«Есть три ошибки в общении людей: первая − это желание говорить прежде,
чем нужно; вторая – застенчивость, не говорить когда это нужно;
третья − говорить, не наблюдая за вашим слушателем».
Конфуций
Переговоры − это неотъемлемая часть нашей жизни. Мы все время пытаемся договориться с кем-то или повлиять на кого-то: на коллег, знакомых, соседей, членов семьи. Мы разрешаем споры, налаживаем отношения, заключаем сделки. И от того, насколько успешно это происходит, во многом зависит наш финансовый, профессиональный и личный успех. А если учесть, что у всех людей разный характер, темперамент и жизненные установки, то можно сказать, что переговоры − это весьма непростой процесс, требующий от всех его участников определенных знаний и навыков. Успешное же ведение переговоров, вообще, сродни искусству. Ведь большинство людей пытаются договориться друг с другом либо «по-хорошему», либо «по-плохому». Одни всеми силами стараются избежать конфликтных ситуаций и охотно идут на уступки ради достижения согласия. Другие – упорно отстаивают свою точку зрения. В итоге, и те и другие часто оказываются недовольными. Первые, поскольку «дали слабину», вторые, потому что натолкнулись на еще более яростное сопротивление со стороны оппонента. Но есть и еще один способ ведения переговоров, который нельзя назвать, ни деликатным, ни жестким. О нем и пойдет речь в данной книге.
«Метод принципиальных переговоров» был разработан в рамках Гарвардского переговорного проекта и заключается в том, что учитывает интересы обеих сторон. Этот способ можно использовать в двусторонних и многосторонних переговорах, при решении одного или нескольких вопросов, в переговорах, обговоренных заранее и в совершенно неожиданных ситуациях. Если вы начнете применять этот метод на практике, то вам больше не придется перетягивать одеяло на себя, идти на ненужные уступки и «слегка лукавить». Не важно, как настроены вы и ваш собеседник − дружелюбно или враждебно, этот метод подходит всем. Следуя нехитрым советам и правилам, изложенным в этой небольшой книге, вы научитесь:
Правильно вести дискуссию;
Производить впечатление на окружающих;
Убеждать собеседника, не обижая его;
Создавать атмосферу взаимного доверия;
Контролировать свои слова и эмоции;
Избегать острых углов и приходить к разумному, взаимовыгодному решению;
Книга рассчитана на широкий круг читателей.
Разина Алексанра