Деннис Лихэйн – весьма известный американский автор детективов. Не классических английских, о нет. Он скорее наследник того самого «крутого детектива» столетней давности, яркими представителями которого были Чейз и Чандлер. Только у Лихэйна социальный фон намного ярче прописан, более того, он часто становится важнее собственно детективной интриги.
Мне кажется, что этот роман поднимается до настоящей социальной драмы, жёсткой и страшной. Никаких скидок на жанр, а ведь детектив вроде бы должен закончиться торжеством справедливости, да? За это и любим сотнями тысяч поклонников.
Так вот, если вы хотите комфортного чтения, если вы хотите испытать чувство глубокого удовлетворения оттого, что воздалось всем сестрам по серьгам, что зло наказано, а хорошие победили, не открывайте эту книгу. Тут все как в жизни, причем в жизни закрытого и очень криминального сообщества. Да еще в качестве времени действия автор выбрал семидесятые годы двадцатого века в Бостоне.
Социум в состоянии перед взрывом – только вот объявили о десегрегации школ. То есть, черные и белые детишки отныне будут учиться вместе, а не раздельно, как было раньше. Привычный ход вещей нарушен, недовольных полным полно. Вы же не думаете, что уравнивание в правах еще вчера презираемых «черномазых» привело в восторг ирландцев? Сами-то они, хоть белые, но часто нищие и недалеко ушедшие от чернокожих по социальной лестнице.
Дочь Мери Пат, главной героини этой истории, уходит гулять с друзьями и не возвращается. Одновременно в метро погибает чернокожий подросток. Есть ли связь – мы узнаем, но не от полиции. Полиции тут не будет вообще.
Мери Пат Феннесси – самая обычная ирландская тётка, живущая в ирландской диаспоре, то есть в определенном районе. У нее все по правилам, у нее четкие представления о должном и недолжном, черные – налево, белые направо, все, что происходит в диаспоре, остается в диаспоре, нехорошо выносить сор из избы.
Но пропажа дочери выбивает почву из-под ног, меняет видение мира.
Я поражена мастерством автора. Он дает нам, читателям, взгляд обыкновенной женщины практически из низов. Он резкими, широкими мазками рисует картину вселенной, разваливающейся на глазах. «Настоящие ирландские парни» оказываются вовсе не благородными рыцарями-защитниками своих от чужих, выгода – сильнее дружбы, презрение к закону возводится в доблесть.
Перемены в консервативной душе показать не каждый может. Как и яростный последний порыв отомстить за своё дитя, за всех обманутых красивыми ярлыками.
Восемнадцать плюс, однозначно, очень непростое, кровавое и жестокое чтение. Ненормативная лексика прилагается. И, кстати, название романа звучит как утонченное издевательство. Куда уж хуже-то, а? За какие маленькие милости благодарить небеса???
Маркевич Светлана