Кристина Старк "Гончие Лилит"
Лариса Петровичева «Музыка мертвых»
Сьюзен Мэллери "Сезон прогулок босиком"
Максим Сонин "Ступает слон"
Юрий Поляков «Весёлая жизнь, или Секс в СССР»
Гузель Яхина "Дети мои"
2016-11-10



Это достойная, крепкая и убедительная мужская проза.
(Н. Абгарян)
 
«Приводя дела в порядок» - это сборник так называемой мужской прозы, смешной и серьезной.
Рассказ «Из чего же, из чего же?» Сергея Узуна. Папа починил пылесос, который после ремонта «из три в одном (пылесосим – моем – сушим) превратился в пять в одном (гудим – жрем электроэнергию – не всасываем – внезапно отключаемся – вызываем раздражение)». И теперь задача сына не допустить папу до починки игрушечного робота.
Читая рассказы Святослава Касавченко, еще раз убеждаемся в том, что детство – самая прекрасная, но и самая непростая пора в становлении личности, и что по-настоящему счастлив тот, кто счастлив в своей семье.
И, вероятно, правильное воспитание то, когда провинившиеся внуки боятся не наказания, а стыдятся огорченного деда: «...это было ужасно – стоять перед расстроенным дедом и не иметь никаких объяснений своему поступку» (рассказ «След Сокола»).
А какое счастье – рыбалка! Ради нее можно помочь взрослым и хату побелить («Белые Волки).
Но не чужда автору и армейская тема. В юмористическом рассказе «Губная гармошка и отсутствующий рояль» описывается, в частности, процесс подъема рояля (в квартиру замполита) на четвертый этаж через окно. В результате трудовой деятельности был сделан следующий вывод: «Рояль «Бехштайн» звучит очень насыщенно. Особенно – упав с четвертого этажа».
А вот в рассказе «Никола Негодник» прослеживается трагическая нота. 
Один из героев его – майор Першерон (это не прозвище, это фамилия) – настоящий «отец солдатам», убежденный в том, «что командир обязан брать на себя вину подчиненного в любом случае, а уже потом наказывать его, если он виноват».
Майор погиб, спасая подчиненных, солдат-срочников...                          
«Концерт по заявкам» Виталия Сероклинова – всего лишь три с половиной страницы, а по сути – жизненная драма, извечный конфликт отцов и детей (матери и дочери в данном случае), взаимное непонимание. Но когда мама уходит из жизни, дочь с ужасом понимает, что теперь она не будет говорить «у нас», «теперь надо учиться говорить «у меня» ...
«Цыганка с картами, дорога дальняя» Алексея Карташова – это вариация на тему поиска смысла жизни.
Старый геолог считает запрет врачей выезжать в экспедиции и необходимость ежедневно принимать таблетки личной трагедией, приговором. «Все-таки мы живем не для того, чтобы лекарства пить». Страшно ломать привычный ритм жизни, но что делать? А смысл все-таки оказывается для него в том, чтобы быть кому-то необходимым, хотя бы коту Яшке. И поэтому за жизнь нужно держаться изо всех сил.
Небольшой рассказ «Легкая походка» Алекса Туманского посвящен теме блокадного Ленинграда.
Сборник «Приводя дела в порядок» очень разнопланов; по мнению Наринэ Абгарян, здесь собраны произведения талантливых и одаренных авторов.   
 
Автор отзыва на книгу - Светлана Титова.

Ярлыки: рассказы, сборник, современная проза


2016-11-08



Придумано не мной, что мчится день за днем,
То радость, то печаль кому-то неся,
А мир устроен так, что все возможно в нем,
Но после ничего исправить нельзя.
Леонид Дербенев 
 
Этот мир придуман не нами!
Но кто-то живет в придуманном мире…
 
Кэтрин Морланд – это всё-таки анти- или не-героиня романа Джейн Остен, потому что она никак не согласуется с классической романной героиней, имеющей огромный набор положительных качеств. 
Но оставим пока классика английской литературы в покое.
Как бы выглядела не-героиня сегодня? Увлеченная хоррором и мистикой, но отнюдь не образованием, она, вероятно, сносно бы себя чувствовала в нашем времени, едва зная выученный в детстве стишок и почти не путая дробь с корнем (о последнем мог бы свидетельствовать даже диплом колледжа или техникума). Выросла бы не-героиня, конечно, в многодетной семье с достаточным общим количеством рук, ног и голов. Вот только загвоздка – могла ли это быть семья священника, как у Джейн Остен? Как было бы увязать увлечения не-героини с необходимыми качествами набожной фамилии, я не знаю. «Отец ее был священником, не бедным и забитым, а, напротив, весьма преуспевающим…» Какой, понимаешь, деловой человек!.. Остаётся лишь надеяться, что в этом щекотливом вопросе нам помогла бы заграница, и не ставить под сомнение ничью отечественную духовность. Итак, не-героиня и вся семья её оказались бы иностранцами. Да и жили бы они, естественно, в иностранном государстве.
Затем современная не-героиня поехала бы на водный курорт, чтобы развлечься в танцевальном клубе. В самом деле, почему бы и нет? Возможно также, её долго не считали бы за свою, потому что дресс-код у нее не тот и знакомые на курорте отсутствуют. Но почему со временем не может встретиться подружка из семьи друга старшего брата? И почему нельзя влюбиться в сына генерала? Наконец, почему нельзя съездить к месту жительства генерала и побывать в помещении бывшего монастыря? Вот где раздолье для фантазий! Кровавые убийства и ужасы, претерпеваемые мучимыми жертвами, будут мниться не-героине в каждом закутке монастыря, и это, наверное, отнюдь не должно будет смущать генерала до тех пор, пока он не узнает о реальной величине доходов семьи преподобного отца и вместе с тем отца не-героини, так близко общающейся с его сыном… Тут уж ему может показаться, что девчонка-то не та, на какую он рассчитывал…
А как же любовь юной девы к генеральскому сыну? И чем может закончиться эта история? 
Нет, пусть уж лучше эту историю расскажет сама Джейн Остен, которая прекрасно спародировала литературу ужасов своего времени, набив хорошенькую головку Кэтрин Морланд своеобразными «готическими» мыслями.
 
Постскриптум. Роман Джейн Остен «Нортенгерское аббатство» экранизирован (2007 год, Великобритания; режиссёр Джон Джонс). 
Смотрите кино – читайте роман! 
 
Автор отзыва на книгу - Дмитрий Кочетков
 

Ярлыки: английский роман, зарубежная литература, классика, любовь, фильм, экранизация, юмор


2016-11-07



Никогда не считай, что знаешь всё, что тебе больше нечему учиться.
Н. Зелинский
 
Хороший сюрприз от легкомысленной «фэнтезюшки» в серии «ЛитДорама». Книга оказалась хорошо написанной, захватывающей и даже необычной. Для тех, кто не в теме, сообщаю важную информацию. Дорама – это такой корейский сериал. Сама не смотрела, но по отзывам фанатов примерно представляю, что это всегда о неразделенной любви, иногда с мистикой, всегда совершено нелогично, но эмоционально. Кроме того, восточный менталитет, обычаи, ритуалы, быт настолько отличается от российского, что многое, наверное, остается за кадром. И вот издатели затеяли серию книг с восточным, точнее корейским привкусом, мистикой, фантастикой, любовью и прочими радостями. Процентное соотношение ингредиентов, конечно же, разное у разных авторов.
Итак, жил да был простой московский студент Серёга. Учился на восточной кафедре иняза только потому, что языки ему давались потрясающе легко с самого детства. Играл на синтезаторе по кабакам для заработка и лёгких знакомств с девчонками. Лёг он однажды спать и оказался в странном месте, где прекрасная богиня Гуань Инь объяснила ему, что он умер. И предложила второй шанс прожить толком и не начатую жизнь в другом мире и другом теле. Разумеется, герой наш согласился, только слегка поколебавшись.
Мир оказался практически неотличим от нашего. Некоторых важных событий и личностей не случилось в здешней истории. А так есть и Россия с США, и Корея с её Самсунгами, Дошираками и прочими штучками, приятными сердцу цивилизованного человека. НО! Тело оказалось женским!!! А-А-А-А-а-а-а…. Верните меня обратно! Очень долго Серёга ругается по поводу нового вместилища своей души. Память-то и опыт остались прежними, мужскими. И как вынести, что ты теперь маленькая, квадратненькая, коротконогая кореянка 17 лет от роду? А мордочка-то страшная-а-а-а… А пальчики короткие такие, что на синтезаторе не сыграть толком (Сергей убедился, когда попробовал). И голоса нет. Жуть, короче. Хоть язык осваивать не надо, и то хлеб. А вот обычаи…мдя…и то, что он ничего не знает о «своём» прошлом. Ни мать, ни сестру не узнал. Симулируем амнезию! Чем не ход, для дорамы. А как симулировать любовь к этим самым дорамам, если они кажутся полной бредятиной для десятилетних девочек?!!! 
Приходится Серёге осваивать и правила поведения для юных кореянок. Это жесть! Зато и читатель узнает много интересного о повседневной жизни корейцев. О низкопоклонстве перед Западом такой силы, что наше просто отдыхает. О том, как важно высшее образование достойного качества. О том, что корейской девушке никогда не подняться выше подай-принеси-завари-кофе-на-весь-офис, не смотря на самое супервысшее образование. Ну что ж, будем работать с тем материалом, что имеем, решает неунывающий парень. Будем в звёзды пробиваться. О как! 
Продолжение будет. Книга обрывается на самом интересном месте. Лишь бы автор не снизил планку и продолжил бы приключения в том же духе. Вы заметили, что автора я тоже в мужском лице именую? Читая книгу все дальше и дальше, я как-то усомнилась в половой принадлежности госпожи Истоминой. Уж больно по-мужски написано. И в отношении к девушкам это чувствуется, и по полному отсутствию сентиментальности. Некоторые вещи сложно объяснить, но вот чуйкой чую, что мужик писал! Так и оказалось. Стоило пошарить в Интернете, и – вуаля! Если кому интересно, информация не закрытая, найдите сами. Не это суть важно. Главное то, что книга получилась вполне приличная, особенно на фоне потока низкопробного чтива. 
 
Автор отзыва на книгу - Светлана Маркевич

Ярлыки: фантастика, фэнтези


2016-11-03



«Вам придется поверить в легенды о призраках, вы среди них» 
Пираты Карибского моря. Проклятие Черной жемчужины
 
В каждом заброшенном доме, как и в каждом старинном замке, обязательно обитает привидение: одичавшее и обиженное, равнодушное и печальное, капризное и зловредное, но непременно уникальное и легендарное. Это знают все. Однако мало кто из современников может похвастаться тем, что видел воочию представителя потустороннего мира. А вот нашим предшественникам, похоже, частенько доводилось с ними встречаться. Бред, скажете вы. Призраков не существует. Это знают все. Просто во все времена люди проявляли повышенный интерес ко всему загадочному и таинственному. К тому же жители прошлых столетий делали выводы, исходя как из реальных событий, так и из многочисленных преданий, имеющих сверхъестественную подоплеку.  
Чарльз Линдли Вуд, лорд Галифакс, виднейший деятель Англиканской церкви, всю жизнь собирал подтверждения существования призраков, записывая наиболее интересные из них в домашний альбом, именуемый «Книгой привидений». Родственники и знакомые, знающие о подобном увлечении лорда, с удовольствием пополняли его коллекцию личными свидетельствами о посланцах из загробного мира, что вернулись в мир живых, дабы восстановить справедливость, разоблачить злоумышленника, загладить вину, предупредить о грядущей беде или сообщить важную весть. Все в один голос утверждали, что стали очевидцами необъяснимого. Несомненно, некоторые истории были порождены чересчур богатым воображением их создателей, а события, имеющие вполне логичное объяснение, из-за отсутствия достаточных научных знаний о природе тех или иных явлений, были ошибочно приписаны деятельности потусторонних сил. После публикации сборник вызвал небывалый интерес у читателей. И пусть нам, скептически настроенным и технически подкованным представителям двадцать первого века, с лету отвергающим все непостижимое и непонятное, данные рассказы покажутся детскими и наивными, не стоит сразу их высмеивать. Может, наше виртуально живущее поколение, пресыщенное мощными спецэффектами и агрессивными, лихо закрученными сюжетами, разучилось смотреть дальше и видеть больше? Может, привидения на самом деле существуют?
Я предлагаю вам на один вечер отвлечься от надоевшей рутины, отложить на потом очередную серию популярного сериала и позволить своему воображению как следует разгуляться. Пройдитесь по темным, извилистым коридорам, окутанным мраком особняков. Поселитесь в необжитой, всеми избегаемой комнате, где, по поверьям, много лет назад было совершено преступление. Шагните в туман леденящей душу неизвестности, и, возможно, вам тоже удастся разглядеть во мраке ночи мистический силуэт, столкнуться в переходе с чьим-то неприкаянным духом или хотя бы просто ощутить рядом с собой чье-то незримое присутствие. Взгляните на прошлое под другим углом. Впустите в свою жизнь немного мистики. Переступите грань, отделяющую мир живых от мира мертвых.
 
Автор отзыва на книгу - Александра Разина.

Ярлыки: зарубежная литература, мистика, сборник


2016-11-01



31 октября широкая космополитическая русская душа отпраздновала Хеллоуин, ставший “красным днем” календаря благодаря кельтам, у которых новый год начинался 1 ноября, с наступлением темного сезона. Ирландский праздник Самайн, сопровождавшийся, по убеждению древних, соприкосновением нашего и иного миров, и превратился в современный Хеллоуин, который явился одной из примет глобализации, потому что вышел за пределы англоязычных стран. Пока ксенофобы с ксенофилами спорят, гоже или негоже нам на просторах нашей необъятной Родины подсвечивать усмехающиеся тыквы, давайте пофантазируем, у каких книг (точнее говоря, перед обложками каких книг) следовало бы ставить «светильники Джека», чтобы не струсить в канун Дня всех святых.
Итак, рейтинг “страшных” обложек.
 
ПЯТОЕ МЕСТО 
 
 
Именно с этой книги начал закрадываться “ужас, летящий на крыльях ночи”, в мою душу. Вампиры плюс затмение, всегда будоражащее кровь всему живому... Однако, как заметила одна знакомая девчушка-школьница, мистические “кровососы” – это же прикольно! Таким образом, если кому-то даже “прикольно”, то сам по себе вампир не повод для чрезмерных волнений. А затмения – раз и проходят! Поэтому и место всего лишь пятое.
 
ЧЕТВЕРТОЕ МЕСТО
 
 
В крупном городе вполне возможно не избежать нападения всякой нечисти. Так решил и я, составляя этот рейтинг и вдруг многозначительно заметив, что за окном стало темнеть. И всё-таки здесь какой-то неконкретный ужас, согласитесь. Хотя “дяденька с клыками” и пытается нагнать страху, но до конца не веришь, что на улице встретишься именно с ним.
 
ТРЕТЬЕ МЕСТО
 
 
Вот это уже леденит душу, кровь... или у кого что? Не хотелось бы оказаться на рандеву с такой дамочкой даже по протекции самого Леонардо да Винчи! Есть подозрения, что комплименты типа «Ваша белоснежная улыбка всегда грезилась мне во сне» или «Ваши прекрасные очи сводят меня с ума» мало помогут в деле установления потусторонних контактов.
 
ВТОРОЕ МЕСТО
 
 
Как у Кинга, не знаю, а вообще, наверное, полицейские “бесята” из потустороннего мира рады были бы изгаляться, придумывая свои правила пользования библиотеками. Распишитесь кровью за получение читательского билета. За просрочку – смерть. И так далее.
Сначала я, посоветовавшись с коллегами, хотел поставить эту книгу на первое место. По библиотечному блату, так сказать. Но следующая книга внесла коррективы.
 
ПЕРВОЕ МЕСТО
 
 
Классика бессмертна? Нет, скорее, она восстаёт из мертвых и не может обрести покой. Наверное, так оно и есть, если верить обложке этой книги.
 
Постскриптум
Обложка-победитель побудила меня (с подачи коллег) познакомиться с Джейн Остен в классическом виде. Попробую. Как прошел тет-а-тет с английской леди начала 19-го века, сообщу отдельно.
 
ЗАГЛЯДЫВАЙТЕ ПОД ОБЛОЖКИ! 
ЧИТАЙТЕ КНИГИ!
 
Материал для сообщения подобрал Дмитрий Кочетков.

Ярлыки: авторское слово, книги, чтение


2016-10-29



Все люди и все события твоей жизни пришли в неё потому, что ты их притянул. Теперь тебе надо выбрать, как с ними поступить. 
(Ричард Бах)
                              
Джон Ирвинг – американский писатель и сценарист, обладатель премии «Оскар», один из мощнейших прозаиков современности. Фильмы, снятые по его книгам, прибавляют автору ещё большей популярности.
«Мужчины не её жизни» – это, прежде всего, современный роман классического типа. Роман о любви, причём любви разной, во всех её проявлениях. А где есть любовь, там есть и страдания, и прочие противоречивые чувства, сопутствующие любви.
Книга пронизана атмосферой сгущённой чувственности, которая наполняет страницы книги некой магнетической силой. Все события этого романа непосредственно связаны с главной героиней Рут Коуэл. Семейная трагедия наложила свой отпечаток на всю последующую жизнь Рут. Её мать даже спустя пять лет не могла смириться с нелепыми смертями её двух первых сыновей, что в итоге сыграло свою роль: произошел её уход из семьи (которая и так трещала по швам), когда Рут было всего четыре года. Но перед тем как уйти, 39-летняя мать Рут соблазнила влюбленного в неё 16-летнего парня по имени Эдди О'Хара. Отец Рут, занимаясь сочинительством детских книжек, параллельно с этим рисовал натурщиц, как в одежде, так и без неё, и всё никак не мог удовлетворить свои сексуальные амбиции. И в такой вот атмосфере росла главная героиня романа.
События детства оставили в памяти Рут множество страхов, с которыми ей приходилось справляться в одиночку. (Например, Рут столкнулась с человеком-кротом из книги своего отца в очень неприятных условиях, когда искала сюжет для своей новой книги в Амстердаме, в районе красных фонарей.) Автор очень красочно и увлекательно описывает всю жизнь Рут Коуэл, её становление и как женщины, и как писателя. Эта книга вместила в себя настолько много разных интересных образов и ситуаций, что читать её вам точно будет нескучно. Единственная оговорка: в книге присутствует множество пикантных сцен и описаний.
Мораль книги, пожалуй, в том, что семья – это непреходящая ценность, она, как и вдовство, не может быть на год или на 10 лет, это навсегда.
 
Автор отзыва на книгу - Ольга Староверова.
 

Ярлыки: зарубежная литература, издательство ИНОСТРАНКА, любовь, роман, современная проза


2016-10-27



Сперва явился дев прелестный рой,
Затем султана евнухи цветные;
Как на параде, замыкали строй
Их пышные кафтаны расписные…
Дж. Байрон «Дон Жуан»
 
Мое знакомство с запретными местами началось в юные годы. “Нередко удавалось ему ночевать и на мягких шелковых подушках в гареме какого-нибудь иранского вельможи...” – читал я. Да, конечно!
– Пора. – говорил герой. – Прощай, моя несравненная жемчужина, и не забывай меня.
– Уходи, если так! – сердито говорила красавица, тщетно пытаясь скрыть слезы, блестевшие на ее длинных ресницах. – Но скажи мне хоть свое имя на прощание.
Востоком меня просвещал Ходжа Насреддин – герой произведений Леонида Соловьева «Возмутитель спокойствия» и «Очарованный принц».
Прочувствовать восточный колорит помогли мне и сказки «Книги тысячи и одной ночи» в переводе М. Салье. Благодаря этой книге я понял, что сказки рассказываются не только для детей, но и для взрослых. «Женская тема» сказок в совокупности с признанием М. Салье в том, что некоторые слова были приведены по-арабски в русской транскрипции, чтобы не прибегать к площадным выражениям, пробудили в неокрепшей юношеской душе сильный интерес к арабистике. 
Но арабским словам, как я выяснил гораздо позднее, далеко до турецких. Турецкими словами пестрит и книга «Гарем до и после Хюррем». Кто такие икбал, кадын-эфенди, валиде-султан, харемагадары? Интригует!
Поспособствовал моей любви к Востоку и фильм Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни». Восток – дело тонкое. Гюльчатай, открой личико!
Впрочем, султанские наложницы, как сообщает представленная книга, мимо которой я, как вы догадались, пройти не мог, не покрывали свою голову паранджой. Почему? Обитательницы гарема проводили жизнь в четырех стенах. От кого личико прятать? Чужим и так смотреть запрещено. Кстати, забыл уточнить, что “гарем” переводится как “запретное”.
 
 
У населения к этой запретной теме пробудился интерес, я думаю, благодаря сериалу «Великолепный век». Меня этот сериал почти не коснулся, но у него немало поклонниц. 
Не оставляет без внимания сериал «Великолепный век» и составитель представленного сборника Н.Н. Непомнящий. В сериале, отмечает он, жена султана Гюльфем благополучно переживает все перипетии сюжета и остаётся в живых на протяжении более чем ста серий. А в действительности всё было иначе. Гюльфем, воспользовавшись ситуацией ротации жен и продав свою очередь другой женщине, была умерщвлена Сулейманом, посчитавшим такой поступок оскорблением для султана.
Итак, Н.Н. Непомнящий  предлагает пройтись по гарему, при этом ничем не рискуя. Заглянуть в покои дар-эс-саадет агасы. Тут, несмотря на звучащее экзотично и романтично название, никаких восточных красавиц вы не найдёте. (Мужчины могут расслабиться.) Это покои старшего евнуха. Без евнухов, как и без восточных красавиц, гарем обойтись не мог. Это факт. Впрочем, нетерпеливые могут не ждать объяснений и пройти во внутренний двор наложниц. Покои наложниц. Покои жен султанов. Покои фавориток. Бани. Иначе говоря, хаммам. Без этого тоже никуда. Но не буду утомлять вас перечислениями и подробными описаниями: ведь вы можете попутешествовать по гарему столько, сколько вам угодно, взяв в гиды книгу «Гарем до и после Хюррем».
В сборнике много цитат из различных источников, есть также рецепты, фотографии и репродукции картин. Жаль, что иллюстрации черно-белые. Более богатое оформление и более качественная бумага сделали бы эту книгу привлекательнее.
 
Автор отзыва на книгу - Дмитрий Кочетков.

Ярлыки: историческая литература, отраслевая литература, сборник


2016-10-26



Сильное воображение порождает событие.     
М.Монтень
 
Несказанное удовольствие открывать для себя (ну и для любимых читателей, естественно) новых хороших авторов. Оказывается, это уже третья книга прозы автора. А есть еще стихи и учебник латыни. Сейчас господин Нисенбаум занимается издательским проектом «Намедни». Но успел и студентов латынью помучить, и музыкальным театром поруководить, и картины писать, и оформителем в театре поработать (ну это совсем в ранней юности). Вот такой разносторонний и творческий человек. 
Как раз со своими юными годами писатель и знакомит нас. Повествование ведется от первого лица. И этот юношеский говор очень достоверен. То он пыжится от гордости за себя, настоящего почти художника, участвующего в настоящей, как у больших, выставке. То, смущенно потупившись, сообщает, что выставка в фойе кинотеатра на втором этаже, куда редко забредают люди. На дворе конец 70-х двадцатого века. Фабричный уральский город Тайгуль. А художники сплошь непризнанные и странные. Варятся в своём маленьком котле, потому что узок круг этих людей, страшно далеки они от народа… Зато и от начальства далеко. И никто не снесет бульдозером их выставку, как бы они не мечтали об этом.
Чудится иногда, что автор с лёгкой ностальгической улыбкой поглядывает на своих героев. Созданных или воссозданных? Мне показалось, что Нисенбаум тут идет по пути Довлатова. Вроде бы о реально существующих людях тот рассказывал, но свидетели вопили: не было такого!!! А Довлатов только плечами пожимал, мол, зато красиво звучит! Михаил Ефимович хотя бы названия и имена переделал. Понятно, что Тайгуль – это Нижний Тагил, родной город автора. Да, он признаётся в любви к грязному, вонючему, некрасивому рабочему городу! Я, коренная череповчанка, прекрасно его понимаю. Фамилии упоминаемых тогдашних знаменитостей, наверное, тоже слегка изменены, как и фамилия самого рассказчика.
«Мои любимые чудовища» - это все наши воспоминания, наши родные и близкие, которых любишь вопреки всему. У автора получился очень эмоционально сбалансированный роман в рассказах. Во всяком случае, я восприняла эту книгу с большим удовольствием. И не заметила в ней ни излишней сентиментальности, ни умиления сгинувшим социализмом, ни ненависти к нему же. Роман взросления? Да, и это тоже есть. Первые победы и разочарования, дружбы и влюбленности. Все впервые, и хорошее, и плохое. 
Понравилось мне и чувство юмора, мягкое, незлобивое. А уж язык до чего хорош! Яркий, афористичный! Чего стоит одна «кровать, которая скрипела даже от пристального взгляда».
Множество достоинств в одной небольшой книжице. Кто-то скажет, что книга ни о чём. А мне кажется - о многом. Об обыденном писать могут считанные авторы! Да так писать, чтоб и посмеяться от души, и ощутить болезненный укол узнавания, и задуматься надолго, и начать сравнивать его и своё детство. Сколько захватывающего чтива проглочено мною – не сосчитать. И многие ли книги цепляют так, что спустя недели нахваливаю всем желающим? Нет, увы. Большую часть на следующий день уже не могу вспомнить, о чём, собственно, книга-то была? И дело не в памяти. Просто вот эти книги – ни о чём.
А у этого "романа в рассказах" недаром есть подзаголовок – «Книга тёплых вещей». В ней тепло и уютно. И это замечательно.
 
Автор отзыва на книгу - Светлана Маркевич.
 

Ярлыки: рассказы, российская проза, сборник, современная проза


2016-10-25



Жить – Родине служить
 
Возможно, вы немного удивились, прочитав эпиграф. О какой службе Родине можно говорить, если речь идёт об иностранцах, покинувших свой дом и приехавших на чужбину? Но я имел в виду службу нашей Родине, а никакой другой. Жить – и нашей Родине служить. Так-то!
Однако роль иностранцев в отечественной истории оценивается по-разному. Некоторые эту роль оценивают очень негативно. А еще сейчас “в фаворе” антинорманисты разного толка, не признающие призвание варягов на Русь. Мы, так сказать, сами с усами... «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами» – это (в лучшем случае) ошибка летописца, а то и вовсе фальшивка. Во всяком случае, антинорманистами скандинавская кровь Рюрика отрицается. Славянин он. Но это ладно. Некоторые утверждают, что и Чингисхан был русоволосым мужчиной с окладистой бородой. Татаро-монгольского ига, конечно, не было, а Чинсгисхан – наш, тоже славянин. Или, наверное, представитель древнего рода Гипербореи. Спешу обрадовать: оттуда, с Севера, из Арктиды, мы и происходим, сохранив максимум возможного от предков. Остальные сохранили меньше. Какая тут может быть роль иностранцев?! Мешали только...
Вам может показаться, что я ушел в сторону от представленной книги. Нет, я просто пояснил, что основной побудительной причиной ознакомиться с книгой Валерия Ярхо явилось желание рассмотреть судьбы реальных людей в реальной русской истории. А подтолкнула меня к этому, как вы поняли, существующая популярная литература на обозначенную выше тему. Но если непредвзято изучать документы, то можно обратить внимание, что у большинства дворянских родов в самом начале родословных списков стоит (как и указывает Валерий Ярхо): «Предок их такой-то по прозвищу сякой-то, выехал на службу русскому великому князю из тех-то и тех-то земель, получив себе в вотчину земли там-то и там-то». Были те, кто, прибыв из Польши, Литвы или немецких земель, переходил в православие и принимал подданство одного из русских княжеств. Находились татары, которые также служили московским великим князьям. И иностранцами де-факто не считались. (Интересное в связи с этим наблюдение: приехавший в XIII веке во Владимир житель Рязани иностранцем считался. Феодальная раздробленность была, если помните.) В общем, перемешивались народы, никуда не деться. Трудно с чистотой гиперборейской крови...
Книга «Иноземцы на русской службе» охватывает почти три века нашей истории, со времени правления Василия Темного до реформ Петра Великого. Она рассказывает о зодчих и книжниках, врачах и актёрах, военных и авантюристах. Перед нами являются из полузабытых времён итальянцы и немцы, англичане и шотландцы, голландцы и шведы, европейцы и неевропейцы, приехавшие в Московию. Да, кто-то хорошо нажился – и поминай как звали. Но были и такие, кто верно служил своей новой родине. Их потомки уже были русскими по языку и культуре.
Автор делает вывод, с которым я согласен: «Вклад иноземцев в русскую жизнь в целом необычайно велик, и об этом хорошо бы помнить и русским, и европейцам – и в дни дружбы, и в дни противостояния России и Запада».
Книга Валерия Ярхо вышла в серии «История. География. Этнография». Ей, как и большинству книг этой серии, свойственны фактографичность и доступность изложения. Надо признать, что в книге собран богатый материал об иностранцах, прибывавших на русскую службу. Думаю, она будет интересна не только историкам, но и действительно, как бы это ни казалось кому-то просто затёртой фразой, – широкой читательской аудитории.
 
Сообщение о книге подготовил Дмитрий Кочетков.

Ярлыки: историческая литература, отраслевая литература, размышление на тему, серия


2016-10-22



Счастье - это умение ценить то, что у тебя есть. 
Розамунда Пилчер «Сентябрь» 
 
Книга из раздела "Психология". Все хотят быть счастливыми. А что такое счастье? Ученые определяют счастье как специфическое физиологическое состояние, поддающееся измерению и характеризующееся четко выраженной активностью мозга, определенными ритмами сердца и биохимическими показателями. Мы часто связываем понятие "счастье" с определенными внешними причинами и обстоятельствами. Покупаем ли мы новую машину, отправляемся в долгожданный отпуск, получаем прибавку к зарплате – все это дает ощущение радости, но ненадолго, так как быстро становится обыденным, не делает нас счастливыми по-настоящему. На самом деле счастье не приходит со стороны и не зависит от нашего статуса, количества денег на счете, успехов в делах и личной жизни. Счастье – это внутреннее состояние удовлетворения, спокойствия, благости и гармонии.
Авторы книги предлагают разумный и глубокий взгляд на счастье, который поможет изменить свою жизнь. В книге дается полезное руководство, позволяющее нам приобщиться к ощущению счастья. Это руководство основано на опыте счастливых людей, на результатах исследований в области неврологии и позитивной психологии. Поиск счастья начинается и заканчивается внутри нас. Именно мы определяем количество нашего внутреннего счастья. Истории из жизни обычных людей, которые приводятся в книге, подтверждают это. Мы всегда можем сосредоточить свое внимание на позитивных моментах, несмотря на то, что происходит вокруг. Счастье, радость напрямую зависят от наших ежедневных мыслей, чувств, слов и поступков. Когда мы счастливы по-настоящему, мы стремимся перенести его во внешний мир, а не получить его. Это принципиально новая идея. Авторы учат, как тренироваться быть счастливым, как обрести привычки счастливых людей, как придерживаться трех главных принципов счастья. 
Читала с большим интересом. Книга во многом изменила мое понимание счастья. Получается, что счастливы мы или нет, зависит только от нас.
 
Сообщение о книге подготовила Светлана Морозова.

Ярлыки: отраслевая литература, психология


2016-10-20



Для того чтобы понять, что такое война, есть только один способ – пройти через нее. 
(И. Кузнецов)
 
Война в этих рассказах прошла через все … жернова и фильтры памяти …, и наружу вышло самое … страшное. … не ужасы бомбежек или голод в плену, не штыковая атака, не танковое сражение… Просто – обнаженное и очень обыкновенное человеческое нутро.
(Д. Драгунский)
 
 
Исай Константинович Кузнецов – прозаик, драматург, сценарист. Книгу «Жили-были на войне» он составил из своих военных рассказов и воспоминаний. Эти произведения не о боях и сражениях, а в первую очередь – о людях на войне.
Исай Кузнецов в 1941 году ушел на фронт и служил сержантом в понтонных частях. «У каждого своя война… Мой автомат не стрелял по немцам. Немцы стреляли по мне. Я строил переправы», - говорит автор книги.
Под пулеметным и минометным огнем понтонеры собирали паромы и переправляли на плацдарм первые танки и орудия; под обстрелом вражеской артиллерии сводили паромы в нитку моста; под гул немецких самолетов и разрывами бомб строили высоководные мосты, по которым осуществлялась непрерывная связь с плацдармом, а затем шли наступающие части.
Одна из бригад понтонеров «формировалась в городе Кириллове, в знаменитом Кирилло-Белозерском монастыре, и в ее составе было много вологодцев»; о вологжанах автор пишет с большим уважением, подчеркивая основательное и добросовестное отношение наших земляков к своему труду.
Исай Кузнецов говорит, что его поколение росло с убеждением в неизбежности войны и что победа наша будет молниеносной (рассказ «Это было недавно»). Однако финская кампания заставила несколько изменить шаблонное мышление. «Уверенность в неодолимой мощи нашей армии была слегка поколеблена, но ненадолго».
22 июня…  Этот день стал трагической вехой в судьбе целого поколения. И самое страшное на войне – ее будничность, когда под таявшим снегом каждый день обнаруживаются «неубранные со времен прорыва блокады… трупы», когда по оврагу шныряют «здоровенные жирные крысы» и когда каждый день приходится закапывать «в мерзлую болотистую землю обглоданные крысами трупы» (рассказ «Черная речка»).
В такой обстановке уродуются души, девальвируются нравственные ценности. И поэтому – в большинстве случаев – на войне морально травмированы и побежденные, и победители.
Кузнецов пишет порой об очень неприятных в этическом плане вещах, в частности – о так называемом праве победителя (рассказ «Бауцен»).
Наша армия несла освобождение, но…  Это пресловутое право победителя. И далеко не всегда сдерживал приказ, «угрожавший полевым судом за насилия и убийства мирных жителей».
Человек, прошедший через войну, иногда попадает во власть животных инстинктов, и это страшно.
Ужас войны еще и в том, что она ломает все жизненные нормы. «Смерть, кровь, ранения, потеря друзей  и непрерывная смена географических названий… - все это было так же естественно, как завтрак, обед, сон, холод или жара» (рассказ «Десятое мая»).
Сборник еще интересен и тем, что включает воспоминания автора о предвоенных и послевоенных годах, о друзьях – Зиновии Гердте, Александре Галиче, Борисе Слуцком, Давиде Самойлове и многих других.      
 
Автор отзыва на книгу - Светлана Титова.
 
Тем, кто интересуется правдивыми мемуарами о пережитом в годы Великой Отечественной войны, наш блог рекомендует также книгу:
Никулин, Николай Николаевич. Воспоминания о войне : [12+] / Николай Никулин. - Москва : АСТ, 2015. - 351 с. - (Фронтовой дневник). 
Отзыв на нее можно прочитать ЗДЕСЬ.

Ярлыки: военная тема, воспоминания, рассказы, сборник


2016-10-19



Истинное счастье в том, чтобы понять, что в жизни главное, и избавиться от всего остального. 
(Цитата из книги «Исповедь гейши»).
 
Гейша. В самом этом слове заложено что-то таинственное, притягательное и порочное. Восточные красавицы – гейши – существуют с незапамятных времен в Японии. Их изысканность и элегантность вошли в поговорки. Красота и роскошь стали неотъемлемой частью их жизни, смыслом их существования и единственной настоящей любовью.
В представленной книге читателю предлагается исповедь одной из японских «гетер» наших дней – Каё. Вся правда без прикрас. Ведь изначально Каё была обыкновенной женщиной, не отличалась особой красотой, была обычной среднестатистической хозяйкой. В своей исповеди Каё рассказывает, что побудило её встать на опасный путь куртизанок – гейш, что послужило отправной точкой. А здесь сыграли свою роль два важных фактора: унылый брак без любви и её неуёмная страсть к шопингу. Вот как говорит об этом Каё: «Запах новой одежды на того, кто был лишён его долгое время, действует, как алкоголь на пьяницу. Он наполняет сознание пузырьками радости, затуманивает мозг и делает невозможное возможным». В погоне за роскошью Каё забывает о самом главном, человеческом, о том, чего не купишь ни за какие деньги. Тем самым она поставила существование своей семьи под угрозу, не говоря уже о жизни самой Каё. Отныне её девизом стало: «Счастье любой ценой, потому что это единственный способ продлить молодость…»
Эта книга написана очень искренним языком; ясно, что автор прочувствовал всё это на себе, а не выдумал сюжет; в ней есть глубокий философский смысл, который заставляет задуматься человека о важных ценностях жизни. Что может быть интереснее, как проникнуть в тайники души героя книги, тем более если этот герой сам автор? 
 
Автор отзыва на книгу - Ольга Староверова.

Ярлыки: зарубежная литература, современная проза


2016-10-18



Каждый писатель, до известной степени, изображает в своих сочинениях самого себя, часто даже вопреки своей воле.
И. Гёте 
 
Удивительно печальная книга об одиночестве в большом промышленном городе. А эпиграфом я выбрала такие слова не просто так. Если верить Интернету, многие мотивы литературного дебюта Кэтрин О'Флинн - эхо личных переживаний. И жизнь в Бирмингеме (мы то знаем, что такое металлургический завод), и отказ от карьеры топ-менеджера, и ранняя потеря отца.
Восьмидесятые годы, странная десятилетняя девочка воображает себя детективом. Она часами бродит по новенькому торговому центру и высматривает подозрительных людей. Записывает что-то в блокнотик. А поговорить может только с игрушечной обезьянкой. Понятно, что когда она пропадает, читатель решает, что да – что-то не то она высмотрела, оказалась свидетелем преступления, например. Девочка сразу же вызвала у меня симпатию. Умненькая, целеустремленная, не похожая на своих ровесниц, и, может быть поэтому, не имеющая друзей. 
Проходит двадцать лет. В том самом торговом центре, уже старом, перестроенном и потрепанном, сидит ночью в дежурке молодой охранник и тупо пялится на мониторы видеокамер. И видит на одном из них девочку с блокнотиком в руках и игрушечной обезьянкой, прицепленной к рюкзаку. Сонная одурь слетает с него мгновенно. Он просит напарника пройти в нужный коридор, но тот не видит никого. Такое повторяется ещё пару раз, и наш герой, боясь прослыть сумасшедшим, не делится своими невероятными догадками ни с кем. Что ж, работающие внутри огромных полупустых зданий люди не распространяются направо и налево о том, что вот этот тупичок вызывает у них дрожь во всем теле, а в этом грузовом лифте неуютно от чужого взгляда... Невидимая часть сверкающего огнями торгового центра – это серые бетонные стены, неустроенный быт персонала, суровая «политика компании» и прочие неаппетитные вещи. Описаны и забавные случаи с покупателями. Это, наверное, чтобы совсем угнетающая картинка не вышла. Получился вполне себе полноценный герой романа – Его Величество Торговый Центр. 
Еще в персонажах менеджер по персоналу, молодая женщина с амбициями и усталостью во взоре. Но какие же они все неприкаянные! Вроде и не устраивает никого из героев его жизнь, работа, но не делается ничего, что переломило бы ситуацию. Есть надежда, что появление электронного призрака и последовавшее за ним частное расследование сорвет с места охранника. Может, и к лучшей доле унесет. Да и всех остальных тоже.
Книга долго не отпускает от себя. Периодически всплывают в памяти герои и эпизоды, навевают всяческие размышления о безволии и судьбе, о смелости в принятии решений и о тщете всего сущего. Книга эта не депрессивная и не слезоточивая. Она просто очень печальна... А написана прекрасно! 
Всем любителям хорошей современной прозы рекомендую к прочтению.
 
Автор отзыва на книгу - Светлана Маркевич.

Ярлыки: детектив, зарубежная литература, современная проза


2016-10-14



 

Последние полгода мы проверяем наши сообщения на плагиат. Надеемся, все знают, что такое плагиат? Это когда с других копируют, не ссылаясь на источник и даже подписываясь своим именем.

Объясним нашу позицию по вопросу плагиата подробнее.

Как и все работники библиотек, мы ратуем за наибольшую доступность для населения информационных ресурсов. В некоторых случаях заимствования считаем даже необходимыми. Так, например, нельзя же обвинить в плагиате учителей, если они пользуются упражнениями из учебника. Ведь для того и учебники! Но если кто-то берет чужой учебник, вырывает титульный лист, убирает из текста то, что могло бы указать на настоящего автора, и несет его в издательство, чтобы пустить в тираж уже под своим именем, - это и есть плагиат.
Мы будем только рады, если сообщения нашего блога послужат отправной точкой для вашего творчества. Тем не менее, если вы хотите брать наши сообщения (или их фрагменты) в готовом виде, чтобы публиковать их у себя, не забывайте ссылаться на источник - блог "12 месяцев для чтения".
 

Ярлыки: авторское слово


2016-10-13



Череповец и Вологда. Два совершенно разных города в двух часах езды друг от друга. Мне, череповчанке, этот город – Вологда - всегда был интересен и непонятен. Сколько раз, находясь там в служебной командировке и пробегая по проспектам и улочкам, я думала о том, что хотела бы узнать Вологду получше. Походить, не спеша, по старому городу, рассмотреть здания, церкви.  Да и почитать что-нибудь про исторические и архитектурные памятники города. И поэтому, увидев на выставке в библиотеке красивую книгу «Вологда. Каменная летопись», я с интересов взяла её в руки – и не пожалела.
Книга написана в излюбленном автором жанре фотоэкскурсии. Богато иллюстрированное издание расскажет о каменном зодчестве Вологды. План-схема старого города даёт возможность пройти или проехать  по выбранному маршруту. А если у вас нет возможности это сделать, путешествуйте с автором по страницам книги. Многочисленные фотографии вам в этом помогут.
Автор многочисленных краеведческих изданий и данной книги Александр Иринеевич Сазонов как экскурсовод, лектор, общественник   уже более трех десятков лет  популяризирует историко-архитектурное наследие Вологды.
С 1979 года, сначала как внештатный сотрудник Вологодского бюро путешествий и экскурсий, а затем как независимый экскурсовод провел по Вологде сотни экскурсий. Десятки материалов А.И.Сазонова, начиная с первой публикации «Город глазами экскурсовода» в «Красном Севере» в 1981 году, были напечатаны в местных газетах. В нашей библиотеке вы можете найти книги Александра Иримеевича  «Такой город в России один», «Моя Вологда. Прогулки по старому городу», «Деревянная Вологда». Книга «Вологда. Каменная летопись» была издана в 2008 году и переиздавалась ещё и в 2011 году.  За это издание автору присуждён диплом  I областного конкурса «Вологодская книга-2011».
Но вернёмся к нашей книге «Вологда. Каменная летопись». Автор книги, вводя читателя в тему, начинает её с того, что рассказывает о принципах застройки Вологды и подчёркивает одну особенность этого города: «В Вологде можно увидеть, пусть в разрозненном виде, без прежней полноты, единства и взаимосвязи и в разной степени сохранности, образцы каменных построек почти всех стилей – от древнерусского зодчества до модерна». А самая ранняя, дошедшая до нас постройка датируется XVI веком. Вместе с автором книги мы пройдём по главным улицам города, полюбуемся церквями, зайдём в Кремль и заглянем в старинные жилые дома каменной Вологды.
Хочется ещё раз отметить, что в книге собраны великолепные фотографии города – как современные, сделанные разными фотографами, так и старые, исторические из Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника и Государственного архива Вологодской области. 
Вот почитаешь такую книгу, полюбуешься русскими древностями, и сам собой возникнет вопрос: «А не съездить ли в Вологду?»
 
Сообщение о книге подготовила Валерия Базлова.
 
В сообщении использованы материалы сайта А.И.Сазонова.

Ярлыки: искусство, краеведение


2016-10-11



"Я один на один с листом бумаги, и это мой последний шанс...
И все успехи, равно как и ошибки, мои, и только мои".
(Из романа "Я исповедуюсь")
 
Серия "Большой роман"
 
В последнее время все чаще читаю печальные романы, но они того стоят. Думаю, что  настоящая литература и состоит из таких грустных произведений, которые можно назвать шедеврвами.
Роман  каталонского писателя Жауме Кабре, совершенно незнакомого русскому читателю, относится к таким шедеврам, или, как теперь говорят, жемчужинам литературы.
Герой романа  Адриа Ардевол постепенно из-за болезни Альцгеймера теряет свою память, и пока это окончательно не произошло, пишет в форме длинного-предлинного письма к любимой женщине Саре историю свой жизни. Он - музыкант, знаток искусства, полиглот: знает тринадцать языков и еще может читать на 6-7, причем сам считает это вполне обыденным явлением.
Он вспоминает свое детство с родителями, не любящими его, занятия музыкой и языками, антикварный магазин, принадлежащий его отцу. Наиболее ценным сокровищем магазина была старинная скрипка Сториони. Оказывается, все в жизни Адриа и началось с этой скрипки, много веков назад появившейся в каталонском монастыре. 
Читать книгу совсем непросто, в ней перемешены события разных мест действия и разных лет. Причем всё это идет в сплошном тексте, не разбитом на главы по времени действия. А период времени с XIV - XV веков до времени нацизма Второй мировой войны! То есть чтение требуется вдумчивости и неторопливости, но книга так захватывает, что читаешь запоем и восхищаешься. Восхищаешься этим еще шестилетним мальчиком, затем молодым человеком, восхищаешься его чувством к любимой, тем, что он не стал, в угоду матери, известным музыкантом, а выбрал свой путь. Становится очень горько, что в силу случайных обстоятельствах, но фактически по его вине, погибает его жена, а единственный еще с детства друг, скрипач в оркестре, но мнящий себя писателем и мечтающий написать достойную книгу, присваивает себе это письмо - рукопись книги: Адриа не признавал компьютера и писал всегда от руки.  Принесет ли рукопись счастье этому "другу" (пишу в кавычках), хочется надеется, что нет, как не принесла счастье украденная скрипка ни одному из своих последующих хозяев. 
В романе много цитат-афоризмов, например: "Книга, которая недостойна того, чтобы ее перечитывали, тем более не заслуживает того, чтобы ее вообще читали. Но пока мы книгу не прочтем, мы не знаем, достойна ли она быть прочитанной еще раз".
Книга "Я исповедуюсь" достойна, конечно, чтобы  ее обязательно прочитали, а со временем и перечитали. 
 
Автор отзыва на книгу - Галина Сержанова.

Ярлыки: зарубежная литература, интеллектуальная литература, любовь, серия


2016-10-08



«Я не живу по правилам. Я руководствуюсь сердцем, не головой» 
Принцесса Диана
 
Икона стиля, эталон поведения, пример для подражания. Олицетворение грации, чуткости и очарования – принцесса Диана. Ее популярность не знала границ, ее фотографии не сходили со страниц ведущих информационных изданий страны, ее появление в королевской семье вызвало небывалый интерес у общества к этой могущественной династии. Каждый ее день являл собой увлекательное реалити-шоу, за развитием которого с жадностью следил весь мир. И по злому року судьбы, ее внезапная смерть тоже оказалась под прицелами безликих видеокамер. В сердцах миллионов людей она навсегда осталась милой, открытой, искренней девочкой, неравнодушной к чужому горю, и невинной жертвой суровых обстоятельств, не до конца признанной и понятой чопорной королевской семьей. Многочисленные таблоиды сделали все возможное, чтобы жестокий прагматичный мир поверил в красивые сказки о добрых принцессах. Внешне леди Диана была идеальна. Или нам это только казалось? 
Большинство книг, посвященных принцессе Уэльской, усиленно поддерживает и прославляет существующий ныне светлый и чистый образ всеобщей любимицы. Мнение же польского публициста Збигнева Войцеховского идет вразрез с общепринятой точкой зрения. Не пытаясь очернить Диану, он, тем не менее, развенчивает многие мифы, с ней связанные. При этом нужно отметить, что автор не голословен, свои разоблачительные выводы он делает, опираясь на многочисленные нелицеприятные факты, имевшие место быть. Такой взгляд сразит наповал неподготовленного читателя, но иногда горькая правда лучше, чем сладкая ложь. 
Итак, что же в леди № 1 было не так? Диана Уэльская, урожденная Спенсер, в короткое время снискала славу и всеобщее внимание. Чарующая улыбка, безукоризненные манеры. Откуда тогда пошли слухи о ее необоснованных капризах и избалованности, бессердечности и равнодушии? Поговаривали, что принцесса не интересовалась новостями, совсем не читала газет, а ее мечты не покидали страниц наивных сентиментальных романов. Выяснилось, что в детстве Диана мало интересовалась учебой, не стремилась расширять свой кругозор. Близкое окружение королевской семьи считало ее легковесной и необязательной. Прислуга неоднократно отмечала мнительность и неуравновешенность, необоснованные вспышки гнева и мстительность своей хозяйки, а родная мать и вовсе осудила поспешное решение дочери стать женой принца. Боже мой, а какая нормальная девушка долго бы думала?! Ее обвиняли в неподобающем поведении, в том, что она наслаждается своим положением, ставя на первое место дешевую глянцевую известность, а не почет и уважение двора. Но в XX веке общество устало поклоняться излишне щепетильным, скупым на слова и поступки особам. Оно ждало простоты и открытости, пусть даже и искусственной. Поэтому, если бы леди Ди и вовсе не существовало, то ее стоило выдумать, что будущая принцесса с успехом и сделала. Мастерски создала, а впоследствии изо всех сил поддерживала этот кроткий, трогательный образ всеми любимой, безупречной во всех отношениях леди, разрушила который лишь смерть.
 
Автор отзыва на книгу - Александра Разина.

Ярлыки: биография, историческая литература, отраслевая литература, политика


2016-10-06



Опасно через меру пристраститься
К давно налаженному обиходу:
Лишь тот, кто вечно в путь готов пуститься,
Выигрывает бодрость и свободу.
(Герман Гессе)
 
Потрясающая книга. Чтение ее так захватывает, что оторваться невозможно. Автор умело и просто рассуждает о таких сложных вещах, как смысл жизни, вера в Бога, любовь, смерть. Немного найдется книг, повествующих о духовном росте человека. Виктор Лихачев – писатель, журналист, историк и путешественник. К сожалению, рано ушел из жизни. Борясь с таким безжалостным заболеванием, как рак, автор решил написал о себе. А что бы вы сделали, если бы узнали, что у вас... пусть не рак, а просто очень большие проблемы? Пришла бы вам в голову идея одарить других чем-то светлым и радостным?
Главный герой Михаил Киреев в начале романа живет жизнью обычного обывателя, суетно и проблемно. Работает журналистом. Известие о том, что он болен раком, вызывает у него отчаяние, но и помогает задуматься о смысле жизни. Киреев решает наслаждаться каждым оставшимся мгновением, продает квартиру в Москве и отправляется в путешествие пешком «вдоль речек, полевыми дорогами по России, которую, оказывается, не знал».  Шел и чувствовал себя частью этого мира, ел траву, ягоды, пил воду из источников. Шел и радовался тому, что может идти, дышать, купаться в чистых речках. За очередным поворотом дороги он открывал для себя новые места, новых людей. Михаил понял, что мир гармоничен и прекрасен. «А мы всю жизнь копим, рассчитываем, взвешиваем, прикидываем, помним обиды, оправдываем себя. А надо просто струить свет и благодарить, благодарить, благодарить – за то, что живем, за то, что мы часть этого удивительного и величественного мира». И чудо исцеления произошло.
Замечательная книга, ее нужно прочитать каждому. После прочтения остается очень светлое чувство, несмотря на наличие криминальной линии, и понимание того, что всегда можно начать жизнь сначала. Почитайте! Книга вас не разочарует. Она не из тех, что прочитал и забыл. Читали все мои родные и знакомые. Понравилось всем.
 
Как знать, быть может, смерть , и гроб, и тленье – 
Лишь новая ступень к иной отчизне.
Не может кончиться работа жизни.
 
Автор отзыва на книгу - Светлана Морозова.

Ярлыки: православная литература, роман, российская проза


2016-10-05



Солдатский долг исполнен ими свято,
Ценою жизни выполнен приказ.
Лишь об Отчизне думали солдаты
В свой смертный час, в последний скорбный час.
(Б.Уранов. Афганистан к нам тянется сквозь годы.
Интернет-ресурс: http://s-romantika.narod.ru/)
 
Человечество никак не может избавиться от локальных конфликтов. Полыхают войны на Ближнем Востоке и на Африканском континенте, Центральная Азия имеет постоянный (можно определить уже и так) конфликт в Афганистане.
Привычными стали сообщения о жертвах этих конфликтов, жертвах террористов.
Мы слышим что-то вроде нижеследующего:
 
Жертвами теракта в Ираке стали 35 человек…
Количество жертв теракта в Багдаде достигло 290 человек…
В результате теракта погибли 290 человек, 180 получили ранения, еще 17 человек считаются пропавшими без вести…
На северо-востоке Сирии в результате детонации взрывного устройства погибли 25 человек…
 
И так далее, и так далее.
Можно даже не ставить даты подобных сообщений. К сожалению, они стали слишком частыми.
А те, кто призван установить мир, могут в один момент прекратить сотрудничество по тем или иным причинам. Так, США прекращают двустороннее сотрудничество с Россией по Сирии. Поэтому локальные войны продолжаются и продолжаются...
Да, гражданская война в Сирии, конечно же, у всех на слуху. Но помним мы и недавнюю антитеррористическую войну на Кавказе (её еще называют «чеченской войной»).
Всё это я написал для того, чтобы подчеркнуть: книга Михаила Жирохова не потеряла своей актуальности.
Кроме того, эту книгу можно назвать также уникальной: автор собрал личные свидетельства военных летчиков, служивших в Афганистане. Это поистине драгоценный опыт, за который было заплачено кровью советских военнослужащих.
Книга меня поразила. Вроде бы материал специфический, однако он очень помогает лучше понять, как ведутся войны без правил, когда стреляют из-за укрытия, когда не всегда ясно, кто друг, а кто враг…
Как осуществлялась авиационная поддержка сухопутных войск? Как велись боевые действия ночью? Как боролись с ПВО моджахедов? Автор отвечает на эти вопросы, а также излагает тактические приемы, применявшиеся экипажами вертолетов при ведении боевых действий в Афганистане, приводит материалы о тактике действий отрядов моджахедов и анализ боевых потерь.
Книга включает в себя приложения. Называются части советских ВВС, принимавшие участие в боевых действиях в Афганистане (1979-1989). Приводятся краткие сведения о летчиках ВВС СССР в составе ограниченного контингента советских войск в Республике Афганистан, удостоенные звания Героя Советского Союза. Приводятся также тактико-технические данные советских вертолетов. Благодаря этим приложениям картина афганских событий становится более полной.
Книга Михаила Жирохова «Опасное небо Афганистана» заинтересует любителей военной истории и истории современных конфликтов.
 
Автор отзыва на книгу - Дмитрий Кочетков.

Ярлыки: военная тема, историческая литература, отраслевая литература


2016-10-03



Я пишу потому, что мне не с кем поговорить.
Тристан Бернар
 
 
Первой реакцией становится предположение, что читать будешь депрессивную историю о суициде.
«А ведь не вписаться в устье туннеля Ротванд было невозможно. Даже ночью.
Разве что промахнешься умышленно, как Петер Ландвай.
А Петер Ландвай – это я».
М-да...
Затем может показаться, что вот-вот настанет пора проводить семинары и мастер-классы на темы «Как старая мебель влияет на ваш личностный рост» и «Как креативно использовать чужие рукописи». Но герой романа Давид Керн, словно огурец-переросток, неинициативен и безволен…
Конечно, можно просто пропеть оду сканеру. А что еще, кроме сканера, нужно новомодному “писателю” Давиду Керну? Налицо авантюрное приключение с фактом нарушения авторского права. Предполагается свистопляска с литературными агентами, редакторами, издателями, возможным неожиданным появлением настоящего автора и прочими элементами экшена. Кроме того, напрашивается криминальная разборка с вероятным убийством вставшего поперёк пути настоящего автора (или мошенника, выдающегося себя за него). Но случится ли экшен-детектив?..
Отсканировать рукопись – это одно, а стать писателем – совсем другое. В общем, видится тут и смешная ситуация: официант, выдающий себя за писателя, с трудом может произнести то, что якобы написал. Если и не споткнётся на произнесении кружевной наколки, то на слове рандеву – запросто. Иначе говоря, анекдот.
Но опять же «но»... Всему виной любовь. А любовь зла – заставит и официанта стать литератором. Поэтому всё случившееся вдруг захочется расценить как романтическую комедию. Давид и Мари. Первому остаётся простить неблаговидный поступок, второй – посоветовать не менять так часто случайных друзей (Ларс, Ральф… ну, вся в мать!) и быть внимательнее к тем, кто «в данный момент волею случая работает официантом». 
А если всё-таки не комедия, а драма?.. Здесь еще раз «но». Вспоминается старая истина: «За проступки надо платить». Да и обман – это не самое лучшее средство для идеальных отношений между любящими людьми. (Господи, сделай так, чтобы история Давида и Мари не кончилась печально!) В общем, в повествовании Мартина Сутера проступают черты психологической прозы. Более того, в его роман закрадывается смерть… Трагическая нота, так сказать. 
Как вам? А я вот люблю, когда произведению тесновато в привычных литературных рамках и когда оно опровергает стереотипные ожидания.
 
Должен еще признаться в одной “любови” – к хорошим экранизациям. История «романа в романе», написанная Мартином Сутером, впервые предстала предо мной в виде фильма «Мои слова, моя ложь, моя любовь» с Даниэлем Брюлем в роли официанта Давида Керна. Фильм, радуя меня красотой немецкой речи (я смотрел экранизацию на языке оригинала), сразу же заинтриговал любопытной сценой: “писатель” Давид Керн пытается спастись бегством от встречи со своими читателями. Именно с этого кульминационного момента и начинается киноверсия сутеровской истории о любви, словах, лжи, верности и предательстве.
Конечно, книга и фильм далеко не одно и то же. Но книга (как и фильм) дает возможность испытать простые человеческие эмоции и задуматься о простых человеческих ценностях. А всё остальное – суета.
 
Автор отзыва на книгу - Дмитрий Кочетков.

Ярлыки: зарубежная литература, любовь, психологический роман, современная проза, фильм, экранизация


2016-10-01



Квалифицированный читатель не тот, кто много читает, а тот, кто много перечитывает.
Борис Стругацкий
 
Давно ли вы перечитывали русские народные сказки, басни, фантастические произведения прошлого века и классические романы? Пока вы подсчитываете количество прошедших дней, недель, лет и десятилетий, я напишу о своем “перечтении”, посвященном драконам и медведям. Почему им? Так ведь и сообщение это написано с позиции Осла. То ли того “золотого”, в которого превратился герой Апулея из-за своего любопытства (а я любопытен), то ли одного из тех двух Ослов, о которых сказано в басне А.Е. Измайлова:
 
 
«Шли два Осла дорогою одной
И рассуждали меж собой
О политических и о других предметах
(Они уж оба были в летах)».
 
 
ДРАКОНЫ
 
Польский фантаст Станислав Лем написал в сентябре 1983 года рассказ «О выгодности дракона», в котором показал абсурдное поведение одной планеты, кормящей своего дракона. Герой рассказа – знаменитый звездопроходец Ийон Тихий – удивляется: «Чем усиленней вы его кормите, тем он становится больше, а чем больше он становится, тем больше у него аппетит. Где же тут смысл? Ведь в конце концов он вас разорит и сожрет!»
Чем же стал дракон для планеты? «Идеей. Исторической необходимостью. Нашим государственным интересом. Могущественным фактором, оправданием наших объединенных усилий».
И на кого же пан Станислав сделал намёк? Если учесть, что жители описанной планеты «носят шапки-ушанки, или, вернее, носогрейки, чтобы не отморозить носы», а в 1993 году к рассказу была сделана такая приписка: «Говорят, что дракон распался на множество маленьких дракончиков, но их аппетит отнюдь не уменьшился», – то становится ясным: намёк был на нас, точнее говоря, на Советский Союз. Попробуйте меня, эдакого Осла, опровергнуть!
И вот еще интересная фраза из рассказа: «Дракон – это громадный, необычайно емкий заграничный рынок, с колоссальным спросом...» Браво! Подмечено верно: Запад хотел видеть в нас дракона и сбывать нам свои товары.
 
Затем, правда, объявились рыцари, которые сказали, что этого дракона убьют. Но жить было решено всё-таки по драконьим законам, подмеченным еще Джеромом К. Джеромом в романе «Пол Келвер» (1902): «Однако победа досталась дракону, а доблестный рыцарь пал, и его большое сердце перестало биться. Я читал, что клинок, носящий имя “Честный труд”, всегда одолеет этого страшного дракона, но так бывает лишь в глупых книгах. На деле же победу над ним принесет лишь меч под именем “Обман” и крепкий щит с выбитым девизом “Не гнушайся ничем”. Если у вас нет этого оружия, молитесь своим богам и стойко примите все, что выпадет на вашу долю». Кстати, имя, которым наделил Джером дракона, – это Бедность.
Ну, как? Старый Осел убедил вас, что даже в книгах, написанных давно, можно найти актуально звучащие темы?
Ладно. Поговорив столь серьёзно о драконах, давайте отдохнем на медведях.
 
МЕДВЕДИ
 
Душа и поведение Медведя (на него даже не намекают, а откровенным образом связывают с ним россиян) раскрываются в русских сказках и баснях.
1. Душа у Медведя широкая, нараспашку. Любая девчонка-малолетка, заблудившаяся в лесу, его обманет, воспользуется им как джипом-внедорожником, доставит бабушке с дедушкой пирожки, а сама от него сбежит. (Сказка «Маша и Медведь».)
2. Медведь трудолюбив и любит масштабные проекты. Но не всегда хозяйствует с разумными затратами. «Орешника, березняка и вязу // Мой Мишка погубил несметное число, // А не дается ремесло». (И.А.Крылов «Трудолюбивый Медведь».)
3. Сельское хозяйство – головная боль Мишки. Из сказки известно, что Медведь как отечественный производитель вершков и корешков поссорился, мало чему научившись, с мужиком-фермером. (Сказка «Мужик и Медведь».)
4. Иногда Медведя тянет помузицировать. Себе в «Квартет» он приглашает Проказницу-Мартышку, Осла, Козла и, вопреки всем Соловьям, начинает «пленять своим искусством свет». (И.А.Крылов «Квартет».)
 
 
Внимание! А теперь вопрос: «Надо жить по-драконьи или по-медвежьи?»
 
Меня, как заколдованного Осла, жаждущего вновь обрести человеческое обличье, больше устроит жить по-человечески.
Но чтобы зажить по-человечески, надо осознать многие и многие проблемы, стоящие перед обществом. А этому, как ни странно, способствуют классические произведения; сатира давно минувших дней, гоголевский смех сквозь слезы, скорбные и негодующие слова Салтыкова-Щедрина, грустный юмор Чехова; русские народные сказки и даже фантастика, написанная в прошлом веке.
 
 
ПЕРЕЧИТЫВАЙТЕ "СТАРЫЕ" КНИГИ! 
И ЛУЧШЕ ПОЙМЕТЕ СЕГОДНЯШНЮЮ ЖИЗНЬ!
 
С уважением,
ваш Осел

Ярлыки: авторское слово, книги, чтение


2016-09-29



Истинная сущность любви состоит в том, чтобы отказаться от сознания самого себя, забыть себя в другом «я» и, однако, в этом исчезновении и забвении обрести самого себя и обладать сами собой. 
(Г. Гегель)
 
«Другой Путь» Акунина-Чхартишвили по жанру можно определить как философско-любовный роман. Тема его – из категории вечных: любовь, а точнее – Любовь. Написано о ней много, а вопрос по-прежнему остается открытым.
Автор говорит, что «Любовь плохо поддается рационализации», но, тем не менее, пытается всесторонне проанализировать это чувство, опираясь на многочисленные трактаты мудрецов, начиная с античности. Свои теоретические выкладки он демонстрирует жизненными историями.
Мирра Носик и Антон Клобуков (читателю этот герой знаком по роману «Аристономия»). Именно о них можно сказать, что, отказавшись от собственного «я», они обрели самих себя.
Мирра, будущий хирург, безгранично верит в светлое социалистическое будущее, абсолютно уверена в том, что Малый мир не может доминировать над  Большим. («Большим Миром» автор называет «мир идей и принципов, аристономический путь; «Малым Миром» - мир Любви, семьи, дружбы, личных привязанностей».) Но встреча с Антоном, их дальнейшие взаимоотношения внесли существенные коррективы в кредо студентки Носик. И однажды она изменила своим железным принципам, поняв, что «ни при каких обстоятельствах, ни по каким резонам нельзя предавать того, кто тебе доверился».
А вот другой персонаж книги – некто Филипп Бляхин – предал, потому что так приказала партия. И вызывает он своим поступком глубокое чувство отвращения. Стоит ли Большой Мир того, чтобы быть подлецом в Маленьком? Каждый делает свой выбор.
Книга Акунина еще интересна тем, что великолепно передает колорит эпохи двадцатых годов прошлого столетия, периода НЭПа.
Собрания, открытые многочисленные диспуты, доклады…
«Вечер спайки рабфаковцев с тружениками балета»; «Доклад о гражданской войне в Китае»; «Творческий подход к снегоборьбе»; «Пути разрешения галошного кризиса». Смешно? Наивно? Но это было, это часть нашей истории.
Присутствует в романе Акунина и трагическая нота – судьбы так называемых «бывших», не нашедших своего места в реалиях новой жизни.
Какой же вывод делает автор в результате  размышлений?
Не каждый может любить по-настоящему, потому что это часто требует переосмысления жизненной позиции; любящий человек несвободен, он несет ответственность за того, кто ему доверился; он более зависим, но … «Рай не может существовать без ада. И земной ад – это не жизнь, полная страданий. Это жизнь пустая, потраченная зря – когда в ней не нашлось места ни для Настоящей Любви, ни для аристономии…» .  
 
Автор отзыва на книгу - Светлана Титова.

Ярлыки: любовь, размышление на тему, роман, российская проза


2016-09-27



Измены, ложь, вероломство, алчность, зависть, насилие, убийства – так было всегда, и этому не было конца… 
(А. Ковалевский)
 
«Дело о черной вдове» – это сборник детективных рассказов, главная героиня которых – следователь по особо важным делам Зоя Василевская, человек на своем месте. Она прекрасно понимает, как несовершенна правоохранительная система, что, как пишет во вступительной к книге статье А. Кокотюха, «она не способна одолеть Зло как таковое», но тем не менее каждый день идет на работу и пытается хотя бы на чуть-чуть очистить мир от скверны.
Автор книги знает систему правоохранительных органов «изнутри» и относится к ней весьма критически. Система далека от совершенства, и поэтому стала возможной такая ситуация, как в рассказе «Самосуд».
Совершено заказное убийство некого Владислава Загоруйко, сына владельца автосалона. Зоя Василевская взялась за расследование этого дела. И что же выяснилось?
Заказчик убийства – инвалид-колясочник Илья Смирнов. Он стал инвалидом потому, что когда-то Загоруйко сбил машиной Илью и его любимую девушку на пешеходном переходе. Девушка погибла, Смирнов стал инвалидом…  А убийца не понес никакого наказания: у Загоруйко-старшего достаточно средств, чтобы «отмазать» сына.
Илья Смирнов наказал преступника сам, а суд присяжных оправдал его. И «протест на оправдательный вердикт суда присяжных Зоя Василевская, как государственный обвинитель, подавать не стала».
Детектив считается легким чтением. Но только ли? Иногда этот жанр показывает страшную изнанку общества, выступая в роли лакмусовой бумажки.
Разве здоров тот социум, где, на первый взгляд, абсолютно благополучный сын убивает родителей, чтобы не мешали продать квартиру: у сынка большой карточный долг.
Врач, убивший жену за то, что она стала лишней в его жизни…
Семейная пара, похитившая ребенка, чтобы на полученные за его выкуп деньги улучшить жилищные условия для своего дитяти…
Следователя Василевскую больше всего ужасают так называемые бытовые преступления; ведь «совершают их не маньяки какие-нибудь, а психически нормальные вроде бы люди».
Вы думаете, многие из совершивших преступление раскаиваются в содеянном? Ничего подобного. Лишь сожалеют, что совершили досадные, с их точки зрения, промахи, которые помогли раскрыть преступления.
Иногда у Зои Василевской опускаются руки, и ей хочется подать рапорт на увольнение. Но она не делает этого, даже понимая, что «сколько бы убийц и насильников она ни отправила за решетку, меньше их не становилось». Ложь, вероломство, алчность... Неужели так будет всегда? Никто не знает, но ясно одно: отказаться от борьбы – значит капитулировать перед Злом. И потому следователь прокуратуры по особо важным делам Василевская не подает рапорт.
 
Автор отзыва на книгу - Светлана Титова.

Ярлыки: детектив, рассказы, сборник, современная проза


2016-09-26



Всегда нас, ярких политиков, шельмуют.
В.В. Жириновский
 
Слава Богу, итоги выборов подведены и даже обсуждены во всех возможных ток-шоу. Но если вычесть количество проголосовавших за ту или иную партию в 2016 году от количества проголосовавших в 2011 году, то получатся интересные цифры. Партия "Единая Россия" потеряла около 3,9 млн. избирателей (32,4 млн. - 28,5 млн.); КПРФ и "Справедливая Россия" потеряли примерно по 5,5 млн. избирателей (коммунисты чуть больше, справедливороссы чуть меньше). А ЛДПР потеряла меньше 750 тыс. избирателей. Совсем ничего. Правда, и голосуют люди не столько за ЛДПР, сколько за ВВЖ (Владимира Вольфовича Жириновского).
Так или иначе, но сегодня можно написать о книге, посвященном любому политику, без опасения, что тебя обвинят в незаконной предвыборной агитации. А Владимир Вольфович интересен мне как неординарная личность. И я нашел на стеллаже книгу о нем. 
Вообще, люблю читать биографии. И как пройти мимо биографии политика, который столь оригинально сформулировал свою мысль о привлечении людей к чтению с детского возраста!
 
 
Но если говорить честно, то книга меня заинтересовала не потому, что представляет собой политическую биографию лидера ЛДПР, не потому, что информации о В.В. Жириновском мало (скорее, наоборот!), а потому, что любопытство взяло, что же еще о нем можно написать.
Да, личность во многом противоречивая. Даже в мелочах. Сначала прочитайте название представленной книги: «Неистовый…» А теперь обратите внимание на еще одно высказывание этого политика:
 
 
Я не могу себе представить «неистового» ВВЖ в роли убаюкивающей няни. А вот сам Владимир Вольфович смог.
Что же касается представленной книги, то абсолютно новых сведений о В.В.Жириновском она не содержит. Хотя раскрывает любопытный момент такого свойства. Как-то все повторяли фразу о том, что мама Владимира Вольфовича – русская, а папа – юрист. В книге «Неистовый Жириновский» даются краткие сведения о жизни отца В.В.Жириновского – Вольфе Эйдельштейне. 
И всё-таки составить свое мнение о политике (если такого мнения у вас не было) книга «Неистовый Жириновский» поможет. В приложениях к биографии раскрывается позиция Жириновского относительно коммунистической идеологии, русской идеи, а также значения культуры и искусства России.
Бесспорно одно: Владимир Вольфович гораздо серьезнее, чем это может показаться сразу. В подтверждение написанному приведу слова выдающегося ученого и замечательного телеведущего программы «Очевидное – невероятное» Сергея Петровича Капицы, который вспоминал следующее:
«Потом издательство “Мир” рухнуло, директор его Карцев уехал в Америку, денег не стало. Забавная деталь: юрисконсультом этого издательства был Жириновский, и когда нужно было избирать нового директора, он предложил свою кандидатуру, но его дружно завалили, считали, что он несерьезный человек. Оказалось – серьезный!»
 
Цитата приведена по книге:
Капица, Сергей Петрович. Мои воспоминания / Сергей Капица. - Москва : АСТ, 2016. - (Гордость человечества).
Об этой книге вы можете прочитать рецензию ЗДЕСЬ.
 
Примечания:
 
1. Данные о количестве проголосовавших в 2016 году взяты с официального сайта ЦИК РФ; данные о количестве проголосовавших в 2011 году можно найти в «Российской газете» (№ 5654 за 10 декабря 2011 г.).
 
2. В сообщении использованы иллюстрации из книги:
Жириновский, Владимир Вольфович. 
Так говорил Жириновский : [77 лучших высказываний Владимира Вольфовича Жириновского : о себе, о других, о стране, об экономике, о политике, о Госдуме] / Владимир Жириновский ; ил.: Г. Мурышкина, А. Гавриловой. - М. : Эксмо, 2011.
 
Сообщение подготовлено Дмитрием Кочетковым.

Ярлыки: биография, отраслевая литература, политика, публицистика


Ярлыки:
lady fantasyS.T.A.L.K.E.R.TVXX векавантюрный романавторское словоазбука-novelазбука-классикаальтернативная историяАмфора-TRAVELLанабиозанглийский романбиографиябуктрейлервампирывикториныВинтажвоенная темаволшебствовоспоминаниядетективдетидетская литературадиетадневникдраматургияженская прозажестокие игрыЖЗЛзаметкизарубежная литератураиздательство ИНОСТРАНКАинтеллектуальная литератураискусствоисторическая литературакитайская литератураклассикакнига-бестселлеркнигиколдовские мирыконкурскошкикраеведениекрасоталауреат премийлитературоведениеЛитреслюбовьмагиямаркетингмедицинамемуарыменеджментмировая коллекциямистикамифымолодежьМона Лизамузыкамультфильммяу-эстафетанаучная литератураНобелевская премияновеллыновогоднее чтениео животныхо чем говорят женщиныоборотниодиночество простых чиселотраслевая литератураповесть в письмахподросткипоздравленияпокровские воротаполитикапосвяти этот вечер себеправовая литератураправославная литературапремияпривиденияприключенияприятное чтениепро искусствопсихологическая повестьпсихологический романпсихологияпублицистикапутешествияразмышление на темурассказырелигияроманроман в письмахромантическая комедияроссийская прозарусская литературарусский Букерсборниксемейные историисемейный романсемьясердечная наградасериясказкаскандинавская литературасовременная прозасоциологияспорттелевидениетриллерфантастикафильмфинансыфранцузский романфэнтезичтениеэкономикаэкранизацияэнциклопедияэтикетэтногенезэтнографияюморюридическая литератураяпонская литература