«Умолчание – действенный прием. Тех, кто говорит тихо или молчит, всегда хорошо слышно» из книги
Анна Матвеева рассказывает как раз про таких, обычных людей. Ее повести, романы, рассказы про обычное и обыденное. Никаких особых страстей и мелодрам, никаких невероятных вотэтоповоротов или криминальных приключений.
Но, как же мало писателей умеют говорить вполголоса, без надрыва, истерики и чернухи!
У Анны Матвеевой уже давно есть свой голос, свой стиль. Он обманчиво прост, без вычурных метафор и сложносочиненных предложений.
То, что называется, просто о сложном, доступно о главном.
Рассказы и одна повесть в этом сборнике расположены подобно картинам в музее. Тема искусства, кстати, всплывает постоянно, то там, то сям. К примеру, в рассказе «Сима, держащая котёнка» ГлавГероиня художница. Она внезапно решает посетить сборище одноклассников – тридцать лет окончания школы! – и добровольно получить порцию неприятных эмоций. Кто чего достиг, кто молод и свеж, а кто обрюзг, зато богат, кто блистает, а кто прозябает. Такое себе занятие для художницы средней руки, персональная выставка которой, скорее всего так и не откроется. И вот богатенькая одноклассница приглашает героиню в свой навороченный дворец, чтобы та оценила фронт работ, расписала кое-что, да нарисовала бы портрет маленькой наследницы.
Чем готов пожертвовать художник ради той самой выставки, то есть, возможности прославиться? Что важнее, деньги или моральное удовлетворение оттого, что рисовал-пел-плясал-играл то, что выбрано душой и сердцем? Вечные вопросы всплывают снова и снова.
По повести «Отрадное», в которой героиня выбирает себе квартиру в Москве, можно удачно оценить своеобразие стилистики Анны Матвеевой.
Она снова и снова выбирает повествование от первого лица. Поэтому каждая история воспринимается, словно бы реально произошедшая. То ли с автором, то ли с тобой-читательницей. Предложения кружатся в ритме мыслей. Да-да, героиня одновременно идет, едет, осматривает очередную квартиру, перебрасывается фразами с риелтором, а думы сами по себе выбрасывают ее то на первое свидание с любимым мужчиной, то в первую же ссору с ним. Это настолько привычная картинка, что каждый легко примерит ее на себя.
Знакомо же? Когда ты на работе, даже говоришь с людьми и ловишь себя на том, что мысли в это время уплыли в совершенно невозможную сторону. А еще как осенит глобальным чем-нибудь прямо посреди супермаркета, хоть бросай товары и записывай в блокнотик умную фразу, пока она снова не нырнула в подсознание.
Вот так и получается завораживающе неправильная проза, которая заставляет немного притормозить и подумать. А не забыть через час после прочтения.
Маркевич Светлана