Кристина Старк "Гончие Лилит"
Лариса Петровичева «Музыка мертвых»
Сьюзен Мэллери "Сезон прогулок босиком"
Максим Сонин "Ступает слон"
Юрий Поляков «Весёлая жизнь, или Секс в СССР»
Гузель Яхина "Дети мои"
2022-04-25 10:00



 

«Не навреди»
(Гиппократ)
 
Быть может, не у меня одного название книги вызвало ассоциацию с фильмом Патриса Леконта «Мой лучший друг» (Франция, 2006 год), в котором главный герой, одинокий антиквар Франсуа, имеет всего несколько дней, чтобы завести себе лучшего друга и представить его своему бизнес-партнеру. Правда, чтобы подружиться с желудком у человека есть целая жизнь. Однако нельзя купить ни дружбу среди людей (как показывает фильм), ни дружбу человека к своей, так сказать, олицетворенной части (как доказывает книга). Тут необходим разумный и внимательный подход. По отношению к людям он основан на человеколюбии и знании психологии, по отношению к своему желудку – на заботе и научном знании. В качестве научного знания Елена Мотова предлагает доказательную диетологию, при которой все решения о диагностике, профилактике и лечении исходят из имеющихся научных доказательств их безопасности и эффективности. Ну а верным признаком способности Елены Валерьевны позаботиться о наших «лучших друзьях» будет, на мой взгляд, такая немаловажная и не менее приятная характеристика, данная автору: «Хорошо готовит и с удовольствием ест». (Второе уж точно не даст усомниться в первом.)
К тому же дружба с ЖКТ у автора имеет профессиональные основания. Елена Мотова – врач-диетолог. Окончила медицинский институт, училась в клинической ординатуре и второй десяток лет работает врачом. Так что всё очень серьезно. Доказательная диетология со страниц книги Елены Мотовой отвечает на многие вопросы, которые часто задаются на разных семинарах и занятиях по здоровому питанию. Вся информация в книге разбита по главам, которые имеют весьма показательные названия: «Желудок и К», «Зачем мы едим?», «Еда и эмоции», «Еда и тело», «Еда и движение», «Из чего сделана еда?», «Вода, витамины, минералы», «Еда и здоровье».
Автор дает полезные советы по изменению пищевого поведения. Называется такое дисциплинирующее средство, в первый момент показавшееся мне в этой области даже неожиданным, – как ведение дневника. «Смысл дневника не в том, – пишет автор, – чтобы испортить вам настроение, это самонаблюдение – ценный диагностический инструмент, который поможет разобраться в паттернах вашего пищевого поведения. Те же правила касаются и физической активности».
И еще важный совет от автора: «Прежде чем менять (или не менять) образ жизни, питание, активность, посоветуемся с врачом. Хотя бы прочитаем о том, как всё это устроено и работает».
Вот после этого совета я и сделаю короткое пояснение уже на свой счет. Писать отзывы на медицинские книги я, как правило, избегаю, потому что себя в медицинской области не считаю сведущим настолько, чтобы рекомендовать ту или иную методику, тот или иной подход. Главное, как говорил Гиппократ, никому не навредить. Однако книга Елены Мотовой, с одной стороны, не содержит ничего, что считалось бы сомнительным в медицинской среде. С другой, она рассчитана на самую широкую аудиторию. Наконец, серия научно-популярных изданий «Научпоп для всех», в которой и вышла книга Елены Мотовой, произвела на меня самое благоприятное впечатление. Говоря о книге «Мой лучший друг – желудок», я вместе с тем как бы говорю обо всей серии «Научпоп для всех». А конкретно эта книга выбрана потому, что кушаю я, как и вы, каждый день. И еще потому, что в области здорового питания лучше черпать знания из источника достоверной медицинской информации. 
 
Дмитрий Кочетков
 

Ярлыки: диета, медицина, отраслевая литература


2022-04-25 08:00



Догадки – лишь игра воображенья,
Уверенность же даст исход сраженья. 
Шекспир
 
Приятная фэнтезийная книжка. Правда, опять случилось некоторое непопадание в серию «Звезды романтического фэнтези». Любовная линия у Лисиной есть, но она не главная, да и добавлена, похоже, чтобы не выпасть из тренда.
Тем, кто любит зельеваренье, заклинания и вредных фамильяров – сюда. И даже попытки в юмор есть у автора. Это пресловутый вредный, шаловливый, но добрый фамильяр. То есть в данном случае разумный мыш Кыш. Вечно он влипает, куда не надо. То зелье употребит, то разольет, то даст совет, хоть стой, хоть падай... И героиня вовсе не ведьма. 
Пожалуй, условный жанр обозначим жаргонным: «академка» с примесью магического детектива. Вы, наверное, догадались, что  место действия книги – Магическая Академия.
Магии и ее воздействию будет уделено много внимания, гораздо больше, чем вздохам на скамейке и страстным объятиям. И зелья! Состав, взаимодействие ингредиентов, пробы и эксперименты…
У нашей героини, помимо непонятной должности в Академии, имеется еще одна загадка. Она – сноходец. Начинающий, а потому скрывающий свои способности. Курсирует по снам студентов, помогает по мере сил, знакомится со странными сущностями. А то и бежит от них, сверкая пятками…
Вынуждена сказать, что мне как раз не понравилось количество «матчасти» на единицу текста. Если бы я, читатель, узнавала все постепенно, из разговоров, из событий книги, то было бы неплохо. Но автор тут просто «берет рупор» и рассказывает.
Считается, что это ошибка новичка – вот так в лоб вываливать устройство мира, скучновато и монотонно, как в учебнике.
Но есть любители и такого чтива. Кажется, я слишком разбаловалась и многого хочу. Поэтому скажу, что читать можно и даже не без удовольствия. Мир интересный, детективная интрига закручена будь здоров, героиня трудолюбива, упорна и совестлива.
Как ее чувство вины-то гложет, после того, как совершенно случайно – а бывает иначе? – она прокляла трех сильных магов и спрыснула их экспериментальным зельем!
Путешествия по снам захватывают. Очень стильно прописано.
И, конечно же, все закончится хорошо. Злодеи будут наказаны, красавчик маг спасен для мира и любви, а ГлавГероиня осчастливлена настоящим сердечным чувством.
Даже умертвия дракона и мыша будут при счастьи. И никаких продолжений!
 
Светлана Маркевич

Ярлыки: детектив, любовь, магия, фэнтези, юмор


2022-04-22 10:00



Идеальное убийство — не то, которое не раскрыто вовсе, а то, которое раскрыто по ложному следу.
 
Автор представил современный молодежный триллер, напоминающий по сюжету детектив Патриции Хайсмит "Незнакомцы в поезде", когда двое незнакомых людей планируют убить чужих обидчиков, чтобы не было мотива для расследования. Здесь всё аналогично, встречаются две девушки, правда в аэропорту, разговорились, поплакались друг другу в своих проблемах: Ким бросил парень и уже крутит роман с другой прямо у неё на глазах, а у Никки мать беспробудно пьет и этим досаждает. И как бы в шутку Никки предложила составить список, почему бывший парень Ким заслуживает смерти. Посмеялись, пошутили и, прилетев в Лондон, вроде как расстались.
Самое интересное начинается потом. Вообще, Ким прибыла в Лондон по учебной программе, как и её бывший парень с новой девушкой; их с группой водили на экскурсии по разным значимым местам Лондона в рамках образовательной программы. И вот как-то раз, собираясь ехать на экскурсию в Букингемский дворец, неожиданно погибает бывший парень Ким под колесами поезда. Как он там очутился, возможно, его кто-то толкнул, но кто и зачем.
Ким показалось, что она мельком видела в толпе Никки. Дальше - больше. Это действительно оказалась Никки и теперь она начинает шантажировать Ким и требовать от неё ответного убийства. Ким в панике, невинная шутка превратилась в жуткую историю. Самое страшное то, что от этого могут пострадать близкие ей люди.
Да, вот такая жутковатая история. Впрочем, для меня это несколько наивно и банально, но тем не менее сюжет с несколькими интересными поворотами вполне может увлечь читателя, чтобы скоротать хотя бы один вечер. 
Кто такая Никки, кто прячется за её личиной, как найти выход из положения?.. Ким предстоит решить непростую задачу, чтобы выбраться из этой ловушки. И если она поймёт причину поведения Никки, разгадает её тайну, тогда ей удастся решить проблему. Для молодежной аудитории - отличный триллер.
 
Ольга Староверова

Ярлыки: детектив, зарубежная проза, молодежь, триллер


2022-04-18 11:00



Я люблю детективы. Детективы хорошие, умные. С запутанным сюжетом. С психологической начинкой. Написанные с мастерством настоящей художественной прозы, с яркими персонажами и литературным языком.  И скажу так: как бы ни объединял авторов детективный жанр, стиль у каждого из писателей свой. Кто-то до конца книги держит тайну в секрете. Кто-то сразу раскрывает и преступление, и преступника, а далее тщательно анализирует события, которые к данному финалу привели. Кто-то подставляет ловушки читателям и долго «водит за нос», чтобы буквально на последних страницах перевернуть все созревшие версии. У Татьяны Степановой, книгу которой я представляю, тоже своя манера письма. Она, как никто, умеет напустить страха на читателя. Сколько раз я ловила себя на том, что холодок по спине пробегает, когда я читаю её романы. И описывает автор не преследования, нападения и кровавые разборки. Нет, тут другое. Сама обстановка, психологическое состояние, предчувствие того,  что должно что-то случиться. Притихший опустевший городок… Тёмные аллеи парка… Спускающийся густой туман… Да-да, всё это будет в книге, о которой я рассказываю. А теперь к сюжету.
В  маленький научный, до недавнего времени закрытый, городок ЭРЕБ приезжает из Москвы уже знакомая нам по предыдущим романам Т.Степановой  Катя Петровская – криминальный обозреватель Пресс-центра ГУВД.   Цель, которую поставило перед ней руководство – взять интервью у начальника ОВД города ЭРЕБа  Мухиной Аллы Викторовны, рассказать о её биографии, о семье, о службе в полиции. И уехала бы Катя обратно ни с чем (потому что интервью как-то не вышло), но случилось в городке страшное ЧП. На автобусной остановке нашли изуродованный труп женщины, одетой в костюм гигантской мухи. И, как ни сопротивлялась расспросам Кати Алла Викторовна, ей пришлось рассказать, что это убийство – уже четвёртое. И все трупы – женщины, которых в том же виде находят на остановках автобуса. Всё это выглядело так жутко и нереально в маленьком городке, где почти все две тысячи жителей знают друг друга в лицо! В городке, где до недавнего времени занимались научными изысканиями в космической области, но в силу создавшейся в стране обстановки  заблокированы  проекты и научные исследования. Где жили и живут прославленные учёные и даже настоящий космонавт, неоднократно летавший на МКС и выходящий в открытый космос. Удивительный и таинственный город ЭРЕБ не отпускает Катю, и она остаётся в городке, чтобы помочь Алле Викторовне раскрыть серийные преступления. Тревожное состояние и ожидание чего-то страшного, неведомого и таинственного не покидает её. «ЭРЕБ вобрал её в себя, давая ощутить свою гибельную магию в полной мере – сырость с реки, тусклый свет, шорох листвы под ногами. Огни. Осенний ветер, мигающие светофоры пустынных перекрёстков. Город всё знал, но не подавал виду. Словно впал в депрессию. Или уже потерял способность удивляться и пугаться».  ЭРЕБ подкидывает новые загадки – одно убийство за другим… И Катя, и начальник ОВД Мухина уверены, что они связаны между собой. Но вот какой ниточкой?...
 
Валерия Базлова

Ярлыки: детектив, российская проза


2022-04-18 09:00



«Циклоп и нимфа» - это синтез исторического и современного детективов, которые и похожи во многом, и различны.
Итак, в небольшом городе Бронницы произошли два преступления с разницей в сто пятьдесят лет…
Сначала читатель попадает в атмосферу 1860 года, в крепостной театр Меланьи Андреевны Скалинской, где накануне Нового года идет спектакль – разыгрывается пьеса на одну из античных тем.
Увы, в большинстве своем престарелые актеры вызывают у зрителя лишь чувство жалости: они нелепы в своих костюмах и париках, читая старческими, надтреснутыми голосами монологи молодых персонажей. Впрочем, есть и исключения: красавец-актер, исполнявший роль Вакха, по имени Макар…
Среди зрителей – помещик Клавдий Мамонтов и мировой посредник Александр Пушкин, сын поэта. Именно им доведется вскоре расследовать убийство, которое вскоре после спектакля произойдет.
Убиты будут Меланья Скалинская и ее лакей Макар, красавец-актер…
Злодеяние произошло при обстоятельствах весьма пикантных, не оставлявших сомнения в том, что барыня и актер состояли в любовной связи. Чувства порой бывают сильнее сословных предрассудков…
А развязка истории и неожиданна, и ожидаема одновременно. «Ищите женщину», - говорят в таких случаях. Любовь и ревность часто вместе ходят…
Прошло 150 лет, потомок того самого помещика Клавдия Мамонтова, который вместе с сыном А.С. Пушкина расследовал в свое время убийство любовной пары,  и полный его тезка к тому же, принимает участие в раскрытии дела об отравлении: от яда скончался Савва Псалтырников – крупный чиновник,  наживший огромное состояние, имевший счета за границей.
Так за что же расправились с Псалтырниковым? Занимающиеся  расследованием очень скоро поняли, что злодеяние совершил кто-то из близких или приближенных к Псалтырникову людей. Именно так и оказалось.
Здесь тоже актуальной оказалась фраза: «Ищите женщину». Но если в преступлении, случившемся в 1860 году, присутствовали любовь и ревность, то в случае с Псалтырниковым определяющим мотивом стала корысть. Впрочем, присутствовала здесь и любовь, и именно поэтому, скорее всего, виновница случившегося избежит наказания… «Я от нее все приму», - говорит один из персонажей произведения. И даже с предательством он готов смириться…
Меняются времена, меняются материальные реалии нашей жизни. А люди? Люди по-прежнему любят, ревнуют, страдают…
Книга имеет маркировку «16+».
 
Светлана Титова

Ярлыки: детектив, российская проза


2022-04-11 12:00



«Жизнь – это не только работа.
Чрезмерный труд  доводит до безумия» 
(Шарль де Голль)
 
Да, вот такой совет дают в своей книге Петер Акст и Михаэла Акст-Гадерман, врачи по специальности. Звучит весьма неожиданно! Ведь принято считать, что  в жизни очень важно достичь успеха упорным, а порой и изнуряющим трудом, нужно быть постоянно активным, все смочь, всюду успеть; что признак высокого статуса человека – это работа по 10-12 часов в сутки, разрывающийся мобильник, в ежедневнике все расписано по минутам. Не случайно авторы сравнивают современную жизнь людей с машинами: «Гоночные автомобили «Формулы-1» выглядят впечатляюще, они мощны и неудержимы. Пилоты выжимают из них всю скорость до последней капли». Но… как раз такие транспортные средства и изнашиваются быстрее других, в скором времени их двигатели необходимо полностью «перебирать». В противовес приводится пример машин на дизельном топливе, которые не отличаются такой бешеной скоростью, они значительно медлительнее, но, живя в щадящем режиме, могут спокойно ехать тысячи километров без ремонтов двигателей. По мнению авторов, человеческий организм живет по схожему принципу. И от самих людей зависит, будут ли они экономно и разумно расходовать свои жизненные ресурсы или будут жить по принципу:
 
«Человек бежит по жизни, не жалея ног.
Дом – работа, дом – работа, отбывая срок.
Выходные – передышка, отпуск, как привал.
Старость, пенсия, одышка, ты сюда бежал?»   
(Оксана Аистова)
 
Чем хороша эта книга? Во-первых, в ней много полезных советов, как сделать свою жизнь более гармоничной. Причем авторы ссылаются на научные исследования, многолетние наблюдения за жизнью человека: как рационально использовать «внутренние резервы» и распределять жизненную энергию; как подобрать продукты питания; как научиться правильному засыпанию и качественному сну; что способствует хорошему самочувствию; какую пользу приносят  умеренные, разумные физические нагрузки. А главное, книга порадует читателя целым разделом с таким ласкающим глаза и уши названием: «Лень и безделье – источники здоровья»! Нет, авторы не пропагандируют ничегонеделание как стиль жизни. Скорее, они призывают к правильному чередованию отдыха и труда, физического и умственного, к умению расслабляться, вспомнить несомненно важные составляющие здорового образа жизни, такие как сдержанность, спокойствие и нетребовательность (в хорошем смысле этого слова) к себе и окружающим. 
Во-вторых, читать книгу можно в той последовательности, в какой вам захочется, главное, ознакомиться с первой главой, так как она вкратце дает описание представленной далее программе. Причем необязательно следовать всем предложенным советам. Можно выбрать то, что больше всего подходит именно вам.
В-третьих, есть еще и очень полезные приложения-рекомендации, дополняющие основное содержание всех шести глав.
Вывод, который лично я сделала из этой книги, я бы сформулировала одной фразой: «Живите полноценной жизнью сами и не мешайте жить другим».
 
Татьяна Смирнова

Ярлыки: отраслевая литература, медицина


2022-04-11 10:00



Сказок  про Золушку рассказано немало – от Шарля Перро и до наших дней. Как ни включишь российский канал с очередной мелодрамой – так и новая «Золушка». Ничего плохого, вроде бы,  в этих фильмах да книгах и нет (девушка милая, работящая, достойная счастья), но вот только вопрос всегда остаётся: и где столько принцев на всех взять? И молодых, и красивых, и благородных? Да ещё и богатых – с замками, то бишь коттеджами да загородными домами?  Ну, сказка! Что тут говорить! Может, потому и любят читатели писательницу Марию Метлицкую, что рассказывает она в своих книгах реальные истории. Даже если рассказ идёт о Золушках.
Новая книга Метлицкой включает в себя несколько повестей, главная из которых и дала название всему сборнику - «Мандариновый лес». И героиня повести Наташа, как её подружка и старшая сестра, тоже мечтает и о принце, и о счастливой жизни.  И не удивительно, что мечтает. Не посчастливилось девчонкам: родились вроде бы и в Москве, но на дальней окраине, в слободке, как раньше говорили, у промышленного комбината. И с детства видели они лишь работающих до изнеможения родителей, вечную пьянку отцов да скандалы в семье. Поэтому  очень хотели изменить свою жизнь. Каждая из трёх Золушек искала своё. Свою судьбу.  Не ждали волшебниц и взмахов волшебной палочки, сами решали проблемы. Что ж поделаешь? Наши русские Золушки – они такие. Что получили в итоге, узнаете, прочитав повесть.
Остальные повести сборника тоже про нашу жизнь. Реальную, с её проблемами и заботами. В повести «Чужие» Мария Метлицкая поднимает больную тема – усыновление ребёнка из детского дома.  И не о том, как трудно ребёнка найти и усыновить, а о том, что происходит дальше в семье. Долгий процесс привыкания с обеих сторон. И самое трагическое, что может в такой ситуации произойти – невозможность полюбить чужого ребёнка как своего собственного. 
Повесть «Чёрная курточка» - про любовь. Про то, что нельзя себя заставить кого-то полюбить. Даже если это хороший, добрый и щедрый человек. Ну не получается ничего искусственно! Что тут поделать! Любовь – тайна. Любовь – от Бога. Лишь бы не сломать чужую жизнь…  Лишь бы остаться человеком…
Неожиданным финалом в сборнике будет повесть «Будем прощаться?». В ней рассказ о писателе  (в котором без труда узнаётся сама Мария Метлицкая), о взаимоотношениях автора с читателями. Приводит примеры тех писем, которые к ней приходят, за которыми, как всегда, стоят женские судьбы, проблемы, болезни, потери.   И то бесконечное доверие, которые чувствует автор в каждой встрече с читателями, в каждом рассказе о себе.
 
Валерия Базлова

Ярлыки: российская проза, сборник, современная проза


2022-04-11 09:00



"Тот, у кого в душе светит солнце, будет видеть солнце даже в самый хмурый день" 
(Конфуций)
 
Уильям Кент Крюгер - американский писатель, автор детективов и не только их. Его творение "Эта ласковая земля" - настоящее произведение искусства, книга, достойная восхищения, которая однозначно заслуживает место в одном ряду с современной классикой.
Это история о любви и предательстве, о дружбе и взаимовыручке, о доброте и жестокости, о надежде и, конечно же, мечтах, это книга о жизни во всех её проявлениях. Очень увлекательная история про удивительные и опасные путешествия четырех сирот, которая трогает до глубины души.
Лето 1932 года, времена Великой депрессии, суровая Линкольнская школа для детей индейцев, куда их отправляют насильно, разлучая с семьями. Это школа выживания, где всё подчинено суровым правилам, а порой и жестоким наказаниям. Не желая мириться с несправедливостью и жестокостью, трое (двое белых братьев и один индеец) мальчиков сбегают оттуда, взяв с собой маленькую девочку сироту Эмми. Они путешествуют на каноэ по реке Миссисипи. На их пути встречаются разные люди, и хорошие, и плохие, они находятся в постоянной опасности быть пойманными и наказанными, но у каждого из них есть своя мечта, которая воодушевляет их. Они как сплоченная семья, несмотря на то, что все они разные и не только по крови. Это путешествие-побег наполнено разными приключениями, друзья не раз подвергались риску, за короткий промежуток времени у них полностью поменялось мировоззрение, они повзрослели и переосмыслили свою жизнь.
Несмотря на трудности и лишения, ребята верят в лучшее будущее. Как хорошо, что мир не только жесток, но и полон прекрасных людей, способных прийти на помощь. Такие книги хороши всегда, во все времена, потому что они учат жизни, учат верить в то, что мир не без добрых людей и мечты сбываются. Каждый обрел свой дом. Ведь, как гласит старая поговорка, "дом там, где сердце".
В общем, погружайтесь в эту удивительную историю настоящих приключений, не пожалеете!
 
Ольга Староверова

Ярлыки: дети, зарубежная литература, приключения, путешествия


2022-04-04 10:15



Побеждающий самого себя – могуществен. 
Лао Цзы
 
Прекрасный пример научно-популярной литературы о мозге, о сознании и психологии. Хотя тут больше о физиологи и шутках сознания. 
Книга эта уже выходила лет десять назад и была оценена мной на отлично. Понятно, внятно, увлекательно и познавательно, что еще нужно для отличной литературы нон-фикшн? 
Примеры из жизни, из экспериментов автора, знатного английского нейробиолога и нейропсихолога, – просто фантастические. Можно пересказывать на вечеринках для поддержания реноме просвещенного человека.
Вот такая история: женщина после черепно-мозговой травмы не осознает формы предметов, а это значит, что она их не видит. Ведь за различные функции отвечает определенная часть мозга, это установлено совершенно определенно. Ей, пациентке, согласной на эксперимент, показывают палочку. Она говорит, что не видит. Экспериментаторы упорно продолжают, то вертикально держат, то горизонтально эту самую палочку, пациентка твердит, что не видит (различные проверки были, она и правда не видела, не притворялась). Но когда ее просят протянуть руку и взять, она поворачивает кисть ровно под тем углом, чтобы ей было удобно ее ухватить!!! То есть наш мозг через глаза не видит, а сознание все равно знает? Получает другую информацию, другими путями, так выходит?
Вспомнилась сразу же «Мертвая зона» Кинга, где герой после травмы обретает провидческие способности взамен неумения запоминать названия.
Я обещаю вам, что вы неоднократно будете отрываться от этой книги и озадаченно чесать затылок для стимуляции мозговой активности. А потом звонить или писать в соцсетях своим друзьям: а вы знаете что???!!! Это потрясающе.
Спасибо Крису Фриту, а также переводчику П.Н. Петрову за то, что я поняла суть теоремы Байеса и ее практическое применение. Теперь тоже могу блеснуть остроумием и мудрёной терминологией.
Чем еще может потешить ваше научное любопытство «Мозг и душа»? Кстати, название переведено вольно. Я бы предложила «Больше, чем сознание». Но суть оно более или менее отражает.
Не всегда можно верить своим глазам. Урок для тех, кто возмущен разнообразными свидетельскими показаниями, будь то в реальности или в криминальном сериале. Прочтите доказательства солидного ученого и признайте, что, увы, это так. Люди видят в одном и том же объекте что-то свое. И тому есть объяснение.
А вы знаете, что на Памире нашли изолированное племя лет двести прожившее без благ цивилизации? Так вот, над ними летали самолеты, трасса так легла… Но они их НЕ ВИДЕЛИ. Не может быть, скажете вы? А вот прочтите книгу и узнайте.
Зачем нужны такие книги? Вот главный вопрос. Они нужны для того, чтобы в голове у нас была систематическая картина мира. Не однобокая, не плоская.
Чтобы было интересно. И чтобы всегда грела мысль – мир гораздо больше и богаче, чем кажется.
 
Светлана Маркевич
 

Ярлыки: отраслевая литература, научная литература


2022-04-04 09:00



Заметка о книгах «Магическая уборка» и «Магическая уборка на работе»
 
 
«Порядок зависит от личных ценностей, определяющих желанный для человека образ жизни»
(Мари Кондо)
 
Сегодня я предлагаю взглянуть на чтение книг, как на “магический” процесс, дарующий скрытые знания, а на книгу – как на “магический кристалл”, в котором отражается жизнь со многими ее устремлениями, приоритетами и ценностями. Для этой цели я беру “магические” книги Мари Кондо – поп-культурного кумира, телезвезды, номинированной на премию «Эмми», и в то же время одного из ста самых влиятельных людей (по версии журнала «Тайм»). В 19 лет она открыла собственный консультационный бизнес в сфере уборки и наведения порядка и, как видим, к 30 годам сделала успешную карьеру. Ее идеи стали “мировым трендом”. Поэтому, естественно, было бы глупо считать, что эти идеи ограничиваются узкой темой наведения чистоты в помещении и порядка в вещах. Хотя, конечно, на первом плане в ее книгах – полезные советы насчет обращения с вещами. Например, такой: «Никогда, ни в коем случае не скатывайте шариком свои носки». Это хороший совет. Не знаю, как женщины, а мужчины со мной, наверное, согласятся. Но что под оберткой лайфхаков? Вот давайте и поговорим о начинке.
«Сложно навести настоящий порядок, если у вас слишком много вещей», – пишет Мари Кондо. И это могло бы стать отрезвляющим утверждением для шопоголиков всех стадий зависимости. Однако Мари Кондо предлагает бороться с лишними вещами уже постфактум, выбрасывая всё ненужное. Как библиотекаря, меня заинтересовал подход сокращения числа книг, хранящихся дома. Кратко передам его суть. Сама Мари ограничивает личное книжное собрание «примерно 30 томами в любой произвольный момент времени». И что же она советует делать с избыточным количеством? Надо снять книги с полок, расставить их на полу и, мягко погладив обложки, задаться вопросом: «Радуют ли меня эти вещи?» Далее она уточняет: решившись на уборку, нужно только прикасаться к книгам, но не начинать их читать. В противном случае будет трудно отобрать то, что следует выбросить. («Чтение затуманивает вашу способность к суждению. Вместо того чтобы задаваться вопросом, что вы чувствуете, вы начнете спрашивать себя, нужна ли вам эта книга».) Этого мало. Она дает еще один совет, касающийся сокращения единиц хранения прочитанных книг: «вырывать нужные страницы прямо из книги», затем книгу выбрасывать, а вырванные страницы вкладывать в файловую папку. Как сообщает Мари Кондо, такой креативный подход требует минимальных временных затрат – лишь пять минут на одно издание. О собственных достижениях она тоже сообщила (цитирую): «сумела избавиться от 40 книг и сохранить при этом те высказывания, которые мне нравились».
«Шурик, это же не наш метод!» – хотелось мне воскликнуть. Для библиотекаря он не годится. Впрочем, странно также то, что непрочитанные книги, которые долго оставались без внимания, также советуется выбрасывать. Если же вы все-таки надумаете эти книги прочитать, то советуется покупать их снова. В общем, к сознательному собиранию книг по определенной теме это не относится. Бездумно купил, испытав радость шопинга, – и бездумно выбросил, если это перестало радовать.
Кстати, «Радует ли меня эта вещь?» – основополагающий вопрос и руководящая идея книг о “магической уборке”. Согласно Мари Кондо, человеку что-то нужно или, наоборот, не нужно, только исходя из того, испытывает ли он при этом чувство радости. Нужна ли вещь, которая не радует? Нужна ли работа, которая не радует? Нужен ли коллектив, который не радует? Такая вот ипостась утилитарного индивидуализма. Свойственен ли он современному человеку? Свойственен. Но Мари Кондо в этом не виновата.
Кроме доставления радости как главного критерия ценности вещей, в книгах Мари Кондо много пишется о любви, заботе и благодарности. И опять же по отношению к вещам! Или даже по отношению к цифровым данным: «Продемонстрируйте благодарность файлам, с которыми расстаетесь». Сама же Мари Кондо и обувь благодарит, прежде чем ее убрать в шкаф: «Большое вам спасибо за ваш упорный труд». Конечно, можно что-то списать на японский менталитет. Или увидеть в этом “дамские фантазии”. Ведь перед нами, словно милые котята, такие “пушистые” мысли и поступки! Однако котята могут вырасти в хищных тигров и львов, если отношение к вещам как к живым существам обернётся изнанкой: отношением к людям – как к вещам. А подобные выверты трансгуманизма вполне возможны. Так, например, одна из почитательниц Мари Кондо благодарит ее за обучение следующим образом: «Ваш курс помог мне понять, что мне по-настоящему нужно, а что нет. Поэтому я подала на развод. Теперь я чувствую себя намного счастливее» (цитата из книги «Магическая уборка»). Получается, слушательница курсов задалась вопросом «Радует ли меня этот муж?» (по аналогии с «Радует ли меня эта вещь?») и избавилась от него, как избавляются от поношенной одежды или стопки книг, превысивших установленное количество личного собрания.
Ну, на сегодня всё. Осталось только пояснить, зачем я это написал. Но блог «12 месяцев для чтения» – это не только рекомендация той или иной книги. Мол, прочтите немедленно! Он еще и о чтении вообще. Поэтому считайте это сообщение призывом к чтению. Внимательное чтение способствует лучшему пониманию жизни во всем ее разнообразии. Внимательно читайте книги – и лучше поймете, чем жив современный человек.
 
Дмитрий Кочетков

Ярлыки: авторское слово, отраслевая литература


2022-03-26 10:00



«Вон же он, есть еще нормальный мир!» 
(Автор книги)
 
У этой книги есть еще подзаголовок "Приключения в жизни будничной и вечной". Тут-то я и заинтересовалась. Кто бы мне сказал, что я буду читать книгу, написанную священником и смеяться, в жизни бы не поверила.
А кто бы мне сказал, что бывают и такие священники – насмешливые, легкие, многомудрые – тоже не поверила бы.
А Сергей Круглов и на журфаке успел поучиться, и в газете поработать. Стихи его печатали аж с 1993 года, премии стяжал. И подался в священники. 
Знаете, проза поэта – особенная. Книга эта не является ни романом, ни жанровой прозой. Сборник зарисовок? Эпизоды из жизни реальной и вымышленной? Анекдотические случаи и философские размышления? Пожалуй, все вместе плюс смешные авторские рисунки. Хотя по факту повествование складывается во вполне гармоничную картину. Ведь герои одни и те же. Зашифрованный в Н. скорее всего сам автор, священник и сын священника. Костя – то ли альтер эго писателя, то ли приятель, вечно влипающий с ним на пару в глупые и неловкие истории. Ностальжи – подруга обеих, возможно, собирательный женский образ, хороший, кстати, образ, душевный, мудрый и легкомысленный одновременно.
Глубоко уважаю людей с самоиронией, считаю ее признаком высокого интеллекта. Так вот, господин Круглов покорил меня своим мягчайшим юмором, глубокими познаниями в различных философиях, от теософской до бытовой, и умением соединить это в живое полотно.
Без цитаты не обойтись.
«Н. затворил за Костей Иночкиным дверь и пошел на кухню убирать со стола. На столе меж стаканов лежал забытый Костей телефон. Н. усмехнулся и покачал головой: Костя часто забывал телефон там и сям, вообще к гаджетам относился свысока.
– Ну вот как ты в метро без него ездишь? – не раз говорил ему Н.
– А что? – отвечал Костя. – Я предпочитаю живое общение!
И это было правдой: Костя Иночкин любил в вагоне метро, когда не удавалось наладить контакт с пассажирами, через кнопку связи разговаривать с машинистом поезда и сообщать ему о поразительных предметах».
Каждый читатель с чувством юмора найдет в этой небольшой книжке что-нибудь свое. Кому умных мыслей на цитаты, кому презабавных эпизодов из разряда: «Да не может быть, чтоб со священниками такое происходило, ха-ха, обхохочешься!»
А кто-то, как это частенько бывает, наткнется на ключевую фразу к своей жизни, застынет на минутку, подумает, да и поменяет мир вокруг себя.
 
Светлана Маркевич

Ярлыки: православная литература, российская проза, сборник, современная проза


2022-03-26 09:00



«Обиталища сии (монастыри) не суть изобретение человеческого ума, но Дух Святой через богодухновенных отцов уставил жительство это для тех, которые позваны будут от Бога, или из любви к Нему, или ради множества грехов своих»
(Преподобный оптинский старец Макарий о монастырях)
 
Оптину пустынь в период ее расцвета в девятнадцатом веке прославило старчество. И отличительной его чертой стало то, что русские старцы «не только окормляли монахов своей обители, но направляли свое служение на благо всего народа». Известно, что на исповедь к преподобному Макарию стремились далеко не последние люди России. Среди них, например, классик русской литературы Н.В. Гоголь, который приезжал в Оптину пустынь не единожды и который, по его же словам, духовно переродился, вошел к старцу «одним, а вышел другим». Не менее известно посещение Ф.М. Достоевским старца Амвросия, к которому писатель отправился после постигшего его несчастья – смерти сына Алеши. Эта поездка не только принесла ему утешение, но и предопределила появление романа «Братья Карамазовы» в том виде, в каком он вышел в свет. Надо ли говорить, что такой персонаж романа, как старец Зосима, имеет несомненным прототипом уже упомянутого отца Амвросия.
Но книга Андрея Конопленко тем и хороша, что затрагивает не только пору расцвета обители. Его книга – это путь «сквозь многие века и разные эпохи», который насыщен «радостными и горькими, светлыми и драматическими» многообразными событиями. Да, у обители были и трудные времена. Тут даже напрашивается удивительная историческая параллель. Во время Великой Отечественной войной на территории монастыря был организован госпиталь. А в восемнадцатом веке император Петр I предписал превратить монастыри в богадельни и лазареты. Но самое главное: обитель и закрывали не раз. Если властью большевиков пустынь была официально закрыта в 1918 году, то в 1724 году её упразднил всё тот же Петр Великий. 
Не менее удивительно происхождение названия монастыря. По одной из версий, оно происходит от имени разбойника, который и основал пустынь. Раскаявшийся злодей и душегубец по прозвищу Опта в качестве основателя столь прославленной обители может вызвать недоумение. Однако это недоумение пройдет, если вспомнить, что живший в IV веке на территории Египта Моисей Мурин (кстати, ныне почитаемый в лике преподобного) до своего монашества был никем иным, как главарем шайки грабителей. Пути Господни неисповедимы.
Вообще, автор не скрывает свойственного некоторым монахам дурного поведения, существовавших в монастырях доносов, беспорядков. Это я упомянул не для того, чтобы бросить камень в монастырский огород. Просто надо понимать, что мирская жизнь со своими страстями может проникнуть и за ограду обители. Поэтому если вдруг сейчас, во время Великого поста, у кого-то появилось желание стать лучше, чище, добрее, для этого необязательно жить в монастыре. Для этого надо построить храм в своей душе. И наставления старцев, приводимые на страницах представленного издания, могут помочь на пути желаемого духовного обновления.
Однако не только с религиозной, но и вполне со светской точки зрения, обращение к книге Андрея Конопленко может быть полезным. Ведь монастыри оказали огромное влияние на культуру и духовное развитие Российского государства. Поэтому историю нашего Отечества нельзя отделить от истории монастырей. Представленная же книга излагает полную историю Оптиной пустыни с предполагаемого времени ее возникновения до наших дней.
 
Дмитрий Кочетков

Ярлыки: историческая литература, отраслевая литература, православная литература


2022-03-19 10:15



«Отвечаю на вопрос по поводу спецоперации на Украине.
Двадцать лет назад я написал пьесу "Верните бабушке ружьё",
которая была поставлена в русской антрепризе в г. Вологда. 
И в этот же год я написал роман на эту же тему "Мутанты",
читайте, я там всё сказал».
 
11 марта 2022 года  
 С. Алексеев
 
Эту цитату я скопировала со страницы ВКонтакте известного российского писателя Сергея Трофимовича Алексеева. Я являюсь давней поклонницей творчества этого писателя и даже знакома с автором лично, но роман «Мутанты», изданный им в 2009 году, как-то прошёл мимо меня. Сегодня устраиваю себе «ликбез», хочу сама познакомиться  и познакомить читателей с этим произведением. 
Так вот, о книге, которая ввиду современных событий на Украине вспомнилась Сергею Трофимовичу и его читателям. Дело происходит в районном центре Братково, разделённом пополам между Россией и Украиной. Так уж получилось, что многие жители села, русские по происхождению, оказались на украинской стороне, а украинцы – в России. Посреди села стоит башня-таможня, а вдоль границы – бетонная стена. Занимаются жители данного села в основном контрабандой. Говорят на смеси языков, своеобразном суржике. А главные герои романа, бывшие супруги с партизанским прошлым в брянских лесах, с рассказа о которых собственно и начинается роман, после развода поделили свой  дом на две части. И не просто поделили – через дом прошла граница между Украиной и Россией. Как раз на уровне печки. И как оказалось, бывший супруг, Степан Куров, рождённый, кстати, в Московской области, теперь   гражданин Украины. А его бывшая супруга Елизавета Совенко по прозвищу Сова – гражданка России. 
Именно с этой гражданкой и начали происходить совершенно фантастические и непонятные события. Собирая в лесу грибы, встретила Сова чудище лесное, от которого сбежала, ног под собой не чуя, бросив и корзину и грибы. Кто это был? Леший?  Вырожденец из чернобыльских лесов? Инопланетянин? Или мутант?  И начался в Братково переполох…  Да ещё какой! Американский специалист приехал разбираться.
Не буду пересказывать вам весь сюжет книги. Скажу одно. Ох, как поклевали Сергея Алексеева за это роман в 2009 году!  Сочли фантасмагорией и гротеском. Кто-то просто посмеялся над сюжетом. А кто-то и возмущался, обвиняя автора во всех смертных грехах – до пропаганды алкоголизма. И в нездоровых политических фантазиях:  какая же стена может быть между Украиной и Россией! Мы же – братские народы!
Вот один из наиболее мягких отзывов читателя в 2009 году: «Из этой книги получился бы неплохой современный русский фильм, если бы не основная тема. Парадокс. Дело в том, что сейчас в массовом кино очень любят гротеск и всяческие неправдоподобные, но якобы смешные явления. Поэтому все эти пенсионеры, у которых с войны залежалось оружие всякого калибра вплоть до пулеметов и гранат, село, разделенное пополам материалами, оставшимися от берлинской стены, нашедшиеся отцы и братья а-ля индийское кино, украинцы все как на подбор с оселедцами, какие-то сексуально озабоченные женщины среднего возраста, непременные американцы, говорящие на ломаном русском, подкопы под границей из сортира в козлятник... Весь этот паноптикум, к несчастью, смотрелся бы весьма органично на экране сейчас. Если бы только действие не происходило на границе России и Украины». 
А вот один из диалогов книги наших героев Совы и Курова:
« - Ну что, живой ещё, бандера?
- Что мне сделается? – пробубнил Куров, – я уж привык терпеть от вас, москали проклятые. Погоди, вот хохлы вступят в НАТО и покажут вам кузькину мать.
- Нехай вступают! – без особого азарта подбодрила Сова. – И поскорей! Вот уж потеха будет – хохлы в НАТЕ!
- Чего же потешного?
- Так ей же сразу хана придёт!
- Кому – ей?
- НАТЕ твоей!
- А они тогда – в Евросоюз!
- И союзу этому будет полный кирдык! Вы, хохлы, - наш засадный полк. Мы вас скоро в Штаты зашлём! Шоб разъединить их к чёртовой матери! От них вся зараза идёт…
- В том и есть ваша москальская агрессивная физиономия! – нехотя отпарировал дед».
 Как вам? Написано в 2009 году. Сейчас 2022. Читайте. Думайте.
 
Валерия Базлова

Ярлыки: российская проза, современная проза


2022-03-19 09:00



Всероссийская коммуна
Разорила нас дотла,
Коммунистов диктатура
Нас до ручки довела.
(Частушка, которую пели в Кронштадте)
 
Еще одна книга из серии «Советская история». Каждая книга этой серии имеет свои особенности. Говоря о «Мифах и правде Кронштадтского мятежа» Владимира Шигина, необходимо отметить удачный сплав литературного таланта с хорошим знанием военно-морской темы. Впрочем, удивляться здесь не приходится. Ведь автор, с одной стороны, известный писатель-маринист, с другой, – капитан 1 ранга.
Историческим работам Владимира Шигина порой свойственно представление спорной точки зрения, но, тем не менее, всегда обоснованной и аргументированной. Эта характеристика, надо сказать, нисколько не мешает чтению, наоборот, делает его более интересным. И всё-таки, не ставя под сомнение историческую достоверность представленной книги, нельзя не отметить, что она создана писателем, а не ученым-архивистом, строго указывающим все листы такого-то дела из такого-то архива и сопровождающим каждую цитату сносками, ссылками и отсылками. Более того, представленная книга не имеет даже библиографического списка использованной литературы. Для тех, кто будет работать с изданием в учебных целях, это, конечно, упущение.
Что же мы можем узнать из книги Владимира Шигина?
Автор подробно рассказывает о ситуации в Кронштадте в начале 1921 года. Им описан весь ход событий в феврале-марте 1921 года. Можно узнать и о штурмах крепости, и о расправе с участниками мятежа. Есть в изложении материала и документальность, и занимательные факты (например, кто стал прообразом главного героя в известном кинофильме «Мичман Панин»), и даже поэзия (в буквальном смысле, цитируются стихи С. Есенина, А. Сорокина, Э. Багрицкого, приводятся тексты частушек и т.д.)
Однако представленная книга имеет более широкое содержание, чем можно первоначально предположить. Рассматривается роль матросов в период Гражданской войны в целом, а не только Кронштадтский мятеж как таковой. И состоит она из двух частей: «Матросы против большевиков» и «Кровавый лед Кронштадта».
Вспомним, что Зинаида Гиппиус описывала матросов следующим образом: «Озверевшие, с кровавыми глазами и матерным ругательством – мужики, “ндраву которых не ставят препятствий”, а его поощряют. Где ндраву разгуляться – туда они и прут. Пока – ими никто не владеет. Но ими непременно завладеет, и только “хитрая сила”. Если этой “хитрой силой” окажутся большевики – тем хуже». И большевики, кстати говоря, в значительной степени «завладели» матросами. Но если даже оставить за скобками тот факт, что матросов («мужиков») так описала представительница интеллигенции (а «мужики» и интеллигенция мало друг друга понимали и любили), то всё равно нельзя не увидеть бесперспективности вывода о полном и долговременном слиянии большевиков и матросов на почве политических симпатий. Ведь единой, четкой и конкретной политической программы (и единства вообще) у матросов не было. Автор сообщает нам о матросах-чекистах и матросах в Белой армии, о матросах идейных и «безыдейниках» (матросах-атаманах). Констатируя разобщение матросов, автор пишет: «...зачастую у матросов-большевиков, матросов-эсеров и матросов-анархистов не стало уже ничего общего, и они были готовы к расправе над своими недавними сотоварищами в угоду партийным интересам». Таким образом, матросская вольница вписала себя в историю Гражданской войны, прокатившись кровавым «яблочком» по матушке России.
Так по каким причинам кронштадские матросы устроили мятеж? Было ли всему виной их моральное и политическое разложение? И каким образом большевикам удалось переломить леворадикальные настроения матросов?
Обо все этом узнаете из книги Владимира Шигина «Мифы и правда Кронштадтского мятежа».
 
Дмитрий Кочетков

Ярлыки: XX век, историческая литература, отраслевая литература, серия


2022-03-12 09:00



Главный герой произведения – Дмитрий Павлович Санин, дворянин.
Однажды он оказался во Франкфурте. И было Санину в ту пору всего лишь 22 года.
Волею случая он познакомился с очаровательной девушкой, итальянкой по имени Джемма, дочерью владелицы небольшой кондитерской.
У Джеммы есть жених, некто господин Клюбер. Однажды получилось так, что Санин (а не жених!) вызвал на дуэль оскорбившего девушку немецкого офицера. После этого случая Джемма отказала Клюберу.
А Дмитрий Павлович понял, что полюбил красавицу-кондитершу. И это чувство оказалось взаимным…
Санин сделал предложение Джемме, получил согласие с ее стороны. Он счастлив.
Женитьба – дело затратное, и Дмитрий Павлович решает продать свое имение.
Покупатель, точнее, покупательница – Марья Николаевна Полозова, жена его приятеля.
И что же получилось в результате предполагаемой сделки? Санин отказался от невесты, остался с госпожой Полозовой, вернее – с четой Полозовых, вместе с которыми провел долгие годы, пока его не бросили, как «изношенную одежду»…
Таков сюжет в кратком пересказе.
Конечно же, читатель сразу отметит, что здесь присутствует нечто из биографии самого Тургенева, то, что называют «жизнью на краю чужого гнезда», и с этим нельзя не согласиться.
Почему же так бывает? Кажется, человек любит и любим, и вдруг – как искра – мимолетная страсть, которая перечеркивает все предшествующие отношения.
И сюжет такой в литературе присутствует, вновь и вновь обыгрываемый в контексте того или иного времени.
Вспомним написанную 1969 году Э.Брагинским и Э. Рязановым пьесу «С легким паром, или Однажды в новогоднюю ночь…». Да, да, именно это произведение во многом стало основой для художественного фильма «Ирония судьбы…».
Парадоксально, но именно эти творения сродни «Вешним водам» И.С. Тургенева.
А ведь свою повесть великий русский писатель создал 150 лет назад! Но не зря же говорят, что меняются внешние реалии нашей жизни, а человек по своей сути остается прежним: нуждающимся в любви, заботе, понимании… Человек так же, как и сто, двести лет назад, переживает, страдает, увлекается, ошибается, совершает с точки зрения здравого смысла нелогичные поступки. И жалеет потом о сделанном и несделанном, мучается угрызениями совести, как, например, Дмитрий Павлович Санин.
В том и заключается вечное очарование классики, что она всегда актуальна, она демонстрирует именно истинную суть, сумев ее найти среди поверхностного и мимолетного.
 
Светлана Титова

Ярлыки: классика, русская литература


2022-03-09 09:05



«Классический балет есть замок красоты,
чьи нежные жильцы от прозы дней суровой
пиликающей ямой оркестровой
отделены. И задраны мосты».
 
(И. Бродский. Михаилу Барышникову)
 
Автор книги «Балерина из Санкт-Петербурга» - Анри Труайя (Лев Асланович Тарасов), известный французский писатель русского происхождения, член Французской академии, лауреат многочисленных литературных премий, автор исторических и художественных произведений, исследователь исторического наследия России. 
Эта книга была написана в 2000 году и входит в серию «Русские биографии», которая представляет собой собрание произведений о самых ярких личностях русской политики, литературы и искусства.
В ней мы погружаемся в прекрасный мир русского балета, начиная с его выдающегося периода  в эпоху правления Александра III. Это время, когда все были без ума от блистательных постановок Мариуса Ивановича Петипа. Танцовщик, балетмейстер и педагог с именем, по звучанию похожим на элемент классического танца, Мариус Петипа, француз по национальности, посвятил свою жизнь русскому балету. Главная героиня повествования – Людмила Ивановна Арбатова, благодаря счастливой встрече с этим патриархом классического танца, становится ученицей Императорской балетной школы Санкт-Петербурга. Знакомство юной Людмилы с этим выдающимся человеком определило всю ее дальнейшую жизнь, навсегда связало Людмилу с миром танца, дружбой с «великим марсельцем» и его семьей.
Надо сразу оговориться, что такой балерины на самом деле не существовало. Людмила Арбатова – персонаж вымышленный, некий собирательный образ балерин со схожими судьбами в непростое время: конец 19 - начало 20 века с его революционными изменениями как в стране, так и в искусстве балета. Заканчивается эра Петипа, появляются новые веяния в танце: это и новаторство Айседоры Дункан, и Сергей Дягилев со своими парижскими «Русскими сезонами» – все это приводит к глубоким переживаниям Людмилы, которая в силу своей влюбленности в балет и самого Петипа живет только миром танца, и, как ярый приверженец русского классического направления, она опасается, что все эти новшества могут привести к потере артистического вкуса у публики и отсутствию интереса к классическим постановкам. Но время все расставляет на свои места: интерес к классическому репертуару не слабеет, а наоборот, только возрастает, ибо классика – вечна.  
Как и многие представители артистических профессий того времени, Людмила со своим возлюбленным, тоже артистом балета Борисом Хлебниковым (также вымышленный персонаж), уезжают во Францию, где Борис работает  в труппе Дягилева, а Людмила открывает свою школу классического танца. Все складывается вроде бы неплохо, но вскоре Людмилу постигает несчастье: ее единственная любовь, Борис, записавшись добровольцем во французскую армию, погибает на фронте в 1915 году. Только работа, ее ученики помогают Людмиле справится с ее потерей. Она окончательно убеждается, что ее предназначение – передавать новым поколениям танцоров секреты искусства, полученные ею в Санкт-Петербурге у великого Мариуса Петипа.
 
Татьяна Смирнова

Ярлыки: биография, искусство


2022-03-01 11:05



«Ну вот и ваши хваленые демократия и свобода в действии!»
(Из представленной книги)
 
Есть проза женская, а есть проза мужская. Олег Кондратьев, как некогда Эрих Мария Ремарк, написал о мужской дружбе трех товарищей. Только у Ремарка трое друзей – представители «потерянного поколения», а у Кондратьева – не потерянного, но практически ненужного.
Каждому из трех однокашников (и Геннадию Соловьеву, и Денису Вилкову, и Василию Лысенко) Олег Кондратьев посвятил по части своего романа. И каждая часть его романа получила свои особенности. Первая часть (самая короткая) – это история одного отдельно взятого подвига, который совершает честный «службист» Соловьев. Вторая часть – биография, пожалуй, самого симпатичного героя – Дэна Вилкова, которому прощаешь даже извечную слабость сильных мужчин. Слабость к спиртному. Впрочем, причины на такое поведение у него имеются. И коренятся в неудачной семейной жизни. А третья часть, пунктирно наметив личную судьбу Василия Лысенко, повествует о совместном противостоянии военно-морских друзей-товарищей новым хозяевам жизни, появившимся в лихое десятилетие, завершающее ХХ век. Тут и рейдерство, и наркотрафик, и убийство, и похищение жены с дочерью. Социальный (поначалу) роман, совершив кульбит, становится криминальным детективом, а затем, при описании захвата колесного парохода «Гоголь», – отчасти даже литературным «боевиком». Однако своей идейной целостности он не теряет.
Какой выпускник военно-морского училища не мечтает о корабле, службе на котором можно было бы гордиться? Мечтали и наши три товарища. Но корабли уже были не те, экипажи не те, да и отцы-командиры порою тоже. По большому счету – время не то. Как написал автор:
«Вместо кораблей и лодок – кастрюли и сковородки, вместо танков и БМП – ложки, вилки, тазики... И высококлассные мастера-корабелы на фиг не нужны: сковороды и кастрюли может штамповать даже ленивый ученик.
Военные НИИ – закрыть!
Военные учебные заведения – сократить набор вдвое (или вчетверо) и переименовать в институты.
“Лишние” аэродромы – засеять овощами».
Это и объясняет гнев упомянутого в названии «морского бога». Притом в трех смыслах. Первые два прозрачны. «Морского бога» прогневили безответственным и разрушительным отношением к ВМФ. Но гневается он не только потому, что «за державу обидно», но и потому, что обидели его трех достойных «жрецов» – офицеров Северного флота. Однако, на мой взгляд, вспомнить название романа вынуждает и финал произведения. В эпилоге мы узнаём, что Василий Лысенко собирается написать рапорт на увольнение, чтобы полностью уйти в бизнес: ресторан, рулетка, карточные столы... Казалось бы, ну пусть человек поживет в свое удовольствие. Но напоследок оброненная автором фраза «Шел 1998 год», по всей видимости, перечеркивает надежды героя на богатую жизнь. Кто не помнит, поясню: 1998 год разродился в России одним из самых тяжелых экономических кризисов, и население страны было вынуждено выучить новое для себя слово «дефолт». Почему же планам Василия Лысенко, скорее всего, не удастся осуществиться? Только ли экономика виновата? Нет, пожалуй! Ты же офицер, Василий! Какая рулетка и карточные столы! Не гневи морского бога!
В целом, детективно-приключенческий социальный роман Олега Кондратьева  производит благоприятное впечатление. Композиционно выверенное, написанное не без юмора произведение доносит жизнеутверждающую истину: если есть еще женщины в русских селениях, то знайте, что и на флоте есть настоящие мужики. А сюжет таков, что вызывает желание узнать, чем же всё закончится. 
Завершая отзыв, я сделаю лишь одно замечание. Хотя редакцией и установлен возрастной ценз 12+, в произведении Олега Кондратьева много слов, так сказать, передающих атмосферу общения моряков. Да, слова заточкованы или после первой буквы заменены эвфемизмом. Но, как говорится, все всё поймут. Так что, возможно, кому-то покажется не совсем оправданным с художественной точки зрения столь неэкономное использование соответствующего пласта русской лексики.
 
Дмитрий Кочетков

Ярлыки: военная тема, детектив, приключения, российская проза


2022-03-01 10:05



Слепой случай меняет все. 
Вергилий
 
 
Если вам понравились первые книги писательницы – хватайте, читайте и наслаждайтесь. Потому что в этой дилогии снова жизнерадостная героиня, скорая на выдумки и проказы, как и в «Тринадцатой невесте» и в «Доме на перекрестке».
И нет, в этот раз не попаданка. Дано: некий псевдосредневековый магический мир, графини, маркизы и прочие эльфы с призраками.
Повествование ведется от первого лица юной наследницы обедневшего графского рода. И репортаж начинается прямо из кустов у загородного поместья маркиза. В кустах двое: лопоухий эльфёнок и наследница графского рода, весело и на своем примере поучающая неуклюжего подростка правильно ползать по-пластунски, подглядывать за «курятником» понаехавших невест-охотниц, таскать плюшки из кухни и ускользать от внимания.
А еще Эрика вовсю общается с местным призраком, узнает множество тайн и пользуется информацией себе на пользу.
Зачем девушка лежала в засаде, спросите вы? Наблюдала за конкурентками и строила планы, как распугать расфуфыренных невест, но и самой не выйти замуж за маркиза. Ведь привела ее сюда старая магическая сделка вот этого самого шаловливого призрака и ее почившего предка. Они с маркизом должны пожениться! Какой ужас! И у ГлавГероя и у ГлавГероини совсем другие планы на жизнь.
А потому Эрика становится очень-очень личным помощником в делах маркиза ди Кассано, исключительно для того, чтобы проследить, за исполнением магического брачного договора. Всего год продержаться и тогда…
Проницательный читатель прекрасно увидит все, что будет дальше. Разумеется, они поженятся на самом деле, кто бы сомневался! Кстати, если кто-то ожидает модного в последние пару сезонов властного героя, то его (ее) будет ждать разочарование. Маркиз суров только на своей работе с подчиненными и нарушителями в ментальной магии. И графская наследница вовсе не пробивная и хамоватая попаданка, а аристократка, правда, проведшая свою совсем раннюю юность в приюте. Вот где происходит закалка духа и отработка навыков выживания!
А потому Эрика весела, легка на подъем, бодро налаживает отношения со своим будущим пасынком, изящно отваживает нехорошую будущую свекровь и делает жизнь маркиза, его домочадцев, его друзей наполненной искренними чувствами. Да-да, теми самыми мелочами, позабытыми с детства, что могут добавить тепла и простого волшебства в напряженную взрослую жизнь.
Дело в том, что юная девушка однажды умерла. Жил-то обедневший графский род в Пограничье, где нашествия нежити не редкость. Однажды род погиб. Полностью. Если бы не старенький некромант, пожалевший двух хорошеньких девчушек, двух кузин, слишком рано сгинувших в когтях чудовища, по его мнению. Взял да и вернул души, недалеко отлетевшие от тел.
Эрика с тех пор видит призраков и кое-что еще. Об этом мы узнаем почти сразу. А вот все остальные тайны и секретики загадочной (не)невесты маркиза вы узнаете, прочитав эту воистину увлекательную, искрометную дилогию. Мягкий фирменный юмор Завойчинской вызовет улыбку, а герои искреннюю симпатию.
 
Светлана Маркевич 

Ярлыки: магия, приятное чтение, фэнтези


2022-03-01 09:35



Проходит жизнь, как сон, как боль.
Мечты сдаются и стареют...
И постаревшая Ассоль
Уходит, не дождавшись Грея...
(Наталья Варлей «Ассоль»)
 
 
Вечно юная повесть-феерия отмечает первое столетие со времени окончания ее написания. Об этом произведении знают все, даже те, кто его никогда не читал. Потому что видели замечательный фильм (реж. А. Птушко, 1961 г.), в котором снимались Анастасия Вертинская и Василий Лановой. Или не менее замечательный мюзикл на музыку Максима Дунаевского. Кому повезло в учении, быть может, участвовали в празднике выпускников школ «Алые паруса» в Санкт-Петербурге. Кому повезло в любви, быть может, встречались у кафе «Ассоль» (такие в разных городах имеются). Во всяком случае, пояснений, о чем же здесь пойдет речь, не требуется ни для кого.
Впрочем, мне хочется сказать совсем немного (всё и так уже сказано до меня), притом даже не столько сказать о повести, сколько попытаться разгадать феномен парадоксальной любви к ней читателей.
Ведь не предположение, а факт: любимая повесть не соответствует духу времени. Конечно, повторять разные эпатажные мнения о несовременности «Алых парусов» и опасности их идей для активного самовыражения я не буду. Однако вслед за Натальей Варлей могу вспомнить, что умный, интеллигентный и начитанный Леонид Куравлев (вечная ему память) однажды заявил: «Я Грина ненавижу!..» Наталья Владимировна пишет: «Я не могла понять, как же так?! ... Теперь понимаю: мечта о несбыточном, ожидание “алых парусов”, а после – неминуемая утрата этой мечты и разочарование – вот от чего предостерегал меня Леонид Куравлев»*. Это, конечно, женский взгляд, так сказать, претензия на отсутствие отважных Грэев. Но точно так же можно написать и об отсутствии верных Ассоль. Романтический мир Грина и реальная жизнь, как два берега реки, сойтись вместе не могут.
Кстати, эти мысли символически подтверждает и местоположение череповецкой скульптуры «Ассоль» (переименованной народом «Марины»). Первоначально на улице Ленина она соседствовала с кафе, магазином, казино, то есть находилась рядом с торговлей, в которой столь успешны Меннерсы, а не Грэи. Затем она удачно поменяла прописку и оказалась на набережной. Однако это можно считать олицетворением лишь бесконечного ожидания своего Грэя, как ждут у моря погоды. А вот рядом с Дворцом бракосочетания скульптуре места не нашлось. Конечно, всё можно объяснить прозаично, и буквальным прочтением произведения, и планами благоустройства города. Но разве это не символ того, что мечтать, как Грин, мы готовы, а жить согласно мечте – нет?
Ну и чуть-чуть о духе времени. Не буду говорить о сегодняшних крайностях, когда обращение «Дамы и господа!» становится гендерно чуждым, а демонстративное называние себя самкой (к примеру, альфа- или бета-самкой) вполне приемлемым. Или о подмене романтики сексуальностью, когда секс-шопы растут в городах, как грибы после дождя. Ведь и обычный прагматизм, всегда свойственный людям при выстраивании отношений, никуда не делся. Действительно, теперь о смелом капитане (он же и принц) можно мечтать, не стоя на берегу, а находясь в уютном ресторанчике, запивая свой романтический настрой столетним вином из бочки, которое, как кажется, еще никто и никогда не пил, и думать о счастье под тихую игру виолончели. (Почти по Грину.) Но при этом есть четкое осознание, что принцев следует завоевывать, а не ждать. А при отсутствии принцев использовать для своего досуга Меннерсов. Конечно, так было и раньше. Просто то, что раньше вызревало в результате доморощенных прозрений, сейчас может культивироваться на специальных тренингах и семинарах.
Так за что же мы любим повесть «Алые паруса»? За то, что она нереальна, как всякая сказка? Или всё-таки за даруемую надежду на чудо? 
Александр Грин призвал к рукотворному чуду на радость ближнему, что само по себе прекрасно. Но он же и провозгласил веру в добро, возвышенную мечту и чистую любовь. Вот это и есть воистину те чудеса, которые могли бы соединить мостом прагматический берег жизни с романтическим берегом Грина. 
Возможно, они и соединяют, но не для всех, а для избранных. Тайно и вдали от современной «светской» шумихи и гламурной суеты. Без поиска дивидендов от вложенных в партнера чувств или расчета кэшбэка эмоций в случае неудачи. С верой «в мечту, как в доброту людей» (Юрий Антонов). Естественно, вопреки всему. И навсегда.
Возможно, что и так...
И здесь, я думаю, уместно завершить эту заметку словами Натальи Варлей:
«Я всё поняла. Но Грина всё равно люблю. Люблю его героев, нежных, сильных и верных. Тех, кто до конца верит в мечту...»*
 
Дмитрий Кочетков
 
* В сообщении цитируется книга:
Варлей, Н.В. Канатоходка : автобиография : [16+] / Наталья Варлей. - Москва : Эксмо, 2019. - 477, [1] с., [24] л. ил. Смотрите страницы 99 и 100.
 

Ярлыки: авторское слово, ХХ век, классика, русская литература


2022-03-01 09:05



Приближается весна, и душе, уставшей от зимнего холода и хмурых дней, захотелось света, солнца и отпуска. Желательно, в тёплых краях. Вероятно, именно по этой причине, в первую очередь, я и взяла в руки книгу Анны Князевой «Песня чёрного ангела». В аннотации было сказано, что героиня книги Анна Стерхова, устав от московской жизни, приезжает на отдых в санаторий в маленький городок на берегу Чёрного моря. Этого оказалось достаточно, чтобы и мне захотелось совершить эту поездку вместе с героиней романа, и я отправилась туда вместе с ней, углубившись в чтение. Сразу скажу, описание санатория, куда приехала наша героиня, очень реалистично. Так и представляешь себе чудом сохранившуюся бывшую советскую здравницу: захолустный городок с тёмными улицами без фонарей, полуразвалившиеся корпуса санатория, запущенный парк и остатки строго рекламированного советского порядка: процедуры по часам, вечером кино и танцы, соблюдение режима. И скука. Скука, которая подтолкнула нашу героиню Анну заняться и в отпуске любимой работой – расследованием преступления. Потому что, как оказалось, Анна Стерхова не просто отдыхающая из Москвы, а подполковник полиции. Да ещё и известный автор детективных романов, пишущий их под псевдонимом Елена Воеводина. Возможно, Анна в отпуске и не стала бы искать приключений, но приключения сами нашли её. В первый же день на своей кровати в старом нежилом корпусе санатория, куда её поселили на одни сутки, она находит холмик песка с могильным крестом. Ночью кто-то ходит по второму этажу здания и включает киноаппаратуру. В дверях она находит записку с одним словом «спасайся». Дальше - больше. Наша героиня узнаёт о событиях, которые происходили в этом городке 15 лет назад, когда после конкурса красоты бесследно исчезла его королева-победительница. Девушку сочли утонувшей и закрыли дело по причине суицида, но Анне это кажется подозрительным. И она включается в расследование, которому, как оказалось никто не рад. Героиню будут преследовать и реальные, и мистические события, преступления прошлого и настоящего. Не буду пересказывать сюжет. Скажу одно: читать роман вам будет интересно. События описываются динамично, без излишней занудности. Героиня вызывает симпатию. А Анна Князева, автор, у которого сквозной нитью всех детективных романов является раскрытие тайн прошлого, не разочарует своих читателей.
 
Валерия Базлова

Ярлыки: детектив, современная проза


2022-02-21 11:00



В конце концов приходится считаться
С последствиями собственных затей. 
Гете
 
Что я могу сказать? Очень даже неплохо. Милая книга об очередной попаданке в магический мир. Почему взялась прочесть? А потому что героиня – библиотекарь. И в свой мир ее вежливо пригласил импозантный господин, чтобы поработать по специальности, наладить деятельность позабытой позаброшенной университетской библиотеки.
А перед этим как раз случилось молниеносное расставание с мужем, дети выросли и разлетелись из родительского гнезда. Вот и стала Алла Николаевна мастером-библиотекарем.
О, всё оказалось просто и сложно одновременно!
В изложении автора героиня очень легко принимает факт существования других миров, магии, драконов и прочих разных эльфов. Здесь мы критическим оком можем увидеть распространенное явление, язвительно названное «Мери Сью», то есть наличие героини, которой все само падает в руки без усилий. Ладно, спишем на вознаграждение за непростую земную жизнь. 
Женщина играючи осваивается на новом месте, и тут, вот сюрприз, к ней проявляют интерес сразу аж несколько мужских особей. Но она строга, сурова и не слишком юна, а, значит, опытна и малость цинична.  Магия подарила мастеру Алле молодость, но и нагрузила обязанностями. Но ей это, похоже, в радость.
Если вас не раздражают бытовые подробности о покупках, платьицах, типа умылась, поела, сделала то-то и то-то, милости просим в книгу.
Здесь не будет особых приключений и страстей. Высокопоставленные мужчины, которые роем завиваются вокруг героини, осознают, что им нужнее рабочая ипостась женщины, то есть мастер-библиотекарь. Читатель вместе с героиней не спеша будет осваиваться в новом мире, знакомиться – строго по пунктам – с расами и обычаями. И не паниковать! И никаких внутренних монологов с писками, визгами ужаса, слезами по утерянному миру, страхами и гормональными бурями.
Повествование течет неспешно, вполне грамотно, но не очень эмоционально.
Ближе к финалу Елизавета Соболянская как будто спохватилась, что любовную-то линию надо прописать! Так что и личную жизнь мастер-библиотекарь наладит, не переживайте. Кстати, я оценила все магические штучки, придуманные Соболянской для маг-библиотеки. Любопытно. А уж отпечаток ауры мастера на каждой книге с возможностью отследить должников и воришек – просто блеск. Как бы это воплотить в нашей реальности? 
И еще один плюс – никаких продолжений! 
 
Светлана Маркевич

Ярлыки: российская проза, фаетастика, фэнтези


2022-02-21 10:00



Главное - успокоиться, прогнать из души липкий страх. Тот, кто паникует, уже проиграл. 
Сергей Лукьяненко.
 
Знакомьтесь с новым писателем. Эйприл Хенри – американский автор молодежных триллеров, которые уже много лет держатся в топах Amazon.com. Роман про похищение девушки. Вообще-то, похищать её не собирались, просто так случилось. Хотели угнать машину, а в ней оказалась девушка, да к тому же слепая и не совсем здорова на данный момент. Пока её мачеха ходила за лекарствами в аптеку, тут всё и случилось.
Отпускать её нельзя, может выдать угонщиков, что с ней делать - непонятно. Но когда узнали, что она дочь президента "Найк", сразу же созрел план с выкупом. Вот такая история.
Что меня поразило, так это выдержка слепой героини, она не отчаялась, а разработала свой план поведения. Главное - это наладить контакт с похитителем, который оказался не таким уж и плохим. Всем заправлял отец похитителя, а сам он только выполнял его указания и вроде даже как проникся сочувствием к девушке.  Но Шайен, похищенная, не собиралась дожидаться его помощи, она рассчитывала только на свои силы. Интересный сюжет, с необычными ходами и поворотами. Мужественная Шайен - достойный пример того, как нужно действовать, несмотря на то, что ты не видишь, находишься в заключении, в полном отчаянии, но тем не менее не сидишь сложа руки, дожидаясь своей участи, а находишь силы сопротивляться и действовать на свой страх и риск.
Ну и концовка романа неоднозначна, тут уж сам читатель может строить догадки о дальнейшем развитии событий. Вполне молодежный триллер, про мальчишку-плохиша, про отважную девчонку, про... Впрочем, не буду говорить, читайте сами.
 
Ольга Староверова

Ярлыки: зарубежная литература, молодежь, триллер


2022-02-21 09:00



Если вы хотите пощекотать себе нервы и почитать что-нибудь «страшненькое», эта книга - для вас.  Непонятные события и неопознанные трупы появятся уже в первой главе. А вторая перенесёт читателя в анатомичку, где с большими подробностями автор проведёт репортаж вскрытия трупа. (Вы ещё не передумали эту книгу читать? Тогда вперёд!)
Итак, на вскрытии трупа, которое проводит наш герой, судмедэксперт полиции Германии Пауль Херцфельд, в черепе неопознанной убитой девушки находит капсулу с крошечной запиской. Каково же было его изумление, когда под микроскопом в записке он видит имя собственной дочери и её номер телефона! Естественно, первое, что он сделал, это позвонил дочери и от неё услышал, что та похищена, а помочь может только отец, если будет делать всё, что потребуют похитители. И, разумеется, без обращения в полицию. Сюжет, казалось бы, классический для подобных историй. Но как бы ни так! Похитителям нужны вовсе не деньги. От Херцвельда потребуют совсем другие вещи. Вещи, которые можно потребовать только от патологоанатома. Подсказки, которые он может получить для поиска дочери, также запрятаны в трупы. А трупы эти – на острове, отрезанном от мира стихийным бедствием, ураганом. И попасть Херцфельд на этот проклятый остров никак не может. Так как же наш герой будет решать создавшуюся проблему? Автор предлагает нам совершенно неожиданное решение. По стечению обстоятельств в это время на острове оказывается молодая художница.  И  именно ей Пауль Херцфельд поручит «анатомическую работу». Не буду пересказывать сюжет. Все психологические и физиологические ощущения будут в романе описаны автором. Одна из читательниц в интернете  так описала свои ощущения от чтения: «Я оторваться не могла. Читала весь день, периодически подпрыгивая на диване от разных всяких ужасов и неожиданностей, которыми пестрела книга. Адреналин на пределе». 
Думаю, любитель жёстких детективов и ужастиков уже поняли, что это книга для них. Кстати, небольшое отступление. Знаете ли вы, что самым издаваемым в России писателем в прошлом году стал Стивен Кинг? Общий тираж его "бумажных" книг приблизился к миллиону экземпляров. Есть о чём подумать. Да и автор предлагаемой мною книги не ограничивается минимальными изданиями. Продано 12 000 000 экземпляров бестселлера «Отрезанный».
И маленький PS в конце. Автором данного романа указан не только Себастьян Фитцек – самый успешный немецкий писатель в жанре психологического триллера, но и Михаэль Тсокос – профессор, доктор медицины, известный немецкий учёный в области практик судебной медицины. Так что все «медицинские картинки» будут абсолютно достоверны. 
 
Валерия Базлова

Ярлыки: детектив, зарубежная литература, триллер


2022-02-14 11:00



"Там, где трудно, где тяжко бывало,
Отправлялся на главный удар
Под убийственным огненным шквалом
Опаленный в боях комиссар".
(Юрий Мельников)
 
В преддверии 23 февраля не грех вспомнить, что современный День защитников Отечества берет свое начало как день рождения Красной армии в 1918 году. В связи с этим не будет лишним проявить интерес к истории формирования отечественной армии и ее институтов в ХХ веке. А удовлетворить такой интерес поможет добротная историческая литература, к которой я и отнёс исследование Юрия Арзамаскина «Комиссары», вышедшее в серии «Советская история».
Кто же такие военные комиссары в Красной армии, если посмотреть на это явление непредвзято, с научных позиций и отбросив идеологические штампы? Кем они являлись? Для чего институт военных комиссаров создавался?
На эти вопросы автор книги дал ответы как обстоятельно и развернуто в основном корпусе своего труда, так и образно, метко охарактеризовав комиссаров при введении в курс своей работы. 
Во-первых, комиссаров автор назвал «кризисными менеджерами». Ведь они помогли одержать победу в условиях острокризисной ситуации Гражданской войны.
Во-вторых, комиссары – это своего рода «око советского государства», как генерал-прокурор для Петра Великого – «око государево». Дело в том, что в период Гражданской войны они осуществляли вынужденный политический контроль над командиром, поскольку часто это был бывший царский офицер. 
Но если кто-то думает, что обязанности комиссаров сводились лишь к партийному и политическому просвещению (так сказать, лясы перед личным составом поточить да пальчиком бывшему офицеру погрозить), то он глубоко заблуждается. Комиссары принимали непосредственное участие в строительстве и реорганизации воинских частей, боролись за армейскую дисциплину, принимали активное участие в боях и показывали пример воинского долга.
В целом, институт военных комиссаров в период Гражданской войны зарекомендовал себя как эффективный инструмент улучшения управляемости в армии, поэтому «полновесные» военные комиссары вводились в вооруженных силах еще дважды: в августе 1937 г. и в июле 1941 г. В первом случае на их повторное введение повлияли особые условия: обострение международной обстановки, необходимость технического перевооружения армии и массированные репрессии, обрушившиеся на командиров. Что касается 1941 года, то надо ли напоминать, какая обстановка была тогда на фронте?
Кроме истории советского периода, автор излагает и предысторию политического института военных комиссаров (первая глава его книги называется «От комиссаров Временного комитета Государственной думы до комиссаров Петроградского военно-революционного комитета (1917 г.)»).
В качестве приложения автор приводит необходимые документы (перечень основных нормативных документов, регламентирующих функционирование институтов военных комиссаров и политработников); хронологию событий (важнейшие даты строительства и функционирования институтов военных комиссаров (1918-1942 гг); биографии видных комиссаров и политических работников Красной армии в годы Гражданской и Великой Отечественной войн (и здесь не только персоны первой величины, такие как К.Е. Ворошилов, С.М. Киров, В.В. Куйбышев, Г.К. Орджоникидзе или И.В. Сталин, но и менее известные лица). Кроме того, в приложении можно найти записку Комиссии Политбюро ЦК КПСС от 25 декабря 1988 г. по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями, имевшими место в период 1930-1940-х – начала 1950-х гг. 
Вообще, автор книги считает, что изучение института военных комиссаров не просто интересно с исторической точки зрения, но и очень важно в силу возможного последующего использования его позитивного опыта органами военного управления «в решении задач по созданию современной системы подготовки офицерских кадров». Так что исследование Юрия Арзамаскина, основанное на строгой основе документов, научных трудов, а также мемуаров и периодических изданий, может стать не только и не столько досугом для расширения кругозора, но и полезной (с практической точки зрения) системой обоснованных выводов и исторических уроков.
 
Дмитрий Кочетков

Ярлыки: ХХ век, военная тема, историческая литература, отраслевая литература, серия


Ярлыки:
lady fantasyS.T.A.L.K.E.R.TVXX векавантюрный романавторское словоазбука-novelазбука-классикаальтернативная историяАмфора-TRAVELLанабиозанглийский романбиографиябуктрейлервампирывикториныВинтажвоенная темаволшебствовоспоминаниядетективдетидетская литературадиетадневникдраматургияженская прозажестокие игрыЖЗЛзаметкизарубежная литератураиздательство ИНОСТРАНКАинтеллектуальная литератураискусствоисторическая литературакитайская литератураклассикакнига-бестселлеркнигиколдовские мирыконкурскошкикраеведениекрасоталауреат премийлитературоведениеЛитреслюбовьмагиямаркетингмедицинамемуарыменеджментмировая коллекциямистикамифымолодежьМона Лизамузыкамультфильммяу-эстафетанаучная литератураНобелевская премияновеллыновогоднее чтениео животныхо чем говорят женщиныоборотниодиночество простых чиселотраслевая литератураповесть в письмахподросткипоздравленияпокровские воротаполитикапосвяти этот вечер себеправовая литератураправославная литературапремияпривиденияприключенияприятное чтениепро искусствопсихологическая повестьпсихологический романпсихологияпублицистикапутешествияразмышление на темурассказырелигияроманроман в письмахромантическая комедияроссийская прозарусская литературарусский Букерсборниксемейные историисемейный романсемьясердечная наградасериясказкаскандинавская литературасовременная прозасоциологияспорттелевидениетриллерфантастикафильмфинансыфранцузский романфэнтезичтениеэкономикаэкранизацияэнциклопедияэтикетэтногенезэтнографияюморюридическая литератураяпонская литература