Главный герой произведения – Дмитрий Павлович Санин, дворянин.
Однажды он оказался во Франкфурте. И было Санину в ту пору всего лишь 22 года.
Волею случая он познакомился с очаровательной девушкой, итальянкой по имени Джемма, дочерью владелицы небольшой кондитерской.
У Джеммы есть жених, некто господин Клюбер. Однажды получилось так, что Санин (а не жених!) вызвал на дуэль оскорбившего девушку немецкого офицера. После этого случая Джемма отказала Клюберу.
А Дмитрий Павлович понял, что полюбил красавицу-кондитершу. И это чувство оказалось взаимным…
Санин сделал предложение Джемме, получил согласие с ее стороны. Он счастлив.
Женитьба – дело затратное, и Дмитрий Павлович решает продать свое имение.
Покупатель, точнее, покупательница – Марья Николаевна Полозова, жена его приятеля.
И что же получилось в результате предполагаемой сделки? Санин отказался от невесты, остался с госпожой Полозовой, вернее – с четой Полозовых, вместе с которыми провел долгие годы, пока его не бросили, как «изношенную одежду»…
Таков сюжет в кратком пересказе.
Конечно же, читатель сразу отметит, что здесь присутствует нечто из биографии самого Тургенева, то, что называют «жизнью на краю чужого гнезда», и с этим нельзя не согласиться.
Почему же так бывает? Кажется, человек любит и любим, и вдруг – как искра – мимолетная страсть, которая перечеркивает все предшествующие отношения.
И сюжет такой в литературе присутствует, вновь и вновь обыгрываемый в контексте того или иного времени.
Вспомним написанную 1969 году Э.Брагинским и Э. Рязановым пьесу «С легким паром, или Однажды в новогоднюю ночь…». Да, да, именно это произведение во многом стало основой для художественного фильма «Ирония судьбы…».
Парадоксально, но именно эти творения сродни «Вешним водам» И.С. Тургенева.
А ведь свою повесть великий русский писатель создал 150 лет назад! Но не зря же говорят, что меняются внешние реалии нашей жизни, а человек по своей сути остается прежним: нуждающимся в любви, заботе, понимании… Человек так же, как и сто, двести лет назад, переживает, страдает, увлекается, ошибается, совершает с точки зрения здравого смысла нелогичные поступки. И жалеет потом о сделанном и несделанном, мучается угрызениями совести, как, например, Дмитрий Павлович Санин.
В том и заключается вечное очарование классики, что она всегда актуальна, она демонстрирует именно истинную суть, сумев ее найти среди поверхностного и мимолетного.
Светлана Титова