Гузель Яхина "Дети мои"
Анна Малышева «Пассажир без багажа»
"Мама тебя любит, а ты ее бесишь!"
Татьяна Георгиева «Русская повседневная культура XVIII века»
Юрий Поляков «Весёлая жизнь, или Секс в СССР»
Елена Коровина "Знаем ли мы свои любимые сказки?"
2020-06-02 12:00



“По свету ходит чудовищное количество лживых домыслов, 
а самое страшное, что половина из них - чистая правда”.
Уинстон Черчилль
 
В Корейской Народно-Демократической Республике (КНДР), самой обособленной, загадочной и обсуждаемой стране в мире, проживает около 26 миллионов человек. В середине XX века политические разногласия раскололи некогда единое государство на две части: южную и северную. Первая стала сторонником капиталистического строя, вторая - коммунистического. Северные корейцы - это трудолюбивая, выносливая, сдержанная нация, ведущая упрядоченное и размеренное существование среди суровых горных ландшафтов. На протяжении более семидесяти лет их политический режим стабилен.  С момента образования в 1948 году власть в стране переходит от отца к сыну. Жизнь простых граждан скрыта от посторонних глаз и потому овеяна большим количеством слухов. 
Данная книга - детище американской жураналистки “Los Angeles Times” Барбары Демик, в начале двухтысячных возглавившей представительство газеты в Сеуле (Южная Корея). По долгу службы женщине приходилось освещать события на всем полуострове. Но приехав в Пхеньян, она сразу поняла, что получить объективную информацию о КНДР находясь там будет сложно - два зорких сопровождающих пресекали любые попытки общения с местным населением. Вернувшись в Сеул Барбара решила сама отыскать тех, кто в конце 90-х по тем или иным причинам покинул свою Родину. На протяжении семи лет она брала интервью у бывших жителей Чходжина - удаленного от образцово-показательной столицы промышленного портового города на северо-востоке страны. Их рассказы и легли в основу этого динамичного, проникновенного, местами шокирующего повествования. Дочь бывшего южнокорейского военнопленного - Ми Ран и ее молодой человек - Чон Сон, ярая сторонница действующего строя - Сон Хи Сок и ее старшая строптивая дочь Ок Хи, честная, прямолинейная Ким Чи Ын и смелый ловкий подросток Ким Хюк. Учительница, инженер, бухгалтер, домработница, врач и беспризорник. У них разные судьбы, но одинаковое прошлое. Тяжелое прошлое угнетенных, доведенных до отчаяния людей. Голод, страх и неопределенность заставили их в свое время перешагнуть запретную черту. Кто-то до сих пор сожалеет о содеянном и мечтает вернуться обратно. Кто-то довольно быстро приспособился к новой реальности. Поскольку у большинства беглецов в КНДР остались друзья и родственники,  имена некоторых опрошенных были  изменены. 
Безусловно, изложенные в книге сведения не претендуют на “истину в последней инстанции”, однако небольшой луч света на некоторые особенности жизни в Северной Кореи все-таки проливают. Книга рассчитана на широкую аудиторию, однако особо впечатлительным читать ее не рекомендуется.
 
Александра Разина

Ярлыки: воспоминания, историческая литература


2020-06-01 09:09



Те, кто читал предыдущие романы-детективы Анны Малышевой «Отравленная жизнь», «Дом у последнего фонаря», «Суфлёр» и прочие с главным действующим лицом художником-реставратором Александрой Корзухиной, думаю, с удовольствием снова встретятся с нашей героиней в новом романе «Клетка для сверчка». Так складываются обстоятельства, что ей (благодаря авторским задумкам) приходится попадать в разные истории, связанные с миром искусства и коллекционирования. Расследовать загадочные и запутанные события и преступления, заниматься то коллекциями старинного серебра, то гобеленами, то ядовитым грибком, уничтожающим живописные полотна. И пути-дороги заводят её в самые разнообразные места. Вместе с ней мы побывали и в старинном французском замке, и в Голландии, в столичных и провинциальных городах и посёлках.
В новом романе Анны Малышевой действие происходит в самой столице и в Подмосковье. Но история, предложенная нам, не менее загадочна. Александре, попавшей в затруднительное материальное положение, предлагают очень большое вознаграждение за, казалось бы, совсем простую работу: поучаствовать в аукционе в качестве помощницы владелицы коллекции, выставляемой на продажу. Не дать возможность снизить цены на представленные экспонаты и снимать с лотов те, на которые цены значительно опускаются. Казалось бы, всё просто. Но почему же за такую простую работу платят такие большие деньги? Этот вопрос задала себе Александра, предполагая, что с коллекцией что-то не так. И оказалась права. Мало того что аукцион провалился, после торгов исчез самый дорогой экспонат коллекции стоимостью 2 миллиона – чётки из оттоманского фатурана. И одной из подозреваемых в хищении стала сама Александра.
Наша героиня, как всегда, попытается самостоятельно распутать эту историю, и её ожидает много неожиданных открытий. Всё, что ей казалось непонятным и загадочным, раскроется к финалу романа. Ну а читателей кроме занимательного сюжета ждёт, как всегда, интересная информация, связанная с предметами коллекционирования. Вместе с нашей героиней они узнают, что коллекционировать, оказывается, могут не только живопись, бронзу, фарфор, золото, серебро, драгоценные камни, но и простой пластик, изготовленный в прошлом веке.  И стоят такие изделия несколько миллионов, как  те самые чётки со свечками, вокруг которых и закрутилась данная история и преступления.
 
Валерия Базлова

Ярлыки: детектив, российская проза


2020-05-22 10:00



Как непредсказуема судьба человека! Главный герой книги Дениса Дроздова, Глеб Звоницкий, подтверждает это утверждение своим ярким примером. В детстве мальчик мечтал стать ветеринаром, но, повзрослев, встретил свою первую любовь, и девушка, которая мечтала быть женой большого начальника и у которой уже был составлен подробный план на жизнь, вынудила его отказаться от этой мечты. Вместо этого Глеб стал делать блестящую карьеру в сфере юриспруденции, стал прокурором, но буквально за несколько дней до нового повышения …умер. Строя карьеру, Глеб многим перешел дорогу, и не всем нравилась его деятельность. Кто-то организовал теракт, жертвой которого он и оказался. Получив множественные травмы, чудом выжив, Глеб почти решил уйти из жизни самостоятельно, но в последний момент передумал. Он продал огромную квартиру в центре города и на эти деньги открыл… ветеринарную клинику. А жена ушла от него после взрыва, так что никто не мешал ему воплотить свою мечту в жизнь…
Как ни странно, клиника стала приносить Глебу хороший доход, он стал очень популярным и востребованным ветеринарным врачом, умеющим найти контакт с любым животным. Только его прошлое в правоохранительных органах все время о себе напоминает. Глебу приходится расследовать какие-то загадки, которые неожиданно сваливаются ему на голову. То заграничная графиня оставляет наследство русскому коту, вокруг которого растет гора трупов, то машина сбивает золотистого ретривера на дороге и надо его срочно спасать...  
С этого ретривера-то все и началось. Крупный московский банкир Караулов, в семье которого и живет спасенный пес, в благодарность за спасение собаки пригласил Глеба Звоницкого погостить в своей усадьбе, заодно и осмотреть лебедей в целях профилактики. Несмотря на окружающую его прекрасную природу и живописное озеро, интуиция ветеринара подсказывает Глебу, что лебеди, плавающие на озере, ведут себя подозрительно. Он  залезает воду, чтобы рассмотреть птиц поближе, проваливается в яму на дне, а когда с трудом из нее выбирается, то вдруг… находит труп девушки, всплывшей со дна озера. Члены семьи банкира считают, что труп принадлежит Каролине, невесте сына банкира, с которой он поссорился полгода назад, хотя девушку сложно узнать после того, как ее тело пролежало в воде столько времени. Но Звоницкий замечает множество нестыковок и начинает свое расследование. Нельзя же, в самом деле, считать раритетное изумрудное колье, найденное с девушкой доказательством ее личности… 
 
Диана Байкова

Ярлыки: детектив, российская проза


2020-05-21 11:00



Довоенная Москва… Джазовые ритмы, литературные салоны, обостренное чувство патриотизма и – одновременно – страх, аресты, доносительство; синтез стремительно набирающей обороты новой жизни и леденящий душу ужас. Но человеку – всегда, при любых внешних обстоятельствах – хочется любить и быть любимым, хочется чувствовать заботу и заботиться о других. Ревность, предательство, благородство – вечные спутники людей.
В книге рассказывается о самых ярких парах довоенной Москвы.
Михаил Кольцов и Мария Остен – во многом разные, в чем-то похожие. Он был азартным, отчаянным, любвеобильным; она – принципиальная, отважная идеалистка.
Михаил и Мария познакомились в Германии в 1932 году. 
Кольцова называли в свое время «журналист номер один». Он писал легко и вдохновенно. И не только писал – Кольцов был разведчиком.
Немка Мария Остен стала его настоящей любовью. И это действительно так, несмотря на то, что их отношения были достаточно сложны: ревность, измены…  И тем не менее, по мнению авторов, «они умерли друг за друга».
Легендарный  Рихард Зорге и Екатерина Максимова. Фантастически обаятельный ловелас и безупречно верная домашняя женщина. Почти вся их совместная жизнь прошла в разлуке. Рихард работал в Японии, и в 1935 году они расстались фактически навсегда, хотя и продолжали переписываться.
Для авантюрного Зорге была неприемлема жизнь среднестатистического обывателя, и то, что он стал разведчиком, вполне предсказуемо.
Тихая русская женщина Катя Максимова стала его женой, образно говоря – взвалила на свои плечи непосильный груз.
Их жизнь была разной, а смерть – похожей.
Рихарда казнили в японской тюрьме, Катя трагически погибла в советской ссылке…
Для не приспособленного к быту Дмитрия Шостаковича мудрая, волевая Нина Варзар стала надежной опорой. Их отношения не были идиллией: супруги однажды даже решились на развод. Но жить порознь не смогли, снова вернулись друг к другу.
Композитор тяжело пережил смерть своей спутницы. И, несмотря на то, что впоследствии он еще дважды женился, именно Варазар была главным человеком в его судьбе.
Михаил Булгаков и Елена Шиловская, Валентина Серова и Константин Симонов, Татьяна Окуневская и Владо Попович…   По-разному складывались их судьбы, счастливые и несчастливые по-своему. Но это были удивительные пары. Легенды…
 
Светлана Титова

Ярлыки: ХХ век, биография, историческая литература, отраслевая литература


2020-05-20 12:00



Лучшие книги говорят тебе то, что ты и сам уже знаешь.

Оруэлл

После нашумевшей истории о коте Бобе издательство затеяло целую серию книг о котиках. Как понимают опытные люди, в серии не все книги равнозначны. Ну и на вкус и цвет, как говорится, товарищей нет. Мне лично больше всех запала в душу именно эта книга. У нее есть еще куча продолжений. Пока не прочла, ничего не скажу.

Начнем с того, что повествование ведется от лица кота. То есть, говоря современным языком, произошла гуманизация. Животное очеловечено во всех смыслах. Алфи не только размышляет и общается с другими котами и кошками. Он чувствует и переживает, боится и надеется, любит и ненавидит, борется и верит в лучшее. Но люди видят то, что видят.

Алфи остается один на один с миром, когда умирает его старая хозяйка. Ее наследники решают отнести кота в приют, и он бежит без раздумий. Дальше по законам жанра следует череда не слишком приятных приключений.

Домашний кот учится жить на улице и не доверять людям. Он знакомится с собратьями, которым повезло больше, и с теми, кому не повезло совсем. И он вовремя получает ценный совет от прожжённой уличной котяры - жить на два дома. Дело происходит в Великобритании, в небольшом городке, где, разумеется, все живут в собственных домишках.

И вот он прибивается к очаровательной девушке. Кормится, ночует иногда. А потом бежит к другому дому, где обитает этакий брутальный мачо, тайно любящий котиков. В результате каждый из этих двоих считает Алфи своим котом.

И вскоре нашего героя осеняет гениальная мысль свести двух своих людей в пару. Ему совершенно не по вкусу ни парень, с которым встречается хозяйка, ни очередная девушка хозяина.

Тут и начинается настоящая мелодрама. Хэппи-энд будет. Хотя переживать придется много. Спойлерить не буду, читайте и получайте удовольствие. Потому что перевод качественный, герои все прописаны замечательно. Есть и тяжелые сцены, и смешные. Все как в жизни, кроме счастливого финала и разумного кота, подрабатывающего купидоном.

Оформление книг серии с умилительными котиками на обложке, привлекает внимание детей и их родителей. Предостерегаю. Это совсем не детская книга. Я посмотрела, есть детские варианты приключений Алфи. Он стал дико популярен в Британии и у нас.

Но именно эта книга не предназначена для детей. Я не запрещаю. Разве что подростки поймут, им будет интересна история приключений не тела, а духа. Алфи переживает за своих людей. Ему кажется, что они не видят, что их новые знакомые совершенно нехороши и не достойны их. Да, представьте себе, кот вмешивается в человеческие дела и отношения. Устраивает каверзы, случайные встречи, неловкие ситуации.

Все хорошо, что хорошо закончилось. Приятно, что есть продолжения. Полюбившиеся герои снова вернут вас в атмосферу налаженного быта, нестрашных мелких неприятностей, любви и доверия. Очень добрая книга.

Рекомендую для поднятия настроения.

 

Светлана Маркевич


Ярлыки: зарубежная литература, кошки


2020-05-19 13:00



«Что делать, если рядом с вами поселился убийца? Не следите за ним. Не злите его. Не ссорьтесь. Но главное – не давайте ему понять, что вы что-то знаете. Что делать, если вы нарушили одно из правил? БЕГИТЕ».
 
Все вы, наверное, помните песенку, которую задорно пела Эдита Пьеха: «В нашем доме поселился замечательный сосед…» И хоть беспокойства он доставлял своим музицированием немало, местное сообщество с явной симпатией отнеслось к весёлому соседу. В жизни бывает и по-другому. Соседи бывают и вредные, и скандальные. И очень подозрительные, как тот, что поселился в доме напротив героини книги Е. Михалковой «Самая хитрая рыба» Анны Сергеевны Бережковой. Ну не понравился он ей сразу! Не понравился – и всё! И тем, что стал устанавливать в коттеджном посёлке свои порядки. И тем, что «почти свою» лису, часто забегающую в посёлок, решил пристрелить. И мальчишку-подростка, случайно поцарапавшего его машину, жестоко избил. А ещё был заподозрен бдительной старушкой в том, что собирается отравить ядовитыми грибами свою жену. Вот уж этому никто верить не хотел. Даже приехавшие по приглашению старушки частные детективы Макар Илюшин и Сергей Бабкин (известные читателям по предыдущим книгам Елены Михалковой) не нашли, за что можно зацепиться. А зря. Потому что вслед за этим преступление всё-таки произошло. Но пострадала не жена подозрительного соседа. Сгорел дом самой Бережковой, на пепелище которого обнаружили труп. Вот тут Илюшин и Бабкин и поняли, что в подозрениях старушки надо разобраться. Чтобы узнать подробности биографии её соседа Антона Мансурова, сыщикам пришлось поехать в маленький захолустный городок Щедровск, где Мансуров воспитывался в детском доме. И в Щедровске они неожиданно для себя раскапывают клубок историй, которые не распутаны за прошедшие пятнадцать лет, а из шкафов начинают выпадать тщательно припрятанные скелеты (и не только в фигуральном, а и в самом прямом смысле слова). Встречаясь с теми, кто помнил 17-летнего Мансурова и его друзей-ровесников, Илюшин и Бабкин узнают о страшных историях, происходящих в Щедровске 15 лет назад. 
Автор книги Елена Михалкова, как всегда, даёт очень точную характеристику героям романа, мотивацию их поступков. Кого-то из них жалко до слёз, чья-то подлость поражает. С не меньшим мастерством описан сам город Щедровск в 90-е годы с разгулявшимся криминалом, разбоями и разборками. Город, в котором  ни родителям, ни педагогам не было дела до детей и подростков. Один из героев книги говорит: «Во всём городе для нас не было места… Взрослые в большинстве своём реагировали на нас единственным образом: делали нам замечания и ругались. Мы всех раздражали просто потому, что были подростками. Никому в голову не приходило посмотреть на нас иначе, чем на источник проблем».
Когда читаешь эту книгу, забываешь, что читаешь детектив. Нет, не потому, что ослабевает интрига расследования. Просто кроме неё в книге ещё много того, на что стоит обратить внимание. Я посоветовала бы книгу «Самая хитрая рыба» прочитать молодёжи и  родителям, которые воспитывают мальчиков. А потом побеседовать с сыновьями о том, что глупости не надо делать даже от скуки, потому что всегда могут найтись манипуляторы, которые даже самых честных и хороших ребят могут втянуть в криминальную грязь.
Вот такой серьёзный детектив у Елены Михалковой. «А как же детективный сюжет? – спросите вы. – И за что хотел Мансуров убить свою жену?» О, это наши сыщики узнали, только полностью размотав клубок событий. Узнаете и вы, если дочитаете книгу до конца. 
 
Валерия Базлова

Ярлыки: детектив, российская проза


2020-03-17 15:00



"Хотите верьте, хотите нет, но возмездие не всегда бывает заслуженным. Иногда преступникам всё сходит с рук. Других же сажают за то, чего они не совершали, но при этом они избегают ответственности за ранее совершенные преступления. Так что в конечном итоге некий баланс всё же существует".
(Цитата из книги "Жена моего мужа")
 
 
Джейн Корри - известная британская журналистка, общественный деятель и литературовед. Три года преподавала литературу в мужской тюрьме строгого режима. Этот опыт вдохновил её на создание дебютного романа "Жена моего мужа", настоящего детектива нового уровня, интригующего уже самим названием. Он сразу занял лидирующие позиции в Великобритании, затем в США и других странах.
Молодой адвокат Лили, выйдя замуж за талантливого художника Эда Макдональда, начинает новую жизнь. На работе у неё тоже изменения: отныне она будет заниматься уголовными делами, и её первый подопечный - Джо Томас, отбывающий срок за убийство.
Параллельно с рассказом о Лили идёт повествование о девочке Карле, итальянке по происхождению, живущей с матерью на одной улице с Лили. Карле 9 лет, она с самого рождения не знала своего отца, зато знает уже некоторые хитрости, как добиться своего.
Лили иногда присматривает за Карлой, пока её мать на работе. Эд пишет портреты Карлы, которые впоследствии принесут ему небывалый успех. Судьба связывает героев невидимыми нитями. Спустя 12 лет, когда Лили и Карла вновь встречаются, то понимают, что им обеим есть что скрывать и стоит раскрыться хотя бы одной из тайн прошлого, последствия будут непредсказуемы. "Любовь слишком хрупка, её ничего не стоит разрушить. Порок более живуч и крепок - и приносит немедленное удовлетворение".
В этом романе до последнего не ясна развязка сюжета, судьбы всех героев перекликаются, у каждого свои секреты и мотивы действий. Как правило,"всё начинается с невинной лжи, которая растёт, множится и, в конце концов, становится такой же гнусной, как её прародительница", что, в итоге, приводит к катастрофе.
В душе, наверное, каждый из нас способен на злодейство. Разница только в возможности...
Лихо закрученный сюжет не даст вам заскучать, это действительно детектив нового уровня, современный и провокационный. Мои отзывы самые что ни на есть положительные, побольше бы таких детективов. Необычных, интригующих, вызывающих немедленное желание дочитать до конца. Рекомендую!
 
Ольга Староверова

Ярлыки: английский роман, детектив, зарубежная литература


2020-03-14 10:02



"Хвост виляет собакой" 
(народная мудрость)
             
Одна из самых непопулярных книг авторов. Во-первых, она самая сложная. Во-вторых, это непосредственное продолжение "Обитаемого острова" и "Жука в муравейнике", без которых понять что-либо не представляется возможным. В-третьих, этот небольшой роман наиболее пессимистичен и горек, что ли? Не то чтобы Стругацкие разочаровались в человечестве. Они никогда не были ни наивными мечтателями, ни проплаченным рупором власти.
Итак, Максим Каммерер здесь уже глубокий старик, оставляющий своим потомкам суховатый "мемуар" о поворотном событии, названном "Откровением". Книга выглядит лоскутной из-за смешения документов, докладных записок, воспоминаний. Но это же и придает ей чуть ли не документальную достоверность, как будто события произошли на самом деле.
Авторы используют проверенный прием с недоговариванием, лакунами в информации, которую читатели вольны домыслить. Чем они и занимаются на протяжении многих лет. Споры и размышления о путях развития человечества, инициированные этой книгой, не смолкают, а иногда вскипают с новой силой в Интернете.
В этом тексте собрались постаревшие герои разных книг Стругацких. Многие читатели воспринимают "Волны..." именно как подведение итогов, завершение оптимистического этапа, уход поколения, которое считало, что в любом конфликте правильным решением является самое доброе. На смену ему придут совсем другие герои. Ну а поскольку эта книга вышла аккурат в 1986 году, сделаны были выводы. Спустя ещё годы, когда мы уже можем подводить свои итоги и сравнивать, могу сказать только одно. Единственное совпадение с реальностью в том, на смену благодушию и вялости (не путать с добротой) пришло жёсткое время и равнодушные люди. 
Для тех, кто полюбил мир Полудня, где понедельник начинается в субботу, где царствует утопия в самом лучшем смысле этого слова, наступило разочарование. Все оказалось не так благостно. Я, кстати, помню свое первое впечатление от книги. Мной владел охотничий азарт. Разгадать все тайны хотелось просто зверски. Столько намёков, странных происшествий, таинственных исчезновений и появлений, просто дух захватывало.  
Не буду срывать все покровы. А вдруг кто-то еще не читал??? Потому что суть, к которой ведут нас авторы, не является банальным раскрытием преступления или открытием неведомой тирьямпампации. Все окажется и проще и сложнее. Как в жизни, когда невозможно принять решение, ибо любое разорвет на части душу.
Завершение трилогии о Максиме Каммерере оказалось ещё большим романом взросления, чем первая книга. А взросление – это очень неуютный процесс, если кто помнит. Холодно, дует и никто не придет и не скажет, что это просто игра. Все взаправду. 
А эпиграфом я вынесла название сатирического фильма об играх мнением толпы. Если вдуматься, то заглавие романа Стругацких несет ту же нагрузку. Оно отчетливо указывает на смену смыслов. Кто кем рулит, вот вопрос! Ветер поднимает волны или волны гасят ветер?
 
Светлана Маркевич

Ярлыки: классика, фантастика


2020-03-12 12:00



"Любовь сильнее смерти и страха смерти. 
Только ею, только любовью держится и движется жизнь".
 И. С. Тургенев
 
Визитная карточка Николаса Спаркса - сенсационный "Дневник памяти".  "Спеши любить" - третье произведение прославленного американца. С первых же страниц читатель вместе с рассказчиком переносится в середину прошлого века, в маленький южный городок Бофор, где живут юные Лэндон Картер и Джейми Салливан. Он - бойкий, обеспеченный, самоуверенный сын известного конгрессмена. Она - набожная, доверчивая, чудаковатая дочь местного священника. У них разные цели, разные интересы, разный круг общения. Но однажды в дело вмешивается "Его Величество Случай". Приближается ежегодный школьный бал, на котором Лэндон, как "Президент класса", должен обязательно присутствовать. Одному пойти нельзя - засмеют, а все знакомые девушки оказываются приглашены...
Знакомый сюжет, правда? Так обычно начинаются романтичные сказки о прелестных Золушках. Только вот не все они, к сожалению, заканчиваются традиционным хэппи-эндом. 
Говорят, что всему свое время. Что оно учит и лечит. Однако в некоторых случаях время не друг, а враг. Невидимый, жестокий, равнодушный, отнимающий надежду и не дающий отсрочки. Враг, неумолимо отсчитывающий месяц за месяцем, неделю за неделей, день за днем, час за часом, минуту за минутой. Увы, не все преграды можно преодолеть, даже если ты смел, молод и богат. Иногда, чтобы успеть осуществить задуманное, приходится спешить, торопя события, обманывая вечность, настолько, насколько это возможно. 
Нет смысла подробно пересказывать содержание всего романа. Я думаю, его суть и так ясна. Но хочется отметить то, с каким достоинством главная героиня приняла сложившиеся обстоятельства. Сколько внутренней силы, спокойной уверенности и доброты излучала эта хрупкая, беззащитная семнадцатилетняя девушка. Воспитанная благочестивым отцом-проповедником в глубокой, нерушимой вере в Бога, Джейми даже в безвыходной ситуации не роптала на судьбу, а продолжала с энтузиазмом помогать окружающим и искренне радоваться за других. 
Если вы любите литературу подобного жанра, уделите один вечер этой необыкновенно трогательной и душещипательной истории любви двух подростков. Истории, что учит нас отделять главное от второстепенного, ценить каждое мгновение и не откладывать жизнь на потом...
P. S. В начале XXI века, с небольшой адаптацией под современность, роман был экранизирован.
 
Александра Разина

Ярлыки: зарубежная литература, любовь, подростки, фильм, экранизация


2020-03-10 12:12



Минуй нас пуще всех печалей
И барский гнев, и барская любовь.
 (А. С. Грибоедов)
 
Имя автора этой книги хорошо известно любителям серии «История. География, Этнография», выпускаемой издательством «Ломоносовъ». До нее вышли в свет «Лейб-компания императрицы Елизаветы Петровны», «Истории русских фрейлин» и «Русские царицы и царевны XVII века», также написанные доктором исторических наук Андреем Демкиным (последняя из названных – в соавторстве с Людмилой Морозовой).
И вот еще одно издание, на этот раз посвященное такому явлению, как опала, в которой могли оказаться представители родов, поднявшиеся «в самые верхи государственной власти». Причины немилости были и политические (проигрыш интриги), и личные (неприязнь). В общем, Петр I, Петр II, Анна Иоанновна или Елизавета Петровна всегда находили причины для немилости. Но давали ли реальные поводы для опалы знатные фамилии?
Лопухины уж были виноваты перед Петром I тем, что жена Евдокия не стала его любимой женой, с которой, кстати, государь развелся. Да и с сыном Алексеем (от Евдокии Лопухиной), как мы помним, у Петра I последовал разрыв.
Опала фамилии Монс-Балк связана опять с любовью и неверностью. Фаворитка Анна Монс изменила Петру I, после чего последовал разрыв с ней...
А вот князь Александр Меншиков, утянувший в опалу за собой все семейство, слишком «противопоставил себя всем иным влиятельным силам». Случилось это уже не при Петре I, а при Петре II. Удивительно, но, оказавшись прежде без царского доверия, при Петре Алексеевиче Александр Меншиков смог оставаться на небывалой высоте.
Долгоруковы и Голицыны не сориентировались в новых реалиях, когда на престол взошла Анна Иоанновна. Они желали продолжать осуществление собственной власти посредством Верховного Тайного Совета. А времена-то изменились... Отсюда вывод: если не хочешь закончить свою чрезмерную власть на плахе (как некоторые представители рода Долгоруковых), поделись этой властью с другим (например, с императрицей, имеющей стремление царствовать не только номинально).
Кроме упомянутых выше фамилий (Лопухины, Монсы-Балки, Меншиковы, Долгоруковы, Голицыны), в книге называются также Бироны и Минихи. Временщик Бирон (после смерти своей благодетельницы Анны Иоанновны он удержался у власти всего три недели) и фельдмаршал Миних, приглашенный еще Петром I, «не понравились» Елизавете Петровне, которая отправила их с семьями в ссылку...
Итак, опальные фамилии перечислены, хронологические рамки тоже определены (от царствования Петра I до правления Екатерины II). Осталось охарактеризовать книгу в целом. Перед нами научно-популярный очерк, излагающий материал кратко, но ёмко. Фактов – много. Возможно, кому-то недостанет занимательности. Но книга идеальна в качестве первой ступени для изучения влиятельных персон и «столкновения интересов» власть имущих в дни бурного восемнадцатого века.
 
Дмитрий Кочетков

Ярлыки: историческая литература, отраслевая литература, серия


2020-03-05 12:08



Одиночество начинается вовсе не с того, что тебя совсем никто не ждет дома. Одиночество начинается тогда, когда у тебя впервые появляется желание, чтобы тебя ждал там кто-то совсем другой…
Новая книга от Януша Леона Вишневского. Книга, которую ждали. Ждали, ещё не зная названия и сюжета. Просто потому, что она написана этим автором. Автором знаменитого романа «Одиночество в Сети» и многих других романов, рассказов и новелл, где главные герои – чувства между мужчинами и женщинами, а главная интрига всегда – любовь. 
Герои его произведений всегда немного «автобиографичны», и их рассуждения о «химии» взаимоотношений между полами – это, несомненно, мысли самого автора.  С самим Я.Л.Вишневским череповчане имели возможность познакомиться  на встрече в Центральной библиотеке в 2013 году и убедиться, что не только его книги, но и сам писатель – интереснейшая личность.
Повторюсь (то, что я писала об авторе  в предыдущих рецензиях на его книги): Вишневский - это один из очень немногих современных мужчин-писателей, которые пишут о любви, о чувствах и отношениях между мужчиной и женщиной. Причём он пытается скрупулёзно  разобраться в биохимии этих чувств. Женщинам читать это любопытно. Поддерживают ли мужчины Вишневского в его «анатомических» опытах – не могу сказать. Я слышала и читала по большей части женские отзывы. Ну а популярность автора говорит сама за себя. Но вот что интересно и замечено не только мною: как правило, мужчины-писатели – даже самые талантливые и маститые – писать о любви не умеют. Нет, они верно описывают события, действия, поступки героев и героинь. Но как только речь заходит о более тонкой сфере, о мотивации, психологии – особенно женской – тут куда-то писательское мастерство исчезает, и в лучшем случае появляются штампы, а в худшем… так и хочется сказать словами  Станиславского: «Не верю!»  Это я всё к тому, что литературные лаборатории господина Вишневского, изучающие чувства героев, вызывают, по меньшей мере, любопытство и интерес. 
Новая его книга «Все мои женщины. Пробуждение» из той же серии. Главный герой книги - немолодой математик. Полгода он провёл в состоянии комы в клинике, а очнувшись, начинает вспоминать свою жизнь. Его сиделка Лоуренция рассказывает ему о том, что всё это время к нему в клинику приходили разные женщины: дочь, бывшие подруги и любовницы. Они пытались с ним общаться, разговаривали, плакали,  много времени проводили в палате у его постели. И наш герой, которого автор называет просто «Он», вспоминает этих женщин, всё, что с ними связано. И как-то по-новому начинает оценивать то, что происходило в его жизни. Размышления главного героя заставляют задуматься о смысле жизни, об ответственности за тех, с кем свела судьба и, конечно, о любви – её начале и окончании.
Одна из читательниц Вишневского так сказала о его произведениях: «Люблю романы Вишневского за рассмотрение отношений с точки зрения медицины, биологии, психологии, физиологии, сексологии и эволюции через рассуждения и беседы главного героя». Да, главному герою пришлось немало испытать и начать свою жизнь заново. А автор, предложивший всё это вместе с ним пережить, как будто задаёт вопрос своим читателя: неужели в жизни с вами должно случиться что-то страшное и непоправимое, чтобы жить не по инерции, а задуматься о её смысле?
 
Валерия Базлова
 
Эту книгу вы можете взять в Центральной городской библиотеке им. В. В. Верещагина или прочитать в ЭБ "ЛитРес": https://www.litres.ru/yanush-vishnevskiy/vse-moi-zhenschiny-probuzhdenie/ 

Ярлыки: зарубежная проза, любовь


2020-03-04 10:00



Муслим Магометович Магомаев - советский, азербайджанский и российский оперный и эстрадный певец (баритон), композитор, народный артист СССР (1973).
Он родился 17 августа 1942 года в Баку в семье театрального художника. Дед артиста по отцу, в честь которого его и назвали, был композитором, чье имя носит Азербайджанская государственная филармония.
Муслим Магомаев-младший обладал яркой внешностью и удивительным баритоном, сводившим с ума множество поклонниц.
Министр культуры СССР Екатерина Фурцева, услышав выступление молодого артиста в 1963 году, сказала: "Наконец-то у нас появился настоящий баритон".
В январе 1964-го Магомаева в числе пятерых стажеров отправили в Италию в знаменитый театр "Ла Скала". Обучение в этой стране "отшлифовало" природный талант и полученное в СССР образование певца. В родной же стране возвращения Магомаева ждали миллионы поклонников. И, вернувшись, он был счастлив петь для них.
Муслима Магомаева любили и народ, и власть. За что?
Вероятно, за то, что не кривил душой, не заигрывал ни перед кем, всегда оставался самим собой, пел с полной отдачей.
Артисту приписывали романы с самыми красивыми женщинами страны. Сам Магомаев как-то признался: "Мужчина должен быть мужчиной. Я и пил, и курил, и девочки у меня были". (Кстати, в своих книгах певец избегает разговоров о женщинах, бывших в его жизни. И это делает ему честь.)
Своеобразная визитная карточка артиста Магомаева - песня "Ты - моя мелодия", которую написали А.Н. Пахмутова и Н.Н. Добронравов. Она появилась в тот период его жизни, когда исполнитель повстречался с артисткой Большого театра Тамарой Ильиничной Синявской. Они познакомились в Баку в 1972 году на декаде русского искусства.   
Синявская стала "мелодией" всей дальнейшей жизни "азербайджанского соловья".
"Стань моей Вселенною"... - умолял певец. И признавался: "Я - твой преданный Орфей"...
Вселенною они стали друг для друга, поженившись в 1974 году. Конечно, людям творческим, импульсивным трудно избежать порою ссор, разногласий, и у звездной пары бывало всякое. Но искренняя любовь всегда оказывалась сильнее мимолетных недоразумений...
Муслим Магометович оставил сцену в 1998 году. Ушел тихо, без громких заявлений, незаметно. Он считал, что уходить надо вовремя, "пока узнают, пока говорят".
Муслима Магометовича Магомаева не стало 25 октября 2008 года. Он умер на руках у своей супруги...
Автор книги рассказывает о семье Магомаевых, о Тамаре Синявской и многом другом, открывая ряд страниц истории песенного искусства нашей страны советского периода.
 
Светлана Титова

Ярлыки: XX век, биография, искусство


2020-03-02 13:25



"Бороться и искать, найти и не сдаваться"
(Альфред Теннисон "Улисс")
 
Захватывающий приключенческий роман известного советского писателя Вениамина Каверина “Два капитана" - книга на все времена. От  корки до корки пронизанная духом патриотизма и героизма, она выдержала более сотни переизданий, дважды была экранизирована, а образ несгибаемого и неподкупного военного летчика Александра Григорьева стал нравственным ориентиром для нескольких поколений школьников. 
Необычная история начинается с хрупких, местами разрозненных посланий, посредством которых участники арктической экспедиции начала двадцатого века планировали поддерживать связь с Родиной. Но из-за трагической гибели почтальона чрезвычайно важные сообщения  не попали к адресату. Вместо этого, пожелтевшие и размокшие, они нашли приют в  тихом провинциальном городке Энске, где их и отыскал главный герой - отважный романтик и пламенный энтузиаст Александр Григорьев. Долгие годы загадочные письма из прошлого будоражили его воображение. В детстве заменили ему сказки. В отрочестве научили отстаивать свои убеждения и не пасовать перед трудностями. В юности помогли обрести настоящую любовь и верных друзей. Много лет Саша мечтал разгадать тайну исчезновения полярников, но прерывистые, полувыцветшие строчки с трудом поддавались расшифровке, то даря надежду, то снова отнимая. Однако, как известно, что написано пером, того не вырубишь топором. Жизнь щедро подбрасывала молодому человеку подсказки, не позволяя увязнуть в пучине томительной неопределенности, свернуть с намеченного пути и зайти в тупик. Поэтому однажды настал тот день, когда рваные фрагменты выстроились в единую картину, а неприглядная правда была очищена от толстого слоя красивой лжи. 
Долг и честь против низости и трусости. Стойкость и упорство против слабости и безволия. Вера и надежда против сомнения и отчаяния. "Бороться и искать, найти и не сдаваться" - вот основной замысел этого замечательного, ставшего культовым для послевоенной России произведения. Вениамин Каверин призывал нас творить добро и смело идти навстречу своей мечте. Ведь чудеса случаются с теми, кто в них верит, да и героями не рождаются, а становятся.
 
Александра Разина

Ярлыки: ХХ век, классика, приключения


2020-02-27 11:00



«Просите – и получите.
Ищите – и найдёте.
Стучите – и вам откроют».
Евангелие от Матфея 7 глава
 
Автора книги – Марию Метлицкую – не надо представлять читающему сообществу. Это – один из интереснейших и популярных современных авторов, книги которого всегда пользуются спросом в библиотеке. Её читающая аудитория – в первую очередь женщины, потому что, в основном, они и являются главными героинями книг этой писательницы.  Но вот новая книга автора «В тихом городке у моря» выпадает из этой привычной «женской» серии, потому что речь в книге идёт о судьбе мужчины. Да и построена она так, что с первых страниц повествование в ней ведётся от лица главного героя Ивана Громова. Метлицкая расскажет нам о многих страницах его жизни, начиная с детства и заканчивая повествованием о жизни уже зрелого человека, много познавшего, испытавшего, потерявшего. Человека порядочного и несчастливого. Знающего цену любви и предательству. Его судьба описана автором как очень непростой  жизненный путь, настоящее «хождение по мукам». Герою сочувствуешь. Читаешь о злоключениях его жизни, и задаёшь сам себе извечные русские вопросы: «Кто виноват?»  и «Что делать?» И, перефразируя известную фразу, что «богатые тоже плачут»  в гендерное звучание, понимаешь: в определённых жизненных ситуациях и «мужчины тоже плачут».  Прямо скажем, Мария Метлицкая не пожалела горестей, которые свалились на голову её героя: равнодушие родителей, фактически бросивших мальчика, смерть родных и друзей, предательство любимых женщин, разлука с сыном, собственная инвалидность. Автор попытался честно и правдиво рассказать нам, как может себя чувствовать мужчина в той или иной жизненной ситуации и как решает жизненные проблемы.   Мне показались, что Метлицкой удалось описать события и поведение героя достаточно реалистично.    Но, конечно, нельзя забывать, что от лица Ивана Громова писала всё-таки женщина, и представила нам, так сказать, «мир мужчины глазами женщины». Возможно, в мужском пересказе эта история звучала бы несколько по-другому.
Тем не менее, мы имеем именно такую книгу. И, несмотря на то что главный герой в книге мужчина, и речь идёт именно о его судьбе, через повествование проходит целая галерея женских образов: бабушка, мама, вторая супруга отца, сводная сестра, жена, любимые и любовницы, квартирная хозяйка и её маленькая дочь. И место действия будет постоянно меняться. Герой, проходя свои жизненные испытания, будет искать «где оскорблённому есть сердцу уголок», и читатели вместе с ним побывают и в Москве, и в Ленинграде, и в Заполярье, и в посёлках, и в военных городках. Но окончательно обрести душевный покой ему захочется у моря. Что из этого получится, и какие неожиданные подарки преподнесёт ему судьба, узнаете, прочитав роман.
Заканчивается книга оптимистично. Не потому, что автор не хотел нас расстраивать и оставлять мрачное впечатление от произведения. Мудрая Мария Метлицкая хотела нам ещё раз подсказать: если честный и порядочный человек не смиряется с потерями и невзгодами, а ищет своё  место в жизни и счастье, то всё в конце концов встаёт на свои места. Во всяком случае, в это хочется верить.
 
Валерия Базлова

Ярлыки: женская проза, российская проза, современная проза


2020-02-25 15:00



Стояли звери около двери.
В них стреляли, они умирали.
(Авторы)
 
Будем продолжать покушаться на классику. Тем более, что этот роман является продолжением "Обитаемого острова". Я уже говорила, что Стругацкие не писали сериалов, в отличие от множества современных авторов?  Да, не писали. Просто создали с помощью нескольких романов свой мир Полдня. Под привычным словом "продолжение" я подразумеваю книгу, в которой рассказ ведется от первого лица, и лицо это - Максим Каммерер собственной персоной. Ему уже за сорок, он начальник отдела в Комиссии по Контролю. Этот пресловутый Комкон-2, притча во языцех у некоторых граждан общества будущего. Тех, кто вообще знает о существовании такой странной организации. Большинство живет и работает, твердо уверенное в том, что прекрасный мир построен. 
И вот еще одиозная фигура со множеством имен и лиц. Тот, за кем юный Максим гонялся в "Острове", теперь его начальник. Какую он ведет игру, не говоря всей правды о человеке, которого должен найти Каммерер? Учтите, речь идет действительно о далёком и благополучном будущем, о нескольких поколениях, за которые люди перестали бояться и подозревать друг друга. Другое мышление, уверенность в полном дружелюбии всего окружающего мира - такую картину рисуют братья Стругацкие скупыми, сочными мазками.
Максим чувствует себя иногда реликтом прошлого, больным среди здоровых, со своей подозрительностью. Паранойя теперь направлена вовне, а не внутрь человеческого  общества. Другие расы существуют. И люди с ними общаются, исследуют космос, заселяют пустующие планеты и находят иногда следы некой могущественной цивилизации. Большинству не до существования Странников, как их называют исследователи. А те, кто занимается этим вопросом, делятся на пессимистов и оптимистов, тех, кто ждет только плохого от непонятных находок и следов вмешательства исчезнувших Странников, и тех, кто не видит абсолютно ничего страшного в том же самом.
И снова мастерство писателей в выстраивании сюжета просто безупречно. Опять покровы тайн спадают строго постепенно. И читатель, и рассказчик действуют вместе. Что не так с этим Львом Абалкиным, тайну личности которого Каммерер вскрывает, мечась по миру и опрашивая людей? Верить или не верить параноидальным бредням старого Экселенца? Какую угрозу Земле может нести один обычный человек??? А человек ли?
Короче, скучно не будет. Дело ведь не только в напряженном сюжете. Дело в поднимаемых морально-этических вопросах, как любили писать в советских учебниках по литературе. Любимая тема авторов, как мне видится, это тема вмешательства. Во что угодно. В праве ли один человек решать и определять степень опасности, исходящей от кого-то? Как далеко можно зайти в своем понимании добра и как много зла принесено этими самыми добрыми намерениями?! Вмешательство в развитие общества и частную жизнь человека – эти вопросы бывают на весах одновременно. Но не у Стругацких! Прочтите, и вы поймете много нового. Они умели посмотреть на привычное под совершенно другим углом. За множество лет, прошедших со времен первой публикации, роман не потерял своей актуальности ни в чем. Экшн такой плотности, построенный не на беготне с пистолетом, а на разговорах - это еще поискать! Выстрел гремит всего один. В самых последних строчках. На всякий случай промолчу. Но не могу не упомянуть и о жарких дискуссиях, доходящих, говорят, до рукоприкладства, разгоревшихся еще в 70-е в читательской среде. И я считаю эталоном открытого финала окончание именно этой книги. Дальше, как говорится, живите сами, решайте, кто был прав и почему.
 
Светлана Маркевич

Ярлыки: классика, фантастика


2020-02-19 09:12



"...кому вода живая, а кому мертвая".
(Из представленной книги)
 
К новому произведению Ивана Охлобыстина меня заставила обратиться случайно брошенная фраза одной моей далекой знакомой. «А что, – удивилась она, – разве Охлобыстин романы пишет?» 
Пишет!
«И что у него из последнего?»
Оказалось, что из последнего я еще не читал. Надо было срочно спасать свое книголюбивое библиотекарское лицо.
Взяв со стеллажа «Запах фиалки», я тут же стал автором еще одной мимолетной фразы, полной удивления: «Разве это роман?!»
Действительно, как-то мало вяжется название литературного жанра, указывающего на большую эпическую форму, с двухсотпятидесятистраничной книжечкой, имеющей крупный (почти как для детей младшего школьного возраста) шрифт и заметно увеличенный межстрочный интервал. Если уменьшить шрифт и интервалы, то «роман» ужмется до ста страниц, не больше. Это или очень большой рассказ, или повесть (но не самая большая). Надо сказать, что само произведение сильнее согласуется с таким названием, как «сцены из жизни». Помните, например, подзаголовок у Островского «Сцены из московской жизни», данный к пьесе «Не все коту масленица»? А здесь – сцены из жизни героя нашего времени. И эти сцены из жизни – почти готовый сценарий будущего фильма. Впрочем, автор произведения имеет право определять жанр, как ему нравится. «Мертвые души» Гоголя – поэма, «Запах фиалки» Охлобыстина – роман...
Под литературный прицел Охлобыстина попадает продажная журналистика, когда главное – зацепиться, когда есть готовность работать «хоть на Госдеп, хоть на РПЦ, хоть на ИГИЛ, лишь бы не тянули с предоплатой». Но такое поведение может быть свойственно не только журналисту. Поэтому герой произведения Александр Калачев – герой нашего времени, так сказать, независимо от профессиональной принадлежности. Вообще, современного человека зачастую интересуют жареные факты, броские заголовки, рейтинги, а не люди с их переживаниями и чувствами. Увы!
Журналист Калачев перерождается, потому что обстоятельства складываются так, что он вынужден побывать в Сирии, раздираемой войной и террором.
Итак, Сирия. Крым – наш. Тусовка, не понимающая, что вокруг творится. И, конечно, чудесное спасение. Я перечислил основные ингредиенты содержания «Запаха фиалки». Думаю, не все будут согласны с автором в оценках, но это – позиция автора. И автор имеет еще больше прав на ярко выраженную позицию, чем на то или иное определения жанра своего произведения. С этим не поспоришь.
Не могу не написать о личном впечатлении. Его лучше передать в сравнении, взяв произведения Ивана Охлобыстина примерно одинакового объема. Мне кажется, что если кто-то желает познакомиться с оригинальным литературным творчеством Ивана Ивановича, то лучше начать с его сатирических повестей «Нулевой километр» и «Песни созвездия Гончих Псов». Если же кто-то хочет полнее узнать общественную позицию Охлобыстина, то, безусловно, надо открывать «Запах фиалки» и читать.
 
Дмитрий Кочетков

Ярлыки: российская проза, современная проза


2020-02-18 09:33



Мудрость – это ум, настоянный на совести. 
Ф. Искандер
 
Итак, продолжаю замах на классику. Прочла я эту книгу лет в 17, и она поразила меня в самое сердце. Я тут же перечитала отдельно "московскую часть", потом "про Пилата", как два разных произведения. А потом снова все подряд, с еще большим упоением. С тех пор я регулярно перечитываю "Мастера и Маргариту", находя все новые и новые нюансы, упущенные мной. Хотя цитировать могу почти все с любого места. 
Все дело в восприятии. Особенно ярко это видно на таких непростых произведениях. По сю пору в интернете публика с удовольствием устраивает бурные дискуссии. Частенько они отдают просто желанием выделиться. Но я не о том. Я здесь высказываю сугубо свое мнение. Ничуть не разделяю теорию о дьявольском вмешательстве в процесс написания текста. Как и другую - о воспевании зла.
В этой книге можно увидеть просто историю писателя, не принятого властями и завистниками. Внезапная любовь и странноватые приключения. Ну, и текст того романа, что Мастер написал.
Лично я с восторгом приняла и сразу полюбила ту задорную нечисть, в лице кота Бегемота и прощелыги Коровьева, что наводили свои порядки в нэповской Москве. Ведь они же не бесцельно шалили. Они наказывали пороки! Местами весело, местами не понятно. Но фразы вроде: "Сижу, никого не трогаю, примус починяю" – ушли в народ. А это значит, что роман стал культовым. Образный язык Булгакова мне не нужно воспевать. Это вроде как общее место теперь. Учебников не читала, по которым проходят моего любимого автора. Но подозреваю, что точно так же, как и раньше, школьный курс старательно прививает нежелание читать всю эту нудятину. 
Шокирующая информация для школьников. Самая потрясающая фраза, определяющая состояние тяжкого похмелья находится здесь. "Пошевелив пальцами ног, Степа догадался, что лежит в носках, трясущейся рукой провел по бедру, чтобы определить, в брюках он или нет, и не определил".
Итак, нечисть, во главе с самим, не будем произносить это имя, явилась в Москву, для проведения шикарного весеннего бала. И для подведения кое-каких итогов, надо полагать. Не зря же эпиграфом идет строка из "Фауста" с ответом на вопрос, кто это такой у нас с  подозрительными рожками и хвостиком? "Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо". Вот и получается, что эта самая сила помогает двум влюбленным обрести себя.
Вставки о пятом прокураторе Иудее, о сыне божьем и прочих вещах можно считать историческим романом, например. А можете и не считать. Пусть это будет чистый вымысел, как и говорил несчастный Берлиоз поэту Бездомному.
Я лично слышала несколько раз свидетельство очевидцев: годам так к тридцати, когда попустит школа, классика идет на ура. Жизненный опыт и прочитанная макулатура наконец-то позволяют оценить литературу высшей пробы.
 
Светлана Маркевич

Ярлыки: классика, русская литература


2020-02-14 09:35



Серия книг о монахе-детективе британской писательницы Эллис Питерс с самой первой книги завоевала читателей интересными поворотами сюжета, неординарным ходом мысли отца Кадфаэля при разгадывании загадок каждого нового преступления и относительно счастливым завершением возникших ситуаций. «Ярмарка Святого Петра» — четвертая история с участием брата Кадфаэля. На сей раз монах-детектив расследует загадочное убийство купца, приехавшего на ежегодную ярмарку в Шрусбери.
Итак, главный герой серии хроник - монах Кадфаэль. Это, несомненно, очень проницательный человек, хорошо понимающий человеческую природу. В молодости он много путешествовал, был крестоносцем и участвовал в походе на Иерусалим, плавал по морям и принимал участие во многих битвах. Несмотря на столь бурную молодость, брату Кадфаэлю удалось сохранить веру в Бога и хорошее отношение к людям. Основным мотивом в разгадывании запутанных сложных преступлений для него является восстановление справедливости, ведь он считает неправильным, если за преступление пострадает невинный человек.
Так случилось и в этот раз. Богатого купца, который приехал на ежегодную ярмарку в Шрусбери торговать тканями и вином, убили кинжалом при загадочных обстоятельствах. И обвинили в этом молодого человека, который никак не мог этого сделать, по мнению брата Кадфаэля. Странная смерть купца и последующие за ней обстоятельства вызвали некоторые подозрения, что тот хранил какую-то тайну или вещь,  которая кому-то была сильно нужна.  Все его товары и вещи были перевернуты, как будто кто-то что-то искал. Кто-то даже вскрыл его гроб после отпевания. У купца осталась дочь, которая приехала на ярмарку вместе с ним, она-то и обратилась к брату Кадфаэлю за помощью. Дело осложнялось еще и тем, что между городом и аббатством возник конфликт из-за оплаты пошлин за торговлю на ярмарке. Ярмарку проводило аббатство, поэтому и все пошлины поступали в его казну. Но город недавно подвергся осаде, и ему требовались деньги на восстановление.  Аббат же поделиться деньгами не согласился. Горожане решили обратиться к купцам напрямую, чтобы попросить их не платить пошлину аббатству, но из-за неудачного стечения обстоятельств между ними произошла драка, в которой убитый впоследствии купец принимал деятельное участие. Кто же его убил и почему? Может кто-то просто отомстил ему за побои или он все же что-то скрывал? Эту загадку вы разгадаете вместе с братом Кадфаэлем, если прочитаете книгу «Ярмарка Святого Петра».
 
Диана Байкова

Ярлыки: детектив, зарубежная литература, фильм


2020-02-11 19:29



“И пусть это вдохновит вас на подвиг”.  
Цитата из романа
 
Для большинства людей школьные годы - счастливая и безмятежная пора. Впереди много ярких событий, новых знакомств и неизведанных дорог. Кроме того, школа - трамплин во взрослую жизнь, к краю которого каждый из нас подходит с определенным багажом знаний. И вот тут-то на помощь приходит учитель. Он и наставник, и советчик, и друг. Окно в большой мир для подрастающего поколения. 
В США особой популярностью пользуются частные школы. Ведь в них созданы великолепные условия для обучения и всестороннего развития ребенка. Да и студенты самых престижных университетов страны, как правило, выпускники частных школ. Поэтому родители охотно платят за авторские методики, индивидуальный подход, современное оснащение классов, разнообразные курсы и кружки по интересам. Муниципальные же общеобразовательные учреждения с ограниченным бюджетом и стандартными учебными программами в основном посещают дети из семей со скромным достатком. 
"Вверх по лестнице, ведущей вниз" -  это забавные диалоги, искренние письма, непосредственные сочинения, остроумные записки и каверзные советы. А еще это своеобразное "введение в специальность" для будущих педагогов. Основанный на реальных событиях роман американской учительницы Бел Кауфман мгновенно покорил сердца миллионов читателей по всему миру. Изложенная в нем история незамысловата, но актуальна: красивая и целеустремленная выпускница университета устраивается преподавателем английского языка и литературы в государственную школу Нью-Йорка. Там она сразу сталкивается с множеством непредвиденных трудностей: неблагополучный район, мизерное финансирование, скученность, сложный контингент учащихся, бесконечная бумажная волокита, упертость и равнодушие администрации. Но ответственная девушка, несмотря на всю эту неразбериху, изо всех сил старается вдохновить и заинтересовать своих юных подопечных, волею судьбы вынужденных рано повзрослеть. Бросит ли главная героиня начатое? Сможет ли привить ученикам любовь к чтению и вырваться из тисков глупых предрассудков и нелепых стандартов, навязанных действующей системой образования? Об этом вы узнаете из книги Бел Кауфман. 
А вообще,  "Вверх по лестнице, ведущей вниз" можно перечитывать снова и снова. Это легкое, увлекательное и весьма полезное произведение - дань уважения всем учителям, чье терпение, упорство и мастерство достойны самых высоких похвал.
 
Александра Разина

Ярлыки: зарубежная литература, роман


2020-02-10 11:00



«Не только школяры и мелкие клирики, но и высокопоставленные церковники и ученые-богословы разрешали себе веселые рекреации, то есть отдых от благоговейной серьезности».
(М.М. Бахтин)
 
«То я смиренно не подъемлю глаз,
То вместе с бесами пускаюсь в пляс».
(Григор Нарекаци. Книга скорбных песнопений)
 
Серия книг «История. География. Этнография», выпускаемая издательством «Ломоносовъ», весьма разнообразна. Дело не в том, что в ней можно найти книги и о доколумбовых плаваниях в Америку, и о русской литературной усадьбе, и об устройстве инквизиции, и о советской водке, и об институте благородных девиц, и о сексе в мифах и легендах. Хотя это значимо и свидетельствует о длинном списке литературы, вышедшей в рамках популярной серии. Дело в том, что сами книги представляют материал и раскрывают тему по-разному. Есть издания занимательные, читаемые без напряжения и предназначенные больше для досуга, чем пытливого изучения проблемы. Есть переиздаваемые капитальные научные труды (например, Георгия Вернадского). Есть исследования, представляющие уникальный материал, но способные при этом заинтересовать широкую публику. К последней категории я бы и отнес работу доктора исторических наук Владислава Даркевича (1935-2016).
Книга Владислава Даркевича посвящена праздничной жизни Средневековья. Обычно Средние века ассоциируются со временем мрачным, далеким от праздничного веселья. Но люди есть люди. «Даже в самую религиозную из эпох, – пишет автор представленной книги, – когда жизнь воспринималась как чреватая опасностями и несчастьями, насилием и стихийными бедствиями, человек не мог довольствоваться лишь бесплотной любовью к Богу и небесным ликованием».
Музыканты, эквилибристы, акробаты и гимнасты, укротители диких животных, фокусники и кукольники... Кавалькады рыцарей и обезьяны в доспехах, шутовские короли и жулики-наперсточники... Согласитесь, тут хватит больше, чем на одно современное телешоу! Даже удивляет, как они все поместились под одной книжной обложкой.
Но многообразие материала не портит книгу, наоборот, делает ее максимально информативной и полезной.
Главным источником исследования Владислава Даркевича послужили произведения изобразительного искусства, в первую очередь – средневековые книжные иллюстрации, которые наиболее полно раскрывают праздничную жизнь Средневековья. При этом автора интересует «культура развлечений» и в Западной Европе, и в Византии, и в Древней Руси, и в Закавказье. Хронологический охват тоже широк: от IX-XI до XV-XVI столетий. И количество ссылок на литературу очень велико: 936 позиций в примечаниях! Все это говорит о том, что перед нами серьезный труд, хотя и посвященный «смеховой культуре».
Благодаря книге Владислава Даркевича мы во всей полноте узнаем, что «“закованному в латы” Средневековью было в высшей степени свойственно празднично-поэтическое восприятие мира».
Давайте же сравним современное восприятие праздника с тем, как его воспринимали во времена давно минувшие.
 
Дмитрий Кочетков

Ярлыки: историческая литература, отраслевая литература, серия


2020-02-06 15:00



Если доверять только зрению, все остальные чувства слабеют.
Ф.Герберт
 
Итак, новый сборник ЧеширКо, известного на просторах интернета  похождениями своего домового и прочей домашней живности. Но! Во первых, это ЧеширКо и друзья. То есть известный автор тянет паровозиком менее известных, представляя нам, читателям. Хороший прием, кстати. И с новенькими познакомишься, и новичкам счастье, что их заметили, может, отдельного сборника удостоят. Не понравился, так не понравился, делов-то! На вкус и цвет товарищей нет. Это как никогда относится к художественной прозе. Можете пролистать и приступать к следующему. Во-вторых, даже у главного автора рассказы вовсе не о Домовом. 
Получились этакие философские сказки, в меру поучительные, в меру веселые, в меру грустные. Я бы даже назвала некоторые истории притчами, те, в которых  уровень иносказательности превышает обычный сказочный порог.
И тема, объединяющая рассказы разных авторов одна. Люди и Чудовища. Звучит угрожающе, но на самом деле все не так. Понятно, что частенько имеются ввиду чудовища вовсе даже внутренние, психологические. А настоящие, вроде привидений из жуткого леса, сами боятся людей, а то и не верят в их существование.
Рассказ ЧеширКо про вурдалака из леса, который питается эмоциями, тронул сильно. И задел болезненные такие струны. Потому что это чудовище трогательно несет своей болеющей жене сэкономленные крохи страха, которые совсем не вкусные и не питательные. А вот любви и доброты он не нашел. И сетует на то, что люди совсем пропали. А тот заблудившийся гражданин, послуживший донором, только возмущается, что его не посчитали человеком! Как так? А кто же он тогда?! А придя домой, только и делает, что вяло и равнодушно переругивается с женой. Хотя краешек сомнений все-таки показался в пропасти его пустой души. Он задумался хотя бы о том, зачем он так живет.
Начинающие друзья ЧеширКо подхватывают и развивают тему. Шаловливые полтергейсты, грустные привидения, добрые чудовища частенько оказываются человечнее людей. Безусловно, авторы не постулируют известное высказывание, что страшнее человека зверя нет. Просто таким переворотом сюжета можно вызвать как комический эффект, так и просто привлечение внимания.
Написано все достойно, грамотно, с юмором. Читается живенько так. Где-то просто посмеетесь, где-то задумаетесь, что-то перескажете друзьям и знакомым. Если вы совсем не приемлете фантастические допущения в тексте, то эта книга пролетает мимо вас со свистом.
Возрастное ограничение указано 12+. Все так и есть. Героями многих рассказов являются как раз дети. Познание мира, испытание себя, страхи перед неведомым и их преодоление - это самое то для мальчишек и девчонок раннего подросткового возраста. Так что им даже не помешало бы прочесть кое-что из этого сборника. И их родителям тоже. Никакой нецензурной лексики и рек крови. Чудовища чудовищами, а суть-то в вечном противостоянии добра и зла.
 
Светлана Маркевич

Ярлыки: мистика, сборник, фантастика, юмор


2020-02-05 09:19



 
Представленные издания взаимосвязаны, при этом «Прощай, немытая Европа!» тематически порождает и анонсирует «Моду на русское». Поэтому и речь в моем интернет-сообщении пойдет сразу о двух книгах.
Надо сказать, что книги Игоря Прокопенко вызывают разную реакцию читателей. Есть и такие, кто эти книги, как и телепередачи Игоря Прокопенко, на дух не переносит. Но очень многие читают с удовольствием и неослабевающим интересом, о чем свидетельствуют книжные формуляры, сплошь исписанные росписями читателей, бравших книги на дом. И вот недавно в наших фондах появилось небольшое количество новых изданий этого автора. Как всегда, в их основу легли журналистские расследования, ведь Игорь Прокопенко – автор и ведущий таких телепрограмм, как «Военная тайна», «Территория заблуждений», «Самые шокирующие гипотезы», «Страшное дело». Для представленных книг были собраны материалы программ «Военная тайна». Поскольку эту телепередачу я никогда не смотрел, то в выборе книг руководствовался исключительно названиями. Интересно, кто все-таки «немытее», Европа или Россия? И в чем убедит меня автор? Да и в окружающей жизни, к сожалению, я больше сталкивался с модой на иностранное, чем с модой на русское.
Первая книга («Прощай, немытая Европа!») ставит целью показать, «какая она, настоящая Европа». Автор предлагает отказаться от «доморощенных приукрашиваний» и романтизации заграничной жизни. Оказывается, пороки, присущие и нам, россиянам, не менее (может быть, даже более) ярко расцветали на Западе. Русское пьянство, пишет И.С. Прокопенко, вошло на Западе в поговорки («напиться, как русский», эквивалентное нашему «напиться, как свинья»), но вот какие афиши вывешивали некогда на британских пабах: «Простое опьянение – пенс; мертвецкое – два пенса и солома даром». 
В общем-то, нового здесь мало. Когда в каком-то телешоу было сказано, что только в России людям исторически не свойственно опрятно и по месту назначения ходить в туалет, это у меня вызвало неудержимый смех. Вспомнился литературный (а других я и приводить не буду) пример, как фельдфебель Кнопф в романе Ремарка «Черный обелиск», после обязательного обхода питейных заведений, устраивал туалет, где ему вздумается.
Ну а в книге «Прощай, немытая Европа!», кроме указания на «общечеловечность» пороков, пишется также о деградации и западных нравов, и западного образования, и западной науки.
Вторая книга («Мода на русское») обобщает телематериалы, посвященные, с одной стороны, антироссийской пропаганде, с другой стороны, растущей популярности всего русского в мире. Но все-таки получается, что книга весьма разнородна по содержанию. В ней рассказывается, например, о полезной русской кухне и о добром советском кино. И в то же время – о поведении наших за границей в 1990-е. Эта книга продолжает также проблематику, затронутую предыдущей книгой.
Конечно, книги Игоря Прокопенко несколько тенденциозны, а приводимые в них факты не всегда логически подтверждают или опровергают тезис (факты просто следуют друг за другом). Есть и мелкие огрехи, к примеру: «Но давайте посмотрим на свидетельства современников, например на гравюру под названием “Переулок джина”. Она была написана английским художником Уильямом Хогартом еще в 1751 году...». (Вряд ли жителя середины восемнадцатого века можно назвать нашим современником.) Однако у представленных книг есть и несомненное достоинство: они заставляют взглянуть на Запад «без придыхания» и без устоявшихся стереотипов.
 
 
Дмитрий Кочетков

Ярлыки: историческая литература, отраслевая литература, политика, телевидение, TV


2020-02-03 14:00



«Литературные произведения Верещагина, возвращаемые читателю, как и его богатейшее живописное наследие – часть русской национальной культуры. Несомненно, каждая новая книга с текстами Верещагина – очень ценный штрих к портрету и биографии этого удивительного человека».
Д.А. Лосев
 
В Центральную городскую библиотеку им. В.В.Верещагина поступила книга о нашем выдающемся земляке, чьё имя носит главная библиотека Череповца. Редактор-издатель этой книги Дмитрий Лосев, книга вышла в свет в Издательском доме «Коктебель», Феодосия. Интересно, что в качестве иллюстрации на обложке книги использован портрет В.В.Верещагина, написанный в 1980 году художником Виктором Семернёвым. Портрет находится в Николаевском художественном музее, который тоже носит имя В.В.Верещагина и гордится большой коллекцией его картин, переданных музею в 1914 году императором Николаем II.
Сборник состоит из двух частей. В первом и втором разделах вы услышите голос самого Верещагина («Рассказы» и «Мемуарные и путевые заметки»), а в третьем разделе – воспоминания современников о художнике. О Верещагине вспоминают Илья Репин, Михаил Нестеров, Владимир Короленко, Влас Дорошевич, Пётр Сергиенко и сын художника Василий.
В книге собраны забытые и малоизвестные литературные произведения В.В.Верещагина, в которых выдающийся русский живописец предстаёт как талантливый писатель, описывающий свои впечатления от многочисленных путешествий и встреч. Рассказ В.В.Верещагина «В Севастополе» републикуется  впервые по тексту книги, выпущенной в 1900 году. Речь идёт о событиях Крымской войны и обороне Севастополя.  Написан рассказ на основе исторических исследований того времени, документов и воспоминаний участников обороны. Кроме военных событий в рассказ включена трогательная история об умирающей девочке, вероятно, в память о рано умершей дочери художника.
Вы также сможете прочитать совершенно очаровательный в своей загадочности рассказ Верещагина «На курорте – моряк и дама в чёрном», чем-то напомнивший мне рассказы Бунина и Куприна и, казалось бы, совершенно не характерный для В.В.Верещагина.
В сборник вошли публикуемые впервые путевые заметки о Сибири (1883 г.) и США (1901 – 1902 гг.). С Верещагиным вы побываете в Нью-Йорке и Бристоле, в Чикаго, Вашингтоне, на Кубе. Путевые заметки художника отличают наблюдательность, здоровое любопытство и яркий литературный талант:  подробность описания, простой и понятный язык, художественность. Зоркий глаз Василия Васильевича видит много бытовых мелочей, автор подмечает характерные особенности, присущие людям, живущим в разных странах и городах. Подробно пишет  не только о художественных выставках и размышляет об искусстве, а рассказывает о том, что кажется ему интересным. Описание корабля (плавучей гостиницы, как он говорил), на котором он прибыл в Америку,  железные дороги в США, отношение жителей Нью-Йорка к строительству небоскрёбов, жизнь людей самых разных сословий в разных  местах – всё это имеет место в путевых заметках художника. Заметки его так точны и любопытны, что некоторые из них просто хочется цитировать. Вот, например, что он написал о своей встрече с Президентом Америки Теодором Рузвельтом: «Моё впечатление от свидания с президентом республики Соединённых Штатов было то, что это – сильный, одарённый природой человек, интересующийся всем и очень много военным делом. Он говорит ясно, понятно, хорошо оканчивая, если можно так выразиться, отчеканивая каждую фразу; взгляд вдумчивый, упорный; большая наружная экспансивность, речь плавная, обильная и как я уже заметил, очень законченная во всех фразах, никогда не обрывающихся».
Хочется заметить, что литературные произведения Верещагина к современному читателю стали возвращаться лишь четверть века назад. И мы можем гордиться тем, что писателя Верещагина заново открыли читающему миру наши земляки, литературоведы, преподаватели ЧГУ Вячеслав Анатольевич Кошелев и Александр Валентинович Чернов, выпустив в 1990 году в Москве книгу, включающую много литературных текстов Василия Васильевича. Позднее появились новые издания и наконец в 2018 году - сборник под редакцией Дмитрия Лосева, который я и представляю.
В конце сборника вас ждёт ещё очень полезное дополнение: Летопись жизни и творчества Василия Верещагина, составленная научным сотрудником Государственной Третьяковской галереи Светланой Капыриной.
 
Валерия Базлова

Ярлыки: краеведение, сборник


2020-01-29 14:45



"Неизвестность" - семейная сага, охватывающая события столетнего периода.
"Мы путаемся в настоящем, не понимаем его, потому что до сих пор не поняли прошлого", - говорит автор в обращении к читателям. Написанная им книга и является попыткой разобраться в прошлом, чтобы понять настоящее. Писатель старается быть максимально бесстрастным и выбирает в соответствии со своей позицией такие формы повествования, как дневники героев книги, их письма, интервью и даже судебный приговор.
Итак, перед нами дневник крестьянина Николая Тимофеевича Смирнова, 1894 года рождения. Судьба его оказалась во многом типичной для рожденных в конце 19-го столетия: 1-я Мировая война, революции, братоубийственная Гражданская, голод, террор.
Николай Тимофеевич в 1-ю Мировую лишился руки, в Гражданскую несколько раз жизнь его висела на волоске, в голод потерял семью... Ужасное время? Да. Но почему же одна из записей в его дневнике гласит: "И не так я боялся лишиться своих жен, как партбилета". А когда партбилет все-таки остался при нем, Смирнов подчеркнул, что это было для него "самое радостное событие". 
Но недолго был счастлив наш герой: в конечном итоге жернова НКВД безжалостно перемололи его жизнь, застенки этого учреждения стали последним пристанищем персонажа книги.
Дневник Николая Тимофеевича продолжают записи (1936-1941) его сына Владимира Смирнова, которого можно назвать героем своего времени. Кумиры, образцы для подражания Смирнова-младшего - писатель Н.А. Островский и созданный им литературный герой Павел Корчагин. И в этом отношении Владимир - не исключение. Как и многие его сверстники, он безоговорочно верит в идеалы светлого будущего, которое нужно защищать от врагов. И Смирнов-младший мечтает стать летчиком или танкистом. Но служить идет в НКВД, делает это из лучших побуждений: враги бывают не только внешние, но и внутренние.
Владимир Николаевич Смирнов пропал без вести 6 сентября 1941 года. На фронт он пошел добровольцем...
Внук Владимира Николаевича - талантливый художник - ушел в рекламный бизнес. И тоже по велению времени. Правда, жизненные ценности сейчас совершенно иные: золотой телец правит миром. Чем он лучше призрачных идеалов?
Так разобрался ли автор книги с нашим прошлым? Перебросил ли от него мостик в настоящее? Он пришел выводу, что "каждое поколение начинает жить словно заново, получая в наследство то единственное, что у нас постоянно, - череду перемен с непредсказуемым результатом". Каждое поколение и счастливо по-своему, и несчастливо по-своему. Впрочем, не зря же сказано, что "умом Россию не понять"...
 
Светлана Титова

Ярлыки: российская проза, русская литература


Ярлыки:
lady fantasyS.T.A.L.K.E.R.TVXX векавантюрный романавторское словоазбука-novelазбука-классикаальтернативная историяАмфора-TRAVELLанабиозанглийский романбиографиябуктрейлервампирывикториныВинтажвоенная темаволшебствовоспоминаниядетективдетидетская литературадиетадневникдраматургияженская прозажестокие игрыЖЗЛзаметкизарубежная литератураиздательство ИНОСТРАНКАинтеллектуальная литератураискусствоисторическая литературакитайская литератураклассикакнига-бестселлеркнигиколдовские мирыконкурскошкикраеведениекрасоталауреат премийлитературоведениеЛитреслюбовьмагиямаркетингмедицинамемуарыменеджментмировая коллекциямистикамифымолодежьМона Лизамузыкамультфильммяу-эстафетанаучная литератураНобелевская премияновеллыновогоднее чтениео животныхо чем говорят женщиныоборотниодиночество простых чиселотраслевая литератураповесть в письмахподросткипоздравленияпокровские воротаполитикапосвяти этот вечер себеправовая литератураправославная литературапремияпривиденияприключенияприятное чтениепро искусствопсихологическая повестьпсихологический романпсихологияпублицистикапутешествияразмышление на темурассказырелигияроманроман в письмахромантическая комедияроссийская прозарусская литературарусский Букерсборниксемейные историисемейный романсемьясердечная наградасериясказкаскандинавская литературасовременная прозасоциологияспорттелевидениетриллерфантастикафильмфинансыфранцузский романфэнтезичтениеэкономикаэкранизацияэнциклопедияэтикетэтногенезэтнографияюморюридическая литератураяпонская литература