Кристина Старк "Гончие Лилит"
Лариса Петровичева «Музыка мертвых»
Сьюзен Мэллери "Сезон прогулок босиком"
Максим Сонин "Ступает слон"
Юрий Поляков «Весёлая жизнь, или Секс в СССР»
Гузель Яхина "Дети мои"
2019-03-14 11:15



In your head, in your head
В голове, в голове...
Zombie, zombie, zombie
Зомби, зомби, зомби.
What's in your head, in your head
Что в голове, в голове?
Zombie, zombie, zombie
Зомби, зомби, зомби.
"Zombie" (Группа The Cranberries)
 
Тему зомби можно считать одной из самых распространенных тем в фантазийной литературе. Каких только зомби вы не встретите на страницах многочисленных книг, где присутствует магия и заклинания, чернокнижники, проклятия и невинные девицы! С одной из таких гламурных девиц, Вереной, и произошла весьма странная история: она неожиданно превратилась в зомби. Только она стала очень нетипичным зомби: красоту не потеряла, да и соображать стала гораздо лучше, чем раньше. В довершение всего у нее еще и сильный магический талант появился! Но все это осталось бы невостребованным, если бы ее не откопал один амбициозный некромант недоучка, который мечтал получить черный диплом с отличием. Договорившись с призраком своей прапрапра…бабушки на ее поднятие, он отправился на кладбище, где и обнаружил вместо своей давно почившей родственницы свежеубиенную молодую девушку. Она оказалась очень своевольной и имеющей свои собственные планы на дальнейшее существование. Смирившись с тем, что его заклинания не оказывают на Верену никакого воздействия, некромант согласился участвовать в расследовании того, что с ней произошло, в обмен на ее помощь в получении черного диплома с отличием. Ну и намучался же он с ней! 
 Верена твердо решила разобраться, что же с ней случилось, и как она стала такой. Она подозревает, что причиной ее необычной смерти является загадочная девушка, с которой они похожи как две капли воды. Ведь когда она попыталась вернуться домой, то обнаружила там… себя! Верена обязательно узнает, что это за девушка, и какую роль она сыграла в ее смерти. Но планы планами, а судьба порой вмешивается в них. Оказывается, что в прошлом есть тайны, которые совершенно неприемлемы в настоящем. Ко всему прочему, появились еще какие-то новые родственники... Есть в этой детективной истории место и для любви. Даже будучи зомби, Верена смогла найти себе жениха… Чего-чего, а вот любви  явно не хватало в ее и без того запутанной ситуации!
Если вас заинтересовала эта необычная история, и вам захотелось узнать, чем она закончится, читайте книгу Екатерины Полянской «Черный диплом с отличием».
 
Диана Байкова

Ярлыки: Литрес, магия, фэнтези


2019-03-12 15:15



Главная героиня произведения - виолончелистка Ксения Аверинцева. Став победителем престижного конкурса, она получила солидную премию и на эти деньги купила квартиру с видом на канал Грибоедова в одном из старых районов Санкт-Петербурга.
Квартира когда-то была коммунальной... И началось странное. И страшное. 
Бабушка Ксении, узнав о приобретении внучки, умерла от сердечного приступа. Она, доктор химических наук, когда-то жила в этой квартире. Получилось так, что Ирина Аверинцева (так звали бабушку виолончелистки) стала подозреваемой в деле об отравлении. Преступление так и не раскрыли, но некоторые считали Ирину убийцей: ведь у нее был мотив. Погибшая старушка, из "бывших", когда-то полностью владевшая этой квартирой, как-то обмолвилась, что у нее есть нечто ценное, которое перейдет Ирине...
Ксения не может поверить, что ее бабушка - убийца. Она решила разгадать тайну пятидесятилетней давности и обратилась за помощью к Марии Каравай, москвичке, сотруднице полиции.
Итак, перед читателем - загадочная история, из архивного расследования превратившаяся в остросюжетный детектив с преследованием. Девушкам приходилось скрываться и в лабиринтах питерских проходных дворов, и на старых фортах близ Кронштадта.
Коммунальная квартира... В конце 50-х - начале 60-х прошлого столетия здесь жило несколько семей. Жили дружно, вместе отмечали праздники. Внешне - все очень пристойно. Но, как выяснили Ксения и Маша, были здесь и скелеты в шкафу, и неразгаданные тайны. Да еще какие!
Так, например, один из жильцов, примерный семьянин, обожающий свою дочь, в годы блокады был... людоедом. И, если тогда ему удалось избежать наказания, то впоследствии возмездие его настигло. Но возможно ли такое: людоед - и заботливый отец? На страницах этого романа - возможно. Конечно же, читатели по-разному отнесутся к тому, что автор затрагивает одну из тем непарадной истории войны. Но было и такое...  
Автор произведения - мастер интриги; ему удается держать читателя в напряжении буквально до финальных строчек. И разгадка - на последних страницах.
Не каннибал из блокадного Ленинграда, не Ирина Аверинцева отравили старушку из "бывших". Это сделала другая женщина. Зачем? А это тайна, связанная с ее личной жизнью.
Что же касается сокровищ, которые якобы были у погибшей, то они... действительно были. Но это не драгоценности, не деньги. Нет. Это - почтовые марки. Оказывается, они тоже могут быть состоянием.
В конце повествования Маша рассуждает о таком понятии, как "смещение нормы". И это вполне объяснимо: наверное, почти все преступления происходят из-за "смещения нормы". Но почему же у кого-то оно происходит, а у кого-то - нет? Трудно ответить на этот вопрос... 
 
Светлана Титова

Ярлыки: детектив, российская проза, современная проза


2019-03-06 12:00



Петербургская проза всегда немного выделяется среди остальной российской прозы, в ней есть что-то особенное, какое-то легкое питерское безумие: неопасное, но ощутимое.
Это очень отчетливо ощущается в рассказах из сборника «Полтора кролика» петербургского писателя Сергея Носова. Здесь смешивается довольно унылая обыденность и мистика, без которой не обходится ни одна история о Петербурге. В каждом рассказе происходит что-то необычное, но фон для этого выбран самый банальный: кафе с невкусными пирожными, где герои пьют кофе, перекресток, где собралась огромная автомобильная пробка, неприбранная кухня, где уже приготовлена веревка, так как герой решает повеситься (дело происходит в ноябре, когда желание повеситься одолевает каждого второго жителя города на Неве). 
В истории, давшей название сборнику, говорится о писателе, который в дождливый ноябрьский день приходит на встречу с читателями библиотеки и прямо во время встречи сочиняет новый рассказ. «Старый рассказ в «Бельведер» - о предприимчивых молодых людях, которые покупают у писателя его рассказ, но оценивают его не с литературной точки зрения, а как исторический документ, и все, во что писатель верил, вдруг оказывается перевернуто с ног на голову.
Герои рассказа «Белые ленточки» (безусловно одного из самых интересных в сборнике) мирно проводят отпуск в лесу. Но одну из героинь кусает клещ, и они вынуждены вернуться в город, где их не принимают в больнице и не могут поселить в гостинице, пока они не примут участие в сугубо добровольной акции покаяния (раскаяться нужно в различных исторических преступлениях, вроде тоталитаризма, коммунизма и т.д.). 
Раскаяние должно быть добровольным, но без белой ленточки, которую выдают покаявшимся, никто не может выйти на улицу. Персонажей не смущает это явное противоречие, зато читатель немедленно вспоминает «1984» Дж. Оруэлла и другие знаменитые антиутопии ХХ века, например «Москва 2042» В. Войновича и «Мы» Е. Замятина.
Книга «Полтора кролика» написана очень богатым литературным языком, в ней много интересных моментов и особенного петербургского слегка печального юмора.
Небольшая по объему и очень разнообразная по содержанию книга поможет скрасить несколько дождливых вечеров, когда за окном с неба будет лить поток воды, а ветер будет «дуть со всех четырех сторон», как это обыкновенно бывает в Петербурге.
 
Любовь Баскова

Ярлыки: рассказы, российская проза, сборник


2019-03-05 11:37



Если меня до сих пор спрашивают, не я ли написал “Незнайку”, каково же тем жилось, чья фамилия Каплан?
(Сергей Носов)
 
Сергей Анатольевич – Носов, да не тот. Он написал роман «Фигурные скобки», удостоенный премии «Национальный бестселлер», и еще пять романов, а не трилогию о Незнайке. Но все эти сведения можно отбросить, потому что «Построение квадрата на шестом уроке» – сборник малой прозы автора. (А чему тут удивляться? С.А. Носов – мастер именно короткого рассказа. И еще превосходный драматург.) Однако те, кто ждет от полюбившегося прозаика чего-то грандиозного, будут удивлены миниатюрными заметками в 2-3 строчки. О том же романе «Фигурные скобки» С.А. Носов поведал нам так: «В переводе на английский “Фигурные скобки” это “Braces”, обратный перевод дает “Скрепы”». И всё! Точка! Правда, такие заметки – только одна сторона “квадратного” сборника, а есть еще три – из полноценных рассказов. Тем не менее, мое чтение книги началось с «Непричесанного» под номерами 1 и 2, что и является мини-зарисовками, мыслями вслух, “наблюдашками”, записями мимоходом... назовите, как хотите! Понятное дело, что первоначальной пропиской этих заметок был некий ЖЖ. И кое-кто из критиков-любителей в Интернете ставит это автору в вину. Но, дорогие критики, писатели из доинтернетовского прошлого, не имея возможности “пожуЖЖать”, вели записные книжки и дневники. А записи там могли быть не менее хаотичные и лаконичные, поверьте мне. И никто не считает их “недописками”. Хотя, быть может, я – представитель читательских меньшинств. Но мне всё равно понравилось и про известный всем антиалкогольный плакат из советских времен, и про любовные письма Достоевского, и про сборник основных стандартов лесозаготовительной промышленности... (почитаете – узнаете).
Однако у квадрата, как вы знаете, четыре стороны. Поэтому вернусь к началу построения сей литературно-геометрической фигуры. 
Первая сторона квадрата – это гротеск, сатира и абсурд, оборачивающие “сцены жизни” в сюрреализм. С.А. Носов не чертит мелом на асфальте, а натягивает канатом эту сторону квадрата, и читатель вынужден балансировать между признанием того, что так легко рождено фантазией, и одновременным неверием в реальность происходящего. Да неужели такое случается?..
Вторая сторона (с уточнением “параллельная первой”) – почти что портретная галерея великих писателей: Гёте и Достоевского, Гоголя и Ахматовой. Любителям русской словесности рекомендую рассказ «Аутентичность», в котором англичанин Стив преподает нам хороший урок, как ценить родной язык со всем богатством его средств. И пусть грибы у него – “подсосновники”, однако Стив «твердо усвоил: между “думать ни о чем” и “ни о чем не думать” – бездна несказанного смысла – great difference», постичь которую «только русские могут».
Третья сторона (“перпендикулярная первым двум”) – линия жизни самого автора. Это воспоминания из детства С.А. Носова. 
Четвертая сторона – это те заметки, о которых я уже написал выше.
Разглядывая квадрат в целом, внимательный читатель проведет еще не одну параллель (или не один перпендикуляр), уже по своему усмотрению. Так, если прочертить линию от рассказа «Купался Керенский» (третья сторона) к рассказу «Рома и Педофил» (первая сторона), то получится явно ось времени, ведущая от прошлого к настоящему. В то время, когда автор был первоклассником, школьнику хотелось покорить жюри конкурса чтецов взрослым, а не каким-то там детским стихотворением о Ленине. А что в рассказе «Рома и Педофил»? Современный мальчик так много чего знает, что «ни папа, ни мама, ни бабушка даже не догадываются, как много знает Рома о педофилах». В итоге не Рома пугается педофила, а педофил – Ромы. Такая вот история о том, как школьник нехорошего дяденьку напугал...
Итак, давайте представим, что автор позвал нас на шестой урок, квадрат чертить. Линейки приготовим, карандаши... Критики, возьмите еще ластики, чтобы удалить ту сторону квадрата, что вам не по нутру. Но помните: это шестой урок! Прихватите с собой чуточку внимательной сосредоточенности и капельку доброжелательности, так необходимых на заключительном школьном занятии.
 
Дмитрий Кочетков

Ярлыки: заметки, рассказы, российская проза, сборник


2019-02-28 14:00



Нет, нет, уважаемый читатель! Речь пойдёт не о любовных романах знаменитого режиссёра. Достаточно жёлтой прессы и СМИ, которые с удовольствием пересказывают подробности  жизни кино-див и кино-героев, смакуя интимные и скандальные подробности. Книга не об этом. Книга о любимом режиссёре и о его любимых актрисах, снявшихся в фильмах Леонида Гайдая. И в данном случае сознательно повторённое мною слово «любимые» лишь подчёркивает наше с вами к ним отношение. Не знаю, как вы, а я не встречала в жизни человека, который не любил бы фильмы Гайдая. Фильмы, которые, как говорят, «растащены на цитаты». Знакомые настолько, что каждую реплику героев знаем наизусть. И, тем не менее, переключая каналы и попадая на демонстрацию  сто раз просмотренного фильма, мы присаживаемся перед телевизором, чтобы посмотреть его в сто первый раз.
Открывая книгу Ф.Раззакова «Любимые женщины Леонида Гайдая», я, честно говоря, не думала, что открою в ней что-то новое для себя. Но при кажущемся небольшом объёме, она содержит массу сведений и о самом режиссёре, и о его фильмах, и, конечно, об актрисах, которые в этих фильмах снимались. Книга оказалась целой энциклопедией и удивила меня своими подробностями. А знаете, сколько вообще фильмов снял Гайдай? В памяти у нас, конечно, самые популярные: «Операция «Ы», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию». Но творчество Леонида Иовича началось значительно раньше и составляет 15 фильмов с 1956 по 1992 год! И в этих фильмах снималось около 100 актрис! Имена многих из них мы и не знаем, и не помним. А вот автор книги провёл тщательное расследование и попытался нам рассказать о многих из них.
Конечно, как у любого режиссёра, у Гайдая были любимые актёры и актрисы, которых он снимал не одиножды. Рекордсменом была любимая женщина в жизни и на экране – жена  Нина Гребешкова. В небольших ролях и эпизодах она появилась на экране в 10 фильмах. В 6 снималась Наталья Крачковская,  в 5 - Вера Ивлева, в 4 - Муза Крепкогорская. Список можно продолжать. 
Перелистывая страницы книги Фёдора Раззакова, мы с удовольствием вспомним и любимые фильмы, и любимых актрис: Наталью Варлей, Нонну Мордюкову, Светлану Светличную, Наталью Селезнёву, Зою Фёдорову и многих других. Автор расскажет нам, кто пробовался на те или иные роли, и почему были взяты именно те актрисы, которые и сыграли в фильмах Гайдая. Узнаем маленькие секретики режиссёрских предпочтений и требования к актрисам. Чем, например, убедила, Гайдая Наталья Селезнёва, что может сниматься в его новелле «Нваждение» из «Операции «Ы»? Почему на роль мадам Грицацуевой была приглашена именно Наталья Крачковская? Какую роль хотела сыграть в фильме «Бриллиантовая рука» жена режиссёра Нина Гребешкова?  Почему в фильме «Кавказская пленница» главную роль сыграла не утверждённая на неё Наталья Кустинская, а Варлей?
Думаю, вам всё это любопытно будет узнать. Да и не только это. В книге ещё много интересного и об актёрах, и о режиссёре, и о фильмах, которые мы так любим.
 
Валерия Базлова

Ярлыки: искусство, отраслевая литература


2019-02-26 09:19



“У всякого безумия есть своя логика”.
Уильям Шекспир
 
Если бы только молодой врач Луис Крид знал, чем обернется для него и его семьи переезд из мегаполиса в маленький тихий городок! Милые соседи, любимая работа, самобытная природа - это хорошо. А вот укрытые в гуще леса древние захоронения, где покоятся как горячо любимые питомцы, так и безвременно усопшие люди, - это плохо. Очень плохо. Плюс дорога. Длинная, опасная дорога, прямо перед их домом. Луис всегда вздрагивал, когда мимо с грохотом проносился очередной грузовик. С облегчением вздыхал, когда опасность  растворялась в клубах пыли. Но дело в том, что беда всегда приходит неожиданно. Без стука. Без приглашения. В любой дом. В любую семью. В любую жизнь. Богач ты или бедняк, молод или стар, перед смертью все равны... И когда однажды случилось непоправимое, жизнь Луиса словно встала на паузу. День за днем в голове прокручивались страшные эпизоды прошлого. Сраженный горем мужчина отказывался верить в произошедшее. Он считал, что все еще можно исправить. Думал, что выход есть. Нужно лишь действовать быстро и решительно. А черту, отделяющую территорию живых от территории мертвых, он уже переступил... 
 Во Вселенной короля ужасов Стивена Кинга реальны даже самые безумные идеи. Почти все его произведения крепко держат читателей во власти ужаса. В “Кладбище домашних животных" признанный мастер жанра широко распахивает двери в самые укромные уголки человеческого подсознания. Книга на редкость мрачная и жуткая. Как  признался сам автор, если бы не финансовые трудности, он ни за что бы ее не опубликовал. Тем не менее поклонникам творчества Стивена Кинга душераздирающий роман понравился. И по сей день "Кладбище домашних животных", наравне с "Кэрри", "Оно" и "Сиянием", является визитной карточкой именитого писателя. Кто не читал – прочтите. Недавно голливудские умельцы экранизировали триллер повторно. Мировая премьера состоится в  апреле.
 
Александра Разина

Ярлыки: зарубежная литература, триллер, фантастика, фильм, экранизация


2019-02-21 09:19



Маша Трауб относится к тем авторам, которые любят удивлять своих читателей. То необычно раскрытым сюжетом, то непривычно выписанными героями, то мрачными финалами. И, может быть, поэтому читать её особенно интересно.  Как говорят иногда о фильмах или книгах: «Всё как в жизни!» А в жизни – не всегда праздник. И отношения далеко не всегда свадьбами заканчиваются. И дети не только радуют, но и огорчают. Да мало ли всего! Болезни, измены, предательства… Вам не хочется об этом ничего знать, а тем более читать? Тогда автор, печатающийся под псевдонимом  Маша Трауб,  явно не для вас. Есть много другой литературы, которая вас не огорчит. Но талант автора является той приманкой, из-за которой вновь берёшь в руки её книги и… удивляешься, огорчаешься и зачитываешься.
Зная всё это, я с осторожностью приступила к чтению новой книги Маши Трауб «Всегда кто-то платит». И мои опасения были не напрасны. Автор поведала своим читателям такую историю «из жизни», что самая мягкая фраза, которую хотелось иногда сказать в процессе чтения, была «Ну и ну!» В книге рассказана история одной семьи, вернее, только фрагменты истории, финал описываемых событий. Как сказала об этом сама Маша Трауб: «Четыре женщины, связанные одним мужчиной. Чужие, посторонние люди, слишком разные, чтобы их объединило даже общее горе. И главный для них вопрос – кто виноват в этом горе и кто будет платить по счетам? Потому что всегда кто-то платит».
Каждая из героинь попеременно будет нам рассказывать свою версию происходящих событий. И каждую захочется пожалеть. Но – только до рассказа следующей героини, объясняющей события по-своему. Приём, конечно, в литературе не новый, но, на мой взгляд, мастерски выполненный автором. Хочу добавить, что, пожалуй, я впервые в жизни прочитала книгу, в которой не было ни одного положительного героя! И хоть книга написана о семье и о взаимоотношениях членов этой семьи – дочек, матерей, жён, мужей – поражает их равнодушие и враждебность по отношению друг к другу, душевная глухота, эгоизм, злоба и расчет. 
Книга Маши Трауб «Всегда кто-то платит» - это книга-предупреждение, книга-призыв: «Люди! Услышьте друг друга! Подумайте не только о себе, но и о близких!» Она производит очень сильное впечатление. И на вопрос, читать ли эту книгу, я бы ответила: «Безусловно!»
 
Валерия Базлова

Ярлыки: женская проза, российская проза, современная проза


2019-02-18 10:41



И упало каменное слово
На мою еще живую грудь.
Ничего, ведь я была готова.
Справлюсь с этим как-нибудь.
(Анна Ахматова)
 
"Гимн торжествующей любви" - книга, которую певица решила написать, узнав о страшном диагнозе, о том, что жить ей осталось совсем немного. Анне Герман в то время было всего лишь сорок пять лет, ее сыну Збышеку - шесть...
25 августа 1982 года Анна тихо умерла во сне. Накануне он сказала: "Мне нетрудно уйти... Я готова..."
Значит, певица поняла нечто самое главное в жизни.
"Мне будет нетрудно уйти, но только после того, как пойму что-то очень-очень важное для себя и своих близких", - так написала она в своей книге. А еще в конце жизни создала музыку к Гимну Любви апостола Павла, где есть такие строки: "Любовь долготерпит, милосердствует, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине"...
Анна Виктория Герман родилась 14 февраля 1936 года в Советском Союзе в городе Ургенче Узбекской ССР.
Ее предки переехали в Россию из Германии в конце 18 века. Во время Великой Отечественной войны мать Анны вторично вышла замуж за польского офицера, и впоследствии семья перебралась в Польшу.
В 1961 году Анна окончила Вроцлавский университет по специальности геолог, но ее профессией стала другая. Еще во время учебы Герман начала работать на эстраде; в 1962-ом сдала квалификационный экзамен, став артисткой эстрады.
В 1967 году ее пригласили работать в Италию. И там произошло страшное: Анна попала в автокатастрофу. 49 переломов, неделя в коме, частичная потеря памяти, полная неподвижность, гипс всего тела. И все-таки тогда она выжила, встала на ноги, вернулась на сцену.
Но поставленный в 1981-ом диагноз - рак - это отзвук случившегося в 1967-ом...
Как певица Герман наибольшего признания добилась в СССР. Здесь ее искренне любили, здесь ею восхищались.
Она пела о любви. И это сознательный выбор. Анна говорила, что всегда напоминала людям о том, "что самое прекрасное в жизни - любовь". И надежда.
Клавир песни "Надежда" Герман получила от редактора фирмы "Мелодия" Анны Качалиной тогда, когда была в гипсе, не могла нормально дышать, левой рукой не могла даже пошевелить... Певица говорила позднее, что в этот момент ей всего нужней была надежда. Не потому ли так проникновенно она исполняла "Надежду", ставшую любимой песней многих поклонников таланта артистки?
Анна Герман в своей книге отмечает, что именно советские композиторы и поэты дали то, что полностью соответствовало ее творческому потенциалу, ее душе, ее призванию.
Уходя из жизни в 46 лет, Анна чувствовала себя счастливой: у нее были песни, у нее была настоящая Любовь.
Збигнев Тухольский сделал Анне Герман предложение в тот период, когда она восстанавливалась после аварии. И в том, что она вновь вышла на сцену, есть и его огромный вклад. Муж певицы был с ней "и в горе, и в радости".
Последняя исповедь Анны Герман "Гимн торжествующей любви" так же искрення, открыта, как и ее песни...
 
Светлана Титова
 

Ярлыки: XX век, биография, искусство


2019-02-14 16:16



Тот, кто побывал в Афганистане,
Вспоминать о нем не перестанет,
Вспоминать о нем не перестанет,
Не забудет дружбы боевой.
(Слова и музыка В. Куценко)
Афганские песни » Тот, кто побывал в Афганистане
https://texty-pesen.ru/tot-kto-pobyval-v-afganistane.html
 
30 лет назад, 15 февраля 1989 года, генерал-лейтенант Борис Громов, пересекший последним границу СССР с Афганистаном, заявил журналистам: «За мной ни одного солдата, офицера, прапорщика нет. На этом девятилетнее наше пребывание там завершилось. Я хочу сказать еще, что нашим солдатам, которые прошли эти девять лет, надо памятники ставить».
И вот один из бойцов, воевавший в Афганистане в 1984-1986 годах, поставил этой войне свой памятник. В виде книги воспоминаний.
Кстати, автора мемуаров мы хорошо знаем благодаря современному телевидению. Артем Шейнин – ведущий ток-шоу «Время покажет» на Первом канале. Честно говоря, это и было для меня одним из побудительных мотивов взять книгу в руки. Некоторое время я всматривался в фотографию на обложке, чтобы определить, где здесь Артем Григорьевич. Хотя по имени-отчеству тогда его и не называли, наверное. Молодой мальчишка, как и другие воины-афганцы на фотографии, помещенной на обложку книги.
Кроме того, генералы генералами, официальная история официальной историей, но всё же солдатская правда – правда окопная, пропахшая порохом, потом и кровью – и как-то в целом человечнее, и как-то ближе мне, интереснее, потому что за этим стоят судьбы простых людей. 
Наконец, книга Артема Шейнина – это не рассказы про войну как таковую. Автор хочет донести то, что «происходило в душе и мозгах 18-летнего мальчика, романтика, оказавшегося на войне».
Обращу ваше внимание на слово "рассказы". Это в данном случае не литературный жанр, а действие, от глагола "рассказывать". У меня создалось такое впечатление, что Артем Шейнин не пишет, а говорит, рассказывает нам, как своим знакомым или просто слушателям, о службе в Афганистане, о желании служить и мечте вернуться со службы домой.
Рассказы просты по форме, откровенны, правдивы. Грусть и боль, юмор и самоирония... И вывод: «Закончив читать, вы пойдете дальше... Закончив писать, я снова и снова буду "улетать" туда, в "мой" Афган. Который всегда со мной, всегда живет во мне, никогда не оставляет».
Я читал книгу с неослабевающим вниманием. И не из-за круглой даты. Это сообщение в блог получилось к дате, а чтение – нет. Более того, размещая в блоге этот пост, я не могу закончить его стандартным: «Рекомендую...» Не получается так. Впрочем, если личность автора и тема Афганистана вам интересны, вы и сами обратитесь к представленной книге. И простите корректоров и редакторов за огрехи, а автора – за специфичность стиля. Потому что вам действительно будет интересно.
 
Дмитрий Кочетков

Ярлыки: военная тема, воспоминания, историческая литература, мемуары


2019-02-13 10:19



В своей книге «Мужская кулинария» известный рок-музыкант Андрей Макаревич проявил  себя с неожиданной стороны. Действительно, он разбирается не только в музыке, но и является также большим гурманом, не чуждым кулинарным изыскам. Особое восхищение вызывает тот факт, что книга снабжена великолепными авторскими иллюстрациями, при взгляде на которые возникает острое желание попробовать рекомендованные им блюда. Эта книга написана в соавторстве с хорошим другом Андрея Макаревича, Марком Гарбером, автором также популярной книги под названием (не пугайтесь!) «Занимательная наркология».  Этот признанный нарколог, диетолог и гигиенист дает интересные комментарии к тексту. Данное красочное издание способно вызвать интерес не только у мужчин…
Автор говорит, что в гастрономии существует два основных направления. Первое - сохранить продукты максимально натуральными, подчеркнуть их естественный вкус в процессе приготовления. И второе – изменить вкус продуктов до неузнаваемости. Оба эти направления присутствуют как в европейской, так и в восточной кухне. Японцы предпочитают продукты в их первозданном виде, а китайцы, наоборот, любят превращать одни продукты в совершенно другие. Итальянская кухня известна простотой, французская же высокая кухня славится изысканным сочетанием продуктов и невероятными соусами, вкус которых не позволяет определить состав блюда. Особое предпочтение музыкант отдает описанию мясных блюд, но прежде, чем перейти непосредственно к  приготовлению такого блюда, Андрей уделяет внимание такой кухонной утвари, как ножи, плиты, разделочные доски, кастрюли и сковородки. Рассказывает он также и о том, как правильно выбирать мясо (баранину, говядину, свинину) и как лучше приготовить гарнир. Сразу становится заметно, что это советы опытного специалиста.
От одних только названий тех блюд, которые упоминаются в книге А. Макаревича «Мужская кулинария», уже потекут слюнки! Мясо по-гречески с черносливом и корицей, кролик с лимоном по-сицилийски, говядина, тушеная в пиве, коньячная говядина, чихиртма, уха, карп, фаршированный гречкой, лещ, фаршированный кислой капустой, и многие другие мясные и рыбные блюда. Причем следует заметить, что приготовить все это не так уж и трудно, если следовать подробному описанию, данному автором. Эту книгу, как и многие другие издания по кулинарии, вы можете найти в Отделе отраслевой литературы, на 3-м этаже Центральной городской библиотеки.
 
Диана Байкова

Ярлыки: отраслевая литература


2019-02-11 11:11



"Мнение спорное, но моё, поэтому бесспорное"
Цитата из книги
 
Ну вот и вторая книга полюбившегося автора. Что я могу сказать? Мастерство растет, однако! Я даже посмотрела в Интернете несколько роликов, где рассказы Цыпкина читают Хабенский и Данила Козловский. Замечательно! Зощенко двадцать первого века! 
Когда рассказ звучит со сцены, когда слышишь и видишь, как реагируют зрители, оценка происходит уже на другом уровне. Более высоком. И ты понимаешь, что каждая история - это действительно история, с завязкой, кульминацией и развязкой. И с моралью, да, куда ж без нее. В чем она, вы спросите? Свое мнение у меня есть, но в случаях человеческих взаимоотношений каждый решает сам, что хорошо, что плохо, что забыть, о чем помнить и страдать, над чем смеяться или плакать.
На обложке статус 18+ обведен мрачной надписью: содержит нецензурную брань. Не так все просто, друзья мои. Это не брань. Эта тема упоминается автором в одном из рассказиков. Цитирую: "И вот что отличает использующих мат как украшение, от тех, кто просто не знает других слов. Мнение спорное, но моё, поэтому бесспорное. Образованные граждане редко используют матерные слова по прямому смысловому значению, зато регулярно изобретают что-то новое". "Девушки с филфака удивительным образом миксуют изощренный мат и речь интеллектуала, создавая свой собственный язык, в равной степени неповторимый и узнаваемый".
Но, конечно же, подросткам пока рановато читать такое. Дело не только в обсценной лексике. И не только в многочисленных фривольных сценках, создаваемых писателем для великолепных комедий положений. Дело в жизненном опыте, который нужен для того, чтобы по достоинству оценить умение автора облечь в краткую литературную форму совершенно бытовые мелочи жизни. Те самые, что так любил обыгрывать Зощенко. Времена изменились. Народ сейчас смеется над другими вещами и ситуациями. Так вот вам новый автор! Талантище, не побоюсь этого слова, который возродил традицию публичного чтения прозы.
В этом сборнике, как и в предыдущем, есть совсем коротенькие, на пару строк, анекдоты из жизни. И, по прежнему, не все рассказы смешны, и не все веселье есть ради веселья. Смыслы, второе дно, намеки и прочие изгибы эзопова языка каждый читатель увидит свои, впрочем, как и в любой другой книге.
Как я писала уже в отзыве на первый сборник Цыпкина, его проза полезна для тренировки мышц живота. Вы будете так смеяться так, что и пресс накачаете, и жизнь продлите, и настроение поднимите себе и окружающим. А может и поплачете немного. Слезы сострадания полезны. 
Сочный язык, хулиганское чувство юмора, открытость самым разным эмоциям, точность формулировок - это все о нём, Александре Цыпкине. Так приятно убедится, что первый сборник был не случайностью, а ступенькой лестницы писательского успеха!
 
Светлана Маркевич

Ярлыки: рассказы, российская проза, юмор


2019-02-08 09:25



Шведский писатель Свен Нурдквист больше известен нам как автор и иллюстратор рассказов о ворчливом старичке Петсоне и котенке Финдусе, а также как художник, нарисовавший Маму Му и Ворона для историй Джуджи Висландера. Но у знаменитого сказочника есть и другие добрые и, конечно, красиво оформленные книги. Одна из них - «В погоне за шляпой».
Дедушка, имени которого мы не узнаем, просыпается утром и не находит на привычном месте любимой шляпы. Он отправляется на ее поиски: разговаривает со своей собакой, посещает домик курицы, потом приходит в гости к таинственному существу, живущему в старом полуразрушенном сарае. Затем следуют встреча с кроликом, который торгует с лотка подержанными вещами. Вместе с кроликом они чинят старый мотоцикл и отправляются в поездку по полям.
У каждого из персонажей дедушка находит какой-нибудь предмет – свисток, цепочку от часов и т.д. Они будят в нем смутные воспоминания, и только собрав все предметы, дедушка обнаружит, что они связаны с одним трогательным эпизодом из его детства.
В финале книги маленький старичок без шляпы сидит посреди огромного летнего луга и вспоминает детство, родителей, братьев и сестер, а потом решает, что шляпа ему, пожалуй, и вовсе не нужна.
«Разве обязательно носить шляпу только потому, что ты – старичок?».
В лучших традициях шведской литературы Свен Нурдквист соединяет в одном произведении два возраста – детство и старость и показывает, что самое главное – не забывать о том, что ты тоже был ребенком.
Книга выдержана в той же стилистике, что и рассказы о Петсоне и Финдусе, безымянный старичок даже ворчит почти так же, как Петсон. 
Авторский стиль сохраняется и в иллюстрациях, о которых нужно упомянуть отдельно. У Нурдквиста они всегда не просто сопровождают текст, но дополняют его деталями, которые в произведении не упомянуты. Так, мы можем увидеть, как курица вяжет шарф или в подробностях изучить домик загадочного существа из сарая. Да и сам заброшенный сарай выглядит как настоящие джунгли, что невольно наводит читателя на мысль о связи этого рассказа со знаменитой «Шляпой волшебника» Туве Янссон.
 
Любовь Баскова

Ярлыки: дети, детская литература, зарубежная литература, сказка


2019-02-06 12:15



Берд переливается рождественской гирляндой – он услан, словно ковром, осколками выбитых стекол


Певучий язык. Красочный мир. Ароматы хлеба, мёда...
«...здесь соленая капуста, там – маринованные свекла, бутень, портулак, рядом – домашний сыр, всякий... В толстопузых сосудах темного стекла переливаются тускло-янтарный мед и топленое масло». Это описание погреба Алексана.
А вот встретились знакомые.
– Вайме, что вы за люди такие! – встревает в их шуточную перепалку Нугзар.
– Сами не налюбуемся!
А вот сиреневоглазой Заназан протягивают грушу. Светит солнце. Ее спрашивают о чем-то, но она молчит, улыбается рассеянно...
Но это потому, что ее мужа посекло осколками навылет, и только что родившийся ребёнок тоже погиб. Теперь Заназан живет со старенькой свекровью и молчит, кротко улыбаясь... («Заназан»).
Но это Аваканц Мишик, встречая знакомых, ходит к хачкару (камню-кресту), пытаясь избыть семейную боль (рассказ «Хачкар»).
И если спросить Алексана, чего он боится больше всего на свете, он ответит, что боится голода. Ведь «Алексан знает голод в лицо, он жил с ним долгие, бесконечные два года...» (рассказ «Голод»).
И так у Наринэ Абгарян во всех рассказах, в которых не просто чувствуется грусть, как в другом сборнике под названием «С неба упали три яблока». Здесь больше – горе, вызванное войной.
Тем не менее, Наринэ Абгарян верна себе. Повествуя о жителях Берда – армянского приграничного городка, по которому прошлась война в дни противостояния в Нагорном Карабахе, она не сосредотачивает внимание на ужасах военного времени, а словно отступает от него на несколько шагов, чтобы описать понятные всем человеческое горе и человеческую боль утрат. Сборник рассказов – рефлексия на тему войны, реквием по погибшим. Воспоминания, слёзы и вздохи выживших, которым и предстоит «дальше жить». И как это просто и тяжело – «дальше жить»!
«Мишик собирается домой, когда небо подергивается зябкой вечерней синевой. Уходит, поклонившись хачкару и старому дубу.
– Спасибо, что хоть дочь мне оставили, иначе какой смысл жить?» (рассказ «Хачкар»).
Удивительно светлая проза Наринэ Абгарян утверждает (согласно ее словам) «несокрушимую правду» того, что «жизнь справедливее смерти». Наверное, человек мог бы стать гуманнее и добрее, если бы, вчитываясь в судьбы людей, искалеченных войной, действительно этого захотел. Остается только надеяться, что единое общее переживание героев, отраженное в сборнике «Дальше жить», подействует и на многочисленных читателей. И те захотят быть гуманнее и добрее. Наивно? Пожалуй. Однако вера в добро вообще наивна. Но что же тогда останется человеку?
 
Дмитрий Кочетков


Ярлыки: рассказы, современная проза, сборник


2019-02-04 10:05



Женская логика…  Сколько о ней уже написано и сказано! Непонятная, непостижимая…  Да и логика ли, если так непредсказуема и необъяснима, как, впрочем, и женские поступки, этой логикой ведомые?  Именно об этом новая книга Олеси Николаевой – о женских судьбах, о поступках,  проступках и их мотивации. У названия сборника рассказов «Себе назло» имеется подзаголовок: «Женские портреты в прозе». Созданные автором образы многолики и разнообразны. То это милые простушки, то расчётливые хищницы. Они то сами попадают в переплёты судьбы, то подстраивают козни соперницам и недругам. Любят, ревнуют, ищут спокойной сытой жизни и счастья, увлекаются, разочаровываются. Сходят с ума от ими же придуманного на пустом месте. Так, например, героиня рассказа «Забытый Фирс», измучившись от ревности, даже финал пьесы Чехова «Вишнёвый сад» начинает воспринимать по-другому, ощущая себя всеми забытым Фирсом.
У других героинь рассказов свои проблемы. Одна увлекается мужчиной, покорившим её необычными письмами («Секрет обольщения»). Другая,  узнав о тяжёлой болезни своего бывшего мужа, бросившего её много лет назад, пытается вернуть прошлое («Любовные доказательства»). Третья, всю жизнь платонически влюблённая в незнакомца, встретившегося на её пути в юности, узнаёт уже в зрелом возрасте, кем был этот человек и от каких страшных бед Бог её отвёл («Симпампончик»). 
Хочу добавить, что, хоть книга имеет подзаголовок «Женские портреты», в рассказах О. Николаевой присутствуют и мужские персонажи – и очень колоритные! На принцев и героев они мало похожи, но типажи узнаваемы, а мотивация поступков (продиктованная, видимо, мужской логикой!) абсолютно понятна. Как не отметить великолепно выписанные образы престарелого интернет-соблазнителя («Секрет обольщения») или «хозяина жизни», бизнесмена, приехавшего на встречу бывших одноклассников («Везунчик»). И уж особенно хороша пара муж – любовник, встретившаяся в недвусмысленной, анекдотичной обстановке и даже при коротком общении понявшей, что они друг другу гораздо интереснее, чем дама, стоящая между ними («Высшая нота»).
Книга читается удивительно легко. Отличный язык. Истории в ней занимательные, одна на другую не похожи. И при всей лаконичности произведений, которую требует жанр рассказа, автор успевает своему читателю рассказать всё, что хочет до него донести. Ни убавить, ни прибавить.
 
Валерия Базлова

Ярлыки: рассказы, сборник


2019-01-31 15:15



Жить только для себя не значит жить
(Менандр)
 
Под обложкой книги собраны рассказы разных авторов. Все произведения объединяет одна тема - тема семейных ценностей.
Связь поколений, любовь, поддержка... Что может быть важнее? Жизнь стремительно меняется, но то, что касается человеческих взаимоотношений, во многом остается неизменным.
"Время шло, а люди не менялись", - такой вывод сделала героиня рассказа М. Трауб "Зинка одноглазая". Ставшая в детстве инвалидом, не озлобилась, не проклинала судьбу, а сумела стать нужной многим.
Люди, выброшенные на обочину жизни, лишние... К сожалению, таких сейчас много. Старик и его глухонемой правнук из рассказа Ю. Буйды "Казанский вокзал" пытаются выжить, держась друг за друга. Иначе им нельзя, общество их отторгло. Но ведь и они имеют право на жизнь...
И почему резкая, грубая, циничная Ева (М. Метлицкая, "Ева Непотопляемая") вдруг душой прикипает к чужой девочке, страдающей ДЦП? Этот ребенок становится смыслом ее жизни. Немногие понимают Еву, а она счастлива в заботах о малышке.
Жизнь невозможно уложить в какую-то одну схему. У каждого она своя. И бывает так, что бабушка бывшего мужа становится самым близким человеком. Именно так случилось у героини рассказа А. Борисовой "Хроника пикирующих бабушек".
"Только я ж к тебе привыкла как к родной и счастья тебе хочу... Я же, Ириша, теперь не могу без тебя!" - призналась однажды бабушка бывшей жене своего внука. И это было "самое странное" для героини рассказа признание в любви. Пусть странное, но - в любви. А это самое главное для человека.
Антонина с железным характером, гордая и сильная, вынесла то, что, казалось бы, вынести невозможно (Л. Райт, "Железный характер"). А у другой героини рассказа мягкий характер. И кто же счастлив - сильная духом или "нерасторопная" и "очень нерешительная"? Наверное, каждая по-своему. Абсолютно разные женщины, но - создается впечатление - дополняющие друг друга.
Многодетная мать из рассказа В. Габышевой "Покрывало из лоскутков" совершенно не понимает, как можно жить для себя. Ее руки "умели все женское - шить, вышивать, вязать, доить, месить, стирать, пеленать - и мужское - рубить дрова, колоть лед, таскать тяжести"... И при этом не было их нежней. Как ждали дети прикосновения этих рук! И всегда многодетная мать, до глубокой старости, старалась помочь тем, кто оказался в беде.
И на все готова внучка ("... не врать, не опаздывать, не подслушивать, не есть тайком варенье из банки, слушаться воспитательниц"...) ради бабушки. Лишь бы бабушка не умерла... Но чуда не произошло. Или произошло? Для внучки бабушка навсегда осталась живой (О. Исаева, "Бабушка").
Несгибаемая Анна Федоровна (О.Карпович, "Все перемелется") в старости, заболев, стала не нужна дочери. Но не прервалась связь поколений - внучка оказалась достойнее своей матери...
Без прошлого нет будущего, без связи поколений нет понимания, нет сострадания, нет того, что зовется человечностью. Люди разных поколений нужны друг другу - в этом убеждены авторы сборника.
 
Светлана Титова
 

Ярлыки: любовь, рассказы, сборник, семья


2019-01-29 14:45



Книга с таким названием в эпиграфе не нуждается. 
Я.
 
Наша ГлавГероиня, от лица которой ведется повествование, попадает в жестокий финансовый штопор. С работы уволили, денег не заплатили, со съемной квартиры выпнули на ночь глядя. Хорошо, что успела поесть, перед тем как оказаться на улице. Сидит она такая вся в печальных раздумьях на лавочке, вертит в пальцах последнюю сигарету. Вдруг откуда ни возьмись появляется девушка, как две капли воды похожая на нашу героиню. И делает предложения, от которого сложно отказаться.
Какая же женщина не мечтала побыть принцессой?!!! Тем более что настоящая дочь короля нездешнего королевства совершенно даром предлагает махнуться судьбами не глядя. Инна не слишком-то и поверила в реальность другого мира, да и визави ее лишь слегка обозначила намёки на некие неприятности. Ха! Как истинная пессимистка она решила, что хуже быть не может. 
Срочно пришлось перековаться в оптимистки и понять, что нет, может-может-может быть еще хуже. Это когда папа-король скончался, но успел 86 раз обещать руку своей дочурки всяким там женихам. Это когда надо срочно найти миллион золотых для уплаты дани. Это когда у тебя, принцессы, и.о. королевы, понимаешь, всего одно платье, слуги не слушаются, и никто не уважает...
Но! Есть ведь жутковатый Советник, двоюродный дядюшка Инны-Юлианы. Да, он настоящий гад, подкалывает, издевается, но дело знает и вроде помогает. Ну вот чем так нравятся плохие мальчики хорошим девочкам? Демон, как его немедленно прозвала новоявленная принцесса, красив, богат и неженат. Ближе к концу всей этой истории она, конечно, исправит его социальный статус. Любовь вот тут такая заводится странная. 
Никаких постельных сцен не ждите, жаркие схватки между героями будут только словесными. Остроумные пикировки, плавно переходящие в обсуждение экономики страны и как её сделать наиболее экономной. Юмор у автора вообще своеобразный. Это скорее сарказм. Устами героини она проезжается по современным реалиям нашей родины, как паровой каток. Невероятное расслоение общества, коррупция, зарвавшиеся нувориши, хитроумные бухгалтеры... Всем достанется на орехи.
Получился вполне камерный романтическо-фэнтезийный роман. И, кстати, никакой фантастики, кроме самого факта попадания в другой мир. Ни тебе драконов с эльфами, ни эпических битв с темным властелином, ни спасения мира. Хотя... Разве спасти от финансовой пропасти небольшое королевство - это плохо? И себя надежным тылом обеспечить заодно. Жизнерадостное чтиво для поднятия духа.
 
Светлана Маркевич

Ярлыки: фэнтези, юмор


2019-01-24 15:00



17 августа 1914 года русская армия генерала Ренненкампфа перешла границу Восточной Пруссии. Казалось бы, нашим воинам сопутствует удача: успешное наступление, немцы дрогнули. Но почему-то "счастливый ключ судьбы" выскользнул из рук русских офицеров и солдат. В чем дело?
На эту тему мучительно размышляет штабс-капитан Орловцев. По его мнению, главная причина заключалась в нерешительности действий высшего командования и служб тыла. 
Впоследствии Орловцев пришел к выводу, что именно Первая мировая война стала основной причиной крушения Российской империи.
Можно ли было избежать этой войны? Скорее всего, нет. Хотя бы потому, что в 1871 году был создан Германский рейх... И в 1914-ом русская армия взошла на свою Голгофу. Но спасти Родину не удалось. А Голгофа в данном случае имеет и высокий смысл, и обыденный: события происходят в литовской Кальварии, что на латыни означает Голгофа.
Прошло тридцать лет. На этом же месте 17 августа 1944 года Красная армия впервые вышла к границам Германии. И вместе с ней здесь же оказался капитан Орловцев...
Случайная встреча с бывшим сослуживцем, который укорил его службой у большевиков, стала поводом разобраться в самом себе. "Для меня это русская армия, и в этот раз она должна разбить германцев, разбить их в обеих прусских столицах, в Берлине и Кенигсберге. Растереть их армии в пыль, сделать то, что мы с тобой должны были сделать тридцать лет назад", - рассуждает Орловцев. По его убеждению, "только Красная армия может это сделать". И сделала. Жаль только, что Орловцев не увидел долгожданной, выстраданной Победы...
Война - это не только физическое истребление людей, это и исковерканные души, это страдания тех, кто ни в чем не виноват. Война - это жесткость, ежедневная, ежечасная.
Разговор двух немцев о том, как лютуют русские... И вывод: иначе быть не может"после того, что мы сделали с их городами, домами и людьми". Не каждому дано, пройдя через мясорубку войны, остаться человеком. Не зря же появилось выражение: "Война все спишет". Это и страшно. Вернется домой некто Романенко, издевавшийся над немецкими женщинами, и будет счастлив? Есть ли у победителя право безнаказанности?
Один из бойцов рассказывает о том, как немцы и их пособники жгли его родную деревню и убивали жителей. Сначала каратели и полицаи действовали как будто нехотя, но потом, "ощущая свою власть и безнаказанность, будто соревнуясь друг с другом, загоняли сельчан в огромный деревенский сарай. ... Они весело, подзадоривая друг друга, бросали и бросали на крышу сарая горящие факелы".
Трудно, пройдя через ужасы войны, сохранить в душе человечность, не став заложником права победителя. Но возможно. И большинство героев книги это сделали, не потеряли себя.
Тема любви также присутствует на страницах книги; именно это чувство спасает жизнь, становясь сильнее смерти в самых тяжелых обстоятельствах.
Размышления о судьбе России, о двух страшных войнах, о долге, чести - все есть в произведении. И есть в нашей жизни утраты, но живет и надежда...  
 
Светлана Титова

Ярлыки: историческая литература, роман


2019-01-22 09:30



– Откройте, милиция!
– Ну-ка быстро идите отсюда, а то сейчас полицию вызову!
 
Сначала перед нами новорожденный, затем – новообращенный, а после – новоиспеченный. Будучи новорожденным, он пьет красное вино в парижском ресторане... Не пугайтесь! Это не чудеса современной медицины. Просто автор романа машину времени назад крутит. И семидесятилетний юбиляр, пьющий красное вино, молодеет на 45 лет. Как и полагается новообращенному, он становится ревностным неофитом. И, получив должность надзирателя в сыскной полиции, превращается в новоиспеченного сыщика, способного найти украденные часы там, где никто не найдет.
Кому что неясно?
Ладно. Давайте знакомиться с героем романа и его автором по-настоящему. Мечислав Николаевич Кунцевич, дворянин-эмигрант, вспоминающий петербургскую молодость. И автор романа, Иван Погонин, передающий эти воспоминания царского сыщика так, как они видятся бывшему милиционеру. Именно десятилетний опыт работы в милиции Иван Погонин считает отцом своего хобби – сочинения исторических детективов. 
Оказывается, будни полиции (или милиции) практически одни и те же во все времена. Можно даже утверждать, что в историческом антураже романа представлена картина мира, которая носит почти вневременной характер.
«...это недорого, – говорит торговец, – тем более что курс страшно понизился, а таможенные пошлины повышаются каждый час! Я вам и рассрочку предоставлю...» Время действия романа – 1889 год. Но о причинах дороговизны товара вам хорошо объяснят и сейчас, в 2019 году. И почти такими же словами.
«Висяки» и «глухари» – это в полицейской работе тоже вне времени. И в веке девятнадцатом могли скинуть безнадежное дело на новенького точно так же, как сделали бы сейчас. Не могу не сказать к чести главного героя: получив глухое дело, не стал он красиво рапорты писать, а начал преступника искать.
Или вот из серии «не на того наехал». Не всякого организатора притона азартных игр можно прижать. А если уж у этого организатора есть «крыша», в качестве которой – помощник градоначальника, то к гадалке ходить не надо: притон не закроют, а настойчивого полицейского уму-разуму поучат. Благо – только арестом на минимальный срок. Ведь могут и с должности снять, и... Впрочем, не будем фантазировать. Хотя Кунцевичу всё-таки свой арест отсидеть пришлось.
Интересна также ситуация с зарплатой и табельным оружием. Помнится, был о работе милиции такой анекдотец. Будто новый сотрудник за зарплатой не ходил. Месяц-другой... Ему говорят: «Зайди же в бухгалтерию, получи причитающееся в кассе». А он: «Зарплата! Надо же! А я думал: пистолет дали – так сам крутись».
В романе пистолет и деньги тоже обыграны. Но по-другому. «Револьвер мне дадут?» – спрашивает Кунцевич. А ему советуют самому его приобрести... Он спрашивает по поводу зарплаты: «А почему так мало?» А ему в ответ: это потому, дорогой Мечислав Николаевич, что с каждого вновь поступившего удерживается треть жалования... Вот и пришлось Кунцевичу учиться, как деньги зарабатывать своим собственным умом. Ведь купцы-то всегда при деньгах ходят...
Но какова же книга в целом?
Спешу уверить: здесь всё в порядке. Интрига – есть. И есть главное, я бы сказал, чрезвычайное дело. 21 ноября 1889 года в квартире отставного генерал-лейтенанта Штрундмана обнаружены два трупа... Двойное убийство! И еще одно убийство, совершенное теми же преступниками.  Но об этом я, как вы догадались, не напишу ни слова. Всё прочитаете в романе Ивана Погонина «Превышение полномочий».
Книгу рекомендую всем любителям исторических детективов.
 
Дмитрий Кочетков

Ярлыки: детектив, российская проза


2019-01-17 10:22



Название книги Ольги Маркес «#Sekta. Школа идеального тела. История не про тело» неизбежно сбивает читателя с толку. «Во-первых, почему секта? – думает он. – Во-вторых, о чем история, если она об идеальном теле и не о теле одновременно? И что за странная манера писать заглавия латиницей и со знаком хэштега?».
Сейчас попробуем разобраться во всем этом.
Начнем с названия. Во-первых, автор следует современной моде использовать хэштеги в заглавиях книг (таких изданий сейчас множество), во-вторых подчеркивает, что история, описанная в книге, начиналась на просторах Интернета.
Итак, «Sekta» - это что-то вроде фитнес-клуба, который существует как в реальности (в Москве, в Петербурге и в некоторых других городах), так и в виртуальном пространстве. Любой человек может зайти на соответствующий сайт, оплатить курс и заниматься самостоятельно, следуя указаниями тренеров, диетологов и врачей. Эта система была в свое время придумана автором книги Ольгой Маркес и, по-видимому, успешно работает до сих пор.
Так что в данном случае «Секта» - не религиозная организация, а скорее сообщество, в котором есть свои правила: регулярные тренировки, здоровое питание и проч. Но участники так увлечены придуманным ими же образом жизни, что название «Секта» - самое что ни на есть подходящее.
Когда автор пишет о том, что история про идеальное тело – это история не про тело, она не пытается сбить с читателя с толку (хотя все равно сбивает). На самом деле имеется в виду, что наши проблемы кроются не в пропорциях и лишнем весе, а в образе мыслей. И если мыслить правильно, любить себя и беречь свое тело, то жизнь станет намного более гармоничной.
В философии «Секты» многое взято из восточных философских традиций. Пропагандируется осознанность, бережное отношение к каждому моменту жизни, попытки достичь гармонии.
Итак, о чем эта книга? О фитнес-сообществе «Секта», его основательнице Ольге Маркес, о том, как развивалась эта компания (начиная с дневника в «Живом журнале»), об отдельных участниках сообщества и их пути к здоровому образу жизни. В ней много фотографий, личных историй, отрывков и интернет-дневников.
Читается книга довольно легко. Она точно будет интересна тем, кто уже что-то знает о «Секте», об Оле Маркес и группе «Alai Oli», а также тем, кто интересуется спортом, здоровым образом жизни или хочет похудеть.
Образ жизни «сектантов» подходит далеко не всем, так как большинство людей просто не могут посвятить так много времени спорту. Но некоторые полезные советы может извлечь любой, даже самый неспортивный читатель. Они касаются, например, правильного питания, режима, а главное – позитивных установок, потому что, как постоянно подчеркивает автор книги, все самое важное происходит у нас в голове.
 
Любовь Баскова

Ярлыки: медицина, отраслевая литература


2019-01-15 15:00



«Чужая жизнь – айсберг: наблюдателю видна лишь малая часть. Но какие тайны скрываются в глубине?»
 
Елену Михалкову мы знаем как автора детективных романов, работающего в этом жанре с 2007 года и выпустившего уже 30 книг. Но произведение, которое я хочу вам представить, менее всего подходит под определение «детектив». Это психологический роман, в основу которого заложены семейные проблемы. От детектива в нём только самое начало: в скромном отеле в Греции пропадает русская туристка, и на поиски её из Москвы приезжают уже известные нам по предыдущим романам Елены Михалковой частные детективы Сергей Бабкин и Макар Илюшин.  Всё. На этом детектив в общепринятом смысле заканчивается. А дальше читателю предлагаются такие жуткие истории, которые трудно привязать к сюжету. И к концу книги мы как-то и забываем, что читаем детектив и с чего всё начиналось. Но у Е.Михалковой ничего лишнего и ненужного не бывает. Всё, о чём читатель узнаёт, сложится в разгадку к финалу романа.
Не могу не сказать несколько слов об авторе. Очень люблю Елену Михалкову. Ни одна из её книг не похожа на другую. И не только сюжетом. Работая в жанре детектива, Михалкова предлагает нам его самые разнообразные подвиды. То это детектив с полу-мистическим сюжетом («Призрак в кривом зеркале»), то классический детектив с романтическими мотивами («Охота на крылатого льва»), то психологическое расследование («Нежные листья, ядовитые корни»), то иронический детектив («Чёрный пудель, рыжий кот, или Свадьба с препятствиями»). Список можно продолжить.  Каждый раз, беря в руки новую книгу Елены Михалковой, я не знаю, что меня ждёт.
Но вернёмся к нашей книге. В этот раз автор предлагает нам очень жёсткое произведение. Роман «Нет кузнечика в траве» совершенно не похож на обычный женский детектив, где много лирических отступлений, романтических описаний или женского кокетства. История, рассказанная автором, ужасает и шокирует.  Хотя речь идёт не о бандитских разборках и убийствах. Страшно то, что всё описываемое происходит в обычной жизни, скрытой высокими заборами и запертыми дверями. Слёзы, боль, насилие и преступления, о которых даже никто не подозревает. Рассказ автора настолько подробный и правдивый, что, кажется, переживаешь всё вместе с героями. 415 страниц романа заставят читателя поволноваться о некоторых из персонажей, задуматься о судьбах описываемых людей, о мотивации их поступков, оправдать или осудить их. А ещё я думаю, что, читая эту книгу, вам ни разу не захочется улыбнуться. Но дочитаете вы её до конца. А прочитав, долго не забудете.
 
Валерия Базлова

Ярлыки: психологический роман, российская проза


2019-01-11



Историко-культурная амнезия - это не есть болезнь. Это такое здоровье.
(Цитата из книги)
Книга из библиотеки ЛитРес
 
Поэт, публицист, один из основоположников московского концептуализма, Лев Рубинштейн - едва ли не самый известный российский колумнист. Его блестящие, остроумные колонки, написанные для "Итогов", "Большого города", "Esquire" и пр. бумажных и интернет-изданий, мгновенно разлетаются цитатами по соцсетям. Эта книга - наиболее полный сборник из трех его предыдущих книг: "Знаки внимания" (есть на абонементе ЦГБ), "Скорее всего" и "Причинное время".
С одной стороны, это коротенькие очерки обо всем на свете. О правительстве и народе, о войне и мире, о детстве в коммуналке и посиделках на кухне. Об оскудении лексики и упадке культуры, о телеоболванивании и любви к книгам. По некоторым эссе можно заметить время, когда они писались. То есть я, например, помню событие, давшее толчок написанию этого текста. Некоторые события забываются, теряют актуальность, но странным образом не теряют своей изюминки. И это только потому, что описаны они таким неординарным автором. 
Рубинштейн остроумен, иногда саркастичен, убийственно точен в формулировках и при этом мягок и интеллигентен. Никакой обсценной лексики. Только эвфемизмы, которые можно выписывать и радостно цитировать друзьям. 
Всем любителям прекрасного русского языка - сюда. Так много о словах, характеризующих нашу с вами жизнь, я нигде больше не встречала. Разве что в специально написанных книгах. Он воспринимает мир на слух и потрясающе удачно использует жизненные эпизоды. Без цитирования не обойтись:
"Образ золотого века и тоска по нему начинают формироваться, когда структура и фактура эпохи, её общественные нравы и эстетические нормы являются потомку, не отягощенному историческим знанием, в виде чистого стиля. Восприятие стиля эпохи в чистом виде есть восприятие, в сущности, дикарское, то есть внеисторическое. Стиль порождает миф. А миф порождает светлую и теплую тоску по ушедшему и несбывшемуся... Золотой век - это не вчера, нет. Золотой век - это позавчера." Таким образом Рубинштейн венчает тему о романтизации прошедших эпох. Так что ожидаем возвеличивания 90-х годов. Парочка сериалов уже вышла.
Автор практически не называет фамилий. Хотя субъекты его критики иногда узнаваемы. Скорее, он выводит типажи.  Эти заметки для тех, кто считывает такие же культурные коды. Для тех, кому не безразлична любимая страна и хорошие люди, её населяющие. Для тех, кто не разучился читать умные книги, слушать настоящую музыку, дружить и разговаривать.
Горечь автора все нарастает к концу сборника. Годы идут, абсурд крепчает... Есть ли надежда на улучшение нашей жизни? 
"Для нормальной, полноценной и хоть сколько-нибудь перспективной дискуссии необходимо преодолеть тот лингвистический коллапс, тот глубокий семантический обморок, в который блаженно погрузилось всё то, на месте чего должна была быть общественная жизнь".
 
Светлана Маркевич

Ярлыки: заметки, сборник, современная проза


2019-01-09 09:20



Картина-то жестокая, но я надеюсь на Бога и уверен в единственном: чем сильнее нас жмет миропорядок, тем негасимей очаги духовного сопротивления внутри России
(Михаил Тарковский)
 
Главный герой повести «Полет совы» – тридцатилетний учитель русского языка и литературы Сергей Иванович Скурихин, уехавший из города в сибирскую деревню точно так же, как сам Михаил Тарковский – из Москвы в село Бахта Туруханского района (это в Красноярском крае). Можно сказать, что главный герой и есть выразитель авторской позиции. По каким вопросам?
Сергей Иванович (или просто Сережа, как по-дружески называет его автор) пытается разобраться, что значит быть русским. Чем “русскость” отличается от обычной простонародности? Что есть Русский мир? И что ему угрожает? И как этому противостоять?
Уход Сережи в дальние места – это «замах для мощного и неведомого броска», чтобы защитить своё, родное, русское. Как-то любимый преподаватель Сергея Ивановича сказал: «А Гоголь, друзья мои, он как птица, он как чибис, степная чайка, с криком, со стоном мечется по-над полем битвы, меж Тарасом и Остапом и Андрием, и сердце Николая Васильевича разрывается на части, и нет и не будет этому огромному и навек подбитому сердцу ни покоя, ни пощады, ни облегчения!». И сам Скурихин переживает подобные чувства, болея душой за судьбы Родины и ее жителей. Полет полярной совы, запутавшейся в бурьяне, освобожденной и выпущенной на волю, в небо, – это образ обретения себя, понимания своего предназначения, всепрощение и молитва за всех. 
В повести можно выделить две составляющие: декларативную и портретную. Декларативная часть представляет собой споры о том, какой путь для России правильный – в русле глобализации, либерализма или самобытный, основанный на традиционных ценностях. Это давние споры. Со времен западников и славянофилов. Поэтому это не разговоры живых людей, а полемика Идей и Мировоззрений. Она декларативна.
Оживляет повесть портретная часть – галерея портретов сибирских жителей. Это ученики, педагогический коллектив, односельчане Костя и Мотя, Баба Катя, старовер Гурьян, “чудик” Эдя... Здесь точные наблюдения, детали, характеры. 
В сборник вошла также повесть под названием «Фарт». Тут вроде бы всё просто. Живет в Сибири Игорь Баскаков с супругой Леной. Баскаков – писатель, автор сборника «Фарт». (Такая игра в название.) Пишет он об исконном, нашем. Исповедуется в церкви. Не то, что спивающийся друг Ёж (Сергей Шебалин). В то же время писатель Баскаков избавляется от купленной во дворе каких-то складов машины, у которой “большие проблемы с документами”. (Ничего страшного.) Потом ссорится с женой. (И такое со многими бывает.) А Бог троицу любит. Поэтому дальше – третий “фарт”, уже в жизни главных героев, мужа и жены. 
Несмотря на простоту повести, в основе этого произведения лежит тайна Русского мира, связанная с понятием неисповедимости путей Господних и стремлением понять, зачем тебе посылается то или иное событие; с осознанием своих грехов и с милосердием к ближнему.
«Михаил Тарковский – это настоящее, непридуманное, родное», – написал Захар Прилепин. И это “настоящее, непридуманное, родное” отражает “негасимость” консервативно-православных устоев русской жизни.
 
Дмитрий Кочетков

Ярлыки: российская проза, русская литература, сборник, современная проза


2018-12-26 14:20



Верно ты сказал: важна не палка, а умная голова да доброе сердце.
 
Кому-то, быть может, покажется странной заметка в блоге о книге для самых маленьких читателей. При этом заметка о книге с хорошо известным содержанием, в том числе благодаря советским мультфильмам «Палочка-выручалочка», «Мешок яблок», «Про Бегемота, который боялся прививок» и др. И всё ж таки рискну написать о ней. Точнее, о том, что сказки Владимира Сутеева читает уже не одно поколение. Ведь я-то давно уже не маленький. И читал сказки Сутеева тоже ох как давно.
Однако смекалка и находчивость (думаю, вы со мной согласитесь) востребованы в любые времена. Таким образом, совсем не помешает поучиться извлекать выгоду из простой палки, как это делал Ёжик в сказке «Палочка-выручалочка». Кто-то в этой сказке увидит философскую мудрость довольствоваться малым, а кто-то – экономическую эффективность от рационального пользования ресурсами. Но если экономия средств основывается на моральном императиве взаимовыручки, то выгода становится очевидной для всех не только с точки зрения кошелька, но и души.
А какой доход может принести мешок яблок? Если учесть, что содержимым мешка угостятся медведь, бельчата, ёж, козлята, крот... Да, с точки зрения бизнеса, из зайца, владеющего мешком столь бездарно, предприниматель не получится. Но важнее ли прибыль семейного благополучия?
А можно ли доверять пройдохе-лисе, будь ты даже большой-пребольшой медведь? И как жить, чтобы не остаться с пустыми лапами? (Привет Роберту Кийосаки и его книге «Богатый папа, бедный папа»!)
Наконец, надо ли гнаться за популярностью? Желание жить на публику, собирать просмотры и лайки, репостить сообщения соцсетей, чтобы тут же о них забыть,  обмениваться пустопорожними «подарками» – всё это, на мой взгляд, сродни потере своего естества Гусем из сказки «Это что за птица?».
Всё, что я понаписал в этом сообщении, связано со сказками В. Сутеева непосредственно. Поверьте мне. Так что сказки В. Сутеева – для всех. Бабушек и дедушек, пап и мам, детей и внуков. Это целый мир сказочных героев, придуманных и нарисованных Владимиром Григорьевичем, чтобы помнить, что есть на свете ум и щедрость, а также прочие замечательные качества.
Надеюсь, вы не против, чтобы эти качества были и у ваших детей?
 
Воспитывайте своих детей на хороших книгах! 
 
Дмитрий Кочетков

Ярлыки: дети, детская литература, мультфильм, сказка


2018-12-24 11:11



Кн.1 "Страшные сказки закрытого королевства"
Кн.2 "Цветная музыка сидхе"
 
 
 
Сердце не имеет морщин, на нем бывают только шрамы
Т. Колетт
 
Мне очень нравятся книги Завойчинской. Я с удовольствием писала отзывы на многие ее произведения. И свои выводы о похожести главных героинь уже излагала. От нового цикла я ожидала снова весёлых похождений жизнерадостной, неунывающей девчонки, легко ставящей перед собой цели и стремительно летящей к ним.
Ожидаемой третьей книги пока нет, но первые две весьма мрачны, печальны и неуютны. Хотя читаются с неослабевающим интересом. Семнадцатилетняя графская дочь Рэмина по вине своего злобного сводного братца остается бесприютной сиротой. Дело в том, что живет она королевстве, где поклоняются Неумолимой, богине смерти. И служительницы её конкурентов уничтожают мгновенно и с большим удовольствием. Достаточно подозрения в магических способностях, и человека ждут страшные пытки и смерть на костре. Завойчинская использует для жутковатых описаний вполне реальные эпизоды из средневековой практики инквизиции.
Рэмина знает, что ее мама была магом. Она подготовила дочь к возможному в будущем бегству. Главная цель пока - выбраться из закрытого королевства. Ведь в других государствах к магам относятся уважительно, там живут другие расы - эльфы, гномы, драконы, оборотни... А юная беглянка подозревает, что и сама обладает какими-то способностями... Но вот какими? Носимый с детства блокирующий амулет ей нельзя снять, пока она не пересечет границу. Добавляется еще один, и Рэмина под личиной мальчика-подростка бредет по дорогам страны. По совету явно непростой селянки она покупает подержанную гитару и быстро входит в роль странствующего менестреля и сказителя.
Выросшей в почти тепличных условиях девушке пришлось столкнуться с совсем другой жизнью. Пришлось научится готовить на костре, петь в борделе, мыться в общественных банях, мда, в мужском зале, однако... Но люди ей все больше хорошие попадались. Везение? И вот граница пересечена. Новые люди (и не люди), несколько другие обычаи, а так... По-прежнему тоска и бесприютность. И страх. Избиение и ограбление венчало все это безобразие. Но наша героиня не сдается. Взамен разбитой старой гитары она покупает за гроши древний инструмент ушедших из этого мира сидхе. И снимает амулет, блокирующий магию.
Что ж, воздействие на слушателей она оказала ошеломительное. Начался новый этап жизни, быть может? Она выкупает полумертвого раба по имени Дарио, который постепенно становится не просто охранником, но и другом.. Правда он люто ненавидит весь женский пол и сидхе, почему-то. И Рэмина продолжает хранить свои секреты.
Долгим и тяжелый путь заканчивается к финалу первой книги. Да, героиня обретает наконец-то пристанище, тихую гавань. Но непримиримый Дар уходит. Та, которую он пафосно стал называть своим Сокровищем (так и хочется съехидничать "моя пре-е-елесссть...") оказалась, так сказать, два в одном. И девушкой, и сидхе.  Последней из своего народа придется нелегко. Опять. То ли госпожа Завойчинская решила оставить в прошлом беззаботное веселье своих книг, то ли в её жизни произошли нехорошие события... Очень яркими и какими-то личными получились ощущения тоски, обиды на мать, за то, что лишила её лучшей доли, неуверенность, да и полная растерянность перед жизнью. Что делать? Просто жить? Исследовать свои возможности и учиться магии? Уйти вслед за своим народом в другое измерение или погибнуть в этом, пытаясь вновь наполнить мир светом и цветом?
Автору явно удались невеселые мотивы взросления. Вспомните себя в момент осознания - так вот она какая настоящая взрослая жизнь!!! Знакомо ли вам ощущение, что ты стоишь один в голом поле на ветру и никто не спешить вывести тебя за ручку, сказать, что все это только пригрезилось, а на самом деле жизнь прекрасна и изумительна. Ага. И проблемы сами рассосутся. 
Я бы рекомендовала снизить статус с 16+ до 14+. Очень полезная для подростков книга. Ждем продолжения.
 
Светлана Маркевич

Ярлыки: приключения, фэнтези


Ярлыки:
lady fantasyS.T.A.L.K.E.R.TVXX векавантюрный романавторское словоазбука-novelазбука-классикаальтернативная историяАмфора-TRAVELLанабиозанглийский романбиографиябуктрейлервампирывикториныВинтажвоенная темаволшебствовоспоминаниядетективдетидетская литературадиетадневникдраматургияженская прозажестокие игрыЖЗЛзаметкизарубежная литератураиздательство ИНОСТРАНКАинтеллектуальная литератураискусствоисторическая литературакитайская литератураклассикакнига-бестселлеркнигиколдовские мирыконкурскошкикраеведениекрасоталауреат премийлитературоведениеЛитреслюбовьмагиямаркетингмедицинамемуарыменеджментмировая коллекциямистикамифымолодежьМона Лизамузыкамультфильммяу-эстафетанаучная литератураНобелевская премияновеллыновогоднее чтениео животныхо чем говорят женщиныоборотниодиночество простых чиселотраслевая литератураповесть в письмахподросткипоздравленияпокровские воротаполитикапосвяти этот вечер себеправовая литератураправославная литературапремияпривиденияприключенияприятное чтениепро искусствопсихологическая повестьпсихологический романпсихологияпублицистикапутешествияразмышление на темурассказырелигияроманроман в письмахромантическая комедияроссийская прозарусская литературарусский Букерсборниксемейные историисемейный романсемьясердечная наградасериясказкаскандинавская литературасовременная прозасоциологияспорттелевидениетриллерфантастикафильмфинансыфранцузский романфэнтезичтениеэкономикаэкранизацияэнциклопедияэтикетэтногенезэтнографияюморюридическая литератураяпонская литература