Кристина Старк "Гончие Лилит"
Лариса Петровичева «Музыка мертвых»
Сьюзен Мэллери "Сезон прогулок босиком"
Максим Сонин "Ступает слон"
Юрий Поляков «Весёлая жизнь, или Секс в СССР»
Гузель Яхина "Дети мои"
2019-12-09 11:00



“Деньги не могут сделать человека счастливым, 
но они решают 95% проблем, делающих его несчастным”.
Выражение банкиров с Уолл-Стрит.
 
Из-за них лгут, предают, влезают в долги, забывают о совести, чести и чувстве собственного достоинства. Из-за них плетутся интриги, разгораются войны, разыгрываются политические баталии, свергаются правители. Величайшее зло и величайшая радость, без которых мир перестал бы существовать. Деньги. Универсальный товар на все случаи жизни. Базовый элемент экономики. Наши предки для расчетов выбирали вещи, представляющие высшую ценность для своей страны. В Римской империи это была соль. В Индии - специи. В Китае - чай и ножи. В Колумбии, носящей печальную славу страны-наркоторговца, до сих пор расплачиваются кокаином. Однако самым удобным средством обмена обычно становились легкие, прочные, драгоценные металлы: серебро и золото. Такова общепринятая история возникновения денег, изложенная во всех учебниках по экономике. На ее основе построены теории потребительского спроса и поведения, выделены принципы кредитной и налоговой политики, управления мировым хозяйством. 
Однако у этой простой и кажущейся логичной концепции имеется один серьезный минус - она абсолютно не соответствует истине. Так считает Феликс Мартин. Изучив огромное количество источников от Древней Месопотамии до наших дней, он пришел к выводу, что деньги не просто вещь, с помощью которой мы приобретаем необходимые материальные блага. Деньги - регулятор общественной жизни. Банкноты, чеки, ценные бумаги - всего лишь отражение невидимых взаимодействий миллионов людей. Настоящая цель монетарной политики - справедливое, процветающее, свободное общество. Тогда как современная денежная система несовершенна и нестабильна. Банки и прочие финансовые институты, держащие под контролем денежный поток, склонны злоупотреблять своим положением, что приводит к глубоким экономическим кризисам, от которых человечество еще долго не может оправиться. Но раз деньги - явление общественное, то ни один человек не имеет абсолютной власти над ними. Такая вот оригинальная идея.
В книге приведено много интересных исторических и литературных примеров, позволяющих лучше понять точку зрения автора. Из нее вы узнаете, какое влияние деньги оказали на историю человечества, стоит ли поклоняться золотому тельцу, что можно, а что нельзя взвешивать на денежных весах. Ведь в большинстве случаев не люди управляют деньгами, а деньги людьми.
 
Александра Разина

Ярлыки: отраслевая литература, экономика


2019-12-05 10:00



Суждение можно опровергнуть, предубеждение - никогда.
М. Эбнер-Эшенбах
 
Книга из библиотеки ЛитРес
 
Впечатления от книги остались неоднозначные, скажу сразу. Начало настолько страшное и кровавое, с террористами, массовыми жертвами и насилием, что может оттолкнуть даже подготовленного читателя. И опять Степанова вплетает мистику, как это было у нее несколько романов назад. На сей раз флэшбэки в прошлое связаны еще и с давним другом вечной Кати Петровской. Давненько этим персонажем не баловала автор своих читателей. Сергей Мещерский в настоящем, как специалист по разным странам, будет помогать вести расследование. Или запутывать его еще больше. Это как посмотреть. И его полный тёзка в 1932 году в Африке поучаствует в завязывании тех узелков, что приведут к трагедии в наше время.
Мистическая страна, с ее магией, в которую не желают верить белые люди - благодатный материал. Можно навертеть множество хитрых подводных камней для героев. И для читателей тоже. Игра в веришь - не веришь может длиться всю жизнь. И под этим покрывалом обычные человеческие страстишки, чаще всего и приводящие к удару тупым предметом по голове, могут остаться не замеченными.
По сюжету все начинается с убийства сотрудницы Музея Востока. Она была наполовину африканка, необычайно красивая, образованная, интеллигентная женщина, помешанная на стране своих предков со стороны отца. Поначалу преступление выглядит простейшей бытовухой. Сосед по даче явно вожделел прекрасную мулатку. И, в то же время, презирал всех людей не белой расы. Так появляется первый социальный маркер. Расизм.
Во всех последних детективах Степанова настойчиво вплетает острые вопросы современности в свои затейливые сюжеты. Нетерпимость проходит, как раньше говорили, красной нитью сквозь весь роман.
А как же террористы и прочие страсти, что были в прологе, спросите вы? Где герой, спасший мальчика, закрывший его своим телом? Все будет. И будет так, что вы позабудете про сон, пока не дочитаете. Вот уж кто мастер интриги, так это вот этот автор! Десять раз все перевернется с ног на голову, и финал непредсказуем.
Другое дело, что вечно юная главная героиня, ведет себя местами так, что хочется ее стукнуть. Может, у автора было плохое настроение? Впрочем, морально-этические принципы других персонажей тоже иногда вызывали у меня негативную реакцию. Сколько людей, столько и мнений. Эта книга просто эталон увлекательного триллера с напряженным сюжетом. Все остальное - на усмотрение читателя. Рекомендую.
 
Светлана Маркевич

Ярлыки: детектив, Литрес, российская проза


2019-12-03 15:00



«Но чем больше я размышлял о дерзком, блистательном и тонком хитроумии Д., тем больше я убеждался, что, желая спрятать письмо, министр прибег к наиболее логичной и мудрой уловке и вовсе не стал его прятать».
Э.По «Похищенное письмо»
 
Книги молодой писательницы Дарьи Дезомбре издаются в серии «Интеллектуальный детектив», что, несомненно, привлечёт внимание любителей именно этого жанра. Книг написано пока не много, я прочитала три из них и сделала для себя интересные выводы, которыми и хочу с вами поделиться. Мне показалось интересным, что автор – при несомненном сохранении авторского стиля – пытается по-разному развернуть перед своим читателем сюжеты произведений. Книги Дезомбре читать интересно не только из-за увлекательность сюжетов, но ещё и потому, что написаны они «не под копирку», как бывает у ряда авторов, а с разной подачей материала. В романе Дезомбре «Портрет мёртвой натурщицы», например, уже к его середине знаешь, кто преступник, и остаётся только его поймать да спасти очередную жертву. «Тайны старой квартиры» я вообще отнесла бы скорее к психологическому роману, чем к детективу.
Из трёх прочитанных мною книг «Тайна голландских образцов» показалась мне наиболее «детективной» в классическом понимании этого слова. Интрига, которая держит твоё внимание в напряжении до конца повествования, динамичная кульминация и неожиданная развязка. Кроме того, как в хороший коктейль, добавлены дополнительные ингредиенты: любовная линия героев расследования (без излишней сентиментальности и интима); исторический экскурс в дела давно минувших дней; сведения по искусству (в данном случае  - об изразцах); небольшие экскурсии по Бельгии и Лондону. В книге есть даже почти сказочные эпизоды, связанные со спасением главной героини.  (Ну а как это иначе трактовать? Уж слишком невероятно спасение!) Видимо, автору не хотелось лишаться главного персонажа, да и нас расстраивать. Думаю, даже если вы будете, как Станиславский, говорить по этому поводу «не верю!», книгу дочитаете до конца.
История начинается с того, что из старого дома в Царском Селе пропадают 20 печных изразцов фламандской работы. Хозяин особняка, бизнесмен, обращается к оперативнику с Петровки Марии Каравай  с предложением раскрыть это дело, найти вора, а главное, выяснить, почему похищены не все старинные изразцы, а только те, на которых изображены играющие дети. В это же время в Москве вспыхивают пожары: один – в отеле «Метрополь», другой – в офисе на Патриарших. В пожаре погибают голландский турист и московский антиквар. Расследование ведёт друг Марии Андрей Яковлев. 
Что связывает эти два дела? Есть ли точки соприкосновения? В начале повествования это совершенно не понятно. Две сюжетные линии как будто бы пойдут параллельно, но, чем дольше вы будете их прослеживать, тем яснее будете понимать, что где-то они свяжутся в узелок. Узелок, который наши разумные оперативники не только найдут, но и смогут разрубить.
 
Валерия Базлова

Ярлыки: детектив, психологический роман


2019-11-28 17:51



Крым – земля курортников и путешественников
(Из современного путеводителя)
 
Скажи мне, кто твои друзья, и я скажу, кто ты. Скажи мне, что ты ешь, и я скажу, что ты за человек. Скажи мне, где ты отдыхаешь, и я скажу...
Наверное, всем нам известны подобные высказывания, претендующие на проницательность и житейскую мудрость. Если ознакомиться с содержанием представленной книги, то без труда можно сформулировать подобное умозаключение: скажи мне, какая дача в Крыму – твоя, и я определю твой общественный статус. Более того, автор трактует последние полтора века российской истории с исключительно интересной позиции, а именно как смену хозяев правительственных резиденций в Крыму. «...в марте 2014 года, – пишет он, – на Крымском полуострове произошло очередное повторение исторических событий – правительство России уже в третий раз за последние 150 лет готово занять свои летние резиденции, заложенные и обустроенные еще императором Александром II».
Тема эта достаточно любопытная и не лишенная мифов и домыслов. Как всегда в таких случаях, автор пытается мифы развеять, вымысел отсеять и установить правду, каковая всегда одна, только была бы она правдой.
К примеру, было широко распространено мнение, что руководители СССР стали отдыхать в Крыму только после смерти Сталина. Но автор подробно освещает эту проблему, и мы уже не сомневаемся (если кто-то раньше сомневался), что первые госдачи партноменклатуры на Крымском полуострове появились еще в апреле 1921 года. Замалчивалось также, что главными инициаторами размещения летних резиденций ВКП(б) в Крыму были Лев Борисович Каменев и Дмитрий Ильич Ульянов (брат В.И. Ленина). Точнее говоря, молчание было в отношении Каменева, а Дмитрия Ильича, естественно,  прославляли, вовсе не упоминая того, что Д.И. Ульянов имел свои слабости: «чрезвычайно сильно любил женский пол... и хорошие сухие вина в большом количестве». Автор пишет и о том, кто на самом деле разрушил дом отдыха «Мухалатка» в 1941 году.
Но мне особенно занимательным в книге показалась возможность наблюдать все странности и парадоксы времени, а также свойства человека, увы, не меняющиеся, что бы он ни провозглашал. Например, поставив цель строить бесклассовое общество, где все и во всем были бы равны, новая советская власть тут же начала делить даже своих людей на первый-второй-третий сорт. Так, автор пишет: «Весьма занятно то, что Управление Кремлем и домами ВЦИК весной 1921 года... пришло к вполне логичному выводу, что на третьем этаже [помещения курзала в Крыму] должны обитать только члены политбюро ЦК РКП(б), на втором этаже – кандидаты в члены политбюро ЦК РКП(б), секретариат Президиума ВЦИК и наркомы СНК РСФСР, а на первом... разместиться руководители Управления делами СНК, ВЦИК, ЦК РКП(б) и Президиума ВЧК». Стоит отметить, что на 3-м этаже было всего 5 гостиничных номеров люкс с дорогой обстановкой, на 2-м – номера люкс тоже были, но их было 16 и они были с обстановкой попроще, а на 1-м этаже номеров не было, поэтому требовалась перестройка залов ресторана.
В приметах нынешнего времени автор тоже усмотрел парадокс, рассуждая о заборах государственных дач как таковых. Сейчас эти заборы вырастают до высоты 6 метров. «Весьма удивительно, но в эпоху безраздельного царствования “коммунистических кровавых режимов” в период с 1921 по 1991 год те же самые номенклатурные заборы выше отметки 2,5 метра не поднимались...» И автор задает вопрос: «Почему и по какой причине нынешние вожди Российской Федерации так стали бояться собственного народа, что возвели на месте прежних секционных бетонных ограждений сложнейшие многорубежные охранные комплексы вокруг своих загородных резиденций...?»
Книгу Андрея Артамонова нельзя назвать легким чтением. Но в рассматриваемую тему госдач и правительственных резиденций она погружает с головой, расширяя кругозор и давая пищу для ума. 
 
Дмитрий Кочетков

Ярлыки: историческая литература, отраслевая литература


2019-11-27 15:00



«Все мы храбримся друг перед другом и забываем, что все мы, если мы только не любим, - жалки, прежалки. Но мы так храбримся и прикидываемся злыми и самоуверенными, что сами попадаемся на это и принимаем больных цыплят за страшных львов…» 
(Из письма Льва Толстого В.Г.Черткову)
 
Находясь под впечатлением от посещения этим летом усадьбы Ясная поляна, я очень захотела прочитать книгу Павла Басинского «Бегство из рая», о которой рассказывала экскурсовод. Уж очень неоднозначным был тайный побег восьмидесятидвухлетнего писателя графа Льва Николаевича Толстого ночью из собственного дома. Книгу взяла, но прочитать ее всё не доходили руки. И вот дошли! 
Хочу предупредить, что полноценный читательский отзыв писать не хочу и не буду: не хватит ни ума, ни таланта. Скажу: мне понравилось. Читаешь, как будто смотришь сериал по реальным событиям одной семьи. 
Книгу можно рекомендовать как увлекательный семейный роман, написанный с большим уважением к Толстому, его семье, его творчеству и его весьма непростому характеру. Понятно, что с обычными житейскими мерками нельзя подходить к гению, но поражает противоречивость натуры Льва Николаевича, который, идя по пути непротивления и любви, заставлял страдать самых близких ему людей. Одна женщина написала, что ни за что бы не вышла замуж за Толстого, а за Софью Андреевну - со всем удовольствием! Как-то не очень у меня получается быть объективной к этой истории. В центре событий острый конфликт отношений между Львом Николаевичем и его женой. Читателю все время приходится выбирать, на чью сторону встать, и я металась по ходу чтения от одного к другому. Софью Андреевну жалко до невозможности. Она полвека прожила с Толстым, родила 13 детей, похоронила 5, а потом еще и Машу, шестую, с которой у нее были сложные отношения. Она была верным другом и соратницей мужу, одна (!) занималась денежными делами своего огромного семейства и одна отвечала за благоустройство их жизни в Ясной поляне, занималась переводом и перепиской книг мужа-гения, сейчас бы сказали, была его литературным агентом. И как после всего этого можно было скрываться, бояться быть настигнутым и не желать видеть до последней минуты женщину, с которой преодолел столько трудностей, горя и радости! В итоге от нее отвернулся весь "читающий" мир, поверивший, что это она виновата в уходе Толстого. И с психикой у нее неладно, и скандалами и припадками ревности она его замучила, дети от нее отвернулись, не все, но тем не менее. Как у нее сил на все это хватило? Бедная женщина! 
 
Наталия Ваганова

Ярлыки: биография, классика, литературоведение, русская литература


2019-11-26 09:00



«На земле нет неинтересных мест: есть не интересующиеся люди, люди, не умеющие находить интересное, внутренне скучные.
Надо уметь погружаться в атмосферу того места, куда вас забросила судьба, и всюду уметь находить своё, собственное, характерное. 
 Д.С.Лихачёв
 
О Череповце написано немало книг, изданы красивые фотоальбомы. Мы с интересом рассматриваем фотографии старого Череповца, любуемся видами нового, современного города. Читаем статьи о его развитии и воспоминания жителей. Но, пожалуй, до данного издания у нас не было ни одной книги, совмещающей в себе всё вышеперечисленное и подкреплённое картами города. Картами, созданными для того, чтобы реально представлять себе, каким был наш город в разные периоды своего строительства и развития. «Череповец: кольца истории» - это первый историко-картографический атлас Череповца, в котором каждому периоду времени соответствует исторический очерк и карта.
«Главные герои этой книги, - говорят авторы, - Город и Время. Мы постарались увидеть Череповец в разные времена глазами разных поколений его жителей. Они оставили нам церкви и дома, улицы и памятники, заводы и мосты, оставили воспоминания, фотографии, стихи и песни о Череповце. И главное, они передали любовь к этому месту, потому что без нашей любви у него не может быть ни настоящего, ни будущего».
Авторы книги, краеведы Елена Фридриховна Булатова и Александр Александрович Мокин, предлагают вам прогуляться по Череповцу в самые разные временные отрезки его существования: по тихому захолустному посёлку у монастыря, по провинциальному городку, по строящемуся центру металлургической промышленности и, наконец, по современному Череповцу, вступившему в новое тысячелетие. История города разделена в издании на главы: до 1917 года периодами по 50 лет, после революции - по 10 лет. Каждая глава начинается с карты периода и воспоминаний старожилов. Эти воспоминания, носящие порой сугубо субъективный характер, делают информационный материал книги более доступным, «домашним». Сквозь цифры и факты, изложенные в книге, мы как будто слышим живые голоса наших земляков, очевидцев происходящего. 
Фотоматериалы, предложенные к каждой главе в виде коллажа, также дополняют сведения, изложенные в главах. Часть этих фотографий из фотоархивов наших горожан, предоставлены Группой ВК «Череповец. Ностальгия. Живая история Череповца».
К книге имеется 3 приложения. В Приложении № 1 вы увидите «Череповец в цифрах» и узнаете о численности населения города в разные исторические периоды, о доходах бюджета Череповца,  о площади, занимаемой городом,  о протяжённости его улиц. Таблица в Приложении № 2 расскажет вам о хронике развития высокоэтажного строительства в Череповце. А Приложение № 3 в подробной главе «Исчезнувшие деревни Череповца» даст полный обзор населённых пунктов, находящихся когда-то вблизи Череповца и слившихся с городом во время его строительства и расширения границ.
Не могу не отметить, что книга «Череповец: кольца истории» выпущена уже хорошо зарекомендовавшим себя в издании краеведческой литературы череповецким издательством «Порт-Апрель». Хочется поблагодарить всю команду, работающую над материалом, за издание умной, нужной, полезной и красивой книги.
 
Валерия Базлова

Ярлыки: книги, краеведение


2019-11-22 09:47



Сбывшееся чудо меняет реальность, несбывшееся - человека.
Автор
Книга из библиотеки ЛитРес
 
Вторая книга из проекта Елены Михалковой, известного автора детективов. Как и первая, она основана на записях автора в "Живом Журнале" и "Фейсбуке". Предупреждаю тех, кто был очарован рассказами о котиках. В этом сборнике их намного меньше. Хотя количество здорового смеха и умиления не равно объемам представленных текстов. Будете и веселиться, и грустить, и торопливо выписывать цитаты. Тексты короткие. Есть просто эссе, есть сюжетные, больше похожие на классический рассказ.
Прекрасен блок деревенских зарисовок. У автора есть дом в деревне, используемый как дача, разумеется. Портреты местных жителей варьируются от гротескных до трагедийных, но равно вызывают бурю чувств. Рассказ про Нюру, которую автор помнит с детства за приветливость и вкусную выпечку, пробирает просто до костей. Елена вдруг стала расспрашивать разных людей о судьбе этой женщины. И услышала несколько историй - добрых, злобных, насмешливых, всяких. Вот так вот. Живешь по своей версии реальности, а в памяти народной все равно у каждого свой образ складывается.
Помимо эскизов не совсем добрых деревенских прохиндеев, имеются развеселые семейные скелеты, извлеченные из шкафов. Итак, добрый дедушка девочки Леночки помог выбрать, выучить и с выражением прочесть на детсадовском утреннике стихотворение "Таракан" Олейникова. Меня можно было выносить в обмороке, как и свидетелей сего эпического действа. Я хохотала так, что просто обрыдалась. Первым делом полезла в Интернет уточнять наличие такого безумного стихотворения вообще. Увы, оно настоящее. Это трэш, как сейчас говорят! Но как изложено все это у Михалковой! Концентрация юмора на единицу площади столь высока, что все ее тексты можно растаскивать на цитаты.
Не менее занимателен последний, как бы сказочный раздел. Довольно многие писатели, разной степени известности, успели порезвиться с переделкой классических сказочных сюжетов. У этого автора все получилось здорово, в ее собственном стиле и с ее фирменным, немного саркастичным юмором. Разброс окрасок опять от комедии до трагедии. Особенно, по-моему, хороша история с предсказанием феи о будущем принцессы, которая уколется веретеном и впадет в сон. Оказывается это был заказ! Соседний королёк возмечтал о захвате рынков ткачества. Раз соседи уничтожат все опасные предметы, то он будет в дамках! Но и это еще не все. А как парадоксальное мышление знатной детективщицы может перевернуть известный сюжет и сколько раз, вы узнаете сами!
Как и первая, эта книга может быть прекрасным подарком, хоть себе, любимому, хоть другу. Подъем настроения гарантирован.
 
Светлана Маркевич

Ярлыки: Литрес, сборник


2019-11-20 12:00



Автором книги «Забытая комната» является известный американский писатель Линкольн Чайлд, показавший  необычные грани мира технофэнтези не одному поколению читателей.
Закончив школу, Линкольн Чайлд поступил на факультет английской словесности в университете Карлтон-Колледж в Норфилде. Кроме литературы, Чайлд также интересовался техникой, различными механизмами и устройствами. В 1979 году он устраивается на работу в нью-йоркское издательство St. Martin’s Press. В это время начинают выходить написанные им рассказы в жанре ужасов, а затем Чайлд создает в издательстве целый отдел, специализирующийся на произведениях в жанре хоррора и ужасов. Так он встретился с Дугласом Престоном, хотя работать совместно они стали значительно позже, в 1995 году, когда вышел их первый роман «Реликт», после которого последовали многочисленные романы в жанре технотриллера и ужасов, многие из них уже экранизированы.  В этом же году Линкольн начинает работу над программированием и системным анализом в популярной компании MetLife, но через некоторое время отказывается от нее ради литературного творчества. Линкольн Чайлд  доказал на личном примере, что в жизни можно научиться всему, стоит только захотеть.
Роман «Забытая комната» напоминает боевик или триллер по динамизму быстро разворачивающихся событий, хотя по сюжету он скорее относится к мистическому детективу. В засекреченном исследовательском институте «Люкс» начали происходить необъяснимые сверхъестественные случаи – некоторых ученых стали преследовать навязчивые видения и потусторонние голоса, раздающиеся прямо у них в голове и понуждающие их к самоубийству. Один из них покончил с собой весьма нетривиальным способом – воспользовался тяжелой оконной рамой как гильотиной. Так как это совершенно не соответствовало его характеру, директор института пригласил своего бывшего сотрудника, энигматолога Джереми Логана, занимающего расследованиями непознанного и необъяснимого, разобраться в этом случае. Гибель успешного и жизнерадостного ученого глубоко поразила его коллег. Во время своих исследований Логан обнаружил в покинутом западном крыле здания «Люкса» спрятанную комнату без окон и дверей с замаскированным входом. Чтобы проникнуть в нее, Логану пришлось проломить стену. В комнате хранилось странное старое оборудование, предназначенное для неизвестных целей. Логану удалось установить, что в прошлом эта комната использовалась в качестве лаборатории для настолько засекреченного и опасного проекта, что никаких сведений о нем не осталось даже в архивах. Единственным источником информации об этом проекте являлось запечатанное письмо с пометкой прочитать через сто лет, которое почти с основания института передавал каждый предыдущий директор своему преемнику, не заглядывая в него…
 
Диана Байкова

Ярлыки: детектив, зарубежная литература, мистика, фэнтези


2019-11-19 15:00



Легендарные для нашей страны 90-е годы прошлого столетия... Кто-то назовет этот период ужасным, кто-то - временем надежд, ожиданием перемен. Навряд ли забудут первое постсоветское десятилетие пережившие его.
Автор-составитель сборника - Александра Маринина - говорит, что на призыв присылать воспоминания о 1990-х откликнулось множество людей. Так получилась народная книга, где нет ни единого слова вымысла, все события происходили реально и обязательно оставили след в чьей-то судьбе.
Собранные истории опубликованы тематическими подборками. Так, например, в разделе "И все рухнуло..." представлены рассказы о том, как у людей исчезла уверенность в завтрашнем дне, а с ней - планы и надежды.
Петр Муратов из Новосибирска поведал, как ему, кандидату наук, пришлось стать продавцом книг. "И не дай бог, чтоб вновь настали времена, когда кандидаты наук рядами и колоннами шли бы в торгаши", - пишет он.
Раздел "Бизнес по-русски и не только" - картина удачных и неудачных попыток заработать деньги предпринимательством.
Пожалуй, самая яркая глава книги, демонстрирующая 90-е, - это "Война".
Войны полыхали и в ряде бывших союзных республик, и в РСФСР. Чеченская, например.
Нина Байрамова в рассказе "Я не имела права быть слабой" пишет об испытаниях, выпавших на ее долю, как раз в связи с этой войной.
Недостаток продуктов, задержки заработной платы, даже потеря любимой работы - все кажется мелким в сравнении с тем, что вынесли люди, пережившие войну.
Н. Байрамова рассказывает о том, как за украденных детей с убитых горем родителей требовали выкуп; о том, что стены родного дома однажды превратились в руины, а ей с детьми пришлось бежать. А кому-то было еще хуже, как, например, той женщине, у которой на глазах во время бомбежки погибли муж и пятеро детей.
Каждый из проживавших в центре временного содержания в Оренбурге (был такой для беженцев) готов был рассказать об ужасном, и "страшные истории... могли составить целую библиотеку томов".
Интересен раздел книги "Взгляд с разной высоты".
Люди зрелого возраста воспринимали 90-е не так, как молодежь или подростки. И эта ситуация вполне объяснима: молодым более, нежели умудренным житейским опытом, свойственны надежда, оптимизм. Впрочем, часто и люди старшего возраста надеялись на лучшее...
Материала собралось так много, что вскоре был издан 2-й том книги. Обе части стали, по определению составителя, "увлекательным документом эпохи", народной книгой, на страницах которой оживает недавняя история, повторения которой, думаю, очень многим не хотелось бы.
 
Светлана Титова

Ярлыки: воспоминания, сборник


2019-11-13 12:12



И снова детектив-любитель Надежда Лебедева вынуждена взяться за новое расследование. В этот раз Надежда столкнулась с необъяснимыми явлениями и ее материалистическое мировоззрение существенно пошатнулось. Трагические события, свидетельницей которых ей пришлось стать, неоднозначно показали, что в жизни действительно существуют явления, которые иначе, как мистические, и не назовешь…
Когда настоящий мастер своего дела при изготовлении какой-либо вещи вкладывает в нее часть своей души, то эта вещь становится артефактом, способным воздействовать на людей, которым она принадлежит. И не всегда это влияние носит положительный характер, ведь люди, особенно выдающиеся, для которых эта вещь была изготовлена, бывают разные, и отпечаток их личности, наложенный на эту вещь, может нести как благо, так и проклятие. Медальон Кровавой графини, как прозвали венгерскую графиню Эржбету Батори за многочисленные злодеяния, начал свой путь из глубины веков, принося своим  владельцам страдания, разорение и смерть. Несмотря на свою страшную репутацию проклятой вещи, медальон имеет большую историческую и художественную ценность, являясь единственным и уникальным портретом венгерской графини, выполненным на эмали и украшенным драгоценными камнями. Его немалая стоимость всегда привлекала людей, несмотря на сопровождающий его шлейф нехороших слухов. В ходе расследования Надежда Лебедева обнаружила целое досье на владельцев этого медальона. Успешный бизнесмен попал в автомобильную аварию, в результате которой погибла его семья, в известной художественной галерее возник пожар, многие ценные экспонаты погибли, а владелец галереи получил тяжелые ожоги, владелец инвестиционного фонда застрелился, известный певец погиб…  Надежда выяснила, что только прямой потомок графини, у которой его украли, может безопасно для себя и других хранить этот медальон, передающийся в семье только по женской линии от бабушки внучке. Любой другой человек, кто получает медальоном иначе, обречен на череду непрекращающихся несчастий, заканчивающихся смертью. Надежде придется приложить немало усилий, чтобы вернуть медальон истинной владелице. Тем более что несчастье нависло над бывшим мужем владелицы медальона, давней подруги Надежды. 
Итак, все началось с похорон бывшего сослуживца Надежды, из гроба которого в момент прощания вдруг раздался оглушительный трезвон мобильного телефона, который все не прекращался…
 
Диана Байкова

Ярлыки: детектив, российская проза


2019-11-12 14:00



"Мистер Эндорфин учит нас зефирьей нежности и валентинковой сердечности. Он способен электрифицировать самую отдаленную тьмутаракань нашей души".
Автор книги
 
Олег Батлук довольно известный блогер, культуролог и просто хороший человек. Когда у него родился сын, он стал писать на своей страничке в Фейсбуке о своих эмоциональных реакциях на это невероятное событие. Короткие записки о первых шагах в жизни ребенка и "созревающего папы" сложились сначала в электронную книжку, а затем и в бумажное издание "Записки неримского папы". Известность шагнула в реал.
Эта книга автора о себе. Себя книжного (или все-таки настоящего?) Батлук позиционирует как пьер-ришаровский тип. Если вы помните знаменитый фильм "Неудачники", где герой ведет себя как помесь слона в посудной лавке с нервным подростком, постоянно влипающим в дурацкие ситуации, то вам все станет понятно. 
"Когда в двадцатом роддоме города Москвы, где я родился, выдавали кармы, мою уронили. С тех пор моя с трещиной. У меня все валится из рук. Я - ходячий полтергейст".
Согласитесь, что не каждый мужчина готов посмеяться над собой. Да что там, это просто уникальный тип для российских просторов. 
Читать следует небольшими порциями, иначе рискуете пересмеяться, перехихикать или перержать (выбирайте по вкусу). Он там предупреждает, что не претендует на вашу душу. Всего лишь на пять минут времени за утренней чашкой кофе. А я предупреждаю: будьте бдительны, можете со смехом подавиться своим кофе или чаем. 
Короткие рассказики про нелепые совпадения, переходящие в апокалипсис местного разлива, про входящих не в ту дверь и попадающих по полной программе. Про сказанное в запале слово, понятое не так.
"Я стоял посреди большого сетевого магазина электроники, подслеповато вглядываясь в разнотравье красивой плазмы, на которой демонстрировалось поле, и за этим занятием меня застукал продавец-консультант. Прекрасный выбор, сказал он мне, хотя я успел разглядеть только один пиксель. Пиксель был и правда неплох".
Словарный запас автора просто безграничен. А уж умение сплетать просторечные и высокие выражения в одну цветастую косичку - это что-то невероятное! И никакой ненормативной лексики. Зато запас эвфемизмов у Олега Викторовича размером с условно бесконечный пространственный карман могущественного мага всея фэнтези. 
 Да, точно, наверняка с "Битвы экстрасенсов" сбежал и сделал со своими мозгами нечто особенное. Иначе как там поместилось столько слов, столько умений выстраивать их так, что лопнуть со смеху можно?
С сети наткнулась на любопытный отзыв на первую книгу Батлука. Человек пожаловался на слишком заумные слова, мол, половину не понял. 
Так что - читать обязательно. И поднимать себе настроение.
 
Светлана Маркевич

Ярлыки: рассказы, российская проза, сборник


2019-11-06 15:15



Мы тогда, если помнишь, допоздна играли в Генри Миллера.
(Из представленного романа)
 
 
Поговорим о чем-то неприличном? В качестве пищи для такого разговора я выбрал «Тропик Водолея» Петра Карцева.
Название романа отсылает нас к миллеровским "тропикам", а именно к «Тропику Рака» и «Тропику Козерога», нашумевшим интеллектуально-эротическим романам, в которых животные инстинкты соседствуют со стремлением к прекрасному и духовному. Впрочем, если духовное заменить на сугубо интеллектуальное, а животные инстинкты оставить, то может получиться сатира на нравы. Цинизм, недоверие, пессимизм, характерные для кинематографического понятия "нуар", могут и в литературе явить "чёрную" драму.
В произведении Петра Карцева каждый читатель найдет своё. Насмешку над сумасшедшим миром. Смесь философии и психологии, которой напичканы герои. Элементы триллера.
Итак, карцевские бизнес-элита и творческая интеллигенция пусты и беспринципны. Траурный венок для них – не более чем инсталляция. Истории человеческих смертей – хобби. Реальная смерть – неинтересная банальность.
Актер, выпивая за счет девушки, может назвать писателя, по роману которого снимается фильм "Милый друг", Мопасраном. Светило психологии настаивает во время консультации на стриптизе. Знаменитый режиссер пилит бюджет, но всерьез возмущается, что искусство стало не для народа, а для бизнеса. Ну а кинокритик, поговорив об эстетике кино, и вовсе не прочь изнасиловать девушку в глухом дворе. 
Кстати о девушке. Девушка Лена, главная героиня романа, не желает серьезно относиться к жизни. Может быть, по этой причине ее и захватывает вихрь невероятных событий. Алкоголь и секс – Ленины слабости. До чего они ее доведут? Ну, морализировать здесь бесполезно. Литература знает не одно произведение без положительного героя. И судьба этого героя (или героини) не всегда зависит от наличия тех или иных положительных качеств.
Получается, о чем-то неприличном я так и не написал. Всё в рамках приличия. А как иначе? Ведь и название романа было изменено по требованию издательства, а авторская версия называется «Кот олигарха». Да и возрастная категория книги 16+, а не 18+. Хотя шестнадцатилетним читать этот роман не советую: много терминологии и умных слов. Впрочем, если не страшно погрузиться в вербальную эквилибристику...
Однако будем считать, что эту книгу я никому и не рекомендовал. Просто рассказал о ней. Договорились?
 
Дмитрий Кочетков

Ярлыки: российская проза, современная проза


2019-11-05 15:51



"Поцелуй анаконды" - сборник ретродетективных рассказов, действие в которых происходит в начале 20-го века в Ставрополе. Клим Пантелеевич Ардашев - присяжный поверенный, виртуозно раскрывающий, подобно Шерлоку Холмсу, казалось бы, самые запутанные преступления.
Конечно, читатель вправе спросить, почему же расследованием занимается адвокат? Дело в том, у него был свой способ ведения дел: "оправдывать клиентов, отыскивая настоящих преступников". Вот он их и находил, чтобы снимать обвинения с напрасно подозреваемых, как, например, произошло в рассказе "Обезглавленный пассажир".
...Ставрополь в панике: по улицам разъезжала повозка с обезглавленным мертвецом, которого опознали как известного в городе купца. Горько рыдала вдова, а под подозрение попал кредитор убитого. И только у Ардашева версия полицейских вызвала сомнение. И он был прав: убитый оказался ... живым и даже пытался получить по векселю деньги в банке. На что только не идут люди, чтобы долги не отдавать!
Похожи мотивы преступлений в рассказах "Загадка Амфиокса" и "Поцелуй анаконды". Это месть.
В первом случае убивают директора гимназии за то, что когда-то он присвоил чужой научный труд и издал его под своим именем; за это в конечном итоге и поплатился. 
Весьма занимателен рассказ, давший название сборнику.
Скончался директор цирка, задушенный питоном. Во время вечернего представления погибли два артиста: на глазах публики разбился канатоходец, а медведь разорвал дрессировщика. Несчастные случаи? Присяжный поверенный усомнился и провел свое расследование.
Преступницей-убийцей оказалась очаровательная артистка цирка, которой двигало желание мести. И прослушав рассказ ее, вполне можно понять мстительницу. Как говорят в таких случаях, она заслуживает снисхождения...
Название "Замок с привидениями", конечно же, настроит читателя на мистический лад. Будет здесь элемент таинственного, которое окажется самым что ни на есть реальным.
Чтобы сбить цену на продававшийся замок, можно туда и привидение запустить. Глядишь, и отсеется часть покупателей, а продавец сговорчивей будет. Впрочем, рассказ не только об этом...
Со многими человеческими пороками столкнулись персонажи книги при расследовании дела Бубнового короля ("Бубновый король"). Весьма и весьма сложной была комбинация, выстроенная неким господином Лесгафтом. Но не для Ардашева.
Один из героев рассказа предполагает, что преступников через сто лет не будет вовсе. "Жизнь изменится, люди поумнеют, новая техника заполнит мир"... - рассуждает он. "... но человеческая сущность останется прежней",- парирует другой персонаж произведения. Прав он? Вопрос риторический.
 
Светлана Титова

Ярлыки: детектив, рассказы, сборник


2019-10-31 11:00



За случай никто не отвечает.
Гай
 
Объем книги преизрядный - 550 страниц. И никаких продолжений. Обе эти позиции радуют безмерно. Последнее время создательницы романтического фэнтези кидаются в две крайности. Либо пишут совершенно простенькие и не особо длинные любовные романчики в соответствующем антураже. Либо размахивают бесконечные эпопеи, окончания которых читатели могут ждать до морковкина заговеня.
От этой книги я получила массу удовольствия. Во-первых, интересный, хорошо продуманный сюжет. Яркие ГлавГерои, не менее яркие второстепенные персонажи, многоходовые интриги, забавные эпизоды. Всё это как раз уместилось в солидный томик. Во-вторых, прекрасное владение слогом. Язык чопорных аристократов магического мира разбавляется забористыми высказываниями нашей современницы, попавшей в этот самый мир. Шутки уместны, юмор замечательный. Чувствуется изрядный жизненный и культурный багаж автора.
У писательницы есть замечательное чувство момента, что ли. Баланс между действием и диалогами, между смешным и серьёзным соблюдён прекрасно. В-третьих, госпожа Ртуть умеет передавать эмоции своих героев. Вы будете плакать и смеяться, переживая за хрупкое зарождающееся чувство. Вы будете возмущаться коварством врагов и восхищаться ответными, хитроумными действиями благородных герцогов и графов. Вас повеселят бесконечные приключения, в которые влипает Рина.
Кратенько о событиях. Людвиг Бастельеро, некромант, полковник безопасности и аристократ черт знает в каком поколении, вынужден срочно жениться. С королями не спорят, знаете ли. Первые две жены покоятся на кладбище, за что и получил Людвиг прозвище Черный вдовец. Третью тоже заранее жалко, но себя жальче. Поэтому жениться на жеманных дворцовых гадюках герцог не собирается, а хватает вывалившуюся из стихийного портала девицу и к алтарю! Причин для того, чтоб иметь законную супругу, помимо королевского приказа, имеется множество. На этом завязаны некоторые сюжетные ниточки. И это подогревает читательский интерес.
Как отреагировала Рина Ланская, студентка биофака, красавица и умница, на внезапные события? А вы что думаете? Представьте, что вы бежите за кошкой и падаете в никуда. Вокруг какое-то псевдосредневековье, но при этом состоятельные граждане ездят на мобилях, напоминающих лимузины 50-х годов, есть магия и драконы! Шикарный мужчина, напоминающий Ужас Подземелий Северуса Снейпа предлагает руку, ливер и дворцовые тайны в комплекте. С веселым недоумение, поминая частенько Ктулху, наша героиня окунается в новую жизнь с головой.
Любовь, конечно же, любовь правит миром. И нашим, и всеми прочими. Приготовьте носовые платочки - переживаний будет много. В финале вы тоже будете хлюпать носом, но уже от умиления. Все ведь закончится просто замечательно! Иначе и быть не может. 
 
Светлана Маркевич

Ярлыки: фэнтези


2019-10-29 16:00



Эту книгу я прочитала несколько лет назад. И забыла о ней. Вернее, думала, что забыла. Но почему-то вдруг вспомнила сюжет, и захотелось её снова перечитать. Мне кажется, это лучший показатель того, что  об этой книге стоит рассказать. Думаю, она найдёт своего читателя.
Во-первых, это книга о любви. О любви уже далеко не молодых людей. Неожиданной и внезапной.  «Непредвиденный роман» - так сам автор расшифровал название своей книги.
Во-вторых, дело происходит в самом романтичном городе в мире – в Венеции. И сама Венеция выступает в романе одной из главных героинь повествования.
В-третьих, «Тысяча дней в Венеции» - автобиографический роман. Журналист по профессии и кулинар по призванию, Марлена де Блази рассказывает нам историю своей жизни, своей любви. И поэтому книга получилась очень правдивой, откровенной и искренней. Само начало книги, как и начало любовной истории, подхватывает вас и несёт, как гондолу по каналам прекрасного города.
Итак, вернёмся к сюжету. Представьте себе, что вы приезжаете за границу в то место, где уже бывали неоднократно, и незнакомец  «с глазами цвета черники» сообщает, что видел вас тут мельком ровно год назад, влюбился с первого взгляда,  не мог забыть всё это время  и  счастлив вновь здесь встретить. Можно ли в это поверить? Наша героиня поверила. И с этого момента начались романтические отношения между американкой, приехавшей в Италию по служебным делам, и влюблённым венецианцем. Отношения, которые привели  к глубоким чувствам, к браку. 
Книга у Марлены де Блази получилась какой-то очень мягкой, женской и женственной. В ней помимо сюжетного повествования много размышлений о любви, о браке. Много мелочей, которые, пожалуй, будут интересны только женщинам, как, например, о цвете обоев, обшивке стульев, обустройстве нового жилища. Глазами нашей героини вы увидите непарадную Венецию и один из её островов Лидо. Вы как будто побываете за кулисами этого великолепного театрального действа под названием «Венеция» и увидите бытовую сторону жизни обычных венецианцев и их проблемы. Вы узнаете очень много об итальянской кухне, потому что автор-кулинар всё время будет вам рассказывать о замечательных рецептах и даже даст вам их отдельной главой в конце книги. Одним словом, вы почувствуете себя гостем Италии и Венеции.
Одна из читательниц написала в интернете в своём отзыве на книгу: «Меня разочаровал только один момент, когда я поняла, что книгу я прочитала и мне придется с ней расстаться. Конечно, всегда можно перечитать, но мне так не хотелось отдаляться от главных героев, что в какой-то момент немного стало грустно на душе». Тем, кто захочет снова встретиться с понравившимися героями и узнать об их дальнейшей судьбе, могу сообщить, что Марлена де Блази написала продолжение, и называются следующие книги «Тысяча дней в Тоскане» и «Дама в палаццо».
 
Валерия Базлова

Ярлыки: женская проза, зарубежная проза, любовь


2019-10-24 12:05



Как известно, весь наш мир - театр, а люди в нем актеры. Но жизнь иногда подкидывает такие сюжеты, что и нарочно не придумаешь. В небольшом провинциальном театре случилось чрезвычайное происшествие. После окончания пьесы Шекспира «Отелло», прошедшей с большим успехом, выяснилось, что Дездемона действительно умерла. Это стало понятно, когда актриса, прима театра, не отреагировала на зрительские аплодисменты после финальной сцены спектакля, чем вызвала невероятное удивление актерского состава. Пьеса Шекспира шла в новаторской трактовке, в соответствии с которой все актеры носили маски согласно роли, поэтому удивление труппы стало еще большим, когда маску с Дездемоны сняли, и выяснилось, что это вовсе не их прима, а совершенно посторонняя актриса, которую никто не знает. А Коготкова, которая и должна участвовать в спектакле, бесследно исчезла в середине спектакля…  Последний раз ее видели в буфете в антракте между актами. Интересно, что в последнее время прима стала сама на себя не похожа, в ее поведении появились некоторые странности. Она вдруг стала хвастаться, что скоро станет невероятно богатой, будет купаться в роскоши. Молодая талантливая актриса Лиза решила разобраться в том, что происходит в театре. Волею случая ей в руки попали необычные старые гадальные карты. Она поняла, что в них заключается какая-то тайна. Когда Лиза держала в руках какую-то из карт, ей казалось, что она переносится куда-то в другое место, другое время, видит события, произошедшие в прошлом. Она почувствовала, что приме их театра угрожает смертельная опасность и если она ее не найдет, то та погибнет.
Карты, которые нашла Лиза, действительно были очень необычными. Ранее они принадлежали старой гадалке, которая подарила их молодому Шекспиру.  В семье гадалки они передавались по наследству в течение многих веков, а кому они принадлежали до этого и кто их создал, осталось неизвестным. Считалось, что    волшебная колода карт Таро не только показывала будущее, но и способствовала осуществлению самых фантастических желаний. После получения колоды, жизнь Шекспира кардинально изменилась. Теперь его судьба стала неразрывно связана с театром, что и принесло ему славу в веках. Только возможность исполнения желаний не единственный секрет этих карт…
 
Диана Байкова

Ярлыки: детектив, российская проза


2019-10-22 14:00



Начну с того, что Дарья Дезомбре – не французская писательница, а наша с вами соотечественница. Дезомбре – её фамилия по мужу. Правда, живёт Д.Дезомбре во Франции, но пишет книги на русском языке и на российские сюжеты. Несколько её книг, вышедшие в последние годы, обратили на себя внимание наших читателей. И мне хочется представить одно из её произведений – «Портрет мёртвой натурщицы».
Скажу сразу, если вы поищете в интернете отзывы о творчестве Дарьи Дезомбре, то можете найти самые противоречивые высказывания. Кто-то хвалит писательницу за интересные экскурсы в историю и занимательные сюжеты, а кто-то беспощадно вытаскивает на свет все шероховатости и ошибки, встречающиеся в романе, упрекая в том, что писательница давно живёт за границей и не знает современной русской жизни. Ну, кому что важнее. Лично мне, например, абсолютно всё равно, где в сегодняшней Москве разрешены парковки, и какие улицы являются пешеходными. Но кого-то, видимо, такие «ошибки» писательницы раздражают. Гораздо интереснее, на мой взгляд, рассказы писательницы об искусстве, геральдике, традициях разных стран. Книги Дезомбре выходят в серии «Интеллектуальный детективный роман» и понравятся людям, любящим неспешное, вдумчивое чтение, когда не только следишь за детективным сюжетом, но и получаешь ещё и другую информацию – для ума и развития.
Итак, вернёмся к нашему роману «Портрет мёртвой натурщицы». В Москве  при странных обстоятельствах пропадают молодые девушки. Причём, объяснить их исчезновение довольно трудно, т.к. они не обладают ни модельной внешностью, ни престижной профессией, ни богатыми родителями. Через какой-то период времени их находят по их месту проживания, но уже мёртвыми. А у трупов – старинные эскизы к полотну известного французского художника Энгра «Турецкие бани». После проведения экспертизы оказывается, что рисунки Энгра – подлинные… 
Ну, а что там было дальше и что всё-таки случилось с девушками, вы узнаете, когда прочитаете эту книгу. Книга не претендует на то, чтобы стать литературным шедевром, но, уверяю вас! вы с удовольствием прочитаете её в минуты отдыха на даче или в уютном кресле дома под дробь осеннего дождя или под завывание метели. Конечно, если придираться, можно найти в ней ряд неоправданных мотиваций и целей. И, сравнивая с детективами других авторов, можно заметить, что первая часть книги более динамична, а вторая растянута и не так интересна, потому что уже известно имя преступника, и речь идёт только о том, как его найти. Но, опять же, далеко не все авторы ставят кульминационную точку в финале своих детективов. У Дарьи Дезомбре свой стиль. Автор писала не документальную повесть, а художественное произведение, в котором могут присутствовать разнообразные фантазии и замыслы.  Что ж, имеет право!
 
Валерия Базлова

Ярлыки: детектив, российская проза, современная проза


2019-10-21 12:04



Вот говорят, что в наше время деньги заменили людям моральные ценности, люди перестали сочувствовать и помогать друг другу, заботятся только о своих интересах. Но если вам попадет в руки книга Марины Серовой «Мишень для сердечных ударов» из серии «Мисс Робин Гуд», вы поймете, что есть еще в нашем обществе люди, ищущие справедливость и борющиеся за правду, и, как это ни удивительно, им удается эту справедливость восстановить, причем своими силами, почти не прибегая к помощи органов правопорядка. Полина Казакова, известная в городе как Мисс Робин Гуд, смело берется за дела повышенной сложности, особенно когда надо наказать кого-то, кто закон, казалось бы, и не нарушает, но по справедливости заслуживает наказание гораздо более суровое, чем те, кто его нарушают. 
Успешная бизнесвумен Ирина добилась многого в жизни, ее фирма процветает, деньги текут рекой, карьера удалась. Но, как чаще всего и случается, будучи успешной в бизнесе, Ирине не удалась создать семью, зато удалось найти красавчика Сергея, который очень любит деньги и красивую жизнь. Сергей тоже завел любовницу, только содержал ее на деньги Ирины, о чем благоразумно умалчивал. И если бы он завел только одну любовницу и на этом остановился, то, возможно, ему и удалось бы прожить безнаказанным очень, очень долго, но ведь он швырялся деньгами налево и направо, а потом вообще решил от Ирины избавиться! Для этого он обратился к помощи целительницы Серафимы, нагадавшей Ирине смертельную порчу, которую можно снять, только избавившись от всех денег и имущества. А самой уйти в монастырь, желательно в сибирской глуши. Так и стала бы Ирина монашкой, если бы не встретила нашу Мисс Робин Гуд. Она рассказала Полине, что из-за порчи с ней стали постоянно происходить разные неприятности, то каблук у новых туфель сломается, то ручка у чашки неожиданно отламывается и кипяток на нее выливается, да и сердце стало болеть… Полине это показалось подозрительным. Она занялась этим делом и нашла оригинальный способ наказать всех виновных. Например, целительница стала слышать голоса всех людей, которых она обманула и которые умерли из-за того, что она не позволила им вовремя обратиться к врачу. Они звали ее к себе. У нее в квартире и офисе проявился полтергейст, что ее очень испугало. Скоро ей стало казаться, что она видит призраков. В результате: обманщица полностью раскаялась, продала квартиру и офис, ушла в монастырь и стала работать с детьми сиротами.  
Конечно, Сергея Полина тоже наказала. Если вам интересно, что с ним случилось, читайте книгу М. Серовой «Мишень для сердечных ударов».
 
Диана Байкова

Ярлыки: детектив, российская проза


2019-10-16 10:35



Если невской дать воды
Выпить организму,
Не придется никогда
Уже ставить клизму.
(Из представленной книги)
 
 
Книга Наума Синдаловского раскрывает предпосылки и исторические случаи, обусловившие народные представления, которые связаны с теми или иными петербургскими мостами и реками, портами и пристанями, островами и гаванями. Эта книга именно о представлениях, которые выплескиваются через городской фольклор: байки, легенды, поговорки, частушки. Фольклор здесь самоценен. 
Автор пишет о народной мифологии и о том, что способствовало мифотворчеству. Из крана течет невская вода? Советской власти быть, пока вокруг «Спаса-на-крови» стоят строительные леса?..
А вот, кстати, и подлинная драма петербургского памятника, нашедшая отражение в народных стихах:
 
На Фонтанке Чижик был,
А потом куда-то сплыл.
Не помогут сторожа
Сохранить опять Чижа.
 
Городской фольклор – это яркий отклик на исторические события. В данном случае – на похищения бронзовой птички.
Благодаря городскому фольклору мы не только узнаём о любопытных деталях, мы еще и окунаемся в особую атмосферу, рожденную иронической фантазией. Ибо здесь петербургские дамы разгуливают в «ботиках Петра Великого», а на берегах Таракановки происходят «таинственные дела».
Оказывается также, что не только во времена Харуна ар-Рашида, столь опоэтизированные сказками «Тысячи и одной ночи», сильный мира сего мог пешим порядком пройтись по городу, словно простой смертный. Петербургская легенда об исчезновении плавучего ресторана настраивает нас на удивительную историю в стиле Шехерезады. Волшебство сказки заключается в том, что простой советский человек, которого не пустили в ресторан, оборачивается первым секретарем ленинградского обкома КПСС. Всей администрации ресторана пришлось сесть, хотя наутро явился и не визирь с охраной, а ОБХСС. Но сама история, повествующая о привычке прогуливаться по городу в одиночку и без охраны, пешком, а не на бронированном автомобиле, конечно, сродни сказочной мечте о добром повелителе правоверных. Надеюсь, я убедил вас, что питерский фольклор прекрасен и даст фору арабскому.
Наум Александрович Синдаловский – известный краевед. В этой книге он затронул бесконечную тему о главных персонажах городского фольклора – о реках и каналах. Персонажи – главные, потому что история Петербурга без них немыслима. Тема – бесконечная, потому что даже официальная статистика не может точно сказать, сколько всего в Северной Венеции водных потоков. В Петербурге «мелкие реки не меряны, все счета им потеряны», так как ручьи исчезают, каналы прорываются, а реки засыпаются...
И в итоге появляется книга Наума Синдаловского, которую интересно читать.
 
Дмитрий Кочетков

Ярлыки: историческая литература, отраслевая литература


2019-10-15 09:09



К тому времени, когда сознаешь, что опасность слишком велика, поворачивать назад уже поздно.   
С.Кинг
 
Книга из библиотеки ЛитРес
 
 
Эти слова Короля Ужаса можно было бы выбить на гербах всех случайных преступников. Не тех, кто тщательно просчитывает сложные аферы по вынесению золотого запаса Форт-Нокс или баз данных Пентагона. А тех, кто, ослепленный гневом, ненавистью, страхом (нужное подчеркнуть), наносит роковой удар тупым или острым предметом. А потом в панике принимается "лупить по площадям", чтобы замести следы. И слишком безрассудные сыщики, тыкающие пальчиком в змеиные норы в поисках улик, тоже могут взять такой девиз.
Итак, снова тайны подмосковных городков и поселков. Вечно юная Катя Петровская снова мчится на место преступления. Зверски убита семья знаменитой советской детской поэтессы. Кому помешала почти столетняя старуха? А её дочь и внучка? Союз писателей собирался пышно отметить столетний юбилей Клавдии Первомайской, последнего детского классика. Ну как пышно... Теперь это медиаповод для полоскания грязного белья знаменитостей. А народ в Интернете азартно вспоминает сколько людей пострадало от милой старушки. Ведь она была штатным стукачом КГБ!!! Взрывы отрицательных эмоций, фонтаны компромата... Как в этом дер..., то есть деле искать беспристрастных свидетелей? 
Степанова очень увлекательно описывает процесс поиска ниточек, ведущих к результату. Даже если этот результат окажется отрицательным. 
Я уже писала в отзыве на её же "Колесницу времени", что писательница сильно изменилась. Она не хочет теперь одаривать нас, читателей, комфортным чтением. Вместе с детективной головоломкой мы получаем еще и непростые, не слишком приятные размышления о жизни. Кто-то может счесть "модными веяниями" и "конъюнктурой" намеки на известных личностей, современный сленг, негативное отношение к властным решениям... Автор имеет право высказать свое мнение. А я выскажу свое.
Герои Степановой стали более живыми, яркими, вызывающими разнообразные эмоции. Сюжет крутится просто как уж на сковородке. Вот только, кажется, все стало ясным и понятным! Вот он, преступник-то, хватай, лови, держи, да куда ж ты прешь, дурак! И погиб потенциальный ответчик, уходя от погони. А движимый чувством вины полковник Гущин продолжает копать дальше, хотя куда как проще повесить всех собак на покойника. 
Элитный писательский поселок "Светлый путь" приоткроет еще немало своих страшных, болезненных тайн в процессе расследования. Дело не раз еще развернется на 180 градусов. Всплывут еще давно позабытые "подснежнички". Настоящий преступник, конечно же, будет найден. Но вот легче ли станет на душе от этого?
Отличная вещь получилась. Всех благ автору.
 
Светлана Маркевич

Ярлыки: детектив, Литрес, российская проза


2019-10-01 15:15



Журналист Ф.И. Раззаков, подробно воссоздав на страницах своей книги жизнь знаменитого клоуна, предварительно изучил множество источников, таких, как воспоминания родных и близких артиста, статьи, интервью...
Невозможно представить советский и постсоветский цирк без Никулина, а ведь он попал туда почти случайно.
Будущего клоуна не приняли в ряд творческих вузов, отсеяв после первых же туров, и Никулин решил попытать счастья в цирковой студии, куда его приняли.
Летом 1948 года Юрий окончил студию, и в этом же году, 25 октября, состоялось его первое выступление: вместе с актером Романовым Никулин показал клоунаду "Натурщик и халтурщик", автором которой был отец Юрия.
Как невозможно представить цирк без Никулина, так же невозможно представить отечественный кинематограф без актера Юрия Никулина, первая роль которого - горе-пиротехник в фильме режиссера Александра Файнциммера "Девушка с гитарой" (1958).
Между прочим, когда в 1946 году Никулин пытался поступить во ВГИК, ему сказали: "В вас, конечно, что-то есть, но для кино вы не годитесь. Не тот у вас профиль, который нам нужен. Скажем вам прямо: вас вряд ли будут снимать в кино. Это мнение всей комиссии".
Жизнь показала, что"мнение всей комиссии" оказалось ошибочным.
Судьбоносной стала для Никулина встреча с кинорежиссером Леонидом Гайдаем, который пригласил артиста на главную роль в короткометражку "Пес Барбос и необычный кросс", вошедшую пятой новеллой в киноальманах "Совершенно серьезно", премьера которого состоялась 18 сентября 1961 года. Но именно эта короткометражная лента принесла успех всему фильму, а впоследствии зажила самостоятельной жизнью.
С этого фильма началась слава Гайдая и знаменитой троицы: Вицин-Никулин-Моргунов ("ВиНиМор"), благодаря которой отечественный комедийный кинематограф достиг вершины, которая до сих пор остается недосягаемой.
Последняя роль "ВиНиМора" была в фильме "Семь стариков и одна девушка"(1969). После этой киноленты троица вместе не снималась. Дело в том, что их взаимоотношения в реальной жизни были далеко не идеальными.
"Смешное и трагическое - две сестры, сопровождающие нас по жизни", - говорил Юрий Никулин. Возможно, кто-то с этим не согласится, но в жизни артиста было именно так.
Известнейший клоун, актер кино, знаток великого множества анекдотов - это Никулин. Участник Великой Отечественной войны, видевший кровь, смерть друзей, перенесший контузию, - это тоже Никулин. Может быть, поэтому он так любил смех, без которого невозможна жизнь?
Не менее интересна и вторая часть книги Ф.И. Раззакова, которая называется "Клоуны по-советски". Автор считает, что "советское клоунское искусство "вышло из шинели" дореволюционного", сохранив гуманистическую составляющую.
Среди первых российских клоунов - А. Дидерик, В. Яковлев, И. Козлов.
Раззаков рассказывает о становлении клоунады и биографиях некоторых замечательных представителей этого циркового жанра, многие из которых вполне могли бы согласиться с Юрием Никулиным, сказавшим: "Слышать смех - радость. Вызвать смех - гордость для меня".
 
Светлана Титова

Ярлыки: искусство, отраслевая литература


2019-09-26 14:14



Вся Россия стала полем Куликовым.
Ополчился ворог. Быть нам иль не быть?
Но не слышно клича Дмитрия Донского,
Некому Отчизну нашу защитить.
 (Г.Пономарёв – иеромонах Роман. Песня «Поле Куликово». Исполняет Жанна Бичевская)
 
Здравствуйте, немногочисленные друзья! 
Почему такое начало? А разве в наш век кричащей рекламы способен князь Дмитрий Донской составить конкуренцию персонажам книг легко-приятного жанра, одиозным и эпатажным личностям, разным модным людям на ярких обложках? Вроде бы мне, как интернет-автору, должно быть надо, чтобы вы, читатели, все-таки заглядывали в наш блог. А тут Дмитрий Донской...
Не секрет, что художественные произведения вызывают больший интерес, чем исторические биографии, а жизнеописания недавних вершителей судеб – больший интерес, чем фигуры средневековой истории. Вердикт одного моего знакомого по этому поводу был особенно суров: «Размещать в библиотечном блоге сообщение о Дмитрии Донском – это то же самое, что писать в стол при советской власти. Но тогда надеялись, что их прочитают в будущем, а теперь будущее уже наступило и перечитывать старое никто не собирается». 
Однако ж я рискнул. Не имею никакого представления, читает ли меня кто-либо. Но если читает, то повторю: «Здравствуйте, немногочисленные друзья!» Мысленно жму вам руку. И вам, как друзьям, жалуюсь: герой этой книги оброс в представлениях большинства всевозможными клише и штампами типа «выдающийся полководец», «благоверный князь», «великий предок», «продолжатель собирания Руси», «борец за освобождение»... А где сам человек? Как ему жилось? Каков он был в качестве политического деятеля? Чего он достиг? В чем его оригинальность? И чем он похож на других московских князей?.. Об этом ведь говорится до обидного мало.
Лишь историк припомнит, что Дмитрий Донской рано осиротел. А эта ранняя смерть родителей, «великий мор» (чума) и вынужденное одиночество ребёнка среди взрослых и есть реальная история реального человека. Притом история во многом драматическая и даже трагическая (как известно, Клио вообще не скупится на бедствия как для отдельных персон, так и для целых народов). Я уже не говорю о том, что Куликовская битва – всего один день жизни великого князя. Кроме 8 сентября 1380 года, герою было отпущено Богом еще 38 лет 7 месяцев и 6 дней. Многое ли мы здесь знаем?
Но не думайте, что я сейчас стану медоточивыми устами расхваливать представленную книгу. Или начну петь дифирамбы герою. Нет, я просто укажу на две вещи.
Прежде всего. Книга доктора исторических наук Н.С. Борисова закрыла существующую лакуну, потому что никто до него не написал обстоятельного и доступного для современного читателя исторического портрета Дмитрия Донского. Я имею в виду литературный портрет, основанный на принципах научной биографии. (Конечно, есть историко-биографическое произведение, созданное писателем Ю.М. Лощицем, но речь о другом.)
Во-вторых, на мой взгляд, этот обстоятельный исторический портрет написан Н.С. Борисовым так, что видишь: автор не приписывает возможной мотивации самого себя поступкам князя, не оценивает героя со своей колокольни и т.д. Биография, написанная Николаем Борисовым, – беспристрастный и подробный рассказ о Дмитрии Донском. И в то же время в этом рассказе нет опрометчивого стремления дать исчерпывающие ответы на все вопросы.
На этом можно и закончить сообщение, потому что самого героя этой книги вовсе нет нужды представлять подробно. Но давайте подведем своеобразный итог его правления.
Как бы сформулировал свои цели князь Дмитрий?
Объединить все княжества Северо-Восточной Руси.
Освободиться от власти Орды.
Установить династическую унию с Литвой.
Сделать автокефальной Русскую церковь. (Да, автокефалия церкви в православии часто злободневная тема.)
В итоге (пишет автор книги) «в “послужном списке” князя на каждую “благодарность” приходится по “выговору”». Да, в массовом сознании всё это перечеркнула Куликовская битва. Дмитрий Донской стал символом и иконой (даже буквально). Но, наверное, патриотизм и любовь к Родине еще и в том заключаются, чтобы терпеливо изучать эпоху, когда начала складываться историческая Россия. Притом изучать, не очерняя и не обеляя одного из главных героев того времени – князя Дмитрия Донского. Этому и поможет книга Николая Борисова «Дмитрий Донской», изданная в лучших традициях серии «Жизнь замечательных людей».
 
Дмитрий Кочетков
 

Ярлыки: биография, ЖЗЛ, историческая литература, отраслевая литература, серия


2019-09-24 09:15



Если вам хочется пощекотать себе нервы и почитать детективы, от которых трудно оторваться, то возьмите книги Татьяны Степановой. Этот автор пишет именно для вас. Татьяна Юрьевна работает в пресс-центре ГУВД Московской области, и сюжеты её произведений не придуманы, а лишь художественно обработаны, чтобы стать довольно жуткими, надо сказать, детективами. «Яд – шоколад» - книга, которую я представляю, – не исключение. Ведь речь в ней пойдёт о серийном убийце, маньяке, зверски уродующем  молодых женщин. «Майский убийца» - так назвали его в полиции за целую серию преступлений, совершённых в мае. А сотрудница Пресс-центра Екатерина Петровская не могла спать по ночам после того, как увидела фотографии его изуродованных жертв. И хотя по горячим следам преступник был найден полицией и отправлен на принудительное лечение в психиатрическую лечебницу, через два года после нашумевших событий – и тоже в мае – подобные преступления опять возобновились. Значит, маньяк остался на свободе, а на принудительное лечение отправлен невиновный человек?
С большим мастерством проведёт вас автор через галерею подозреваемых лиц, подкидывая то одну, то другую улику. И вы будете по очереди подозревать всех подряд – приём, который всегда успешно использовала королева детектива Агата Кристи (а почему бы и не поучиться на удачных примерах? – В.Б.) И, как в хорошем классическом детективе, читатель вместе с героем, ведущим расследование, проведёт расследование своё. Версии будут меняться, а оторваться от чтения книги будет трудно.
Но хочу обратить ваше внимание, что людям впечатлительным читать детективы Татьяны Степановой не рекомендуется: уж слишком много в них описаний «натуралистических подробностей», которые охотно помещает на свои страницы автор. Книга имеет возрастные ограничения 16 +
 
Валерия Базлова

Ярлыки: детектив, российская проза


2019-09-21 10:22



“Мы есть то, что мы едим”
Гиппократ
 
 
За последние десятилетия сети быстрого питания изменили не только ритм и стиль жизни современного человека, но и экономику, культуру и архитектуру целых государств. Центральные улицы большинства городов мира идентичны, как братья-близнецы. Куда не взглянешь: McDonald's, Burger King, KFC. Фастфуд везде: в торговых центрах и учебных заведениях, кинотеатрах и заправках, аэропортах, вокзалах и...  больницах. Знакомые неоновые вывески и стандартное меню неосознанно создают у посетителей ощущение тепла и уюта. В отлаженной, автоматизированной реальности стол накрыт всегда. Даже страны с богатым гастрономическим наследием, такие как Франция и Италия, постепенно переходят на питание по принципу “Съешь сразу” или “Только разогрей”. Как ни крути, это быстро, просто и удобно. Да и кто из нас откажется от щедрой порции хрустящего жареного картофеля, восхитительного кусочка сочной пиццы, аппетитного хот-дога или красиво собранного многослойного гамбургера? 
Но “не все полезно, что в рот полезло”. Пристрастившись к готовой продукции, мы по сути продаем здоровье, поскольку почти все ингредиенты хорошо известных нам блюд поступают в кафе и рестораны в частично или полностью обработанном виде: замороженные, консервированные, сушеные или сублимированные. А привлекательный внешний вид, яркий вкус и бесподобный аромат им обеспечивает жгучая смесь эмульгаторов, стабилизаторов и прочих химических добавок. 
Добро пожаловать в секретную подсобку вездесущей мегапопулярной американской кухни. Перед вами изобилующая неутешительными фактами и шокирующими подробностями скандальная книга-разоблачение, в жесткой форме разъясняющая, из чего на самом деле состоит любимая всеми еда и чем чревато ее постоянное употребление. Ее автор - журналист и сценарист Эрик Шлоссер. Он буквально по крупицам выуживает плотно утрамбованную правду из знаменитых разномастных картонных упаковок. Ну а если представленные материалы покажутся вам недостаточно убедительными, посмотрите документальный фильм Моргана Сперлока “Двойная порция”. Эта сильная и смелая работа наделала в свое время за океаном немало шума, что, однако, не помешало ей стать номинантом на премию “Оскар” и дать старт череде аналогичных расследований. Ведь мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить.
 
Александра Разина

Ярлыки: отраслевая литература, экономика


Ярлыки:
lady fantasyS.T.A.L.K.E.R.TVXX векавантюрный романавторское словоазбука-novelазбука-классикаальтернативная историяАмфора-TRAVELLанабиозанглийский романбиографиябуктрейлервампирывикториныВинтажвоенная темаволшебствовоспоминаниядетективдетидетская литературадиетадневникдраматургияженская прозажестокие игрыЖЗЛзаметкизарубежная литератураиздательство ИНОСТРАНКАинтеллектуальная литератураискусствоисторическая литературакитайская литератураклассикакнига-бестселлеркнигиколдовские мирыконкурскошкикраеведениекрасоталауреат премийлитературоведениеЛитреслюбовьмагиямаркетингмедицинамемуарыменеджментмировая коллекциямистикамифымолодежьМона Лизамузыкамультфильммяу-эстафетанаучная литератураНобелевская премияновеллыновогоднее чтениео животныхо чем говорят женщиныоборотниодиночество простых чиселотраслевая литератураповесть в письмахподросткипоздравленияпокровские воротаполитикапосвяти этот вечер себеправовая литератураправославная литературапремияпривиденияприключенияприятное чтениепро искусствопсихологическая повестьпсихологический романпсихологияпублицистикапутешествияразмышление на темурассказырелигияроманроман в письмахромантическая комедияроссийская прозарусская литературарусский Букерсборниксемейные историисемейный романсемьясердечная наградасериясказкаскандинавская литературасовременная прозасоциологияспорттелевидениетриллерфантастикафильмфинансыфранцузский романфэнтезичтениеэкономикаэкранизацияэнциклопедияэтикетэтногенезэтнографияюморюридическая литератураяпонская литература