Гузель Яхина "Дети мои"
Анна Малышева «Пассажир без багажа»
"Мама тебя любит, а ты ее бесишь!"
Татьяна Георгиева «Русская повседневная культура XVIII века»
Юрий Поляков «Весёлая жизнь, или Секс в СССР»
Елена Коровина "Знаем ли мы свои любимые сказки?"
2021-02-15 09:00



Не право рождает долг, но долг – право. 
Ф. Шатобриан
 
 
Книга не новая, на русском языке выходят и выходят продолжения в этой серии. В позапрошлом году перевели уже десятую книгу о приключениях Флавии де Люс!
Просто у нас появился сдвоенный том первых романов, я ностальгически заглянула и не заметила, как снова увлеклась. Это поразительно, насколько высокий интеллект, тонкий юмор в сочетании с несколько детским взглядом на мир может затянуть в свои сети. 
Здесь мы имеем не сказать чтобы уникальное сочетание, но необычное так точно. Автор взрослый мужчина. А главная героиня – девочка одиннадцати лет. И книги получились скорее для взрослых.
Не то чтобы у меня лично вызывает недоверие умная, начитанная, увлеченная химией одиннадцатилетка, и то, что она может провести любительское расследование преступления…
Единственное но. Мне все же кажется, что литературная Флавия – это скорее немного идеализированный персонаж. И авторское представление о собственном детстве.
Расклад сил такой. Англия, пятидесятые годы двадцатого века. Фамильный особняк Букшоу. Семья де Люс состоит из папы, полковника, который вечно перебирает свои марки и не замечает приходящее в упадок хозяйство, и трех его дочерей. 
Мама, которую все называют по имени – Харриет, погибла во время войны. И была она овеянной легендами летчицей.
Флавия – самая младшая. Маму она не помнит, чем пользуются старшие сестры, стараясь побольнее уколоть. Например, заявить, что она вовсе даже приемная дочь, а потому не похожа на старших. Флавия мстит тем, что добавляет слабительное в чай, или раздражающий настой в крем для лица.
Высокие отношении, да-да. И очень странная семейка. И еще. У младшей де Люс есть лаборатория, которую еще дядюшка основал. И интерес ее к химии совершенно прикладной – яды и противоядия. 
Ну и пытливый ум любознательной девчонки с кучей свободного времени, плюс доброе сердце втягивают ее снова и снова в разнообразные истории.
Повествование от лица ребенка, пусть даже ее ай-кью зашкаливает, дает интересный эффект. Во-первых, несколько наивный язык. Хотя лексикон Флавии достоин всяческих похвал.
Во-вторых, отсутствие опыта. Она не понимает многого во взаимоотношениях людей в силу своего возраста. Традиционное воспитание тут подвело. Матери нет, отец витает в облаках, разве что школа и книги… Юная сыщица иногда бывает даже жестокой. (Напоминаю тем, кто позабыл: дети в принципе жестоки, они еще не умеют примирять на себя все гадости мира.) Она может высказать то, о чем взрослые даже думать боятся. Зато она бойка на язык, энергична и не рыдает в платочек, когда старшие сестры предаются столь подобающему для леди занятию.
Еще бы! Их отец арестован, его обвиняют в убийстве незнакомца, труп которого обнаружен в огороде между грядок с огурцами. Но Флавия убеждена в невиновности родителя. Верный скрипучий велосипед понесет любознательную девчонку по свидетелям и очевидцам к невероятным открытиям.
А во второй книге мистика и жуть заполняют сердца. Правда, местами все оборачивается шуткой. Но как могло случиться, что у заезжей труппы кукольного театра имеется кукла с лицом, поразительно напоминающим трагически погибшего мальчика? И совпадение ли, что один из артистов найден убитым?
Без «роялей в кустах» не обошлось. Но будем снисходительны. Если бы Флавия не подслушала один интересненький разговор на кладбище, все могло бы быть иначе.
Рекомендую любителям неспешного английского детектива, саркастического юмора и особой атмосферы.
 
Светлана Маркевич

Ярлыки: детектив, зарубежная литература, серия


2021-02-11 18:08



Пожалуй, ни одна книга Марии Метлицкой не получила от читателей столько негативных отзывов. Книгу называли скучной, героиню эгоистичной и неприятной, отказываясь ей сочувствовать, а автора (естественно!) исписавшимся. Скажу сразу, и я, начав читать «Другую Веру», не собиралась писать на неё рецензию. Не потому, что книга не нравилась. Просто посчитала, что она, как говорят, «проходная». То есть прочитал, закрыл и забыл, что читал. У Марии Метлицкой есть более глубокие и значимые произведения. Но, дочитав её до конца, я вдруг поняла, что книга меня не отпускает и заставляет вспоминать сюжет, размышлять о судьбе главной героини, о правильности её поступков, о совершённых ошибках и т.д.  И захотелось об этой книге рассказать.
Начну с того, что книга достаточно странно построена. Она начинается с описания жизни успешной во всех отношениях женщины зрелого возраста, любимой и любящей, состоящей в удачном браке. Той «другой Веры», которой она стала во второй половине своей жизни. А дальше повествование неожиданно обрывается, и начинается рассказ как будто бы совсем о другом человеке. О Вере и её семье, включая и родителей, и бабушку с дедом.  И о тех «хождениях по мукам», которые привели женщину к моменту, когда исчезла та, прежняя Вера и появилась «Вера другая», прожившая новую, счастливую жизнь. К ней, к этой жизни героини, автор и вернётся в финале книги, совершив вот такую «закольцованность» сюжета.
У читателей, уже познакомившихся с книгой, как ни странно, много претензий к образу главной героини, которая много плачет, совершает ошибки и которой, по их словам, не хочется сочувствовать.  А на мой взгляд, Мария Метлицкая очень талантливо изобразила в своём романе не макет положительного или отрицательного героя, у которого вся жизнь расчерчена на чёрные или белые страницы, а создала образ живой, реальной женщины с гаммой чувств всех оттенков радуги. Размышляя об образе главной героини Вере, я почему-то вспомнила Скарлетт из известного романа М.Митчелл «Унесённые ветром». Героиню, которую тоже трудно назвать однозначно положительным персонажем. Но от этого образ, созданный автором, не становится менее интересным, скорее наоборот. Борьба за выживание, борьба с невзгодами, поиски своего места в жизни, страдание и любовь – вот те проблемы, которые заставляет решать жизнь. А на пути решения могут быть и ошибки. Возвращаясь к образу нашей героини, скажу, что ничто человеческое ей не чуждо, но многое из совершённого могут оправдать истинные человеческие чувства: любовь, сострадание, терпение и даже жалость. Я бы сказала, типичные черты характера русской женщины. 
Поэтому, подытожив всё выше сказанное, могу подтвердить: рекомендую книгу прочитать. Но с некоторыми ограничениями. Мужчинам книга однозначно не понравится. Можно даже в руки не брать. Почему? Потому что уж очень саркастично и (я бы сказала) реалистично прописан образ первого мужа нашей героини Роберта Красовского – человека никчемного, ленивого и подленького. Очень узнаваемо и поэтому очень печально. А другой мужчина романа – второй муж Веры - уж слишком идеален и, опять же, слишком слащаво влюблён в супругу. Типичный «Принц на белом коне», о котором мечтают все женщины.  Но вот бывают ли такие в жизни? 
Будем считать, что счастливый и сентиментальный финал романа – это тот «бантик», как говорят журналисты, который автор книги кинула нам для того, чтобы подслатить все горести, описанные в книге.
 
Валерия Базлова

Ярлыки: российская проза, роман, современная проза


2021-02-08 11:12



"Жизнь, господа присяжные заседатели, это сложная штука..."
(Илья Ильф, Евгений Петров)
 
Если тема коронавируса еще не вызывает у вас физиологической реакции неприятия, то, наверное, стоит обратиться к книгам, этой теме посвященной. По всей видимости, уже настало время подводить некоторые итоги, собирать и систематизировать информацию о явлениях, сопровождающих пандемию.
Представленную книгу написали Виталий Шкляров и Анджей Беловранин. Виталий Шкляров – политтехнолог, Анджей Беловранин – журналист. Таким образом, перед нами не взгляд врача, делающего упор на сугубо медицинских вещах, и не умственные построения политолога-конспиролога. Перед нами заметки людей, внимательно следящих за событиями и рефлексирующих новую реальность. Это рационализация неосознанных страхов, вычленение социальных и психологических элементов, явленных ситуацией вокруг опасного вируса (COVID-19). Авторы рассмотрели нашу новую повседневность с неизвестным будущим, “жизнью наизнанку”, концом гедонизма, скукой во время самоизоляции и остатками веры в науку. Отдали должное медицине, которой волей-неволей пришлось быть на передовой. Поставили вопросы о готовности к пандемии, откуда вирус мог взяться и сколько смертей от него, увы, можно ожидать. Коснулись экономических и политических тем. Возможный экономический крах, глобализация, сокращение потребления, доставка товаров на дом, гибель бизнеса и потеря работы – всё это тоже лики коронавируса. А использование коронавируса в политических целях? Это явление тоже нельзя обойти стороной. Запреты привычных демократических свобод – они избирательны или объективны? А мнения о том, что всех нас ждет цифровой концлагерь, вызванный из преисподней новым мировым порядком, убивающим личную свободу, вообще свободу и личность как таковые? Авторы также рассуждают на подобные темы, и появляются такие главки книги, как «Цифровое заточение», «Карантинные жестокости», «Закручивание гаек и сворачивание демократии».
Последний раздел книги называется «В поиске новых ценностей». В нем авторы спрашивают читателей (да и самих себя), готовы ли мы жертвовать и сможем ли сделать добро из зла. Принципиальные вопросы. Как и вывод, сделанный авторами: «Выживает не сильнейший. Выживают те сообщества, где сильнейшие помогают выжить слабейшим. Се – человек».
Книгу «Мир, поставленный на паузу» рекомендуют прочитать Владислав Иноземцев, Ирина Прохорова, Николай Сванидзе. Если названные имена для вас что-то значат, их упоминание станет еще одним стимулом к прочтению. Впрочем, без чьей-либо рекомендации эта легко читаемая книга о важных вещах нашего “пандемического существования” – апелляция к здравому смыслу человека разумного и надежда на преодоление новой коронавирусной напасти.
 
Дмитрий Кочетков

Ярлыки: медицина, отраслевая литература, психология


2021-02-05 09:20



«Один мой хороший знакомый, посол России, как-то на своём юбилее сказал: "У меня каждое следующее десятилетие лучше предыдущего!" Давайте учиться тому, как этого достигнуть».
А.Л. Мясников
 
Помните, одна из героинь известного фильма оптимистично утверждала: «В 40 лет жизнь только начинается!» А в 50? В 60 лет? Автор предлагаемой мною книги  Александр Мясников  готов дать советы, как жить так, чтобы жизнь и в этом возрасте  приносила радость и удовольствие.
Но перед тем, как перейти к содержанию книги, нельзя не сказать несколько слов об авторе.  Александр Леонидович Мясников – личность удивительная и уникальная. О нём можно было бы писать и рассказывать отдельно – и довольно долго. Родился он в семье потомственных врачей. Его корни по материнской линии уходят в далёкое прошлое и ведут к крымскому роду Хан-Гиреев (да-да, тех самых, один из героев которого описан Пушкиным в «Бахчисарайском фонтане»). А дед А.Л. Мясникова – его полный тёска – академик Мясников был личным врачом Сталина.  Сам же Александр Мясников младший – врач-кардиолог, врач общей практики, учёный, руководитель крупной медицинской клиники, автор множества книг (одну из которых я сегодня рекомендую) и известный телеведущий.  Уже   несколько  лет по выходным доктор Мясников рассказывает нам, как вести здоровый образ жизни, даёт полезные советы и отвечает на вопросы телезрителей. У Александра Леонидовича огромная аудитория зрителей и читателей, которых подкупают не только советы опытного, практикующего врача, но и естественная манера ведения диалога, живые примеры, основанные на богатом жизненном и врачебном опыте.
Всё это относится  и к книге «Есть ли жизнь после 50». Небольшая по объёму книга, конечно, не может претендовать на энциклопедию, в которой можно найти ответы на все волнующие вопросы. Но построена она так, что доктор поговорит со своими читателями о самом важном и самом главном – о том, как в возрасте 50-60-70 лет и старше быть здоровым и радоваться жизни. Речь пойдёт и о питании, и о двигательной активности, и о привычках, от которых надо избавляться, о кризисе среднего возраста и даже о сексе и пластической хирургии. Многие из советов доктора вы уже слышали в его телевизионных выступлениях, но вспомнить нужное и полезное никогда не бывает лишним. Вся книга Александра Леонидовича пронизана бодрым, оптимистичным настроением. Доктор приводит примеры из собственной жизни и случаи из медицинской практики. Над некоторыми из них можно посмеяться, а о других задуматься. И самое главное достоинство этой книги, я думаю, в том, что она написана как откровенный диалог автора с читателем. Автора, которому веришь. Не могу не напомнить, что самому Александру Леонидовичу Мясникову 67 лет (во что трудно поверить), и многие советы и решения проблем, о которых он говорит, проверены на собственном опыте.
И в завершении несколько советов и рекомендаций от Александра Мясникова: «Не любить себя: ленивого, толстого с заплывшими глазками и негнущимися суставами! Испытывать к себе злость за слабую волю, неумение организоваться, за поиск постоянных оправданий своей лени! Поставить Дух выше тела, тело всегда будет отлынивать и скулить! Гнать его с дивана поганой метлой! Искать физические нагрузки во всём, превратить рутину ежедневной жизни в череду физических упражнений. Не жалеть себя. Никогда! Всегда что-то болит и кружится… Ну и что? Это теперь наш быт! Помните знаменитое: «Если тебе за 40, и у тебя ничего не болит, значит, ты уже умер!». Поэтому болит – не болит, закусил губу, но пошёл! И будьте бдительны, но не мнительны! Всё делать с хорошим настроением. И помнить: сознание, сила духа и воли определяет наше поведение, быт и в итоге судьбу!»
 
Валерия Базлова

Ярлыки: TV, медицина, отраслевая литература, телевидение


2021-02-04 10:00



Мы работали «живьем», «по правде»...
 
Найдется ли такой человек, который совершенно не представляет, кто такой Алексей Баталов? Хотя автор книги и предполагает такого человека, начиная биографию с элементарных пояснений, я думаю, всё-таки те, кто о Баталове ничего не слышал, скорее исключение, нежели правило. Фильмы «Летят журавли» и «Москва слезам не верит», наверное, смотрели практически все. И есть еще роли Алексея Владимировича, которые знакомы многим: Саша Румянцев («Дело Румянцева»), Алексей Журбин («Большая семья»), Дмитрий Гуров («Дама с собачкой»), Тибул («Три толстяка»), доктор Ботвинк («Чисто английское убийство»), князь Сергей Трубецкой («Звезда пленительного счастья») и другие. Конечно, даже после простого перечисления фильмов, ставших классикой отечественной кинематографии, никому не покажутся обыкновенным комплиментом слова Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, сказанные во время поздравления Алексея Баталова с 80-летием: «Ваши труды заметно обогатили достояние российской культуры». Но Алексий II связал имя этого актера не только с культурным достоянием, но и с такими понятиями, как милосердие, попечение и благотворительность. И это совсем не случайно. Как отмечает автор книги: «Редко кто из бывших советских актеров мог бы сравниться в меценатстве с Алексеем Владимировичем». А еще не каждый может похвастаться такими родственниками, какие были у Алексея Баталова, и вообще той «трудно вообразимой по насыщенности великими деятелями российской культуры» средой, в которой рос Алексей Владимирович. Достаточно сказать, что Анну Ахматову маленький Леша Баталов считал родной бабушкой, потому что та, приезжая в Москву, останавливалась в его комнате, которую освобождали специально для нее. В общем, нет смысла убеждать, что биография такого человека не может быть неинтересной.
Книга Михаила Захарчука состоит из трех частей. Первая часть рассказывает о том, как жил Алексей Владимирович, о его детстве, «штурме» Школы-студии МХАТ, женитьбе и т.д. Вторая часть посвящена его киноролям. А третья раскрывает трагедию жизни великого актера, повествуя о болезни его дочери и о конфликте вокруг дачного участка.
В книге Михаила Захарчука использованы цитаты из трудов самого А. Баталова (это «Судьба и ремесло», «Сундук артиста», «Диалоги в антракте», «В своей жизни я бы поправил все...», «Комплекс независимости», «Это горюшко не горе»). Более того, автор лично был знаком с Алексеем Баталовым. (Как он с ним познакомился, будучи тогда работником газеты «Красная Звезда», вы узнаете из представленной книги.) 
И если Алексей Баталов, без сомнения, не только требовательный к себе актер, но и глубоко воспитанный интеллигентный человек, то Михаил Захарчук – очень деликатный автор. Так, автор книги решил подробнее остановиться на одном высказывании Алексея Владимировича, а именно на фразе: «Но вскоре, несмотря на высшее образование и занятия военным делом в студии, по прямому распоряжению Сталина всю молодежь призывного возраста забрали в армию». Михаил Захарчук написал: «Так вот, в СССР существовал принцип всеобщей воинской обязанности. <...> Сталин здесь вовсе ни при чем, и Баталов упомянул его всуе по традиционной инерции “лихих девяностых”, когда считалось демократической доблестью вешать на “усатого” всех исторических собак». И тут же пояснил, что это замечание «вовсе не в упрек Алексею Владимировичу, а просто истины ради».
Факт такой деликатности мне весьма приятен.
В целом, книга Михаила Захарчука – хорошая биография великого актера.
 
Дмитрий Кочетков

Ярлыки: биография, искусство, ХХ век


2021-02-02 12:00



Где мало слов, там вес они имеют
Шекспир
 
 
А вот и новый путеводитель по книжному морю от известной критикессы. Те, кто ориентируется в интернетовских морях, читали многие из помещенных в данную книгу рецензий на портале «Медуза» (Meduza). Я на глазок прикинула, что здесь обзоры примерно на двести книг. И две трети из них имеются в нашей библиотеке. Потому что они примерно годичной и двухлетней давности выпуска.
Галина Юзефович – тот критик, с мнением которого считаются, на него же ориентируются. Ее рецензии точны, глубоки, хоть и невелики по объему. Это вам не монументальные, суховатые труды, которыми пугают в школьные годы.
Безусловно, мнение ее субъективно, хотя она и пытается быть максимально беспристрастной. Но при той увлеченности, почти страстности, с которой она пишет о прочитанной литературе, сложно сохранять отстраненность. Вот если вам повезет совпасть во мнении с госпожой Юзефович, то вы будете счастливейшим из читателей! А все потому, что приобретете в ее лице отличного лоцмана, который проведет вас сложными путями по литературному океану.
«Таинственная карта» - прекрасный справочник, краеугольный камень, который поможет читателю составить свой собственный список «самых-самых» новых и свежих книг «на почитать».
В предыдущей книге Юзефович как раз и сетовала на эти пресловутые списки, заполонившие интернет. А пред-предыдущая была как бы первым томом. «Удивительные приключения рыбы-лоцмана». Помните?
А тут вам умный и в то же время понятный разбор последней книги Пелевина, к примеру. Если вы сами не читали, можете запомнить пару фраз и блеснуть остроумием и широтой кругозора в подходящей компании.
Предположим, мне такой справочник необходим для работы! Я просто не успеваю читать все. Да и некоторых книг нет в открытом доступе. Хоть общее представление иметь о новинках.
Широта охвата у критикессы велика! Тут и детектив, и фантастика, и современная проза, российская и зарубежная, и научно-популярные издания на разнообразные темы. По-прежнему отсутствуют рецензии на совсем уж простенькую развлекательную литературу, по понятным причинам.
Многие могут спросить, а зачем тратиться на книгу, если можно пробежаться в поисках рецензий той же Юзефович в интернете и все узнать? 
Отвечаю. Потому что в ее книге есть определенная структура. Книги, то есть рецензии на них разбиты по жанрам и направлениям. Ведь человек, желая почитать «что-нибудь этакое», часто и сам не знает, что ему хочется. А тут заглянул в навигацию – а пожалуй, хочу премиальную книгу! Кто там у нас есть? Моррисон? Сальников? Янагихара? Прочтешь и, быть может, передумаешь тратить время и деньги на то, что заставит тебя болеть неделю. Или наоборот, поймешь, что подаренная год назад (и не прочитанная) книга, оказывается, то что доктор прописал!
 
Светлана Маркевич

Ярлыки: книги, литературоведение, чтение


2021-01-30 10:00



"Быть зрелым - это ещё не значит иметь за плечами много прожитых лет. Зрелым становится тот человек, который начинает задумываться над смыслом жизни, пытается понять, что движет миром, в котором он живёт, и что он сам значит в этом огромном мире"
(Отрывок из книги В.Ф. Козлова "Президент каменного острова. Президент не уходит в отставку")
 
Вильям Козлов - русский советский писатель, автор  около пятидесяти книг, как для детей, так и для взрослых. Его лучшие произведения - это "Президент каменного острова", "Президент не уходит в отставку" (о которой я хочу вам поведать),"Витька с Чапаевской улицы","Волосы Вероники", "Маленький стрелок из лука" и др.
"Президент не уходит в отставку" - любимая книга моей юности. Перечитывала её несколько раз, там очень много мудрых высказываний про жизнь, дружбу, любовь, которые я брала себе на заметку. А в целом - это книга про взросление, формирование личности, вступление во взрослую жизнь со всеми вытекающими последствиями. 
Главный герой Тимофей, по прозвищу Сорока, вырос в детдоме. Воспитатель детдома привила ему любовь к книгам, музыке, поддерживала его страсть к спорту, научила быть сдержанным, справедливым, честным, всю его энергию и волю направляла на добрые и полезные дела. Она дала ему то, что лишь умная мать может дать своему ребёнку, за что Сорока был ей безмерно благодарен. Сорока немногословен, обладает жёстким, непреклонным характером, именно он смог создать на Каменном острове мальчишескую республику ("Президент каменного острова"), где он обладал авторитетом и заслужил всеобщее уважение.
Сорока - правдолюб, он борется за правду и справедливость и иногда слишком прямолинеен. Вступая во взрослую жизнь, он сталкивается со многими неприемлемыми для него ситуациями: жульничество на работе, нелепая гибель товарища по вине других людей, браконьерство, нажива, обман.
Сорока честен перед самим собой и слишком нетерпим к недостаткам других людей, впрочем, как и к своим. Слишком положительный герой, но у него есть чему поучиться сегодняшнему поколению. Это книга учит доброму, помогает заглянуть внутрь себя, понять, что ценно в этом мире, правильно расставить приоритеты. Сорока вызывает восхищение и уважение. Прочитав эту книгу, понимаешь, что значит настоящая дружба, любовь и мужские благородные поступки.
Повесть Козлова весьма поучительна, именно её я бы рекомендовала читать подрастающему поколению в воспитательных целях. Даже на сегодняшний день это книга была и остаётся одной из любимейших. Жаль, что не сняли фильм по мотивам такой замечательной повести, как-то упустили, а зря. Ведь именно доброта, честность, искренность, сострадание и любовь являются богатством во все времена и во всём мире.
 
Ольга Староверова

Ярлыки: дети, сборник


2021-01-28 12:01



Есть такие места, упоминания о которых сразу переносят нас к сюжетам литературных произведений и к историям, которые с героями в этих самых местах происходили.  Вспоминаешь о набережной Ялты – и всплывает история о чеховской даме с собачкой.  Бываешь  в Михайловском и Тригорском – и где-то рядом представляешь Онегина с Ленским и барышень Ольгу с Татьяной.  В старом Петербурге как будто всё ещё живут герои Достоевского. Таких примеров можно привести много. Ну а если уж упоминаются московские Патриаршие пруды, так тут и напрягать память не надо:  литературный мир давно уже отдал это мистическое место мессиру Воланду со свитой. И до сих пор, говорят, туристы в Москве всё пытаются найти ту скамейку, где происходил его разговор с Берлиозом и Бездомным,  да  найти место, где пролегали трамвайные пути и находился турникет с разлитым маслом.  Место необычное, загадочное. И именно сюда и поселила своих героев Татьяна Степанова, автор романа «Грехи и мифы Патриарших прудов».
Главная героиня романа  - сотрудник пресс-центра ГУВД Екатерина Петровская, известная читателям по предыдущим книгам Т.Степановой.  По долгу службы она сталкивалась с расследованиями многих преступлений, иногда жестоких и кровавых. Но то, с чем они столкнулись на этот раз, потрясло её до глубины души. В подмосковном лесу обнаружен обезображенный труп мужчины - с отрубленной головой и кистями рук, со следами пыток. Это преступление потянуло за собой цепочку других загадочных и не менее жестоких убийств, и все вместе они привели к знаменитым еще со времен Булгакова Патриаршим прудам. Там, в фешенебельных домах и роскошных квартирах, обитают люди, какой-то непонятной нитью связанные с происходящим. По законам жанра, автор будет раскрывать образы своих героев таким образом, что мы будем подозревать каждого из них. Кого-то в притворстве потери памяти. Кого-то в сокрытии улик. Кого-то в завуалированной мстительности. А кого-то и в совершении преступления. Да и не одного! Потому что одно убийство – до конца не раскрытое – будет цепляться за другое, и целая их цепочка совсем запутает читателя, который будет пытаться разгадать загадки, предложенные автором, но ответ найдёт только в финале.
Роман «Грехи и мифы Патриарших прудов» несколько отличается от предыдущих книг Татьяны Степановой. Некоторые читатели сетуют на то, что у автора много описательных моментов, рассказывающих об этом районе Москвы – Патриаршие пруды; о тех людях, которые жили и живут на Патриарших; о том, как менялся район. Но ничего случайного у таких авторов, как Степанова, не бывает. И рассказ о Патриарших только добавляет сюжету мистическое начало, а «булгаковские тени» незримо будут присутствовать в мрачноватом описании.
Хочу добавить, что в детективах Татьяны Степановой обычно бывает довольно много крови и подробных описаний найденных трупов. А так как в данной истории будет расследоваться тройное преступление, крови тоже будет больше обычного. Поэтому людям впечатлительным лучше пропускать жестокие картинки. Что поделаешь: так пишет детективы данный автор! Тем не менее, у Татьяны Степановой много читателей, которые умеют ценить занимательный сюжет и загадки, которые автор позволит им разгадать только к концу книги.
 
Валерия Базлова
 

Ярлыки: детектив, российская проза


2021-01-22 09:15



"Человек, который так и не повзрослел, самый опасный человек. Он думает, что ему все дозволено..."
Агата Кристи
 
Библиография Агаты Кристи насчитывает порядка семидесяти романов, около двух десятков пьес и более сотни рассказов. Каждое произведение этой скромной английской леди - искусно составленный коллаж из точных ходов, тщательно подобранных мелочей и блестящих логических умозаключений. Простой слог, оригинальный сюжет, колоритные персонажи, эффектный финал. Некоторые работы Агаты Кристи считаются эталонами мастерства. Мрачные, наполненные тоской и безысходностью "10 негритят" стали универсальной основой для многих современных триллеров. Объясняющее и оправдывающее коллективный самосуд "Убийство в Восточном экспрессе" считается образцом идеального преступления. А развязка "Убийства Роджера Экройда" поразит даже самого внимательного читателя.  
"Мышеловку" "Королева детектива" написала находясь в зените славы. Пьеса, основанная на небольшом рассказе "Три слепых мышонка", изначально транслировалась по радио. Но, когда спустя несколько лет ее решили инсценировать, на долгосрочный успех постановки никто особо не рассчитывал. Агата Кристи тоже была настроена скептически, отводя своему детищу от силы месяцев восемь. Но с момента премьеры прошло без малого шестьдесят восемь лет, а "Мышеловка" так и не сходит с театральных подмостков. Так о чем же этот интересный спектакль? Ну, конечно, об убийстве! Полиция разыскивает мужчину среднего роста в тёмном пальто, светлом шарфе и фетровой шляпе. В это же время в только что открывшийся загородный пансион, принадлежащей молодой супружеской паре, прибывают званые и незваные гости: сумасбродка экс-судья, стильный архитектор, добродушный майор, смелая путешественница, сбившийся с пути иностранец и энергичный сержант. А на улице буран, дороги занесены снегом, телефонные провода оборваны. Старый дом на несколько суток оказывается отрезанным от цивилизации. Но виновата в этом не только непогода. Очень скоро расстроенные постояльцы обнаруживают, что их ловко загнали в ловушку, как наивных мышат в мышеловку...
Как всегда подозреваются все. Как всегда опасность витает совсем рядом. Как всегда вопросов больше, чем ответов. Но настанет тот час, когда все карты будут раскрыты, а злоумышленник найден. Рекомендую любителям качественного детектива. 
 
Александра Разина

Ярлыки: детектив, зарубежная литература


2021-01-19 16:00



Идеи могут быть обезврежены только идеями
Бальзак
 
Поразительно, насколько актуально зазвучала книга, написанная в 1964 году! Вопрос о вещах, которые захватывают человеческую жизнь, писатели поставили задолго до того, как психоз вещизма прошелся по планете. На Западе, конечно, уже царило изобилие. Но советским людям все это казалось экзотикой.
Они еще не вкусили плодов слегка подгнивающего капитализма.
По сюжету (совершенно шпионскому, кстати) Иван Жилин, космодесантник, герой нескольких повестей Стругацких, прибывает в Страну Дураков, как он про себя невежливо называет курортное приморское государство. Он ищет встречи со старым знакомым, который помог бы найти источник производства новейшего наркотика. Странный нейролептик убивает людей по миру, а все ниточки ведут к этому зажравшемуся мирку.
С интересом исследователя Иван смотрит на людей, для которых девизом стало: «Будет весело и ни о чем не надо думать». Он уже достаточно зрелый человек, давно не пылающий негодованием коммунар. Он исследует город, все его злачные места. Беседует с самыми разнообразными людьми. Работа здесь длится максимум четыре часа, а потом все страстно убивают время. И себя попутно, фигурально выражаясь.
Срез общества потребления, достигшего своего расцвета, предстает перед нами во всей своей неприглядной красе. 
Но вы не подумайте, что это советский фельетон с примитивными агитками в светлое коммунистическое завтра! Сюжет захватывает, напряжение растет, в самые острые моменты срываясь в трагикомические ситуации.
С чувством юмора у братьев Стругацких все в порядке, а потому многие ситуации, обрисованные ими, бьют наотмашь.
Например, сцена, где Иван в ресторане беседует с доктором философии, который самозабвенно излагает тому свою теорию неооптимизма. Наука дала синтетическую, а значит, что и доступную еду, да еще и удовольствие. Тоже синтетическое. Он считает, что став, подобно детям, беззаботными и удовлетворенными желудочно, люди будут истинно свободными.
Я не буду цитировать или излагать тезисы. Прочтите сами – получите настоящее интеллектуальное наслаждение, куда там доктору Опиру с его представлениями о счастье.
В произведениях Стругацких, кстати, всегда есть такой центральный, я бы сказала, программный диалог. В котором авторы показывают нам именно свою точку зрения. И предлагают веер возможностей и вариантов ответов на ключевые вопросы.
А любимые темы их неизменны: пределы личной свободы, вмешательство и невмешательство в жизнь, судьбу человека, страны, мира... Ну и будущее. Есть ли оно вообще?
При всем при том, повторюсь, лёгкий язык, невероятные кульбиты сюжета, тайны внутри тайн и планы внутри планов. Книга, которая прочитывается влёт, но заставляет думать и спорить годами.
 
Светлана Маркевич

Ярлыки: ХХ век, фантастика


2021-01-16 14:00



Владимир Рекшан – писатель, спортсмен и рок-музыкант. Живя в Ленинграде, он основал музыкальную группу «Санкт-Петербург» (напророчил?).
В своей книге автор возвращается в годы молодости – в 60-е-90-е прошлого столетия – и рассказывает читателю о городе, который тогда назывался Ленинград.
Быт коммуналок, демонстрации, полет Гагарина в космос…
Спорт в жизни автора книги – особая тема. Некоторое время Рекшан считался молодой звездой мирового класса. Но самое главное – он был учеником Школы Алексеева, уникального тренера-легкоатлета. Воспитанники его установили несколько десятков мировых рекордов и с Олимпийских игр постоянно привозили медали.
Владимир Рекшан дает высокую оценку организации спорта в нашей стране советского периода.
Современному молодому читателю, возможно, будет трудно представить некоторые реалии Ленинграда. Общепит, например. Но автор даст ему представление об этом, раскрывая тему основательно, но доступно.
Знаменитое кафе «Сайгон»… Что же это такое?
«Сайгон» - народное название кафетерия при ресторане «Москва». Это была не только (или – менее всего) точка, где можно перекусить, а – в первую очередь – центр общения. Рекшан определяет данный феномен как «бесцензурная территория в центре города». Он также говорит: «"Сайгон" поражал людьми, которые там толклись». О некоторых из них автор рассказывает: о Константине Кузьминском, Викторе Ширали, Бобе Кошелохове и многих других.
Но главная тема повествования – это, конечно же, рок-музыка.
Знаменитый рок-клуб в Доме народного творчества по адресу: улица Рубинштейна, 13. Рекшан называет его «музыкальный Смольный».  «В этот Смольный и поехали таланты со всей страны. Кинчев, Шевчук, Бутусов, Башлачев, десятки и десятки менее известных», - пишет он.
Однажды В. Рекшану довелось побывать в Череповце. Случайно, но удачно для его писательской судьбы…
Но вернемся в рок-клуб, говоря о котором, по мнению автора книги, нельзя не вспомнить о Викторе Цое. Он рассказывает о том, как впервые увидел группу «Кино» на сцене и какое – несколько странное – впечатление оставило это выступление ее. По мнению писателя, «Цой и умер талантливо, на волне, как предчувствие скорого распада государства и кризиса в самой музыке».
Автор считает, что у каждого из его современников свой, неповторимый, Ленинград. Как у него.
В целом же тон повествования в плане эмоциональной насыщенности очень спокойный, с налетом легкой грусти. И это понятно: с годами моложе не становимся, невозвратно теряем что-то, истинную ценность многого понимаем спустя время, которое неумолимо. Поэтому и интересна литература, написанная очевидцами, пусть несколько субъективная, но от этого лишь более убедительная.
 
Светлана Титова

Ярлыки: воспоминания, искусство


2021-01-14 16:00



"А я еще и крестиком вышивать умею... И на машинке тоже!"
(Кот Матроскин, озвученный Олегом Табаковым)
 
Эта книга повествует и о личной жизни Олега Табакова, и о его театральной деятельности, и о полюбившихся киноролях. Даже шире – о полюбившихся фильмах, среди которых «Достояние республики», «Д’Артаньян и три мушкетера», «Несколько дней из жизни И.И. Обломова», «Ах, водевиль, водевиль...» Книга очень информативна (что радует), но излагает материал не столько с искусствоведческой, сколько с общественно-политической точки зрения (что, наверное, обрадует не всегда и не всех). И здесь самое время сказать об этих особенностях книги. Тем более что герой книги, Олег Табаков, в моих комментариях не нуждается. Знают о нем все, даже дети (благодаря обаятельному и практичному проныре – мульткоту Матроскину).
Да, недаром некоторые критики именуют литературные биографии Федора Раззакова «анти-ЖЗЛ». Если отбросить в сторону тот факт, что и сама серия «Жизнь замечательных людей» порядком изменилась и трактует своих героев не только как замечательных (в положительном значении), но и как примечательных и неоднозначных, то все же это «анти-» будет вполне уместно относительно раззаковского жизнеописания Табакова.
Политическая ангажированность произведения проступает красной нитью практически от первой до последней страницы. Конечно, политические пристрастия – это теперь сродни полу, о котором не сказать не получается, но который можно (и то в крайнем случае) только поменять. Поэтому либералы на страницах или с экрана ругает всё, что не укладывается в их понятия. Ну а антилибералы (к которым относится и Федор Раззаков), понятное дело, ругают либералов.
Олег Табаков назван автором «шустродесятником» (переделанное «шестидесятник»). Иначе говоря, Табаков охарактеризован как представитель поколения советской интеллигенции либерального толка, которое «сформировалось после ХХ съезда (1956) на волне антисталинизма. А логический путь для любого классического антисталиниста – это путь в сторону от Сталина к Гитлеру». Вот такое авторское понимание! Свою позицию Федор Ибатович поясняет так: «...если Сталин укреплял СССР, то Гитлер (и его последователи) старались его разрушить». Стоит ли уточнять, что шестидесятники (в понимании автора книги) как раз и занимались разрушением СССР?
Несмотря на ангажированность биографии, некоторые критические выпады Федора Раззакова, на мой взгляд, уместны. Это, например, касается таких театральных постановок, как «Человек-подушка» М.Макдонаха и «Голая пионерка» (по роману Михаила Кононова). Что это за постановки? Ну, об этом вы узнаете из представленной книги. Скажу лишь, что эти постановки Кирилла Серебренникова явно не в моем вкусе. (Хотя о вкусах и не спорят.) Верно, опять же на мой взгляд, и замечание Раззакова о неправильности культивирования в современном искусстве человеческих пороков.
Если же говорить о книге в целом, то она, наверное, вызовет у читателей противоположные мнения. Но равнодушным не оставит. Так что читать ее или нет, решать только вам.
 
Дмитрий Кочетков

Ярлыки: искусство, отраслевая литература


2021-01-12 09:30



Прошлое всегда настигает нас.
Однажды брошенный бумеранг обязательно вернётся. 
Это закон жизни.
 
Агата Кристи устами своего героя Эркюля Пуаро говорила: «У старых грехов длинные тени». Ничто не проходит бесследно и может настигнуть и через тридцать лет, как героев романа Людмилы Мартовой «Когда исчезает эхо».
Главная героиня Юлия, поссорившись с мужем, решила сбежать из своей прошлой жизни и спрятаться в глуши. Очень далеко она не убежала, т.к. совсем рядом, в Подмосковье, подвернулся дом, срочно выставленный хозяином на продажу, да ещё и за бесценок. Почему так дёшево, Юля выяснить не смогла – хозяин объяснять не стал. Но у неё создалось впечатление, что и он тоже от кого-то или от чего-то сбегал.  Дом Юле понравился.  Место, где он находился, было чудное: сад с беседкой, огород, берег реки с песчаным пляжем. И жители деревни оказались людьми не вредными, готовыми прийти на помощь горожанке. И друзья в соседнем коттеджном посёлке появились. И быт потихоньку наладился. Но что-то было не так. И это «не так» связано было именно с самим домом. По ночам скрипели ступеньки лестницы, ведущей на чердак. Что-то на этом чердаке шуршало. Да и сам дом вызывал какой-то странный интерес у разных жителей деревни. За ним, да и за самой Юлей следили. Кто и зачем – именно это наша героиня и хотела узнать. Местные жители рассказали ей историю о том, что произошло в деревне Сазоново 30 лет назад, и Юля с удивлением узнала, что в один день в этой тихой деревушке погибли сразу три человека. Утонул мальчик Митя, от несчастной любви и предательства утопилась девушка Женя, а следом за ней повесился её возлюбленный Вадим. На чердаке своего дома Юля нашла дневник этой Жени. Ну, а дальше оказалось, что события, произошедшие в деревне тридцать лет назад, имеют своё продолжение…
Книгу «Когда исчезнет эхо» вы прочитаете легко и быстро. В ней нет описаний «кровавой расчленёнки» и политизированной нагрузки. Книга настроит вас на светлый лад и напомнит о лете, дачном отдыхе… и о любви. Пусть у неё немного сказочный финал, но, как говорится, хорошо то, что хорошо кончается.
Кстати, рекомендую данную книгу ещё и по той причине, что написала её наша землячка из Вологды – журналист и психолог Людмила Зарецкая, работающая под псевдонимом Людмила Мартова. «Пишу детективы. Они про жизнь. Они про женщин. И совсем немножко про мужчин», – сообщает статус автора в ее социальных сетях.
 
Валерия Базлова

Ярлыки: детектив, роман, российская проза


2020-12-29 10:00



"Пусть у тебя будет сердце, которое никогда не ожесточится, и характер, который никогда не испортится, и прикосновение, которое никогда не ранит".
Чарльз Диккенс
 
“Рождественская песнь в прозе” Чарльза Диккенса - одно из самых популярных художественных произведений о Рождестве. Поучительная история, которая произошла со скупым лондонским ростовщиком, легла в основу многих театральных постановок, а имя главного героя - Эбенизера Скруджа - стало нарицательным. Великий английский писатель горячо симпатизировал простым честным труженикам, так как сам не понаслышке знал, что такое безденежье. В свое время его отец, обремененный долгами мелкий чиновник, разорился и попал в тюрьму, оставив большое семейство без средств к существованию.  Будущему классику мировой литературы пришлось оставить школу и пойти работать. На фабрике по производству ваксы он с утра до вечера наклеивал ярлыки на банки с готовой продукцией. Впоследствии мастер пера всегда выступал против эксплуатации детского труда, широко распространенного в Англии в XIX веке. 
“Рождественская песнь в прозе” входит в сборник "Рождественские повести". События в ней разворачиваются в шумном и многоликом Лондоне, где роскошь и нищета соседствуют друг с другом, но практически никогда не соприкасаются. Сколько маленьких трагедий разыгрывается в грязных трущобах! А обитатели богатых кварталов продолжают делать вид, что их это не касается. Один из них - жадный, язвительный ростовщик Эбенизер Скрудж. Ему чужды доброта и милосердие, так как сердце его давно превратилось в камень. Но однажды, в сочельник, после привычных перепалок с посетителями, коллегой и племянником, вредный скряга возвращается домой, а там его поджидает призрак умершего компаньона. Привидение предсказывает ему скорую встречу с тремя духами - Прошлых, Настоящих и Будущих Святок. Перепуганный старик действительно видит зловещий сон-предостережение. В нем он переносится и в далекое беззаботное прошлое, и в неприглядное унылое настоящее, и в абсолютно безрадостное будущее. Вот тогда-то  Эбенизер Скрудж испытывает глубокое нравственное потрясение. Получив возможность посмотреть на свою жизнь со стороны, он решает в корне изменить свое поведение и отношение к окружающим.
Устройтесь поуютнее в любимом кресле с чашечкой ароматного чая или кофе и уделите немного внимания этой превосходной святочной истории. Возможно, прочитав ее, вы тоже поверите в магию Рождества. 
 
Александра Разина

Ярлыки: зарубежная литература, классика


2020-12-23 10:00



Жизнь – это борьба за бессмертие. 
М. Пришвин 
 
Более необычной книги о котах и людях я еще не встречала! Автор ее актер, певец и просто многогранная личность. Здесь, в этой книге, нет простеньких похождений милых котиков, спасающих детей и взрослых от злой реальности. Наоборот, здесь эта самая злая реальность присутствует. И хэппи-энда не будет, предупреждаю сразу. 
Начинаешь читать и впадаешь в приятное изумление: надо же, есть люди, которые пишут в позабытом стиле хорошей русской литературы конца девятнадцатого – начала двадцатого века. Язык богат, местами витиеват. Повествование ведется от лица кота, только что родившегося, нет, даже еще не родившегося! Читателю придется принять вот такую условность – философски мыслящий кот Савелий.
«Милая моя река. Всешутейшая, всепьянейшая. Как полоумная старуха, ни за что не вспомнишь, что ела на завтрак, но расскажешь с удовольствием в тысячный раз байку про соколиные выезды Алексея Михалыча или изобразишь в лицах, как Бирон в шлафроке нараспашку маршировал пьяный впереди военного оркестра. Никогда, никогда лед не сковывает твои потоки. Морозными зимними днями ты так же бесстрастно воспринимаешь снег, как осенью отжившую листву и теплые дожди весной. С тем же гостеприимством тянешь на дно и хлебные крошки, и черный джип, не вписавшийся в поворот у Костомаровской излучины».
Это о Яузе. Теперь вы понимаете, что кот Савелий, живущий в коробке у особняка Морозова, тезки своего, непрост, совсем непрост, если так рассуждает об окружающем. 
В других главах речь от первого лица будут подхватывать люди. Разные, всякие, те, которые встречались на пути кота.
Книга затягивает в свою пучину, как та Яуза, – безвозвратно. Ты понимаешь, что легко не будет, но оторваться уже невозможно. И будешь грустить и смеяться вместе с мудрым котом. 
Он, как высшее существо, все знает о нас, людях. Он снисходителен и никого не судит, боже сохрани. Главы перемежаются. Люди – мужчины, женщины – животные, разнообразные места. 
И наблюдения за жизнью их глазами. Это поразительно, насколько мастерски молодой автор смог персонифицировать столько сущностей! Каждую со своим языком, мировоззрением, странностями. 
Готовьте простыни носовых платков. А также записные книжки и карандаши. Давненько я не испытывала столь острого желания растаскивать на цитаты текст! Просто невозможно прекрасные, глубокие, философские и жизненные изречения попадаются, из тех, что любят постить ВКонтакте, лепить на картинки и выдавать за только что открытые перлы позабытых писателей. 
Для тех, кто думает, будто автор использовал котиков лишь как инструмент, дабы показать человеков, заявляю, что они и правы, и не правы одновременно. 
Все так. Но то, что Григорий Служитель любит кошачьих, не подлежит никакому сомнению! 
Нецензурщина отсутствует. Но все тяготы жизни, насилия и смерти присутствуют. Читать только продвинутым взрослым любого возраста. Вы оцените богатый лексикон и обширный культурный багаж писателя.
 
Светлана Маркевич

Ярлыки: кошки, роман, российская проза


2020-12-21 10:10



Выше названная книга – это рассказ о Санкт-Петербурге, но не хронологически последовательное изложение истории города, а освещение по мозаичному принципу отдельных – наиболее интересных и значимых – эпизодов становления Северной столицы. И, несмотря на слово «лексикон» в названии книги, издание не является филологическим исследованием.
Итак, о чем же рассказывает автор в разделе на букву «А»? Он говорит об известных адресах города. Например, о поселке Комарово, который раньше назывался Келломяки и до 1940 года находился на территории Финляндии. В 1948 году его переименовали в Комарово в честь русского ботаника, президента Академии наук Владимира Леонтьевича Комарова.
А что вам известно об Озерках? Когда-то этот район Санкт-Петербурга был фешенебельным дачным местом. Здесь жил, например, писатель Н.С. Лесков. На театральной сцене Озерков проходили представления различных жанров; в 1895 году здесь дебютировала Вера Комиссаржевская.
А знаете ли вы, что иногда Петербург называли «немецким городом»? Информацию по этому поводу читатель найдет в разделе книги на букву «Н». В начале 20-го века из двухмиллионного населения города немцев насчитывалось до 50 тысяч. Первый план петербургской крепости представил саксонец Адам Кирхенштейн; многие городские архитекторы 19-го века были потомками обрусевших немцев. А в августе 1914-го по Петрограду прошли погромы немецких магазинов и предприятий…
И какой же рассказ о городе без раздела «Тайны»? Тайнами становилось то, что было запрещено делать публично. Играть в карты, например. Но…
В 1829 году А.С. Пушкин проиграл в банк 24800 рублей Василию Огонь-Догановскому. Удачливый игрок под именем Чекалинского увековечен в «Пиковой даме».
Масоны, хлысты, социалисты… Каких только тайных обществ не было в Петербурге!
Автор книги рассказывает читателям о морганатических браках, о несостоявшейся дуэли Александра Блока и Андрея Белого…
И как же промолчать о зачинательницах борьбы за женское равноправие в России? Ими были Мария Трубникова и Анна Философова. Об этом можно прочесть в рубрике книги «Женщины».
Ю. Пирютко повествует о жизни известных людей и рядовых горожан, о духовной и материальной культуре города, о нравственных ценностях, адресуя свою книгу самому широкому кругу читателей.
 
Светлана Титова

Ярлыки: историческая литература, отраслевая литература


2020-12-15 15:00



Наверное, нет людей, которые хоть изредка, устав от повседневной суеты, не хотели бы оказаться в другом месте или в другом времени. Можно закрыть глаза и помечтать, можно посмотреть фильм и вместе с героями окунуться в прошлое или в будущее. А можно взять в руки книжку и оказаться в другой эпохе. Вот именно это нам и предлагает автор книги «Приметы милой старины» Нонна Марченко. А совершим мы экскурс в пушкинское время – начало XIX столетия. 
Каких только аспектов дворянского быта не затрагивает автор в 32 главах книги! Для примера: «Дворянские гнёзда», «Мода», «Парад», «И бал блестит во всей красе…», «В салоне», «Пиры и застолья», «Дуэли» и многое другое. Автор расскажет нам  об устройстве дворянского дома; пригласит на бал, домашнюю вечеринку или в великосветский салон; вы узнаете о том, как проводились парады и что делали посетители Английского клуба. А также что читали  в пушкинскую эпоху, и какие письма писали друзьям и подругам; как развлекалось дворянское общество на природе, в театральных креслах и за игровым столом. Большое внимание уделяется этикету и тем традициям и условностям, которые были приняты в то время. Автор объясняет нам те вещи, которые давно забыты в нашем обществе и рассказывает о том, что мы с вами и не знали. «Почему Татьяна Ларина, написавшая Онегину письмо с объяснением, рискует своей честью? Почему Онегин, не желая на дуэли убивать Ленского, выстрелил первым? Почему именитые люди считали неприличным ездить в наёмной карете и когда перестали обращать на это внимание? В каком порядке гости усаживались за стол во время званого обеда? И почему в порядочном обществе считалось неприличным являться на утренний визит в бриллиантах? Всё это мелочи быта, но без них многое непонятно в произведениях Пушкина, Лермонтова, Толстого. Это наша история – уже поэтому быт наших предков нам интересен. Это история культуры – а в ней нет мелочей».
В книге много цитат и ссылок на стихи, дневниковые записи, письма и воспоминания, касающиеся раскрываемой темы, как самого Александра Сергеевича Пушкина, так и его современников. Книга как бы пронизана голосами эпохи, и поэтому звучит  так достоверно. Если кому-то из читателей захочется углубиться в какую-то из тем, предложенных автором, можно почитать ещё и ту литературу, которую Нонна Марченко использовала для написания своей книги. Список составлен по главам книги «Приметы милой старины».
 
Валерия Базлова

Ярлыки: историческая литература, отраслевая литература


2020-12-15 14:00



Хорошо там, где нас нет. Людям все время кажется, что есть такое идеальное место, похожее на рай, где нет никаких проблем, и все, кто там находится, просто наслаждаются безоблачным счастьем. Чем дальше находится это место, тем лучше там жить, полагают люди. А в другом мире, который земные ученые открыли не так давно и даже организовали туда проход, вообще наверно текут молочные реки с кисельными берегами. Тем более что простым людям туда попасть не так-то и просто: проход стоит три миллиона долларов с носа! Зато там есть магия, которая излечивает любые болезни, даже  неизлечимые, продляет жизнь и молодость практически беспредельно, а самым богатым дарует бессмертие. Называется этот мир Беловодье, а самым крупным и единственным его городом является Нью-Китеж-град.
Старые друзья Генка-Баламут и Никита Зимин - главные герои книги «Станционный смотритель. Незнамо куда» Григория Шаргородского. Они и не мечтали бы о том, чтобы переехать в другой мир, если бы не смертельная болезнь внучки Геннадия. Девочка угасала прямо на глазах, и друзья решили сделать все возможное, чтобы ее спасти. Оказалось, что Никита Зимин – потенциальный маг, а магам попасть в Беловодье значительно проще, а еще он мог взять с собой двоих сопровождающих. Оказавшись в Беловодье, друзья узнали, что нравы там почти как на Диком Западе во времена освоения Америки, цены – кусаются, а за пределами города существует наводящее ужас Запределье,  куда могут ходить только абсолютно отчаянные люди, не дорожащие жизнью. А еще в городе есть князья, старающиеся подмять под себя независимых магов любыми средствами. Пришлось Никите взяться за работу станционного смотрителя, чтобы и денег заработать, и от князя сбежать. И вроде бы и работа хорошо оплачивается, только место это считается нехорошим. Предыдущий смотритель и все служащие этой станции недавно внезапно погибли, и теперь Никите и его другу нужно найти разгадку этой таинственной смерти. Оказавшись на станции, Никита почувствовал, что на него и служащих кто-то оказывает ментальное воздействие. Только кто это может быть, если на много миль станцию окружает лишь дикая природа? 
 
Диана Байкова

Ярлыки: современная проза, фантастика, фэнтези


2020-12-10 12:00



Писатель предлагает вниманию читателей короткие рассказы о выдающихся из ряда обыкновенных людях – героях, злодеях, авантюристах и т.п.; несколько историй он посвящает животным.  Часть представленного материала в дальнейшем нашла отражение в более объемных произведениях автора.
В рассказе «Белые амазонки» Акунин говорит, что «убитых на войне женщин должно быть жальче, чем мужчин». Потому что кашу заваривают представители сильного пола, а когда оказываются «недюжи, на помощь приходят они – идейные, или любящие, или просто экзальтированные, но в любом случае самоотверженные».
Написана в свое время Борисом Акуниным повесть о женских батальонах смерти, куда вступали девушки, откликнувшиеся на призыв небезызвестной Марии Бочкаревой (уроженки Кирилловского уезда, кстати). А воевать многим из них пришлось не с немцами, а со своими – во время Гражданской.
В Красной армии было много женщин,  были они и в Белой.
Знаете ли вы, что в 1917 году Александровское военное училище выпустило 25 девушек-прапорщиков? Почти все они ушли к белым. Девять убиты во время Гражданской войны, две застрелились после ее окончания…  
В конце 60-х годов прошлого столетия вышел фильм «Операция «Трест», где Людмила Касаткина блестяще исполнила роль ротмистра Марии Захарченко. И это не вымышленный персонаж: у него есть реальный прототип – Мария Лысова–Михно-Захарченко-Шульц. И жизнь свою она прожила еще более авантюрно, нежели героиня Касаткиной.
Некоторое время – в 19 веке – высшую медицинскую должность (генерал-инспектор) в британской армии занимал талантливый врач Джеймс Барри. Известен он был не только как искусный лекарь, строгий инспектор, но и как скандалист, дуэлянт. За грубость с начальством его разжаловали в штаб-лекари, но Барри сумел вторично сделать карьеру, что, конечно же, удивительно. Но…  Самое удивительное заключается в другом: Джеймс Барри был… женщиной. Выяснилось это после его (ее) смерти («Феноменальный доктор Барри»).
Рассказ «Как надо жить» Акунин заключает такими словами: «Как мысли черные ко мне придут – ну там, жизнь не нравится или мелкие проблемы со здоровьем, - я вспоминаю про Василия Ерошенко, и мне делается стыдно». И это понятно.
Василий Ерошенко, родившийся в глухой провинции в крестьянской семье, потерял зрение в четырехлетнем возрасте. Есть ли у человека в такой ситуации шансы на полноценную интересную жизнь? Судите сами. Ерошенко стал музыкантом, выучил эсперанто, побывал в Англии и Японии, где менее, чем за 2 года, так освоил язык, что публиковал в журналах свои сказки на японском.
Ерошенко вернулся в Россию, ставшую уже в то время советской. Жил на Чукотке, в Туркмении, разработал туркменский вариант брайлевской письменности, учил незрячих детей. Так что прав автор, сделавший в конце повествования выше упомянутое заключение.
Что же касается животных, то рассказывает писатель, например, «Быль о сером волке». Случилась эта история во Франции в середине 18 века. В лесах Лангедока завелся зверь-людоед, первой жертвой которого стала 14-летняя девочка. Это было лишь начало, ужасное животное «резвилось» более 3-х лет. В конце концов волка застрелили. Но вопросы остались. Возможно, что чудовищное животное являлось помесью волка и собаки, а на людей нападало, повинуясь командам хозяина. Впрочем, это лишь одна из версий.
Миниатюры, представленные Борисом Акуниным в сборнике, все без исключения по-своему интересны, и читать их равнодушно просто невозможно.    
 
Светлана Титова

Ярлыки: историческая литература, отраслевая литература


2020-12-08



Творения природы совершеннее творений искусства.  
Цицерон
 
Сборник на то и сборник, что получается неоднородным, зато каждый найдет себе историю по вкусу. Зачем собирать блогерские рассказы и издавать их на бумаге, спросите вы? Ответ прост: потому что надо, потому что они достойны быть увековеченными на бумаге!
Тем, кто зависает в интернете, прекрасно известно, как сложно бывает добыть нужную информацию, найти совпадающего с тобой автора. И котика тоже. 
Подача у каждого из авторов своя. Своеобразная. Иногда мистическая, иногда совершенно прозаическая, бытовая. Безумные диалоги, фантастические видения, приземленная проза жизни, обычные коты и кошки, обычные люди – короче, разное.
Вот, например, первый, за авторством Лоры Белоиван: "Каждый охотник желает знать". Перед нами история одного года из жизни человека, который вдруг поверил предсказаниям о том, что умрет в 39 лет, будучи в пути. Бизнес свернут, куплен дом в деревне, и герой мается в ожидании сорока лет. Бесконечные флэшбеки в прошлое и возможное будущее – на день, на год, на десятки лет. Мысли о коте, который, если останется один в случае внезапной кончины, не сможет добыть себе еды и воды в закрытом доме. Смешно и трогательно описано, как герой снимает крышку с унитазного бачка, устраивает кормушку. И тут же мысли о страшненьких историях из интернета о том, что собака начинает поедать своего умершего хозяина через две недели, а кот через два дня. Брр… Спасает, вернее, доводит до точки кипения тоже кот. Спойлерить не буду – это любопытно, почитайте. Лора Белоиван вообще приятно поразила меня именно как литератор. Отличный язык, яркие описания, задевающие все чувства разом, нестандартное построение текста. 
"Крошка Фри" - бесконечно милая история о котенке, которого рука не поднялась отдать, и Фрида изменила несколько жизней к лучшему. Конечно же, все это можно увидеть под другим углом: просто жизнь, просто совпадения, случающиеся так редко, что вольно и не заметить. Это в рассказе сведено все в кучку и ниточки видны, а так… 
 "Котлетка" самого Фрая - просто очень "болючая" история. И у меня (да и у всех нас!) бывали похожие случаи, когда проходила мимо, повторяя как заклинение, что звери прекрасно могут устроиться и без человека, им без нас даже лучше… Всех не спасешь.  Да и не потяну я еще одного котика. Только откуда чувство вины, комплексы и страхи? Очень глубоко-психологичная штука получилась. А как порадовал финал! Пусть он и совершенно фантастический. Но нам ли не знать, что в жизни случается и не такое! Специально не придумаешь, можно только истолковать как надо. И тогда через двадцать лет ты пройдешь через тот же парк, той же дорогой, так же больно упадешь и побежишь, и найдешь под кустом ту самую смешную кошечку по прозвищу Котлетка, которую оставил там двенадцатилетним пацаном, обещая (конечно же!), честно обещая вернуться. 
Но ведь литература для того и существует, чтобы дарить нам эмоции. Надеюсь, от этого сборника вы получите положительный заряд. Слезы, если и будут, то очистительные или умилительные. В случае, если какая-то история вам не по душе, бросайте и приступайте к следующей. Это одно из преимуществ сборников короткой прозы. 
Предназначено для чтения 16+, но я бы снизила рейтинг для некоторых рассказов. Родители, выбор за вами.
 
Светлана Маркевич

Ярлыки: кошки, современная проза, сборник


2020-12-07 14:00



"В каждом человеке есть два начала: стремление к Богу и стремление к Сатане". 
Оскар Уайльд
 
"Ребенок Розмари" - самое известное произведение американского писателя и драматурга Айры Левина. Через год после публикации роман был экранизирован. Да так удачно, что и книга, и фильм стали культовыми. 
Произведение представляет собой мистический триллер, в центре которого мечтающие об уютном семейном гнездышке молодожены Розмари и Гай Вудхауз. Пара практически определилась с выбором, когда неожиданно освободилась квартира  в “Брэмфорде” - фешенебельном доме "премиум-класса". Роскошное историческое здание сильно отличалось от стандартных нью-йоркских многоэтажек. Высокие потолки, мраморные камины и сумрачные, наполненные прохладой коридоры были пропитаны неповторимым духом старины, заглушающим гул и суету современного мегаполиса. Милые супруги, проживающие по соседству, сначала очаровали Розмари. Ей, выросшей в атмосфере эмоционального отчуждения, льстило повышенное внимание пожилой четы. Но вскоре чрезмерный интерес к своей персоне стал утомлять. Девушка неоднократно пыталась пресечь назойливые звонки и частые визиты, но новые знакомые словно не понимали намеков. Трогательная забота превращалась в тотальный контроль. Розмари была в отчаянии. Даже известие о желанной беременности не принесло ей должной радости. А череда таинственных смертей и вовсе выбила бедняжку из колеи. Однако Гай считал страхи жены беспочвенными. Незадачливый второразрядный бродвейский актер, охотно берущийся за любую роль, неожиданно стал востребованным. После переезда интересные предложения посыпались на него, как из рога изобилия. Репетиции, съемки и премьеры сменяли друг друга, наполняя жизнь яркими красками. Между тем Розмари чувствовала себя все хуже и хуже. Она больше не доверяла мужу, избегала соседей, а когда наконец поняла, в какую ловушку угодила, было уже слишком поздно... 
P. S. Если главный герой решает заключить сделку с тем, “чье имя лучше лишний раз не произносить”, не имеет значения, что им движет: месть, амбиции или отчаяние. Важно лишь то, что контракт с Дьяволом невозможно расторгнуть. Вдобавок, коварный искуситель тот еще лгун, да и за свои услуги берет обычно больше, чем обещает взамен. Не стал исключением и случай, описанный в этом романе. 
 
Александра Разина

Ярлыки: зарубежная литература, мистика, роман, триллер, фильм, экранизация


2020-12-02 15:00



Свой среди чужих, чужой среди своих
 
«Экспресс следует в Будапешт» – произведение, впервые опубликованное в 1955 году. Для меня этот факт послужил поводом для обращения к книге. Я предчувствовал, что приметы времени создания повести обязательно коснутся текста книги. К тому же если учесть, что прогрессивному человечеству противостоят американцы. Ведь американцы в отечественной литературе – это лакмусовая бумажка той политики и тех международных отношений, которые есть в данное время. Но вначале собственно о приключениях, которые имеют место быть в произведении Льва Квина.
Разведка США предпринимает спецоперацию, граничащую с диверсией, в социалистической Венгрии. Для этого используется двойник австрийского борца за мир (он должен был выехать на венгерский конгресс в Будапешт). Кроме засланного казачка (пардон, американского капитана), еще один "чужой" – это "крот", окапавшийся в недрах австрийского комитета сторонников мира. Ну а "свой" прогрессивный австриец оказывается в лапах "чужих", то есть в лапах Си-Ай-Си – специального американского разведывательного и контрразведывательного органа, действующего в оккупированных США странах Европы и Азии. Надо сказать, что после войны Лев Квин работал в советской военной администрации в Будапеште, а также в газете для австрийского населения в Вене. Поэтому место действия своего произведения автор знал не понаслышке. Да и возможность тех или иных шагов наших "геополитических партнеров" была ему ясна. В общем, произведение далеко не надуманная фантазия.
Но теперь вернемся к приметам времени. Поскольку отношения с США тогда существенно ухудшились (как, впрочем, и теперь), естественно, что автор постарался наделить представителей Северной Америки негативными чертами по максимуму. Это и неблаговидные поступки практически всех поголовно американцев. (Спекуляция сигаретами, махинации с кокаином...) И беспринципные взгляды («Приносит больше денег пистолет – пусть будет пистолет. Автомат – пусть будет автомат. Атомная бомба – и против нее ничего не имею, если она принесет мне пользу. Чума, холера, индийская проказа – пожалуйста, если мне это будет выгодно»). Наконец, внешность у американцев тоже подкачала. То это "толстый шумный", то "высокий, худой", похожий на карикатуру дяди Сэма.
Нелицеприятные (в смысле – неприятные лицом, как и делом) американцы, венгерский пионер, считающий идеалом Павлика Морозова, – всё это, как отображение той, ушедшей уже эпохи, сделало интересным для меня произведение не только с точки зрения приключений, но и истории литературы.
Еще одно произведение, вошедшее в сборник, – это «Горький дым костров». Оно повествует о советских немцах, боровшихся против фашизма, и служит доказательством того, что гражданские убеждения не зависят от национальности.
 
Дмитрий Кочетков

Ярлыки: ХХ век, военная тема, приключения, сборник


2020-11-28 16:00



«Когда на свет появляется истинный гений, то узнать его можно хотя бы потому, что все тупоголовые объединяются в борьбе против него».
 Джонатан Свифт 
 
Много лет назад я впервые прочитала материалы по расследованию смерти Сергея Есенина с выдвинутой версией о его убийстве.  Материал был изложен достаточно убедительно, и, признаюсь, все эти годы я живу с твёрдым убеждением, что Сергей Александрович не сам на себя руки наложил. Скажу сразу, я отношусь к тому типу людей, которые верят даже в самые желанные или наоборот невозможные версии только в том случае, когда есть веские доказательства. Книга, которую я хочу вам представить, достаточно убедительно доказывает высказанную версию. Да, убийство. Так я определила для себя. Ну а вы, уважаемые читатели, решите сами, верить или не верить автору, прочитав книгу «Есенин. Казнь после убийства».
Напомню ещё, что многосерийный и довольно скандальный  из-за трактовки образа главного героя фильм «Есенин» (2005 г.), в котором главную роль исполняет Сергей Безруков, тоже представил нам уход из жизни поэта как убийство.
Но вернёмся к нашему изданию. Естественно, возможность узнать правду о гибели Сергея Есенина появилась только в 90-е годы прошлого столетия, когда впервые у исследователей появилась возможность заглянуть в архивно-документальные источники секретных фондов ВЧК – ГПУ – НКВД – МВД. Одним из таких исследователей был писатель и литературовед Виктор Кузнецов, выпустивший в 1998 году в московском издательстве «Современник» книгу «Тайна гибели Есенина». Издание 2005 года, которое я сегодня представляю, сообщает нам новые факты и аргументы, убедительно доказывающие убийство поэта. В книге приводятся ссылки на неизвестные и редкие архивные данные, прилагаются уникальные фотографии и воспоминания современников.  В прах рассыпаются версии, знакомые нам ещё со школьной скамьи. По-новому предстаёт облик поэта, которого представляли нам как психически неадекватного в последние годы своей жизни и «по пьянке» наложившего на себя руки. Срываются маски с тех, кто прикидывался друзьями Есенина. Объясняется, какое отношение к «делу» Есенина имело ГПУ и его агенты. И, наконец, объясняется посмертная травля поэта под названием «Есенинщина».
Думаю, читателю будет интересно узнать, что Сергей Александрович никогда не жил в гостинице «Англетер», где – как нам всегда преподносилось – якобы и наложил на себя руки. Последнее стихотворение Есенина «До свиданья, друг мой, до свиданья….», которое всегда трактовалось как предсмертная записка поэта, написано совсем не перед уходом из жизни да и посвящено другому человеку. Под большое сомнение ставит автор книги и хорошо известный факт о самоубийстве Галины Бениславской на могиле поэта ровно через год после его трагической гибели. Сама ли застрелилась? Или узнала что-то такое из «секретной конторы», о чём могла проговориться, и её убрали, подсунув нам мелодраматический финал? Не знаю, как вам, а мне всегда казалось странным, что это якобы самоубийство Бениславской  произошло только через год после смерти поэта. Если уж так любила, чего ждала? Почему отчаяние не подтолкнуло её на этот шаг ещё раньше? 
Не буду перечислять вам все факты, опровержения и доказательства, приведённые в книге. Повторюсь, мне они показались убедительными. А вы сделаете свои выводы. В любом случае остаётся сожаление, что так рано из жизни ушёл гениальный русский поэт. То, что ушёл не по своей воле, добавляет ещё больше горечи.
 
Валерия Базлова

Ярлыки: литературоведение, отраслевая литература


2020-11-25 10:10



Самолюбие – это любовный роман, продолжающийся всю жизнь.
Оскар Уайльд         
 
 
Полюбившийся писатель радует нас новым сборником. Причем! Никаких 18+ на обложке. А все почему? Потому, что бабушка не одобрила переперченную ненормативной лексикой  Сашину прозу. Он сам признается в предисловии. 
Таким образом, герой первого же феерически смешного рассказа зовется теперь Славик-не-говори-неправду. Догадайтесь сами, как это звучало ранее… И вот этот самый Славик устраивает невероятный слалом по нервам своих близких. Изменил, жена практически уличила, столкнулись в подъезде со своей соперницей. Но партизан все отрицает! И утверждает, что это была дочь генерала, которая совершенно случайно заходила по делу. Заминка. Жена верит и не верит. И тут звонит генерал! И спрашивает, откуда Славик знает его внебрачную дочь, которую он ото всех скрывает??? Пауза! Зал заходится в истерическом смехе. То есть читатели, конечно же. Безусловно, мой краткий пересказ не передаст всего безумного, абсурдного веселья. Это когда реальность выдает невероятные кунштюки, а вы только рот разеваете в изумлении. Или правильнее сказать, что некоторые умеют подобрать такие слова для описания простейших событий, что диву даешься.
Поскольку сам Цыпкин считает себя не совсем настоящим писателем, а так, автором текстов для чтения со сцены, то и книжка построена по принципу театрального выступления. Первое отделение, антракт, второе отделение. И да, написано настолько легко, смешно и остроумно, что читать рекомендуется малыми дозами. Иначе вы рискуете пасть в хохотательных корчах. Да и мышцы живота болеть будут сильно. 
Но будьте настороже! Иногда в этом сборнике попадаются неожиданно-печальные, грустно-размышлительные истории. Такие, что слезы сами текут. Нет, не потому, что вы излишне сентиментальны. 
Автор умеет видеть мир и людей. Он умеет найти простые, без завитушек слова и говорит о вечном и неизменном в том числе. О любви, верности, долге.
Редко кто умеет так, как Цыпкин, сочетать веселое и грустное, бытовое и абсурдное.
Читать всем, способным оценить умение посмеяться над собой.
 
Светлана Маркевич
 

Ярлыки: сборник, юмор


Ярлыки:
lady fantasyS.T.A.L.K.E.R.TVXX векавантюрный романавторское словоазбука-novelазбука-классикаальтернативная историяАмфора-TRAVELLанабиозанглийский романбиографиябуктрейлервампирывикториныВинтажвоенная темаволшебствовоспоминаниядетективдетидетская литературадиетадневникдраматургияженская прозажестокие игрыЖЗЛзаметкизарубежная литератураиздательство ИНОСТРАНКАинтеллектуальная литератураискусствоисторическая литературакитайская литератураклассикакнига-бестселлеркнигиколдовские мирыконкурскошкикраеведениекрасоталауреат премийлитературоведениеЛитреслюбовьмагиямаркетингмедицинамемуарыменеджментмировая коллекциямистикамифымолодежьМона Лизамузыкамультфильммяу-эстафетанаучная литератураНобелевская премияновеллыновогоднее чтениео животныхо чем говорят женщиныоборотниодиночество простых чиселотраслевая литератураповесть в письмахподросткипоздравленияпокровские воротаполитикапосвяти этот вечер себеправовая литератураправославная литературапремияпривиденияприключенияприятное чтениепро искусствопсихологическая повестьпсихологический романпсихологияпублицистикапутешествияразмышление на темурассказырелигияроманроман в письмахромантическая комедияроссийская прозарусская литературарусский Букерсборниксемейные историисемейный романсемьясердечная наградасериясказкаскандинавская литературасовременная прозасоциологияспорттелевидениетриллерфантастикафильмфинансыфранцузский романфэнтезичтениеэкономикаэкранизацияэнциклопедияэтикетэтногенезэтнографияюморюридическая литератураяпонская литература