Люди, пытаясь имитировать случайность, ведут себя предсказуемо. Это доказала «Машинка для чтения мыслей» Клода Шеннона. Но об этом позже.
Сначала предположим, что вы обратились к представленной книге. На ней написано: «Практическое руководство». Ваша реакция? Ждете скучного пособия и поэтапных алгоритмов “кого-угодного перехитрения” или научно-популярную книжку, отнюдь не зовущую вас к немедленному действию по предложенной формуле? Не знаю, насколько это предсказуемо, но правы те, кто выбрал второй вариант. Автор буквально сыплет терминами из тенниса, бейсбола, американского футбола, баскетбольного тотализатора. И всё для того, чтобы книгу было нескучно читать. Где-то было написано, что книга Паундстоуна – популярное чтение, «поданное под сладким соусом». Опять же не берусь судить, но привыкли же мы к соусам «Анкл Бенс», казавшимся страшной экзотикой лет 20 назад. Так что переварим и другие примеры из американской жизни. Тем более что материал по статистике, теории игр, теории вероятности излагается Паундстоуном занимательно и чрезвычайно просто. Просто и занимательно для всех, а не только для американцев. Поэтому его книга читается легко, быстро и без напряжения.
Теперь вернемся к машинке для чтения мыслей. Даю краткую справку по материалам книги Паундстоуна.
Предсказывающая машина представляет собой коробку из оргстекла размерами 30 x 30 см., с непрозрачной черной крышкой. Верхняя квадратная часть напоминает лицо. Две лампочки вместо глаз, кнопка вместо носа и красный тумблер в черной щели рта. Память машины составляла всего 16 бит, то есть 2 байта или 0,0000000018 гигабайта. И этого оказалось достаточно, чтобы победить человека, даже если игрок хитрил и мудрил. Машина играла в игру «сравнение монет», которой развлекались дети на школьном дворе. Два игрока зажимали в кулаках монетки, орлом или решкой вверх, а затем одновременно открывали их. Заранее договаривались, кто выиграет, если положение монет совпадет выигрывает один; если не совпадет выигрывает другой. Чем дольше человек играл с машиной, тем лучше она угадывала его мысли.
Итак, предсказывающая машина – карикатура на наши ухищрения: для нее люди до нелепого механистичны, у них короткая память и недостаток изощренности.
Когда человек делает выбор в условиях неопределенности (пытается угадать номер в лотерее, ход противника в камень/ножницы/бумага, сфальсифицировать финансовый отчет и т.д.), этот выбор часто бывает шаблонным и его можно, до некоторой степени, предсказать заранее. Как и в игре «Камень, ножницы, бумага»…
Впрочем, как именно обстоит дело в этой игре, сейчас говорить не стоит. Сами прочитаете. В общем, развлечетесь. И не только! Уильям Паундстоун обладает даром извлекать из психологии и поведенческой экономики практические советы и доказывает: прогнозировать легко, приятно, а иногда и прибыльно!