Об этом направлении или методе и до меня умные люди понаписали достаточно. Даже по пунктам! Не изобретая велосипед, повторю: магический реализм — это не фэнтези или сказка, не твердая НФ и не мистика. Это нечто особенное.
Книг сейчас выходит огромное количество. С элементами разнообразных фантастических допущений в том числе. И много где не по делу, но эффектно, пишут, мол, вот оно, эпохальное открытие, настоящий магреальный роман!!!
А вот и нет. Если в ваших Москве-Лондоне-Питере есть тайная, оборотная сторона, есть волшебный мир с ночными дозорами или кланами магов-ведьм, то это, ребята, городское фэнтези. Оно же, если ваши маги живут в обычной Пупырловке с Васюками, ездят на авто, пользуются мобильниками и интернетом. На крайний случай добавьте в аннотацию «техномагия». Но это не магический реализм!!!
Исходим из названия. Реализм. Вот основа. Антураж и герои произведения в магическом реале должны быть самыми что ни на есть реальными. Простыми Васями, Машами, Мери или Джонами из реальных, ну хорошо-хорошо, из придуманных Вологды, Саратова или Гонконга.
Самым каноническим магреалом считается латиноамериканский. Борхес, Маркес и компания, помните, да? Персонажи обычные, не супер-герои, обычная, не вымышленная реальность, но есть в самом воздухе капля волшебства, которая превращает чувственность в магию, семейную легенду в страшную сказку с печальным концом, мифические персонажи бродят, как у себя дома, не вызывая удивления… Вот оно, бинго.
Если автор вплетет мифологию в реал — получится именно тот самый магический реализм.
Еще я вычитала, что якобы обязателен исторический контекст и социальные проблемы, более того, надо вести повествование максимально бесстрастно.
А вот не согласная я. Покажите, в каком месте Габриэль Гарсия Маркес бесстрастен!!! И вообще. Можно бывает и веселый магреал, без социального загруза. А вот достаточно спокойное принятие героями сверхестесственного и необычного — обязательно для данного жанра.
Если героиня или герой будет визжать и бегать от привидения — это еще не магический реализм. Придет экзорцист, прогонит барабашку, станет всем счастье, жизнь вернется в прежнее русло, купленный особнячок превратится из загадочного в приличный пригородный дом и… и все. Это не магреал. Это просто реал, который был ненадолго взбаламучен вторжением непознанного. Люди выкорчевали непонятное (как всегда) и предались своим обычным порокам. То была мистика.
Если героиня из того же домика скажет привидению: «Привет! Ты кто? Каспер? Супер, будем дружить семьями. Ты какое варенье любишь больше? Из незримых плодов тырпыр-дерева? Саженцы есть? Митька-а-а-а, иди сюда, нам задарма дают волшебную рассаду! Станем типа круче всех», то это, пожалуй, уже будет магреал. Особенно, если автор напишет дальше, как Митька ничего не увидел, покрутил пальцем у виска и ушел разбирать вещи дальше. И не обращал больше внимания на то, что супружница его развела плантацию невиданных деревьев, производит фирменный джем в масштабах достаточных, чтобы прослыть немного странной. А жизнь в Пупырловке наладилась до полной сказочной нереальности.
«Садовые чары» Сары Эдисон Аллен тому порукой. Увлекательная и уютная история, пронизанная легкими флюидами сказки при общей совершенно приземленной атмосфере. «Шоколад» Джоан Харрис из той же оперы, только там это магический флёр почти неощутим.
Или вот «Жизнь мальчишки» Роберта Маккамона, первая часть Кинговского «Сердца в Атлантиде» и, конечно же, «Вино из одуванчиков» Брэдбери. Я бы навесила транспарант «магический реализм» на эти три произведения.
У них есть много общего, прочтите и проверьте сами, как говорится. Атмосфера ностальгии по детству, светлая печаль по несуществующему миру, той самой «затонувшей Атлантиде», Америке пятидесятых-шестидесятых, которая уже не существует. А там было волшебство!
И в то же время все это волшебство при желании можно объяснить бурным детским воображением. Мальчишки вместе со своими собаками полетели с холма у Маккамона. Что это было? Что, правда, полетели? Или водяное чудище, что проходит ночью по улицам Зефира? (Очень смеялась я с отзыва на Фантлабе, где читатель на полном серьёзе возмущался, как мог пацан рассмотреть в кромешной темноте это самое чудище за несколько минут, фу, бред, автор тупой и меня, читателя таким считает, пошел я отсюда, мистика какая-то бредовая безобоснуйная).
Вот, внимательно следите за руками. Если бы «Жизнь мальчишки» была написана в жанре фэнтези – городского фэнтези – то понадобился бы обоснуй, то есть объяснение, что включает в себя историю мира. Кто, что, зачем и откуда взялись (не)милые чудовища в городке. Пусть бы это был просто вот такой мир, похожий и непохожий на наш. Предположим, в нем есть расовая сегрегация, своеобразные городки Американского Юга, а также летающие дети, динозавры в озере и прочие волшебные штуки. При этом магический реализм тихо сливается в канализацию, потому как его в городском фэнтези нет.
Потому что магический реализм не подразумевает НИКАКИХ объяснений.
Поразмыслив над вычитанными в сети постулатами, решила, что они — те самые, по пунктам — нагло стянуты с иностранного источника и неверно переведены. Похоже, вместо обязательной бесстрастности повествования, нужно было указать беспристрастность.
Если писатель желает создать хороший магический реализм он не должен показывать в тексте своего отношения к происходящим странностям. Чтоб ни намёка не просочилось: крыша у персонажа поехала или взаправду мумбо-юмбо какое завелось в шкафу. Пусть читатель вместе с героем мучается догадками, строит и отвергает предположения, приключается на всю катушку.
Почему-то считается, что в самом стиле жизни Латинской Америки есть некая мистика, оттого и писатели там рождаются своеобразные. Мифологическое мышление? Да, безусловно.
У нас слишком долго выкорчевывали это самое мышление, столетия христианства, десятилетия жёсткого атеизма дали свои плоды. А ведь если верить исследователям быта древних славян, мифологическое мышление процветало. Духи в каждой травинке-былинке-звере, одушевление камней, рек и озер. Если расти в такой атмосфере — не истовой веры — а принятия как должного, то магией будет пронизана вся жизнь. Наверное, народам азиатской части нашей страны больше присуще мифологическое мышление. Шаманизм так просто не выдернешь.
Итог номер раз: магический реализм — это то, что происходит в голове героя книги. В совершенно обыденную жизнь его вторгается нечто странное. Оно не обязательно должно быть материальным, это могут быть просто рассказы людей, которых герой опрашивает, изучая старую постановку скандального спектакля (М.Галина «Автохтоны») Как будет вести себя ГГерой и сотоварищи, зависит от автора. Но если он, автор, устроит сеанс полного разоблачения, то неуловимый дух магреала испарится, как с белых яблонь дым.
В некоторых статьях еще пишут, что должен быть открытый финал. Снова здорово, за рыбу деньги! Про «открытый финал» можно устраивать диспуты с переходом в дуэли. Потому что, как и с магреалом происходит вечная путаница, что оно, а что слитый финал. Но сермяжная правда в сём утверждении имеется.
Невозможно закончить магреальное произведение чётким эпилогом. Под открытым финалом подразумевается, что герой вместе с читателем остается балансировать на краю бездны. Я обожаю эту сладкую муку неразгаданных загадок.
У Марии Галиной в «Автохтонах» герой просто сбегает, делая вид, что все дела в Городе окончены. Трясется в вагоне поезда и старательно занимается развешиванием ярлыков, пытаясь в сотый и окончательный раз поставить отъехавшую крышу на место, разъяснить мотивы всех действующих лиц… Но я-читатель, благодаря мастерству автора, понимаю, что это еще не финал. Это страх перед тем, что мир оказался гораздо больше и сложнее, чем казался, выгнал персонажа, возможно, потом, за обложкой книги, он снова примет мистическую версию того, что с ним случилось.
Итог номер два: магреал не отпускает, затягивает, показывает оборотную сторону жизни, пугающую или сияющую вечным праздником. Средства для претворения в жизнь известны — отличный слог, интересные герои, тайны, которые вскрываются одна за другой, как слоеный пирог мясо-клубника-йогурт-селедка, одаривая новыми ароматами и вкусами, отменяя предыдущие.
Поток сюжетных твистов, перевороты с ног на голову и обратно. Чтобы читатель восхищенно цокал языком: так вот оно что… а я-то думал… ну как так, опять двадцать пять за рыбу деньги, ах ты ж, зараза, хватай ведьму, нет, не она… ну я так не играю. И финальное: так, я не понял! Реально были демоны или нет??? А-а-а-а, шедевр однозначно.
Маркевич Светлана
мнение автора статьи может не совпадать с вашим