2017-06-03
Нина Дитинич «Тайна великого живописца»
Картина Ивана Николаевича Крамского «Неизвестная» в России не менее знаменита и не менее загадочна, чем «Джоконда» Леонардо да Винчи. Кто изображён на картине – до сих пор не известно. Художник утаил имя позировавшей ему женщины. Не сохранилось ни дневниковых записей, ни каких-либо других заметок о том, как он работал над картиной. Существует несколько версий. В качестве героини называют то горничную, а в последствии жену графа Бестужева Мартёну Саввишну, то грузинскую княжну Варвару Туркестанову, то дочь художника Софью, то морганатическую супругу императора Александра II Екатерину Долгорукову. Многие считают образ собирательным, представляющим эталон женской красоты для Крамского. Судьба самой картины была странной. Товарищество художников, в состав которого входил и Иван Николаевич, на показе картины в 1883 году не приняло это произведение. Сам Третьяков – знаток живописи и владелец картинной галереи – хоть и приобрёл «Неизвестную», но долгие годы не хотел её выставлять. И, наконец, как вокруг любого загадочного явления, появилась легенда, что картина приносит несчастья и не только подлинник, но и копии её держать дома опасно. Из запасников Третьяковки она была поднята лишь после революции 1917 года, а сегодня является одним из самых известных произведений И.Н.Крамского. Те, кто видел картину в Третьяковской галерее, знают, что от этого портрета прекрасной женщины (который сам художник называл «картиной») трудно отвести глаза. Отстранённо, чуть надменно, чуть грустно женщина, изображённая на холсте, будет смотреть на вас, в какой бы точке зала вы ни находились и с какой бы стороны на неё ни смотрели.
Загадка «Неизвестной» Крамского послужила сюжетом для написания книги современной писательницы Нины Дитинич. Но дело в романе «Тайна великого живописца» происходит не в XIX веке, а в наше время. В современной городе Стерляжинске появляется девушка, как две капли похожая на известный образ. И вокруг неё происходят убийства фотографа, художника, антиквара. Да и самой Маргарите грозит опасность, потому что в её тубусе хранится «Неизвестная» Крамского. Копия ли это знаменитой картины или подлинник? А если подлинник, то что же тогда в Третьяковской галерее? И почему Маргарита так похожа на даму, изображённую И.Н.Крамским? Ответы на все эти вопросы вы получите, как и водится в детективах, в конце романа. И, может быть, сюжет не покажется вам особенно затягивающим, но у вас будет возможность снова вспомнить прекрасный живописный образ и захочется полюбоваться портретом дамы, имя которой скрыл от нас художник.
Автор отзыва на книгу - Валерия Базлова.
Ярлыки: детектив, российская проза