Получил письмо от женщины, видимо, моего поколения. Мне так оно понравилось, что я решил вам его пересказать. Она пишет о том, как училась в 30-е годы советской власти на рабфаке, – тогда для рабочих были специально организованы факультеты. Преподавательница давала ученикам следующее упражнение: «Молодые люди, все хором повторяйте: "Бога нет, бога нет"». И они хором: "Бога нет, бога нет". – "Молодцы. А теперь дружно покажем богу кукиш!"
(Из выступлений Михаила Задорнова)
Широк русский человек. И в церкви проповедь прослушает, и гороскопу поверит, и святому помолится, и экстрасенсу поклонится, и “желтую” прессу почитает, и покаянный канон, и заговор-наговор... Это сейчас. А в 18-м веке?
«Магическое и христианское, даже не вступая в противоречия, зачастую взаимодополняли одно другое в религиозной жизни православного человека XVIII века», – сообщает Елена Борисовна Смилянская в своей книге.
Колдуны XVIII века, конечно, не имели тех возможностей, которые есть у современных ведьмаков. Не могли они пиариться и продвигать услуги через Интернет и СМИ, участвовать в телешоу, изображая битву с потусторонними сущностями и, таким образом, рекламируя себя. Но жили и без этого неплохо. Были востребованы. И могли, к примеру, без лишних раздумий опустить нательный крест заказчика в воду, чтобы поворожить для успеха в карточной игре. А заказчики-то находились! Хотя странно предполагать, что крест с изображением Христа может служить шулерству или, по меньшей мере, нетрудовому обогащению. Тут уж, по-видимому, такое правило вступало в силу у заказчика: на Бога надейся, а... и черта не забывай! Но на Бога заказчики надеялись обязательно, я бы даже сказал, крепко надеялись, потому что атеистами вовсе не были и совсем даже не знали, что такое религиозный скептицизм.
В книге Елены Смилянской движение идет от противного. Исследуется не норма, а аномалия. Говоря о религиозности, автор пишет о нарушениях благочестия среди так называемых «суеверов» и «нечестивцев». Зачем? На мой взгляд, это исследование позволяет лучше понять психологию современного человека, запутавшегося и в морально-нравственных, и в религиозных вопросах. Очень уж симптоматично сходство суеверий 18-го и 21-го века.
Но можно так глубоко и не копать. А просто рассматривать детали и частности той картины, которая вырисовывается при чтении книги «Волшебники, богохульники, еретики в сетях российского сыска XVIII века». Это познавательно и занимательно (как с точки зрения излагаемых ситуаций, так и с точки зрения стиля и прочих прелестей судебных документов).
«...он, Михайло, не знает и не слыхал, понеже то шептание от него, Пердуна, происходило весьма тихо, и потом-де, оборотясь к нему, Михайлу, велел ему, Михайлу, перекреститься, и как он, Михайла, перекрестился, тогда тот Пердун из своих рук поил тою водою».
Вот ведь текст! Действующие лица – нижегородец Михайла Смирнов, страдавший запоями, и крестьянин Андрей Тимофеев Пердун. И ничего не попишешь. Звали их так.
Материалом книги Елены Смилянской послужили почти 600 судебно-следственных дел. Е.Б. Смилянская предприняла попытку проанализировать максимум обвинений, связанных с богохульством, кощунством, религиозным вольнодумством и всякого рода волшебством, «знатьем с бесами», целительством и любовными зельями. Что из этого вышло, решать всем заинтересованным читателям.
Дмитрий Кочетков