«Ну вот и ваши хваленые демократия и свобода в действии!»
(Из представленной книги)
Есть проза женская, а есть проза мужская. Олег Кондратьев, как некогда Эрих Мария Ремарк, написал о мужской дружбе трех товарищей. Только у Ремарка трое друзей – представители «потерянного поколения», а у Кондратьева – не потерянного, но практически ненужного.
Каждому из трех однокашников (и Геннадию Соловьеву, и Денису Вилкову, и Василию Лысенко) Олег Кондратьев посвятил по части своего романа. И каждая часть его романа получила свои особенности. Первая часть (самая короткая) – это история одного отдельно взятого подвига, который совершает честный «службист» Соловьев. Вторая часть – биография, пожалуй, самого симпатичного героя – Дэна Вилкова, которому прощаешь даже извечную слабость сильных мужчин. Слабость к спиртному. Впрочем, причины на такое поведение у него имеются. И коренятся в неудачной семейной жизни. А третья часть, пунктирно наметив личную судьбу Василия Лысенко, повествует о совместном противостоянии военно-морских друзей-товарищей новым хозяевам жизни, появившимся в лихое десятилетие, завершающее ХХ век. Тут и рейдерство, и наркотрафик, и убийство, и похищение жены с дочерью. Социальный (поначалу) роман, совершив кульбит, становится криминальным детективом, а затем, при описании захвата колесного парохода «Гоголь», – отчасти даже литературным «боевиком». Однако своей идейной целостности он не теряет.
Какой выпускник военно-морского училища не мечтает о корабле, службе на котором можно было бы гордиться? Мечтали и наши три товарища. Но корабли уже были не те, экипажи не те, да и отцы-командиры порою тоже. По большому счету – время не то. Как написал автор:
«Вместо кораблей и лодок – кастрюли и сковородки, вместо танков и БМП – ложки, вилки, тазики... И высококлассные мастера-корабелы на фиг не нужны: сковороды и кастрюли может штамповать даже ленивый ученик.
Военные НИИ – закрыть!
Военные учебные заведения – сократить набор вдвое (или вчетверо) и переименовать в институты.
“Лишние” аэродромы – засеять овощами».
Это и объясняет гнев упомянутого в названии «морского бога». Притом в трех смыслах. Первые два прозрачны. «Морского бога» прогневили безответственным и разрушительным отношением к ВМФ. Но гневается он не только потому, что «за державу обидно», но и потому, что обидели его трех достойных «жрецов» – офицеров Северного флота. Однако, на мой взгляд, вспомнить название романа вынуждает и финал произведения. В эпилоге мы узнаём, что Василий Лысенко собирается написать рапорт на увольнение, чтобы полностью уйти в бизнес: ресторан, рулетка, карточные столы... Казалось бы, ну пусть человек поживет в свое удовольствие. Но напоследок оброненная автором фраза «Шел 1998 год», по всей видимости, перечеркивает надежды героя на богатую жизнь. Кто не помнит, поясню: 1998 год разродился в России одним из самых тяжелых экономических кризисов, и население страны было вынуждено выучить новое для себя слово «дефолт». Почему же планам Василия Лысенко, скорее всего, не удастся осуществиться? Только ли экономика виновата? Нет, пожалуй! Ты же офицер, Василий! Какая рулетка и карточные столы! Не гневи морского бога!
В целом, детективно-приключенческий социальный роман Олега Кондратьева производит благоприятное впечатление. Композиционно выверенное, написанное не без юмора произведение доносит жизнеутверждающую истину: если есть еще женщины в русских селениях, то знайте, что и на флоте есть настоящие мужики. А сюжет таков, что вызывает желание узнать, чем же всё закончится.
Завершая отзыв, я сделаю лишь одно замечание. Хотя редакцией и установлен возрастной ценз 12+, в произведении Олега Кондратьева много слов, так сказать, передающих атмосферу общения моряков. Да, слова заточкованы или после первой буквы заменены эвфемизмом. Но, как говорится, все всё поймут. Так что, возможно, кому-то покажется не совсем оправданным с художественной точки зрения столь неэкономное использование соответствующего пласта русской лексики.
Дмитрий Кочетков