
Третья книга про «сыщика» Мурина, которая на самом деле оказывается хронологически первой. 1812 год. Ротмистр Мурин вместе со своей частью входит в Москву, покинутую Наполеоном и его войсками. В сожженную Москву. Но еще на подходе он натыкается на самосуд. Дурно одетые, разномастные люди – партизаны, вероятно – расстреливают пленных французов. Ибо лень тащить их куда-то, да и просто нравится убивать.
Происходит некрасивая сцена с дракой. Но болезненно уязвленный нарушением всех правил чести Мурин спасает одного французского офицера. Юный ротмистр еще познакомится с множеством некрасивых сторон войны. Ему нет и двадцати, романтика еще плещется в голове, не выбита даже тяжелым ранением.
Кстати, этот самый пленный француз и расскажет Мурину о зарождающейся сыскной полиции Сюрте. Они там долго блуждают вместе в поисках нужного места. О методах поиска преступника, отличных от «бежать, хватать и кулаком выбить признание». Юный ротмистр с любопытством впитывает новые знания.
Они пригодятся ему, чтобы расследовать загадочное преступление.
Гусарам поручают патрулировать улицы полуразрушенного города. Проблем хватает: мародеры, возможные французы, перепуганные люди.
И тут вдруг крики о помощи из окна дома. Женским голосом. На французском. А потом непонятный кавардак, взрыв, дым, падение, посторонние трупы и раненые.
Мурина цепляет какое-то несоответствие. А может романтические бредни. Только в девятнадцать лет можно вообразить себе всепоглощающую любовь между жертвой и нападавшим. Колечко опять же…
Так и началось первое дело сыщика Мурина.
Яковлева как всегда на высоте. Читается книга, как исторический роман, настолько прописаны детали, стилизована речь, мотивация героев. Но не чрезмерно! Объем невелик, не пугайтесь, длинных витиеватых предложений не будет, скорее разговорная речь, тщательно очищенная от современной лексики.
История вышла детективной совсем чуть-чуть. Скорее это захватывающий историко-приключенческий роман, вещный и зримый. Как будто высококлассное кино посмотрела, честное слово.
Единственно, не стоит ждать лёгковесности ретро-детективов последних лет. Яковлева достаточно жёстко и реалистично подает картину разрухи, всеобщего недоверия, страха, неуверенности не то что в завтрашнем дне, а в следующей минуте. Убьют, не убьют? Покалечен будешь или цел останешься? Душевные раны вообще не счёт…
Возрастные ограничения наложены из-за ненормативной лексики и некоторых кровавостей.
Маркевич Светлана