2021-08-27 09:00
Людмила Мартова «Последний штрих к портрету»
«Пусть мёртвое прошлое хоронит своих мертвецов».
Э.М.Ремарк
Вологодская писательница Людмила Мартова представляет нам, своим читателям, уже 20-ю книгу. Те, кто читал первые, ранние книги автора, конечно, отметят, что мастерство писателя растёт. Интрига цепляет с первых страниц, и даже довольно длинные описания между действиями читать не скучно. Детективный роман «Последний штрих к портрету» - книга, которую я представляю – построен так, что в первой же его главе совершается преступление – убийство, а расследование его пройдёт через всю книгу. Будет меняться хронология событий и места – то Москва, то Магадан – но к финалу всё непонятное сложится, и нам, наконец, станет ясно, зачем такими запутанными тропами вёл нас автор.
Скажу больше: если бы не глава об убийстве пожилой женщины в центре Москвы, поставленная автором в самом начале, «Последний штрих к портрету» вполне можно было бы читать как семейный роман, написанный о нескольких поколениях семьи Колокольцевых, имеющих дворянские корни. Семье, прошедшей через репрессии и магаданские лагеря; осевшей в Магадане и попытавшейся приспособиться к новой жизни там; успешно попытавшейся покорить Москву и в силу своей воле духа, труду и терпению устроить свою достойную жизнь в столице. Всё так. И автор рассказывает своему терпеливому читателю обо всех этих событиях, периодически возвращаясь от дня сегодняшнего в 60-е годы XX столетия. Но… Возвращение в прошлое не так безмятежно. Через десятки лет проступят следы преступления, которое осталось нераскрытым до сих пор: убийство и поджёг дома, где жили родители и бабушка нашей героини Аглаи Дмитриевны Колокольцевой. Говорили, что их убили за золото, нелегально добытое и спрятанное в доме Колокольцевых. Но было ли это золото? И если было, то куда пропало? И почему о нём снова вспоминают сейчас, через 50 лет в Москве? Да и, в конце концов, какое всё это имеет отношение к убитой на Цветном бульваре старушке?
На все вопросы вам ответит автор, если вы дочитаете книгу до конца. Скажу ещё, что роман «Последний штрих к портрету» относится к тому типу детективов, в которых кульминация предполается именно в финале, и с каждой прочитанной страницей вам всё больше захочется узнать зашифрованные тайны.
Есть ещё одна особенность у данной книги, о которой я не могу не упомянуть. Впервые в художественном произведении я нашла упоминание о коронавирусе и о тех ограничениях, которые были предприняты в качестве защиты. По замыслу автора, к примеру, некоторым героям романа нельзя было встретиться из-за объявленного карантина. Вот так реальные события нашей жизни вплетаются в канву художественного произведения. Что ж тут удивляться! Книга-то совсем свеженькая – 2021 года издания.
Валерия Базлова
Ярлыки: детектив, краеведение, современная проза