«Обиталища сии (монастыри) не суть изобретение человеческого ума, но Дух Святой через богодухновенных отцов уставил жительство это для тех, которые позваны будут от Бога, или из любви к Нему, или ради множества грехов своих»
(Преподобный оптинский старец Макарий о монастырях)
Оптину пустынь в период ее расцвета в девятнадцатом веке прославило старчество. И отличительной его чертой стало то, что русские старцы «не только окормляли монахов своей обители, но направляли свое служение на благо всего народа». Известно, что на исповедь к преподобному Макарию стремились далеко не последние люди России. Среди них, например, классик русской литературы Н.В. Гоголь, который приезжал в Оптину пустынь не единожды и который, по его же словам, духовно переродился, вошел к старцу «одним, а вышел другим». Не менее известно посещение Ф.М. Достоевским старца Амвросия, к которому писатель отправился после постигшего его несчастья – смерти сына Алеши. Эта поездка не только принесла ему утешение, но и предопределила появление романа «Братья Карамазовы» в том виде, в каком он вышел в свет. Надо ли говорить, что такой персонаж романа, как старец Зосима, имеет несомненным прототипом уже упомянутого отца Амвросия.
Но книга Андрея Конопленко тем и хороша, что затрагивает не только пору расцвета обители. Его книга – это путь «сквозь многие века и разные эпохи», который насыщен «радостными и горькими, светлыми и драматическими» многообразными событиями. Да, у обители были и трудные времена. Тут даже напрашивается удивительная историческая параллель. Во время Великой Отечественной войной на территории монастыря был организован госпиталь. А в восемнадцатом веке император Петр I предписал превратить монастыри в богадельни и лазареты. Но самое главное: обитель и закрывали не раз. Если властью большевиков пустынь была официально закрыта в 1918 году, то в 1724 году её упразднил всё тот же Петр Великий.
Не менее удивительно происхождение названия монастыря. По одной из версий, оно происходит от имени разбойника, который и основал пустынь. Раскаявшийся злодей и душегубец по прозвищу Опта в качестве основателя столь прославленной обители может вызвать недоумение. Однако это недоумение пройдет, если вспомнить, что живший в IV веке на территории Египта Моисей Мурин (кстати, ныне почитаемый в лике преподобного) до своего монашества был никем иным, как главарем шайки грабителей. Пути Господни неисповедимы.
Вообще, автор не скрывает свойственного некоторым монахам дурного поведения, существовавших в монастырях доносов, беспорядков. Это я упомянул не для того, чтобы бросить камень в монастырский огород. Просто надо понимать, что мирская жизнь со своими страстями может проникнуть и за ограду обители. Поэтому если вдруг сейчас, во время Великого поста, у кого-то появилось желание стать лучше, чище, добрее, для этого необязательно жить в монастыре. Для этого надо построить храм в своей душе. И наставления старцев, приводимые на страницах представленного издания, могут помочь на пути желаемого духовного обновления.
Однако не только с религиозной, но и вполне со светской точки зрения, обращение к книге Андрея Конопленко может быть полезным. Ведь монастыри оказали огромное влияние на культуру и духовное развитие Российского государства. Поэтому историю нашего Отечества нельзя отделить от истории монастырей. Представленная же книга излагает полную историю Оптиной пустыни с предполагаемого времени ее возникновения до наших дней.
Дмитрий Кочетков