Няни в России были совсем особым социальным слоем... Для многих русских бар няня была единственной близкой связью с народом
(Н. А. Бердяев)
Книга "Няня" - это воспоминания известных деятелей русской культуры и науки 19-го-20-го веков о своих нянях. Среди многочисленных рассказов есть и повествования братьев Верещагиных - Василия Васильевича и Александра Васильевича.
Знаменитый художник В. В. Верещагин говорит, что няня Анна была для него "самою близкою и дорогою личностью". Он признается, что любил ее "больше отца, матери и братьев".
Кстати, по воспоминаниям братьев Верещагиных, родители их были людьми достаточно суровыми и нередко наказывали детей физически.
Александр Верещагин говорит, что няня Анна Ларивоновна (Василий Васильевич пишет - Ларионовна) любила господских детей "без памяти" и всячески скрывала от родителей их шалости и проказы. А скрывать приходилось, потому что, например, нечастое появление матери на детской половине "напоминало... появление директора гимназии в классах". Маленький Саша со страхом ждал прихода матери.
Узнав о том, что вскоре предстоит ехать на учебу в Петербург, Александр больше всего боялся расставанья с нянькой. Это казалось ему "невероятно страшным".
Александра Викторовна Потанина - этнограф, фольклорист, путешественница, член Русского географического общества - вспоминала, что ее няня Авдотья так рассказывала о Киеве, куда хаживала на богомолье, что девочка "начала также мечтать сходить пешком в Киев".
Александра Викторовна отмечает, что у няни было множество рассказов "исторического и сказочно-этнографического характера". (Не нянюшка ли в какой-то степени определила в будущем выбор профессии воспитанницей?)
А как Авдотья рассказывала сказки! Какие создавала образы! Иванушка-дурачок был у нее то наивным, то хитрым, то озорным...
А вот няня Татьяны Львовны Щепкиной-Куперник знала только одну сказку (и ту не до конца) - про Мальчика-Кувшинчика. Но, как считает писатель и переводчик Щепкина-Куперник, именно этот образ разбудил ее творческое воображение и фантазию.
За Ольгой Осиповной Садовской - актрисой Малого театра - в детстве ходила нянька Евпраксия. Она наизусть читала "Евгения Онегина". И ничего, как считала Евпраксия, в этом удивительного: была "при барышнях", слушала, как они его читали, и, в конце концов, выучила".
Вера Николаевна Фигнер, описывая домашнюю обстановку своего детства, отмечала, что среди "убийственной атмосферы казармы... единственной светлой точкой, одной отрадой и утешением была няня".
Няня... Именно она становилась первым педагогом ребенка, именно она закладывала "фундамент" будущей личности.
Книга исследует этот уникальный феномен - няня. Воспоминания, составившие сборник, еще интересны и тем, что дают представление читателю о семейном быте различных сословий 19-го-20-го столетий.
Светлана Титова