"Поцелуй анаконды" - сборник ретродетективных рассказов, действие в которых происходит в начале 20-го века в Ставрополе. Клим Пантелеевич Ардашев - присяжный поверенный, виртуозно раскрывающий, подобно Шерлоку Холмсу, казалось бы, самые запутанные преступления.
Конечно, читатель вправе спросить, почему же расследованием занимается адвокат? Дело в том, у него был свой способ ведения дел: "оправдывать клиентов, отыскивая настоящих преступников". Вот он их и находил, чтобы снимать обвинения с напрасно подозреваемых, как, например, произошло в рассказе "Обезглавленный пассажир".
...Ставрополь в панике: по улицам разъезжала повозка с обезглавленным мертвецом, которого опознали как известного в городе купца. Горько рыдала вдова, а под подозрение попал кредитор убитого. И только у Ардашева версия полицейских вызвала сомнение. И он был прав: убитый оказался ... живым и даже пытался получить по векселю деньги в банке. На что только не идут люди, чтобы долги не отдавать!
Похожи мотивы преступлений в рассказах "Загадка Амфиокса" и "Поцелуй анаконды". Это месть.
В первом случае убивают директора гимназии за то, что когда-то он присвоил чужой научный труд и издал его под своим именем; за это в конечном итоге и поплатился.
Весьма занимателен рассказ, давший название сборнику.
Скончался директор цирка, задушенный питоном. Во время вечернего представления погибли два артиста: на глазах публики разбился канатоходец, а медведь разорвал дрессировщика. Несчастные случаи? Присяжный поверенный усомнился и провел свое расследование.
Преступницей-убийцей оказалась очаровательная артистка цирка, которой двигало желание мести. И прослушав рассказ ее, вполне можно понять мстительницу. Как говорят в таких случаях, она заслуживает снисхождения...
Название "Замок с привидениями", конечно же, настроит читателя на мистический лад. Будет здесь элемент таинственного, которое окажется самым что ни на есть реальным.
Чтобы сбить цену на продававшийся замок, можно туда и привидение запустить. Глядишь, и отсеется часть покупателей, а продавец сговорчивей будет. Впрочем, рассказ не только об этом...
Со многими человеческими пороками столкнулись персонажи книги при расследовании дела Бубнового короля ("Бубновый король"). Весьма и весьма сложной была комбинация, выстроенная неким господином Лесгафтом. Но не для Ардашева.
Один из героев рассказа предполагает, что преступников через сто лет не будет вовсе. "Жизнь изменится, люди поумнеют, новая техника заполнит мир"... - рассуждает он. "... но человеческая сущность останется прежней",- парирует другой персонаж произведения. Прав он? Вопрос риторический.
Светлана Титова