Всякий певец тот, кто поет наше молчание. Д.Х. Джебран
Давненько не читала я тяжелых книг о непростых годах советских времен. Даже и не знаю, открыла бы я роман Ольги Кромер, если б знала, как много места в нем уделено репрессиям, допросам, тюрьме и лагерям. Но я, что называется, упала в текст, и стало поздно сопротивляться притяжению отличного слога и захватывающих жизненных перипетий.
Потому что начинается история с интерлюдии: зимняя тайга, молодой мужчина (это сразу ясно из его реплик и поведения) с проводником идут к загадочной цели. Повествование в этих интерлюдиях, коих в тексте много, ведется от первого лица. Герой сначала вспоминает детство и некую Ольгу Станиславовну, которая для него всё – учитель, наставник, старший друг. Эта женщина становится все ярче, чётче. Делается понятным, что как бы современность тоже кажущаяся, это скорее начало восьмидесятых, когда еще кое какие книги передавали из рук в руки только доверенным людям.
И тут история делает резкий скачок назад, начинается повествование о жизни Ольги, Оси, как она сама себя называет по своим инициалам. Раннее детство и революция, попытки бегства от Гражданской войны и возвращение в пустой голодный Петроград. Юность в разрывающих попытках найти себя в новом мире. Да, неприятие, но мирное. Никаких заговоров против власти Ося не строила. Творчество, картины, первая любовь.
И катастрофа. Арест мужа, а потом и ее.
Присоединяюсь к восхищенным отзывам из интернета. Про то, что Ольга Кромер, никогда не проходившая страшных испытаний абсурдными обвинениями, психологическим давлением, голодом, запредельным одиночеством сумела написать так, как будто была в тюрьмах и лагерях НКВД.
Автор создала целую компанию разнообразных персонажей. Они непросты, как и отношения между ними. Немудрено после лагерной мясорубки, после долгих лет на выселках, с запретом работать и жить в любимом Петрограда-Ленинграде.
Есть в книге и фантастический элемент. Многие полагают, что зря. Я все еще не уверена. Ведь именно мифический Тот город, мечта о нём, мечта об убежище ото всех – вела многих персонажей, не давала опустить руки в бесконечные лагерные годы.
Дополнительно хочется отметить вечные вопросы российской интеллигенции, поднимаемые автором. Устами героев она задает их нам: пусты ли, вымышлены ли эти самые нравственные метания? Зависит ли что-то от нас? Что мы могли, но не сделали? Как себя вести, чтобы вакханалия взаимных подозрений-обвинений, массовых арестов и смертей не случилась?
Книга не маркирована 18+, там – вот диво! – нет нецензурщины, кровавого фарша с подробностями, откровенных сцен. И, тем не менее, этот роман для продвинутых, начитанных читателей, ибо повествование на полутонах и намеках подразумевает одно: что вы их поймете, все отсылки и намёки.
Маркевич Светлана