Певцу Гюльнары подражая,
Сей Геллеспонт переплывал,
Потом свой кофе выпивал,
Плохой журнал перебирая,
И одевался...
(А.С. Пушкин)
«В тот день я рано отправился к себе в комнату, вознамерившись приятно скоротать вечерок за книгой. Но едва я устроился, как...»
...как оказалось, что работа не выполнена... и с этим что-то надо делать! К тому же недавно мне пришлось услышать упрек от коллег, что я совсем ничего не пишу о так называемой лёгкой литературе, хотя и читаю её. (Да, есть такой грех. Заглядываю в детективы. Впрочем, это и не грех вовсе.)
Однако я нахожусь в затруднении, потому что о каком-нибудь лёгком детективчике сочинить интернет-постик для меня особенно тяжело. Если напишешь серьезно, то вам будет скучно. Если ударишься в подробности, то вам и роман читать будет незачем. А как и про книгу сказать, и ни о чем не рассказать?
Поэтому поведаю-ка я о своем необычном знакомстве с детективной серией «Чай, кофе и убийства». Ведь так кстати подвернулось начало романа П. Альтера «Четвертая дверь» из названной книжной серии (и я так удачно вставил его в начало моего интернет-сообщения), что я уже и сам готов пуститься во все лопатки с рассказами о житье-бытье с кружкой быстрорастворимого кофе в одной руке и легкочитаемым романом – в другой.
Но тут всё-таки хотелось бы узнать, какое в ваших глазах читательское реноме тех, кто выбирает книги наобум. Стесняетесь ли вы необдуманного выбора, уважаемые читатели? По-моему, не стоит стесняться! Наверное, такой выбор свойственен многим. В том числе и мне. И случайно выбранный «плохой детектив» (вместо ожидаемого «хорошего») – это не пушкинский «плохой журнал» из «Евгения Онегина». Даже в «плохом детективе» нет и не может быть ничего предосудительного. Ведь всегда можно отговориться, что это у автора плохой вкус, а не у вас. Да и что такое плохой вкус? Тоже нечто неопределимое. Сошлюсь на классика английской литературы (я ведь не могу без цитат): «Хороший вкус, плохой вкус – это только слова, скроенные по разным выкройкам – как музыка, которая, заблудившись в вершинах сосен, превращается просто в шепот, где соната и комические куплеты уже неразличимы» (Э.М. Форстер «Комната с видом»).
Итак, первым моим шагом к книжной серии «Чай, кофе и убийства» было созерцание обложек. (За что я и был наказан судьбой, но об этом чуть позже.)
Только не смейтесь надо мной и не утверждайте про себя, что вы, пока не ознакомитесь с биографией автора и глубокомысленной критикой его произведений, никогда на обложки и не взглянете. Не поверю.
Чем меня привлекли обложки на этот раз? Три книги стояли в ряд, и на всех трех были женщины в шляпах. Притом на любой вкус (и женщины, и головные уборы).
После размышлений о том, похоже это больше на портретную галерею или на салон модистки в стиле ретро, я наконец и занялся тем, с чего приличный филолог должен был начать, ибо приличного филолога интересуют прежде всего вербальные средства. Проще говоря, я стал читать заголовки. И тут мне подумалось, что в названиях романов зашифрован некий алгоритм для преступника: надень маску, соверши самое обыкновенное убийство и получи медаль. Для бдительных людей без чувства юмора сразу же сообщаю: эти романы в названном алгоритмическом порядке я не прочел, потому что (как уже отмечал выше) был наказан судьбой. В общем, полицию вызывать не надо.
Как же я был наказан судьбой? А очень просто. Пока я примерялся к книгам, более активный читатель у меня их взял из-под носа. Так и поплатился я за своё легкомысленное отношение к легкому жанру. Отсюда мораль: бери книги – не зевай.
Затем некоторое время я утешался злословием. Назвали, понимаешь, серию «Чай, кофе и убийства». А если на страницах романа кого-нибудь отравят «сверкающим цианидом» и читатель поперхнётся своим кофеиносодержащим напитком?..
Тем не менее, наученный горьким опытом, в следующий раз книг этой серии я не упустил.
И прочитал несколько романов. Последними из них были два: уже упоминаемый выше роман Поля Альтера «Четвертая дверь» и «Реквием для меццо» Кэролы Данн.
«Четвертая дверь» – детектив, в котором события носят несколько мистический оттенок. Комната – нежилая, а в окнах появляется свет. На чердаке с дурной славой – чьи-то шаги. Кажется, что убийства связаны с магией и сверхъестественным.
«Реквием для меццо» – стилизованный ретродетектив, криминальное приключение журналистки Дэйзи Дэлримпл. (Время действия – 1923 год.) В этом романе оперная звезда Беттина Уэстли стала жертвой отравления. А в качестве яда – цианид. (Отдадим дань классику Агате Кристи и ее «Сверкающему цианиду» (“Sparkling Cyanide”).)
И больше об этих романах ничего не скажу. Sapienti sat! Мудрому достаточно! Я имею в виду мудрых любителей детектива, предпочитающих всё узнавать самолично.
Возможно, что об остальном я написал многовато. Но не думайте, что это всё было не всерьез! Что вы! Я и сейчас детективы читаю... Свой кофе выпиваю по утрам и, страницы детектива перебирая, одеваюсь на работу. Чтобы выложить очередное сообщение в блог!
Заглядывайте под обложки!
Читайте книги!
Дмитрий Кочетков