Жил на свете мальчик. Дурак дураком, как все. А потом – хоп! – и открыл для себя, ну, скажем, Пикассо.
(Автор книги)
Прямо под названием и мрачноватой картинкой, на обложке завлекательно написано: «Финалист премии Большая книга». Ну, финалист, не лауреат, да и книга была не эта, а предыдущая. Издательские игры.
Что ж, иногда они тоже к добру. Знакомят нас, читателей, с новыми авторами. Когда бы мы раньше узнали пермского паренька с рабочей окраины? А он юморист, однако. Вот что написано в Википедии (им самим, надо полагать): «Родился в 1986 году в Перми, на окраине города. Большую часть жизни провёл в районе «Пролетарки». Детство прошло бурно, был побег из детского сада, сменил пять классов и две школы. Завершив обучение в школе, окончил обучение в профессиональном техническом училище, получил специальность «Автослесарь». В разные годы трудился могильщиком на кладбище, в ночном клубе охранником, дворником, на заводе формовщиком. В дальнейшем стал работать публицистом, активно трудится журналистом-фрилансером. Пишет в основном для интернет-журнала «Звезда». Любит хорошее кино и покушать пельмени».
Чем-то рассказы Селукова напоминают Прилепина. У него тоже много маргинальных персонажей, отвязных девчонок и простых рабочих пацанов. Но! Есть интересное отличие. Проза Селукова намного, намного добрее! Его поддатые сидельцы дарят игрушки случайным людям. Погруженные в быт мужики вспоминают, что они люди, да и вообще мечтали стать космонавтами, а не вот это все. Его альтер эго похищает тайный орден читателей, чтобы наказать за то, что он не желает писать о высоко-духовном. Не хочет об интеллигентах в филармонии, а строчит про всяких люмпенов, алкашей и неумеренно матерится.
Разгул фантазии автора удивительный. Его постоянно заносит в будущее, далекое и близкое. Многие рассказы можно отнести и к абсурдизму, и к научной фантастике, и к постапокалиптическим бредням.
Местами смешно, местами страшно, местами неприятно, как от неуместной правды, вываленной прилюдно. Мог бы красиво соврать, но не стал, вот такое ощущение.
Язык автора обманчиво прост, местами грубоват, но не чужд метафор, интересных поворотов. Селуков странным образом заставляет увидеть хорошее в плохом и наоборот.
Литературное мастерство я оценила. Содержание тоже. При том, что рассказы совсем не сказочные, часто печальные, я не почувствовала безнадежности, злобы и беспросветного отчаяния, что давно доминируют в российской прозе. После прочтения Селукова не возникает желания удавиться или взять и перестрелять всех вокруг.
Честь ему и хвала за это. Но рейтинг 18+ оправдан. Хотя кое-что выборочно я бы подсунула почитать совсем юным, для вразумления.
Светлана Маркевич