авторское слово Детектив

Кристина Старк "Гончие Лилит"
Лариса Петровичева «Музыка мертвых»
Сьюзен Мэллери "Сезон прогулок босиком"
Максим Сонин "Ступает слон"
Елена Малиновская «Кошка по имени Тефна»
Юрий Поляков «Весёлая жизнь, или Секс в СССР»
2023-12-23 18:00

Детектив



Детектив — чуть ли не самый популярный жанр массовой литературы. А если посчитать комбинированные — криминальную мелодраму, фантастический и детский детективы, триллер и боевик — то окажется он в безусловных лидерах. Вот так вот! А вы говорите.
Итак, детектив, как литературное произведение, это что?
 
Сам термин происходит от латинского detection «раскрытие», английского detect «открывать, обнаруживать», detective «сыщик». Подразумевается, что в детективной истории читатель не знает, кто виновник таинственного происшествия (убийства, кражи, похищения и т.п.), он, читатель, должен будет пройти весь путь расследования, собрать доказательную базу и поймать за руку святотатца. После, в уютном кругу несвятого семейства, сыщик расскажет, как они все дошли до жизни такой и почему.
Жанр криминального рассказа существовал достаточно давно. В Англии, например, еще в конце восемнадцатого века, с укрупнением городов и распространением грамотности среди простого люда, стали дико популярны грошовые издания биографий преступников. Их продавали у ворот тюрем. А потом можно было и на казнь сходить полюбоваться… Истории кровавых злодеяний излагались в стиле современного РенТВ и НТВ (ну, знаете: «выходя из дома в то утро Мери Смит и не подозревала, что ее короткая, но бурная жизнь окончится столь страшно»)
Даже Диккенс не устоял.
«В 1849 году целых два с половиной миллиона читателей соблазнились покупкой скоропалительно состряпанных «подлинных мемуаров» Марии Мэннинг, «леди Макбет из Бермондси», причастной к убийству собственного любовника, чье тело они с мужем погребли под полом кухни. В разгар холерной эпидемии все умы занимала история Мэннинг. Казнь ее собрала толпы зрителей, в числе которых был и Чарльз Диккенс, ужаснувшийся увиденному, и, тем не менее, использовавший Марию в качестве прототипа убийцы в своем «Холодном доме».
Это я цитирую Люси Уорсли «Чисто британские убийства».
Неистово рекомендую тем, кто интересуется историей английского классического детектива и психологией рядовых и не очень британцев. Госпожа Уорсли написала очень увлекательное расследование, как, когда и почему их так тянет на кровавые подробности.
 
Даже в древнеегипетских текстах, даже в «Царе Эдипе» можно углядеть детективную линию. Но!
Но уголовные рассказы еще не были тем детективом, что знаком всем нам с детства. Литературоведы спорят, кто был первый, приводя аргументы за и против. По мне так — По.
 Эдгар Алан По написал «Убийство на улице Морг» в 1841. И вывел образ сыщика-любителя с дедуктивным методом наперевес. Кстати, в вышеприведенном исследовании вычитала, почему именно любитель, не профи стал популярен сразу. Элементарно, Ватсон! Британцы не доверяли недавно созданным отрядам полицейских констеблей. Им казалось, что те лезут в личную жизнь, расспрашивая свидетелей преступления, да и вообще, грубияны, простолюдины и не отличаются от бандитов. А специальные отделы детективов-полицейских появились в Лондоне только через год. Пройдет много времени, прежде чем следователь в глазах честного гражданина станет весомой и уважаемой личностью.
 
Так что и у Агаты Кристи, и у Конан Дойла ГлавГерои, что расследовали преступления, были непрофессионалами. Эти писатели обессмертили свои имена, создав канон классического аналитического детектива.
 
Схему «преступление-исследование улик-беседы-поиск мотивов-разгребание-сопутствующих трупов-шокирующая-разгадка-подведение итогов» используют сотни, если не тысячи авторов. Пишите и обрящете, как говорится. Схема рабочая, главное, не забыть набросать предварительный план — где и сколько будет развешено заряженных ружей в вашем детективе. И помнить о том, что выстрелить должны все! Тогда это будет идеальный детектив, а не выскакивание внезапных роялей из кустов. Антураж может быть всякий-разный. У Азимова, помните, был цикл рассказов «Я — робот»? Вполне себе классический детектив с научно-фантастической разгадкой.
 
Другой тип детектива, возникший в начале двадцатого века — крутой американский детектив. Дэшил Хэммет, Д.Х.Чейз писали о частных сыщиках, которые кулаками и пистолетом добывают доказательства вины, сами ввязываются в не всегда добродетельные делишки, активно получают в челюсть и по почкам, тащат в постель всех женщин в пределах досягаемости и потребляют стимуляторы, модные в данном временном отрезке. В отличие от чопорных британских аналитиков, американские ребята не были отягощены титулами, воспитанием и образованием. Хватка, хитрость, мобильность, чуйка и практический ум — вот оружие крутых ребят.
 
Но детективная основа есть и остается. То есть загадка и путь к ее разгадке, а не просто боевичок, когда у ГГ убили брата-свата-любимую-хромую-собачку и он отправляется вершить мстю, прекрасно зная, кто это сделал.
 
Мода на активного частного сыщика, как и на интеллектуала с орхидейными теплицами взлетает и опадает волнообразно. К примеру, фантаст Глен Кук в восьмидесятые всхотел написать в стилистике любимого Раймонда Чандлера, но литагент отговорил начинающего писателя, мол, немодно это, сдано в утиль. А вот когда Кук стал популярным, он таки написал своего частного сыщика Гаррета, только переместил место действие в фэнтезийный мир. И что вы думаете? Стал еще популярнее. Правда, с тех пор сам Глен Кук успел выйти из моды. Течение времени неумолимо.
 
Надо сказать, что разнообразные фэнтезийные крутые ребята периодически взлетают в топ продаж, помахивая мечами, луками, пистолетами. Да и хороший хук справа-слева — весомый аргумент, даже на вампиров действует.
 
И третий основной тип самого первого детектива (по Рудневу) — французский экзистенциальный. Туда же можно отнести теперь, ИМХО, и скандинавский, и исландский детективы. Здесь ГлавГерой отличается глубоким внутренним миром. Интеллекта и крутости ему, быть может, недостает, зато детских травм и депрессий в избытке. Разумеется, основная схема остается все та же: преступление, у скандинавов просто жуть какое кровавое, расследование и разгадка. Кстати, в подобном типе детектива следствие ведет профи. Как правило. Но не всегда! Начиная с незабвенного комиссара Мегрэ, заканчивая следователями с заковыристыми фамилиями.
 
Те, кто перечитал скандинавов и имеет порочную склонность судить о реале по книжным детективам, говорят так: да у них там в полиции одни психи работают, каждый первый с детскими травмами, остальные бухают или на антидепрессантах сидят и без конца борются с собой, с внутренними демонами, а не с преступностью. Хм, с одной стороны что-то в этом есть, с другой стороны — в реальности таких неадекватов вряд ли допустили бы до работы. А то, что все на Западе ходят к психологу, как на службу, не означает, что они психопаты. Боюсь, тут аукается наше национальное недоверие к психологам и подмена смыслов. Психиатр не психолог!!! Да и психиатр не так страшен, как его малюют.
 
Вопрос. За что люди любят именно детектив?
С этим жанром все легко и просто. Пожалуй, каждый знает, что это. И давно уже определился с любовью или неприязнью
 Кому интереснее разгадывать логические загадки, кому копаться в грехах человеческих.
Тайна! Тайна держит детектив в топе уже пару столетий. Если нет постепенного вскрытия, слой за слоем всех покровов с сокровенных тайн героев, то грош цена такому детективу. 
 
Мне лично детектив видится квестом по восстановлению справедливости. Я люблю, чтобы всем сестрам по серьгам и никаких открытых финалов!!! В реале вряд ли знатный коррупционер и вымогатель получит по заслугам. А вот в вымышленной истории автор в своем праве наказать преступников по закону: арест, посадка. Или по справедливости, что в нашей ментальности и реальности частенько не одно и то же. Помните бессмертное Жегловское, что «вор должен сидеть в тюрьме, а убийца лежать в могиле»?
 
Опять же в авторской воле писать суховато, в стиле Агаты Кристи, либо пышно-многословно-психологично, ударяясь в социальную драму.
 
Раз уж я коснулась темы национальных особенностей, то не могу не сказать про русский детектив, разнообразный и многоликий. Стоит отметить огромный корпус «женского детектива» с превалированием мелодраматических линий в сюжете. Иронический детектив, превращающийся в бесконечный грубоватый гэг, «мужской детектив», более похожий на ментовский боевик или шпионский триллер. Хотя в лучших образцах, он, безусловно, логичен и аналитичен, и вообще хорош. Но гораздо, гораздо эмоциональнее английского!
 
Кстати, мне бы хотелось почитать мнение со стороны. Надо поискать, наверняка в инете имеются статьи зарубежных исследователей русского детектива. Только следует быть очень осторожными и фильтровать информацию.
Я пока искала материал, наткнулась в Дзене (канал с 27 тысяч подписчиков!!!) на список детективных жанров. Так вот там автор, ничтоже сумняшеся, указал, что китайский детектив появился как подражание английским, в начале двадцатого века, только, мол, судья у них действует, а не комиссар или сыщик. И как доказательство привел романы Ван Гулика.
 
Ну ёлки зеленые, сказала я. Неужели так сложно не тупо копировать ложную информацию, а открыть бумажное издание вышеупомянутого Ван Гулика и прочесть в предисловии (а оно имеется во всех изданиях начала двухтысячных) о специфическом китайском детективе. Который имеет о-о-о-очень долгую историю, гораздо более длинную, чем европейский.
Так что, друзья, читайте детективы, да хоть все остальные жанры с включением детективной линии. И будет вам сладостное раскрытие тайны.
 
 
Светлана Маркевич

Ярлыки: авторское слово, детектив, заметки

Лукьяненко Сергей "Форсайт"Волшебные сказки Швеции (с иллюстрациями Йона Бауэра)Сьюзен Хилл "Смерть под маской" Бетти Махмуди (в соавторстве с У. Хоффером) "Только с дочерью"
Ярлыки:
lady fantasyS.T.A.L.K.E.R.TVXX векавантюрный романавторское словоазбука-novelазбука-классикаальтернативная историяАмфора-TRAVELLанабиозанглийский романбиографиябуктрейлервампирывикториныВинтажвоенная темаволшебствовоспоминаниядетективдетидетская литературадиетадневникдраматургияженская прозажестокие игрыЖЗЛзаметкизарубежная литератураиздательство ИНОСТРАНКАинтеллектуальная литератураискусствоисторическая литературакитайская литератураклассикакнига-бестселлеркнигиколдовские мирыконкурскошкикраеведениекрасоталауреат премийлитературоведениеЛитреслюбовьмагиямаркетингмедицинамемуарыменеджментмировая коллекциямистикамифымолодежьМона Лизамузыкамультфильммяу-эстафетанаучная литератураНобелевская премияновеллыновогоднее чтениео животныхо чем говорят женщиныоборотниодиночество простых чиселотраслевая литератураповесть в письмахподросткипоздравленияпокровские воротаполитикапосвяти этот вечер себеправовая литератураправославная литературапремияпривиденияприключенияприятное чтениепро искусствопсихологическая повестьпсихологический романпсихологияпублицистикапутешествияразмышление на темурассказырелигияроманроман в письмахромантическая комедияроссийская прозарусская литературарусский Букерсборниксемейные историисемейный романсемьясердечная наградасериясказкаскандинавская литературасовременная прозасоциологияспорттелевидениетриллерфантастикафильмфинансыфранцузский романфэнтезичтениеэкономикаэкранизацияэнциклопедияэтикетэтногенезэтнографияюморюридическая литератураяпонская литература