Каждый делает, что в его силах, и делать это надо как можно лучше. Не всегда получается…
(Цитата из книги)
Одна из первых книг мастера. В ней он еще нащупывает свои темы. Но! Уже великолепный язык, уже захватывающий сюжет, уже тема, затрагивающая самые глубинные и потаенные пласты мыслей и страхов человеческих.
Кстати, никаких монстров. Первые три книги Кинга можно было бы объединить подзаголовком «паранормы».
Главный герой, человек с характерным именем Джон Смит (то есть практически никто и каждый), попадает в аварию, получает травму головы, впадает в кому, выходит из комы и обретает возможность видеть будущее того, к кому он прикоснется. Или к вещи, которую долго носил человек.
Думаете, парню привалило счастье и он весь в шоколаде? Не-а.
Для Джона прошел один день, для всего мира – четыре года. Любимая вышла замуж, мать окончательно подвинулась на религиозной почве, в президентах какой-то хорек, за которого политически активный Джон не голосовал. Четырехлетняя кома – это на самом деле не то, что показывают в сериалах. Не встал и побежал на подвиги, нет, сначала пройди мучительную терапию, операции, снова терапию. Тогда поднимешься до инвалидного кресла…
Молодой Кинг тщательно подготовился и прекрасно написал свой второй роман. Настолько достоверно показан герой! Его мечущиеся мысли, клубок забот: родители, пропавшие годы, тоска по утраченному, физическая боль и видения чьих-то несчастий и смертей. Внезапная и нежданная слава предсказателя (люди никогда не умеют держать язык за зубами) нисколько не радует Джона Смита. То есть сначала он наивно пытался помочь, предостеречь, даже ввязался в ловлю маньяка. Тут появляется одно из значений термина «мертвая зона».
В этой самой зоне для Джона находятся названия и места действий, они невидимы, потому что в его поврежденном мозгу эта часть пострадала сильнее.
Но в целом, если задуматься, можно найти много других, метафорических смыслов в заглавии. Для Грега Стилсона, который вроде как антагонист (хотя персонажи не знают друг о друге), в мертвой зоне восприятия находятся доброта, милосердие и прочие благоглупости. Зато жажды власти хоть отбавляй.
Короткие вставки с этим действующим лицом начинаются с эпизода, когда он еще молод и пробавляется разъездной торговлей библиями. Улыбается клиентам и забивает ногами брехливую собаку после. С удовольствием.
Из книг Стивена Кинга, как я неоднократно отмечала, можно узнать массу бытовых мелочей, которые и составляют, собственно, жизнь человеческую. Я лично познакомилась с предвыборной компанией Соединенных Штатов, которая не изменилась с семидесятых ни разу. Все так же, как и прежде, кандидаты в губернаторы-сенаторы-президенты ездят по городам и селам, рассказывают о своей предвыборной платформе, расточают голливудские улыбки и обещания… И рукопожатия.
Так Джон Смит и сталкивается с мистером Стилсоном, ныне кандидатом во что-то важное. И видит жуткое пророчество: этот косящий под своего рубаху-парня, простоватый с виду человек станет президентом и приведет мир к ядерной катастрофе.
Тут для нашего героя наступает время тяжелейшего выбора. Что делать? Как предотвратить то, во что никто не поверит? Как убедить серьезных людей (Джон успел обзавестись влиятельными друзьями) в том, что этот «клоун», которого никто всерьез не воспринимает, реально опасен?
Прочитайте и узнаете сами, скажу я в лучших традициях аннотаций от издательства АСТ.
Добавлю еще, что Стивена Кинга в целом невозможно считать жанровым писателем. Отбросьте титул Короля Ужасов. «Мертвая зона» и еще несколько его книг поднимают планку жанра, возвышаются до серьезной прозы, ставящей вечные вопросы об ответственности и жертвенности, любви и доверии, власти и силе, жизни и смерти. Вопросы больные, некомфортные, опасные, но необходимые для истинной зрелости души.
Светлана Маркевич