«Студентка, комсомолка, спортсменка, наконец, она – просто красавица!»
(Из фильма «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика»)
Вот и закончились праздники, с шампанским, наряженной ёлкой и любимыми советскими фильмами, среди которых «Кавказская пленница» Леонида Гайдая.
Наталья Варлей сразу же ассоциируется с героиней этого фильма, и, конечно, она в своей книге не могла обойти стороной легендарную кинокомедию. В книге есть главы, посвященные тому, как Наталья Варлей попала на кинопробы, как проходили съёмки кинокартины, как родилась «Песенка про медведей» и как поссорились Гайдай с Моргуновым. Не скрывает Наталья Владимировна и своей обиды. Ведь в кино она разговаривает голосом Надежды Румянцевой, а поет голосом Аиды Ведищевой. «Глубоко убеждена в том, что актеры в фильмах должны говорить и петь своими голосами», – пишет Наталья Варлей. Не берусь судить, кто был прав тогда, маститый ли режиссер, начинающая ли актриса. Даже несмотря на приведенную в книге фразу, которая, как утверждает Наталья Владимировна, была произнесена Леонидом Иовичем много позже: «Ты знаешь, я до сих пор не могу себе простить того, что озвучил тебя Надей!..» Я не знаю всех обстоятельств. Но вот что меня порадовало (цитирую): «Да! Только не надо думать, что ТОГДА я, обидевшись на Гайдая, “надула губы” и перестала с ним общаться. Я тяжело переживала свои “болячки”, но с Ниной Павловной и Леонидом Иовичем мы общались ВСЕГДА...» Легко ранимая, с обостренным чувством справедливости актриса никогда не опускалась до уровня выяснения отношений или желания свалить все спорные моменты на других. Ей свойственна самокритичность. И по поводу одной из жизненных ситуаций, упомянутых в книге, она написала прямо: «Мне не хватило мудрости и терпения». Но написать так мог только мудрый человек! Поэтому интересны ее наблюдения (или даже простые замечания), касающиеся различных сторон жизни. В книге можно найти и ее мнение о том, надо ли баловать детей, и критику того, как поменялось отношение к искусству и культуре в перестроечные и постперестроечные времена. Высказывается она и относительно «серой совковой» жизни. (Кавычки поставлены не только из-за цитирования, но и вследствие ярко выраженного авторского отношения. «Серая» и «совковая» для нее – только в кавычках.) В то же время Наталья Варлей много и с любовью говорит о своих детях и внуке. А еще нас ожидает признание в том, как Наталья Владимировна пришла к вере и какое место вера заняла в ее жизни.
В книге Натальи Варлей мы находим яркие портреты многих ее современников, как бы сейчас сказали, «звёзд» советской эпохи: Георгия Жженова, Виталия Соломина, Нонны Мордюковой, Леонида Филатова, Юрия Никулина, Георгия Вицина... И вместе с ними – размышления о ценностях бытия, о нашей стране. Режиссер и драматург Николай Лебедев отметил, что в автобиографии Варлей «за калейдоскопом лиц и событий встает образ времени, образ эпохи – и образ сложной, яркой, многогранной творческой личности, запечатлевшей это время на страницах искреннего, пронзительного и очень человечного произведения».
Дмитрий Кочетков