В 2011 году на Берлинском фестивале Вим Вендерс представил свой фильм Пина: Танец страсти в 3D. Это документальная лента о скончавшейся летом 2009 года легендарной немецкой танцовщице и хореографе Пине Бауш.
Так получилось, что именно этот фильм стал началом фестиваля Voices в Череповце. Город посмотрел его 14 июня 2012 года. И сегодня я расскажу не о книге, а о фильме. О таком, каким его увидела я, и только я.
Пина
На сцене – почти голая Пина с аккордеоном в руках. Ведь мы приходим в этот мир голыми, с музыкой в душе. Она говорит, что жизнь идет сама по себе: наступает весна, потом приходит лето, за ним – осень, и, конечно, зима.
И человек подчинен этому кругу, его время жизни сменяется также. И об этом уже рассказывает-вытанцовывает ее труппа, все те люди, с которыми она прошла свой путь - путь танца.
Фильм-воспоминание. Немое интервью. Они не привыкли к словам. Слова, иногда, только мешают. Текст закадровый, разные страны, разные языки. Но говорят они телом. Говорят об учителе, друге, божестве. И танцуют.
Классический балет – торжество гармонии, четкая структура и четкие линии, графичность и сдержанность.
Современный балет отражает безумный двадцатый век как, наверно, ни что другое. Рай для психоаналитиков. Изломанность, спиральность, рваные движения, всплески и тяжелые паузы, акробатика, диковатость и неистовство. Одинокие больные души мечутся по сцене, пытаясь донести до зрителя свою боль и страх. Таков он – балет Пины Бауш. Он сродни шаманским пляскам, заклинаниям духов стихий. Он труден, но впечатляет. Он близок на уровне инстинктов и глубинных пластов психики. Он болезненно красив, он похож на потусторонний мир призраков. Он – отражение мира Пины, женщины с грустными глазами и мягкой улыбкой.
В финале фильма – пустой кинозал, на экране - Она. Последний танец, и она уйдет, махнув нам рукой.
Титры, люди в реальном мире встают с кресел. И вдруг, в спину,: «А теперь – танец!».
Ее актеры-танцоры-дети будут танцевать. Да, Пина ушла, но жизнь продолжается и танец остается.
А теперь – танец!