
Ни на что непохожая книга, которую сложно классифицировать. Фантастика есть? Безусловно. Семейные драмы есть? Еще какие! Неоднозначные герои, которые и симпатичны читателю, и противны, и хочется взять за грудки, потрясти и спросить «ты что творишь, гад?», обычно водятся во внежанровой литературе. Такое выдвигают на литературные премии за то, что автор сумел сделать словами некий очень важный посыл.
Должна еще с удовольствием отметить, что написано мастерски, то есть, читается история легко, хочется узнать, что же случится с героями дальше, что было в прошлом такого, что так сильно перекорёжило их характеры.
Итак, на дворе 2027 год, Даша едет по югу России, потому что у нее задание от НИИ – изучить мортальную аномалию, как она изменилась за прошедшие двадцать семь лет. За рулем Матвей, то, что он Даше родной брат, выясняется не сразу.
Да, что-то вроде апокалипсиса уже случилось, однажды на околицах деревень, во дворах городских построек, в полях и лесах вдруг возникли застывшие статуями мертвецы. Дети. По стране прокатилась волна паники, спецслужбы и специнституты стояли на ушах, полиция искала сходства с пропавшими детьми, но… Но, все осталось загадочно-необъяснимо и ничего плохого вроде бы не случалось. Только выбросы соли, если кто-то пробовал повредить кадаврам, как их прозвали в народе. Соль, конечно, убивает землю, но человек привыкает ко всему.
И кадавры сделались привычной деталью пейзажа. Кто-то на них молится, кто-то создает секту уничтожителей, кто-то изучает, но вяло, без огонька. Большинство же народа не обращает внимания: ну стоит и стоит, подумаешь. Каждый живет своей маленькой жизнью, приняв ползучий апокалипсис как норму.
Этот странный мир, похожий и непохожий на наш, проступает фрагментами, как снимок на фотобумаге в ванночке с проявителем. Поляринов не вываливает на голову читателя всю информацию разом. От этого обыденность ненормальности только усиливается.
Поляринов вообще, похоже, спец по приближению потустороннего ужаса на расстояние вытянутой руки. И нет, автор не ставил целью напугать читателя мистическими бабайками. Если уж пугать, то масштабнее – концом света, к примеру. Или глубинами человеческой психики, а их немало вскроется по ходу повествования, этих темных глубин.
Книга динамичная, читается на одном дыхании, однозначного финала не ждите. Зато размышления не отпускают еще долго, и хочется с кем-нибудь обсудить, кто как понял концовку. И еще – как оно, жить вдали от родины и вернуться, как это, жить рядом со смертью и не замечать её, как можно не просто отпустить и пережить горе, а забыть о нем напрочь…
Метафорой чего именно являются кадавры, каждый решит для себя сам.
Маркировка 18+ оправдана, некоторое количество ненормативной лексики еще ничего, но имеются достаточно жёсткие сцены. Да и вообще, книга эта для начитанных, подготовленных читателей.
Маркевич Светлана