Книга производит ошеломляющее впечатление. И очень некомфортное. Впрочем, из аннотации понятно довольно много: «герметичный роман-катастрофа о людях, запертых под землей. Несколько сотен человек внезапно оказываются запертыми под Москвой-рекой. Причина неизвестна, спасение не приходит. Мир за пределами тесных бетонных стен исчезает, оставляя лишь тьму: тоннеля и человеческого сердца».
Представьте огромную вечернюю воскресную пробку. Люди едут с дач, возвращаются или спешат попасть на поезд-самолет-пароход, полиция везет некоего задержанного, крутые лимузины соседствуют с грузовыми Газелями. Водители и пассажиры раздражены и усталы. И вдруг! Это пресловутое вдруг всегда случается внезапно. Тоннель под рекой оказывается перекрыт с двух сторон, немногие свидетели успели увидеть только, как закрылись гигантские ворота и опустились решетки. Те, кто в середине колонны, долго еще не понимают, что настал час икс.
Книг и фильмов с подобным сюжетом хватает. Начиная с «Под куполом» Стивена Кинга, но там хотя бы целый городок с магазинами, запасами еды и воды.
Яна Вагнер сразу поставила своих персонажей в максимально жёсткие условия. Столкновения неизбежны. Начиная с просто недовольного ворчания и ссор внутри своей жестянки, заканчивая битвой за воду, еду и воздух.
Сразу понятно, что несколько сот человек и несколько десятков, на которых сосредоточен внимательный взгляд автора – это характерный социальный срез нашего общества.
Точными и скупыми мазками автор рисует своих героев. Через их реплики, через коротенькие «потоки сознания». Вагнер выбрала интересный способ именовать множество персонажей – через название машин, в которых они ездят. Дама-Кайен в льняном костюме, толстый Патриот и его дети, нимфа Кабриолет, мама-Пежо, юный Газелист таджик и тому подобное. Кстати, это совершенно не беспокоит и я лично персонажей как живых восприняла.
Действие рассыпается на крошечные фрагменты личных трагедий, собирается в общую картину и снова рассыпается. Действий как таковых и нету. Ну, передвигаются люди по тоннелю, то по одной надобности, то по другой. Читаешь, кажется, что они там неделю уже в страшной жаре, духоте, грязи, а оказывается, что объемный роман вместил в себя одни сутки и несколько часов.
Почему на обложке маркировка 18+.
Во-первых, много ненормативной лексики, ведь это живые диалоги наших современников в совершенно экстремальной ситуации. Нежным фиалкам я бы не рекомендовала читать.
Во-вторых, в книге, конечно же, много насилия вообще. Как же быстро тонкий налёт цивилизации слетает с людей, стоит им оказаться в безнадежном тупике!
Это автор верно и точно подметила. Персонажей, вызывающих неприязнь, гораздо больше, чем милых и пушистых.
С другой стороны, мне показалось, что «Тоннель» не про расчеловечивание. Наоборот, про то, что большинство людей даже в самых страшных ситуациях все-таки стараются сохранить в себе и милосердие, и доброту, и желание заботиться о ближнем и дальнем, а не только о своей шкуре.
Ну и тонкий намек, отчего же так сильно хочется дочитать эту книгу до конца. Жуть как мучает любопытство, что случилось наверху, если столько народу никто не спешит спасать??? И чем же все закончится…
Маркевич Светлана