Татьяна Степанова – опытный детективщик с двадцатилетним стажем. Я читала практически все её книги, и на протяжении долгих лет моё отношение к ней менялось. Сначала мне не нравилось обилие милицейской специфики. Потом было всё просто прекрасно, позже её понесло в мистику, что тоже не всегда было хорошо. А под конец я решила уже, что Степанова исписалась, потому что предложения становились все короче, герои всё более картонными, а сюжеты всё менее запоминающимися.
И вот своей новой книгой она приятно поразила меня. Даже сюжет еще (спустя пару недель) не вылетел из головы. Но не потому, что он (сюжет) так уж оригинален. Убийство шофера богатой семьи, темным вечером, недалеко от их загородного дома. Выглядит всё это как обычное ограбление. Ах, денег не взяли? Ну тогда это убийство на национальной почве, ведь покойный был приезжий и нерусский. Ах, его даже не избили, а аккуратно застрелили и гильзы подобрали? Ну и что? Кому охота копаться в таком бесперспективном деле… И только одна полицейская дама роет землю, да подружке своей из пресс-центра ГУВД рассказывает подробности. Разумеется, не все так просто оказывается и с этим убийством, и с другими инцидентами. И вот скажите мне, что оригинального в таком сюжете??? Да он просто избит до синяков!!!
Но! Степанова ясно обозначает свое негативное отношение к воцарившейся в нашем обществе вакханалии нетерпимости. В книге есть несколько колоритных второстепенных персонажей, например бородатая женщина. Ну вот не повезло ей! Природа так зло пошутила, что сильные гормональные нарушения привели к повышенной волосатости. Спасибо популярности Кончиты Вурст, можно слегка оформить бороду и петь в кабаке под фонограмму. Заработок неплохой, правда и побить могут, приняв за извращенца. И никакой тебе личной жизни, конечно.
Есть еще несколько неприятных фигур из чиновников и активистов неких движений за чистоту расы и прочие возвышенные ценности. Занимаются они размышлениями о том, что бы еще запретить и как на этом пропиарить себя, любимого. И наливаются при этом такой священной ненавистью, что аж страшно становится. А главная героиня, как всегда, – Катя Петровская, нестареющая красавица. Татьяна Степанова так же, как Ф.Д.Джеймс, известная английская писательница, отказалась от изменений в своём любимом персонаже. Годы идут для нас, но не для неё.
Так получилось, что я прочитала статью П.Басинского об Акунине вот только что. Пишет он о том, что по сложившейся еще в девятнадцатом веке традиции, «чтиво» (детективы, куртуазные романы, приключения) не должно отражать личных взглядов писателя на политику и идеологию. Читателю такой «комфортной» литературы не стоит отвлекаться от сюжета. Акунин мастерски нарушил традицию. Степанова тоже в меру таланта хочет донести до массового читателя совершенно правильную мысль: нельзя с человеком обращаться бесчеловечно!