
Думаю, у людей моего поколения с давних времён сложилось устойчивое представление (сформированное школой и «советским» воспитанием-образованием) о том, что слова «институтка», «смолянка», «воспитанница пансиона или института благородных девиц» характеризуют образы неких эфирных созданий дореволюционного периода. Хрупких, меланхоличных, не слишком умных, не приспособленных к жизни и не готовых ни к какому труду девушек, у которых одна лишь цель – удачно выйти замуж. Так думала раньше и я. Но случилось так, что мы с коллегами создали книгу «Из рода графов Девиеров» о сёстрах Измалковых, потомках известного дворянского рода. Одна из наших героинь, Татьяна Петровна, была первым библиотекарем отдела иностранной литературы нашей Центральной библиотеки. Она и все её три сестры учились в Смольном институте благородных девиц, а Татьяна Петровна даже получила по окончании курса «алмазный шифр» за особые успехи в учёбе.
Естественно, работая над материалом, захотелось побольше узнать и о Смольном институте и о тех порядках, которые там были приняты, и о тех условиях, в которых жили девушки-институтки. Когда же я прочитала книги о Смольном, воспоминания его воспитанниц, у меня в корне поменялись прежние представления. Строгая дисциплина, жёсткие требования, множество ограничений воспитывали не «кисейных барышень», а «стойких оловянных солдатиков», много умеющих, много знающих, получивших прекрасное образование и легко приспосабливающихся к разным жизненным условиям. Один из героев романа «Безупречные создания», учитель, так сказал о смолянках: "Этих девочек с детства растят такими, чтобы они улучшили ваше загнивающее светское общество. Чтобы привнесли в него добро и просвещение".
Естественно, увидев книгу Елены Михалёвой «Безупречные создания», я не могла пройти мимо, и мне захотелось почитать о Смольном и художественное произведение, тем более подзаголовок заманивал: «Тайны института благородных девиц». Было некоторое предубеждение (как бывает, когда много по теме знаешь), что могут быть так часто встречающиеся сейчас «ляпы» в описании эпохи и обычаев, но оно пропало с самых первых страниц романа. Читала с огромным интересом и с удовольствием. О каких же тайнах Смольного идёт речь?
Начало 20 века, ещё дореволюционная Россия. Институт благородных девиц. Четыре подруги, дружащие с детства, девушки из очень состоятельных и известных семей. Живут в одной комнате Смольного. Вся жизнь на виду друг у друга. И, казалось бы, между ними нет никаких тайн и секретов. Год до выпуска из института, а там – новая жизнь, разные планы. У одной из них уже даже есть жених. Но… В один из летних июньских дней, перед самым началом каникул, двух девушек из этой четвёрки утром находят мёртвыми. Институт благородных девиц пытается скрыть происшедшее. Всё списывается на несчастный случай, дабы не спровоцировать скандал.
Но близкая подруга убитых Елизавета Бельская не верит в это и пытается докопаться до истины. В институте происходят странные события, пугающие Елизавету, и она начинает понимать, что она может стать третьей жертвой убийцы. Но кто же он? За что были убиты её подруги? Понемногу разматывая клубок расследования, она узнаёт много нового о своих подругах и понимает, что их тайны были от неё скрыты.
Книга прекрасно сочетает в себе психологический детектив и, любовный роман – и всё это в рамках определённой исторической эпохи, где проработаны все детали времени. Хочется отметить, что автор хорошо понимает, о какой периоде истории пишет, и много об этом знает. Даже мелочи в романе выглядят изящно и достоверно, описывает ли Елена Михалёва дортуары, учебные классы и сад Смольного института, или улицы, дома Петербурга, дворянскую усадьбу Бельских. Плавное повествование, язык, на котором общаются наши герои, всё соответствует времени, эпохе и принятым нормам. Интрига присутствует до самого конца, и читателю, выдвигающему для себя разные версии совершённых преступлений, будет трудно догадаться об истине. За это особое спасибо автору, не сводящего к финалу романтическую историю в розовых тонах к счастливому завершению, а придумавшему более реальное и прозаическое решение.
Валерия Базлова