… была война. Гадкая, отвратительная,порочная, осточертевшая сверх всяких пределов, нашпигованная инфекционными болезнями и ублюдочными начальниками… (А. М. Дышев)
Книга А.М. Дышева – об Афганской войне и о любви, несвоевременной, вспыхнувшей наперекор всему.
Афганистан... Это слово для многих стало синонимом к таким понятиям, как смерть, кровь, ад. Там гибли молодые ребята, там уродовались души. За что их «протащили через мясорубку, перекрутили, смяли»? Почему должны оплакивать матери своих погибших во имя так называемого интернационального долга детей?
В романе очень много грубых, натуралистических сцен. А иначе о том, что было в Афганистане, не напишешь. Здесь – «промокшие от крови куртки, рваные штаны, ботинки, тяжелые, сырые ватные тампоны, окровавленные бинты...» Здесь – смерть на каждом шагу, здесь лучше самому подорваться гранатой, чем попасть в плен к душманам. Здесь «страшная почва на обочине дороги – кровь не впитывается, смешалась с пылью, чавкает под ногами, как пашня в весеннюю распутицу».
Образы офицеров политотдела в книге А. М. Дышева, скажем мягко, мало симпатичны. По мнению автора, ордена они зарабатывали «собачьей преданностью». «А настоящую войну, со стрельбой, взрывами, кровавыми бинтами и воплями раненых, тянут ротные и взводные Ваньки да копченая безымянная солдатня».
Война берет в плен человека раз и навсегда, она не отпускает его ни при каких обстоятельствах, даже если удалось вырваться оттуда, потому что война не только убивает, калечит физически, она еще и душу безжалостно терзает, убивает морально. Далеко не все, прошедшие Афган, смогли адаптироваться в мирной жизни.
«Тесно, душно, муторно... Нас война под себя переделала».
Душевные раны так же страшны, как и физические.
Так кому же нужна война? И зачем? Может быть, затем, что, по мнению одного из персонажей произведения, «когда идет война, деньги валяются под ногами...»? Для кого-то валяются, а вот кто-то за это платит жизнью.
Главные герои романа «Война красива и нежна» - офицер Валерий Герасимов и медсестра Гульнора Каримова. Это для них война стала «красивой и нежной», потому что любовь не спрашивает, когда ей приходить, и персонажи книги оказались в ее власти на фоне выстрелов, искалеченных тел и кровавых бинтов.
Кредо Герасимова как офицера заключается в том, чтобы думать «только о том, как сохранить пацанов». Солдаты «должны твердо знать: командир сделает все, чтобы сохранить им жизнь!»
Будут ли счастливы в мирной жизни Валерий и Гуля? Им удалось вырваться из ада. Но... Война убивает морально, война выжигает душу. Не потому ли они «вдруг с пронзительной ясностью поняли: там, впереди, ничего нет»? Но может быть, все-таки есть? Несмотря ни на что. Очень хочется в это верить.
Несчастливых городов в нашей провинции я видел множество... (М.Бару)
Нет ничего, что не преодолевалось бы трудом. (Бруно)
Как великолепен человек, если это человек настоящий! (Менандр)
Книга Михаила Бару – о российской провинции, о том, как она живет, точнее – выживает.
Автор рассказывает об истории маленьких городков, где побывал лично, а – главное – о людях, с которыми ему посчастливилось встретиться.
Если вы решите, например посетить городок Макарьев, то будьте готовы к тому, что «начиная с села Островского, дорога представляет собой ... все что угодно, кроме, собственно, дороги». А если поедете из Весьегонска в Устюжну, то... Еще хуже. До Весьегонска дорога выглядит убитой, а «от Весьегонска до Устюжны она выглядит так, точно над трупом еще и надругались».
И во многих маленьких городках царит запустение, безработица. Молодежь вынуждена уезжать в поисках работы. И все-таки провинция живет.
Краеведческие музеи. Михаил Бару пишет о них весьма подробно, потому что каждый по-своему уникален.
В Тотьме, например, «на десять тысяч жителей пять музеев»; в том числе – музей мореходов.
В музее Устюжны – подлинники Айвазовского, Кустодиева и Верне, и когда смотришь на них, то «тебе хочется немедля выйти и если не переодеться во фрак, то хотя бы вычистить ботинки».
Крохотный городок Васильсурск, который в конце 19 – начале 20 века «стал дачной Меккой для художников и писателей». Именно здесь происходили события, о которых рассказал А.П. Чехов в «Попрыгунье».
И работает в краеведческом музее этого крошечного городка экскурсовод Елена Сергеевна, зарплата которой – четыре тысячи шестьсот рублей. «Иногда она выходит из музея на улицу и уговаривает местную молодежь пойти в музей на экскурсию. Бросьте, говорит, пиво – в музее интереснее. Денег за экскурсию не возьму. Бесплатно расскажу».
А знаете, о чем мечтает директор дома культуры Васильсурска Анна Федоровна? Она «мечтает набрать денег, купить два десятка килограммов краски и покрасить пол в фойе, где проходят занятия детской танцевальной студии».
Есть в провинции и кружки, и студии, и народные театры; работают детские сады и школы. Трудятся там удивительные люди, рассказывать о которых можно очень и очень долго. Сеют разумное, доброе, вечное, пытаются сохранить культурные ценности – и духовные, и материальные; изучают историю родного края, пишут книги. А как оплачивается их труд... Это другой разговор.
Люди – вот главное сокровище провинции. Благодаря им она и выживает. И, вероятно, выживет. И будет жить.
Библиотека Литрес
Если вам в руки попадет книжная новинка «Теща Темного Властелина» Евгении Барбуцы, то она обязательно вызовет у вас улыбку, притом не один раз. Именно такие тещи, воплощающие собой ужас на крыльях ночи, внушают своим зятьям непреодолимый страх и желание забиться в какой-нибудь темный уголок.
Героиня книги, Ирма Львовна, профессор русского языка и литературы на пенсии, попадает вместе со своим внуком в мир меча и магии. Там она сразу же становится объектом пристального внимания придворного мага Темного Властелина, который давно мечтает о вечной юности и бессмертии и постоянно ищет жертв именно преклонного возраста для своих экспериментов. Он опоил бабушку и внука, в результате чего Ирма очутилась в лаборатории, а Дан – в тюрьме. К сожалению для Темного Властелина, уже написавшего несколько вариантов похоронных эпитафий для тещи, и Светлого Императора (бывшего мужа Ирмы) эксперимент удался – Ирма стала вечно юной и бессмертной. А в Дане, который оказался сыном Темного Властелина и внуком Светлого Императора, проснулась сила, он разнес тюрьму (и еще ползамка Темного Властелина), убил мага-экспериментатора и спас бабулю. Кроме Дана, в темнице находилось еще и посольство Светлой Империи (гном, дриада и эльф), которые согласились проводить наших героев на светлые земли, чтобы оттуда вернуть их домой.
Обретя по пути волшебную «святую сковородку», с ее помощью бабуля, «простая человеческая девица», не владеющая никакой магией, кроме ядовитого языка, ловко справляется с оборотнями, дроу, вампирами и демонами, попадающимся им навстречу, и даже заводит с ними дружеские отношения. Что удивляет, принимая во внимание ее характер. Ведь любимым занятием бабули является сование своего носа куда не следует, а основной привычкой – всеми командовать.
Как отреагировала бабуля на известие о том, что ее дочь вышла замуж за Темного Властелина (а не за просто «иностранца», как ей сказали), что ее любимый муж вовсе не умер, как она полагала все это время, а продолжает жить и радоваться, управляя Светлой Империей, вы узнаете, прочитав книгу «Теща Темного Властелина». Особую пикантность истории придает тот факт, что Ирма не имеет недостатка в поклонниках, которые просто укладываются штабелями у ее ног. Кто же окажется самым самым устойчивым к тещиному яду?
Какие видеоролики в Интернете имеют по миллиону просмотров? Наверняка самые простые по сюжету и самые непритязательные по смыслу. Кошка, запряженная словно ездовая собака. Буйная радость рыбака, поймавшего рыбу своей мечты. Не поддающаяся анализу парковка автомобиля блондинкой. Падение с лошади. Падение в фонтан в супермаркете. Еще падение. Опять автолюбители. Опять кошечка или собачка. В общем, никакой философии, морализаторства и высоких смыслов. Зато накал эмоций. Удивление! Страх! Умиление! Смех! Людям нравится. Они так устроены. Точнее, это мы так устроены. Банальные истории, над которыми в определенном настроении можно цинично поиздеваться и саркастически осмеять, способны обрести глубокое значение для всех, кто найдет в них отзвук собственных эмоций.
То же самое, я думаю, можно сказать о литературе, которую скачивают через Интернет по миллиону раз. Литература без затей. Но захватывает.
Пол Пилкингтон, решив, что его призванием являются детективы и триллеры, строго следует этим популярным жанрам, лихо закручивает сюжет, создает головоломные ситуации и предлагает неожиданную развязку. Хотя всё это, с другой стороны, вполне ожидаемо.
– Привет, это я... Уилл. – Он привалился к стене, потому что ноги держать не хотели. – Случилось ужасное. И я не знаю, что мне теперь делать.
Ну вот. Началось! А как же без этого в детективе-триллере? Ждали, ждали с нетерпением...
Первая книга Пола Пилкингтона стала мировым бестселлером, за нею последовали еще два произведения, продолжившие историю Эммы Холден. В романе «Умри, если любишь» Эмма познаёт истину, известную, впрочем, всему человечеству: «Жизнь, как и зебра, полосата». «Белая полоса» заканчивается вестью о том, что жених бесследно исчез. Дома его нет, зато есть его брат... лежащий в ванной с проломленной головой.
«Мне так жаль... Так жаль. Я очень любила тебя...» – причитает Эмма почти что в финале. Но сменится ли для героини опять полоса, уже черная на белую? Чем порадует или чем огорчит автор читателя напоследок?..
Книга легко читается. Язык произведения прост и безыскусен. Нет глубоких размышлений. Но в связи с наступлением летнего сезона книга Пола Пилкингтона может стать незаменимой во время отдыха от трудов праведных, может помочь убить время пустого вечера или в транспорте, дав вам возможность воскреснуть для серьезных дел.
«Женщина всегда будет зависима, пока у нее не появится собственный кошелек».
Элизабет Кейди Стентон,
активист движения за права женщин
Есть такая в меру увлекательная и в меру затянутая классическая мыльная опера под громким названием «Хозяйка судьбы». Раньше подобные телепродукты обязательно значились в сетке вещания Первого канала. Сюжет стандартный, но название говорящее. Стать хозяйкой своей судьбы мечтает каждая женщина, но в силу разных обстоятельств не всем это удается. Ким Кийосаки – супруга автора нашумевшего бизнес-бестселлера «Богатый папа, бедный папа» Роберта Кийосаки – предлагает всем представительницам прекрасного пола занять достойное положение в деловом обществе. Сейчас вы скептически усмехнетесь, подумав: «Ну, уж этой дамочке легко давать советы». Доля правды в этом есть, но правдой является и то, что материальная зависимость от кого бы то ни было: мужа, любовника, родственников – таит в себе большую угрозу. Времена меняются. И сегодня кто платит, тот и заказывает музыку. Без согласия «спонсора» вы не сможете самостоятельно решить ни одного денежного вопроса.
«Обо мне позаботится муж», «Мне не хватит ума», «Я нужна детям», «Я и так получаю то, что мне причитается от работодателя». Знакомые аргументы? Но жизнь подвергает нас неожиданным испытаниям. Выходя замуж, естественно, вы не думаете о разводе и не собираетесь увольняться, ежедневно ходя на работу. К сожалению, не все браки складываются удачно, а на рынке труда вообще нет никакой стабильности. Если же вы домохозяйка, то вам тем более пора действовать. В современном мире самооценка женщины напрямую связана с ее способностью самой себя обеспечивать. Финансовая независимость позволит вам тратить время по своему усмотрению и делать то, что интересно вам, а не то, чего от вас хотят другие. Кроме того, взяв под контроль свое финансовое будущее, вы обретете уверенность, которая поможет вам добиться успеха и в остальных сферах жизни.
Несмотря на уровень образования, нынешнее материальное положение и социальный статус, вы можете попробовать изменить собственную жизнь. Даже если вы ничего не знаете о деньгах и капиталовложениях, прочитайте эту книгу. Самое трудное – сделать первый шаг, поэтому многие стоят на месте. Но кто не рискует, тот не пьет шампанское. Станьте хозяйкой своей судьбы, ведь вы этого достойны.
И вот, спустя 20 лет (как быстротечно время!), решила я перечитать книгу, потрясшую меня когда-то. Жизненного и книжного опыта у меня прибавилось изрядно, что способствует более скептическому взгляду на произведения. Тем не менее, я снова попала в энергетически заряженный текст Веллера, снова получила огромное удовольствие и желание немедленно встать с любимого стула и сделать нечто важное. Помочь кому-нибудь жизнь наладить или, на худой конец, подсунуть эту книгу почитать. (И пусть попробует потом ничего не сделать!)
Для тех, кто за двадцать лет и почти два миллиона суммарного тиража так и прочёл сие замечательное творение, сообщаю вкратце: это роман в рассказах о враче скорой помощи, который в свободное от тяжкой работы время вмешивается в жизни некоторых людей и меняет их к лучшему. Каждая глава-рассказ является отдельной историей, поэтому книгу можно читать и перечитывать в разных направлениях, хоть справа налево.
Помнится, что еще после первого прочтения, когда я наваливала «Звягина» всем кому не лень, я предупреждала особо трепетных читателей не пугаться первой главы и не бросать книгу. Потому что в первой главе доктор Звягин не переделывает жизнь бывшего гэбистского палача, а прерывает её. И делает это он взвешенно, продумав все детали и шаги будущей казни. Не знаю, почему Веллер первой поставил именно эту историю. Может, потому, что писалось это все в разгар перестройки, когда преступную политику КГБ и прочих контор широко и бурно обсуждали в прессе. Или, может быть, для того, чтобы показать характер своего героя в самом жёстком его проявлении. Или это была такая сублимация – шлёпнуть гада хотя бы в книге, если в реале это невозможно? Решайте сами.
Зато все остальные истории вселяют оптимизм и жажду деятельности. Доктор Звягин терпеть не может несчастных. Посему, в меру своих сил, делает их счастливыми. В последней главе, выловив из канала неудавшегося самоубийцу и выслушав его лепет про бессмысленность жизни, бравый спасатель залег на диване с кучей умных книг. Родные были потрясены, а жена с умилением вспоминала это время как самое счастливое – муж никуда не сбегает на подвиги, не строит коварные планы... Знай себе почитывает. Зато результатом явилась стройная философская система. Да, кстати, смысл жизни он тоже нашел. Знаете какой? РАДОВАТЬСЯ ЖИЗНИ!!! А подробнее прочитайте сами. Спустя несколько лет Михаил Веллер написал толстенный философский труд «Все о жизни», в котором детально и поэтапно разложил все свои взгляды. Очень любопытно.
В реальности, ясное дело, подобные волшебники, помогающие тебе вылезти из депрессии, меняющие твою страшненькую внешность, отучающие твоего благоверного от алкоголя, встречаются исчезающе редко. Но зато есть такая вот замечательная книга – и читается увлекательно, и заряд энергии даёт мощнейший. Тогда, двадцать лет назад, я читала до победного. На работу явилась не выспавшаяся, но довольная.
Даже слог у Веллера – энергичный, напористый, победительный, как и главный герой. Звягин человек не только советской, но и военной закваски. Планирование, сбор информации, расчетливость в действиях – вот сильные стороны героя. Повествование несется галопом, и, оценивая тающую на глазах стопочку страниц справа, с тоской думаешь: какой ужас, она кончается, а так хочется еще, и еще, и еще чуть-чуть. Завидую хорошей белой завистью тем, кто еще не читал «Приключения майора Звягина». У вас столько удовольствия впереди!
Вспомните, как часто, дочитывая полюбившуюся книгу, вы страстно желаете остаться в этом мире, снова испытать те же эмоции, еще раз насладиться удачными сценами. Некоторые, особенно в юности, пытаются сами написать продолжение. В зрелом возрасте робость перед авторитетами перевешивает. Интернет дал нам иллюзию анонимности и массы ринулись графоманствовать. Феномен «фанфиков», продолжений, написанных фанатами, изучают и филологи, и психологи. Диссертации пишут, однако. Но иногда даже маститые писатели позволяют себе порезвиться в мире, придуманном другим мастером, с благословления оного, конечно.
Прекрасный сборник получился. Похожее наслаждение от погружения в мир любимых героев я испытываю, только читая (и перечитывая) «Время учеников», книгу, основанную на творчестве Братьев Стругацких.
Произведения, собранные под вот этой конкретной обложкой, созданы опытными фантастами. Все тексты получили одобрение Сапковского. Более того! Книга сначала вышла в Польше, а уж потом в России. Это ли не показатель высокой оценки!
В первую очередь книга сия предназначена для ярых поклонников приключений Геральта из Ривии, ведьмака, истребителя нечисти. Л.Кудрявцев в своей новелле «Баллада о драконе» максимально приблизился к первоисточнику. Стилизация так хороша, что кажется – читаешь новую главу самого пана Анджея. И остроумное решение конфликта по ходу сюжета, и фирменный юмор... Мда. Подделка фирменного юмора? Получается, что такое тоже возможно. Подделка только должна быть очень качественной.
Самобытный автор В. Аренев придумал этакий сплав «Ведьмака» и «Питер Пена». Тут вам и магия, и месть, и морские сражения, и пропавшие дети. Плюс хитроумно закрученный сюжет.
А вот про Владимира Васильева – отдельный разговор. Дело в том, что он еще в конце девяностых придумал свой оригинальный мир техномагии. С тех пор он выпустил несколько романов, повестей и рассказов о ведьмаке из Большого Киева. И зовут героя тоже Геральтом, и чудовищ он уничтожает мастерски. Только чудовища эти – бешеные грузовики да дикие заводы. Люди, эльфы, гномы и прочие хелфинги живут в огромных мегаполисах, почти слившихся в один. Еда в упаковках сама появляется в магазинах, всяческие гаджеты водятся в неприрученном виде. А вот завладеть техникой – задача для избранных, знающих формулы. Основа сюжета у Васильева обычно детективная. Есть некая загадка или преступление, требующие срочного расследования и помощи от главного героя. Ну и герой исправно геройствует. Поклонники именно этого ведьмака по достоинству оценят еще одну повесть.
Хочу еще отметить свою любимую Марию Галину. Она ведь поэт, каких мало. И словом владеет великолепно. Атмосферное произведение у нее вышло, как и всегда. Маленький приморский городишко, мир на грани войны, крысы, бегущие с кораблей... Печально. И в героях у нее вовсе не главные персонажи Сапковского.
Успенский с Беляниным, как всегда, веселы и задорны. Да и прочие авторы не подкачали. Надеюсь, перевод на польский прошел успешно и ни одно из произведений не потеряло своей индивидуальности.
Любовь с рассудком редко живет в ладу
(Уильям Шекспир)
Томас Гарди – величайший английский романист, как говорится, эталон классической английской литературы. Всего Харди издал 25 книг – романов, сборников рассказов и стихотворений. Первое признание к нему пришло благодаря пятому по счёту роману «Вдали от обезумевшей толпы», где автор описывает вечную драму отношений мужчины и женщины. Описывая трагическую судьбу своих героев, Харди обнажает социальную основу психологических конфликтов и выступает против моральных норм викторианской эпохи.
Гордая и независимая красавица Батшеба, унаследовавшая ферму в глуши Северной Англии, притягивает к себе внимание разных мужчин. Крестьянин Габриель Оук, однажды уже отвергнутый ею, продолжает молча любить Батшебу и остаётся преданным ей во всём. Фермер Болвуд, потерявший голову от своей любви к Батшебе, до последнего надеется получить её согласие на предложение руки и сердца. Однако выбор гордой красавицы падает на третьего, пришельца из городской цивилизации сержанта Троя, беспутного и безнравственного молодого человека, дерзкого и наглого, для которого есть только два способа обращения с женщинами: «либо лестью, либо руганью, другого способа не дано. Стоит подойти к ним по-хорошему – и ты пропащий человек».
Слишком поздно поняла Батшеба свою ошибку. Но так оно и бывает в жизни, что любим мы не тех, кого надо. Разум подсказывает одно, а сердце говорит другое.
Томас Харди мастерски передает атмосферу происходящего, образы героев настолько глубоко прочувствованы, что не остается сомнений в их достоверности. Приятно читать хорошую книгу, написанную правильным языком, оставляющую приятное «послевкусие» после её прочтения. Это очень обогащает нравственный мир человека. Уже на протяжении трёх столетий Харди удается затронуть струны человеческих душ.
День Победы ушел в вечность, став еврейской памятной датой. У евреев, как известно, память длинная: помнят, что при египетских фараонах было. Поэтому и в данном случае, смею надеяться, не дадут они забыть об итогах Второй мировой.
ИТОГ:
6 миллионов евреев.
150 – 200 тысяч цыган.
80 – 200 тысяч масонов.
6 – 8 тысяч геев.
Это жертвы геноцида.
Но о Холокосте не всегда хочется вспоминать. В том числе и на политкорректном Западе. Тема о притеснении гомосексуалистов как-то популярнее. О прочих же можно и не говорить. Но о Холокосте не дают забыть сами евреи. А кто вспомнит, например, о цыганах? Наивно полагать, что сейчас мир устроен лучше и справедливее только на том основании, что в данный момент, слава Богу, геноцид не затронул нас и наших близких. Никто не знает, что будет в этом мире завтра. Причин для уничтожения тех или иных групп населения хоть отбавляй. Это, я имею в виду, с точки зрения других групп населения. Поэтому автор добавляет в книгу «Правила выживания в геноциде». Не дай Бог, чтобы пригодились!
Книга Е.Я. Сатановского «Жил-был народ» не просто и не столько исследование о Холокосте в том виде, как о нем принято писать. Здесь речь идет и о геноциде армян и о геноцидах в Азии и Африке. Эта книга Евгения Яновича живо перекликается с другими – «Шла бы ты...» и «Книгой Израиля». Первая из упомянутых, затрагивая тему национальной идеи, также поднимает вопрос о нехорошем свойстве хомо сапиенса – резать и жечь себе подобных по любой причине, вторая – без прикрас обрисовывает ситуацию, касающуюся израильского истеблишмента и “социального разнообразия” евреев, у которых интересная статистика: два еврея – три мнения. Про поступки умолчим.
В общем, тема сложная. Каждая глава книги «Жил-был народ», связанная с определенным эпизодом геноцида евреев после прихода в Германии к власти Гитлера, включает также актуальную информацию к размышлению о политической практике так называемого цивилизованного мира вообще: «жидобандеровцах» и новой Украине, парадах ветеранов СС и «новых мусульманах». Таким образом, большое количество исторических фактов и статистических выкладок соседствует на страницах книги с рассуждениями на острополитические темы.
Вывод у автора напрашивается пессимистический: «...не становится человечество ни лучше, ни порядочнее, ни умнее. Ни в какой стране не становится. Ни под каким соусом. Ни при какой религии. Ни в каком общественно-политическом строе. Включая, страшно сказать, даже и демократию западного типа...»
Но это не вина автора.