Я представил себе счетчик.
05:08:32
В очереди на виселицу – 1851 человек. Я отпустил это видение, и цифры вместе с человечками растворились во мгле.
Детективы и триллеры, являющие серийных убийц пред очи читателям, призваны держать в напряжении во время всех поворотов сюжета (неужто?!), появления всех персонажей (а вдруг?!) и на всех страницах нервощекочущего текста. Модным стало словечко «саспенс», подчеркивающее, что тревога за судьбы человечества пред лицом маньяка будет только нарастать. До последней страницы.
По-моему, все или почти все литературные творения, составляющие триаду «саспенс – триллер – детектив», очень киногеничны. Они так и просятся на экран, чтобы захватить до дрожи сидящих перед телевизором или в кинозале зрителей, желающих испытать крепкие эмоции и сильные чувства. Книга Джеймса Кэрола – не исключение. Недаром киностудия Стивена Фрая планирует снять по книгам этого автора телесериал. Роман «Смотри на меня», вышедший в новой серии «Мастера саспенса», вполне укладывается в ту литературу, которую характеризуют наличием напряженного динамичного повествования и неожиданной развязки.
Хотя у любого жанра есть традиционные моменты, излюбленные приемы и повторяющиеся детали. То, что и объединяет разные произведения по принципу принадлежности к одному жанру. И то, что может стать даже предметом для пародии.
В триллере время как бы сжимается, становится необходимым действовать в жестких временных рамках. И может быть элемент игры, кровавой и ужасной, но игры. Маньяк как бы говорит: «Я сделал свой ход в этой партии, теперь ваша очередь». В убойном боевике излюбленным приемом могут быть часы с обратным отсчетом. До взрыва 10 секунд, 9, 8, 7... Попробуй главный положительный герой обезвредить бомбу раньше, чем за 1,5 секунды до взрыва, эпизод пришлось бы переснимать! Закон жанра, так сказать. Джеймс Кэрол также вводит в повествование часы с обратным отсчетом. Изначальные улики – это видеозапись и ссылка на недоделанный сайт с палочками из игры в виселицу.
Дислокация на литературной местности даёт следующие результаты. Солнечная Луизиана. Городок Игл-Крик. Успешный адвокат Сэм Гэллоуэй в качестве убитого. Конечно, маньяк не убивает своих жертв гуманным способом. Наоборот, Гэллоуэй был сожжен заживо. Ужас, который надо расследовать и прекратить появление подобного впредь.
Дело расследует Джефферсон Уинтер, специализирующийся на серийных убийцах. Мудрый человек ему сказал однажды, что спасение мира начинается со спасения каждой отдельной жизни. Именно этим Джефферсон Уинтер и занимается. Спасает жизни и мир. А работы у него много. Только в США, как сообщается в представленном романе, активны не менее ста серийных убийц. А ведь маньяки живут не только в США... В общем, Уинтер выполняет работу, конца которой не видно, к радости поклонников триллера. Правда, жаль литературных жертв литературных психов. Впрочем, должен признаться, что Джефферсон Уинтер не так меня впечатлил, как харизматичные сыщики и следователи классического детектива. Но что поделать? Самое главное, чтобы специалист по серийным убийцам был эффективен в области своей профессиональной деятельности.
Тем не менее, книга Джеймса Кэрола захватывает, читается легко и быстро. Не знаю, сколько бы виртуальных висельников могло появиться за время прочтения вами романа, но их число точно не превысило бы минимально возможных значений.