В век изобилия товаров и услуг походы по магазинам перестали быть утомительной рутиной. Современный торговый центр – это яркий заманчивый мир, заглянуть в который приглашают броские неоновые вывески, креативные баннеры и плакаты, предлагающие всевозможные скидки и акции. Божественные ароматы свежесваренного кофе и горячего шоколада, что источают уютные кофейни, просто не позволят вам пройти мимо. Здесь вы можете неспешно прогуляться вдоль искусно оформленных витрин, оценить убранства залов в период праздников, потолкаться в переполненных ресторанах быстрого питания, поучаствовать в конкурсах и лотереях, посетить фитнес-клуб или салон красоты, посмотреть кинофильм. Иными словами, провести время интересно и с пользой. Но мало кто знает, что подобные развлечения стали возможны благодаря одному человеку – смелому, обаятельному и творческому Гарри Селфриджу, талантливому управленцу, сформулировавшему основное правило сферы обслуживания: «клиент всегда прав».
Порывистый, дерзкий, элегантный, он жил по принципу «жизнь такова, какой ее сделаешь ты». И у него получилось, несмотря на недоверие и насмешки конкурентов, открыть на рубеже веков уникальный универмаг, ставший третьей по популярности достопримечательностью Лондона, после Вестминстерского аббатства и Тауэра. Магазин мечты, где ошарашенных клиентов ждали неслыханные для той поры нововведения: голливудские улыбки на лицах безупречно обученного персонала, роскошная меблировка комнат, первые рекламные акции и модные дефиле, сезонные распродажи, камеры хранения, открытые демонстрационные прилавки, отделы товаров по сниженным ценам, озелененные зоны отдыха, парикмахерская, ночная подсветка витрин. Посетить его магазин означало на целый день выбраться в свет.
Жизнь Гарри Селфриджа, о которой повествует книга, длинная и насыщенная, проходившая в окружении очаровательных женщин и «звезд» первой величины, напоминала приключенческий роман, но в ней, как и в жизни обычного человека, было все: взлеты и падения, богатство и нищета, радость успеха и боль утрат. Удивительная наивность и череда необдуманных решений привели к тому, что человек, внесший революционный вклад в мир торговли, умер всеми забытый в нищете в крошечной квартирке на окраине Лондона. Но его детище, универмаг «Selfridge's» продолжает поддерживать свою репутацию, оставаясь самым оригинальным и изысканным магазином современности.