Мы живем, потому что надежда обращается к памяти, и обе нам лгут. Д.Байрон
Прочитав название и аннотацию, я первым делом возмутилась! Но ведь плагиат с «Поворота винта» Генри Джеймса не может быть настолько наглым, подумала я. Значит, это то, что сейчас называют ретеллингом. Новое прочтение. Что ж, получилось неплохо.
Надо отметить, что сюжет с бедной гувернанткой, готической усадьбой, семейными скелетами в шкафах и вредными детишками избит до синяков. Даже «Джен Эйр» была не первой, увы-увы.
«Поворот ключа», разумеется, отличается. Книга построена на флешбэках, то есть финал истории мы уже знаем – все закончилось очень плохо – повествование возвращает читателя в недавнее прошлое. Рывками, не совсем линейно, потому что это как бы письма обвиненной в убийстве няни из мест заключения.
«5 сентября 2017 года
Уважаемый мистер Рэксем!
У вас есть дети? Или любимые племянники? Если так, позвольте мне апеллировать к вашим
Уважаемый мистер Рэксем!
Пожалуйста, помогите. Я никого не убивала.
7 сентября 2017 года
Тюрьма Чарнворт
Уважаемый мистер Рэксем!
Вы не представляете, сколько раз я начинала писать это письмо, пока наконец не поняла: волшебной формулы не существует. Я не могу заставить вас выслушать мою историю. Поэтому постараюсь изложить все на бумаге, сколько бы ни понадобилось времени, хотя это невероятно сложно, и я могу все испортить. Я просто расскажу вам правду.
Меня зовут… Я останавливаюсь, и мне вновь хочется разорвать письмо на мелкие клочки.
Стоит вам узнать мое имя, и вы поймете, чего я от вас хочу. О моем деле писали газеты, моим именем пестрели заголовки, мое искаженное отчаянием лицо смотрело на вас с первых полос. Они уже обвинили меня и вынесли приговор, почти равносильный приговору суда. Боюсь, что, если назову свое имя, вы не захотите со мной связываться и выбросите это письмо. Я вас не виню, но умоляю, выслушайте.»
Ну а дальше история, рассказанная от первого лица, течет довольно плавно, не считая ударного финала и нервного напряжения героини, переданного автором очень здорово. Захватывает, да еще как! И дом-усадьба оказывается с секретом, современным секретом. Это «умный дом», напичканный сенсорами, камерами и робототехникой. И дети те еще монстрики. И родители с подвохом, а уж как непроста сама няня…
Светлана Маркевич