Но тут же добавляют, мол, хорошо, но мало.
И в самом деле, небольшой роман, скорее даже повесть, читается на одном дыхании. Написано выразительно и динамично. Хочется узнать, что же там дальше, а дальше хочется узнать, как же вывернется автор из хитро закрученной интриги, как объяснит все.
Итак, описано самое ближайшее будущее, в котором несколько процентов людей стали видеть ненормально реальные сны. Главный герой рассказывает нам об этом – повествование ведется от первого лица – сразу же погружая в пугающий мир После. Да, сны изучают, потому что это вроде как наше будущее после некой катастрофы – пустые города, единицы выживших, мутанты с магией, полностью нарушенные законы физики.
А форсайт, это как раз и переводится как «предвидение» или «предсказание».
ГлавГероя привлекает к сотрудничеству особая структура, изучающая сны, форсайты и мир После. Зачем? А потому что оно скоро настанет, это самое неприглядное будущее, случится Событие, которое и приведет к концу цивилизации.
А раз есть особые люди, подселяющиеся в самих же себя, повзрослевших на несколько лет, то они могут – теоретически! – разузнать, что же такое случилось. И даже предотвратить. Тоже теоретически. Потому что никто из персонажей, тех, из мира После, ничего не помнит.
Когда писатель берется за тему времени и временных петель – это всегда интересно, но страшновато. Как написать, чтоб читатель не запутался во всех этих «было», «будет», «не может быть, потому что нет в будущем», а как же пресловутый эффект бабочки?
Велика вероятность, что читатель презрительно фыркнет и захлопнет книжку. Или потоскует до середины, запутается, потеряет нить повествования и позабудет про важные вопросы, поднятые автором.
Лукьяненко, вообще-то всегда писал не просто бессмысленные приключения ради приключений.
В этом романе он тоже поднимает тему, которая его беспокоит – искусственный интеллект. Не он первый, не он последний, вероятно. В таком обрамлении я так точно впервые читаю, фабула увлекательная, персонажи выразительные. Единственно, все время казалось, что все это уже было, слишком уж писатель расслабился и выдал все свои любимые типажи и любимые сюжетные ходы, только скороговоркой.
Финал неоднозначен, но, не как всегда у Лукьяненко, а с определенным хэппи-эндом. Наши победили, все стало прекрасно. Хотя вопросики на подумать остаются. Вот это как раз замечательно, ибо хорошая фантастика должна пробуждать мысль, желание задуматься о людях, мирах и последствиях своих поступков.
Маркевич Светлана