Все страньше и страньше…
(Алиса Льюиса Кэрролла)
Начало, да и большая часть романа – это именно что добротный английский роман: неспешный, детальный. Написана книга в 1980 году. Так что британская провинция во всей своей консервативной красоте, не подпорченной Интернетом и глобализацией, предстанет перед читателями. Правда, главный герой, от имени которого ведется рассказ, несколько странен. Вроде как у него есть паранормальные способности. Один из преподавателей частной школы даже втягивает его, своего ученика, в странный эксперимент. То ли чтоб подтвердить чтение мыслей, то ли чтоб опровергнуть все построения о предчувствиях и прочем ненаучном бреде.
Что вы хотите, это ведь конец шестидесятых, начало семидесятых. На Западе интерес к эзотерике цвел пышным цветом.
И, тем не менее, неспешная манера, несколько цветистый, я бы сказала, барочный стиль повествования, создают атмосферу.
Вроде ничего не происходит, жизнь героя-рассказчика течет, случаются некоторые события, не глобальные, частные, но исподволь меняющие все.
И читатель потихоньку начинает проникаться. Чем? Ожиданием, предчувствием бури. Или трагедии.
Но сначала происходит любовь.
Кто она такая? Конечно же, до невозможности странная девушка, особенно на взгляд обитателей английской провинции. Иностранка, которую не интересуют рецепты? Какой ужас!
Адамсу удалось показать страсть, которая затмевает разум и сводит с ума. И нет, герой не стал маньяком-убийцей, да и героиня тоже.
Просто что-то загадочное, инфернальное просачивается в обыденность и переворачивает с ног на голову восприятие книги.
Кстати, вот эта избыточная изящность слога и пышность предложений играет в ворота Лавкрафта, если вам что-то говорит это имя.
Адамс тоже не описывает и не объясняет на пальцах кто, что и зачем. Отрывочные, пугающие видения, ощущение обреченности, нервы, натянутые струной, необъяснимые поступки…
У зла нет лица и имени. Да и зло ли то было? Может, просто другая форма существования белковых тел? Или просто все сошли с ума, начиная с главного героя?
Не могу сказать твердо, но рекомендую эту книгу как раз любителям и поклонникам Лавкрафта, с его вычурными фразами, возвышенной трагедией и страшными Ктулху.
Светлана Маркевич