книга из библиотеки ЛитРес
«Маленький город у дальнего ледяного моря. Трое детей, которые любят гулять там, где не следует, находят и спасают раненого мальчика. Вскоре они понимают, что их новое знакомство может оказаться опасным. А тем временем в городе убивают детей, и только трое друзей могут знать, кто это делает. Спустя многие годы им придется снова собраться вместе, чтобы преодолеть воскресшее прошлое», – вот такая аннотация у книги.
В безымянном городе О. многие опознали Ошу, самый северный сахалинский городок. Автор и сама там жила, так что книга в некотором роде модный автофикшн. То есть, вымышленная история про вымышленных людей, но на своем личном, проверенном материале.
Книга страшноватая, вязкая, тягучая, затягивающая в натуральное безумие. Тут нет стремительных погонь с перестрелками, расследований маньячных дел. Тут есть прошлое, неотделимое от настоящего, тут есть время, которое застыло и люди завязли в нем, как мухи в янтаре.
Многие критики заметили сходство общей канвы с романом «Оно» Стивена Кинга. Компания детей из неблагополучных семей, их борьба с неким древним злом, взросление, новая встреча уже взрослыми, чтобы добить, так сказать, недобитое зло.
Шаинян в отличие от Кинга не делает чётких разбивок на главы прошлое-настоящее. Даже абзацы ненадежны, вот взрослая Яна говорит со взрослым Филиппом, а вот уже слетает с крыльца и несется в стланники десятилетняя девчонка.
То есть, самое натуральное нелинейное повествование.
Автор очень умело нагнетает эмоции и давящее ожидание беды. Она не описывает словами, а подает через ощущения тела героев. Оттого, когда читаешь, у тебя может так же холодеть в животе, дрожать руки. А туман, ох, этот морской туман, который так и норовит забраться в голову и изменить реальность, подменить фигуры, черное на белое, хорошее на плохое.
Карину Шаинян не так волнует природа мистического зла (сакраментальное, а был ли Голодный Мальчик???), как природа зла бытового, обычного, не кровавого, бесконечный круговорот бытового насилия, атмосферы нелюбви и холода.
Вообще, это странным образом сочетается с ностальгией по советскому детству, когда все ходили с ключами на шее. Время действия – середина восьмидесятых и начало двухтысячных. Я бы сказала, что тосковать по бесприютному детству героям точно не приходится. А вот что испытают читатели?
Если вам нравится чёткая структура, логичный сюжет, здесь правые, тут виноватые, эти хорошие, а те – плохие, то не открывайте «С ключом на шее», никогда-никогда, заклинаю вас!
Я не могу с уверенностью причислить роман ни к одному из жанров. Мистический триллер? Хоррор? Мальчишеские ужасы? Просто отличная проза?
А вот если вы никуда не спешите и желаете с чувством, с толком, с расстановкой немножечко сойти с ума, погрузиться в затхлую, несмотря на пронзительные ветра, атмосферу маленького города, то вам сюда. Здесь пахнет нефтью, соленым океаном, торфом и безнадежностью.
Маркевич Светлана
![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
| Стивен Спотсвуд «Фортуна на стороне мертвеца» | Юлия Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?» | Камилла Стен "Мёртвый город" | Ричард Адамс «Девушка на качелях» |