автоское слово Штампы, клише и прочие шаблоны

Кристина Старк "Гончие Лилит"
Лариса Петровичева «Музыка мертвых»
Сьюзен Мэллери "Сезон прогулок босиком"
Максим Сонин "Ступает слон"
Юрий Поляков «Весёлая жизнь, или Секс в СССР»
Гузель Яхина "Дети мои"
2024-09-25 21:00

Штампы, клише и прочие шаблоны



Существует несколько схожих терминов, которые обозначают «заранее изготовленный образец». Или ранее изготовленный. Шаблоном, лекала, клише, трафаретом, схемой в технических или умозрительно-математических науках могут назвать действие или совершенно материальное устройство, предмет, который здорово облегчает работу. Берешь готовый трафарет с прорезанными буковками или узорами, наносишь краску – картинка или кайма, рамка готова. Берешь лекала и кроишь себе кофточку-юбочку, а то и чертеж дорической колонны в разрезе делаешь.
Те же самые термины в приложении к литературе обрели  негативную окраску. Хотя, казалось бы, что плохого в том, чтобы использовать рабочую и успешную схему написания романа. Ан нет, тут же найдутся ворчуны с комментариями: «это заезженное клише, это шаблонные герои, бла-бла-бла, афтарвыпеййаду»
Будем разбираться.
Есть сотни пособий по писательству, десятки онлайн и оффлайн курсов, литинститут и прочие ВУЗы в заграницах. И там совершенно легально, за ваши деньги вас научат писать по схеме. Это нормально, поощряемо шоу-бизнесом и потребителями, и даже приводит к успеху.
Великий Пропп разобрал на запчасти сказки и собрал обратно, дав тем самым совершенно рабочую подвижную модель будущих литературных творений в любом жанре. И ведь пользуются, пишут, более того, получается очень и очень достойно, даже шедеврально. Но, как водится, не у всех.
О том, что сюжетов имеется ограниченное количество, общеизвестно, я упоминала не раз. Разные исследователи варьируют от трех до двадцати семи штук. НА ВСЕХ!!! НА ВСЕ ВРЕМЕНА!!!
Живите с этим.
И ведь живём, пишем. Несмотря на.
Как это все стыкуется с высокомерным снисхождением к клише и шаблонам?
Смотрите, написать историю абсолютно без руля и ветрил – не вариант. Да, и такую ерундень пишут, но кто читает? Три калеки и родня?
Чтобы рассказ-повесть-роман оказался удобоваримым, увлекательным и привлекательным, нужно все равно соблюсти некоторые правила. Даже если талантливый новичок, у которого от школьной программы в памяти осталось таинственное слово «кульминация», возьмет и напишет супербестселлер, все равно, при ближайшем рассмотрении окажется, что эти самые загадочные правила он таки соблюдал не особо задумываясь. И завязка у него оказалась супер-увлекательной, и кульминация сработала в нужный момент, и парочку фальшивых финалов он припас, и развязка оказалась такой, что публика бьется в экстазе и требует еще «книжек этого автора».
Действительно, бывают настоящие самородки, на голубом глазу придумывающие харизматичных персонажей и их приключения. Но эти самородки не из звездных глубин прилетели. Они выросли в определенной культурной среде, в их голове сюжеты сотен прочитанных книг и просмотренных фильмов. А умение не копировать, а скорее неосознанно подражать хорошим писателям (своим кумирам) – это тоже талант.
Итак, вопрос на миллион: что есть хорошо написанная по схеме история, а что набивший оскомину шаблон? И какая между ними разница.
Мне кажется, что дело тут в частотности. Чем реже используется клише, тем меньше оно выглядит как клише, пардон за тавтологию.
Ну а если интернет выплёвывает, простите, по десятку наименований в минуту? И все скроены по одному лекалу: Невинная для босса (позапрошлогодний тренд), Тройня для идеала (прошлогодний тренд), Измена. Подзаголовки варьируются (самый модный писк сезона).
Теплится надежда, основанная на законе Старджона, про десять процентов литературы… Только как их отыскать среди остальных девяноста процентов клишированных рычащих властных властелинов, блеющих неземных красоток и их ангелочков-пупсиков-двойняшек?
Наверное, когда-то, лет так двести назад, в моде были другие истории, другие шаблоны. Возможно, тогдашние читатели возмущенно фыркали на очередного печального вдового графа в мрачном замке и неизменно бойкую гувернантку (баронессу под прикрытием), которая обязательно разведет руками все беды с привидениями, женит графа на себе, а деточкам его станет истинной
мамочкой.
Сейчас пойдет махровая имховщина, готовьтесь.
 
Нормальные «сказки про Золушку» – самый популярный троп – бывали всегда и есть до сих пор. И именно потому, что сюжет-то выигрышный, понятный и доступный для написания, он стал штампом, от которого брезгливо шарахаются воображающие себя интеллектуалами. Во всем виноваты жадные до быстрых денег и признания неразборчивые писаки. Как принялись строчить на скорость (кто быстрее, тот капусты нарубит больше) по сути одну и ту же историю! Как завалили рынок однотипными девами в беде и принцами в поиске! Жуть, короче. Или все-таки не жуть, а приятная зона комфорта?
Человеческий мозг устроен так, что просто обожает все привычное. А в новом срочно выискивает знакомые черты. Поэтому штампы будут неизбежно.
Итак, классификация штампов-шаблонов-клише.
 
1 Сюжетные клише.
То, что я уже перечислила и еще вагон похожих. Про бедных сироток из работного дома, которые оказываются спрятанными принцами-принцессами. Про поход трех-пяти персов за важным артефактом, который поможет спасти мир. Про скромного чиновника, который окажется маньяком. Про дружную компанию в уютном отеле, отрезанном от цивилизации непогодой, история может оказаться и кровавым трэшем, и порнографическим роликом, и условной «высокой» литературой.
То есть, открыли вы книгу и поняли, что знаете наперед, что там за поворотом и чем дело кончится.
Но есть нюансы…
Бывает, начнешь читать, мельком думаешь, ага-ага, сейчас все эти якобы неудачники скоренько поступят в свою магакадемию, насовершают подвигов, налюбятся, мир спасут и дело в шляпе. Но тут же забываешь о своих подозрениях, потому что увлекаешься: язык изложения отличный, герои с изюминкой, мелкие происшествия добавляют колорита, юмор к месту, кое-какие штампики смешно обыграны, капелька пафоса в нужный момент вышибает слезу, а тут уже и финал, да неплохой. И оказывается, что совершенно предсказуемый сюжет не помеха для хорошей книжки, если автор молодец.
Но все может оказаться не столь радужно, если автор наполнит свой штампованный сюжет еще и пунктом номер два.
2 Речевые штампы.
А вот тут, друзья мои, таятся коварные глубины (штамп), внезапные отмели и прочие гадости, а бонусом пойдет навязанный запретами страх употребить даже фразеологический оборот. Ведь он тоже может оказаться штампом!!! А все лит-гуру зловещим шепотом предостерегают… что выражение «зловещий шепот» – клише, избитое до состояния ростбифа.
Любое авторское словосочетание было когда-то новаторским. И «небесно-синие глаза», и «гряды облаков», и «волевой подбородок», и сотни других. Особо полюбившиеся ушли в народ, в ноосферу, к черту в ступу (кстати, вот это уже вернулось, смотрится свежо, не находите?). И всё!!! Стали штампами «пишите письма», «проплывающие за окном пейзажи», «длинноногие блондинки».
Чего не коснись, все штамп и клише. Как протанцевать на острие иглы, я вас спрашиваю???
Все эти выражения прижились и в реальной разговорной речи. Мы даже не обращаем внимания, что сами говорим штампами, окружающие говорят тоже отработанными и привычными связками слов. Иногда, услыхав в кино удачную остроту, увидев прикольный мем, мы несем анекдот, фразу, слово в массы. Кое-что становится клише очень быстро, автору приходится потом изгаляться в новеньких выражениях.
Пишущий, особенно начинающий, непроизвольно и машинально вываливает все, что слышал и читал. «Колышущееся море трав» – штамп настолько затертый, что большинство даже не замечает. Как и ресниц, которые обязательно пушатся веерами или отбрасывают густые тени на персиковые щечки. Если румянец, то нежный, если руки, то обязательно тонкие-изящные-аристократические, ноги-бедра – стройные, талию, естественно, можно обхватить ладонями.
 
Дело в том, что чутьем к родному языку обладает меньшая часть читающего населения. Клише воспринимаются вполне благосклонно. «Все так говорят, что такого-то???»
И не забываем о привычке к привычке, так сказать. Вот и выходит, что однотипные сказочки про золушек с условного литнета, да изложенные бесцветным, но привычным языком, имеют ошеломительный успех.
 Особенно, если авторессы умеют подавать блюдо из хромых собачек, то есть вышибать слезу в нужный страдательный момент.
 
Понимаете?
Один из двадцати, пожалуй, ужаснется как раз самой популярной лавстори. «Там же все понятно с первой страницы???!!! Зачем ЭТО читать??? Вот открываешь книгу Рубиной и не знаешь, что тебя ждет» 
Единственный совет, который могу дать растерянным авторам, переслушавшим лишку курсов, лекций и прочих коучей: будьте аккуратны с цветистыми метафорами. И вообще с метафорами. Именно они и бывают самыми заезженными шаблонами. Все эти «величественные горы», «необъятные просторы» и «томные взгляды» с «кошачьей грацией» - это оно, затёртые до полной незаметности штампы. Пишите просто: горы или придумайте новенькое прилагательное, никогда ранее не прилагаемое к горам, а?
 
3 Есть еще один вид клише – характеристики персонажей.
Когда критики говорят про «картонных» или «ходульных» героях, имеют в виду, что не увидели в книге запоминающихся персонажей. Чаще всего это случается потому, что автор не особо и старался. А зачем, если сюжет клиширован, прилагательные аж дырочками светятся, настолько попользованы. 
Можно и персонажей только наметить. Особенно хорошо лентяи потоптались на внешних данных и профессиях. Брюнетка, да еще и тощая – обязательно стерва, здоровяк, разумеется, неуклюжий, блондинка в лучшем случае легкомысленная особа, полицейский – депрессивный алкаш, но добрый в очень глубокой глубине души, библиотекарша – старая дева в оренбургском платке, училка непременно зануда, дворник – старательный таджик и так далее, и тому подобное.
Все эти стереотипы гуляют в ноосфере, как у себя дома, только руку протяни и возьми с полки пирожок, в смысле образ.
Писатели достаточно регулярно делают попытки перевернуть штампы с ног на голову. Бывают удачные попадания, чаще снова грустная картинка со стервами-блонди, образованными качками, милыми миллионерами и противными бывшими-работягами.
В заключение хочу сказать, что любая история может стать бриллиантом, если отказаться от шаблонов хотя бы одного типа. ИМХО, стандартный сюжет заиграет новыми красками, если персонажи будут нешаблонными. Или написано будет живо, с соблюдением всех балансов драмы, мелодрамы, юмора и прочих эмоциональных качелей.
А если что стереотипное в тексте и заваляется, всех отсылайте к словарю фразеологизмов. Их там еще много.
 
Маркевич Светлана
 

Ярлыки: литературоведение, размышление на тему, авторское слово

С НОВЫМ ГОДОМ!Луиза Пенни «Убийственно тихая жизнь»Ольга Семенова-Тян-Шанская против Виктора БердинскихЛюбовь Романова "Люди крыш. Пройти по краю"
Ярлыки:
lady fantasyS.T.A.L.K.E.R.TVXX векавантюрный романавторское словоазбука-novelазбука-классикаальтернативная историяАмфора-TRAVELLанабиозанглийский романбиографиябуктрейлервампирывикториныВинтажвоенная темаволшебствовоспоминаниядетективдетидетская литературадиетадневникдраматургияженская прозажестокие игрыЖЗЛзаметкизарубежная литератураиздательство ИНОСТРАНКАинтеллектуальная литератураискусствоисторическая литературакитайская литератураклассикакнига-бестселлеркнигиколдовские мирыконкурскошкикраеведениекрасоталауреат премийлитературоведениеЛитреслюбовьмагиямаркетингмедицинамемуарыменеджментмировая коллекциямистикамифымолодежьМона Лизамузыкамультфильммяу-эстафетанаучная литератураНобелевская премияновеллыновогоднее чтениео животныхо чем говорят женщиныоборотниодиночество простых чиселотраслевая литератураповесть в письмахподросткипоздравленияпокровские воротаполитикапосвяти этот вечер себеправовая литератураправославная литературапремияпривиденияприключенияприятное чтениепро искусствопсихологическая повестьпсихологический романпсихологияпублицистикапутешествияразмышление на темурассказырелигияроманроман в письмахромантическая комедияроссийская прозарусская литературарусский Букерсборниксемейные историисемейный романсемьясердечная наградасериясказкаскандинавская литературасовременная прозасоциологияспорттелевидениетриллерфантастикафильмфинансыфранцузский романфэнтезичтениеэкономикаэкранизацияэнциклопедияэтикетэтногенезэтнографияюморюридическая литератураяпонская литература