Кристина Старк "Гончие Лилит"
Лариса Петровичева «Музыка мертвых»
Сьюзен Мэллери "Сезон прогулок босиком"
Максим Сонин "Ступает слон"
Юрий Поляков «Весёлая жизнь, или Секс в СССР»
Гузель Яхина "Дети мои"
2022-12-26 06:00



Эта книга, автором которой является правнучка маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского Ариадна Рокоссовская, - воспоминания близких о прославленных военачальниках Великой Отечественной войны: Г.К. Жукове, И.С. Коневе, А.М. Василевском и других. Перед нами – живая семейная история, где суровые полководцы представлены как обычные люди, дорожившие своими семьями, любившими детей; показаны, по определению автора книги, «в совершенно будничном контексте».
По воспоминаниям дочерей Г.К. Жукова Эры и Эллы, Георгий Константинович любил читать, собирать грибы, петь. Его любимыми песнями были «Темная ночь» из кинофильма «Два бойца» и «Синий платочек» из репертуара Клавдии Шульженко.
Жуков не являлся авторитарным отцом. «Он мог дать совет, но окончательный выбор оставался за нами», - вспоминает Элла Георгиевна.
Младшая дочь прославленного военачальника Мария Георгиевна утверждает, что ее отец – это обаятельный человек, в нем «не было никакого зазнайства, с любым мог поговорить, пошутить». Поэтому ей очень не понравился сериал «Жуков» режиссера А. Мурадова, где, по мнению Марии Георгиевны, образ отца представлен в оскорбительном виде. Здесь нет никакого (ни внутреннего, ни внешнего) сходства с реальным героем. И ужасно, если люди будут судить о нем «не по достоверным источникам, а по таким произведениям».
Внук Константина Рокоссовского вспоминает о том, как его знаменитый дед – маршал К. Рокоссовский – ухаживал за своим маленьким огородиком на даче, сам поливал его из лейки и «безумно гордился урожаем». А еще он очень любил сирень … И при этом, переживший в годы репрессий арест, всегда носил с собой пистолет. «Если за мной снова придут,  живым не дамся», - говорил Рокоссовский.
Дочь маршала И.С. Конева – Наталия Ивановна – утверждает, что ее отец был очень эрудированным человеком: изучал серьезную литературу, любил классическую музыку, балет. Эту любовь он привил и своей дочери.
Наталья Малиновская, дочь Р.Я. Малиновского, говорит о том, что ее отец был прекрасным шахматистом; по мнению многих, он играл на профессиональном уровне. А вот охоту маршал Малиновский не любил, потому что однажды увидел глаза убитой им лани …  Поэтому его первая охота стала для него и последней.
Никогда не ругался и не повышал голоса в семейном кругу И. Х. Баграмян. Он много читал, отдавая предпочтение классике; очень любил поэзию И. Бунина.
Таким остался в памяти Карины Сергеевны Наджаровой ее дед – маршал Баграмян. Кстати, Карина Сергеевна – единственная в семье продолжательница военной династии.
Маршалы Великой Победы… Суровые, в застегнутых на все пуговицы парадных мундирах. И – любящие родители, мужья, дачники, рыбаки, охотники. Это тоже они, и ничто человеческое им не чуждо. Такими мы видим военачальников в книге А. Рокоссовской, и поэтому известные исторические личности становятся нам ближе, понятнее.
 
Светлана Титова  

Ярлыки: воспоминания, историческая литература, мемуары


2022-12-19 15:00



Великий певец тот, кто поет наше молчание. 
Д.Х.Джебран
 
 
Автор приятно поразил своим богатым словарным запасом. Да и вообще, стилем, языком, сочными метафорами. А как описана музыка и ее воздействие на человека! Поразительно! Давненько мне не встречалась в жанре романтического фэнтези такая профессиональная работа. Все больше легковесные любовные романчики в антураже драконов-замков-принцев-герцогов и магии. 
Магия тут есть. Но она не доминирует, как и романтическая линия, хотя по мере раскручивания сюжета становится больше и того и другого. Книга в целом производит двойственное впечатление. 
Согласитесь, когда берешь в руки роман в определенной серии, то и ожидаешь совершенно определенного содержания. Для того и создаются эти самые серии с соответствующим оформлением. (Смотри выше про драконов-баронов и знойных красавцев). Где-то больше, где-то меньше количество приключений, волшебных персонажей, академий всех мастей, трепетных или решительных дев в беде и властных ректоров. Но в девяноста процентах – именно простейший сентиментальный роман с хэппи-эндом, свадебкой, домиком и детишками в эпилоге.
Остаются десять процентов неформата, как сейчас говорят. Бывает, что превалирует боёвка с магией или потусторонние страхи, фантастический детектив или очередная магическая школа.
Как написать отзыв, не раскрывая интриги автора, не отнимая читательского интереса? Хм. От противного.
Если вы хотите трепетного (вариант – экспрессивного) противостояния полов, вам не сюда. Чувства будут. Но, скорее, скрываемые, не проговариваемые, зато сильные. Расследование страшных преступлений стр-р-рашного маньяка тоже идет как-то на периферии сюжета. Хэппи-энд будет, но очень относительный: без свадебки, детишек и домика. И какой-то совсем грустный.
А вот что удалось автору, так это сложные нешаблонные герои, описание маленького городка этой вымышленной вселенной, чуть похожей на наш девятнадцатый век по антуражу. Читаешь – как будто смотришь фильм с расширенной реальностью. Похрустывает декабрьский снежок под ногами, запахи предновогодней стряпни витают настолько осязаемые, что набегает слюна. Множество второстепенных персонажей прописано мелкими, но четкими мазками. Городок толпится живыми людьми! Может, даже в ущерб главным персонажам, каждый из которых тащит на себе личный огромный рюкзак проблем, комплексов, пережитых болей и горестей.
А еще музыка. Ларисе Петровичевой удалось найти такие слова, что рояль под пальцами Эрика Штольца плачет и смеется, журчит весенними ручьями, поет на разные голоса. И да, это магия! Отдельный поклон автору за мастерство в описании воздействия на людей столь тонкой материи, как искусство.
Так что если вы хотите увлекательного чтения, которое запускает процесс непростых размышлений о судьбах, – вам сюда. 
 
Светлана Маркевич

Ярлыки: магия, фэнтези


2022-12-19 11:00



«Тени старого Арбата» - это мистический детектив.
Следователь Максим Кречетов приезжает в Москву по личной надобности; остановиться в столице он решает у своего давнего приятеля Михаила Самарова.
Самаров – крупный бизнесмен, очень состоятельный человек. Живет он в старинном особняке в районе старого Арбата с молодой красавицей-женой в окружении близких и дальних, и очень дальних родственников, а также многочисленного штата прислуги.
Михаил всегда хотел иметь большую дружную семью. Большая семья вроде бы образовалась, а вот насчет хороших отношений между домочадцами не очень получилось. Точнее – совсем не получилось.
Этот особняк Самаров приобрел не случайно: когда-то давно, более ста лет назад, дом  принадлежал предку бизнесмена – успешному врачу.
Читатель, конечно же, уже догадался, что если в доме остановился следователь, то расследования чего-либо не избежать. Именно так.
Необходимо отметить, что с особняком на Арбате связана страшная история. Дело в том, что в семействе Самаровых живут воспоминания о том, как врач Иван Петрович расправился с неверной молодой женой и собственным племянником, которым увлеклась женщина.
Оскорбленный доктор отомстил изощренно: заживо замуровал любовников.
В особняке Михаила Самарова происходит ряд таинственных смертей. И Кречетов едва не погиб. И то, что творится в этом доме, очень напоминает случившееся  здесь более ста лет назад. Но, к счастью, финал оказался другим: Самаров не стал мстить, а поступил по-другому…
Выяснилось и то, кто стал «режиссером» всех смертей, произошедших в доме Михаила Самарова...
А владелец особняка говорит: «Я нанял ей адвоката и сделаю все, чтобы скостить срок. Денег не пожалею».
Не правда ли, странно? Нет, не странно, если учесть мотивы совершенных преступлений. Тот самый случай, когда говорят, что благими намерениями вымощена дорога в ад…
Будем надеяться, что все образуется в доме Михаила Самарова: он этого заслуживает. Тем более, что останки несчастных, погибших более ста лет назад, предали земле…
 
Светлана Титова

Ярлыки: детектив, мистика, российская проза


2022-12-12 12:00



Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они не нужны. 
(Вольтер)
 
Итак, Татьяна Степанова написала самый настоящий ретродетектив. Очень даже неплохо, просто прекрасно. Героями она взяла реально существовавших в девятнадцатом веке личностей. Причем личности были весьма знамениты, но, если и встречались в реальности, то мельком. И уж точно не проводили совместного расследования.
Она. Клер Клермонт – англичанка, опередившая свое время, европейски образованная интеллектуалка, чьи дневники дошли до нас, феминистка, красавица. Ей посвящал поэмы и стихотворения Байрон. Правда, славу женщины, исповедующей свободу в выборе партнера, в тогдашней России интерпретировали однозначно: доступная женщина.
Он. Евграф Комаровский – граф, генерал-адъютант Александра I, дуэлянт, жандарм и, как ни парадоксально, тоже писатель, автор знаменитых (когда-то) исторических «Записок».
Степанова искусно вплела любимый ею сельский детектив с тайными помещичьими страстями в антураж 1826 года. Только отгремели аресты, казни и ссылки декабристов, обстановка та еще. И хозяйка Клэр, та, с чьими детьми она работает гувернанткой, ненавидит графа Комаровского и ведет крамольные речи. Ее возлюбленного казнили, а потому Юлия Борисовна готова на месть, готова лишить генерала самого дорогого – только-только зародившегося чувства.
Да, влечение, страсть, любовь обрушились на них внезапно. Граф впервые увидел Клэр в совершенно непотребном виде. Все по канону – дева в беде! Он спас ее от насильника и убийцы. А девушка, едва оправившись, поспешила на помощь ему – равноправно участвовать в расследовании серии похожих нападений на женщин.
Степанова не была бы Степановой, если бы не добавила каплю мистического ужаса в местные легенды. Как всегда, она мастерски нагнетает напряжение, дозировано выдает информацию. Читатель вместе с героями с интересом изучает кровавые подробности, думает, а серийный ли маньяк это? Или преступники разные, но маскируются под страх здешних крестьян?
Напряженная атмосфера, в том числе и политическая, создана автором со знанием дела. Перепуганные крепостные крестьяне, местами жалостливые и наивные, чаще расчетливые и не менее жестокие, чем их хозяева, наглые доносчики, верные служаки, манерные аристократы. Персонажей много. 
Расследование будет запутанным, а внезапные сердечные тайны еще больше туману напустят.
Читателям, которые знают творчество автора, готовиться к рекам крови не надо.
Но на всякий случай предупреждаю, что неаппетитных подробностей хватает. 18+ здесь совершенно оправданная маркировка. Да и вряд ли подростков заинтересует ретродетектив с политикой.
Кстати, открытый финал мягко намекает на продолжение. Ну, не могут же влюбленные герои просто так расстаться! Не в вымышленной вселенной Степановой.
 
Светлана Маркевич

Ярлыки: детектив, российская проза


2022-12-12 10:00



«Я не хочу войны, я разлюбил войну – 
Я в в мыслях, я в душе люблю тебя одну».
Денис Давыдов
 
Тех, кто читал ранее интеллектуальные детективные романы русской писательницы с французской фамилией Дарьи Дезомбре, порадует выход её новой книги «Сеть птицелова». Написанные ею романы «Призраки небесного Иерусалима», «Портрет мёртвой натурщицы», «Тайны голландских изразцов», «Ошибка Творца», «Тени старой квартиры» уводили своих читателей в разные страны, в разные эпохи. В новом романе Дарья Дезомбре приглашает нас в Россию, в июнь 1812 года. Начинается  война с Наполеоном. И на фоне известных исторических событий происходит история, придуманная и преподнесённая нам автором.
Сложно точно определить жанр данного произведения. Чуть-чуть истории (но это явно не исторический роман), немного больше сентиментальных любовных переживаний (но это, пожалуй, лишь приправа) и главная линия – детективная (которая всё время куда-то уходит в глубину, как тропинка в лесу, то появляясь, то исчезая в повествовании, уступая место лирике и философии). Так что всего понемножку. А между происходящими событиями рассуждения об исторических и военных делах, крепостном праве, партизанском движении,  пасторальные картинки русского помещичьего быта начала XIX столетия. 
Хочется отметить, что к каждой главе романа Дарья Дезомбре заготовила очень интересные цитаты, которые и вводят читателя в следующую главу, и частично объясняют происходящее. Поэтические и прозаические  тексты Вяземского, Державина, Давыдова, Батюшкова и известных политических деятелей вводят нас в тему и подчёркивают исторический колорит романа.
Так в чём же сюжет романа? Начало войны 1812 года. Наполеон перешёл Неман. Войска Багратиона отступают. Девизион французов останавливается на постой в имении князей Липецких Приволье. Хозяева вынуждены делить имение с вражеской армией, которая, кстати, ведёт себя вполне прилично, благодаря руководству благородного майора де Бриака. И майор, и врач дивизиона Пустилье, вылечивший заболевшего барчука, становятся, несмотря на политические события, постоянными гостями, а позднее и приятелями Липецких. Страшные события происходят в усадьбе: пропадают крепостные девочки, которых позднее находят задушенными. Идёт война, не к кому обратиться, чтобы провести официальное расследование, и тогда юная княжна Авдотья Липецкая и французский майор решают, что они должны провести его самостоятельно. Жизнь ребёнка становится важнее политических амбиций и военных сражений. Тем более если учесть, что между молодыми людьми возникает чувство, далёкое от вражды.
Не могу сказать, что «Сеть птицелова» - лучший роман Дарьи Дезомбре. Но слияние в книге сразу трёх жанров позволило создать довольно любопытное произведение. Кульминация, как водится в детективных романах, будет в самом конце, где вы и найдёте всё объяснение событий. 
Интересен сам способ подачи материала автором. Дезомбре как бы рассказывает нам эту историю из нашей эпохи, из нашего времени. Иногда она обращается к читателю со словами: «… герои ещё этого не знают, но мы-то с вами знаем…» Да, мы с вами знаем, что будет после того, как французы двинутся на Москву. И знаем, чем закончится война. Герои романа этого не знают. И поэтому автор оставляет их в растерянности перед будущим, предлагая додумать это читателю самому.
 
Валерия Базлова

Ярлыки: детектив, интеллектуальная литература, российская проза


2022-12-12 08:00



Лесть – питательная среда для преступлений.
Д.Гей
 
Вообще, Барбара Мерц (таково настоящее имя) является прелюбопытной личностью. Мало того, что она была историком, археологом, практиком и теоретиком своего дела, автором увлекательных научно-популярных книг, так она еще и баловалась легкомысленными романчиками про любовь и приключения. Есть у нее серия про недоархеологиню, где она мастерски поиздевалась над коллегами, в том числе историками.
А еще прекрасен цикл иронических детективов о бойкой университетской библиотекарше Жаклин Кирби. Время действия – середина восьмидесятых, место действия – Нью-Йорк, конференция писательниц любовного романа. Поразительно точные карикатуры и на персонажей-авторов, и на тексты этих страстных псевдоисторических романчиков. Не-не-не, я не пренебрежительно, сама читывала, было дело.
И убийство вроде бы не смешная тема, но иронические детективы, особенно столь мастерски написанные, обыгрывают это остроумно и не страшно. Причем Питерс умудрилась затронуть, вроде как походя, важную тему. Об эксплуатации образа женщины, как сексуального кухонного комбайна. Пресловутые три «К» и стррррасти в клочья с властным пиратом/султаном/олигархом (нужное подчеркнуть). Интересно, что она описывает и уличные протесты феминисток, демонстрации против романтизации насилия. Так и подумалось: "А не пора ли у нас уже выступать против засилья сетевых любовных романов с властными боссами?" Хотя такие акции проходят, но тоже виртуальные.
Занятно, что в одном из персонажей автор вывела себя. Жаклин встречает на конференции свою студенческую подружку. Та сначала делает вид, что они незнакомы, затем страстно страдает и жалуется, как она боится разоблачения. Какого? Кому-то может и смешно, а профессору консервативного университета и в кошмаре не приснится, если коллеги и руководство узнает, что она на досуге пишет откровенные любовные романы под псевдонимом. Минимум – насмешки и позор, максимум – увольнение. На что ГлавГероиня успокаивает ее тем, что ей как раз будут завидовать. Заработкам, как минимум. Ну и восьмидесятые на дворе, подруга! Расслабься и пиши.
Так и сама Мерц (Питерс) поначалу скрывала писательские увлечения.
А книжка безусловно увлекает. Если вы устали от умного чтива или работы – вам сюда. Посмеетесь, ибо едкие пикировки хороши, как никогда, а Жаклин просто кладезь цитат и фонтан остроумия.
Но еще смешнее – отрывки из романа, который Жаклин твердо намерена написать, руководствуясь знакомым мотиватором: «Я что, хуже что ли?».
Язык хорош, перевод адекватен тексту, сюжет стремительно раскручивается. Словом, отличный иронический детектив вышел. Надо еще ее книг поискать.
 
Светлана Маркевич

Ярлыки: роман, детектив, зарубежная литература


2022-12-05 15:30



У москвички Кати Фоминой, героини романа, казалось бы, всё есть: и молодости, и красота, и несложная работа в турагентстве, которым, к тому же, руководит её бывший одноклассник Дима, влюблённый в неё с юношеских лет. Есть давние – опять же со школьных лет – подруги. Есть служебные командировки и отпускные поездки заграницу. Вот только в семье у Кати проблемы. Муж её Игорь становится всё равнодушнее и равнодушнее к молодой красивой жене, и жизнь супругов превращается в существование соседей по квартире. Казалось бы, и этот вопрос решаем разводом, на который оба готовы. Но именно в тот момент, когда наша героиня собирается переехать к Диме и начать новую жизнь, происходят страшные события. Одна за другой погибают три близкие подруги Кати. Все три задушены одинаковым способом и с явными признаками того, что сделано это маньяком: с убитых женщин срезано и унесено преступником бельё. Но почему именно эти женщины, три Катины школьные подруги? Что связывает их между собой? Размышляя на эту тему, Катя понимает, что единственное, что погибших объединяет – это школьная дружба и сама Катя. А вспомнив девичьи фамилии своих подруг, догадывается, что преступник убивает её бывших одноклассниц по алфавиту того списка, который был в их группе, изучающей французский язык. Было в группе всего 6 человек: 5 девочек и Дима. Три первые в списке уже убиты. Катя – пятая. Тут уж Катя начинает подозревать всех подряд. И мужа Игоря, который умудряется куда-то пропадать именно в то время, когда совершаются преступления. И учителя французского языка, питающего явную (или тайную) страсть к юным «Лолитам». И незнакомых личностей, пристающих на улице. Да и любовник Дима неадекватно себя ведёт и совершает непонятные поступки. Вдруг срочно отправляет Катю в качестве сотрудницы турагентства в Индонезию, чтобы (всего-то!) найти необитаемый остров и взять его в аренду на несколько лет. В Индонезии странные события у Кати не заканчиваются. И с каждым днём жизнь подбрасывает всё больше загадок, страх за свою жизнь становится всё ощутимей… Не буду пересказывать вам сюжет книги. Скажу лишь, что с каждой страницей история развивается всё динамичней, и лишь в последних главах романа читатель разгадает вместе с Катей тайну преступлений.
Когда я читала эту книгу, меня не покидала мысль, что из этого произведения мог бы получиться неплохой детективный сериал на 5-6 серий. При условии, что ни режиссёр, ни сценарист не стали бы ничего менять из уже написанного автором. К сожалению, фильмы, поставленные по произведениям Анны Малышевой (серия о художнице Александре Корзухиной) грешат именно этим. Сюжет порой меняется до неузнаваемости, появляются непонятно откуда взявшиеся персонажи. Да и сам стиль произведений талантливого автора теряется. Так что советую не ждать экранизаций, а читать романы Малышевой. Это гораздо интереснее!
 
Валерия Базлова

Ярлыки: детектив, российская проза


2022-12-05 13:00



"Люди во все времена предпочитали сумерки ясному дню, 
ведь именно в сумерки являются призраки". 
(Иоганн Вольфганг Гете)
 
 
Представьте себе готический заброшенный замок или старинную усадьбу, а в них тайные комнаты, окутанные мраком коридоры и холодные подземелья. Что первое приходит вам на ум? Лично мне, привидения. Так как именно они обязательно должны обитать в этих местах. Ну, или хотя бы иногда туда наведываться… Дабы не разрушать исторически сложившееся мнение. Ведь сказания и легенды о необычных сущностях, способных летать, проходить сквозь стены и растворяться в воздухе всегда будоражили воображение людей. Долгими зимними вечерами, под веселый треск поленьев в печи или камине, за чашкой горячего чая или чего-нибудь покрепче, нет ничего интереснее, чем послушать какую-нибудь леденящую кровь историю о таинственных посланцах из царства духов и теней. 
В этой книге собраны самые загадочные случаи, происходившие в разных уголках земного шара. К слову, фантомы редко появляются просто так. Конечно, оседлые привидения еще могут попугать путников, неожиданно вторгшихся в их владения. Но обычно духи посещают наш мир с какой-то определенной задачей. Например, для того, чтобы передать важное сообщение, защитить от опасности или исправить ошибки, совершенные при жизни. Предвестниками скорого появления призрака может стать легкое дуновение ветра, протяжный скрип половиц, внезапно захлопнувшаяся или распахнувшаяся дверь. Большинство ученых связывают подобные случаи с оптическими иллюзиями и галлюцинациями. Действительно, большинство "свидетельств очевидцев" имеет вполне логичное объяснение. Но поскольку в прошлом человечество не обладало достаточными научными знаниями о природе некоторых явлений и вещей, оно принимало непознанное за проказы потусторонних сил. Однако некоторые люди и сегодня верят в существование привидений, чем зачастую и пользуются жаждущие наживы шарлатаны. 
Данная книга относится к серии "Неразгаданные тайны". Изданная в середине 90-х годов прошлого столетия, она представляет собой увесистое, богато иллюстрированное издание формата 220х280 мм.  Цель ее составителей – не удержать неподготовленного читателя во власти страха, а лишь рассказать любителям всего мистического о некоторых представителях потустороннего мира, с легкостью появляющихся из ниоткуда и исчезающих в никуда.
 
Александра Разина

Ярлыки: мистика, отраслевая литература


2022-12-05 11:00



«Уютное кафе на улицах с плетёной мебелью, 
Где красное вино из местных погребов больших шато…» 
(Е. Солодовников)
 
«Год в Провансе» - прелестнейшая книга. Она для того случая, когда хочется устроиться уютно на диванчике с пледиком, потому что за окном серо и холодно, и неспешно почитать что-нибудь для души, без напряжения и драм. 
Как гласит отзыв в «Sunday Times», это – «элегантное, остроумное, восхитительное, хорошо написанное произведение». Согласна с ним на сто процентов! Читаю эту историю уже во второй раз и наслаждаюсь спокойствием, уютом и безмятежностью, исходящими от этой книги.
А речь здесь идет об английской супружеской паре, которая побывала в Провансе не раз и влюбилась в это благодатное место. А потом они взяли и решительно поменяли свою жизнь – уехали из Англии, купили старый сельский дом в полюбившемся краю и начали там новый, провансальский, этап своей жизни. Это сродни передаче «Жизнь других» - взгляд на климат, природу, быт и нравы представителей другой культуры. Конечно, не обошлось без красочных описаний местной кухни. И так это преподнесено, что во время прочтения порой невольно ощущаешь приступы зверского аппетита. Так что читать рекомендую на очень сытый желудок!
Книга разделена на главы, по количеству месяцев в году и с соответствующими названиями. Это как бы дневник тех событий, которые происходили с героями повествования, то, чем запомнился им этот их первый год в Провансе. И что только не произошло за этот год! Это и знакомство с местными жителями, с их нравами, с «визитной карточкой» зимнего Прованса – мистралем, о котором они, конечно, слышали раньше разные страшные истории, но полагали, что это «типичная галльская страсть к преувеличениям». О том, как защищали честь Менерба в состязании в игре в шары; о посещении козлиных бегов и еще о многом-многом другом. И все это - на фоне ремонта дома, причем сцены этого, казалось бы, стихийного бедствия читаешь с улыбкой и удивляешься тому оптимистическому и философскому настрою автора, который редко встретишь у тех, кто подвергся испытанию продолжительным ремонтом. Причем в конце книги дается весьма оригинальный способ, как молниеносно закончить утомительный, сильно затянувшийся ремонт.
Вообще, Питер Мейл с большой симпатией нарисовал картину Прованса: красивые виды, уютные ресторанчики с их неповторимым колоритом и вкуснейшей едой и напитками, неторопливый ритм сельской жизни, простые радости жизни.
P.S. Рассказ о жизни в Провансе на этой книге не заканчивается. У истории есть продолжение. И о ней я расскажу в своей следующей рецензии.
 
Татьяна Смирнова

Ярлыки: путешествия, зарубежная литература


2022-11-29 11:00



"Но всё однажды заканчивается. Какой бы волшебной она ни была, сказке тоже придёт конец".
Цитата из книги.
 
 
Не могу назвать книгу "Гончие Лилит" шедевром, но как литература для молодежи она мне понравилась. Сюжет произведения довольно необычен, особенно оригинальна идея создания отряда "Гончих", которые работают под прикрытием клиники женского здоровья "Мальтезе-медикал". Их задача, скажем так, состоит в привлечении внимания влиятельных мужчин, находящихся в разных уголках планеты, за плату от заказчицы и получение результата, которым в дальнейшем заказчица воспользуется в своих целях. Лилит предстаёт перед Скай Полански обычной посетительницей паба, в котором девушка работает официанткой. Незнакомка ставит её перед привлекательным выбором: прежняя жизнь, где вместо учёбы она была вынуждена работать ради образования и где личная жизнь её никак не складывалась, или же работа, которая принесёт деньги, красивые, длинные рыжие волосы, о которых она так мечтала, ценные знакомства, путешествия и прочие атрибуты роскошной жизни. В Скай наконец-то увидели потенциал, и она в свою очередь почувствовала себя нужной и значимой. Она не могла себе и представить, куда попадёт, поддавшись на милую заботливость. 
Два месяца девушка действительно работала секретарём: в её обязанности входило варить кофе, отвечать на звонки, порхать по офису в лакированных туфлях. Позднее, после вечеринки в честь юбилея клиники, она узнаёт всю правду о схеме работы этого учреждения, её приглашают вступить в их ряды по причине наличия отличных данных у Скай и... Она ставит свою подпись в договоре с Лилит, соглашаясь работать уже на должности Гончей. 
Добро пожаловать в красивую жизнь, Скай Полански! Она стала одной из любимиц Лилит. Начиналось всё отлично, а потом отпуск, Южная Африка, вилла в Саймонстауне, сосед Боунс... Он становится её новой целью, но задуманному мешает (кто бы мог подумать!) влюблённость. И вот она уже не Скай Полански, а Морковка, как ласково называет её кокетливый и забавный сосед. В планы начальницы это не входило: такие отношения не должны заходить слишком далеко. Как говорится, работа есть работа. Но Скай всеми силами старается сохранить, как ей казалось, уже устойчивый и любящий союз. 
Ситуация разворачивается неоднозначно: раскрываются тайны Боунса и Лилит. Кроме того, в этой истории есть сатанизм и месть... И из всего этого складывается просто мощнейший литературный коктейль. Чем всё закончилось? Это вы узнаете из книги. Скажу лишь, что, пройдя весь этот путь под злостным надзором сумасшедшей обиженной женщины, которая на мужчинах основала целый бизнес, юная девушка собрала себя по кусочкам и наладила свою личную жизнь.
 
Ксения Куканова

Ярлыки: зарубежная литература, молодежь


2022-11-26 10:00



«…обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних…, квартирный вопрос только испортил их…»
(М. Булгаков)
 
Квартирный вопрос, действительно, испортил определенную категорию людей. Происходит это потому, что, по мнению одного из персонажей книги, «квартира в России больше, чем жилье. Забери у человека квартиру – и он потеряет жизнь».
Чтобы построить квартиру, среднестатистический человек часто отдает все свои сбережения. Но это не значит, что он обязательно въедет в новое жилище… Потому что некоторые застройщики могут быть как раз из тех, кого испортил квартирный вопрос. И, собрав немалую сумму от потенциальных новоселов, эти люди вкладывают деньги не в строительство, а, например, в яхты для себя любимых. Такого рода ситуация представлена в выше названном романе.
А лазеек в законодательстве много… И потому судье Елене Кузнецовой непросто отстоять интересы обманутых дольщиков. Но она старается, очень старается, потому что чета Волошиных, например, живет в гараже и подбирает вещи на помойках. Они не маргиналы, нет. Они всю жизнь честно отработали на севере, скопили некоторую денежную сумму, чтобы построить скромную однокомнатную квартиру в Москве, и попытались это сделать, стали участниками долевого строительства в фирме «Рай-град». В результате – ни жилья, ни денег…
Это всего лишь один пример. А сколько их, обманутых, чьи заработанные честным трудом деньги попали в руки мошенников!
Нелегко приходится судье Кузнецовой еще и потому, что ее родная сестра Наталья – девушка взбалмошная, но добрая, - тоже стала жертвой аферистки, лишилась денег и едва не осталась без квартиры. Как говорится, по доброте душевной: пожалела плачущую, якобы ограбленную, женщину, постаралась ей помочь; дамы подружились. Несчастная, рыдавшая на скамейке женщина оказалась мошенницей, на счету которой оказалось не одно грязное дело, не одна сломанная судьба.
Народная мудрость гласит: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Вот и роман «Жилье по обману» - произведение художественное, но очень поучительное. Оно напоминает: «Люди, будьте бдительны». Прежде, чем что-то подписать, внимательнейшим образом изучите документ; прежде, чем внести куда-то свои деньги, неоднократно проанализируйте ситуацию, подумайте сто раз, досконально изучите историю своего будущего финансового партнера. И не торопитесь приглашать в свой дом новых друзей, не торопитесь вступать с ними в доверительные отношения. Звучит это, может быть, не очень красиво, но жизнь – суровый учитель…
 
Светлана Титова

Ярлыки: российская проза, современная проза


2022-11-23 10:00



В своей предыдущей рецензии на книгу Анны Малышевой «Отель «Толедо» из серии романов о художнице Александре Корзухиной я писала, что мне жаль расставаться с этой героиней, так она мне симпатична. К моей радости и радости читателей, полюбивших Сашу Корзухину, писательница создала ещё произведение, где та снова появляется. И новая история, я думаю, не меньше заинтересует читателей, чем предыдущие книги серии.
Напомню тем, кто забыл нашу героиню, или познакомлю  с Сашей читателей, не знакомых с предыдущими романами Анны Малышевой. Александра Корзухина – художник-реставратор. Художник талантливый и востребованный, обладающий отличными знаниями в своей профессии и удивительным чутьём. К тому же человек честнейший и порядочный. В силу разных обстоятельств она нередко попадает в различные истории и даже расследует их  как настоящий детектив (читайте предыдущие романы серии). В завязке сюжета данного романа, казалось бы, нет ничего особенного и криминального. Пожилая женщина, москвичка, просит Сашу съездить в Израиль и привезти ей старое пианино, которое там никому не нужно, а ей дорого как память юности. Взамен же нынешней хозяйке этого старого пианино, в Иерусалиме,  она просит передать картину. Естественно, все расходы по перелёту, гостинице, транспортные и прочие расходы она берёт на себя и очень щедро оплачивает поездку. Саша, не видя ничего необычного в данном предложении, соглашается  выполнить данную работу и с удовольствием отправляется из холодной заснеженной Москвы в Израиль – страну, где ещё никогда не бывала. Художница и раньше выполняла подобные поручения, привозила из разных городов и стран картины, антиквариат и даже участвовала в аукционах.
И там, в Израиле, с Сашей начинают происходить события, которые её то удивляют, то настораживают, то втягивают в истории других времён, других семей. И причём,  как всегда в рассказах о приключениях художницы, Саша никогда не ставит перед собой задачи расследования, не выступает классическим детективом. Просто так получается, что она многое видит, понимает, умеет сопоставлять и анализировать. И вокруг неё происходят страшные и странные вещи: слежка, убийство (или самоубийство?), обвинения в преступлении. Да и события полувековой давности всплывают не как пасторальные воспоминания о юности, а как нераскрытое преступление. А причём же тут какая-то картина и старое пианино, спросите вы? Об этом автор расскажет вам только в самом финале, достаточно запутанном, чтобы быть интересным.
Думаю, любители книг Анны Малышевой отметят, как всегда, очень интересные картины описываемой страны, в которой побывала Саша Корзухина. Напомню вам, что в предыдущих произведениях мы уже смотрели на Белоруссию, Амстердам и Францию глазами героини. В этот раз она расскажет вам о том, каким она увидела Израиль и его жителей.
 
Валерия Базлова
 

Ярлыки: детектив, российская проза


2022-11-19 12:00



Лучшие законы рождаются из обычаев. 
Жозеф Жубер
 
Неплохое знакомство с новым автором. Кретова, как я убедилась, поинтересовавшись в Интернете, дама многоплановая. Фантастика еще ждет своего часа, меня, то есть. А пока у нас по плану романтический детектив.
Обратите внимание: на обложке крупно написан жанр. Оформление вполне отвечает содержанию. Необременительный детективчик, никаких кровавостей, только семейные страсти и скелеты в шкафах. Есть еще и мистический элемент. 
Но по порядку. Главная героиня, Аделия, у нас медиум. Местами дурит граждан, но грамотно, с применением знаний, полученных на факультете психологии. А местами что-то чувствует. И карты Таро она читает…
И тут в ее одинокую жизнь врывается бывший мент. Он возмущен тем, что его мать пошла к какой-то гадалке, чтобы подыскать ему невесту! Какая дикость! И вообще, прижать эту шарлатанку к ногтю, а то ишь что придумала, зарабатывать на пенсионерках!
Сюжетный ход, когда герой с помощью легкого шантажа вынуждает героиню ехать с ним на слёт родни и представляться его невестой, дабы отстали, ненов. Я бы сказала – избит до синяков. 
Но вообще, Аделия с Максом сразу почувствовали некое притяжение (романтика, помните?), но упорно сопротивлялись взаимной симпатии. Тоже совершенно заезженный ход.
Действие происходит в большом, старом, дачном доме, набитом своими тайнами. И это не ново, скажете вы и будете правы.
Тут ведь дело в том, КАК рассказать историю. 
Кретова рассказывает свою историю приглушенным и уютным голосом, акварельными мазками. Тут вы не найдете душераздирающих страстей или ледяного, выверенного детектива.
Да, кое-какие ниточки сюжета остались неподвязанными. Мистика не вымораживает кровь, она скорее умозрительная и приземлённая.
Зато меня согрели отношения между главными героями. Они сразу стали выстраиваться на неком общем взгляде на жизнь в целом. Потом пришло доверие, а следом и более трепетные чувства.
В целом получился неплохой развлекательный роман, могущий попасть в несколько целевых аудиторий. Добротная романтическая история, легкий детектив, не сильно страшная мистика – все в комплекте.
И можно написать кучу продолжений о дальнейших совместных расследованиях полицейского и гадалки.
 
Светлана Маркевич

Ярлыки: детектив, мистика, современная проза


2022-11-19 09:00



Одна из читательниц, оставившая свой отзыв о книгах Елены Михалковой, назвала их «социальными романами». И я с ней совершенно согласна. У меня рука не поднимается написать о произведении Михалковой  «Лягушагий король» просто слово «детектив». Да, детективный сюжет в нём, конечно есть. И историй для расследования частных детективов Илюшина и Бабкина даже несколько. Но по сути своей произведение «Лягушачий король» гораздо глубже. И дело тут даже не в том, что все кончики непонятных историй, торчащих в завязке, сойдутся и сложатся в финале. Дело в том, что главная тема, поднятая писателем, - семья. И все происшествия и преступления, которые в разное время и в разных местах будут происходить по сюжету, с  понятием «семья» связаны.
Интересно построение романа. Елена Михалкова продолжает экспериментировать.  И если в предыдущем её произведении  «Тот, кто ловит мотыльков» две абсолютно разные истории до финала остаются ничем не связанными, кроме вытекающих выводов, то в романе «Лягушачий король» две истории и два расследования начинаются одновременно (их будут по отдельности вести Макар Илюшин и Сергей Бабкин) и неожиданно для самих детективов приведут к общему раскрытию преступлений. К тому же, кроме уже известных нам частных сыщиков в расследовании непонятных событий подключится и ещё один человек – Татьяна, невестка в той самой семье, о которой нам предстоит узнать много интересного. Заподозрив неладное, она становится «детективом поневоле». То, что узнаёт она, автор представляет нам в главах «Татьянин день».
Итак, в романе две сюжетные линии. Расследования ведутся параллельно, и кажется, что между происходящим нет никакой определённой связи. Перед нами семья Харламовых, дружная, благополучная, со своими традициями и устоями, в которую старшая дочь приводит нового знакомого, жениха в перспективе. Парень кажется подозрительным младшей сестре невесты и она обращается к Илюшину и Бабкину с просьбой проверить его. В семью «внедряется» Сергей Бабкин, который  с первых же своих визитов понимает, что не всё так уж благополучно «в Датском королевстве».  Да и дальнейшие событие – внезапная смерть соседки   и полученная информация о женихе - заставляют его серьёзно присмотреться к «милому семейству». 
Второе расследование возникает  у наших героев как незапланированное. Подруга жены Рита, продавец в книжном магазине, рассказывает странную историю. В магазин поступило 40 экземпляров книг под названием «Песни ангелов Московской области». Не успели книги выложить для продажи, как появился автор книги  и попытался выкупить сразу весь тираж, что-то прочитав в зашифрованном рисунке книги. Удивлённая происходящим, продавец оставила себе одну из книг, но в тот же день мужчина напал на неё и отобрал книгу. Что в ней такое? В чём причина таких страстей? Проведя своё расследование и изучив текст романа, наши сыщики пришли к выводу, что в книге описаны реальные нераскрытые преступления. Этим расследованием занялся Макар Илюшин.
Интересно, что по сюжету романа Елена Михалкова, как всегда, мастерски подводит своего читателя к финалу и, казалось бы, две не связанные истории оказываются в одном клубке семейных тайн и преступлений. Что мне особенно хотелось бы отметить в романе Елены Михалковой «Лягушачий король» - это удивительно точное, яркое описание семьи Харламовых, всех её членов и их взаимоотношений;  мотивации поступков, оправдания грехов и преступлений. Я бы сказала, что в данной книге я увидела внутри детективных сюжетов настоящий семейный роман, который произвёл на меня самое глубокое впечатление.
Тех читателей, которые полюбили в предыдущих романах Михалковой друзей-сыщиков Илюшина и Бабкина, ждут их замечательные диалоги, подколы друг друга и фразы, которые хочется цитировать.
 
Валерия Базлова

Ярлыки: детектив, российская проза


2022-11-19 08:00



Я не скажу тебе, что значит дружба,
Мне кажется, слова излишни тут.
Ты лишь спроси меня о том, что тебе нужно,
И я приду, когда другие не придут.
(Антон Сергеев)
 
Ещё одна замечательная книга из серии "Лабиринты жизни", от которой невозможно оторваться. Ранее я писала рецензию на "Эту ласковую землю" У.К. Крюгера из этой же серии. Разные авторы, разные судьбы героев и сюжеты, но всех их объединяет одно - вера в добро и настоящую дружбу, вера в любовь и надежду, несмотря на всё зло, что окружает нас.
Книги из этой серии мне нравятся тем, что заставляют поверить в лучшее. Вот, например, стоишь ты на краю пропасти и думаешь, что сейчас упадёшь, но неожиданно некто, от кого ты совсем не ожидал этого, протягивает руку и спасает тебя.
И здесь так. Двенадцатилетний Джек Тернер живет в неблагополучной семье в небольшом американском городке. Его родители абсолютно не обращают на него внимания, так как все их мысли лишь о выпивке. И Джеку зачастую приходится самостоятельно добывать себе на пропитание. Как-то раз с друзьями он был на рыбалке. Там Джек встретил худющего, голодного пса, которого он не раздумывая взял себе. Только вот незадача, чем его кормить, когда самому едва хватает на еду. Но мальчик не унывает и ищет любую работу. Но и с работой не всё так просто. Отъявленные хулиганы из банды Томми жестоко избили Джека. И тут судьба сводит его с человеком, живущим в заброшенном автобусе. Этот человек и оказал ему помощь. У него своя интересная история жизни. Два одиноких человека обрели друг в друге настоящих друзей.
Дальше только радости жизни? Не тут то было! Сплетники и недоброжелатели увидели в этой дружбе нечто грязное и порочное... Но, как говорится, мир не без добрых людей, готовых прийти на помощь и восстановить справедливость.
Доброе сердце мальчика не позволило оставить в беде ни собаку, ни своего взрослого друга, обвиняющегося в преступлении. Он всеми силами пытается доказать свою правду.
Очень трогательное, сострадательное и жизнеутверждающее повествование. Радует, что добрые дела могут исходить от совершенно неожиданных людей. Вот уж действительно лабиринты жизни, когда судьба сводит тебя с нужным человеком в нужный момент. Однозначно, лучшая проза современных авторов.
 
Ольга Староверова

Ярлыки: зарубежная литература, подростки, серия


2022-11-09 09:23



Цецилия Моисеевна – главная героиня книги – бывшая солистка оперного театра. Выход на пенсию стал для нее серьезным испытанием. А вскоре она овдовела… Казалось бы, жизнь немилосердна к актрисе, которая вот-вот сломается под ударами судьбы. Возможно, с кем-то именно так бы и произошло, но только не с Цилей Моисеевной, потому что «от природы Циля была мудрой женщиной…» И она поняла, что нужно брать себя в руки (помните, и Ильф с Петровым утверждали, что «дело помощи утопающим – дело рук самих утопающих»?)
Бывшая оперная прима попыталась (и успешно) по-другому взглянуть на повседневную обыденную жизнь, принять то, мимо чего она много лет проходила в силу своего звездного статуса.
Во-первых, Циля иначе стала относиться к детям. Если раньше они только раздражали Цецилию Моисеевну, то сейчас ей стало интересно наблюдать за ребятней, их играми во дворе; дети дали нашей героине необходимые положительные эмоции. А еще она поняла, что именно у детей порой нужно учиться решению проблем.
Следующим этапом новой жизни бывшей оперной примадонны стало то, что «для запуска «оздоровительной программы» Циля решила немного снизить градус былых амбиций и «пойти в народ». И правильно сделала. Первой заговорила с соседкой – нашла новых друзей, и постепенно образовавшаяся в душе после смерти мужа пустота заполнилась.  
«Оказывается, быть нужной весьма неплохо успокаивает нервы», - поняла однажды Циля Моисеевна.
Язык у нее, кстати, весьма колоритный, различного рода выражений она знает очень много. И чувства юмора нашей героине не занимать. Читаешь произведение – и невольно улыбаешься.
Книга Елены Роговой – это манифест житейского бытия, житейской мудрости и радости.
Цецилия Моисеевна, например, утверждает, что «не бывает "смысла жизни"». Вернее, не бывает такого глобального понятия, потому что для каждого человека оно индивидуально, каждый наполняет свою жизнь своим смыслом. Хочешь учиться – учись! Хочешь сделать карьеру? Так попытайся!
«Большой бонжур от Цецилии» - роман необыкновенно позитивный, роман – антидепрессант. В нем – множество забавных историй с хорошим финалом; он призывает: «Ходите друг к другу в гости, пейте чай и делитесь проблемами!»
Своим оптимистичным, доброжелательным потенциалом произведение выделяется на фоне современной литературы; к сожалению, подобного рода книг сейчас немного. Поэтому – приятного всем чтения!
 
Светлана Титова

Ярлыки: приятное чтение, современная проза


2022-11-09 08:00



Леность есть дурной учитель. 
Екатерина II
 
Яблочко от яблоньки упало недалеко. Дочь известного череповецкого фантаста Евгения Шалашова закончила литинститут и подалась в настоящие профи. Первая же ее «взрослая» книга была напечатана издательством АСТ, редакцией Елены Шубиной, что является уже знаком качества.
Что ж, впечатление неоднозначное, признаю сразу. Самонадеянно считаю, что я поняла авторский посыл. Книга эта о вечном одиночестве юности, о непонимании, о том, что все взрослые идиоты и только молодым ведом смысл этой поганой жизни. Плюс кипение гормонов, плюс дистанционное обучение, плюс пугающий карантин.
Книга полифонична. Она дробится на главы разной длины, повествование от первого лица с каждой главкой, с каждым персонажем. Кто они? Ученики простой московской школы, их родители, их учителя.
Мне кажется, такой прием хорошо работает, когда надо показать разобщенное, разъединенное общество. Плюс строгий карантин весны 2020 года. Все боятся выйти, соприкоснуться. А оттого общение окончательно переходит в зону онлайн.
Образы подростков удались автору, безусловно. Она вообще владеет словом прекрасно. Это пугающее взросление, усиленное строгостями, ощущение, что ты попал в чёрную абсурдистскую комедию, нагнетает и так обычный для подростков страх перед будущим. И все эти первые любови, переместившиеся в переписку, и эти родители, залипающие каждый в своем гаджете. 
Есть одно осторожное «но» и исключительно личное мнение: именно в силу молодости автора, образы старшего поколения учителей не вышли достоверными. Начиная с якобы неумения владеть современной техникой. Преподаватели настолько давно работают с компьютерами, что с зумом справляются, будьте спокойны. Бывают исключения, но они редки. И реакции училки, опытной, битой немалым педстажем, на подколы взрослых детей очень странные. Рыдать перед кучкой наглых лоботрясов и задавать им риторические вопросы? Или это литературный прием, демонстрирующий нам человеческое лицо педагога? Хотя, как знать, возможно, Александра Евгеньевна сталкивалась именно с такими. 
В таком случае и отношение к пандемийным ограничениям я смело причисляю к ее личному опыту. Мне, читателю, было любопытно узнать, что молодежь реально была перепугана.
Выскажу еще одно предположение. Возможно, образы старшеклассников получились такими, мягко говоря, малоприятными, именно в силу ситуации.
Нет ничего криминального, но мне стало грустно. Как-то уж совсем тоскливо и безнадежно смотрят они вперед, в гипотетическое будущее. Понятно, что это не срез, а всего лишь маленькая выборка. Россия велика, разброс уровней жизни, мировоззрений и прочего такого широк до безобразия.
Но ведь читатель, воодушевленный хвалебными словами на обложке и гордостью за писательницу-землячку, ожидает охватить одним махом современную юную поросль, ту, что придет/пришла на смену предыдущим поколениям. И что?
А они ставят галочку на «выключить мое видео». И выходят из чата.
 
Светлана Маркевич

Ярлыки: краеведение, молодежь, современная проза


2022-11-09 06:00



Скажу сразу: я не поклонница мистической литературы. Читаю её крайне редко. Но иногда, как и многим из нас, хочется уйти из реальности. Кто-то читает фантастику, кто-то любовные романы или сказки, а мне вот в руки попалась эта небольшая книжица, и я имела неосторожность проявить к ней интерес. Вернее, если быть точной, всё было не совсем так. Я заинтересовалась авторами, которые мне были незнакомы. Начала читать их книгу «Тишина старого кладбища» и… ничего не поняла. То есть  не поняла не сам сюжет книги, а откуда взялись друзья-приятели, расследующие довольно страшные события. Герои романа действуют так, как будто мы об этих персонажах давно всё знаем. И я поняла, что читать серию книг Тимошенко и Обуховой надо с самой первой книги. А называется она «Тайна заброшенной деревни».
Скажу ещё несколько слов об авторах. Две молодые девушки – Наталья Тимошенко и Лена Обухова – современные российские писательницы. Познакомились в интернете совсем недавно, в 2013 году, но за эти годы совместными усилиями сумели написать и издать десятки книг преимущественно в жанре мистического детектива. Книга, которую я представляю, входит в цикл «Секретное досье. Мистические романы».
Так о чём же роман? Стихийно собранная команда исследователей паранормальных  явлений  из 5 человек отправляется в Хакасию, в глухую тайгу, чтобы найти необычного целителя, узнать о его методах лечения. Компания довольно странная для таких экспедиций: бывший космонавт, врач, химик, компьютерщик и знаток оккультных наук и древних символов. Причём, люди совершенно незнакомые до этой поездки. И движет ими не только любопытство. У каждого из них свои цели. Вот только какие? Во время поиска целителя команда попадает в странную заброшенную деревню и сталкивается с событиями, совершенно необъяснимыми с точки зрения реальной жизни. В деревне то есть местные жители, то все они вдруг неизвестно куда исчезают. То деревня выглядит хоть и бедной, но жилой, то стареет сразу на полвека. И птицы тут не поют… И животных нет… А по ночам… Но не буду вам пересказывать сюжет. Жутковатые картинки «увидите» сами.
А целитель, спросите вы? Да, будет и целитель. Но рассказ о нём как-то отойдёт на второй план. Да и не удивительно. Хотя деревенские события будут с ним непосредственно связаны.
Подводя итог своей рекомендации, должна заметить, что «Тайна заброшенной деревни», на мой взгляд, не является таким уж «шедевральным» произведением. Мы читали книги и покруче. Но, несомненно, если вы начнёте её читать, то дочитаете до конца и пару вечеров проведёте с героями-исследователями необычных явлений. Будете ли вы читать продолжение серии, конечно, зависит только от вас, но умницы-писательницы придумали хитрый ход. Последняя глава книги «Эпилог» вас уже вводит в новую историю. И зацепочка такая, что хочется тут же взять следующую книгу и читать продолжение. Я именно так и сделала. Уже дочитываю вторую. А вы?
 
Валерия Базлова

Ярлыки: мистика, роман, российская проза, современная проза


2022-10-26 13:00



«Я предвижу восстановление мощной России, еще более сильной и могучей. На костях мучеников, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая – по старому образцу, крепкая своей верой во Христа Бога и Святую Троицу...»
(Святой Иоанн Кронштадтский)
 
Перед нами второе издание истории Парфёновского Богородицкого монастыря, основанного и вновь возрождающегося на территории современного Череповецкого района. Первое издание вышло в 2011 году и состояло из двух отдельных частей («История обители до 1917 года. Ее архитектурный ансамбль» и «История обители в советские и постсоветские годы»). С момента его выхода минуло десятилетие, произошли многие события, ознаменовавшие важные изменения. 15 февраля 2019 года указом епископа Череповецкого и Белозерского в селе Парфеново было учреждено архиерейское подворье. 13 июля 2021 года в храме в честь иконы Божией Матери “Нечаянная радость” впервые (после 1922 года) состоялась архиерейская литургия. А 17 сентября 2021 года епископ Череповецкий и Белозерский Игнатий, совершив в Парфенове очередную Божественную литургию, посадил привезенный сестрами исторического Леушинского подворья Санкт-Петербурга молодой дубок – «потомок дуба, посаженного в Иоанновском монастыре святым праведным Иоанном Кронштадтским». И это, конечно, не просто так. С именем “всероссийского молитвенника” Иоанна Кронштадтского история Парфёновского монастыря связана неразрывно: в начале ХХ века святой праведник освятил здесь монастырский храм, благодаря чему «Парфеновская община получила всероссийскую известность». 
Итак, в новом издании автор уже констатирует как свершившийся факт то, на что в 2011 году лишь выражал надежду: в монастыре, «как встарь, возносятся иноческие молитвы и раздаются умилительные песнопения». Произошедшие изменения отразились на содержании нового издания книги, существенно переработанной и дополненной.
Написанная строгим языком, излагающим только факты, книга Михаила Мальцева погружает читателя в прошедшие события дореволюционной, советской и современной России и словно оживляет их участников, подтверждая истину: у Бога все живы. Вновь устроительница Парфеновского монастыря Евдокия Николаевна Силантьева-Поливанова, пережив неудачное замужество и свалившиеся вследствие этого на нее беды и неприятности, задумывается о вечном и решает удалиться от мира. Вновь матушка Таисия (Солопова), игумения Леушинского монастыря, ходатайствует за создаваемую Парфеновскую обитель перед духовным и светским начальством. Святой праведный Иоанн Кронштадтский освящает храм. Подвижнический труд первой настоятельницы игумении Руфины (Сосниной) служит процветанию обители. Мученическая судьба последней игумении монастыря Рафаилы (Рогозиной) заставляет вспомнить еще раз слова Иоанна Кронштадтского, вынесенные в эпиграф. А вот уже и протоиерей Георгий Трубицын вновь служит водосвятный молебен в Парфенове. И люди идут крестным ходом в Парфеновский монастырь, как шли 17 сентября 2011 года...
В своей книге автор дает поразительно полный объем сведений, начиная со стародавней истории сельца Парфёново, пожалования его помещику Поливанову и заканчивая событиями последних лет. За всем описанием истории обители ощущается кропотливый и серьезный труд исследователя, я даже не побоюсь сказать, духовного соучастника, «алчущего и жаждущего правды». Поэтому мы не найдем в книге непроверенных утверждений или построения версий, могущих вызвать сомнение. Подбор иллюстративного материала осуществлен очень тщательно и с любовью к предмету изучения. 
Сохранение светлой памяти о людях, вставших на христианский путь – путь покаяния и исправления, безусловно, важно для автора. Заботясь об увековечивании памяти, он приводит «Биографические справки», касающиеся парфеновских насельниц и священнослужителей. Эти биографические справки (наряду с «Летописью Парфеновского монастыря») становятся существенным и полезным дополнением нового издания, позволяющим в краткой форме получить важную информацию. 
Обратившись к книге краеведа Михаила Геннадьевича Мальцева, мы пройдем весь путь, который выпал монастырю, и увидим в описании автора: устроение обители в начале ХХ века, закрытие ее в эпоху гонений на веру, жизнь монахинь в рассеянии и современное возрождение. 
Издание можно рекомендовать всем тем, кто интересуется историей родного края, и, конечно, тем, кто планирует совершить в Парфеново паломничество или туристическую поездку.
 
Дмитрий Кочетков

Ярлыки: историческая литература, краеведение, православная литература


2022-10-26 11:00



Две новые повести Марии Метлицкой в одном сборнике: «Я тебя отпускаю» и «Девять дней в октябре». Как всегда, о нашей жизни, о женских судьбах. Сразу скажу – грустные. Я, купившись на рисунок на обложке, ожидала красивый рассказ о любви в Венеции, а оказалось… Но что оказалось, расскажу позднее. Опрометчиво я взяла книгу для «лёгкого чтения» в отпуск и, увы! ошиблась. Над второй повестью даже поплакала. Так что оптимизма вам новый сборник любимой писательницы не прибавит, но это не значит, что надо отложить его в сторону. Просто автор, которому я бесконечно доверяю, абсолютно правдив, и истории, рассказанные ей, это истории о нашей с вами жизни. А она, к сожалению, не всегда бывает счастливой и благополучной.
Итак, первая повесть Метлицкой «Я тебя отпускаю». Дело действительно происходит в Венеции (обложка меня не обманула). В городе, куда приезжают влюблённые со всего мира. Где делают предложения, проводят свадьбы и медовые месяцы с фотосессиями на фоне каналов, мостов и знаменитых площадей и соборов. Наша героиня повести Ника тоже давно мечтала о таком путешествии с любимым человеком. В счастливом ожидании она летит в Венецию с Ильёй,  роман с которым длится уже восемь лет. Но… как говорят сегодня, «что-то пошло не так», и романтическая поездка оказалась финалом длинного романа. Как всегда, автор вместе с героиней повести предложит нам поразмышлять о непредсказуемости любви и о том, что привело к окончанию отношений. 
Героиня второй повести книги «Девять дней в октябре» деловая и энергичная москвичка Рина , пережившая в подростковом периоде серьёзную трагедию – уход из семьи любимого отца. Отца, которого она так и не простила. Не захотела понять, насколько они с женой разные люди и то, что развод иногда позволяет начать новую жизнь с человеком, который тебе близок и понятен. Так и остался бы в Рине на всю жизнь этот юношеский максимализм и обида на отца, который по её понятиям бросил свою дочку, если бы не его смерть и знакомство Рины на похоронах со второй его женой Валентиной. Те девять дней, которые женщина проводит  после похорон в доме, где последние десятилетия жил её отец с Валентиной, заставили Рину многое понять. И простить. И сожалеть о том, что она с ним так долго не общалась. Смысл повести понятен. Не особенно морализируя,  Мария Метлицкая снова нам напоминает, что есть вещи, которые надо сделать пока не поздно. Повесть написана удивительно трогательно. Есть моменты, где трудно удержаться от слёз. Хочется особенно отметить удивительную манеру рассказывания своих историй автором: спокойное повествование, прекрасный язык, очень интересные и талантливые описания как венецианских зарисовок, так и природы средней полосы России, деревенских пейзажей. 
 
Валерия Базлова

Ярлыки: российская проза, современная проза


2022-10-26 10:30



«Там русский дух... там Русью пахнет!»
(А.С. Пушкин)
 
 
Помните песню «Как упоительны в России вечера»? Что там перечисляется?
Любовь, шампанское, закаты, переулки...
Балы, красавицы, лакеи, юнкера...
И вальсы Шуберта, и хруст французской булки...
Весь текст, конечно, не привожу. Но обратили внимание, что, кроме любви к местным красавицам да закатов с переулками, всё остальное заимствованное? Даже булка – французская! Если отбросить эти заимствования, что же останется? Что же было в допетровской России? Об этом и расскажут книги из серии «История. География. Этнография» (издательство «Ломоносовъ»). В данном случае я имею в виду три книги: «Быт домонгольской Руси», «Русский быт XIII-XV веков», «Русский быт накануне Петровских реформ».
Возвращаюсь к хлебу, который был основной едой для русских. И тут можно удивиться его разнообразию в допетровское время. Для XVII века трудно даже представить полный перечень выпекаемых хлебных изделий. Хлеб был гладкий и «изразчатый». Калачи, караваи, ковриги, папошники, басманы, колабы, сайки... Калачи – тертые, коврищатые, крупитчатые. Калачи «братские» и «смесные». Каравай «битой», «яцкий» и «брацкий», с сыром и с сахаром. И если уж хлеб – всему голова, то пироги – душа русского народа. Пироги долгие и косые, «караси» и «копытцами». По любому случаю и с любой начинкой. К щам из свежей капусты – пирог с гречневой кашей, к кислым щам – пирог с соленой рыбой, к лапше – пирог с мясом, к ухе – пирог с морковью...
Зачем я так долго останавливаюсь на этом? Не только потому, что люблю русские пироги. Просто если даже по теме хлебобулочных изделий мы о многом не помним или не знаем, то что же тут говорить об остальном! Как наши предки одевались? В каких домах жили? Какими деньгами расплачивались? На эти и подобные вопросы ответят представленные книги. Более того, они помогут отследить те изменения, которые со временем происходили. Когда ко ржи, пшенице, ячменю и просу добавилась гречиха? Когда в окнах состоятельных домовладельцев появились стекла, а на столах – фаянсовая посуда и вилки? И так далее.
Все представленные книги написал не один автор. Это сборники, разделы которых принадлежат перу крупных специалистов, среди них доктора исторических наук Артемий Владимирович Арциховский (1902-1978), Николай Николаевич Воронин (1904-1976), Анатолий Дмитриевич Горский (1923-1988), Борис Александрович Колчин (1914-1984), Владимир Васильевич Мавродин (1908-1987), Михаил Григорьевич Рабинович (1916-2000), Борис Александрович Романов (1889-1957), Валентин Лаврентьевич Янин (1929-2020); академик РАН (АН СССР) Борис Александрович Рыбаков (1908-2001).
Относясь с уважением к внушительному ряду ученых и радуясь богатому содержанию книг, можно выразить сожаление лишь об одном. Мало новых изысканий людей российской науки XXI века. То ли людей таких стало меньше, то ли изысканий, то ли популярно изложенных материалов. Не знаю. Хотя представленные сборники, конечно, смело можно использовать и для учебных целей, и для расширения кругозора.
 
Дмитрий Кочетков

Ярлыки: историческая литература, отраслевая литература, серия, этнография


2022-10-26 10:00



Преступление нуждается лишь в предлоге.  
Аристотель
Мне всегда интересно чтиво, где люди пишут от лица противоположного пола. Когда автор-женщина делает своими главными героями мужчин и наоборот.
Вот любопытный пример. Ретродетектив, время действия почти сразу после Второй мировой, Нью-Йорк, частные сыщики. Стоп! Сыщицы!
Более того, повествование ведется от первого лица. Как будто бы запись воспоминаний частной сыщицы о том, как она встретилась со своим будущим начальством, как прошло первое дело… Потом, вроде как спохватившись, она скуповато рассказывает о себе. Как сбежала от отца-алкоголика, прибилась к кочующей цирковой группе, как за пять лет научилась всему. И ножи метать, и замки проволокой вскрывать, и по канату ходить, и исчезать на глазах у изумленной публики.
Ловкие руки и быстрый ум помогли мисс Паркер в новой профессии как никогда.
И знаете, несмотря на то, что автор книги мужчина, героини получились отличные. Да, нестандартные. Не секс-бомбы, но и не мужиковатые тетки с холодным аналитическим умом.
Не буду вдаваться в подробности, почитайте сами. Думаю, узнаете много любопытного о неженской работе умных и сильных женщин. Сильных духом, сильных нестандартным мышлением, сильных знанием человеческой природы и человеческих же слабостей.
Персонажей в этом детективе огромное количество. И они тоже не самые типичные граждане Нью-Йорка. Медиум, вхожая в лучшие дома и знающая все на свете, наследники погибшей богатой леди, профессорша антропологии, полицейские и магнаты, официанты и боксеры, и многие, многие другие.
Читатель видит события глазами Уилл Паркер. И знает столько же. А новые и новые обстоятельства частного расследования все всплывают и всплывают.
Это как кочан капусты – ты снимаешь слой за слоем загадки, а они все не кончаются, и истина все еще прячется в глубине.
Даже на предпоследней странице, когда, казалось бы, все стало кристально ясным, еще не финиш, о нет! Один абзац – и снова здорово!
Далеко не каждый автор может так закрутить сюжет, а потом не оставить ни одной неприбранной ниточки.
Меня зацепила еще и атмосфера. Некая особая, экзотическая для нас, атмосфера Нью-Йорка пятидесятых, самые разные люди из всех социальных слоев, смешанные, как коктейль.
Пить не взбалтывая!
 
Светлана Маркевич
 

Ярлыки: зарубежная литература, детектив


2022-10-18 12:00



Поймали мы змею, и не одну змею.
Зиновьев! Каменев! На первую скамью!
Вам первым честь – припасть губами к смертной чаше!
Нет больше веры вам. Для нас уж вы мертвы.
(Демьян Бедный)
 
События 1937 года трактуются кем-то как гибель лучших людей страны от рук кровавых палачей, а кем-то – как спасение от «пятой колонны». Крайностей в оценках иногда трудно избежать, но еще труднее согласиться с тем, что лучше вовсе не вникать в сложную картину этих исторических событий. Действительно, легче всего смотреть на ситуацию упрощенно и признавать виновным за всё лишь одного человека (в данном случае – Сталина). Но такое отношение означает отказ от какого-либо стремления осмыслить исторические причины и последствия репрессий. 
И здесь самое время объяснить, почему же я представил в блоге эту книгу. Дело не в том, что я полностью разделяю или, наоборот, совсем не разделяю предложенную автором версию, которая, кстати, высказывалась ранее другими историками-архивистами. А дело в том, что период политических репрессий ХХ века в истории нашего многострадального Отечества воистину оброс мифологическими представлениями. И Юрий Емельянов попытался нарисовать историческую картину во всем ее противоречии.
Итак, обратимся к книге Юрия Емельянова, вышедшей в серии «Советская история» (издательство «Вече»).
Не входя в подробности, можно назвать следующие принципиальные моменты в версии Юрия Емельянова. Главными инициаторами массовых репрессий 1937 года были первые секретари обкомов и республик, не заинтересованные в конституционных реформах и альтернативных выборах. Приказ наркома Н.И. Ежова от 30 июля 1937 года «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов» возобновлял (по сути своей) Гражданскую войну, поскольку именно категориями этой войны только и мыслили как в НКВД, так и местные партийные руководители. Наконец, массовости этому трагическому процессу добавило то обстоятельство, что проведение жестоких репрессий отвечало господствующим настроениям в обществе.
Таким образом, назначив вождя народов единственной причиной этой трагедии, люди склонны игнорировать такие явления, как устранение с помощью НКВД конкурентов, чекистская «самодеятельность», межгрупповая партийная борьба, человеческая подлость... 
Возможно, существующая критика взглядов Юрия Емельянова и объясняется тем, что из его книги следует: виноватых-то – много, нельзя свалить всё на одного, а также тем, что напрашивается нелицеприятная мысль: люди, с моральной точки зрения, устроены далеко не идеально. Рассуждения же автора о Сталине по принципу «да, культ личности был, но была и личность» – это, по-моему, только зацепка для критики.
Теперь немного о содержании книги в целом.
Репрессии 1937 года автор поставил в более широкий исторический контекст, видя первопричины их в событиях, развивавшихся в предыдущие годы советской истории, и даже находя их истоки как в первые годы установления советской власти, так и еще раньше – до революции 1917 года. Автор подробно охарактеризовал фигуру Сталина и разобрал поименно тех, кто относился к партийной оппозиции. Подробно также разобран вопрос о социальном составе компартии, уровне образования ее членов. Не обойдены вниманием факты злоупотребления властным положением, разложения и беззакония тех, кто занял руководящие посты. Конечно, освещены темы убийства Кирова и новой Конституции СССР 1936 года как спусковых крючков для последовавших репрессий. Дана трактовка «заговора Тухачевского». И, естественно, представлена вся так называемая «ежовщина» от начала и до конца.
Соглашаться с выводами автора или нет, это дело читателя. Так или иначе, но есть хорошая возможность получить достаточно полный объем полезной информации. Более того, развернутые цитаты из выступлений партийных деятелей и рассмотрение марксистко-ленинской теории как инструмента, которым пользовались советские руководители, погрузят читателя в атмосферу тех лет.
Не скрою, что перед нами переиздание. Этому свидетельствует предисловие, в котором указывается, что после событий 1937 года прошло 75 лет. (Получается 2012 год.) Но неотредактированное заново предисловие – небольшой минус. 
«Преодоление власти мифов над общественным сознанием возможно лишь с помощью глубокого и всестороннего знакомства с советской историей», – пишет автор в заключении. Нельзя с ним не согласиться. Его книга – одна из возможностей такого преодоления. Однако, знакомясь с этой книгой, не стоит также забывать (как, впрочем, и в любом другом случае), что авторская позиция формируется на основе определенных убеждений, предпочтений и оценок и будет всегда субъективна в той или иной мере.
 
Дмитрий Кочетков
 

Ярлыки: XX век, историческая литература, отраслевая литература


2022-10-18 11:00



Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, все тонет в фарисействе.
Жизнь прожить – не поле перейти.
(Борис Пастернак)
 
Трехчастный роман-воспоминание «Перекати-мое-поле» – автобиографический. Главный герой, от имени которого ведется повествование в романе, как и сам Борис Федорович Споров в свое время, был арестован по политической 58-й статье. И следует недоумение: «Меня – всю жизнь голодного, всю жизнь молотящего, ничего реально не совершившего, ни на что не покусившегося – ведь я лишь усомнился и высказал свои сомнения вслух: по венгерским событиям, по комсомолу, по правам трудящегося человека; думал в дневниках, излагал думы в стихах и прозе для стенной печати – меня к ответу?» А дальше – лагеря. И уже хочется привычно добавить – сталинские, но это не так. Не сталинские, а лагеря времен хрущевской «оттепели». Отсюда у автора особое мнение: «...лагеря не порождение Сталина, а и лагеря и Сталин – закономерное явление системы...»
Третья часть «Перекати-мое-поле», представляющая собой не столько главы романа в традиционном понимании, сколько заметки «без обобщений», – прямая отсылка к произведениям А. Солженицына и В. Шаламова. В ней, как горькое свидетельство о темной изнанке советского строя, описывается лагерное существование заключенных. В первой же части, перекликающейся с лучшими образцами «деревенской прозы», – послевоенная сельская жизнь; во второй – послевоенная стройка. Перед нами – деревенские мальчишки, рано ставшие взрослыми, бабы, пашущие вместо лошадей, бывшие фронтовики, «воскресшие из мертвых» для новых тягот, зэки, согнанные на строительство Горьковской ГЭС... И у всех – мало повода для радости. Поэтому возникают непростые вопросы. Почему так живут люди? Зачем это надо – работать, вкалывать и не иметь порой даже необходимого? 
В произведении Бориса Спорова дан яркий образ того, как после окончания Великой Отечественной войны перемогал суровую жизнь простой человек. Это стебелек, который, несмотря на кажущуюся слабость, может проломить дорожное покрытие. Вот так и человек, прихлопнутый тяжелыми условиями послевоенной действительности, словно упрямый изуродованный и обугленный одуванчик, упорно лезет наружу, к солнцу. Но беда в том, что его опять могут закатать под асфальт.
Что же спасает? Только вера.
Главный герой романа, ощущающий всё сильнее чувство одиночества, ненужности в этой жизни, описывает свое состояние открытия Бога следующим образом:
«Для меня до очевидности обнажилось, что человек на земле одинок, и от этого одиночества не уйти – не спасут ни родители, ни дети, ни друзья. А для единомыслия не было идеалов, идей. Человек одинок перед собственной жизнью и смертью... И тогда же приходило сознание, что в таком одиночестве существовать человек не может – он должен иметь что-то и еще, иначе бессмысленность, иначе самоубийство... Рушились ложные представления о жизни, рушились взаимоотношения с людьми, рушился дубовый атеизм». 
Автор соединил в своем романе социальные и духовные проблемы. Главный герой не просто ведет речь о своем трудном житье-бытье, он пытается разгадать смысл жизни и смерти, понять, зачем и отчего так устроено человеческое существование.
Б.Ф. Споров – лауреат Патриаршей литературной премии за 2017 г.
 
Дмитрий Кочетков

Ярлыки: XX век, русская литература, современная проза


Ярлыки:
lady fantasyS.T.A.L.K.E.R.TVXX векавантюрный романавторское словоазбука-novelазбука-классикаальтернативная историяАмфора-TRAVELLанабиозанглийский романбиографиябуктрейлервампирывикториныВинтажвоенная темаволшебствовоспоминаниядетективдетидетская литературадиетадневникдраматургияженская прозажестокие игрыЖЗЛзаметкизарубежная литератураиздательство ИНОСТРАНКАинтеллектуальная литератураискусствоисторическая литературакитайская литератураклассикакнига-бестселлеркнигиколдовские мирыконкурскошкикраеведениекрасоталауреат премийлитературоведениеЛитреслюбовьмагиямаркетингмедицинамемуарыменеджментмировая коллекциямистикамифымолодежьМона Лизамузыкамультфильммяу-эстафетанаучная литератураНобелевская премияновеллыновогоднее чтениео животныхо чем говорят женщиныоборотниодиночество простых чиселотраслевая литератураповесть в письмахподросткипоздравленияпокровские воротаполитикапосвяти этот вечер себеправовая литератураправославная литературапремияпривиденияприключенияприятное чтениепро искусствопсихологическая повестьпсихологический романпсихологияпублицистикапутешествияразмышление на темурассказырелигияроманроман в письмахромантическая комедияроссийская прозарусская литературарусский Букерсборниксемейные историисемейный романсемьясердечная наградасериясказкаскандинавская литературасовременная прозасоциологияспорттелевидениетриллерфантастикафильмфинансыфранцузский романфэнтезичтениеэкономикаэкранизацияэнциклопедияэтикетэтногенезэтнографияюморюридическая литератураяпонская литература