Да если б каждый водку пил –
Коммунизм бы наступил…
Вика Цыганова. «Русская водка»
Ох, трудно отделить форму от содержимого, взявшись за такую книгу, как книга коллекционера Владимира Печенкина. «Какой же русский не любит “Русской”». (Фраза, приписываемая Л.И.Брежневу). Ведь можно, как Степа Лиходеев, едва разлепив глаза, тут же их вытаращить, если…
Если «на маленьком столике сервирован поднос, на коем имеется нарезанный белый хлеб, паюсная икра в вазочке, белые маринованные грибы на тарелочке, что-то в кастрюльке и, наконец, водка в объемистом ювелиршином графинчике». (Спасибо Михаилу Булгакову за «сладострастный» натюрморт.)
А дальше? «И немедленно выпил…» (Спасибо Венедикту Ерофееву… за крылатую фразу, не более.)
Вот так – благодаря советским политическим деятелям и великой русской литературе – можно решить дилемму формы и содержания…
Конечно, водка – продукт многогранный. И не потому, что стакан гранёный. Водка может выступать и как общественное зло, и как эквивалент денег, и как национальная идея. Но так или иначе, а водка – часть нашей культуры и истории. Тут как ни крути! Ведь в 2003 году в Москве отметили круглую дату – пятьсот лет русской водке!
Пусть нумизматы гордятся тем, что вносят свою лепту (денежку, грошик, чентезимо) в копилку исторической науки. Но если монеты, как их называют, – «молчаливые свидетели эпохи», то водочные этикетки – это скрижали, вопиющие об исторических метаморфозах российской жизни. По водочным этикеткам можно не только историю русской водки писать – можно писать историю самой России! Не верите?
Тогда вернёмся на прямую дорожку. То есть к книге коллекционера Владимира Печенкина.
Его книга состоит из трёх частей. (Если не считать предисловия, которое автор назвал «В качестве оправдания». И не надо оправдываться! В США даже строятся фешенебельные отели по мотивам этикетки «Столичной»…)
В первой части книги Владимира Печенкина рассматриваются советские этикетки, во второй – те, что появились на постсоветском пространстве. Третья часть «Не про этикетки» рассказывает о явлениях, связанных с продвижением товара (это бренды, реклама), а также о весьма любопытных водочных новациях. (Как вам водка газированная или огуречная? А безалкогольная? Как говорится, прости Господи, не ведают, что творят.) Плюс к этому книга содержит 40 страниц иллюстраций, которые расскажут вам не меньше, чем слова.
Как теперь модно говорить, «весь спектр» и «вся линейка» этикеточного художества – в книге Владимира Печенкина. От классики до модерна. От скромности до разухабистости. От оторопи до недоумения. От «Пшеничной» до «Шалала спиртли ичимлиги».
Да! Были водки в наше время!..
И на посошок. В России – небо было чистое, изумительной голубизны; на западных границах СССР – в Латвии и Белоруссии – оно было подернуто легкой облачной дымкой; на юге (в Узбекистане) по небосклону гуляли белые облака, а в Казахстане и вовсе стояла предгрозовая погода. Странное дело – казалось бы, все должно быть наоборот, но кто их разберет, этих дизайнеров.
О чём это я?.. Узнайте из книги Владимира Печенкина.
***
Книга продегустирована специалистом навеселе. Тьфу ты! Книга зарецензирована весёлым специалистом. И сообщение в блог написано от его лица. Что же касается книги, то читать её – можно, притом без всякого вреда для здоровья. Согласно информационному знаку, книга не имеет возрастных ограничений (это уже не шутка!). Так что делайте вывод: «Форма (т.е. этикетки) может быть полезнее содержимого».
[Сообщение написано Дмитрием Кочетковым]