
Небольшой пост памяти Бушкова Александра Александровича, весьма известного и популярного автора детективного, приключенческого и фантастического жанров.
29 сентября он умер в возрасте 69 лет. Остались десятки книг, изданные общим тиражом около 17 миллионов экземпляров.
Родился Александр Бушков 5 апреля 1956 года в Минусинске, Красноярской области. Семья немного переезжала по области, в результате именно Красноярск стал родным городом и прототипом вымышленного Шантарска – места действия десятков детективно-авантюрных романов Бушкова.
Интересно то, что Александр закончил только обычную среднюю школу. Да и в той учился, по его словам, не слишком хорошо и был изрядным хулиганом. Зато всю последующую жизнь Сан Саныч – так его звали друзья и поклонники – занимался самообразованием, читал литературу всех направлений, скупал все, что мог. Для личной библиотеки он даже надстроил еще один этаж личного дома под Красноярском, где обитал долгие годы. В прессе писатель не светился, по фестивалям и писательским съездам не кочевал, о его личной жизни известно немного, но и специальной тайны он не делал.
Писать короткие фантастические истории он начал рано, удачно попал в несколько сборников еще до Перестройки. Но знаменит стал в середине девяностых сразу с двумя первыми же большими книгами – авантюрно-детективной и фантастической, каждая из которых положила начало серии.
Фантастическая или даже фэнтезийная книга «Рыцарь из ниоткуда» открыла эпопею Сварога.
Это был редкий для тех времен попаданец в другой мир. Мир яркий, необычный, техно-магический, полный загадочных явлений, головокружительных приключений, борьбы с темными силами и, конечно же, любви.
Вступление уж очень ярким вышло: девяносто первый год, заштатная военная часть в Монголии, всё стремительно меняется, уверенности нет ни в чем. Главный герой, Станислав Сварог (говорящая фамилия для нас нынешних, начитанных и просвещенных) майор ВДВ, человек опытный, циничный, но с нерушимым кодексом чести советского офицера в душе, попадает в другой мир техномагии потому, что здешняя жизнь перестала его устраивать.
Бушков был, получается, флагманом нашего эскапизма, бегства от реальности, которую не в силах ни изменить, ни принять.
Писатель тогда, кстати, неплохо украсил свой придуманный Талар разнообразной терминологией из всех мифологий мира. Интернета тогда еще не было, справочниками да энциклопедиями пользовались не все, поэтому отдельным удовольствием было разгадывать авторские загадки. Что такое вимана, например – с виду маленький домик – и почему она летает, сам ли придумал автор? Оказывается, вытащил из индийского эпоса, с санскрита это будет «небесная колесница» или «летящий дворец».
Бесконечная серия о С.С. Свароге так и осталась незаконченной. Как и приключения Пираньи, крутого спецназовца. Книга «Охота на Пиранью» вышла тоже в 96-м. И тоже сразу стала бестселлером.
После экранизации в двухтысячных, да с Машковым в главной роли, приключения Пираньи обрели новую популярность. Множество переизданий тому подтверждение. От совсем простеньких боевиков первые романы о полковнике Мазуре по прозвищу Пиранья отличались продуманной и хитро закрученной интригой. Не просто беготня и отстрел плохих парней, а загадки и тайны, заговоры и покушения, иногда драма, а вовсе не слащавый хэппи-энд.
В книгах Бушкова – особенно первых – была мощная энергетика, динамичные сюжеты и настоящие герои с большой буквы. Да, он не писал высокой элитарной прозы, за которую дают престижные премии.
Зато писал крепкие боевики, да и лексикон его был весьма обширен. В писательском багаже Александра Бушкова имеются десятки книг мистических, которые начались с литературной переработки «баек бывалых» таежников, геологов, военных, медиков, столкнувшихся на своем пути с необъяснимыми явлениями.
Историей и ее альтернативными путями развития Бушков тоже был немало увлечен. Еще лет 20 назад он писал эссе и книги о том, что могло бы быть. Любопытный опыт, пробуждающий интерес читателей к ключевым событиям истории России и мира.
Александр Бушков оставил нам, читателям, хорошее наследие – книги, которые интересны все новым и новым поколениям, примеры положительных героев, на которых хочется равняться. Оказывается, его уже прозвали «российским Конан Дойлем», то есть, автором, которого с удовольствием читают и взрослые, и подростки.
Маркевич Светлана
Милый фэнтезийный романчик с ретродетективным уклоном. Некое вымышленное Берендеевское царство-государство, похожее на Россию начала двадцатого века. Паровозы, пролётки, сюртуки и револьверы, имена русские. И магия. И суфражистки. Вернее, одна, наша ГлавГероиня, единственная женщина, закончившая полицейские курсы. Такая вот уродилась в провинциальном городке любознательная, упёртая, умненькая, сообразительная, но не слишком красивая девочка. И с детства получалось у нее находить пропавшее да загадки разгадывать. А потом попалась ей информация о зарубежных суфражистках. Примерила она на себя такую роль, понравилось. Поскольку формально получить мужскую профессию никто не запрещал, лазейкой такой наша суфражисточка не могла не воспользоваться и стала сыскарем.
Честно говоря, я не являюсь любительницей данного жанра. В детские и подростковые годы «заплатила безумству дань», перечитала в детской библиотеке, где работала мама-библиотекарь, все сказки и фантастику и к зрелому возрасту охладела к данным произведениям. А открыть и прочитать книгу «Спасти Козельск» меня подвигло простое любопытство. Как же – наши, череповецкие авторы! Да ещё и написавшие книгу втроём! А втроём – это как? Один из авторов принёс мне «Спасти Козельск» в подарок, можно сказать, вложил в руки, и я с интересом погрузилась в чтение. Увлеклась с первых же страниц. Думаю, и вас постигнет та же учесть, если решите прочитать этот роман.
Книга Сергея Арсеньева «Студентка, комсомолка, спортсменка» производит на читателя двойственное впечатление. С одной стороны, сразу дает о себе знать бурное воображение и выходящая за все мыслимые пределы фантазия автора. С другой стороны, кажется, что книга, содержащая роман, рассказ и повесть, которые связаны похожими идеями, обязана своим существованием неким галлюцинациям. Эти произведения, на мой взгляд, относятся скорее к литературной фантасмагории, чем к жанру альтернативной истории, на который они претендуют. Доказательством чему служат присутствующие в книге такие авторские придумки, как краснознаменная гвардия Афганской ССР, Хрущев, отправленный послом в Исландию, отмена Великой Отечественной Войны легким движением пера, а вместо этого создание добровольного и успешного стратегического союза между СССР и Германией, а также полный разгром их объединенными силами тех союзников СССР, которые имели место в реальной истории. Особенно впечатляют торговые отношения между СССР и Геманией в тот период. Если хотите узнать, как должен выглядеть коммунизм по мнению автора, читайте книгу. Потому что Советский Союз, который не развалился, а только еще больше укрепился, его построил.
Анна Иоанновна, герцогиня Курляндская (Курляндия – герцогство, существовавшее в западной части современной Латвии), в 1730 году стала русской царицей.