1

Кристина Старк "Гончие Лилит"
Лариса Петровичева «Музыка мертвых»
Сьюзен Мэллери "Сезон прогулок босиком"
Максим Сонин "Ступает слон"
Юрий Поляков «Весёлая жизнь, или Секс в СССР»
Гузель Яхина "Дети мои"

Поиск:

2023-01-30 15:00



Несомненно, череповецкого читателя, к которому я в первую очередь обращаюсь, зацепит само название книги «Детство на Шексне». Да, действительно, речь пойдёт о Череповце и его окрестностях. Автор книги Людмила Григорьевна Яцкевич поделится с нами воспоминаниями о своём детстве, проведённом в наших краях в далёкие 40 - 50-е годы прошлого столетия. Но сначала немного об авторе.  Людмила Григорьевна Яцкевич (Калачёва) – доктор филологических наук, член Союза писателей России. Ею опубликовано много работ по русской филологии и краеведению. В 2019 году вышла из печати её книга «Православное слово в творчестве вологодских писателей». А ранее уже выходили её художественные произведения в книгах «Слово о русской деревне» и «Квасютинская поговорочка», небольшие повести.
Книга, которую я представляю, состоит из двух частей. В первой – мемуарной её части «Детство на Шексне» - описывается жизнь в деревне Квасютино и в Череповце в послевоенные годы. Воспоминания о голодном, безрадостном детстве, о деревне и маленьком городке, переживавшем период возрождения и восстановления. О том, что пришлось пережить в это время не только взрослым, но и маленьким детям. Автор говорит: «Времена были суровые и жестокие. Несмотря на это, люди тогда были мужественными и удивительно добрыми». У всех были непростые судьбы, многие потеряли на войне своих родных и близких. Строили новую жизнь.
 Как говорила Юлия Друнина когда-то в своих стихах: «Было трудное время, к тому же хотели мы скорее забыть о войне». Людмила Григорьевна очень точно характеризует те годы, на которые выпало её детство: «Главная особенность того времени заключалась в том, что люди не занимались постоянным созерцанием чужой придуманной кем-то жизни на экране, как это характерно для нашего времени, когда ребёнка уже с пелёнок «подсаживают» на телевизор или смартфон. Все жили своей нелёгкой, порой тяжёлой даже, но именно собственной жизнью. При этом не утратили чувство радости: радовались праздникам, встречам с близкими людьми. Умели веселиться без посторонней помощи».
Вторая часть книги «Шекснинские бывальщины» состоит из коротких рассказов, главная тема которых борьба добра со злом, веры с безверием. Тут и страшные истории о предчувствиях и призраках; и рассказы о необычных событиях; о чудесах, которые случаются – веришь в это или не веришь. Одни названия рассказов чего только стоят: «Нечисть», «Вместо свадьбы – прощание», «Матушкино проклятье», «Вечная невеста». Рассказы короткие, написаны простым, почти разговорным языком, в котором чувствуется  колорит деревенской прозы. Без особой назидательности автор говорит о тех вещах, которые важны в нашей жизни, о мудрости и вере.
 
Валерия Базлова
 
 
 
 

Ярлыки: краеведение, воспоминания, православная литература


2022-10-26 13:00



«Я предвижу восстановление мощной России, еще более сильной и могучей. На костях мучеников, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая – по старому образцу, крепкая своей верой во Христа Бога и Святую Троицу...»
(Святой Иоанн Кронштадтский)
 
Перед нами второе издание истории Парфёновского Богородицкого монастыря, основанного и вновь возрождающегося на территории современного Череповецкого района. Первое издание вышло в 2011 году и состояло из двух отдельных частей («История обители до 1917 года. Ее архитектурный ансамбль» и «История обители в советские и постсоветские годы»). С момента его выхода минуло десятилетие, произошли многие события, ознаменовавшие важные изменения. 15 февраля 2019 года указом епископа Череповецкого и Белозерского в селе Парфеново было учреждено архиерейское подворье. 13 июля 2021 года в храме в честь иконы Божией Матери “Нечаянная радость” впервые (после 1922 года) состоялась архиерейская литургия. А 17 сентября 2021 года епископ Череповецкий и Белозерский Игнатий, совершив в Парфенове очередную Божественную литургию, посадил привезенный сестрами исторического Леушинского подворья Санкт-Петербурга молодой дубок – «потомок дуба, посаженного в Иоанновском монастыре святым праведным Иоанном Кронштадтским». И это, конечно, не просто так. С именем “всероссийского молитвенника” Иоанна Кронштадтского история Парфёновского монастыря связана неразрывно: в начале ХХ века святой праведник освятил здесь монастырский храм, благодаря чему «Парфеновская община получила всероссийскую известность». 
Итак, в новом издании автор уже констатирует как свершившийся факт то, на что в 2011 году лишь выражал надежду: в монастыре, «как встарь, возносятся иноческие молитвы и раздаются умилительные песнопения». Произошедшие изменения отразились на содержании нового издания книги, существенно переработанной и дополненной.
Написанная строгим языком, излагающим только факты, книга Михаила Мальцева погружает читателя в прошедшие события дореволюционной, советской и современной России и словно оживляет их участников, подтверждая истину: у Бога все живы. Вновь устроительница Парфеновского монастыря Евдокия Николаевна Силантьева-Поливанова, пережив неудачное замужество и свалившиеся вследствие этого на нее беды и неприятности, задумывается о вечном и решает удалиться от мира. Вновь матушка Таисия (Солопова), игумения Леушинского монастыря, ходатайствует за создаваемую Парфеновскую обитель перед духовным и светским начальством. Святой праведный Иоанн Кронштадтский освящает храм. Подвижнический труд первой настоятельницы игумении Руфины (Сосниной) служит процветанию обители. Мученическая судьба последней игумении монастыря Рафаилы (Рогозиной) заставляет вспомнить еще раз слова Иоанна Кронштадтского, вынесенные в эпиграф. А вот уже и протоиерей Георгий Трубицын вновь служит водосвятный молебен в Парфенове. И люди идут крестным ходом в Парфеновский монастырь, как шли 17 сентября 2011 года...
В своей книге автор дает поразительно полный объем сведений, начиная со стародавней истории сельца Парфёново, пожалования его помещику Поливанову и заканчивая событиями последних лет. За всем описанием истории обители ощущается кропотливый и серьезный труд исследователя, я даже не побоюсь сказать, духовного соучастника, «алчущего и жаждущего правды». Поэтому мы не найдем в книге непроверенных утверждений или построения версий, могущих вызвать сомнение. Подбор иллюстративного материала осуществлен очень тщательно и с любовью к предмету изучения. 
Сохранение светлой памяти о людях, вставших на христианский путь – путь покаяния и исправления, безусловно, важно для автора. Заботясь об увековечивании памяти, он приводит «Биографические справки», касающиеся парфеновских насельниц и священнослужителей. Эти биографические справки (наряду с «Летописью Парфеновского монастыря») становятся существенным и полезным дополнением нового издания, позволяющим в краткой форме получить важную информацию. 
Обратившись к книге краеведа Михаила Геннадьевича Мальцева, мы пройдем весь путь, который выпал монастырю, и увидим в описании автора: устроение обители в начале ХХ века, закрытие ее в эпоху гонений на веру, жизнь монахинь в рассеянии и современное возрождение. 
Издание можно рекомендовать всем тем, кто интересуется историей родного края, и, конечно, тем, кто планирует совершить в Парфеново паломничество или туристическую поездку.
 
Дмитрий Кочетков

Ярлыки: историческая литература, краеведение, православная литература


2022-03-26 10:00



«Вон же он, есть еще нормальный мир!» 
(Автор книги)
 
У этой книги есть еще подзаголовок "Приключения в жизни будничной и вечной". Тут-то я и заинтересовалась. Кто бы мне сказал, что я буду читать книгу, написанную священником и смеяться, в жизни бы не поверила.
А кто бы мне сказал, что бывают и такие священники – насмешливые, легкие, многомудрые – тоже не поверила бы.
А Сергей Круглов и на журфаке успел поучиться, и в газете поработать. Стихи его печатали аж с 1993 года, премии стяжал. И подался в священники. 
Знаете, проза поэта – особенная. Книга эта не является ни романом, ни жанровой прозой. Сборник зарисовок? Эпизоды из жизни реальной и вымышленной? Анекдотические случаи и философские размышления? Пожалуй, все вместе плюс смешные авторские рисунки. Хотя по факту повествование складывается во вполне гармоничную картину. Ведь герои одни и те же. Зашифрованный в Н. скорее всего сам автор, священник и сын священника. Костя – то ли альтер эго писателя, то ли приятель, вечно влипающий с ним на пару в глупые и неловкие истории. Ностальжи – подруга обеих, возможно, собирательный женский образ, хороший, кстати, образ, душевный, мудрый и легкомысленный одновременно.
Глубоко уважаю людей с самоиронией, считаю ее признаком высокого интеллекта. Так вот, господин Круглов покорил меня своим мягчайшим юмором, глубокими познаниями в различных философиях, от теософской до бытовой, и умением соединить это в живое полотно.
Без цитаты не обойтись.
«Н. затворил за Костей Иночкиным дверь и пошел на кухню убирать со стола. На столе меж стаканов лежал забытый Костей телефон. Н. усмехнулся и покачал головой: Костя часто забывал телефон там и сям, вообще к гаджетам относился свысока.
– Ну вот как ты в метро без него ездишь? – не раз говорил ему Н.
– А что? – отвечал Костя. – Я предпочитаю живое общение!
И это было правдой: Костя Иночкин любил в вагоне метро, когда не удавалось наладить контакт с пассажирами, через кнопку связи разговаривать с машинистом поезда и сообщать ему о поразительных предметах».
Каждый читатель с чувством юмора найдет в этой небольшой книжке что-нибудь свое. Кому умных мыслей на цитаты, кому презабавных эпизодов из разряда: «Да не может быть, чтоб со священниками такое происходило, ха-ха, обхохочешься!»
А кто-то, как это частенько бывает, наткнется на ключевую фразу к своей жизни, застынет на минутку, подумает, да и поменяет мир вокруг себя.
 
Светлана Маркевич

Ярлыки: православная литература, российская проза, сборник, современная проза


2022-03-26 09:00



«Обиталища сии (монастыри) не суть изобретение человеческого ума, но Дух Святой через богодухновенных отцов уставил жительство это для тех, которые позваны будут от Бога, или из любви к Нему, или ради множества грехов своих»
(Преподобный оптинский старец Макарий о монастырях)
 
Оптину пустынь в период ее расцвета в девятнадцатом веке прославило старчество. И отличительной его чертой стало то, что русские старцы «не только окормляли монахов своей обители, но направляли свое служение на благо всего народа». Известно, что на исповедь к преподобному Макарию стремились далеко не последние люди России. Среди них, например, классик русской литературы Н.В. Гоголь, который приезжал в Оптину пустынь не единожды и который, по его же словам, духовно переродился, вошел к старцу «одним, а вышел другим». Не менее известно посещение Ф.М. Достоевским старца Амвросия, к которому писатель отправился после постигшего его несчастья – смерти сына Алеши. Эта поездка не только принесла ему утешение, но и предопределила появление романа «Братья Карамазовы» в том виде, в каком он вышел в свет. Надо ли говорить, что такой персонаж романа, как старец Зосима, имеет несомненным прототипом уже упомянутого отца Амвросия.
Но книга Андрея Конопленко тем и хороша, что затрагивает не только пору расцвета обители. Его книга – это путь «сквозь многие века и разные эпохи», который насыщен «радостными и горькими, светлыми и драматическими» многообразными событиями. Да, у обители были и трудные времена. Тут даже напрашивается удивительная историческая параллель. Во время Великой Отечественной войной на территории монастыря был организован госпиталь. А в восемнадцатом веке император Петр I предписал превратить монастыри в богадельни и лазареты. Но самое главное: обитель и закрывали не раз. Если властью большевиков пустынь была официально закрыта в 1918 году, то в 1724 году её упразднил всё тот же Петр Великий. 
Не менее удивительно происхождение названия монастыря. По одной из версий, оно происходит от имени разбойника, который и основал пустынь. Раскаявшийся злодей и душегубец по прозвищу Опта в качестве основателя столь прославленной обители может вызвать недоумение. Однако это недоумение пройдет, если вспомнить, что живший в IV веке на территории Египта Моисей Мурин (кстати, ныне почитаемый в лике преподобного) до своего монашества был никем иным, как главарем шайки грабителей. Пути Господни неисповедимы.
Вообще, автор не скрывает свойственного некоторым монахам дурного поведения, существовавших в монастырях доносов, беспорядков. Это я упомянул не для того, чтобы бросить камень в монастырский огород. Просто надо понимать, что мирская жизнь со своими страстями может проникнуть и за ограду обители. Поэтому если вдруг сейчас, во время Великого поста, у кого-то появилось желание стать лучше, чище, добрее, для этого необязательно жить в монастыре. Для этого надо построить храм в своей душе. И наставления старцев, приводимые на страницах представленного издания, могут помочь на пути желаемого духовного обновления.
Однако не только с религиозной, но и вполне со светской точки зрения, обращение к книге Андрея Конопленко может быть полезным. Ведь монастыри оказали огромное влияние на культуру и духовное развитие Российского государства. Поэтому историю нашего Отечества нельзя отделить от истории монастырей. Представленная же книга излагает полную историю Оптиной пустыни с предполагаемого времени ее возникновения до наших дней.
 
Дмитрий Кочетков

Ярлыки: историческая литература, отраслевая литература, православная литература


2017-08-03



Во спасение души
 
Прекрасная духовная проза. И для души приятная, и приглашает к размышлению. Автор книги - священник, протоиерей, наш земляк, духовник Воскресенского Горицкого монастыря, который находится в Кирилловском районе Вологодской области. Там же происходит и действие романа. Это его первая книга, писательский дебют. В обращении к читателям он называет причину, по которой взялся за перо - "неизбывная печаль о судьбах брошенных, разрушенных и полуразрушенных русских церквей, которых у нас на севере особенно много". Русскому человеку больно смотреть на колокольни, торчащие из воды, на сорванные купола и кресты, и он стремится восстановить утраченные святыни. Алексий Мокиевский приводит в книге автобиографические эпизоды, описывая, как удивительно строятся судьбы людей, как они приходят к Богу. Главной отличительной особенностью книги является постоянное присутствие чуда. Чуда как нормы духовной жизни.
В романе две сюжетные линии, которые постоянно переплетаются. В одной действие происходит в наше время, в другой - в 20-е годы 20 века. В начале книги воры пытаются ограбить заброшенный храм, но неожиданный взрыв мешает их планам. Когда-то давно в этом храме отец Георгий служил Литургию, главное Таинство церкви, во время которой душа поет и возносится. Был праздник и много прихожан было в храме. Но Губчека арестовали священника и Литургия осталась незавершенной. И в этот момент время как будто останавливается на определенный срок. При строительстве Волгобалта храм оказывается полузатопленным. Он обветшал и готов обвалиться, но его держит неземная сила и незавершенная Литургия. Спустя 80 лет заброшенный храм должен быть открыт вновь, и Литургия будет продолжена.
Уже в наше время мальчику Саше является странная девочка, похожая на ангела, и требует завершить Литургию. Через Сашу и его родителей это удается сделать.
В книге есть всё: и интересный сюжет, и яркие образы, и замечательный язык. Рекомендую эту книгу любителям духовной литературы.
 
Светлана Морозова

Ярлыки: краеведение, православная литература


2017-05-04



Спасибо деду за победу и до земли поклон ему! 
(Слова из песни)
 
Мое поколение родилось в 60-х. О войне мы знаем лишь по книгам и фильмам. Мы никогда не чувствовали голода, не вздрагивали от разрыва снарядов. Моего деда Алексея я никогда не видела, только на фотографии. Не видела и не знала его и моя мама, которая родилась осенью 1941 года. А в феврале 1942 дед погиб под Ленинградом. По воспоминаниям бабушки, был он человеком высоким, красивым, веселым, хорошим плотником. Было ему всего 35 лет. Так и не услышал он в свой адрес слово «дедушка», навсегда остался молодым.
До прочтения этой книги я никогда особо не вспоминала ни о войне, ни о своем дедушке Алексее. А тут расчувствовалась, прямо до слез.
Книга «Война и вера» основана на реальных событиях. Имена и фамилии героев подлинные. Все истории записаны по воспоминаниям людей, переживших войну. Наверное, поэтому они так поражают и трогают до глубины души.
В документальной повести «Война, любовь и верность» рассказывается о простых солдатах и их нелегких военных буднях без прикрас.  О том, как мерзли в окопах, недоедали, боролись со вшами, мирные добрые люди учились убивать. Не о героизме на войне, а о том, как по-настоящему было страшно, как вера помогала выжить солдату, которого на каждом шагу ждала смерть. Те, кто прошел всю войну, стали друг другу ближе родных братьев. В повести две сюжетные линии. Одновременно описываются события военных лет и наших современных. Молодые корреспонденты ищут материал о войне. И в их жизни тоже многое меняется. Они начинают осознавать ложность ценности под названием деньги.
Рассказы тоже очень интересные. Чаще нам представляют немцев как извергов, которые мучили, убивали, сжигали целые деревни с местными жителями. Но не все немцы были жестоки, были и такие, которые помогали нашим женщинам и детям, как в рассказах «Танина война» и «Долг совести». Об этом мало говорят. Немецкие солдаты и офицеры такие же люди, у них тоже есть дети, матери. И шли они на войну, повинуясь воинскому долгу, по приказу. В рассказе «Пленница» описывается жизнь матери с детьми в концлагере. Очень страшно, конечно. Собака спасла девочку, оказавшись человечнее людей.
Книга «Война и вера» не развлекательный романчик. Читать ее тяжело и больно. Но, конечно, о войне надо помнить, чтобы подобное не повторилось.
 
Автор отзыва на книгу - Светлана Морозова.

Ярлыки: военная тема, историческая литература, православная литература, российская проза


2017-04-19



«Ибо какой мерой мерите, такой же отмерится и вам» 
Из Библии
 
Авторы заявляют, что книгу эту сочинила сама жизнь, а они лишь описали истории, произошедшие с конкретными людьми. Литературный дебют В.Шпатакова и О.Румбах считаю удачным. Повесть получилась очень добрая, светлая, искренняя. Читается легко, хотя не все гладко в жизни главных героев. Маша – сирота, работает врачом в больнице. Раннее и неудачное замужество привело к тому, что она осталась одна с дочерью Дашей на руках. Тяжело молодой женщине одной, и мечтает она о надежном мужчине. А Саша – инвалид, пострадал во время войны в Чечне и остался не только без ноги, но и без жилья. Приютили его бомжи. Но внутренняя сила, мужество и честность помогли ему вернуться к жизни. Ну, и любовь к Маше, конечно. Удивительно все-таки, как люди находят друг друга! Воистину «браки совершаются на небесах»! Видимо есть он непостижимый и спасительный промысел Божий. И эта история тому подтверждение. В финале повести влюбленные едут в монастырь, встречаются со старцем. Интересная получилась у них беседа, очень познавательная. Есть такие старцы-провидцы (и всегда были на Руси), для которых мир невидимый реально существует и имеет свои законы. А мы по невежеству своему нарушаем эти законы и имеем скорби и проблемы. «Проникновенные слова отца Илия будто разбудили Сашу и Машу и открыли им духовные очи». Поняли они, что надо жить и любить свою семью, свой дом, свою родину. Повесть заканчивается весьма оптимистично. И хочется верить, что жизнь в России наладится.
В этой книге, кроме повести, еще много рассказов. Рассказы о том, как удается людям спастись от неминуемой гибели («Случай в Тайланде»). И о том, как достигшие высокого положения в обществе, живущие в изобилии наши сограждане почему-то не имеют душевного покоя и радости («Крестины», «Внял»). А поделившись своим богатством с другими людьми, вновь обретают смысл жизни и оживают душой. Одним из героев многих рассказов является все тот же старец Илия, к которому заблудшие идут за советом. И объясняет он им, почему жизнь не складывается, какие законы нарушены и как все исправить. В рассказах «Альбиносы», «Паскудное дело», «Машины каникулы» наглядно показано, к чему приводит злоба людская и жажда наживы. И, наоборот, доброта великодушие и щедрость помогают выжить и сохранить семью.
Главная мысль книги: в любой ситуации руководствуйся нравственными ориентирами, поступай по совести. Земные богатства не делают человека счастливым. 
Рекомендую эту книгу любителям духовной литературы.
 
Автор отзыва на книгу - Светлана Морозова.
 

Ярлыки: православная литература, сборник


2016-10-06



Опасно через меру пристраститься
К давно налаженному обиходу:
Лишь тот, кто вечно в путь готов пуститься,
Выигрывает бодрость и свободу.
(Герман Гессе)
 
Потрясающая книга. Чтение ее так захватывает, что оторваться невозможно. Автор умело и просто рассуждает о таких сложных вещах, как смысл жизни, вера в Бога, любовь, смерть. Немного найдется книг, повествующих о духовном росте человека. Виктор Лихачев – писатель, журналист, историк и путешественник. К сожалению, рано ушел из жизни. Борясь с таким безжалостным заболеванием, как рак, автор решил написал о себе. А что бы вы сделали, если бы узнали, что у вас... пусть не рак, а просто очень большие проблемы? Пришла бы вам в голову идея одарить других чем-то светлым и радостным?
Главный герой Михаил Киреев в начале романа живет жизнью обычного обывателя, суетно и проблемно. Работает журналистом. Известие о том, что он болен раком, вызывает у него отчаяние, но и помогает задуматься о смысле жизни. Киреев решает наслаждаться каждым оставшимся мгновением, продает квартиру в Москве и отправляется в путешествие пешком «вдоль речек, полевыми дорогами по России, которую, оказывается, не знал».  Шел и чувствовал себя частью этого мира, ел траву, ягоды, пил воду из источников. Шел и радовался тому, что может идти, дышать, купаться в чистых речках. За очередным поворотом дороги он открывал для себя новые места, новых людей. Михаил понял, что мир гармоничен и прекрасен. «А мы всю жизнь копим, рассчитываем, взвешиваем, прикидываем, помним обиды, оправдываем себя. А надо просто струить свет и благодарить, благодарить, благодарить – за то, что живем, за то, что мы часть этого удивительного и величественного мира». И чудо исцеления произошло.
Замечательная книга, ее нужно прочитать каждому. После прочтения остается очень светлое чувство, несмотря на наличие криминальной линии, и понимание того, что всегда можно начать жизнь сначала. Почитайте! Книга вас не разочарует. Она не из тех, что прочитал и забыл. Читали все мои родные и знакомые. Понравилось всем.
 
Как знать, быть может, смерть , и гроб, и тленье – 
Лишь новая ступень к иной отчизне.
Не может кончиться работа жизни.
 
Автор отзыва на книгу - Светлана Морозова.

Ярлыки: православная литература, роман, российская проза


2015-09-24



Не брити брад и усов не постригати…
(Определение Стоглавого собора 1551 года)

 

Не совсем корректное сообщение в обрамлении цитат

 

«Итак, эти две могущественные державы ведут между собой ожесточеннейшую войну в продолжение тридцати шести лун. Поводом к войне послужили следующие обстоятельства. Всеми разделяется убеждение, что варёные яйца при употреблении их в пищу испокон веков разбивались с тупого конца; но дед нынешнего императора, будучи ребёнком, порезал себе палец за завтраком, разбивая яйцо означенным древним способом. Тогда император, отец ребёнка, обнародовал указ, предписывающий всем его подданным под страхом строгого наказания разбивать яйца с острого конца. Этот закон до такой степени озлобил население, что, по словам наших летописей, был причиной шести восстаний, во время которых один император потерял жизнь, а другой – корону.
…Насчитывают до одиннадцати тысяч фанатиков, которые в течение этого времени пошли на казнь, лишь бы не разбивать яйца с острого конца. Были напечатаны сотни огромных томов, посвящённых этой полемике, но книги Тупоконечников давно запрещены, и вся партия лишена законом права занимать государственные должности»
(Джонатан Свифт «Путешествия Гулливера»).

К книге Кирилла Кожурина можно прийти по разным причинам. И это не только религиозное чувство или поиск духовных истоков, но и естественное внимание к проблемам отечественной истории и культуры. Я уже не говорю о личном интересе, которым, например, руководствовался я. Вышеприведенной цитатой я хотел показать, что книга может увлечь не только глубоко верующего человека.
Зачем же нам что-то знать о старообрядчестве?
Раскол – очень значимое событие в истории нашей страны. Это трагедия, прошедшая по живым людям, их душам. Да и старообрядцы как таковые оказали серьезное влияние на экономическую и культурную жизнь России. На начало ХХ века, как бы сейчас сказали, бизнес старообрядцев сосредоточил в своих руках 64% всего российского капитала. Династии Морозовых и Рябушинских, Кокоревых и Гучковых… А Третьяков? Тоже выходец из старообрядческого купечества. Стоит помнить об этом, посещая Третьяковскую галерею. Если продолжить «историю в лицах», то можно назвать много известных людей, которые вышли из старообрядческой среды. Атаман М.И. Платов, поэт Н.А. Клюев, писатель И.А. Ефремов, художник К.С. Петров-Водкин, академики Б.А. Рыбаков и Д.С. Лихачев. Что там перечислять! Можно обобщить так: от великого ученого М.В. Ломоносова до советского министра обороны Д.Ф. Устинова! Вот так-то… Наконец, старообрядцы сохранили многие народные промыслы и просто важные для православных верующих вещи: восьмиконечный православный крест, вернувшийся в новообрядческую церковь, иконы древнего письма, исконное богослужебное пение.
Автор представленной книги даёт полную картину старообрядчества. От историко-политических причин раскола до особенностей старообрядческих согласий, от описания культуры русского старообрядчества, его главных духовных центров до рассказа о повседневных предметах, бытовых запретах и т.п.
Есть у книги и своя «изюминка». Автором издания является член Российского Совета Древлеправославной поморской церкви. Поэтому вряд его позицию можно назвать беспристрастной и непредвзятой. Реформы Никона, например, он может пренебрежительно обозвать «затейками». Или сформулировать свою мысль так: «…исход русских староверов из охваченной еретической чумой страны». (Курсив – мой.) Мне эта «изюминка» понравилась: я не люблю пресных книг. Кто не способен спокойно воспринимать иную точку зрения, тем, наверное, придётся сложнее.
Надо также помнить и о «тёмной» стороне старообрядчества. И дело здесь не только в бороде и проклятии «брадобритцев». Хотя автор и пытается староверов во всём оправдать, но ведь были «гари» (массовые самосожжения), «чашничество», выступления против употребления картофеля и т.д. А как вам это: «Кто пьет кофий, в том заводится злой ков»?
Или ещё факт. Староверы-«федосеевцы», избегая призыва в царскую армию, запрещенного верой, бежали за границу, в Германию. И вот парадокс. Во время Второй мировой войны многие старообрядцы (потомки тех самых!) были призваны в немецкую армию. За что воевали?!
Завершает представленную книгу Кирилл Кожурин своеобразным выводом о том, что духовный опыт староверия, став достоянием всего человечества, должен стать последним шансом спасения России и «агонизирующего» Запада. Ну, не знаю, не знаю… Приведу ещё одну цитату, правда, не о старообрядцах, а об ортодоксальных евреях. Но, как говорится, sapienti sat.

«Можно себе представить, какие глаза сделали бы левиты и коэны Первого Храма при виде лапсердаков и полосатых халатов, лисьих штраймлов и чёрных шляп с твёрдыми полями, туфель с пряжками и яловых сапог, белых чулок и панталон до колен, которые носят люди, полагающие себя – и только себя – их прямыми наследниками. Восточные евреи всех типов и литваки, хасиды, принадлежащие к веками враждующим между собой дворам Речи Посполитой или Австро-Венгрии, и все прочие носители бород разной степени косматости и замысловато закрученных пейсов, чьи ноги топчут переулки иерусалимского Меа Шеарим или улицы Бней-Брака…
Говоря откровенно, всё, что демонстрирует израильская ортодоксия, для этнографа или историка восточноевропейского костюма – клад и подарок судьбы. Но жить в качестве живого экспоната, вышедшего из музейной витрины и ходящего по свету с невидимым ярлычком, на котором написано что-нибудь вроде “местечко Любавичи, Российская империя, XIX век” или “Сату-Маре, Трансильвания, XVIII столетие”, нелегко»
(Евгений Сатановский).


Ярлыки: историческая литература, отраслевая литература, православная литература, религия, этнография


2015-05-22



Когда человек перестаёт что-либо понимать,
он на верном пути…В жизни вообще полным-полно чрезвычайно опасных вещей. Самые опасные — те, которых мы не понимаем.И те, которых вовсе не существует.

Макс Фрай «Лабиринты Ехо»

 
Это необыкновенная история для обыкновенных людей, для тех, кто соскучился по чудесам, по глотку свежего воздуха среди нашей мирской суеты и вечного беспорядочного движения.
С этой книгой можно сесть и забыть обо всех своих бедах и проблемах.
История Мытаря – история человека, который перешагнул определенный порог, перешагнул через предел боли, став для Бога помощником в собирании долгов человеческих, а для людей чудотворцем. Таких людей боятся, о них говорят или с ненавистью или с придыханием.
Книга начинается с того, что любопытный журналист, желающий написать об этом странном человеке статейку, падает и превращается в овощ. Потом выясняется, что это синдром Зои, которая также превратилась в статую после танца с иконой Николая Чудотворца (есть такой фильм «Чудо»). Затем, около того места, где всегда сидел Мытарь, снайпер расстрелял машину известного предпринимателя. Мытарь спасает сына жертвы покушения. Два бандита решают спросить у Мытаря о своей судьбе, и один из них узнает, что у него есть сын, который сейчас служит в Чечне. Спасти сына может только отец, который должен туда поехать.
Все нити, которые поначалу словно расходятся в разные стороны, затем складываются в большое полотно. На нем проступает история молодого военного, его превращение в Мытаря.
Эта книга о силе человеческого духа, о прощении и понимании. Это книга о Боге и о людях, которые Его забыли. Это книга о заставляет вспомнить о своих долгах, вспомнить о своих ошибках, которые всегда можно исправить, за которые всегда можно попросить прощения.
По большому счету это книга о нас самих.
 

Ярлыки: православная литература, сборник, современная проза


2015-02-24



Осанна в вышних! – Ангелы, трубите,
Пусть льется с неба невечерний свет.
В настоянном на смерти страшном быте
я счастлива, я знаю – смерти нет.
 


 

Не все коту Масленица… Вот и наступил Великий пост. Кем бы Вы, уважаемый читатель, ни были: верующим, агностиком или атеистом, – появился дополнительный повод остановиться хотя бы на миг и подумать о непреходящих ценностях… 
 
 
 
 
 
Конечно, представленная книга для любителей православной литературы. Для тех, кого интересует смысл и цель жизненного пути человека, перед кем возникают сложные вопросы духовного плана и кто ищет на них ответы. Автор рассказывает о встречах с самыми разными людьми: грузинскими монахами, священниками и архиереями, людьми из русской глубинки, потомками эмигрантов первой волны, американцами. Встречи происходят в сложные для нашей страны 90-е годы 20-го века. Непростые судьбы неординарных людей – это всегда интересно. Здесь и широко известные люди, например, архиепископ Иоанн Шаховской, и незнакомые никому.
Книга рекомендована Издательским Советом Русской Православной Церкви.
 

Ярлыки: православная литература, рассказы, религия, сборник


2015-02-10



- Бог в мелочах, — любил говаривать один великий немец.
- А дьявол в крайностях, — любил добавлять отец Савва.
 
 
Если честно, я  никогда не стала бы читать книгу с таким заголовком, если бы не автор. Литературное творчество Ивана Охлобыстина мне знакомо, и некоторые вещи очень даже нравятся. Название данного сборника, сразу сбивает с толку: на ум приходит словосочетание «духовная литература», «высокие материи», «мозгоклюйство» и прочее. На самом же деле – это очень веселая, ироничная книга, которая заставляет о многом задуматься, поразмыслить. 
Книжка состоит из коротеньких рассказиков об отце Савве, в которых через призму православного или, если так можно выразиться, утрированно православного мышления анализируется наша жизнь, люди, общество, какие-то простые житейские реалии. Стилистика очень напоминает коротенькие байки о Ходже Насреддине, где главный персонаж тоже раскрывается читателю постепенно, и выбиваясь из общепринятых рамок, он благодаря своему острому уму и чувству юмора, создает этакий «эффект мудрого старца».  Не открывая в принципе ничего нового, каких-либо первооткровений и законов мироздания, он обращает наше внимание на определенные стороны жизни, тонко и иронично предлагает нам задуматься, как говорится «о душе».  Прочитав  эту книжку, ее снова захочется перечитать, а потом по случаю  цитировать.
—  Кого в раю будет больше — русских или греков? — лукаво поинтересовались у отца Саввы приезжие туристы из Афин.
— Китайцев, — ответил им преподобный и мотивировал: — Их в принципе гораздо больше.
 Ну, не буду больше писать спойлеры, читайте все сами.  Единственно,  на последок, хочу заметить, что книга, на мой взгляд, не рассчитана на «ортодоксальных верующих».  Эта книга для широкой аудитории: людей верующих, не верующих, не совсем, но во что-то верующих, только не для тех, кто превращает свою жизнь в «угрюмый подвиг», и любое упоминание или стороннее цитирование библии считает кощунством (надеюсь все всё поняли и не обиделись).
 

Ярлыки: православная литература, религия, российская проза, современная проза


2013-10-29



Но ребёнка гораздо труднее взять в руки, чем любое другое живое существо. Ведь, чем меньше разум ребенка направлен в надлежащее русло, тем более становится он шаловливым, резвым и вдобавок превосходит дерзостью все остальные существа. Поэтому надо обуздывать его всевозможными средствами…
Платон "Законы"
 
Каждый ребенок имеет право на защиту со стороны государства, поэтому  родителям, воспитателям, преподавателям просто необходимо стремиться к новым знаниям в этой области. Самые развитые страны сталкиваются с проблемами насилия в семье, подростковой преступности. Заниматься решением этих проблем сегодня актуально как никогда раньше.
В 1989 году Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла Конвенцию о правах ребенка. Конвенция содержит  54 статьи, учитывающие практически все ситуации, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Она имеет равное значение для народов всех регионов мира.
Уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов рассматривает в своей книге наиболее острые вопросы, связанные с усыновлением, опекой, жестоким обращением с детьми. В книге говорится об истории проблемы защиты прав ребенка, задачах детского фонда ООН, Конвенции о правах ребенка, документах, принятых после Конвенции.
Этот новейший юридический справочник поможет читателю разобраться в льготах и гарантиях для детей и их родителей, предоставляемых  государством, а также в правах и обязанностях, существующих в семье и школе.
 

Ярлыки: отдел отраслевой литературы, отраслевая литература, правовая литература


2013-01-14



Не собирайте себе сокровищ на земле...
но собирайте себе сокровища на небе,..
ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. 
 
Книга читается на одном дыхании: здесь и приключения, и любовь, и человеческие страсти, и сокровища. Но это все верхний слой. На самом деле под всем этим кроется очень глубокий смысл. Что движет человеком, решившим совершить подлость, как ему потом живется. Так ли важны внешние атрибуты наешй жизни: богатство, достаток, положение в обществе? Как низко может пасть человек в своем стремлении разбогатеть?.. А началось все так. Жила в большом городе девушка Вера. Ничего особенного: самая обыкновенная и среднестатистическая. С лишними килограммами, патологической любовью к сладкому, именно поэтому и с килограммами, и очень одинокая. Ну не совсем очень,если считать кота Фунтика и единственную подругу Лиду. Ну так вот, жила она себе спокойно до того самого дня, пока не приснилась ей старушка. Сон был очень странный, старушка показывала ей на церковь и говорила, что ей туда надо обязательно, что там она найдет и узнает много нового. А у церкви стоял мужчина и держал в руках икону. Проснувшись Вера долго была под впечатлением от  сна, пока не решила, что совсем свихнулась, когда увидела эту самую старушку, которая из сна, выходящей из ее подъезда. Вера как всегда опаздывала на работу, поэтому бежала бегом. Каким же было ее удивление, когда она увидела старушку около здания, где она работала. Мало этого старушке стало плохо и она попросила Веру отдать сверток человеку по адресу, написанному на бумажке. Предупредив, про черную одежду и какого-то отца. Так начинаются приключения Веры и ее подруги Лиды в поисках человека, которому они должны передать сверток. И так же начинаются приключения Кирилла, которому его друг поручил этот злополучный сверток забрать. В свертке девушка находит дневник старушки, которую звали Марлена. Оттуда она узнает историю жизни Марлены, которая связана с маленьким городком Мосальском и храмом Параскевы Пятницы. Ну, а дальше по закону жанра Вера с Лидой едут в Мосальск, где сразу начинаются странности, пропажи и приключения. Но книга, как уже говорилось немного не об этом, а об обретении веры, о том, что наше земное богатство ничего хорошего нам не приносит, что истинное покаяние спасает человека, и что "неисповедимы пути Господни"....

Ярлыки: авантюрный роман, дневник, православная литература, приключения, религия, русская литература


2012-12-17



Предай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся.
(Притч. XVI, 3)
 
 
Вокруг этой книги в последнее время слишком много шума. А когда много шума, то всегда думаешь, что все это наиграно. Но здесь все настоящее: и автор, и герои, и тот самый "шум" вокруг книги. Потому что приоткрылась дверь в тот мир, куда мало кого пускают. Та дверь в сокровенные воспоминания не просто человека, а человека, который нашел себя в служении Богу. Каждый рассказ в этой книге - маленький роман, роман о жизни какого-то конкретного человека, его отношения с миром и с Богом, его "красивые" и "некрасивые" поступки. Читаешь и понимаешь, что монахи такие же люди, как и мы с вами, но одновременно совсем другие, потому что знают они что-то такое, о чем даже не догадывается обычный мирской человек. Самым главным для меня  оказалось то, что  совсем не чувствуется тон нравоучительства и выставления своей правоты. Автор в каждой строчке подчеркивает: не верьте мне, проверьте! А для этого рассказывает, как это было у других, какие чудеса могут происходить по вере нашей. Каждый рассказ написан так, что ты либо смеешься до слез, либо сердце сжимается от сострадания так, что опять же хочется плакать. И каждый герой становится тебе другом, с которым будто знаком много лет. И отец Иоанн (Крестьянкин), и отец Рафаил, и отец Василий(Родзянко) - все они словно живые примеры той непростой, но какой-то светлой и правильной жизни, которой так не хватает в наше время. Мне не хочется пересказывать содержание книги, да, наверное, и нет смысла. Ведь так как у автора все равно не получится. Просто призываю всех, особенно тех, у кого нехорошо на душе, кто находится в состоянии внутреннего поиска, а может ищет на что бы опереться в жизни - почитайте "Несвятые Святые..." - думается, найдется и опора, и путь, и состояние будет как в той сказке "Пациент скорее жив, чем мертв". А все-таки вера - она живая, и архимандрит Тихон еще раз это доказал.

Ярлыки: биография, православная литература, рассказы, российская проза, русская литература, сборник


2012-12-03



Чтобы от истины ходячей
Всем стало больно и светло!

Александр Блок

Имя для меня совсем незнакомое. В первый раз услышала его, когда объявили лауреата Патриаршей премии 2012. Тогда стало понятно, что без знакомства с этим автором мне не обойтись. Книга, которую я взяла "Больно и светло", состоит из романа и повести. Вы знаете, стоит читать. Истории, рассказанные автором простые и незамысловатые, но за ними скрывается глубокая внутренняя работа, переосмысление ценностей. В первой истории автор размышляет о братьях наших меньших, о собаках. Ей привезли щенка. Утверждалось, что это щенок кавказской овчарки, что он будет жить в будке и охранять дом. А на деле оказалось, что Тутти, так назвали собаку, мерзнет на улице. И пришлось хозяйке претерпеть все прелести детского щенячьего возраста. Это повергло автора в размышления о том, стоит ли держать собаку вообще, в воспоминания о бывших питомцах, а затем вылилось все в воспоминания о жизни. Повесть рассказывает о пребывании автора на Корфу. Это совершенно особая местность, где жил Святитель Спиридон Тримифунтский. И на этот раз повествование уводит нас в рассказы о промысле Божьем, о чудесах, которые случаются по нашим молитвам. в нескольких местах смеялась до слез, даже мужу вслух зачитывала. Там автор как раз рассказывала о том, как мы просим Бога о чем-то, а когда получаем просимое, то бываем недовольны. Оба произведения написаны с такой простотой и с таким обнажением самой себя, что невольно думаешь, а смог бы ты вот так открыться перед незнакомыми людьми, показать все свои несовершенства, все свои заморочки. Ведь часто мы хотим казаться лучше, чем есть на самом деле. Читайте и учитесь у автора умению даже в тяжелых ситуациях смотреть на жизнь светло. Наверное не просто так названа книга "Больно и светло". Ведь именно в горести и скорби к нам ближе Бог.


Ярлыки: о животных, православная литература, премия, российская проза, современная проза


2012-11-27



"Живый в помощи Вышняго..."
 

Книга начинается с истории самого автора - известной журналистки Марии Городовой. Она делится с читателями самым сокровенным - своей болью, своими переживаниями, а самое главное своей надеждой на то, что мы не оставлены на произвол судьбы и при нашем устремлении к Богу всегда найдется выход из самой тупиковой ситуации. А дальше идут письма, много писем. Это истории потерь и предательств, истории чудесных спасений и откровенные непростые вопросы. И на каждое письмо Мария отвечает с присущей ей добротой и умением объяснить просто и доступно совсем непростые вещи. Как не впасть в уныние, или что делать, если сын вор, а может Вас предала жена и лучший друг? Возможно ответ на больной вопрос найдется на страницах этой книги. Ее, как и остальные книги автора отличает вера в ту Вышнюю силу, которая хранит нас на наших путях, которая помогает нам проживать достойно сложные жизненные ситуации. Поверьте, и Господь перенесет Вас на руках через все тернии вашей жизни.

 

Ярлыки: православная литература, роман в письмах, российская проза


2012-11-26



НОВЫЙ ЗАВЕТ
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла
ГЛАВА 13.
1Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий.
2Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви,- то я ничто.
3И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.

4Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, 5не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, 6не радуется неправде, а сорадуется истине; 7все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

8Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.

9Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; 10когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится.
11Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое.
12Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан.
13А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.
 

 

Потрясающая книга. Книга, которая разворачивает твое видение многих вещей на 180 градусов. В нашем современном мире любовь - это понятие настолько принижено и является предметом торга, что само упоминание о любви в самом Высоком смысле этого слова не всегда воспринимается адекватно.  Я не любитель "Российской газеты" и обращаюсь к ней по служебной необходимости, а как оказалось зря. Автор книги Мария Городова именно в этой газете отвечает на животрепещущие вопросы читателей. И не просто отвечает с житейской точки зрения, а дает возможность прикоснуться к христианской трактовке проблемы. И эти ответы настолько проникновенны и обстоятельны, что невольно хочется следовать этим советам и поменять свою жизнь. Строение самой книги - это письма в редакцию и ответы на них. Сами письма порой провокационные: на такие вопросы батюшка-то иногда растеряется как ответить, а попробуй журналист ответь, но Мария находит такие слова и аргумент, что даже совершенно неверующий человек засомневается в своем неверии. И еще в книге есть вставки с молитвами, которые очень органично вписаны в сюжет. Оказывается, к любой ситуации найдется своя молитва. Книга для тех, кто сомневается, у кого есть тупиковая ситуация, кто живет с тяжелым грузом на сердце. Равнодушных не будет, это точно.

 


Ярлыки: православная литература, религия, роман в письмах, российская проза


Ярлыки:
lady fantasyS.T.A.L.K.E.R.TVXX векавантюрный романавторское словоазбука-novelазбука-классикаальтернативная историяАмфора-TRAVELLанабиозанглийский романбиографиябуктрейлервампирывикториныВинтажвоенная темаволшебствовоспоминаниядетективдетидетская литературадиетадневникдраматургияженская прозажестокие игрыЖЗЛзаметкизарубежная литератураиздательство ИНОСТРАНКАинтеллектуальная литератураискусствоисторическая литературакитайская литератураклассикакнига-бестселлеркнигиколдовские мирыконкурскошкикраеведениекрасоталауреат премийлитературоведениеЛитреслюбовьмагиямаркетингмедицинамемуарыменеджментмировая коллекциямистикамифымолодежьМона Лизамузыкамультфильммяу-эстафетанаучная литератураНобелевская премияновеллыновогоднее чтениео животныхо чем говорят женщиныоборотниодиночество простых чиселотраслевая литератураповесть в письмахподросткипоздравленияпокровские воротаполитикапосвяти этот вечер себеправовая литератураправославная литературапремияпривиденияприключенияприятное чтениепро искусствопсихологическая повестьпсихологический романпсихологияпублицистикапутешествияразмышление на темурассказырелигияроманроман в письмахромантическая комедияроссийская прозарусская литературарусский Букерсборниксемейные историисемейный романсемьясердечная наградасериясказкаскандинавская литературасовременная прозасоциологияспорттелевидениетриллерфантастикафильмфинансыфранцузский романфэнтезичтениеэкономикаэкранизацияэнциклопедияэтикетэтногенезэтнографияюморюридическая литератураяпонская литература