Леность есть дурной учитель.
Екатерина II
Яблочко от яблоньки упало недалеко. Дочь известного череповецкого фантаста Евгения Шалашова закончила литинститут и подалась в настоящие профи. Первая же ее «взрослая» книга была напечатана издательством АСТ, редакцией Елены Шубиной, что является уже знаком качества.
Что ж, впечатление неоднозначное, признаю сразу. Самонадеянно считаю, что я поняла авторский посыл. Книга эта о вечном одиночестве юности, о непонимании, о том, что все взрослые идиоты и только молодым ведом смысл этой поганой жизни. Плюс кипение гормонов, плюс дистанционное обучение, плюс пугающий карантин.
Книга полифонична. Она дробится на главы разной длины, повествование от первого лица с каждой главкой, с каждым персонажем. Кто они? Ученики простой московской школы, их родители, их учителя.
Мне кажется, такой прием хорошо работает, когда надо показать разобщенное, разъединенное общество. Плюс строгий карантин весны 2020 года. Все боятся выйти, соприкоснуться. А оттого общение окончательно переходит в зону онлайн.
Образы подростков удались автору, безусловно. Она вообще владеет словом прекрасно. Это пугающее взросление, усиленное строгостями, ощущение, что ты попал в чёрную абсурдистскую комедию, нагнетает и так обычный для подростков страх перед будущим. И все эти первые любови, переместившиеся в переписку, и эти родители, залипающие каждый в своем гаджете.
Есть одно осторожное «но» и исключительно личное мнение: именно в силу молодости автора, образы старшего поколения учителей не вышли достоверными. Начиная с якобы неумения владеть современной техникой. Преподаватели настолько давно работают с компьютерами, что с зумом справляются, будьте спокойны. Бывают исключения, но они редки. И реакции училки, опытной, битой немалым педстажем, на подколы взрослых детей очень странные. Рыдать перед кучкой наглых лоботрясов и задавать им риторические вопросы? Или это литературный прием, демонстрирующий нам человеческое лицо педагога? Хотя, как знать, возможно, Александра Евгеньевна сталкивалась именно с такими.
В таком случае и отношение к пандемийным ограничениям я смело причисляю к ее личному опыту. Мне, читателю, было любопытно узнать, что молодежь реально была перепугана.
Выскажу еще одно предположение. Возможно, образы старшеклассников получились такими, мягко говоря, малоприятными, именно в силу ситуации.
Нет ничего криминального, но мне стало грустно. Как-то уж совсем тоскливо и безнадежно смотрят они вперед, в гипотетическое будущее. Понятно, что это не срез, а всего лишь маленькая выборка. Россия велика, разброс уровней жизни, мировоззрений и прочего такого широк до безобразия.
Но ведь читатель, воодушевленный хвалебными словами на обложке и гордостью за писательницу-землячку, ожидает охватить одним махом современную юную поросль, ту, что придет/пришла на смену предыдущим поколениям. И что?
А они ставят галочку на «выключить мое видео». И выходят из чата.
Светлана Маркевич