- Для чего же вам эта говорильная машина? - спросил Шпунтик.
- А как же! - воскликнул Смекайло. - Писатель без такого прибора - как без рук. Я могу поставить бормотограф в любой квартире, и он запишет все, о чем говорят. Мне останется только переписать - вот вам повесть или даже роман.
(Н.Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»)
Внимание! Этот материал написан известным бизнес-библиотекарем, тренером по буккроссингу, букконсультантом и буккоучем, автором многочисленных постов, репостов и сертифицированных лайков… в общем, вы поняли, с кем имеете дело. Так что все права защищены, и никакая часть данного сообщения не может быть воспроизведена ни в какой форме.
Шутка!
А теперь почти серьезно. Работая в библиотеке, я имел уникальную возможность познакомиться с некоторыми фактами современного книгоиздания. И на основании этих фактов, по моему мнению, получаются некие общие правила, для кого-то и впрямь серьезные. В общем, делюсь.
Первое правило. «Пиши с повторами».
Помню, в стародавние времена, когда были еще живы многие “динозавры” советской литературы, говорили, что Маяковский писал стихи “лесенкой”, чтобы было больше строк. Ведь поэтам платят построчно. Сейчас “динозавры” вымерли. И я не знаю, платят ли теперь писателям построчно или постранично, но предложения, абзацы и даже страницы текста могут вполне благополучно повторяться. Вот свежий пример из книги Леонида Млечина «Как Брежнев сменил Хрущева» (2015). Цитирую:
«Большей частью соотечественники несправедливы к нему. Единоличная власть была для него инструментом улучшения жизни людей. Для него идея строительства коммунизма, уже вызывавшая в ту пору насмешки, не была циничной абстракцией. Тем он и отличался от товарищей по партийному руководству, которые давно ни во что не верили.
Он был, пожалуй, единственным человеком в послевоенном советском руководстве, кто сохранил толику юношеского идеализма. Теперь, когда опубликованы хранившиеся за семью печатями протоколы президиума ЦК (за все хрущевское десятилетие) и можно прочитать, что говорил Никита Сергеевич в своем кругу, становится ясно: для него идея строительства коммунизма, вызывавшая уже в ту пору насмешки, не была циничной абстракцией. Этим он и отличался от товарищей по партийному руководству, которые давно ни во что не верили». (С. 355-356)
Что ж, повторенье – мать ученья!
Цит. по изданию:
Млечин, Леонид Михайлович. Как Брежнев сменил Хрущева : тайная история дворцового переворота : [16+] / Леонид Млечин. - Москва : Центрполиграф, 2015. - 414, [1] с., [8] л. ил.
Второе правило. «Зачем писать новую книгу, если есть старая? Переиздай книгу под новым названием».
Кто в этом виноват больше, писатели или издатели, опять же я не знаю. Да и знать не хочу! Но здесь интересный книгоиздательский тренд. Книга Леонида Млечина «История внешней разведки. Карьеры и судьбы» (2008), например, переиздается под названием «23 главных разведчика России» (2015).
Правда, автор честно предупреждает, что с такой-то страницы началось «старое».
Объективности ради должен сознаться, что в тексте 2015 года есть отступления от текста 2008 года. Но кто сразу и в доступной для читателя форме напишет, что это второе (или какое по счету?) издание, дополненное и переработанное? Нет! Другая книга с другим названием!
Еще больше в этом направлении постарался Вадим Долгов, издавший один текст трижды. Под разными названиями, естественно. С полным постраничным совпадением текста.
1. Долгов, Вадим Викторович. Быт и нравы Древней Руси : миры повседневности XI-XIII вв. / В. В. Долгов ; науч. ред. Н. Л. Пушкарева. - Москва : Яуза : Эксмо, 2007. - 510, [1] с. : ил. - (Загадки и коды Древней Руси).
2. Долгов, Вадим Викторович. Потаенная жизнь Древней Руси. Быт, нравы, любовь / В. В. Долгов. - Москва : Эксмо : Яуза, 2009. - 510, [1] с. - (Русские корни).
3. Долгов, Вадим Викторович. Сокровенная жизнь Древней Руси. "Мы одной крови" / Вадим Долгов. - М. : Эксмо : Яуза, 2013. - 510, [1] с. ; 21 см. - (Языческая Русь).
Готовая библиография для студенческого реферата! Читай одну книгу, а цитируй – три!
Предлагаю на досуге сравнить эти издания.
Третье правило «Заимствуй чужое раскрученное название (или его образы), полностью или частично».
«Почему Ассоль дождалась Грея?» – вопрошает телесваха Роза Сябитова на 34-й странице своей книги «Как проиграть мужчине с Марса и при этом выиграть? : полный практикум хитроумной женщины с Венеры». Как она ответила на этот вопрос, вы можете узнать из названной книги. Но без Грея (Джона Грэя) не обошлось и у самой Розы Раифовны.
Как обрадовался Джон Грэй, прочитав название книги Розы Сябитовой, – это отдельная история. Увы, тут сведениями я не располагаю. Но что плохого в том, что Розе Сябитовой пришли в голову такие же образы, как и у Джона Грэя? Ничего плохого. Только хорошее. Но было бы еще лучше, если бы Грэй собственноручно распространял книги Розы Сябитовой!
Речь идет об издании:
Сябитова, Роза Раифовна. Как проиграть мужчине с Марса и при этом выиграть? : полный практикум хитроумной женщины с Венеры / Р. Р. Сябитова. - М. : АСТ : Астрель, 2011. - 512 с. ; 21 см. - (Давай поженимся!) (Школа первой свахи России).
Четвертое правило. «Дай старой книге нового автора».
Здесь дело особо серьезное. И чтобы ничьи авторские права не пострадали, просто проиллюстрирую ситуацию примером.
В 2009 году издательство «Питер» выпустило книгу «Легкий способ пройти собеседование при приеме на работу». Автор – известный бизнес-тренер, консультант Наталия Дмитриевна Васильева.
Конечно, все права защищены. Конечно, никакая часть книги не может быть воспроизведена… и т.д., и т.п.
Но к 2011 году обнаружилось, что эту книгу написал Джеффри Аллен. Вот незадача!
Впрочем, Н.Д. Васильева перешла в разряд редакторов. И положение было спасено. Смотрите:
Снова были все права защищены. И далее по тексту. Смотрите еще:
В итоге получилась такая красота:
Послесловие
Этим сообщением я не хотел сказать, что хороших книг сейчас не издается. Издается! И много. Но некоторые тенденции в книгоиздании всё-таки настораживают…
И стоит ли замалчивать подобные казусы?
Примечания:
1. В сообщении использованы обложки и фрагменты страниц подлинных изданий книг.
2. Изображение Джона Грэя с книгой Розы Сябитовой является мистификацией.
Автор - Дмитрий Кочетков