во-вторых, если он совсем никогда не читал, это будет неожиданно, но все равно приятно. И в-третьих, если вам трудно выбрать подходящую книгу, покопайтесь в нашем блоге. Точно могу сказать, найдете что-нибудь подходящее. А если вы просто зайдете и познакомитесь с нашими рецензиями, мы будем только рады!!!
красота-а-а (спасибо автору)
И снова наш блог поменял свой облик. Никак не можем мы оставаться в стороне от перемены времени года, ведь с переменой времени года обязательно наступают перемены в жизни человека. Лето - пора отпусков, каникул, путешествий и открытий. Свободного времени становится больше Хотя в сутках остается 24 часа, кажется, что этих часов чуточку прибыло. Настало время залезть в гамак или кресло-качалку где-нибудь на природе, взять томик с каким-нибудь увлекательным романом и погрузиться в мир приключений.
Уважаемые читатели!!!
Дорогие коллеги!!!
Сегодня наш блог с огромным удовольствием поздравляет Вас с Днем библиотек!!! Мы все-таки успели, хотя боялись не успеть.
Читателям желаем новых книжных открытий. Пусть Ваша рука всегда тянется именно за той книгой, которая написана для Вас. Пусть Вас не разочаровывают переводы книг любимых авторов. И пусть ваши вечера наполняют не "ворчание" телевизора и не "брюзжание" Интернета, а встречи с героями замечательных книг.
Когда-то, не так давно жил мальчик, который любил мечтать. Потом мальчик вырос и стал писателем. Ведь кто, как не писатель может совершенно законно мечтать, и ничего ему за это не будет. А будут честь и хвала. Мальчика этого мы все знаем под именем Александр Грин. Именно он одушевил образ мечты в виде корабля с Алыми парусами. И любая мечта теперь - это образ Алого паруса на горизонте. И ожидание, что мечта исполнится. Так давайте помечтаем... Потому что нам выпала такая возможность благодаря блогу "Записки юного библиотекаря". Спасибо коллеги!!! Вы попали по адресу. Помечтать мы любим. Сядем за чашечкой чая и мечтаем: "А вот если бы в библиотеке было..." Много чего хочется изменить, чтобы стать еще лучше. В 2012 году мы даже не мечтали о том, что победим в конкурсе "Библиотечный блог 2012", а наша немечта взяла и исполнилась. Теперь мечтать както страшновато. Но мы попробуем. Вот такие условия нам прислали...
Условия награды:
1. Поблагодарить наградившего в своем блоге.
2. Эту награду необходимо передать 8 блогам, у которых меньше 200 постоянных читателей
3. Зайти к ним в блог и наградить
4.Ответить на три "мечтательных" вопроса
5.Самой придумать 3 вопроса.
Вот вопросы, которые мы получили:
1.Каким вы видите Ваш блог в будущем? О, до этого будущего еще надо дожить... Но помечтать можно. Наверное, более информативным. Чтобы поиск был удобным и читателей много-много.
2.Какие советы Вы можете дать нашему блогу, чтобы он стал лучше? Советчиков обычно не любят, а тут такой вопрос. Все у Вас по делу, ничего лишнего не нашлось. И пишете хорошо, и фотографий много. Тем более, что Вы юный библиотекарь. А чем читателей удивить, думаю, сами найдете.
3.Как Ваш блог помогает в работе библиотеки? Честно сказать, не знаю. Как оказалось он востребован не только у нас в городе, а по всей стране, даже за ее пределами. Пишем-то о книгах, которые есть не только у нас. Нескромно будет сказать, но он помогает не библиотеке, а читателям определиться с выбором книги для чтения. А книга - это книговыдача.
Наши вопросы следующие:
1. Чему новому планируете научиться в блоговедении?
2. Были ли курьезы в вашей практике блоговедения?
3. Ваша главная мечта?
Наши 8 блогов, которым мы предлагаем помечтать:
МУК ЦРМБ им. Н.К Крупской, Калининский район
Хотите помечтать вместе с нами? Пишите комментарии!!!
Ровно год назад 27 марта блог "12 месяцев для чтения" вышел в эфир Всемирной паутины.
За время своего вещания мы написали 28о рецензий, которые Вы можете найти в оглавлении нашего блога.
Читателями этих самых рецензий стали жители самых разных стран от России, Украины, до США и Израиля. Что для нас было большой неожиданностью, но очень приятной.
Оказалось, что больше мы все-таки пишем о книгах зарубежных авторов, хотя жанры пытаемся охватить разные от детектива до фентэзи.
Приятной неожиданностью для нас была победа в конкурсе "Библиотечный блог 2012". Оказалось, что таких блогов не так и много.
За этот год нас посмотрели 24000 раз. Надеемся, что рецензии помогли нашим читателям познакомится с новыми авторами, новыми книгами.
Хочется надеяться, что новый год будет богат хорошими событиями, а самое главное, авторы будут радовать нас интересными книгами.
Этот праздник переводит стрелки часов на Весну!!!
Прекрасная половина человечества!!! Наш блог поздравляет Вас с этим праздником. Желаем, чтобы в этот день Вы посвятили себе любимым. У нас уже сложилась такая традиция дарить на все праздники списки книг, которые можно почитать. Сегодня это книги для женщин и про женщин.
С праздником!!!!
С днем Святого Валентина!!! С днем влюбленных!!!
Любовь - это целый мир.
Она бывает разная. Первая и последняя. Счастливая и несчастная. Единственная и на всю жизнь. Бывает платоническая и страстная. И все это любовь. Бывает любовь к Жизни и к ребенку. Любовь к себе и ко всему Живому на этом Свете. Никто не сказал про это чувство лучше, чем Апостол Павел во II Послании к коринфянам:
Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится,не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине. Все покрывает, всему верит,всего надеется, все переносит.
Любовь никогда не перестает...
Библия. Новый Завет. 1-е Коринфянам, гл. 13
Любите друг друга!
О любви написано много книг, есть и в нашем блоге книги о любви.
Достаточно пройти по этой ссылке, чтобы выбрать для себя книгу о любви. Только никто не обещает Вам хеппи-энда...
Мы с Вами вступаем в Новый 2013 год. Что он принесет нам? Не знаю как Вам, а создателям этого блога хочется: - чтобы авторы написали много новых хороших книг, - чтобы эти книги нашли своих читателей, - чтобы номинантов литературных премий стало больше, - чтобы Новый год подарил нам новых интересных авторов, -... и , чтобы Новый год подарил нам достаточное количество сил и творческой фантазии, и мы могли радовать Вас достойными рецензиями.
Ура!!! Всех с праздниками!!!
Не забудьте в Новый год взять парочку хороших добрых книг, чтобы провести длинные новогодние каникулы с пользой.
Кошка
Сегодняшнее повальное увлечение нашего населения разными мистическими числами не обошло стороной и нас.
Число в нашем названии сегодня совпало с количеством просмотров нашего блога.
Наверное, это к удаче, хотя нам и так везет.
Дорогие читатели нашего блога!
Всем известно, что когда о тебе говорят хорошие вещи - это очень приятно, ну просто очень приятно. Вот и нам, создателям этого блога было очень приятно читать о себе. Не могу не выложить ссылку на заметки, которые написала член жюри Всероссийского конкурса библиотечных блогов ShiKate. Спасибо!!!
Дорогие наши читатели!
Скоро Новый Год, всех нас ожидает масса свободного времени. Давайте проведем его с пользой для души. Мы с апреля месяца рекомендуем Вам разные книги. И из этих рекомендаций рискнули отобрать те, которые не испортят Вам настроение, а скорее наоборот.
Читайте с удовольствием, как делаем это мы, скромные ведущие этого блога!
На страничке группы Bookoвей в контакте размещена любопытная информация, думаю всем читающим она даст пищу для размышлений.
Сайт The Millions составил список из 10 самых трудночитаемых книг в истории. Книги, представленные в списке, характеризуются составителями рейтинга как «10 литературных Эверестов, взобравшись на которые, вы мгновенно почувствуете свое интеллектуальное превосходство над среднестатистическим homo sapiens».
Приступаем,господа =)
Приглашаю всех желающих испытать свои читательские способности на , казалось бы легком тесте, который был найден мной на просторах сети.
Элементарные вопросы, и книги все читала, а оказывается деталей в памяти не осталось. Мне так и написали - троечник, а жаль.
Книжные серии. Продолжение Про эту серию издательства "Эксмо" нужно сказать особо. Во-первых, оформление. Каждая книга - маленький шедевр. Надо отдать должное художникам-оформителям, постарались на славу. Любую из книг приятно взять в руки, а все мы знаем, что это уже первый шаг к тому, чтобы книгу захотелось почитать. Во- вторых, авторы, которых печатают в этой серии. Здесь вы найдете переиздания замечательной английской писательницы Мэри Стюарт, полные магии и волшебства книги Джоан Харрис, психологические романы и женские истории от совсем незнакомых авторов. Для себя я открыла, прочитав именно в серии "Мона Лиза" Ричарда Матесона и его "Жену путешественника во времени", Джоан Харрис и ее волшебный "Шоколад", Трейси Шевалье, которая удивила книгой "Дама и единорог". Серия для любителей вечернего чтения, хотелось сказать у камина, но в наших квартирах этого предмета нет, поэтому просто расположитесь поудобнее и читайте с удовольствием!!! Список книг, вышедших в серии ( далеко не полный). Отмеченные красным прочитаны лично, и достойны вашего внимания:
Аллен Сара Эдисон — Садовые чары
В газете "Аргументы и факты" можно пройти тест и узнать прочитали ли вы 100 самых главных книг мира. Я, к сожалению, не все еще успела. Думается мне, что список можно было бы дополнить. Интересно, а какие книги вы считаете самыми главными? Пишите в комментариях...
Серия "Интеллектуальный бестселлер" основана издательством "Эксмо" в 2006 году. Сейчас в серии вышло более 200 книг, все они абсолютно разные по степени интеллектуальности, поэтому совершенно непонятно по какому принципу идет отбор. Но большинство книг, включенных в серию, заслуживают прочтения.
Сюда накидали книги совершенно разных жанров и авторов. Так попали сюда и Джон Фаулз, и Колин Маккалоу, и Рей Бредбери. Нашлось место для Йена Макьюэна, Артуо Переса-Реверте, Юкио Мисимы.
Серия подходит для любителей интеллектуальной прозы, но с оглядкой на фамилию автора, и на тот жанр, в котором он пишет. Да, и любителей российской прозы ждет разочарование, в серии нет ни одного русского автора.
"Исследователи из Университета Сассекса (Великобритания) провели эксперимент, в котором изучали всевозможные - не медикаментозные - способы борьбы со стрессом. В ходе эксперимента выяснилось, что наиболее эффективное средство для снятия стресса - чтение книг: чтение художественной литературы позволяет снизить уровень стресса более, чем на половину - на 68%. Для нормализации пульса и расслабления мышц после полученного стресса достаточно было молча почитать в течение шести минут. Среди конкурентов чтения были названы воздействие от прослушивания музыки, распития чая или прогулки. В итоге места распределились так: прослушивание музыки снижало уровень стресса на 61%, чашка чая или кофе – на 54%, а пешая прогулка – на 42%." Такую заметку прочитала в газете "Аргументы недели". Это пришло как подтверждение собственным мыслям. Я давно заметила, что если расстроен или утомлен, то стоит взять книгу, забываешь о своих проблемах и усталости. Ну а если еще к чтению добавить чашечку чаю, то настроение сразу улучшается, приходит решение проблемы, утомление отступает на второй план. Здесь самое главное, чтобы книга была интересная и шрифт не мелкий. Поэтому, читайте и снимайте стресс после трудового дня.!!!
Сегодня хотелось бы поговорить о книжных сериях, которые нам предлагают издательства. Попробуем разобраться по каким параметрам та или иная книга попадает в серию.
Во-первых чаще всего серию выпускают под автора, во-вторых, серийному оформлению подлежат книги одного жанра, в-третьих, ну а в-третьих это уже сложный вопрос, иногда совершенно непонятна логика издателей.
Начнем, пожалуй, с серии S.T.A.L.K.E.R.
Серия предназначена для молодежи и любителей компьютерной игры с одноименным названием, пишут в ней и маститые авторы типа Александра Зорича, Андрея Ливадного, Юрия Бурносова, так и не совсем для меня знакомые. Более подробную информацию можно найти на сайте stalker-book, где подробно расписана и сама серия и похожие на нее "Z.O.N.A.", "ТЕХНОТЬМА", "ЗОНА СМЕРТИ". Сайт оформлен также мрачно, как и сама серия, но любители найдут много полезной информации.
А вот еще любопытнейшая информация. Сколько же мы всего не знаем. И какие наши российские умельцы молодцы, и здесь впереди всех.
по материалам: http://samogo.net