Надо же, попаданцы стали явлением, удостоенным статьи в Википедии.
«Попаданчество», «попаданство» — распространённый приём фантастической литературы, связанный с внезапным переносом героя («попаданца») в прошлое, будущее, на другую планету, в параллельный мир или в мир художественного произведения, видеоигры. Не следует смешивать этот приём с родственной ему хронооперой, где описывается целенаправленное воздействие человека на прошлое с целью изменения настоящего.
Небольшое отступление в историю вопроса.
Термин появился в разговорном языке в начале нулевых годов. Но само явление гораздо старше. Одним из первых литературных попаданцев принято считать Хэнка Моргана, главного персонажа романа Марка Твена «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура». У нас в двадцатые года двадцатого века были написаны свои попаданцы в прошлое, авторами, о которых совсем позабыли. Любопытно, что у них, как и у Хэнка, не получилось изменить историю. Значит ли это, что влияние личности на исторический процесс так ничтожно? Значит ли это, что энтропия нивелирует точечные влияния? Даже если спасти одного конкретного человека, внедрить одно маленькое изобретение, они пропадут втуне? Не, мне больше по душе, когда у персонажей все получается, пусть и будет антинаучно.
В советское время книг об альтернативной истории и гражданах, запросто попадающих в волшебные страны у нас, считайте, не было. Книги Звягинцева были первыми. «Одиссей покидает Итаку» вышла в девяносто втором. Так что еще до Сварога я с удовольствием прочитала о двух попаданцах, один прям в товарища Сталина, другой в опального полководца на зоне. И заверте…. На самом деле, Звягинцев навертел огромную и путаную эпопею с разными космическими силами, что тягают землян туда-сюда-обратно, склоняя их к членству в разных коалициях.
Ну и незабвенный Бушков со своим СС, Станиславом Сварогом, попавшим в техномагический мир, вышел в печати в девяносто пятом, первые и лучшие, как водится, книги в серии.
А в начале нового тысячелетия случился просто таки попаданческий бум, который немного пригас за десять лет и снова возродился сейчас с невероятным размахом.
Попаданцы, как я вас люблю! А вот за что? За побег из реальности, во-первых. И, во-вторых, за второй шанс.
Многим знакомы сожаления о несбывшемся. Психологи утверждают – что это не есть хорошо, без конца перебирать профуканные шансы: ах, если бы я сказала «да»; черт побери, надо было соглашаться на смену работы, а я дурак; говорила мне мама, не водись с дурной компанией, кто ж знал, насколько она дурна. И далее по кругу, как раб, прикованный к вороту.
Читающий чаще всего представляет себя на месте героя. Так? Не совсем впрямую, но все же. Современному обывателю, не склонному к реальному риску, не хватает настоящих приключений. Захватывающих, опасных для тела, разума и сердца, но с гарантированных хеппи-эндом. Кроме видеоигр и фильмов этим могут обеспечить книги. Вы можете возразить, что приключения и фантастика любого вида замечательно справятся и без попаданцев. Безусловно! Не все же любят сей поджанр. Но!
Попаданец, за редким исключением, наш современник. Именно поэтому он ближе читателю-зрителю. Его реакции, его знания, его культурный багаж, конечно же авторские придумки, но и отражение его личности. Если они более или менее совпадают с вашими – это как самому попасть в притягательно-опасный фэнтезийный мир, полный галантных принцев-императоров, коварных соперников, великих волшебников, чудесных чудовищ и решающих сражений. Еще момент. Попаданец, как правило, совершенно «средний» человек, как и любой из нас. Уникальный в чем-то, но все равно обычный, средний человек.
Между прочим, это отдельный сорт удовольствия – наблюдение за чуждым миром из реального реала. С комментариями персонажа. Герой ужасается допотопному средневековью, радуется продвинутой сантехнике, приходит в отчаяние от кастового сообщества. Особенно, если попал он в тело незнатного персонажа. Хотя высокий статус подразумевает высокую же ответственность! И попаданец частенько познает это на своей шкуре.
Мне лично нравится момент обустройства героя в новом мире, вживания и выживания, знакомства и прогрессорства. Хорошо, если это не размазанная на тысячу страниц занавесочная история, и не в буквальном смысле «момент», а сочно прописанное, со знанием дела или хотя бы с покерфейсом знатока. Потому что, когда писатели приступают к подробному разъяснению, как действуют различные химические вещества в смеси или какие патроны кроме родных годятся к М-52, мой мозг лихо пропускает подробности.
Я бы сделала несколько классификаций внутри поджанра попаданчества.
Первое: на «в своем теле» и «не в своем теле».
Итак, номер раз: попадание в своем теле.
Если персонаж неведомым образом оказывается в другом времени или мире во плоти, то он, по сюжету, чаще всего возвращается обратно. Да и то сказать, никаких суперсил, молодости или мудрости, все свое ношу с собой. Хорошо, если в автор позволит взять с собой походный рюкзачок. Хотя в воле создателя наделить своего персонажа во время перехода чем угодно, хоть божественными возможностями. Мир же спасать надо? Иначе зачем вообще мутили все эти истории??? Внешность еще можно подправить, а то как соблазнять инорасиков???
Тут еще сделаю небольшое деление по возрасту и полу, потому что слишком велика разница в посылах, морали, целях и прочих важных вещах.
1) Детско-подростково-юношеское попаданство.
Потому что фильмы и книги для этой специфической аудитории должны нести (в идеале) воспитательный и просветительский элемент. Из самых известных – наш фильм «Мы из будущего», в котором не слишком благостные молодые люди, черные копатели, угодили в разгар боев Великой Отечественной. Что ж, ребята прошли изрядно испытаний, пересмотрели свои взгляды и ценности. И вернулись.
У Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак есть роман «Москвест». Так вот, там мальчик с девочкой проваливаются в прошлое России. И благополучно возвращаются, наприключавшись от души, обогащенные знаниями, первыми чувствами и неким стержнем внутри, который и есть основа личности. Книга пестрит историческими вставками, авторам плюс в карму. Еще один, самый жирный плюс – за то, что побуждают юных читателей срочно бежать хвататься за углубленное изучение предмета. Потому что интересно стало, а не заставили злые родаки.
Ясное дело, что ребенок должен вернуться в семью, к маме с папой, иначе, что это за сказка, пардон, детско-подростковая фантастика? Книг понаписано уже много, качество разное, читайте на здоровье.
2) Мужская фантастикафэнтези с попаданцами.
Взрослые дяденьки резвятся на всю катушку. В смысле, попадают своих попаданцев не только парами-компаниями, а чуть не целыми странами. Андрей Круз – один из топовых авторов в мужской (читай – брутальной) фантастике, в одной из книг забросил в неведомые дикие земли целый кусь местности с деревнями, поселениями и народом. Ни о каком возвращении речь не идет, выжить бы. Зачем это пишется? И почему?
ИМХО, мальчики обожают играть в приключения, чтоб в одной руке винчестер, на другой руке красотка, монстры штабелями укладываются, а ГГ и швец, и жнец, и на дуде игрец. Зачем возвращаться на захудалую Землю, в тухлый офис, если тут ты король и все бабы твои??? Ну, после достойных эпоса сражений, поединков и интриг, естественно. И как написать приключения такого масштаба в рамках реальности? Без фантастического допущения в виде неведомой местности с набором противников и отсутствием доблестной полиции? Никак. В исторический роман сложно, матчасть мозг выест. Просто в тайгу сибирскую персонажей забросить? Она большая, но таки изрядно меньше, чем в воображении, да и обоснуй где, я спрашиваю?
В.Зыков, А.Каменистый – это те авторы, которых я немного читала, они плодовиты и популярны. Сотни, а то и тысячи брутальных писателей тусят (и продаются) на Автортудей. Очень мужская литплатформа. Девочки там в меньшинстве.
3) Женская фантастика-фэнтези с попаданками.
В своем теле, собственной великолепной персоной дамы влетают в основном в МагАкадемии. Но это не точно. Разумеется, они все юные, подтянутые, в отличной спортивной форме и – никогда не было и вдруг снова – со скрытым до поры магическим потенциалом. Пенталогия «Высшая школа библиотекарей» Завойчинской очень показательна. Нравится она мне, пусть и к библиотечной работе не имеет ни малейшего отношения, зато там фэнтези главнее романтической линии. Героиня бойка, сообразительна, трудолюбива, дружелюбна, не хамит направо и налево. Но искренне не понимает кастовых различий. Это делает ее интересной для местных обитателей. Как так, почему у нее нет чинопочитания, впитанного с молоком матери? Что за странность равно весело и непринужденно болтать с грозным княжеским отпрыском и нищим полукровкой???
Мери Сью, конечно же, главные героини. Степень сьюшности варьируется. Авторесс попаданчества развелось едва ли не больше, чем авторов-мужчин. Литературных платформ, где они плодятся почкованием, тоже. И да, в большинстве своем персонажи романтического попадалова обратно домой не собираются. Потому что любо-о-о-овь! Зачем им в *читай выше* тухлый офис, опостылевшее одиночество и прочее по списку. Для удобства сюжета и себя любимой авторессы частенько делают свою героиню круглой сиротой. Меньше привязок к прошлому – легче прижиться на новом месте. А там и принц уже ждет с обручальным браслетом наперевес.
Тип номер два: попадание не в своем теле.
Это когда воля автора и высших сил заносит сознание нашего современника, обычно в момент его смерти, в тело жителя прошлого, параллельного-фэнтезийного мира или вымышленного, то есть написанного, игрового мира.
Тут можно поделить сначала опять на женское и мужское. Нет, я не шовинист. Но разница так велика, что по-другому невозможно.
Романтическое фэнтези (женское поле) сейчас на три четверти попанданческое. Знаете, когда тебе давно не шестнадцать лет, читать про свою ровесницу, которая – хоба! – и оказалась опять юна, свежа, желанна и дико этому рада, весьма вдохновляет. Ну и что, что впереди королевский отбор, грядущая свадьба с немилым властным властелином, битва за Хогвардс или еще дребедень какая-нибудь. Наша женщина и коня, и избу, и роту скелетов построит и отправит копать от забора до рассвета.
Кстати. Многие авторессы усердно педалируют именно эту склонность российских женщин взваливать на себя спасение утопающих миров и завоевание знатных красавчиков.
Впрочем, повторюсь, авторы разные, книги выходят разные, на любой вкус. И такие, где мир, в который угодила условная Маша с Уралмаша (пожилая учительница, студентка, глава корпорации, нужное подчеркнуть) прописан совсем слабенько, чисто для антуража любовного фэнтези. И такие, где прям кланяюсь кокошником в пол автору за продуманную фантазию, тщательно и достоверно созданный мир, залихватский и логичный сюжет.
Мужская фантастика с попаданцами «не в своем теле» набрала сотни даже не названий, а серий. Это если не считать сетевых авторов на множестве литплатформ. Натуральный ренессанс жанра начался в нулевые годы. Мальчики всегда такие мальчики! Играются в войнушку всю жизнь, в том числе в книгах. Мужская часть фантастов, ушибленная развалом СССР и падением престижа державности, страшно озабочена спасением оных, воспитанием патриотизма и стремлением переиграть всех противников.
Попаданцы в таком случае отправляются в тела жителей ключевых точек истории. Смута, начало правления Ивана Грозного или Петра Первого, Отечественная война 1812 года или Гражданская, и, на самое сладкое, канун Великой Отечественной. С каким же смаком попаданцы влияют на историю и исторических персонажей! И к товарищу Сталину пробираются (если не повезло вселиться в него самого сразу), чтобы стать его верными советниками да помочь всех одним махом убивахом и сразу в мировое господство. И Союз от развала удерживают, отправляя в кризис Соединенные Штаты.
ЭКСМО целую серию запустило – «Враг у ворот. Фантастика ближнего боя», построенную по принципу: агрессия Запада, страдания, ответный удар.
Один знатный журналист и политолог, исследователь темы, полагает, что расцвет попаданческой фантастики – не только крайняя форма эскапизма, побег от реальной антиутопии в вымышленную утопию и желание помахать кулаками после драки. Он является выражением своего рода мировоззренческого тупика. Авторы, по его мнению, заставляют своих героев следовать по пути уже опробованных не у нас, так за границей, решений. На выходе выясняется, что попаданцы никогда не выдумывают ничего принципиально нового в смысле социальных и прочих технологий; трансформированный в результате их деятельности мир остается тем же самым, меняются только победители и проигравшие.
Читателям, похоже, до этого дела нет никакого. Ибо спрос рождает предложение и книги множатся в геометрической прогрессии. Ну и количество людей, плохо знающих историю растет. Увы. Оттого и популярны самые нелепые альтернативки. Хотя, как и в любом жанре, в альтернативной истории есть достойные образцы.
Чуть не забыла про редкостный номер три. Когда в наш мир попадает разумный из другого или параллельного, фэнтезийного мира, либо человек из прошлого. Бывает забавно, как в фильме «Пришельцы», помните Жака Рено в роли средневекового рыцаря в конце двадцатого века? Подобные истории могут быть одновременно и веселыми, и поучительными, давая непривычный взгляд на привычные нам вещи. Книг таких мало, но есть.
Я как читатель прекрасно понимаю явление попаданства. Иногда с удовольствием перечитываю «избранные места» из любимых книг. Говорю же, мне больше всего по душе элементы где-то даже уютного, бытового обустройства попаданца-попаданки в новом мире, в новой жизни. Не как сложилось само собой в прошлой, земной жизни, а так, как хочется и видится герою с высоты прожитых лет и со всем грузом ошибок, опыта. Второй шанс? Комплекс бога? Наконец-то слившееся вместе «хочу» и «могу»? Надо спросить у психолога, как называется это явление.
Слава интернету, теперь выбор чтива огромен. И даже попаданца каждый может выбрать под себя. И попасть, так попасть! Со вкусом, толком, расстановкой.
Светлана Маркевич
С НОВЫМ ГОДОМ! | Эдуард Успенский «25 профессий Маши Филипенко» | Ольга Елисеева «Екатерина Дашкова» | Минакова Анна "Этикет с Анной Минаковой" |