авторское слово Детектив

Кристина Старк "Гончие Лилит"
Лариса Петровичева «Музыка мертвых»
Сьюзен Мэллери "Сезон прогулок босиком"
Максим Сонин "Ступает слон"
Юрий Поляков «Весёлая жизнь, или Секс в СССР»
Гузель Яхина "Дети мои"
2023-12-23 18:00

Детектив



Детектив — чуть ли не самый популярный жанр массовой литературы. А если посчитать комбинированные — криминальную мелодраму, фантастический и детский детективы, триллер и боевик — то окажется он в безусловных лидерах. Вот так вот! А вы говорите.
Итак, детектив, как литературное произведение, это что?
 
Сам термин происходит от латинского detection «раскрытие», английского detect «открывать, обнаруживать», detective «сыщик». Подразумевается, что в детективной истории читатель не знает, кто виновник таинственного происшествия (убийства, кражи, похищения и т.п.), он, читатель, должен будет пройти весь путь расследования, собрать доказательную базу и поймать за руку святотатца. После, в уютном кругу несвятого семейства, сыщик расскажет, как они все дошли до жизни такой и почему.
Жанр криминального рассказа существовал достаточно давно. В Англии, например, еще в конце восемнадцатого века, с укрупнением городов и распространением грамотности среди простого люда, стали дико популярны грошовые издания биографий преступников. Их продавали у ворот тюрем. А потом можно было и на казнь сходить полюбоваться… Истории кровавых злодеяний излагались в стиле современного РенТВ и НТВ (ну, знаете: «выходя из дома в то утро Мери Смит и не подозревала, что ее короткая, но бурная жизнь окончится столь страшно»)
Даже Диккенс не устоял.
«В 1849 году целых два с половиной миллиона читателей соблазнились покупкой скоропалительно состряпанных «подлинных мемуаров» Марии Мэннинг, «леди Макбет из Бермондси», причастной к убийству собственного любовника, чье тело они с мужем погребли под полом кухни. В разгар холерной эпидемии все умы занимала история Мэннинг. Казнь ее собрала толпы зрителей, в числе которых был и Чарльз Диккенс, ужаснувшийся увиденному, и, тем не менее, использовавший Марию в качестве прототипа убийцы в своем «Холодном доме».
Это я цитирую Люси Уорсли «Чисто британские убийства».
Неистово рекомендую тем, кто интересуется историей английского классического детектива и психологией рядовых и не очень британцев. Госпожа Уорсли написала очень увлекательное расследование, как, когда и почему их так тянет на кровавые подробности.
 
Даже в древнеегипетских текстах, даже в «Царе Эдипе» можно углядеть детективную линию. Но!
Но уголовные рассказы еще не были тем детективом, что знаком всем нам с детства. Литературоведы спорят, кто был первый, приводя аргументы за и против. По мне так — По.
 Эдгар Алан По написал «Убийство на улице Морг» в 1841. И вывел образ сыщика-любителя с дедуктивным методом наперевес. Кстати, в вышеприведенном исследовании вычитала, почему именно любитель, не профи стал популярен сразу. Элементарно, Ватсон! Британцы не доверяли недавно созданным отрядам полицейских констеблей. Им казалось, что те лезут в личную жизнь, расспрашивая свидетелей преступления, да и вообще, грубияны, простолюдины и не отличаются от бандитов. А специальные отделы детективов-полицейских появились в Лондоне только через год. Пройдет много времени, прежде чем следователь в глазах честного гражданина станет весомой и уважаемой личностью.
 
Так что и у Агаты Кристи, и у Конан Дойла ГлавГерои, что расследовали преступления, были непрофессионалами. Эти писатели обессмертили свои имена, создав канон классического аналитического детектива.
 
Схему «преступление-исследование улик-беседы-поиск мотивов-разгребание-сопутствующих трупов-шокирующая-разгадка-подведение итогов» используют сотни, если не тысячи авторов. Пишите и обрящете, как говорится. Схема рабочая, главное, не забыть набросать предварительный план — где и сколько будет развешено заряженных ружей в вашем детективе. И помнить о том, что выстрелить должны все! Тогда это будет идеальный детектив, а не выскакивание внезапных роялей из кустов. Антураж может быть всякий-разный. У Азимова, помните, был цикл рассказов «Я — робот»? Вполне себе классический детектив с научно-фантастической разгадкой.
 
Другой тип детектива, возникший в начале двадцатого века — крутой американский детектив. Дэшил Хэммет, Д.Х.Чейз писали о частных сыщиках, которые кулаками и пистолетом добывают доказательства вины, сами ввязываются в не всегда добродетельные делишки, активно получают в челюсть и по почкам, тащат в постель всех женщин в пределах досягаемости и потребляют стимуляторы, модные в данном временном отрезке. В отличие от чопорных британских аналитиков, американские ребята не были отягощены титулами, воспитанием и образованием. Хватка, хитрость, мобильность, чуйка и практический ум — вот оружие крутых ребят.
 
Но детективная основа есть и остается. То есть загадка и путь к ее разгадке, а не просто боевичок, когда у ГГ убили брата-свата-любимую-хромую-собачку и он отправляется вершить мстю, прекрасно зная, кто это сделал.
 
Мода на активного частного сыщика, как и на интеллектуала с орхидейными теплицами взлетает и опадает волнообразно. К примеру, фантаст Глен Кук в восьмидесятые всхотел написать в стилистике любимого Раймонда Чандлера, но литагент отговорил начинающего писателя, мол, немодно это, сдано в утиль. А вот когда Кук стал популярным, он таки написал своего частного сыщика Гаррета, только переместил место действие в фэнтезийный мир. И что вы думаете? Стал еще популярнее. Правда, с тех пор сам Глен Кук успел выйти из моды. Течение времени неумолимо.
 
Надо сказать, что разнообразные фэнтезийные крутые ребята периодически взлетают в топ продаж, помахивая мечами, луками, пистолетами. Да и хороший хук справа-слева — весомый аргумент, даже на вампиров действует.
 
И третий основной тип самого первого детектива (по Рудневу) — французский экзистенциальный. Туда же можно отнести теперь, ИМХО, и скандинавский, и исландский детективы. Здесь ГлавГерой отличается глубоким внутренним миром. Интеллекта и крутости ему, быть может, недостает, зато детских травм и депрессий в избытке. Разумеется, основная схема остается все та же: преступление, у скандинавов просто жуть какое кровавое, расследование и разгадка. Кстати, в подобном типе детектива следствие ведет профи. Как правило. Но не всегда! Начиная с незабвенного комиссара Мегрэ, заканчивая следователями с заковыристыми фамилиями.
 
Те, кто перечитал скандинавов и имеет порочную склонность судить о реале по книжным детективам, говорят так: да у них там в полиции одни психи работают, каждый первый с детскими травмами, остальные бухают или на антидепрессантах сидят и без конца борются с собой, с внутренними демонами, а не с преступностью. Хм, с одной стороны что-то в этом есть, с другой стороны — в реальности таких неадекватов вряд ли допустили бы до работы. А то, что все на Западе ходят к психологу, как на службу, не означает, что они психопаты. Боюсь, тут аукается наше национальное недоверие к психологам и подмена смыслов. Психиатр не психолог!!! Да и психиатр не так страшен, как его малюют.
 
Вопрос. За что люди любят именно детектив?
С этим жанром все легко и просто. Пожалуй, каждый знает, что это. И давно уже определился с любовью или неприязнью
 Кому интереснее разгадывать логические загадки, кому копаться в грехах человеческих.
Тайна! Тайна держит детектив в топе уже пару столетий. Если нет постепенного вскрытия, слой за слоем всех покровов с сокровенных тайн героев, то грош цена такому детективу. 
 
Мне лично детектив видится квестом по восстановлению справедливости. Я люблю, чтобы всем сестрам по серьгам и никаких открытых финалов!!! В реале вряд ли знатный коррупционер и вымогатель получит по заслугам. А вот в вымышленной истории автор в своем праве наказать преступников по закону: арест, посадка. Или по справедливости, что в нашей ментальности и реальности частенько не одно и то же. Помните бессмертное Жегловское, что «вор должен сидеть в тюрьме, а убийца лежать в могиле»?
 
Опять же в авторской воле писать суховато, в стиле Агаты Кристи, либо пышно-многословно-психологично, ударяясь в социальную драму.
 
Раз уж я коснулась темы национальных особенностей, то не могу не сказать про русский детектив, разнообразный и многоликий. Стоит отметить огромный корпус «женского детектива» с превалированием мелодраматических линий в сюжете. Иронический детектив, превращающийся в бесконечный грубоватый гэг, «мужской детектив», более похожий на ментовский боевик или шпионский триллер. Хотя в лучших образцах, он, безусловно, логичен и аналитичен, и вообще хорош. Но гораздо, гораздо эмоциональнее английского!
 
Кстати, мне бы хотелось почитать мнение со стороны. Надо поискать, наверняка в инете имеются статьи зарубежных исследователей русского детектива. Только следует быть очень осторожными и фильтровать информацию.
Я пока искала материал, наткнулась в Дзене (канал с 27 тысяч подписчиков!!!) на список детективных жанров. Так вот там автор, ничтоже сумняшеся, указал, что китайский детектив появился как подражание английским, в начале двадцатого века, только, мол, судья у них действует, а не комиссар или сыщик. И как доказательство привел романы Ван Гулика.
 
Ну ёлки зеленые, сказала я. Неужели так сложно не тупо копировать ложную информацию, а открыть бумажное издание вышеупомянутого Ван Гулика и прочесть в предисловии (а оно имеется во всех изданиях начала двухтысячных) о специфическом китайском детективе. Который имеет о-о-о-очень долгую историю, гораздо более длинную, чем европейский.
Так что, друзья, читайте детективы, да хоть все остальные жанры с включением детективной линии. И будет вам сладостное раскрытие тайны.
 
 
Светлана Маркевич

Ярлыки: авторское слово, детектив, заметки

Серия "Мона Лиза" Юсси Адлер-Ольсен «Женщина в клетке», «Охотники на фазанов» Как мы пережили войну. Народные историиЛариса Райт «Королева двора»
Ярлыки:
lady fantasyS.T.A.L.K.E.R.TVXX векавантюрный романавторское словоазбука-novelазбука-классикаальтернативная историяАмфора-TRAVELLанабиозанглийский романбиографиябуктрейлервампирывикториныВинтажвоенная темаволшебствовоспоминаниядетективдетидетская литературадиетадневникдраматургияженская прозажестокие игрыЖЗЛзаметкизарубежная литератураиздательство ИНОСТРАНКАинтеллектуальная литератураискусствоисторическая литературакитайская литератураклассикакнига-бестселлеркнигиколдовские мирыконкурскошкикраеведениекрасоталауреат премийлитературоведениеЛитреслюбовьмагиямаркетингмедицинамемуарыменеджментмировая коллекциямистикамифымолодежьМона Лизамузыкамультфильммяу-эстафетанаучная литератураНобелевская премияновеллыновогоднее чтениео животныхо чем говорят женщиныоборотниодиночество простых чиселотраслевая литератураповесть в письмахподросткипоздравленияпокровские воротаполитикапосвяти этот вечер себеправовая литератураправославная литературапремияпривиденияприключенияприятное чтениепро искусствопсихологическая повестьпсихологический романпсихологияпублицистикапутешествияразмышление на темурассказырелигияроманроман в письмахромантическая комедияроссийская прозарусская литературарусский Букерсборниксемейные историисемейный романсемьясердечная наградасериясказкаскандинавская литературасовременная прозасоциологияспорттелевидениетриллерфантастикафильмфинансыфранцузский романфэнтезичтениеэкономикаэкранизацияэнциклопедияэтикетэтногенезэтнографияюморюридическая литератураяпонская литература