1

Уэйр Рут «Поворот ключа»
Лариса Петровичева «Музыка мертвых»
Кристина Старк "Гончие Лилит"
Новиков Владимир «Роман с языком»
Максим Сонин "Ступает слон"
Сьюзен Мэллери "Сезон прогулок босиком"

Поиск:

2023-04-13 18:00



«Этикет – не наука для барышень прошлого  века, а совершенно необходимый любому современному человеку социальный навык» 
(из книги)       
Во все времена ценились такие личностные качества как. воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе. Наверно, трудно найти человека, который бы не слышал о таком понятии, как этикет, о своде  правил общепринятого поведения.. Впервые в том значении, к которому мы привыкли, слово «этикет» было применено еще при дворе короля Франции Людовика XIV - гостям вручили карточки-«этикетки» с указанием правил поведения 
Все мы невольно обращаем внимание на то, как тот или иной человек ведет себя  в повседневной жизни. Разумеется, все желают иметь дело с людьми воспитанным. И конечно, каждому из нас хочется сформировать положительное впечатление и о себе. Но зачастую в нашем быстроменяющемся мире с его безумными скоростями, массой стрессовых ситуаций, обилием общения, в  мире, где наше личное пространство постоянно подвергается вторжению извне, порой так нелегко оставаться невозмутимым, сохранять выдержку. И тут на помощь приходят знания правил поведения в различных жизненных ситуациях. 
На новые реалии жизни этикет реагирует весьма оперативно. В книге журналиста Анны Минаковой как раз и собраны самые необходимые советы по современным правилам поведения в обществе. Книга поможет проверить себя и узнать что-то новое. Кроме всем уже известных, традиционных  правил поведения при ежедневном нахождении в коллективе, в транспорте, за столом, при знакомстве  и т.д. в этой книге можно познакомиться и с  такими новшествами, как, например, стиль общения во время видеоконференций. Этот вид взаимодействия стал особо распространен во время пандемии, когда люди были вынуждены вести переговоры и совещания посредством  видеосвязи. Социальные сети, групповые чаты уже стали неотъемлемой частью нашей жизни. И общение в них  тоже имеет свои нюансы.
Несколько глав посвящены правилам этикета, которые нарушают до неприличия часто. И номер один из них – это общение по мобильному телефону. Казалось бы, правила очевидны для всех. Но нет! Наверняка, многие были свидетелями того, как во время спектакля, концерта вдруг начинает «услаждать» слух зрителей, а заодно и артистов,  мелодия чьего-то телефона. В поезде, фитнес-клубе, кафе люди продолжают говорить по телефону,  во весь голос, несмотря на то, что мешают другим. Так что постоянно напоминать об этикете просто необходимо! Даже если в ближайших планах не значится прием  у какой-нибудь венценосной особы, научиться прилично вести себя  и в обыденной  жизни тоже не будет лишним.  
 
 Смирнова Татьяна                                                                                   
 

Ярлыки: этикет, отраслевая литература, размышления на тему


2023-03-16 15:00



Подзаголовок «юмористическая повесть» был справедлив, наверное, полтораста лет назад, когда и вышла сия книжица. Мне было совсем не смешно, более того, иногда неприятно и больно читать о нравах жития людского в девятнадцатом веке. Отстраненно я поняла, что многие сцены – это сатира. И опять не смешно.
Хотя в отзывах на просторах интернета люди восхищаются гоголевской манерой письма Генслера, его юмором и насмешкой.
Да, история рассказана от лица кота. Подробнейшее повествование о детстве под печкой, о вечной жаре, легионах тараканов, о жестокости людской… Ух, детям не читать ни в коем случае! Те, кто поймет – обревётся. Главного героя бьют и пинают, не кормят и гонят. Но он если и печалится, то философски-отстраненно. 
Думается, даже не дети, а молодежь лет двадцати уже не одолеет эту небольшую книгу. Уж больно язык архаичен.
Количество устаревших слов просто зашкаливает. Тем более что автор явно стремился употреблять тогдашние жаргонизмы, просторечные слова, тавтологии. Кот Василий с матушкой живут вовсе не во дворце. Кругом простой народ, самая чистая публика – чиновники, студиозусы и художники. Вот с кем встречался кот. Кстати, художники его по пьяной лавочке покрасили в разные цвета, а хвост просто отрезали. Добрые какие люди!
Но равнодушное упоминание сего факта окончательно меня убедило в том, что Генслер беспардонно использовал личность кота, чтобы изложить своё жизненное кредо, свое видение общества и разных его слоев. Получились этакие физиологические очерки в стиле Гоголя. Может даже иронические. Повторяю, мое чувство юмора не совпало с авторским.
Если бы Иван Семенович был нашим современником, он бы вел блог в ЖЖ или Инсте и морализаторствовал бы во всю. Показалось мне, что натура у него такая.
Да, взгляды автора на отношения мужчин и женщин мне категорически не нравятся. Да, я понимаю, что они были нормальны в середине девятнадцатого века, но…
А в целом получается неплохая картина нравов. Санкт-Петербург, люди разных сословий, их быт, работа, манера говорить, отношения. И коты. Тоже разных сословий.
Как и у людей, у кошек с котами жизнь в стародавние времена была нелегкой. И почитать эту книгу стоит как подлинный документ эпохи.
 
Маркевич Светлана

Ярлыки: дневник, историческая литература, кошки, российская проза


2023-02-26



Аптека для души...

 Как давно возникло столь поэтичное название? Это даже школьники знают – примерно 3200 лет назад так называлось книгохранилище фараона Рамзеса II. Еще тогда люди поняли, что без текста, без записанного наследия нет цивилизации.

Что хранилось в библиотеке фараона? Примерно то же, что и сейчас – пособия по медицине и строительству, поучения по управлению государством, сказки и притчи, стихи и романы, около двадцати тысяч свитков на всевозможные темы. Историки считают, что даже в древности «аптеки для души» не всегда были закрытым сундуком с сокровищами, на котором, как жадные куркули восседали жрецы и фараоны. Были они и центрами просвещения. Разумеется, для небедных и грамотных граждан.

Что ж, интернет тоже стал подобием библиотеки, хоть его и честят помойкой. Огромный поток информации может показаться хаотичной свалкой только тем, кто боится и не умеет искать нужное, цепляясь за случайное и постоянно отвлекаясь. Если вы читаете этот текст, значит пользуетесь всемирной сетью. Наверняка и книги самой разной направленности находите в интернете, читаете онлайн или скачиваете.

Нужны ли еще материальные библиотеки, вот вопрос. Нужны, ответят кинестетики, для которых важно держать бумажную книгу и шелестеть страницами. Да, нужны, закричат они же, подсчитывая, cколько стоят книги, и как много места займут в доме развлекательные книжонки на раз. А ведь всего и нужно, записаться в библиотеку и брать на время почитать детективы, сентиментальные романы, приключения с фантастикой. И возвращать!

А кто сказал, что «серьезная» литература – классика, современная, осененная премиями – каждому понравится настолько, чтоб захотелось приобрести томик и любовно его перечитывать?

Мой опыт библиотекаря говорит вот что: из пяти взятых читателем книг три-четыре ему не заходят совсем. Это в среднем, заметьте! Бывает, что ни одна не зацепила, бывает все пошли на ура. То же самое и с нехудожественными книгами. Одно пособие по кладке печей (сварке, освоению компьютера с нуля, чайной церемонии, нужное подчеркнуть) может оказаться слишком запутанным и непонятным, другое примитивным, а то и лживым. Из сотни авторов-психологов лично вам понравится один, хорошо, если двое, а новейшее исследование шаманизма, взятое из чистого любопытства, вы просмотрите по диагонали, потому что оно окажется серьезной монографией, непосильной для человека без кандидатской степени по этнографии. Эта книга «не ваша», но она дождется своего читателя. Все знания так или иначе востребованы.

К чему я завела такие крамольные речи? К тому, что библиотеки, представьте себе, существуют, работают не только площадками для праздников. Здесь есть еще люди, готовые с радостью насоветовать вам индивидуальную припарку от только вашей личной больки, чем бы она ни была. И даже составить пресловутый список «книг, которые вы просто обязаны прочесть», если он вам нужен, конечно.

Мы все еще АПТЕКА ДЛЯ ДУШИ.

 

Маркевич Светлана

 

 


Ярлыки: авторское слово, размышления на тему, публицистика


2018-11-27 09:11



Вся Америка в страшном смятеньи.
Эйзенхауэр болен войной.
Но в публичных своих выступлениях
Говорит, что за мир он стеной.
Пой, ласточка, пой.
Мир дышит весной.
Пусть поджигатель шипит и вопит,
Голубь летит.
(Из фильма «Покровские ворота»)
 
Сто лет назад (в 1918 году) завершилась Первая мировая война, в связи с чем ряд телевизионных политологов указал на явные параллели между ситуацией накануне той войны и сегодняшним международным положением. Я тоже решил поискать какие-нибудь важные для человечества параллели, обратившись к литературе, если не сказать полузабытой, то уж точно той, чей пик популярности уже миновал. 
Роман Александра Казанцева «Фаэты» состоит из трех книг. О последних двух я мало что намерен написать. С точки зрения современного читателя, они могут показаться наивными. Хотя юные сторонники теорий инопланетного разума, повлиявшего на развитие человечества, прочитав эти книги, были бы приятно удивлены, что подобные взгляды существовали и в советские времена. Еще, наверное, защитникам прав животных, вегетарианцам и даже тем, кто убежден, что коров надо отпустить на волю, потому что их молоко предназначено для телят, а не для людей, бальзамом на душу пролилось бы следующее: на Земле, согласно автору, уже научились приготовлять искусственные питательные белки, земляне практически готовы не есть трупы, а есть синтетические продукты, пусть еще недавно они и лакомились пельменями бабки Анисьи.   
Но вот первая книга романа (если только сделать небольшую поправку на то, что создавалась она в расчете на молодого советского любителя фантастики) полностью читабельна. Напомню вкратце, на какой гипотезе эта книга, называющаяся «Гибель Фаэны», основана. Есть в научной среде мнение, что между Марсом и Юпитером существовала взорвавшаяся планета под названием Фаэтон. К гипотезе о существовавшем Фаэтоне автором было добавлено предположение о причине его гибели, в качестве которой назван грандиозный ядерный взрыв. Далее фантазия Александра Казанцева поместила на материки Фаэтона две враждующие державы – Властьманию и Даньджаб. Чем закончилась их вражда, вы и так догадались. Автор лишь не уточнил, кто из жителей Фаэтона просто умер, а кто попал в местный рай. Но не знаю, важно ли это. А вот что действительно важно и вместе с тем особенно опасно. Если дать почитать эту книгу представителям разных стран буквально сегодня, чтобы они, так сказать, попытались осознать возможный масштаб гибельной военной катастрофы, то помогло бы это делу мира? Увы! Некие британские эксперты тут бы и заявили, что из книги явствует: русские собираются травить весь цивилизованный мир не только спецсредством “Новичок”, но и при помощи ядовитых цветов. (В романе А. Казанцева диктатор Властьмании расправляется с неугодными, слишком самостоятельными соратниками, дав им вдохнуть ядовитый аромат цветов.) Уж коли в мультфильме «Маша и медведь» увидели коварство русских, то здесь и подавно. А наши телеэксперты заявили бы, что нельзя сопоставлять Россию и Запад с Властьманией и Даньджабом. Это переписывание истории... то есть переписывание фантастики! Ясно, что Властьмания – намек на фашистскую Германию, а Даньджаб – Соединенные Штаты в качестве символа англосаксонского империализма. И это англосаксы вскармливают экстремистские режимы, как даньджабцы вскормили диктатора Яра Юпи... В общем, всё бы пошло по накатанной колее и у них, и у нас...
Зачем я всё это пишу? Истины-то, на которых построено произведение А. Казанцева, прописные, скажете вы. Да, истины – прописные, но осознаются ли они людьми, тем более что те и не слышат друг друга? Да и вообще серьезно ли к этим истинам относятся? Посмотрите на нижеследующую картинку.
 
 
Нет, это не жительница гипотетического Фаэтона. Это вполне земная дамочка с прической в виде ядерного взрыва. Нельзя представить более легкомысленного отношения к проблеме. А если к тому же возникнет чувство безнаказанности и собственной неуязвимости, то почему бы, решат некоторые политики, и не попробовать поиграть в войну, разве не так?
Когда поджигатели долго шипят и вопят, тогда может прилететь не голубь, а ядерная боеголовка. Надо ли это современному человечеству?
 
Дмитрий Кочетков

Ярлыки: ХХ век, размышление на тему, фантастика


2018-11-02 09:20



Покуда я жив, будет жить и династия [Романовых]
(Слова Григория Распутина)
 
Эта книга вышла в прошлом году к столетию русской революции. В прошлом же году и я собирался о ней написать, но не сложилось. Однако и в наступившем году, я думаю, поговорить о ней не грех.
В книгу вошли два произведения Э.С. Радзинского: «Распутин. “То Дело”» и «Последний царь». Именно в такой последовательности они расположены в книге, хотя написаны они были в обратном порядке: сначала о Николае II, а затем – о Распутине. Возможно, названные произведения вам уже известны, ведь это их переиздание. Впрочем, и говорить я собираюсь не столько о них в целом, сколько об одной важной (как мне кажется) проблеме. Как трудно докопаться до исторической истины! Да и можно ли? Показания и действия заинтересованных лиц пристрастны. Из архивов исчезают документы. Создаются и выпускаются в свет фальшивки (например, «Дневник Вырубовой»). Подробнее об этом вы прочитаете в представленном издании, в котором есть драматургия (недаром Эдвард Станиславович драматург), есть интрига и почти детективная завязка, связанная с поиском необходимых документов.
Но так ли последователен, убедителен в каждом выдвинутом положении, беспристрастен и объективен сам Эдвард Станиславович? И здесь я с вашего позволения перейду к моей любимой теме о том, как можно без твёрдой доказательной базы создать нужное мнение. Давайте поговорим о том, как это делается.
 
ПЕРВОЕ. ХАРАКТЕРИЗУЮЩАЯ ДЕТАЛЬ.
«Милица слыла великим знатоком мистической литературы, страстно интересовалась сверхъестественным. Ей послушно следовала сестра Стана – недаром они родились в Черногории, стране ведьм и колдунов», – пишет Э.Радзинский. Уточнение “страна ведьм и колдунов” тут не случайно. Так создается определенное отношение к Милице и Стане – двум черногорским принцессам. Притом без предъявления каких-либо порочащих фактов. А если прочитать следующую фразу «“Черные женщины” – зло называли принцесс при дворе», то, можно сказать, всё, отрицательный образ завершен.
 
ВТОРОЕ. ВЕРЮ, ПОТОМУ ЧТО ВЕРЮ.
Э.Радзинский высказывает сомнения в искренности показаний Лохтиной, которая отметает все подозрения о сексуальных отношениях между ней и Распутиным. «...дадим слово другу – и одному из самых ближайших, – пишет далее Радзинский. – В “Том Деле” есть показания издателя Филиппова». Издатель Филиппов, как вы догадались, поведал о некоей сомнительной сцене. 
Но здесь у меня, как у читателя, возник вопрос. Почему одним показаниям я должен верить, а другим – нет? Конечно, недоверие к показаниям г-жи Лохтиной может быть, потому что вполне естественно, что человек не хочет сознаваться в предосудительных деяниях. Но разве у других свидетелей не может быть мотивов сказать неправду? Да сколько угодно! Появившаяся неприязнь. Желание проявить лояльность новой власти, ищущей компромат на царский режим. И так далее. 
Поэтому, при противоречащих показаниях, любое из них требует дополнительной аргументации. А здесь её нет. Мы не должны верить свидетельствам А, потому что есть свидетельства Б. И всё!
Хотя не всё! Фраза издателя Филиппова «Только впоследствии я узнал, что это – госпожа Лохтина, поклонница Распутина, имевшая с ним роман» навеяла мне мысль, что свидетели могут (кроме всего прочего) банально заблуждаться насчет увиденного...
 
 
ТРЕТЬЕ. ЧАСТНОЕ МНЕНИЕ – ИСТИНА В ПОСЛЕДНЕЙ ИНСТАНЦИИ?
Э. Радзинский развивает тему “неестественной дружбы” между царицей и Анной Вырубовой. Так, он пишет: «...генеральша Богданович записывала в дневнике: “2 февраля 1908 года. Рассказывал Зилотти (помощник начальника Главного морского штаба. - Э.Р.), что всех поражает странная дружба молодой царицы с ее бывшей фрейлиной Танеевой, которая вышла замуж за Вырубова... Когда во время поездки в шхеры лодка наткнулась на камень, эту ночь царская семья проводила на яхте... Царь спал в рубке один, а в свою каюту царица взяла Вырубову и на одной с ней постели спала...”»
Я не берусь доказывать или опровергать близость Государыни и Вырубовой «на почве сексуальной психопатологии» (как это тогда называлось). У меня нет никаких фактов за или против. Я хочу лишь обратить ваше внимание на то, откуда черпается информация. Из записей частного дневника. В данном случае еще и со слов иного человека. Можем ли мы считать частные мнения (по сути, домыслы и сплетни) непреложной истиной? Большой вопрос!
Хочу ли я сказать в итоге, что читать книги Э.Радзинского не имеет смысла? Боже упаси! Я только желаю сказать, что существуют академические труды (как правило, лишенные однозначности трактовок) и популярные исследования, которые сродни историческим романам, где господствует авторское видение, где есть место художественному вымыслу. Поэтому чтение чтению рознь. Одно – для научной работы и пытливого изучения эпохи, другое – для досуга и свободного времяпрепровождения.
 
Дмитрий Кочетков

Ярлыки: биография, историческая литература, отраслевая литература, размышление на тему


2017-11-02



 
Здравствуй, страна героев!
Я у книжного стеллажа рассматриваю героев серии ЖЗЛ.
Да. Меняется исторический момент, меняются герои, меняется и серия «Жизнь замечательных людей».
Во всяких изменениях можно найти как бесспорно положительные, так и сомнительные черты. Среди замечательных людей появились, например, Малюта Скуратов и Азеф. Понимаешь при этом, что замечательность здесь следует рассматривать с сугубо релятивистских позиций: что для опричника хорошо, то кому-то ведь и смерть.
Впрочем, кто для нас герой, а кто – антигерой, мы пересматривали не раз.
Как вам такие поэтические строчки?
 
Я предлагаю
Минина расплавить,
Пожарского.
Зачем им пьедестал?
Довольно нам
Двух лавочников славить.
Их за прилавками
Октябрь застал.
Случайно им
Мы не свернули шею.
Я знаю, это было бы под стать.
Подумаешь,
Они спасли Расею?
А может, лучше было б не спасать.
 
Это написал один (как указано в Советском энциклопедическом словаре) русский советский поэт. Джек Алтаузен. Звали его, правда, не Джек, а как именно, не напишу, чтобы не делать излишних национальных намеков. Не это важно, а то, что Минин и Пожарский и сейчас по праву стоят на пьедестале, а книга о них – на книжной полке. Произошло единение народа со своей историей.
Впрочем, с релятивизмом мы тоже можем попрощаться своеобразно. Передо мной два издания об одном герое – Петре Аркадьевиче Столыпине. 
 
 
В обеих книгах авторы считают реформы Столыпина важным и полезным делом. Но вот что написано в предисловии первого издания (автор – Святослав Рыбас):
«Говоря о Столыпине, сегодня имеют в виду символ. Для одних – это символ постепенного движения России к европейской политической и экономической модели, для других – символ разорения тысячелетнего крестьянского уклада и предтеча Гражданской войны» (с. 5).
Есть также такая оговорка: «С точки зрения земледельческой практики европейской культуры, Столыпин был прав...» (с. 8). Получается, с точки зрения иной культуры, правота Столыпина может быть оспорена.
И еще: «Петр Аркадьевич не подозревал, что, начиная реформу общины, он поднимает руку на древнее народное божество, которому покланялась страна» (с. 8).
Акценты меняются в другом издании (авторы – Дмитрий Табачник, Виктор Воронин):
«Благодаря Столыпину Россия в начале XX века вышла из смуты и вступила в полосу невиданного ранее хозяйственного расцвета и великодержавного роста. Перед такой заслугой – так ли существенны столыпинские ошибки, уклоны и перегибы!» (с. 9).
А если учесть, что это издание сопровождает обращение к читателям Патриарха Кирилла со словами «Петр Аркадьевич предстает перед читателем как добрый христианин, волею Божией призванный к высокому и ответственному государственному служению», то вроде бы читателю, считающему себя православным, уже и неправильно думать о каких-то там «ошибках, уклонах и перегибах».
Действительно, а можно ли читателю позволить самому делать выводы? Не лучше ли к единению с историей добавить еще и единомыслие? Императив «Для всех – так! И ни для кого иначе!» надежнее... Хотя авторам виднее и они вольны выражать свою позицию в любой форме.
Но вот о Высказанном Высочайшем Мнении, чему нас время от времени призывают следовать, хорошо написал Максим Чертанов, в ироническом ключе, так сказать (и опять же в книге серии ЖЗЛ):
«Ах, как же нехорошо, когда нет со всею твердостию высказанного Высочайшего Мнения по поводу какого-нибудь человека, особливо ежели он занимался политикой. Хороший он человек или плохой? Хороший Степан Разин или плохой? С одной стороны, в соответствии с Высочайшим Мнением, равно как и с мнением, допустим, одного из ведущих историков разинщины, жившего в XIX веке, А.Н. Попова, всякий антигосударственный мятеж есть мятеж антинародный, и потому – плохо. С другой стороны, Разин был казак, а казаки – это очень хорошо, примерно как члены КПСС. При советской власти Разин был – хорош; при империи – плох. Но ведь и советская власть, и империя – нынче одинаково хорошо! Голову сломаешь! Так что придется нам либо ждать Высочайшего Мнения, либо воспользоваться неразберихой и просто читать – читать не только документы (которых наплакал кот), но и мифы, в которых может оказаться (а может и не оказаться) много правды. Давайте эти мифы анализировать, сопоставлять, что-то, возможно, сумеем опровергнуть – интереснейшая, прямо-таки детективная нас ждет работа!» (с. 6)
 
И всё-таки эта книжная серия – и как просветительница, и как свидетельница того или иного времени – очень полезное чтение. Я так думаю.
 
ЧИТАЙТЕ КНИГИ!
 
Цитируемая литература:
Рыбас, Святослав Юрьевич. Столыпин / С. Ю. Рыбас. - 2-е изд. - Москва : Молодая гвардия, 2004. - 421, [1] с. : ил. - (Жизнь замечательных людей : серия биографий ; вып. 1101(901)).
Табачник, Дмитрий Владимирович. Петр Столыпин : крестный путь реформатора / Дмитрий Табачник, Виктор Воронин. - М. : Молодая гвардия, 2012. - 404, [2] с., [8] л. ил. - (Жизнь замечательных людей : ЖЗЛ : сер. биогр. ; вып. 1591 (1391)).
Чертанов, Максим. Степан Разин / Максим Чертанов. - Москва : Молодая гвардия, 2016. - 381, [2] с., [8] л. ил. ; 21 см. - (Жизнь замечательных людей : серия биографий ; вып. 1783 (1583)).
 
Сообщение подготовил Дмитрий Кочетков.

Ярлыки: авторское слово, ЖЗЛ, историческая литература, книги, размышление на тему, серия, чтение


2016-10-25



Жить – Родине служить
 
Возможно, вы немного удивились, прочитав эпиграф. О какой службе Родине можно говорить, если речь идёт об иностранцах, покинувших свой дом и приехавших на чужбину? Но я имел в виду службу нашей Родине, а никакой другой. Жить – и нашей Родине служить. Так-то!
Однако роль иностранцев в отечественной истории оценивается по-разному. Некоторые эту роль оценивают очень негативно. А еще сейчас “в фаворе” антинорманисты разного толка, не признающие призвание варягов на Русь. Мы, так сказать, сами с усами... «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами» – это (в лучшем случае) ошибка летописца, а то и вовсе фальшивка. Во всяком случае, антинорманистами скандинавская кровь Рюрика отрицается. Славянин он. Но это ладно. Некоторые утверждают, что и Чингисхан был русоволосым мужчиной с окладистой бородой. Татаро-монгольского ига, конечно, не было, а Чинсгисхан – наш, тоже славянин. Или, наверное, представитель древнего рода Гипербореи. Спешу обрадовать: оттуда, с Севера, из Арктиды, мы и происходим, сохранив максимум возможного от предков. Остальные сохранили меньше. Какая тут может быть роль иностранцев?! Мешали только...
Вам может показаться, что я ушел в сторону от представленной книги. Нет, я просто пояснил, что основной побудительной причиной ознакомиться с книгой Валерия Ярхо явилось желание рассмотреть судьбы реальных людей в реальной русской истории. А подтолкнула меня к этому, как вы поняли, существующая популярная литература на обозначенную выше тему. Но если непредвзято изучать документы, то можно обратить внимание, что у большинства дворянских родов в самом начале родословных списков стоит (как и указывает Валерий Ярхо): «Предок их такой-то по прозвищу сякой-то, выехал на службу русскому великому князю из тех-то и тех-то земель, получив себе в вотчину земли там-то и там-то». Были те, кто, прибыв из Польши, Литвы или немецких земель, переходил в православие и принимал подданство одного из русских княжеств. Находились татары, которые также служили московским великим князьям. И иностранцами де-факто не считались. (Интересное в связи с этим наблюдение: приехавший в XIII веке во Владимир житель Рязани иностранцем считался. Феодальная раздробленность была, если помните.) В общем, перемешивались народы, никуда не деться. Трудно с чистотой гиперборейской крови...
Книга «Иноземцы на русской службе» охватывает почти три века нашей истории, со времени правления Василия Темного до реформ Петра Великого. Она рассказывает о зодчих и книжниках, врачах и актёрах, военных и авантюристах. Перед нами являются из полузабытых времён итальянцы и немцы, англичане и шотландцы, голландцы и шведы, европейцы и неевропейцы, приехавшие в Московию. Да, кто-то хорошо нажился – и поминай как звали. Но были и такие, кто верно служил своей новой родине. Их потомки уже были русскими по языку и культуре.
Автор делает вывод, с которым я согласен: «Вклад иноземцев в русскую жизнь в целом необычайно велик, и об этом хорошо бы помнить и русским, и европейцам – и в дни дружбы, и в дни противостояния России и Запада».
Книга Валерия Ярхо вышла в серии «История. География. Этнография». Ей, как и большинству книг этой серии, свойственны фактографичность и доступность изложения. Надо признать, что в книге собран богатый материал об иностранцах, прибывавших на русскую службу. Думаю, она будет интересна не только историкам, но и действительно, как бы это ни казалось кому-то просто затёртой фразой, – широкой читательской аудитории.
 
Сообщение о книге подготовил Дмитрий Кочетков.

Ярлыки: историческая литература, отраслевая литература, размышление на тему, серия


2016-09-29



Истинная сущность любви состоит в том, чтобы отказаться от сознания самого себя, забыть себя в другом «я» и, однако, в этом исчезновении и забвении обрести самого себя и обладать сами собой. 
(Г. Гегель)
 
«Другой Путь» Акунина-Чхартишвили по жанру можно определить как философско-любовный роман. Тема его – из категории вечных: любовь, а точнее – Любовь. Написано о ней много, а вопрос по-прежнему остается открытым.
Автор говорит, что «Любовь плохо поддается рационализации», но, тем не менее, пытается всесторонне проанализировать это чувство, опираясь на многочисленные трактаты мудрецов, начиная с античности. Свои теоретические выкладки он демонстрирует жизненными историями.
Мирра Носик и Антон Клобуков (читателю этот герой знаком по роману «Аристономия»). Именно о них можно сказать, что, отказавшись от собственного «я», они обрели самих себя.
Мирра, будущий хирург, безгранично верит в светлое социалистическое будущее, абсолютно уверена в том, что Малый мир не может доминировать над  Большим. («Большим Миром» автор называет «мир идей и принципов, аристономический путь; «Малым Миром» - мир Любви, семьи, дружбы, личных привязанностей».) Но встреча с Антоном, их дальнейшие взаимоотношения внесли существенные коррективы в кредо студентки Носик. И однажды она изменила своим железным принципам, поняв, что «ни при каких обстоятельствах, ни по каким резонам нельзя предавать того, кто тебе доверился».
А вот другой персонаж книги – некто Филипп Бляхин – предал, потому что так приказала партия. И вызывает он своим поступком глубокое чувство отвращения. Стоит ли Большой Мир того, чтобы быть подлецом в Маленьком? Каждый делает свой выбор.
Книга Акунина еще интересна тем, что великолепно передает колорит эпохи двадцатых годов прошлого столетия, периода НЭПа.
Собрания, открытые многочисленные диспуты, доклады…
«Вечер спайки рабфаковцев с тружениками балета»; «Доклад о гражданской войне в Китае»; «Творческий подход к снегоборьбе»; «Пути разрешения галошного кризиса». Смешно? Наивно? Но это было, это часть нашей истории.
Присутствует в романе Акунина и трагическая нота – судьбы так называемых «бывших», не нашедших своего места в реалиях новой жизни.
Какой же вывод делает автор в результате  размышлений?
Не каждый может любить по-настоящему, потому что это часто требует переосмысления жизненной позиции; любящий человек несвободен, он несет ответственность за того, кто ему доверился; он более зависим, но … «Рай не может существовать без ада. И земной ад – это не жизнь, полная страданий. Это жизнь пустая, потраченная зря – когда в ней не нашлось места ни для Настоящей Любви, ни для аристономии…» .  
 
Автор отзыва на книгу - Светлана Титова.

Ярлыки: любовь, размышление на тему, роман, российская проза


2016-08-11



Парадокс, но в наш век Интернета и информационного бума многие научные журналы недоступны для читателей. У региональных библиотек нет возможности пополнять фонды технической и научно-популярной периодикой, а сами эти издания оказываются на грани выживания.
Из вступительного слова к проекту «БиблиоРодина»
https://biblio.planeta.ru/
 
Предупреждение: данный текст выражает личную точку зрения автора и защищен конституционным правом на свободу творчества.
 
Автор надеется, это сообщение поможет уяснить, что в современном состоянии библиотека вынуждена и искать что-то новое, и терять что-то старое. Кстати, в области нового (например, в предоставлении удаленного доступа к электронно-библиотечным системам) в библиотеке обстоят дела неплохо. Но всё ли старое, что теряется, никому не нужно? Здесь есть опасения. И вопросы, вопросы, вопросы...
Главных вопросов – два:
1) Нужна ли библиотеке “серьезная” периодика?
2) Нужна ли учебная и научная литература в бумажном виде?
Рассмотрим ситуацию подробнее.
 
«Опустела без тебя земля…»
Это плач библиотечной Ярославны, обращенный к несуществующей периодике у опустевшего стеллажа. Нет, в данном случае она плачет не по всей, а только по той части периодики, которая связана с экономикой, правом и общественными науками. Как видите, эти журнальные стеллажи почти пусты.
Но нужны ли юридические и т.п. периодические издания массовой библиотеке? Возможно, что это неэффективные траты. Такая периодика, в отличие от многих популярных журналов, необходима только “ограниченному контингенту” читателей (студентам, реже – специалистам) и, как правило, “в свежем состоянии”. А стоит она дорого. Впрочем, как здесь проверить эффективность вложений, если такая периодика вообще ходит, мягко говоря, нерегулярно?
Вот перед вами №№ 6 и 7 журнала «Финансы». 
Только седьмой номер за 2016 год, а предыдущий за 2012-й. Ведь без финансов «Финансы» в библиотеку не ходят!
Некоторое время назад была подписка на электронные базы данных периодических изданий, предоставляемые ООО «ИВИС» – одной из крупнейших российских компаний-распространителей печатной периодики, книг, микрофильмов, микрофишей и информационных ресурсов. Но подписка на ресурсы ООО «ИВИС», дающие читателям доступ ко многим периодическим изданиям в электронном виде, закончилась…
 
Теперь мысленно подойдем к книжным стеллажам с учебной литературой. Они пока совсем не пусты. Но учебники по праву 2010 года издания (не говоря о более ранних) уже не столько учат, сколько дезинформируют. И что дальше?..
Станут ли панацеей от таких бед электронные базы данных и электронно-библиотечные системы (ЭБС)? Должны ли ЭБС постепенно дополнять и компенсировать или сразу же вытеснить литературу на бумаге? Не вылетят ли они со временем из стен библиотеки, как выпорхнула птичка «ИВИС»?
Тут вопросы более серьезные, чем кажутся. Ведь так можно перейти и к рассуждениям о том, нужна ли вообще учебная, научно-техническая, современная правовая, социально-политическая и экономическая литература массовой библиотеке.
 
Будучи мнительным пессимистом, не могу не нарисовать в воображении библиотечную антиутопию.
 
Библиотечная антиутопия
 
20Х6 год. Инопланетяне захватывают библиотеку и увольняют всех библиотекарей, работающих на обслуживании. Стеллажи освобождаются и продаются.
Запись на ЭБС организуется внестационарно, в передвижных точках наподобие пунктов подключения к мобильной связи. Комплектаторы, обработчики и библиографы за ненадобностью увольняются. Освободившиеся помещения сдаются в аренду.
В целях окончательной экономии вместо ЭБС, включающих общественно-политическую и научную литературу, закупаются только электронные системы с литературой фэнтези, которая менее всего обременительна в финансовом плане. Если формально ориентироваться на названия, можно подобрать фэнтезийный роман на любой читательский запрос. Таким образом, в ответе за всё становится литература фэнтези.
***
Закончить сообщение хотелось бы более оптимистично. Хотя придется прибегнуть опять к фантастике, пусть не к антиутопии, так к утопии.
Итак...
ВНИМАНИЕ! СВЕЖИЕ ВАКАНСИИ!
В каждую библиотеку города Череповца требуется (ориентируйтесь на название):
Авось добрый волшебник избавит библиотеку от недофинансирования, а библиотекарей – от разных напастей и затруднений!
 
Дорогие читатели!
Помните, что и от вас зависит многое. Ваши посещения (или их отсутствие), ваши запросы (или опять же их отсутствие) могут существенно повлиять на мнение о том, что должно закупаться библиотекой, а что – нет.
Наконец, вы можете проявить активность и обратиться с предложением о приобретении отсутствующего в библиотеке издания.
Ваше предложение будет учтено в процессе комплектования в соответствии с Профилем комплектования фонда библиотеки, финансовыми возможностями и наличием издания на книжном рынке Роcсии.
Обращайтесь на сайт МБУК «Объединение библиотек» (Новинки – Комплектуем вместе) или по этой ссылке:
 
Автор - Дмитрий Кочетков

Ярлыки: авторское слово, книги, размышление на тему, чтение


2016-02-15



“Самый худший заговор против вас – это отсутствие заговора. Никому до вас нет дела. Всем совершенно до лампочки, живы вы или умерли. Ну, теперь вам легче?”

Деннис Миллер

 
Не буду скрывать свою необразованность и признаюсь честно: Деннис Миллер – это далеко не мой приятель, более того, я смутно представляю, какие еще умные мысли высказал этот человек. Однако встретившееся в Интернете его суждение показалось мне абсолютно точным. Пожалуй, история России не была бы российской историей, если бы в ней отсутствовал элемент конспирологии. Ощущение жизни среди окружающих тебя врагов – очень русское ощущение. Иногда оно подкрепляется реально существующей враждой, но никогда не исчезает, ни в тощие годы, ни в тучные. Безусловно, желание столкнуть конкурентов между собой или ослабить (уничтожить) соперника существовало всегда. Всем известно древнее правило «Разделяй и властвуй». Но чтобы решить, что почти все без исключения (независимо от выгоды и пользы) хотят изничтожить именно тебя и почти все без исключения только и полагают это главной целью своего существования… Не знаю, но здесь нужно крепко подумать. В общем, я скептически отношусь к теориям заговоров с участием злобных монстров в виде ТНК и ФРС Соединенных Штатов, теневых всемирных правительств и вездесущих zhidomasonov (политкорректный мой Шишков, прости: не знаю, как перевести). Хотя миром правят интересы. Это факт.
В книге известного документалиста и телеведущего Игоря Прокопенко представлен традиционный конспирологический набор врагов России.
Доктрина Даллеса. Ряд злобных недругов-практиков: черный араб Хаттаб, Радуев, Масхадов, Гелаев, Яндарбиев, Басаев… Збигнев Бжезинский (так!). Лучезарная дельта как главный символ масонов и сайентология, конечно же, уже со своим символом. Британия и вообще англосаксы как высшая точка нелюбви к восточному соседу. Всевозможные “бесы” для России (почти по Достоевскому). НАТО и прочие небезызвестные вызовы современного мира.
«Книга, которую вы держите в руках, призвана помочь всем читателям разобраться, стоит ли, в случае чего, хвататься за плакаты типа “Я – ШАРЛИ”. Ведь по замыслу тех, кто задавал вектор “правильного” западного пути, уже к концу XX века такого государства, как Россия, не должно было быть на карте мира», – пишет Игорь Прокопенко в предисловии. И здесь я согласен с тем, что сильная Россия нужна далеко не каждому субъекту международного права. Сильные мешают другим сильным мира сего.
Именно эту мысль на страницах книги развивают, поясняют и комментируют многие специалисты, ученые и просто всем знакомые личности современности. Так, впрочем, построены и другие книги Игоря Станиславовича, немного напоминающие цитатники умных людей, с подобранным иллюстративным материалом и связующими всё это комментариями.
Как вы уже заметили, я критически воспринял тему представленной книги. Но обратите внимание: несмотря на скепсис, в руки книгу взял и внимательно с ней ознакомился. Факты говорят сами за себя. И если ты интерпретируешь их чуть иначе, это не повод не уважать другую точку зрения. Я сторонник того, чтобы читать не только то, с чем согласен безоговорочно и что готов вывесить в рамочке в знак уважительной памяти о прочитанном, а по сути – высказанном твоём же мнении, только другими словами. Поэтому я думаю, что книга «Теории заговоров. Кто правит миром?» будет интересна широкому кругу читателей, склонных поразмышлять на историко-политические темы.

Ярлыки: TV, историческая литература, отраслевая литература, политика, публицистика, размышление на тему, телевидение


2015-09-27



В один ненастный день, в тоске нечеловечьей,
Не вынося тягот, под скрежет якорей,
Мы всходим на корабль, и происходит встреча
Безмерности мечты с предельностью морей…
О, странная игра с подвижною мишенью!
Не будучи нигде, цель может быть – везде.
Игра, где человек охотится за тенью,
За призраком ладьи на призрачной воде…

Ш. Бодлер. Плавание


Библиотека "Литрес"

 

Про попаданцев, замечу я, написано сейчас очень-очень много. Всего и не перечитаешь! Но эту книгу не прочесть никак нельзя.
Давайте сначала подумаем, как обычно попадают в другой мир. А попадают довольно-таки просто, иной раз – вовсе не напрягаясь. Проснулся – и уже там. В крайнем случае, нужно подойти к зеркалу. Съесть что-нибудь. Запустить программу на компьютере. Пустяковое заклинание, впрочем, может тоже потребоваться. Но не всегда.
А что такие попаданцы получают? Всё и сразу! Беспроцентный кредит счастья и попаданческого успеха. С первой секунды. А именно получают они натурой и без оплаты:
1) магические способности, ограниченные или неограниченные (можно, конечно, и бесконтрольные, но с гарантированным хеппи-эндом);
2) верных друзей (включая прирученных драконов и всякую мифическую живность);
3) принца, уже вычислившего по навигатору ближайший путь до загса/ заверившего у нотариуса для потенциальной возлюбленной дарственную на дворец и полцарства/ заложившего в ломбарде свои эльфийские уши, чтобы купить невесте самый большой во вселенной бриллиант (сударушки-попадарушки, выбирайте, что вам больше по сердцу!);
4) новую оболочку – сексапильную, шикарную, импозантную, роскошную, царственную, сногсшибательную, с ямочками на щечках или без оных, повелевающую ногтём указательного пальца или изрыгающую пламя (тоже мило! здрасьте, я дракон!), но, конечно, с изрядной порцией интеллекта и интуиции, гармонично размещенных щедрой рукой автора в нужном месте нового тела.
И это, наверное, правильно. Красиво жить не запретишь!
Но вот если тебе всего двадцать лет? И ты медик. И знаешь только медицину. Ну и так, всякие женские мелочи. Ни энциклопедических знаний, ни каких-либо бонусов у тебя нет. Тело и то не свое. А жить-то надо! Жить-то хочется. Тем более что время-то какое – Средние века! Самые что ни на есть средневековые. Не Арканар Стругацких, конечно, не зубодробительная «ужасть» инквизиции, но положение женщины определено географически – «за плинтусом».
Так-то, девочки... Попаданец попаданцу рознь.
Книга Галины Гончаровой интересна тем, что многое из происходящего там, очень напоминает нашу с вами жизнь. Наша жизнь – борьба за выживание на этой планете, и как мы ее с вами проживем, зависит от нас с вами. Вспомнят ли нас добрым словом или забудут навсегда?
Книга рекомендуется всем читателям, но особенно будет интересна молодежи 16-18 лет.


Ярлыки: Литрес, любовь, молодежь, размышление на тему, фантастика, фэнтези


2015-03-09



Дорогие женщины! Не забывайте о простой истине:
«Женщина может всё, но для этого ей нужен мужчина».
С праздником!

(Цитата из представленной книги)

В качестве «нужного мужчины» рекомендую вам известного кинорежиссера Андрея Кончаловского. Да, рекомендую мужчину, а не книгу. А представленную книгу я бы «разорвал» на части.

Дело в том, что книга состоит из двух частей. Во второй её части политолог Владимир Пастухов, называя себя адвокатом «дьявола» А.С. Кончаловского, представляет свои резкие, даже шокирующие высказывания по поводу самых значительных событий в стране и мире. Но это шок восьмилетней давности. Кроме того, в своих оценках Владимир Пастухов созвучен Андрею Кончаловскому, но менее харизматичен; на сегодня его высказывания можно уже отнести к категориям «факт недавнего прошлого», «в дальнейшем получившая развитие тенденция» и «сбывшийся/ несбывшийся прогноз». (Хотя ознакомиться с этим поучительно.) В общем, о второй части книги я больше говорить не буду. А вот первая часть – это Андрей Кончаловский, которого я и «оторвал» от Владимира Пастухова.
Есть книги, которые находишь неуместными или просто смешными, если обратишься к ним через некоторое время после их написания. Но это не относится к книге Андрея Кончаловского. Такое впечатление, что Андрей Сергеевич в каких-то моментах опередил время (то, что говорилось Кончаловским в 2007 году и не укладывалось в магистральную линию декларируемых понятий, теперь высказывается в той или иной форме другими людьми и признаётся вполне здравым или имеющим право на существование), а в каких-то моментах его книга поставила себя вне времени (вне сиюминутного «сейчас»), потому что она связана с философским осмыслением российской жизни.
«Сложно!» – скажете вы. Действительно уж, это после праздника-то да о таких материях! Но почему бы и нет? Шампанское за милых дам выпито, торты с розочками съедены, цветы подарены (мужчины, надеюсь, вы не забыли о знаках внимания?), но жизнь-то продолжается. Поэтому отчего бы и не спросить, почему мы живём именно так, а не иначе.
«Мы – не либералы, значит, мы – реакционеры», – заявил Андрей Кончаловский вместе с политологом Владимиром Пастуховым.
Даю коротенькую справку. Согласно толковому словарю, реакционер – это враг прогресса и демократии. Конечно, Андрей Кончаловский уточняет, что не считает себя реакционером в прямом смысле слова. Но всё же… Высказывается Андрей Сергеевич хлёстко, жёстко, я бы сказал, «с перцем и солью». Вот уж чьи суждения не назовешь пресными! Но эти суждения – не коммерческий продукт, провоцирующий скандальную славу. Отнюдь. А.С. Кончаловский пишет не для эпатажа и провоцирования публики, а потому что желает разобраться в ситуации без обиняков.
Оставим на время политкорректность и мы, чтобы привести цитаты для передачи атмосферы книги.
Сначала самая длинная цитата, радующая меня как филолога. Андрей Кончаловский перечисляет клубы и рестораны, в названиях которых «господствует смешенье языков: французского с нижегородским» – «Gnezdo», «Gogol`», «NOГИ», «Beer&Лога», «Gorohoff», «Винотека Dissident», «Sorry, Babushka». И пишет по этому поводу: «Но это же бред сивой кобылы! И в этом, безусловно, кроется «старинное» русское желание: изо всех сил быть похожим на европейцев. Выражается это исключительно внешне – как обычно бывает у мещанина во дворянстве – одежды-то заморские, а белье несвежее…»
А теперь короткие «цитатки»:
«Политкорректность – это узаконенная ложь во всем».
«Можно констатировать, что понятие «демократия», впрочем, как и понятия «свобода», «равноправие», заезжены до такой степени, что уже давно потеряли какой-либо смысл не только у нас, но и во всем мире».
«Русский ум криминален. Утверждаю».
«И я полагаю, что в России порка более гуманна, чем годы заключения в российской тюрьме».
«Я тоскую по буржую».
«А вдруг взятка возьмёт и исчезнет из русской жизни? Что появится «вместо»? Может, этого и следует бояться…»
«У нас ведь до сих пор говорят, что власть – «от Бога». Бог дал царя, Бог дал этого, Бог дал того… Это и есть предрассудок раннего Средневековья».
«Жаль только, наши медичи и боргезе не могут заказать себе фамильные портреты у Микеланджело и Рафаэля – с настоящей живописью у нас нынче туго!»
«В изобразительном искусстве окончательно восторжествовал рынок… Не требуется ни талант, ни мастерство, ни вдохновение – просто функционирующий кишечник. С чем вас и поздравляю, уважаемые ценители современных изящных искусств!»
Может быть, вырванные из контекста цитаты покажутся вам чрезмерными, но ход рассуждений легко восстановить по тексту книги.

В общем, представленная книга для мыслящих людей, которые интересуются проблемами общества и современного искусства. Сухо отрекомендовал? Добавлю: «Яркое мнение неординарного человека интригует и без глубокого осмысления, но осмысление всё же даёт чувство интеллектуальной удовлетворенности».

 


Ярлыки: искусство, отраслевая литература, политика, публицистика, размышление на тему, экономика


2015-01-21



«Могущество России может быть подорвано только отделением от неё Украины… Необходимо не только оторвать, но и противопоставить Украину России».
(Отто фон Бисмарк, германский канцлер)

Игорь Прокопенко – известный российский документалист и телеведущий. Мы знаем его как автора и ведущего программ «Военная тайна» и «Территория заблуждений» на канале РЕН ТВ. Издательство «Эксмо» выпустило серию книг «Военная тайна», автором которых является Игорь Прокопенко. Представленная книга входит в эту серию.

Надо сказать, что, не являясь большим поклонником Игоря Станиславовича и смотря его телепрограммы только от случая к случаю, я и книгу взял в руки случайно. Но она меня заинтересовала. И мой интерес основывался не на поиске того, что может подлить масла в отношения России и Украины, без того сложные и взрывоопасные. Книга заинтересовала меня по другим причинам. Но об этом позже.
Книга Игоря Прокопенко содержит хронику и первый анализ событий, которые происходят на Украине сегодня. В ней содержатся факты, которые пытаются объяснить возникновение российско-украинских противоречий, происхождение украинского национализма и нынешнюю позицию западного мира. Рассматриваются слова и дела исторических украинских деятелей Симона Петлюры, Степана Бандеры и Романа Шухевича, а также деятелей современных: Дмитрия Яроша, Александра Музычко, Арсения Яценюка, Виталия Кличко, Юлии Тимошенко, Петра Порошенко и т.д.
Но вот какие размышления навеяла книга на меня. (И вот, кстати, почему книга Игоря Прокопенко «напросилась» на чтение от корки до корки.)
Как известно, есть сходные «центристские» точки зрения, согласно которым русские и украинцы – это ветви одного народа или народы родственные, братские. И есть крайние точки зрения, согласно которым соседний народ – это непонятно кто или совсем не то, что мы, хорошие и правильные. Вторая точка зрения рисует образ врага в лице «неправильного» народа и государства. Откуда же берутся эти крайности и кому это выгодно? Выгодно ли это простому рабочему, инженеру, учителю? Выгодно ли это политикам?
И еще – вопросы, вопросы, вопросы…
Почему идеи, разобщающие людей и раскалывающие общество, так легко приживаются и так быстро входят в силу? Почему люди не могут без использования благих идей во вред ближним? (Чтобы не было никому обидно, поясню на разных примерах. Инквизиция сжигала так называемых еретиков во имя самого милосердного Бога. Экстремисты убивают во имя Аллаха всемилостивого. Светлые символы солнца превращаются в знаки фашизма и национализма. И люди убивают и убивают людей. Почему?)
Почему говорят о необходимости следования правде и тут же переписывают историю, подтасовывают факты, меняют знаки «+» и «-» местами на праздниках, датах, символах, исторических персонах? Пишу об этом не только применительно к ситуации на Украине. Вся человеческая история движется от одной идеологической «переделки сознания» к другой, от одного противопоставления (этнического, расового, религиозного и т.п.) к другому. Будто принцип «разделяй и властвуй» вошел в плоть и кровь человека, начиная со времен Римской империи, если не с эпохи Каменного века.
Эти горькие размышления оставляют лишь надежду на лучшее. Да, остаётся надеяться. И мне, и автору, который пишет в послесловии:
«Я завершаю работу над этой книгой с тяжелым сердцем. Сегодня, когда пишутся эти строки, света в конце тоннеля нет. Война продолжается. <…> И все-таки властители и политические режимы приходят и уходят, а народ остаётся. Я убежден, что великий украинский народ сможет выбраться из этой ямы. Что его ждет мир и благополучие. И что русский и украинский народы всегда будут братьями».
 

Ярлыки: TV, историческая литература, отраслевая литература, политика, публицистика, размышление на тему, телевидение


2014-03-11



«Золотой век – мечта самая невероятная из всех, какие были, но за которую люди отдавали всю жизнь свою и все свои силы, для которой умирали и убивались пророки, без которой народы не хотят жить и не могут даже и умереть».
Ф.М.Достоевский
 
Ничто не ново под луной. Люди испокон веков мечтают об идеальном общественном состоянии и противопоставляют это состояние существующей действительности. Для одних золотой век уже в прошлом, для других – в будущем. Первые говорят: «Нравы испортились. Раньше было лучше». Вторые говорят: «Будем жить райской жизнью, но надо подождать». Что такое предание о потерянном Рае, как не поиск золотого века в прошлом? И что такое строительство коммунизма, как не ожидание золотого века в будущем? Главное, чтобы золотой век был отделен временем от дня, в котором мы живём. Желательно даже, чтобы золотой век не приближался, а удалялся. Ведь только благодаря недосягаемой дали нельзя заметить, что под облупившейся золотой краской имеет место быть ржавчина века «железного». Так устроены люди.
И люди устроены так, что не могут не мечтать о недостижимом идеале. Книга доктора исторических наук, профессора Юрия Чернышова посвящена прекрасной человеческой мечте. Эта книга о том, как прекрасная человеческая мечта жила и развивалась в Древнем Риме, о том, как эту мечту пытались использовать древнеримские политики. Автор исследовал массу источников: мифы, произведения античных авторов, концепции грядущего Царствия Божия у ранних христиан. Его книга охватывает всё время существования Древнего Рима – от полулегендарного периода выборной монархии до гибели Империи. Автор рассмотрел религиозно-мифологические, литературные и политические утопии и адресовал свой труд обычным читателям, интересующимся Античностью, мифологией, религиозными пророчествами, политической историей или историей идей.
Слово «утопия» можно расшифровать как «хорошее место, которого нет». Так давайте лучше ознакомимся с тем, чего у нас нет, чтобы по мере возможностей сделать так, чтобы что-нибудь да было…
 
 

Ярлыки: историческая литература, отраслевая литература, размышление на тему


2014-03-04



Если в рай после смерти
Меня поведут без тебя, –
Я закрою глаза,
Чтобы светлого рая не видеть.
(Саади)

Наталья Павлищева поставила вопрос ребром. Почему получается так, что любая женщина у власти обязательно «была облита грязью»? Особенно это касается тех случаев, когда речь идёт о любовной страсти. Вспомним хотя бы роковую красавицу Клеопатру, требовавшую за ночь с собой расплачиваться жизнью. А сотни любовников-гвардейцев Екатерины Великой? А любвеобильность королевы Елизаветы I, тайно рожавшей младенцев и подбрасывавшей их подданным? Женщина у власти – это «ведьма на троне»!

Такая странная закономерность проявилась и в интерпретации образа Роксоланы. Её преподносят как злобную фурию, околдовавшую сердце Сулеймана Великолепного. Впрочем, если считать любовь бедой, сумасшествием или «порчей», то впору пожалеть султана – мученика и страдальца от любви. Ведь Сулейман не только возвел возлюбленную Роксолану на престол, не только сохранил ей верность после её смерти, но ещё и написал стихи, перекликающиеся по смыслу со стихами Саади: «А если и в раю тебя не будет – не надо рая!»
Поставив этот «женский вопрос», автор книги погружает читателя в «великолепный век» – время, в котором жили славянская пленница Роксолана, ставшая всесильной Хуррем, и султан Османской империи Сулейман Великолепный. Здесь и сокровенные тайны гарема, и интриги Стамбульского двора, и любовные стихи, и история появления рахат-лукума…
Читая эту книгу, воспринимаешь описываемое время почти как сказку, а происходившие события кажутся авантюрой. Действительно, что это было за время? Соперничество христианского Запада и мусульманского Востока. Освоение Нового Света. Реформация. Костры инквизиции. Интриги… И любовь! Что тут добавить? И турецкие султаны влюбляются.
Книга не только порадует поклонниц сериала «Великолепный век», но и будет небезынтересна всем любителям популярных исторических изданий.
 

Ярлыки: историческая литература, отраслевая литература, размышление на тему


2013-09-02



красота-а-а (спасибо автору)

Почему собственно такое название у этого поста? А потому что это уже вторая по счету осень существования нашего блога.
Мы снова поменяли дизайн. Это чтобы Вам не было тоскливо. Ведь обычно осень при всей своей красоте и красочности самое тоскливое время года: эти бесконечные дожди и дождики, серое, а порой почти черное небо, промокшие ноги и мокрые плащи и шляпы.... и много можно перечислять.
 Но одновременно осень - время для начала познания нового, еще неизученного и неизвестного. Именно осенью появляется время для чтения новых книг, летом и без этого было чем заняться.
Приглашаем Вас заглянуть к нам на огонек, выбрать себе книгу по душе, забраться с ногами на уютный диванчик или в кресло и окунуться в мир непознанного, в мир приключений, путешествий и страстей.
А мы в свою очередь обещаем, что осень, проведенная с нами, не будет тоскливой, ну, по крайней мере, дождливой не будет точно.
 

Ярлыки: размышление на тему


Ярлыки:
lady fantasyS.T.A.L.K.E.R.TVXX векавантюрный романавторское словоазбука-novelазбука-классикаальтернативная историяАмфора-TRAVELLанабиозанглийский романбиографиябуктрейлервампирывикториныВинтажвоенная темаволшебствовоспоминаниядетективдетидетская литературадиетадневникдраматургияженская прозажестокие игрыЖЗЛзаметкизарубежная литератураиздательство ИНОСТРАНКАинтеллектуальная литератураискусствоисторическая литературакитайская литератураклассикакнига-бестселлеркнигиколдовские мирыконкурскошкикраеведениекрасоталауреат премийлитературоведениеЛитреслюбовьмагиямаркетингмедицинамемуарыменеджментмировая коллекциямистикамифымолодежьМона Лизамузыкамультфильммяу-эстафетанаучная литератураНобелевская премияновеллыновогоднее чтениео животныхо чем говорят женщиныоборотниодиночество простых чиселотраслевая литератураповесть в письмахподросткипоздравленияпокровские воротаполитикапосвяти этот вечер себеправовая литератураправославная литературапремияпривиденияприключенияприятное чтениепро искусствопсихологическая повестьпсихологический романпсихологияпублицистикапутешествияразмышление на темурассказырелигияроманроман в письмахромантическая комедияроссийская прозарусская литературарусский Букерсборниксемейные историисемейный романсемьясердечная наградасериясказкаскандинавская литературасовременная прозасоциологияспорттелевидениетриллерфантастикафильмфинансыфранцузский романфэнтезичтениеэкономикаэкранизацияэнциклопедияэтикетэтногенезэтнографияюморюридическая литератураяпонская литература